Полимодальная супервизия что такое

Самарин Г.В. Полимодальная супервизия с точки зрения трансактного анализа

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА

Трансактный анализ, разработанный Э. Берном, является реконструкцией личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, формирования новой системы ценностей и достижения автономной гармоничной личности.

Инструменты трансактного анализа в интерпретации динамических процессов, происходящих на супервизии, существенно обогащают и расширяют возможности полимодальной супервизионной группы.

Работа супервизионной группы с точки зрения трансактного анализа сопровождается сериями трансакций, критерием которых является целесообразность и эффективность. Серии простых дополняющих «взрослых» трансакций называются процедурой.

Супервизия — это процедура, которая происходит под руководством Взрослого эго-состояния специалистов и ведущего группы. Однако в структуре супервизии можно отметить и ритуалы.

Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность способ структурирования времени, согласно Э. Берну. Ритуал — это стереотипная серия простых дополняющих трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Супервизор в супервизионной группе имеет официальный статус и на время работы группы управляет ею и жестко следит за соблюдением этических норм, правил и принципов супервизии.

С точки зрения трансактного анализа, на супервизора возлагается задача соблюдения процедуры и структурирование времени. Трансакции в процедурах направлены на достижение определённых целей — структурирование времени и получение воздействий от окружающих.

В работе супервизионной группы есть определенные ритуалы, функцией которых является утилизация конкурентной динамики. Этой цели служит проговаривание ведущим принципов и правил, напоминание целей супервизии, отбор заявок, в ходе которого конкурирующие участники договариваются об очередности рассмотрения их случаев. Серии трансакций, которые возникают в процессе работы супервизионной группы можно рассмотреть в контексте шестифокусной модели супервизии.

В каждом фокусе могут возникать динамические процессы, осознание и интерпретация которых зависит от профессионализма и проработанности супервизора [2]. Каждый фокус внимания возможно интерпретировать с точки зрения трансактного анализа. Благодаря такому подходу:

Ведущий создает условия для осознавания участниками группы процессов, происходящих в терапии в каждом рассматриваемом случае. Важно создать возможность для осознавания этих процессов самим специалистом, предоставляющим случай, интерпетировать групповую динамику [2].

Роль супервизора — отслеживать и обращать внимание участников супервизионной группы на скрытые и перекрестные трансакции и интерпретировать их. Ведущий группы — супервизор, находясь во Взрослом эго-состоянии должен создавать условия для проективной идентификации участников группы со специалистом, чтобы препятствовать «заражению» материалом клиента. Супервизор обращается ко Взрослому эго-состоянию участников супервизионной группы.

Негативным аспектом групповой динамики, мешающим достижению цели супервизионной работы, является бессознательное сопротивление специалиста, предоставившего свой случай на супервизию. Оно может быть вызвано страхом адаптивного Ребенка или ригидного Родителя, боящегося осуждения супервизором или участниками группы. Другим негативным процессом в групповой динамике могут быть конкурентные тенденции между участниками группы, когда конкурирует ментор–Родитель и бунтующий Ребенок. Для нейтрализации этих тенденций существуют ритуалы — оглашение правил супервизионной группы и контроль их исполнения со стороны супервизора.

В интерпретации групповой динамики также гармонично и эффективно можно использовать методологию трансактного анализа. Интерпретируя психический процесс, объединяющий группу, можно воспользоваться характеристикой пинков и поглаживаний, интерпретацией трансакций и анализом переносов и контрпереносов, сценарных посланий.

Рассмотрим уровни работы супервизионной группы с точки зрения трансактного анализа.

1 уровень — клиентский.

Внимание группы сосредоточено на клиенте и процессах с ним происходящих. На этом уровне группа может прояснять структуру личности клиента и проследить ее динамику в процессе терапии.

Вопросы группы относительно первого фокуса могут быть направлены и на прояснение жизненной позиции и сценария клиента (скрипта).

2 уровень — супервизионный.

Внимание группы сосредоточено на процессе консультирования, взаимодействии между клиентом и специалистом, способах и результатах работы.

Взаимодействие специалиста с клиентом можно представить в виде общей системы ценностей (Родителя), понятными рабочими инструментами (Взрослого) и взаимной симпатией (Ребенка).

Вопросы группы с точки зрения трансактного анализа проясняют процессы трансакций, переноса и контрпереноса. Эрик Берн определил «классическую реакцию переноса» в виде пересечения трансакций, где стимул идет от Взрослого эго-состояния терапевта к Взрослому эго-состоянию пациента, а ответ из эго-состояния Ребенка пациента направлен к Родителю терапевта (перенос). А когда на исходящий стимул от Взрослого пациента к Взрослому терапевта даётся реакция Родителя в состояние Ребенка пациента — это контрперенос. Обсуждение группой данных трансакций, их интерпретация могут пролить свет на затруднения специалиста в коммуникации с клиентом.

Ценным инструментом для интерпретации профессиональной коммуникации специалиста является анализ затруднений с точки зрения треугольника Карпмана.

