Полигимния это богиня чего
Муза Полигимния: описание и фото
Мифология в Древней Греции играла важную роль, пронизывая все сферы жизнедеятельности человека. Практически каждый бог и богиня были покровителями того или иного искусства, науки, вида деятельности (торговля, война, суды).
Описания Муз в исторических источниках
Слово «музы» в дословном переводе с греческого языка звучит как «мыслящие». От него происходило слово «музыка», которое в Древней Греции обозначало любую науку или искусство, которым покровительствовали Музы.
Численность Муз и их имена исторические источники подают по-разному. Девять общеизвестных имен (Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания) упоминают в своих трудах Гомер («Илиада», «Одиссея»), Гесиод («Теогония»), Павсаний («Описание Эллады») и Диодор Сицилийский. Существуют и иные версии происхождения Муз, числа их имен. Однако Муза Полигимния упоминается только в версиях Гомера, Гесиода, Павсания и Диодора Сицилийского.
Места обитания Муз
Любимыми местами пребывания Дочерей Зевса считались территории близ гор Парнас и Геликон. Рожденные в Пиерии, они обожали ландшафты с прохладными пещерами, мягкими мхами, тенистыми рощами, чистой и струящейся водой. Именно в таких местах строились храмы, посвященные Музам, которые назывались мусейонами (аналог современного слова «музей»).
В обществе Аполлона Музы услаждали слух обитателей Олимпа. Дочери Зевса славят Богов, вещают о походах и битвах, а также воспевают законы и непрестанность их исполнения. В литературных источниках Древней Греции Музы обеспечивали гармоничную жизнь Олимпийцев. Именно этот сюжет чаще всего изображался на полотнах художников эпохи Возрождения, воспевая красоту человеческого тела.
История появления дочерей Мнемозины
Среди девяти сестер Муза Полигимния отличается одеждой (плотно облегающей фигуру) и позой (обычно облокачивается на скалу). Иногда изображается со свитком в руке, но всегда с задумчивостью на лице. На индивидуальных и групповых изображениях именно так изображается Муза Полигимния (фото см. ниже).
В зависимости от местности Греции ее покровительству приписывали разные искусства и науки: пантомимы, гимны, танцы, а также историю, геометрию, сельское хозяйство.
Дошедшие до современного времени источники свидетельствуют о том, что Муза Полигимния помнит все ритуальные танцы, песни, гимны, сложенные и исполненные во славу богов. Такой дар достался ей в наследство от матери Мнемозины (богини, которой подвластно Всеведение).
Значение имени и произношение
Кто взывал о покровительстве к дочерям Зевса?
Однако это не означало, что все остальное человечество было обделено вниманием. Поскольку обращение к Богу должно быть пристойным, уважительным и содержательным, дочери Зевса являлись своеобразными проводниками в областях подвластным им. Муза Полигимния обладала влиянием в области ритуальных гимнов (которые часто называли «серьезной поэзией»). Это означает, что люди с ее помощью прославляли богов и возносили «в наилучшей форме» свои просьбы, которые могли «быть услышанными». В обществе с мифологическим образом мышления данное умение было наиважнейшим. В те далекие времена такой работой занимались жрецы, поэты, ораторы.
Обитель Муз
Повсеместно распространенный культ способствовал возведению соответствующих храмов. Ярким примером может служить Александрийский мусейон. В его состав входила также Александрийская библиотека. Сооружение являлось центром культуры и обучения.
Художественные образы
Изображения Музы Полигимнии сохранились в основном на ритуальных предметах: вазы, саркофаги и другие. В Лувре можно увидеть саркофаг, на барельефе которого изображены все Музы с атрибутами. Примечательно, что на некоторых изображениях Полигимнию отмечали среди других как Гимно, Мнема (по Павсанию) или Хоро (на некоторых вазах). Вдохновлялись образом Полигимнии (Музы гимнов) на праведные труды известные художники: Джулио Романо («Танец Аполлона с музами»), Андреа Мантеньи («Парнас»), Джозеф Фагнани и Вуэ Симон («Муза Полигимния»), Рафаэль (фреска в Ватикане), Джованни Бальоне («Полигимния»), Иоганн Генрих Тишбейн («Девятая муза – Полигимния (риторика)»).
Благодаря распространенному культу Муз, до художников и скульпторов дошла достаточно скудная информация о Музе Полигимнии. Однако каждый творец, заручившись благословением, воплощает свое видение (и во многом эталоны красоты своего времени) совершенных дочерей Зевса. Полигимния отличалась внешней красотой, придавая вдохновение поэтам, усиливая, оживляя их речь.
Угасание культа Муз
Мифологическое мировоззрение процветало до тех пор, пока не наступил следующий исторический этап – христианизация Эллинов. В это время обитель Муз (Александрийский мусейон) начал терять свой вес в общественной жизни. Функции образовательного центра были переведены в другие структуры, а храм играл роль культового учреждения. Впоследствии мусейон был закрыт.
Такое положение дел не помешало поэтам и риторам проводить свои состязания многими годами позднее, на месте бывшего дома Муз. До тех пор, пока человечество не сможет объяснить доподлинно природу таланта, ему будут покровительствовать и вести по дороге вдохновения Музы.
Вместо заключения
По сохранившимся в исторических источниках сведениям, Музы были божественными не только в проявлении своих симпатий и покровительства, но и в гневе.
Плачевно закончился конфликт дочерей Пиера с дочерьми Зевса. Девушки были превращены в сорок. Поскольку красавиц было примерно столько же, сколько и Муз, можно услышать версию о богинях, с именами превращенных сорок. В этой истории еще раз подчеркиваются разные возможности человека и богов. Также бытует мнение, что миф красочно описывает соперничество художественных школ (уже в те времена все средства были хороши для достижения цели).
Однако свой гнев Музы обрушивали не только на людей. Им пришлось принять вызов от Сирен (Муз смерти). Миф повествует о том, как сладкоголосые Сирены, славившиеся нежным и мягким голосом, заманивавшие мореплавателей к скалам на верную погибель, бросили вызов дочерям Зевса. В итоге победа осталась на стороне Муз, а Сирены были безжалостно ощипаны. Можно предположить, что этот миф вкратце описывал атмосферу, царившую в кругу творческой элиты Греции. Стоит отметить, что в этом вопросе на протяжении многих лет мало, что изменилось.
Несмотря на всю серьезность и некоторую холодность, отстраненность Музы Полигимнии, по сравнению с ее сестрами, художественные образы, созданные ваятелями разных эпох, наполнены теплотой и нежностью по отношению к образу. Возвышенный лик не теряет своей божественности на протяжении многих веков.
Полигимния
Полигимния (Полимния) — в греческой мифологии одна из девяти муз. Дочь Зевса и Мнемосины. Она покровительствует серьезной гимнической поэзии. Полигимния хранит в памяти все гимны, она причастна священным песням, ритуальным танцам, призванным славить богов. Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Ей также приписывают изобретение лиры. Полигимния изображается со свитком в руках, в задумчивой позе.
Полигимния учит людей риторике и ораторскому искусству, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.
Сегодня я видела.
Мистика — это способность глубоко чувствовать божественное начало в человеке, воспринимать эту божественную суть прежде, нежели видеть перед собой просто животную плоть. Мистика — это способность летать, мечтать, творить, мыслить, любить и страдать, сгорая в жертвенном огне духа.
Человек, который смотрит только на себя, не может не утонуть в отчаянии, только открыв глаза на окружающее его мироздание, он узнает радость, ведущую к Богу.
Хорошо, когда человек может действовать так, чтобы в нем пел Бог.
Гимн к Музам
Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем
Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!
Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,
Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,
Силою чистого таинства ум побуждающей книги
Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,
След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то
Там они сбились с пути и упали на берег рождений
В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.
Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!
Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!
Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,
С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.
Из «Античных гимнов»
Вновь светает, снова — Эос,
Снова день пролил сиянье
После мрака ночи чёрной,
Снова пой, душа, ликуя,
Богу утренние гимны!
Он зажёг сиянье Эос,
Он украсил ночь звездами,
Сим вселенским хороводом.
. Всё в твоей державной власти!
Для всего ты в мире корень
В настоящем и в минувшем,
И в грядущем и в возможном!
Славься, славься, славься, славься!
Богу — слава подобает!
. Слух ко мне склони безгневно,
Внемли хорам гимнопенья,
Свет премудрости открой мне,
Дабы разум мой крылатый
. Зло к земле не пригнетало!
И о том, что породил ты,
Стану петь, и в пляс пущусь я
Невесомыми стопами
В действах всенеизречимых.