При рассмотрении случаев на супервизионной группе, в процессе работы которой участники могут присоединиться как к клиенту, так и к специалисту. Динамика группы отзеркаливает в данном случае роли драматического треугольника Карпмана, который сложился в работе специалиста с семьей. Высказывания участников группы и интерпретация динамики супервизором из состояния Взрослого позволит сделать очевидным процесс формирования профессионального затруднения специалиста.

На 3-м, личностном уровне, в поле внимания группы попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста связанные с его чувствами, состоянием. В результате работы группы на третьем уровне с точки зрения трансактного анализа возможна идентификация эго-состояния и динамика эго-граммы специалиста в процессе консультирования «там и тогда».

Специалист на приеме стремится к своему Взрослому. Он чувствует границы собственных возможностей в отношениях с различными типами клиентов. Обычно перед супервизией специалист испытывает тревогу, которая является мощным ресурсом супервизионного процесса. Это делает супервизионный процесс глубже, интереснее, эффективнее.

Особенно интересным, творческим и эффективным нам представляется анализ игр. Осознание скрытых мотивов и наличие выигрыша дают возможность найти причины затруднения специалиста, предоставляющего случай на супервизию.

Игры — неотъемлемый и динамический компонент бессознательного жизненного плана или сценария каждого человека. Человеческая психика не выдерживает огромного напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому по большей части, жить в обществе — значит играть в игры [1]. Игры характеризуются скрытыми мотивами и наличием выигрыша от социальных контактов для поддержания физического и психического равновесия. Э. Берн предлагает определенную структуру анализа игр, которая включает название, тезис, антитезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и вознаграждения. Игра, как серия следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, имеет скрытую мотивацию. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

Игры, которые постоянно разыгрываются в кабинете психотерапевта, наиболее важны для профессионального анализа. Их можно изучать, непосредственно наблюдая на приеме, или при рассмотрении случая на супервизионной группе. Во время рассмотрения случая на супервизионной группе игру клиента можно распознать с помощью динамических процессов, а также интерпретировать игры, происходящие в кабинете специалиста, определив тезис и антитезис. Психодинамические процессы в группе могут отражать психодинамические силы, стоящие за игрой, а интерпретация эмоционального состояния участников группы может дать информацию о выигрыше «Водящего».

Таким образом, трансактный анализ, являясь одним из эффективных психоаналитических подходов, позволяет существенно расширить палитру возможностей полимодальной супервизии.

Источник

Лях И. В. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ: ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель комитета по супервизии ОППЛ,
Действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦСОППЛ в Западной Сибири,
руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ, г. Новосибирск

Основная задача супервизии — улучшение качества работы специалиста с клиентом. [1] [2] Данная цель часто достигается через осознавание нарушений в коммуникации между специалистом и клиентом. Технология осознавания, профессиональной рефлексии коммуникационных нарушений представляет собой достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки и доступный только проработанным специалистам. Для запуска процесса осознавания необходимо определенное внутреннее динамическое напряжение, благодаря которому появляется психическая энергия для осмысливания, обозначения и объективизации процесса.

Рассмотрим условия, при которых возникает необходимое динамическое напряжение. В качестве исходного материала для размышления обратимся к привычному контексту работы специалиста с клиентом. Подавляющее большинство клиентов психологов и психотерапевтов имеют довольно низкий уровень эмоциональной и коммуникативной дифференцированности, многие имеют личностное расстройство в той или иной форме. При слабой эмоциональной и коммуникативной дифференциации механизм осознавания коммуникации нарушен, работает недостаточно хорошо. Процесс коммуникации запускается следующим образом: человек распознает некий сигнал, исходящий от другого человека, определяет его, обозначает и наделяет смыслом. Коммуникация не является односторонней, поведение в коммуникации корректируется в зависимости от сигналов, посылаемых другим человеком.

Качество осознавания коммуникативных процессов непосредственно связано с имеющимся опытом: человек, имеющий большой опыт травмирующего взаимодействия, осознает все происходящее через призму своей травматизации — распознав сигнал, исходящий от другого, он определяет его для себя с соответствующим искажением и наделяет тем смыслом, который коррелирует с его предшествующим опытом.

Практика клинической работы показывает, что нарушения в коммуникации и в распознавании сигналов другого человека имеют порядка 80% жителей крупных городов: у некоторых они проявляются постоянно, у других — в определенных ситуациях.

При работе с клиентом задача специалиста состоит в том, чтобы понимать, что происходит с этим человеком во взаимодействии. Инструментом простейшего познания является идентификация и интерпретация через поиск сходного в собственном опыте, при этом разнообразие опыта позволяет лучше ориентироваться в происходящих процессах. Добиться изменения коммуникативного стереотипа возможно только в том случае, если у клиента есть проблема, которая осознается им как личное затруднение. Ведь нередко бывает, что проблема в коммуникации есть не столько у клиента психолога или психотерапевта, сколько у его родственников, которые и приводят его на консультацию. Одна из задач специалиста в подобном случае–понять, кто именно испытывает затруднение, другая — повлиять на затруднение так, чтобы оно стало общим (разделяемым клиентом).