Из «Античных гимнов»
О, Душа моя,
О, настрой себя
К песнопениям,
Полным святости;
Возношу к тебе
Я дневную песнь;
Мне свидетели —
Звёзд седых лучи,
И луна в ночи,
И владыка сам
Чистых звёзд святых.
Мне свидетелем.
Солнце вышнее,
Повелитель душ
Незапятнанных,
Я стремлю свой путь
В твой чертог святой,
И несёт меня вдохновение.
Из «Античных гимнов»
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Чему покровительствовала муза полигимния
Древнегреческая муза Полигимния
Древнегреческие боги были не просто грозными небожителями. В античном мире ничто не происходило без их ведома и участия. Без их благословения нельзя было ни завоевать мир, ни сочинить гимн. Чтобы победить в войне, молились грозному Аресу, вдохновение для сочинения речей, молитв и патетических од посылала людям муза Полигимния.
Покровительницы ученых, поэтов и музыкантов
Божественные музы – это неотъемлемая часть порядка и гармонии античного мира. Их количество, предназначение, описание со временем менялось. В Древней Греции занятиями, требовавшими вдохновения, считались такие науки, как философия, геометрия и астрономия, а живопись и скульптура относились к ремеслам, и своих покровительниц не имели.
Классическая свита Аполлона состояла из девяти прекрасных дев, у которых искали поддержки музыканты, поэты и ученые. Это были:
Те, кто обладал талантом в поэзии или науке, пользовались великим почетом и уважением у людей. Музы тоже любили тех, кто искренне обращался к ним за поддержкой, хотя жестоко наказывали за гордыню тех, кто считал себя выше богов.
Дочери Зевса и Мнемозины
Слово «музы» пришло из древнегреческого языка и означает «мыслящие». Кроме обозначения понятий “источник вдохновения”, “радость творчества”, это слово стало основой для наименования одного из самых прекрасных и популярных искусств – музыки. Однокоренным словом, произошедшим от “музейона” – “храма муз”, теперь называют одно из мест, где обитают сегодня науки и искусства, – музей.
Мифы и легенды античного мира считали муз дочерями царя богов и людей – Зевса. Однажды он встретил Мнемозину из первого поколения Титанов – детей Неба (Урана) и Земли (Геи). По числу ночей, которые она подарила Зевсу, и появились на свет девять прекрасных девушек. Мнемозина передала дочерям часть своих способностей. Она считалась олицетворением памяти, и те поэты, ученые и музыканты, которых осеняли музы, получали доступ к сокровищам всех знаний, которые она хранила.
Аполлон – Мусагет
Любимым местом обитания девяти сестер были горы – Парнас и Геликон. Там, среди чудесных лесов и животворных источников, выше золотых облаков, они пели и танцевали под звуки кифары, на которой играл искуснейший музыкант - бог света, покровитель искусств Аполлон. Музы под его аккомпанемент услаждали слух и взор верховных богов, когда они собирались на горе Олимп для пиров и торжества.
Мусагет – означает «предводитель муз» – это одно из имен Аполлона. Он божественно играл на благородных струнных музыкальных инструментах. Изобретательницей одного из них – лиры – считалась Полигимния – муза священных гимнов. Она наделялась мифотворцами большими способностями из разных областей искусства и научных знаний. Главным её качеством считалась память, в которой хранились тексты всех торжественных песен, когда-либо написанных поэтами, все танцы и ритуальные шествия в честь олимпийских богов.
Полигимния – муза гимнов
Разным жанрам поэзии покровительствовали многие музы. Старшая, Каллиопа, опекала тех, кто писал эпические стихи и песни. Евтерпа – муза лирической поэзии, Талия – легкой и комической, Эрато – любовной.
Муза Полигимния «курировала» серьезную поэзию. Её имя – Πολύμνια (другой вариант – Поли́мния) состоит из двух частей: первая значит «много», вторая – «похвала» или «гимн». Одно из значений имени этой музы – «бессмертная слава», которую даёт поэтам сочинение большого числа божественных песнопений.
Шестая дочь Мнемозины всегда наделялась серьезным характером. К ней взывали те, кто хотел обратиться к богам Олимпа с просьбой или восхвалением. Только осененные её именем могли рассчитывать на то, что боги их услышат. Древнегреческая муза Полигимния – покровительница священной поэзии, духовной музыки, ритуальных танцев и торжественных молитв, полных осознания таинства бытия и одухотворенности. К шестой музе обращаются те, кто ищет смысл в жизни.
Пантомима и риторика
Этой спутнице Аполлона сначала отдавали под покровительство танцы, музой которых стала Терпсихора, и мудрую науку – историю, которой потом стала «заведовать» Клио. От танцевального искусства ей осталось умение выражать мысли и чувства движением тела и жестами: Полигимния в древнегреческой мифологии – муза пантомимы. На древних изображениях она часто предстает с прижатым к губам, в знаке молчания, пальцем, – пусть говорят жесты.
Но трудно обращаться к небесам без слов. И те, к кому благоволила Полигимния, обретали вдохновение в речах. К музе торжественных гимнов взывали те, кто хотел поразить слушателей ораторским мастерством, те, кто изучал риторику. К Полигимнии обращались перед важным выступлением на публике.
Геометрия и сельское хозяйство
Удивительно разносторонними были «интересы» Полигимнии. Её называют изобретательницей грамматики, научившей людей излагать мысли на бумаге. К ней обращались за подмогой в учебе, просили помочь быстрее запомнить что-нибудь важное. И истинная дочь Мнемозины – хранительницы памяти – приходила в этом на помощь. Этой музе посвящали свои работы античные математики. Ей обязана своим рождением великая и точная наука – геометрия, которая приобрела огромное значение в мире Пифагора и Архимеда.
По одной из легенд Полигимния стала матерью Орфея и изобрела лиру, по другой – шестая по рождению дочь Мнемозины и Зевса стала матерью Триптолема, которого богиня плодородия Деметра научила основам земледелия. На этом основании муза Полигимния считается покровительницей сельского хозяйства. К ней, среди других божеств, обращался античный поэт Гесиод в 700 году до нашей эры в работе «Труды и дни», где впервые помещались рекомендации по возделыванию земли.
Описание и атрибуты
Каждой музе соответствуют атрибуты и внешние признаки, присущие только ей. Каллиопу всегда изображали с восковой дощечкой и стилусом – палочкой для письма. Евтерпа держала в руках флейту, Эрато – кифару, Талия была всегда с комической театральной маской, Мельпомена – с трагической. У Клио в руках – свиток, Урания держит глобус или циркуль.
Хотя считается, что покровительница торжественных гимнов и ритуальных танцев изобрела божественную лиру, этот инструмент не всегда входит в описание музы. Полигимния не имеет общепринятого атрибута, хотя часто изображалась с поэтическим свитком в руках, полным высокой мудрости. Она всегда выделялась из окружения Аполлона, среди тенистых лесов Парнаса, своим задумчивым видом, близким к медитации. Фигура Полигимнии всегда плотно задрапирована, часто вместе с головой. Она опирается на скалу, а её глаза направлены вверх, ведь именно к небу обращены вдохновляемые ею творения.
Античная гармония
В легендах и мифах античного времени выразилось удивительно гармоничное мироустройство, где существуют вместе боги и люди, звери и растения. Свое особое место в этом мире заняли музы Древней Греции. Полигимния – муза гимнов и молитв, божественных ритуалов и повседневного труда на пашне. Она научила человека слагать божественные стихи, обращаться к другим с пламенной речью и выражать свои чувства с помощью выразительного жеста.
Впервые музы упомянуты Гомером. В бессмертных «Илиаде» и «Одиссее» он обращается к музам с просьбой помочь ему в начале долгого пути. И до сих пор поэты и музыканты, ученые и художники ищут у них духовной опоры и вдохновения. А в космосе летит как символ надежды в такой поддержке астероид Полигимния, названный в честь древнегреческой музы торжественных гимнов.
Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?
Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/
9 муз Древней Греции
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.
Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.
Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.
От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.
Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.
Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.
Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.
Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.
Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.
Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.
В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.
А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.
Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.
С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.
Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.
Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.
Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.
Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.
Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.
Почитание муз в культуре
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
Муза Полигимния: описание и фото
Мифология в Древней Греции играла важную роль, пронизывая все сферы жизнедеятельности человека. Практически каждый бог и богиня были покровителями того или иного искусства, науки, вида деятельности (торговля, война, суды).
Описания Муз в исторических источниках
Слово «музы» в дословном переводе с греческого языка звучит как «мыслящие». От него происходило слово «музыка», которое в Древней Греции обозначало любую науку или искусство, которым покровительствовали Музы.