Необходимо прояснить структуру и специфику коммуникации, оценить её соотношение с реальностью, сформировать рабочую гипотезу, план работы. Важно создать определенную атмосферу, отличную от обычной коммуникации, создать определенный образ себя, создающий определенное ощущение, что специалист может помочь (или же напротив — понимание, что надо обратиться к другому специалисту, например, к психиатру). Специалист берется работать с клиентом лишь в том случае, когда тот оценивает свое затруднение как достаточно серьезное, поскольку в таком случае у клиента появляется энергия на осознавание и работу с происходящими процессами. Если затруднение недостаточно серьезно (у самого клиента нет проблем), симптом будет сохраняться, выполняя свою функцию в поддержании психики клиента в определенном сбалансированном состоянии. Важно понимать, что любой симптом, процесс в психике многозначен. Задача прояснения — выявить максимальное количество значений этих симптомов.

Итак, в своей работе специалист выделяет определенные симптомы и процессы, происходящие в психике клиента, исследует их значения и реагирует на эти значения. В работе с клиентом специалист всегда сталкивается с мощным динамическим процессом — сопротивлением (психика работает по принципу гомеостаза, любое изменение может угрожать её стабильности). Сопротивление можно определить так: это всё то, что мешает изменению. Проявления сопротивления многообразны. Если есть что-то, что мешает изменению — присутствует сопротивление. Сопротивление может исходить из системы, т.к. высока ценность симптома в системе отношений; сопротивление может исходить из характера, сопротивление может быть коммуникативным (клиенту не понравился специалист) — истоков сопротивления множество. [7] [8]

Супервизор также работает с коммуникацией — он тестирует профессиональную коммуникацию и влияет на неё с помощью имеющегося у него инструментария. Если специалист взаимодействует с процессом сопротивления клиента, супервизор сталкивается с сопротивлением специалиста, т.к. у того тоже возникает тревога в отношении изменения (например, боязнь того, что клиент перестанет к нему ходить). Супервизору важно понимать: сопротивление клиента будет проявляться в коммуникации со специалистом (не обязательно в том же виде, но оно будет присутствовать).

В групповом процессе ведущий супервизионной группы должен сделать то же самое, что специалист делает в кабинете. Ведущий является важной фигурой в групповой полимодальной супервизии, поскольку групповая динамика налагает на него ответственность за безопасность процесса супервизии. Одной из его задач является исключение возможности нанесения нарциссической травмы супервизируемому специалисту. Кроме того, исходя из основной цели супервизии, ведущий должен создать условия для осознавания участниками группы процессов, происходящих в терапии (в рассматриваемом случае). Также важно создать возможность для осознавания этих процессов самим специалистом, предоставляющим случай. Именно ведущий должен позаботиться о создании всех обозначенных условий. Инструментом для этого является работа с групповой динамикой — отслеживание и интерпретация групповых динамических процессов. [9]

Динамический процесс имеет сложную и многослойную структуру. Прежде всего, важно помнить, что в любой групповой работе присутствует конкурентная динамика. Чтобы конкурентный процесс уступил место продуктивному, ведущий должен быть значимой фигурой, он должен вести группу, быть четким, ясным, осознающим, адекватным, емким, кратким.

В работе супервизионной группы есть определенные ритуалы, функцией которых является именно утилизация конкурентной динамики. Этой цели служит проговаривание ведущим правил, напоминание целей супервизии. В представлении участников группы также есть ритуал, призванный утилизировать конкурентные тенденции — отбор заявок, в ходе которого конкурирующие участники должны договориться об очередности рассмотрения их случаев. В случае когда конкурирующие участники не могут договориться, ведущему следует отдавать приоритет тому, кто более эмоционально заряжен, т. к. уйдя в протест, он разрушит динамику группы.

Если супервизор сталкивается с негативистской динамикой (никто из участников не имеет заявки на супервизию), это говорит о снижении доверия к коллегам и к ведущему. В такой ситуации ведущий группы может вызвать агрессию на себя («деньги на стол — и по домам»). Однако в случае административной супервизии этот прием не работает, т.к. он потакает сопротивлению. Есть два других способа преодоления сопротивления: 1) презентация успешных случаев терапии участниками группы, 2) если сопротивление очень сильное, ведущий может представить случай из своей практики (так делал Зигмунд Фрейд, создавая психоанализ) или обозначить тему для круглого стола, предложив для обсуждения любое значимое для профессионалов событие в жизни сообщества. При этом важно помнить, что в некоторых контекстах специалисты могут использовать формат круглого стола в работе супервизионной группы как возможность реализации сопротивления изменениям (в круглые столы, например, охотно могут уйти педагоги, избегая супервизирования затруднений в своей работе). Поэтому в группах с высоким уровнем сопротивления на начальном этапе допустимо использовать формат круглого стола достаточно часто, но отведя для этого формата только один час, а второй час выделить для работы с заявками. После грамотно проведенной дискуссии в формате круглого стола уровень доверия в группе может несколько повыситься, что позволит участникам озвучить свои заявки на супервизию. Если участники группы не приносят заявки на супервизию, ведущий может сделать вывод о том, что ему, во-первых, не доверяют, и, во-вторых, его не боятся, т. е. он не приобрел реального значения супервизора. В такой ситуации важно вернуть себе власть. Для этой цели можно, к примеру, задействовать административный ресурс («не будет случаев — не будет аттестации»). Этот прием можно применить только в формате административной супервизии, однако именно в этой форме супервизионной работы участники демонстрируют наиболее высокий уровень сопротивления. [4]

Специалист, предоставляющий случай, также испытывает определённое сопротивление работе. Он оказывается в расщепленном состоянии: с одной стороны, он должен соблюдать правило конфиденциальности, с другой стороны, испытывает потребность в профессиональном росте. Ведущий группы может снизить уровень сопротивления, объясняя, что каждый проговоренный случай дает специалисту профессиональный рост, а каждый услышанный случай дает возможность выбора и идентификации собственного стиля.

Работая с сопротивлением группы, важно помнить, что оно базируется на естественных психических защитах, наличие которых является признаком психического здоровья. [7] Симптом клиента автоматически вызывает сопротивление участников группы. Задачей ведущего является создание условий, при которых сопротивление будет осознаваться. Основным инструментом для этого является интерпретация динамики.

Рассмотрим различные варианты сопротивления групп.

Часто сопротивление проявляется в затягивании времени в начале работы, в опозданиях участников. С этой формой сопротивления можно работать посредством соблюдения регламента работы группы, ритуала начала процесса, закрытия группы после начала процесса. Также сопротивление может проявляться в виде шума, входов и выходов участников. Может возникать внутригрупповая коммуникация в процессе работы, стихийное построение иерархии. Задача ведущего — создать осознанную иерархию внутри группы, например, наделяя статусом экспертов эффективных специалистов, устанавливая определенный порядок высказываний: сначала высказываются менее опытные участники, потом эксперты, и в заключение — ведущий группы. [9]

Еще одна форма сопротивления — высказывания участников на этапе вопросов. Это сопротивление можно объяснить как способ защиты от психического содержания клиента при помощи аналогий. Такая форма сопротивления может создаваться специалистом, который не хочет вопросов, болезненно реагирует на вопросы, воспринимает их как критику, защищая клиента и свою работу с ним.

На этапе представления случая сопротивление может проявляться следующим образом. Специалист рассказывает о клиенте с предельной детализацией, дословно цитирует его, приносит в большом количестве его рисунки и т. п. Это может означать, что специалист тревожится за клиента, это сопротивление изменению качества работы. Задачей ведущего в такой ситуацией является поддержка нарциссического Я специалиста. К примеру, можно отметить тщательную подготовку к супервизии и предложить изложить самое важное, обозначив время.

Характерное проявление сопротивления работе — неспособность специалиста сформулировать заявку. Для подобных ситуаций есть стандартные формы заявок, своеобразные «палочки-выручалочки», например — «Как бы вы работали с этим клиентом?». Задача ведущего — приводить специалиста к универсальным формулировкам в ситуации затруднения.

Основной фокус внимания при супервизировании процесса терапии — коммуникация между специалистом и клиентом. Эффективность коммуникации во многом связана с особенностями клиента, поэтому для оценки качества коммуникации необходимо отслеживать первый фокус внимания. Второй фокус внимания также чрезвычайно важен: для анализа качества коммуникации необходимо прояснение контракта и способов коммуникации специалиста с клиентом.

Рассмотрим значение динамических процессов в связи с фокусами внимания в супервизии. Если, например, специалист легко отвечает на вопросы про клиента (первый фокус внимания), но испытывает затруднения при ответах на вопросы второго фокуса (о коммуникации специалиста и клиента), можно сделать предположение о глубоком присоединении специалиста, отсутствии четкой идентификации. Как правило, наличие у специалиста сложности при анализе второго супервизионного фокуса внимания, свидетельствует о проблеме и с третьим фокусом (осознавание процессов, происходящих с самим специалистом при работе с клиентом). Возможна другая ситуация, когда свободно отвечая на вопросы по первому и второму фокусу, специалист испытывает трудности при работе с третьим фокусом. В такой ситуации можно сделать предположение о наличии у специалиста сопротивления осознаванию своей роли в коммуникации с клиентом. Если группа фиксируется только на третьем уровне, избегая остальных, можно говорить о реализации конкурентной динамики. Интерес группы к четвертому фокусу свидетельствует о реализации отношения группы к супервизируемому специалисту, или об агрессии в отношении ведущего. Большое количество вопросов по седьмому фокусу (методологии) обычно свидетельствует о наличии ксенофобического сопротивления, фиксации на этом фокусе внимания следует избегать с целью нейтрализации деструктивной динамики. Также следует избегать избыточной фиксации на восьмом фокусе. Важно учитывать специфику сопротивления специалистов разных профессий (психологов, психотерапевтов, социальных работников, преподавателей), и с этой целью прояснять реальность, специфику условий работы специалиста.