Численность Муз и их имена исторические источники подают по-разному. Девять общеизвестных имен (Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания) упоминают в своих трудах Гомер («Илиада», «Одиссея»), Гесиод («Теогония»), Павсаний («Описание Эллады») и Диодор Сицилийский. Существуют и иные версии происхождения Муз, числа их имен. Однако Муза Полигимния упоминается только в версиях Гомера, Гесиода, Павсания и Диодора Сицилийского.
Места обитания Муз
Любимыми местами пребывания Дочерей Зевса считались территории близ гор Парнас и Геликон. Рожденные в Пиерии, они обожали ландшафты с прохладными пещерами, мягкими мхами, тенистыми рощами, чистой и струящейся водой. Именно в таких местах строились храмы, посвященные Музам, которые назывались мусейонами (аналог современного слова «музей»).
В обществе Аполлона Музы услаждали слух обитателей Олимпа. Дочери Зевса славят Богов, вещают о походах и битвах, а также воспевают законы и непрестанность их исполнения. В литературных источниках Древней Греции Музы обеспечивали гармоничную жизнь Олимпийцев. Именно этот сюжет чаще всего изображался на полотнах художников эпохи Возрождения, воспевая красоту человеческого тела.
История появления дочерей Мнемозины
Среди девяти сестер Муза Полигимния отличается одеждой (плотно облегающей фигуру) и позой (обычно облокачивается на скалу). Иногда изображается со свитком в руке, но всегда с задумчивостью на лице. На индивидуальных и групповых изображениях именно так изображается Муза Полигимния (фото см. ниже).
В зависимости от местности Греции ее покровительству приписывали разные искусства и науки: пантомимы, гимны, танцы, а также историю, геометрию, сельское хозяйство.
Дошедшие до современного времени источники свидетельствуют о том, что Муза Полигимния помнит все ритуальные танцы, песни, гимны, сложенные и исполненные во славу богов. Такой дар достался ей в наследство от матери Мнемозины (богини, которой подвластно Всеведение).
В классификации нового времени Полигимния – Муза риторики и ораторского искусства.
Значение имени и произношение
Как и у многих сестер, имя покровительницы риторики составное (из двух частей), оно дословно переводится – «знающая много гимнов». Стоит заметить, что в греческих именах ударение варьируется, но это не означает, что какой-либо из вариантов будет ошибочным.
К примеру, бог Дионис. Можно услышать его имя с ударением и на втором, и на третьем слоге. Что же касается вопроса: “Муза Полигимния – где ставить ударение в имени?”, то ударным слогом считается третий в русском языке. На латинском языке имя Музы звучит как Полигимния, а на греческом – Полимния, с ударением на втором слоге.
Кто взывал о покровительстве к дочерям Зевса?
Поскольку Музы – дети богов, то и сами они являются богами. Отсюда такое рвение обывателей в стремлении заручиться их поддержкой. Бытовало мнение среди древних греков, что Музы выбирают своих подопечных во время рождения. С самого раннего детства они общались с избранными, наделяли их человеческую сущность стремлением достичь совершенства в той или иной области человеческой деятельности, особенно – творчестве.
Однако это не означало, что все остальное человечество было обделено вниманием. Поскольку обращение к Богу должно быть пристойным, уважительным и содержательным, дочери Зевса являлись своеобразными проводниками в областях подвластным им. Муза Полигимния обладала влиянием в области ритуальных гимнов (которые часто называли «серьезной поэзией»). Это означает, что люди с ее помощью прославляли богов и возносили «в наилучшей форме» свои просьбы, которые могли «быть услышанными». В обществе с мифологическим образом мышления данное умение было наиважнейшим. В те далекие времена такой работой занимались жрецы, поэты, ораторы.
Обитель Муз
Повсеместно распространенный культ способствовал возведению соответствующих храмов. Ярким примером может служить Александрийский мусейон. В его состав входила также Александрийская библиотека. Сооружение являлось центром культуры и обучения.
Служители мусейона были представителями научного сообщества и занимались географией, математикой, астрономией, медициной, философией, поэзией и другими искусствами и науками. Этот храм являлся центром культурной и религиозной жизни на протяжении более восьми веков. Александрийский мусейон – единственный храм Муз, непрерывно работавший продолжительное время.
Художественные образы
Изображения Музы Полигимнии сохранились в основном на ритуальных предметах: вазы, саркофаги и другие. В Лувре можно увидеть саркофаг, на барельефе которого изображены все Музы с атрибутами. Примечательно, что на некоторых изображениях Полигимнию отмечали среди других как Гимно, Мнема (по Павсанию) или Хоро (на некоторых вазах). Вдохновлялись образом Полигимнии (Музы гимнов) на праведные труды известные художники: Джулио Романо («Танец Аполлона с музами»), Андреа Мантеньи («Парнас»), Джозеф Фагнани и Вуэ Симон («Муза Полигимния»), Рафаэль (фреска в Ватикане), Джованни Бальоне («Полигимния»), Иоганн Генрих Тишбейн («Девятая муза – Полигимния (риторика)»).
Благодаря распространенному культу Муз, до художников и скульпторов дошла достаточно скудная информация о Музе Полигимнии. Однако каждый творец, заручившись благословением, воплощает свое видение (и во многом эталоны красоты своего времени) совершенных дочерей Зевса. Полигимния отличалась внешней красотой, придавая вдохновение поэтам, усиливая, оживляя их речь.
Угасание культа Муз
Мифологическое мировоззрение процветало до тех пор, пока не наступил следующий исторический этап – христианизация Эллинов. В это время обитель Муз (Александрийский мусейон) начал терять свой вес в общественной жизни. Функции образовательного центра были переведены в другие структуры, а храм играл роль культового учреждения. Впоследствии мусейон был закрыт.
Такое положение дел не помешало поэтам и риторам проводить свои состязания многими годами позднее, на месте бывшего дома Муз. До тех пор, пока человечество не сможет объяснить доподлинно природу таланта, ему будут покровительствовать и вести по дороге вдохновения Музы.
Вместо заключения
По сохранившимся в исторических источниках сведениям, Музы были божественными не только в проявлении своих симпатий и покровительства, но и в гневе.
Плачевно закончился конфликт дочерей Пиера с дочерьми Зевса. Девушки были превращены в сорок. Поскольку красавиц было примерно столько же, сколько и Муз, можно услышать версию о богинях, с именами превращенных сорок. В этой истории еще раз подчеркиваются разные возможности человека и богов. Также бытует мнение, что миф красочно описывает соперничество художественных школ (уже в те времена все средства были хороши для достижения цели).
Однако свой гнев Музы обрушивали не только на людей. Им пришлось принять вызов от Сирен (Муз смерти). Миф повествует о том, как сладкоголосые Сирены, славившиеся нежным и мягким голосом, заманивавшие мореплавателей к скалам на верную погибель, бросили вызов дочерям Зевса. В итоге победа осталась на стороне Муз, а Сирены были безжалостно ощипаны. Можно предположить, что этот миф вкратце описывал атмосферу, царившую в кругу творческой элиты Греции. Стоит отметить, что в этом вопросе на протяжении многих лет мало, что изменилось.
Несмотря на всю серьезность и некоторую холодность, отстраненность Музы Полигимнии, по сравнению с ее сестрами, художественные образы, созданные ваятелями разных эпох, наполнены теплотой и нежностью по отношению к образу. Возвышенный лик не теряет своей божественности на протяжении многих веков.
Искусство
Популярные публикации
Последние комментарии
Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.
Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Кто такие музы?
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
Каллиопа – муза эпической поэзии;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки.
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.
Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.
Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)
Мусейоны
Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Клио, «дарующая славу» муза истории
Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.
Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису. Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.
Мельпомена, муза трагедий
Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.
Талия, муза комедии
Сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.
Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыке
Эвтерпа — муза поэзии и лирики
Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.
Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца
Эрато, муза любовной и свадебной поэзии
Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.
Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.
Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии
Урания – девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
В поисках вдохновения: о чем просить греческих муз
Помните всех дочерей Зевса и Мнемозины по именам и за что отвечала каждая из них? Если нет — не беда: рассказываем о девяти покровительницах искусств и наук, живущих на Парнасе.
Эвтерпа
Эвтерпа — покровительница лирической поэзии и музыки. Обычно ее изображают в цветочном венке с флейтой, лирой или авлосом. Античные поэты называли Эвтерпу «дарящей удовольствие» и считали ее самой грациозной из муз. К ней также обращались музыканты, когда им не хватало вдохновения для написания произведений.