Ведущий супервизионной группы должен создавать условия, стимулирующие проективную идентификацию участников со специалистом, и препятствующие «заражению» клиентом. При интерпретации динамики группы обязательна привязка к психическому содержанию клиента. В групповой работе есть общий психический процесс, и при интерпретации динамики надо обозначить объединяющее группу желание/ чувство/ реакцию. Важна дифференциация — ведущий должен понять, на что отреагировала группа — на психическое содержание клиента или на специалиста. Признаком реакции на психическое клиента является нетипичность реакции группы. Возможна естественная реакция, например, реакция печали на случай горя. Естественную реакцию тоже надо интерпретировать. Если происходит что-то иррациональное, не связанное с процессом — это реакция на клиента. Возможно расщепление реакции группы: некоторые участники реагируют на клиента, другие — на специалиста. Возможна реакция на расщепление клиента. [9]

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Ориентируясь на основную цель супервизии — улучшение качества работы специалиста с клиентом — ведущий полимодальной супервизионной группы должен заботиться о качестве работы группы, контролировать максимальное количество динамических процессов и возглавлять любой процесс, связанный с динамикой внутри группы. Важные задачи ведущего — утилизация конкурентной динамики, работа с сопротивлением специалиста и группы. Основной инструмент в этой работе — интерпретация динамических процессов, происходящих в работе группы.

Источник

Лях И.В. Полимодальная супервизия: практика для практиков

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ:

ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ

Лях И.В.

Психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель комитета по супервизии ОППЛ, Действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦС ОППЛ в Западной Сибири, руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ, г. Новосибирск

Буквально слово «супервизия» переводится как «надзор». Супервизия как форма деятельности существует не только в психологии: нам известен авторский надзор в архитектуре, инжиниринге, скульптуре, медицине, в научных и творческих проектах. Надзор осуществляется во многих общественно значимых сторонах человеческой деятельности, сопряженных с ответственностью исполнителя.

Супервайзер — специфическая профессия: любой супервизор — в мерчендайзинге, социальной работе, психологической консультации, — человек, который обязан следить за выполнением правил и надлежащим качеством профессиональной деятельности.

В сфере психологии супервизия давно и успешно развивается в большинстве признанных школ консультирования и психотерапии. Роль супервизора отличается как от роли наставника, так и от роли методиста. Супервизор может быть наставником, но его обязанность — не только и не столько обучать, сколько осуществлять систематический контроль качества работы, — отслеживать профессиональные процессы в их динамике. Методическая деятельность во многом аналогична супервизионной, особенно близка к ней школьная (мономодальная) супервизия. Но даже в ней не существует универсальных рекомендаций по работе с каждым клиентом до получения стандартизированного результата. Даже в самой строгой школьной супервизии осуществляются взаимодействия между супервизором и специалистом, далеко выходящие за рамки прямого следования методическим рекомендациям. Это во многом творческая и индивидуальная процедура. Одно из основных отличий от методической деятельности — иное разделение ответственности за результат работы специалиста.

Итак, супервизия — практическая деятельность для практиков.

Определения

Супервизия в психологическом консультировании и психотерапии — это специфическая форма официального профессионального взаимодействия специалиста и супервизора, супервизора и супервизора, которая осуществляется в целях повышения эффективности работы специалиста, повышения качества оказания услуги, психологической и психотерапевтической помощи, развития профессии, науки психотерапии, и профессионального сообщества в целом.

Супервизия неотделима от профессионального сообщества, в котором она осуществляется, и является важным условием профессионального роста специалиста. Следует подчеркнуть официальный и открытый характер этого взаимодействия.

Супервизия в общественной организации является базовым механизмом системного и систематического саморегулирования профессиональной деятельности. Системное саморегулирование профессиональной деятельности означает, что супервизоры готовятся внутри самой общественной организации по её стандартам и подчиняются правилам и кодексам организации.

Кроме того они постоянно обмениваются опытом, что служит основой для системного развития профессии.

Юридически реализация этих принципов возможна в форме СРО. Построение гражданского общества обеспечивает достаточное количество возможностей по урегулированию вопросов профессиональной деятельности. Супервизия внутри сообщества становится простым и самоочевидным механизмом социального контроля над профессиональным сообществом.

Потребность в супервизии

Потребность в супервизии существует как на уровне отдельного специалиста или работодателя, так и на уровне профессионального сообщества в целом.

Практикующий специалист обращается за супервизией, исходя из следующих потребностей:

– получение поддержки в начале профессиональной деятельности;

– получение помощи в сложных ситуациях (тяжёлый случай, конфликт);

– признание и статус в профессиональном сообществе (во многих школах действует ступенчатое получение статуса, для членства высокого уровня нужна супервизия);

– профилактика профессионального выгорания (в начале деятельности и при достижении наивысшего уровня профессиональной эффективности);

– профессиональный рост (супервизия позволяет специалисту знакомиться с ранее неизвестными методами и подходами и их представителями).