Интересно, что в Приморском районе Санкт-Петербурга есть муниципальный округ Черная речка, на гербе которого изображена Эвтерпа. Это имеет отношение к истории округа: здесь жил и работал Александр Пушкин, а также произошла дуэль между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.
Клио — муза истории, поэтому ее непременными атрибутами являются свиток пергамента или доска с письменами, а иногда к ним добавляются грифель или лавровый венок. Ее имя восходит к греческому корню, означающему «дарующая славу». Любопытно, что так зовут и одну из злодеек в мультсериале «Бэтмен». Помимо этого, имя музы присвоено американской премии Clio Awards, которая ежегодно присуждается профессионалам за выдающиеся достижения в области дизайна, рекламы и коммуникации.
Талия
Талия покровительствует комедии, легкой поэзии и развлечениям. Эту музу можно узнать по комической маске, которую она держит в руке, венку из плюща, тимпанону (гуслям) и пастушьему посоху. Последний намекает на связь музы с буколической поэзией, а маска и музыкальные инструменты использовались во время представлений в античном театре.
В прошлом Талия считалась покровительницей театров во многих немецких городах, среди которых Дрезден, Гамбург и Ганновер. В честь нее назывался и издававшийся Фридрихом Шиллером в XVIII веке журнал, в котором публиковались статьи на исторические, философские, литературные и театроведческие темы.
Полигимния
Полигимния — муза торжественных гимнов. Обычно ее изображают в виде женщины в задумчивой или призывающей к молчанию позе. Именно Полигимния могла даровать вечную славу тем поэтам, чьи произведения ей понравились. Ее также просили о даре красноречия, поскольку она могла вдохновить оратора и придать ему уверенность.
Кстати, американская писательница Мадлен Л’Энгл назвала в честь этой музы героиню серии детских книг «Квинтет времени» Полигимнию, или Полли О’Киф.
Урания
Урания — покровительница астрономии, которая держит в руках глобус и циркуль. Ее имя связано с Ураном, древним богом, олицетворяющим небо. Эта музу часто называют воплощением гармонии Вселенной. Неудивительно, что ее имя присутствует в названии множества обсерваторий по всему миру. А в Московском планетарии даже существует «Музей Урании», в котором можно познакомиться с методами и инструментами познания Вселенной.
Несмотря на то что Урания отвечает за точные науки, она не раз служила источником творческого вдохновения художникам и поэтам. Например, у Иосифа Бродского есть сборник стихотворений названный именем этой музы, а у американского поп-исполнителя Эндрю Голда — песня с таким названием.
Каллиопа
Эта муза покровительствует в первую очередь эпической поэзии, но также науке и философии. Она считается самой старшей и мудрой из всех сестер, поэтому иногда ее изображают с короной на голове. Также к ее атрибутам относятся восковая табличка со стилусом или свиток пергамента. Именно Каллиопа разрешила спор Афродиты и Персефоны, которые влюбились в Адониса и не могли поделить его. Этот эпизод впоследствии лег в основу интермеццо оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Бассариды».
Мельпомена
Эрато
Эрато — муза, отвечающая за любовную поэзию. Она вдохновляет на создание песен и поэзии, которая способна пробуждать любовь в сердцах слушающих. Непременный атрибут Эрато — лира или тамбурин. Также ее украшениями нередко становятся розы и мирт. По одной из легенд, однажды ее игра на музыкальных инструментах привела к возникновению музыки для свадебных торжеств.
Терпсихора
Еще одна муза, которую могут изображать с лирой, — Терпсихора. В отличие от своих сестер она покровительствует танцам и хоровому пению. Обычно ее изображают молодой женщиной, которая играет на музыкальном инструменте или танцует. Терпсихора является одной из самых популярных муз, а ее образ довольно часто используется при создании музыкальных, кинематографических и литературных произведений. Например, в фильме 1947 года «С небес за землю» Александра Холла Терпсихору сыграла звезда Голливуда 1940-х годов Рита Хейворт. Помимо этого, в историческом районе Нового Орлеана есть несколько улиц, названных в честь Терпсихоры и ее сестер.
Фото: Getty Images, Wikimedia Commons
Чему покровительствовала богиня клио
Полигимния богиня чего
Полигимния муза священных гимнов
Муза которая покровительствовала эпической поэзии
Какая богиня древней греции покровительствовала музыкальному искусству