Основные потребности работодателей в наличии супервизии для специалистов организации таковы:

– контроль эффективности, гарантия качества оказываемой услуги (мнение супервизора не является абсолютным в этом вопросе, но позволяет отследить основные направления и вместе со специалистом принимать меры по решению этих задач);

– разрешение конфликтных ситуаций с клиентами, а также между специалистами (важно отметить, что супервизор не выполняет функцию третейского судьи, а отслеживает, насколько были выполнены стандарты в том или ином взаимодействии);

– организация условий для профессионального роста и развития специалиста (несмотря на инициативу работодателя, здесь необходима личная заинтересованность специалиста);

– повышение качества работы с клиентами, повышение экономической и социальной эффективности предприятия (в центре внимания будут находиться коммуникативные процессы);

– экспертная оценка качества работы с целью сертификации.

Супервизия также является потребностью профессионального сообщества в целом, поскольку она даёт экспертную оценку уровня подготовки специалистов, а ведь именно качество работы специалистов формирует имидж и репутацию всего профессионального сообщества.

Основные направления организации современной супервизии

1. Школьная супервизия. В определенных школах супервизия имеет исключительно важное значение. Так, в ЕКПП (Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии) и других психоаналитических организациях супервизор имеет уникальный статус. Он может рекомендовать или не рекомендовать признать практику соискателя достаточно качественной для получения статуса специалиста.

Как правило, школьная супервизия охватывает всю деятельность специалиста в рамках школы. Супервизорами становятся по мере потребности школы в супервизии. Несомненным достоинством такой супервизии является её традиционность. Вступая на путь обучения в школе, молодой специалист сразу принимает это требование и соглашается с её необходимостью. Недостатком школьной супервизии, зачастую, является её виртуальность.

2. Супервизия в процессе обучения. Супервизор следит за освоением навыка, и после освоения навыка супервизия прекращается. Супервизия такого рода хорошо развита, например, в гештальт-сообществе. Многие тренинги включают в себя работу в ситуации «здесь и сейчас» в формате очной супервизии, с последующим разбором ситуации.

3. Супервизия практики. Осуществляется в рамках профессиональных организаций и структур, занимающихся профессиональной деятельностью, Может быть индивидуальной и групповой, организуется в зависимости от целей и задач организации, например, в работе волонтёров в ЧС, с целью сохранения гарантии качества.

Виды супервизии

По форме супервизия бывает индивидуальной и групповой. По критерию содержания можно выделить следующие виды:

– наставническая (освоение и закрепление навыка в рамках школы);

– административная (учет практики и её обсуждение с целью повышения профессионального статуса);

– профессиональная (рекомендации коллегам по улучшению качества работы).

Наибольшее методическое значение имеют наставническая и административная разновидности супервизии.

По методу взаимодействия с парой клиент–специалист возможно выделение следующих видов супервизии:

– супервизия с использованием технических средств.

Наиболее распространенной формой является заочная супервизия — большинство индивидуальных супервизий — заочные. Очная супервизия проводится в присутствии клиента, в этом случае особенно важны этические правила. Данный вид супервизии требует особенно тонкой профессиональной работы и обязательной предварительной договорённости с клиентом. Чаще всего очная супервизия применяется в работе с детьми и в работе с психотическими клиентами. Интерактивная супервизия проводится при помощи скайпа или комнаты со стеклом и позволяет супервизируемому специалисту получить совет во время самого процесса работы. Такая форма особенно актуальна для молодых специалистов. В России интерактивная супервизия проводится достаточно редко. Более распространена форма супервизии с использованием технических средств — видео-, аудиоматериалов, предоставленных супервизируемым. В некоторых случаях супервизор может потребовать от специалиста проведения супервизии с использованием технических средств. Например, предоставлять диктофонные записи своих сессий.

Идеальная модель супервизии

Эффективность работы специалиста меняется со временем, в том числе, в зависимости от его опытности. Под эффективностью следует понимать, прежде всего, ощущение удовлетворенности клиента, его субъективную оценку качества работы с ним, во вторую очередь, социально подтверждаемые феномены эффективности психотерапевтического и консультативного приема. Специалисты, добивающиеся 10% эффективности, обычно находятся в начале карьеры (в этой ситуации необходимость супервизии очевидна). Эффективность на уровне 20–30 % обеспечивает стабильный поток клиентов к специалисту. Этот феномен можно объяснить появлением «сарафанного радио» — клиенты, получившие эффективную помощь сообщают о положительном опыте взаимодействия своим близким. При уровне эффективности 30–50 % появляется возможность увеличивать и регулировать число клиентов. Кроме этого, наличие такого интенсивного потока первичных клиентов позволяет регулировать стоимость консультации и, порой, приводит к необоснованному завышению цены приема. Специалист, работающий с эффективностью 50–90%, получает возможность отбора клиентов, часто функция отбора делегируется. Сложившаяся схема делегированного отбора с одной стороны повышает эффективность приема, с другой стороны сужает поток клиентов по типу (пол, характер, проблематика, возраст и т.п.), а также формирует риск схематизации и рутинизации консультативного или психотерапевтического процесса. Повышаются риски утраты профессионального интереса. При эффективности, близкой к 100% также появляется риск формирования грандиозности. Специалист может начать брать в работу клиентов, с которыми невозможно работать (и в этой ситуации очевидна необходимость появления супервизора).

При 30–50 % эффективности у специалиста появляются ученики, к которым можно направить клиента и наблюдать за процессом работы, контролировать деятельность начинающего специалиста. В процессе передачи клиента ученику специалист получает возможность не только разделять ответственность за качество работы с ним, но и полноправно контролировать качество его работы, всю полноту отношений, возникающих между учеником и клиентом.

Ответственность супервизора конституируется следующим образом: ответственность перед супервизируемым специалистом, перед клиентом, перед обществом в целом, перед специалистами (профессиональным сообществом), перед супервизорами. Индивидуальная супервизия всегда осуществляется на основе договорённости.

Полимодальность

Основным источником полимодальности является тип образовательной системы, в которой формируется российский специалист. Выпускник психологического факультета изначально полимодален. Ему преподают и с него требуют знания множества направлений и психологических школ.

Помимо этого, существуют и другие источники полимодальности. Приведем основные из них:

– В случае эффективной работы с одним запросом клиента, у него часто появляется новый запрос, для удовлетворения которого более эффективной может оказаться работа в другой модальности (например, переход от быстрой техники к аналитической);

– Любой клиентский запрос полиморфен, причины возникновения и способы формирования запроса разнообразны, поэтому знание методов разных модальностей может быть полезным;

– Изменения в общественном сознании могут способствовать появлению или усилению в обществе интереса к той или иной модальности;

– Желание специалиста развиваться, осваивать новое, может способствовать появлению у него интереса к освоению новых модальностей.

Важно отметить, что в настоящее время большинство открытий осуществляется в междисциплинарных пространствах. Принцип полимодальности ориентирует супервизора не только на поиск универсальных факторов процесса терапии (или консультирования), но и на поиск аналитической (максимально нейтральной) позиции, предполагающей открытость восприятия феноменов процесса взаимодействия специалиста и клиента.

Использование шестифокусной модели в индивидуальном супервизионном процессе

В своей работе супервизор задействует шесть обязательных фокусов внимания. Шестифокусная модель применяется как диагностический инструмент: диагностируется качество осознавания специалиста, эффективность применения результатов осознавания в практике.

Первый фокус внимания — вся информация о клиенте и его процессах; второй — всё, связанное с коммуникацией клиента и специалиста, сам процесс консультирования; третий фокус внимания — специалист «там и тогда», в ситуации консультирования (его воспоминания о ходе процесса, мысли, чувства, ассоциации); четвертый фокус — специалист «здесь и сейчас», на консультации супервизора; пятый — коммуникация специалиста с супервизором; и, наконец, шестой — собственное состояние супервизора «здесь и сейчас» (часто, при идентифицировании супервизора со специалистом «там и тогда», специалист ведёт себя как клиент).

Существует два дополнительных фокуса внимания супервизора. Одним из них является модальность, в которой работает специалист, — теоретические, дидактические и прочие методологические особенности (этот фокус внимания важен, если речь идет о мономодальной супервизии): важно понимать, что специалист всегда сообщает только часть информации, в силу того, что ему необходимо вербализовать информацию, притом что степень осознавания может быть достаточно невысокой. Именно к этому фокусу внимания относится терапевтическая гипотеза специалиста, его представление о причинах страдания клиента и методах устранения страдания. Другой дополнительный фокус внимания — внешняя (объективная) реальность (законы, специфика социума, условия работы специалиста и т.п.). Основной фокус внимания при супервизировании процесса терапии — коммуникация между специалистом и клиентом. Эффективность коммуникации во многом связана с особенностями клиента, поэтому для оценки качества коммуникации необходимо отслеживать первый фокус внимания. Второй фокус внимания также чрезвычайно важен: для анализа качества коммуникации необходимо прояснение контракта и способов коммуникации специалиста с клиентом. Третий фокус внимания позволяет отследить эмоционально чувственные реакции специалиста, помогающие ему осуществить свою работу, или препятствующие установлению контакта и эффективному взаимодействию.

Отличия супервизии и личной терапии

Практически каждый автор, достаточно обширно обозревающий проблемы супервизии, упоминает о её близости с психотерапией или личной терапией, указывая также на то, что супервизия личной терапией не является.

Вероятно, основание для таких ремарок исторически сложилось ещё в 1920-е годы вместе с зарождением супервизии, когда, с одной стороны, была признана необходимость прохождения психотерапевтами личной терапии, а с другой стороны — на Берлинском конгрессе — необходимость полугодовой стажировки психотерапевтов. Собственно говоря, согласно большинству источников, супервизорский контроль над стажировкой был впервые осуществлен в Берлине, в Институте психоанализа К. Абрахамом, М. Эйтингоном, К. Хорни и др. после того, как они «устали выслушивать в процессе психоанализа рассказы своих пациентов — врачей — об их собственных пациентах» [1]. В 20-е же годы возникла венгерская модель образования психоаналитиков, по которой психоанализ должен был служить продолжением психоанализа стажёра. «Чтобы подчеркнуть разницу между супервизией с присущим ей анализом терапии контрпереносов стажера на пациента и психоанализом самого стажера, первое назвали контрольным анализом, а второе — аналитическим контролем». [5] Дальнейшее же развитие супервизии укрепило необходимость отделения психотерапии психотерапевта от супервизии. Так, Бернард и Гудеар, авторы классических работ по супервизии, описывают три отличия отношений в клинической супервизии от других видов отношений в психотерапии и консультировании [2, 4]:

1. Эти отношения являются оценивающими — в отличие от консультирования.

2. Они долговременные в отличие от тренинга.

3. Они одновременно способствуют и улучшению профессионального функционирования супервизируемого, и oтслеживанию качества профессионального обслуживания, которое получает клиент.

С. А. Кулаков [3] также упоминает параллелизм и общее начало психотерапии и супервизии, систематическая связь которых «обеспечивается благодаря формированию в супервизии и психотерапии положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание». Так же, как и предыдущие авторы, он акцентирует внимание на отношениях супервизируемого и супервизирующего, отделяя их от взаимодействий психотерапевта и пациента, «при смешении этих двух функций возникает этическая проблема двойных отношений, которая может серьезно повредить и нивелировать все ценности предшествующего контакта».

Отмечается и отличие целей супервизии от целей терапии: улучшение профессионального функционирования и передача профессионального опыта, «лечение лечения».

Представляется, что основное отличие супервизии и личной терапии состоит в их целях: целью личной терапии специалиста является его психологическое, физическое и социальное благополучие, в то время как цель супервизии — повышение эффективности работы специалиста. Психологическое консультирование предполагает личный контакт, взаимодействие супервизора со специалистом имеет официальный характер. Далеко не всегда эффективность работы специалиста прямо пропорциональна степени его оздоровления. Поэтому, несмотря на искушение заняться личной терапией специалиста, супервизор должен удерживать в фокусе внимания эффективность его работы с клиентом — он не имеет права лечить специалиста.

В отличие от личной терапии, которая конечна, супервизия — процесс практически бесконечный, в идеале она заканчивается вместе с практикой. Тема супервизии — всегда взаимодействие между специалистом и клиентом, поэтому критерий «присутствия третьего» — клиента, с которым производится работа — должен задействоваться супервизором для того, чтобы квалифицировать процесс взаимодействия между ним и специалистом: если клиент исчезает из поля консультации, скорее всего, происходит процесс терапии, а не супервизии.

Принимая во внимание оценочный характер супервизии в отличие от психотерапии, следует обозначить критерии эффективности и неэффективности работы специалиста.

Наиболее существенными представляются следующие критерии эффективности психотерапии: субъективное мнение клиента (он позитивно оценивает работу специалиста), однако при фрустрирующей терапии этот критерий не является самым надежным; изменение качества жизни клиента; изменение поведения; удовлетворённость специалиста работой с клиентом; мнение родственников; мнение коллег и специалистов смежных отраслей (они оценивают работу специалиста как эффективную). В качестве косвенных критериев можно отметить исчезновение симптома у клиента; «сарафанное радио» (клиент рекомендует специалиста своим знакомым); выполнение условий контракта; выступления специалиста в СМИ, публикация печатных работ (способность осознать и вербализовать процесс и результаты работы); активность специалиста в профессиональном сообществе; качество жизни специалиста; желание специалиста совершенствоваться; социальная адаптивность специалиста.

Признаки неэффективности работы специалиста не столь многочисленны. К их числу можно отнести ярко выраженный и продолжительный конфликт клиента и специалиста; аргументированное мнение родственников о том, что клиенту причиняется вред; аргументированное мнение коллег о том, что клиенту причиняется вред; объективизируемое ухудшение качества жизни клиента. Лишь объективное присутствие указанных признаков может являться основанием для негативной оценки деятельности специалиста.

В заключение приведем основные принципы полимодальной супервизии. Главным принципом является соблюдение этики профессиональной супервизии. Другие важные принципы: следование цели супервизии (повышение эффективности работы специалиста); открытость; ответственность (рекомендуется заключение контракта); добровольность; разделение супервизии и личной терапии на два взаимодополняющих, но различных процесса.

Литература

1. Bernard, J., & Goodyear, R. (1998). Fundamentals of Clinical Supervision (2nd ed.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. 456 p.

3. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. «Cупервизия супервизора. Практика в поиске теории». М.: Когито-центр, 2006. 352 с.

4. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7–13.

5. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии. СПб.: «Вита», 2004. 128 с.

[i] Статья впервые опубликована в сборнике материалов Международного экспертного симпозиума «Семья в XXI веке» (2013), публикуется повторно в составе тематического блока статей, посвященных супервизии. (Прим. Редакционной коллегии)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *