Полевая географическая практика является формой организации чего
Летняя полевая практика как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. В моей педагогической практике накоплен опыт работы по организации исследовательской деятельности в рамках проведения летней полевой экологической практики, которая проводится ежегодно в период летних каникул в течение 14 дней. Основная идея летней полевой практики – вынести преподавание биологии и экологии за пределы школьного кабинета биологии, вести обучение через решение прикладных исследовательских и проектных задач непосредственно на природных объектах. Школьники, участвующие в летней полевой практике, обучаются методике и практике научных исследований, осваивают основы экологического мониторинга. При проведении летней полевой практики закрепляются знания о местной флоре и фауне, их взаимосвязях, формируется правильное поведение в природе, проводятся природоохранные мероприятия. К участию в летней практике привлекаются заинтересованные исследовательской деятельностью учащиеся 6-10 классов, которые являются членами научного экологического объединения учащихся “Исследователи природы”. Все участники практики делятся на группы по 5-6 человек в соответствии с возрастом, для проведения мониторинговых исследований создаются разновозрастные группы.
Организация летней полевой практики проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: формирование исследовательских групп с учетом возраста детей, знакомство с научной литературой по проблеме исследования, овладение методами полевых исследований, постановка проблем, определение целей, маршрутов, объектов для исследования.
2. Полевые исследования: распределение заданий между группами школьников или отдельными учащимися; ведение полевых дневников, сбор коллекционного материала, выполнение творческих заданий (разработка предупреждающих экологических знаков и установление щитов с наглядностью), организация природоохранных мероприятий дела (очистка леса, водоема, родника, удаление кладок непарного шелкопряда).
3. Камеральная обработка материала: первая сортировка собранного материала проводится непосредственно в природе. Дальнейшие работы проводятся стационарно на базе школьной лаборатории. Обработка информации, построение диаграмм, обобщение и выводы, фотоотчеты. Подготовка индивидуальных и групповых отчетов о полевой практике, подготовка материалов к школьной экологической конференции “В науку первые шаги”.
4. Итоговая конференция по результатам полевой практики: заслушивание отчетов исследовательских групп, обмен опытом работы, общее планирование летних полевых исследований. На конференцию приглашаются учащиеся школы, представители Попечительского совета, родители, работники районного центра дополнительного образования детей. После подведения итогов конференции итоги лучшие работы учащихся, отбираются для публикации в школьном сборнике исследовательских работ учащихся, который выпускается по итогам конференции. В 2013 году – появился первый выпуск, в котором опубликовано 10 работ. Выпуск 2014года содержит 12 работ. В сентябре 2015 г. был готов сборник, в котором 16 работ. Автор каждой работы получает сертификат, подтверждающий публикацию. Почти все работы выполняемые в период летней полевой практики являются межпредметными. Кроме того, все они приводят к результатам, имеющим важное практическое значение.
С 2014 года в период летних полевых практик были проведены исследования:
— Изучение микроорганизмов в пруду в окрестностях села Новозаведенного
— Изучение видовой структуры фауны беспозвоночных искусственного пруда
— Оценка заселённости лесного биоценоза кладками непарного шелкопряда на территории ГКУ “Георгиевское лесничество”
— Изучение фауны макрогидробионтов старого русла реки Кума
— Структура популяций озерной лягушки на территории Георгиевского района
— Биоиндикация состояния водотоков с использованием озерной лягушки
— Изучение видового разнообразия грибов трутовиков лесного биоценоза
— Структура ловчих сетей пауков-крестовиков лесного биоценоза с. Новозаведенного
— Лесопатологическое обследование дубовых насаждений ГКУ “Георгиевское лесничество”
— Экологическая диагностика самоочищающей способности водоемов СХА “ПХ Новозаведенское”
— Влияние состава древесных насаждений на биологическую активность почвы в лесном биоценозе
— Экологическая оценка донных отложений реки Кумы
— Изучение сезонной динамики токсичности природных вод методом биотестирования
Работы, выполненные в период полевой практики ребята представляют на районной и краевой научно-практической конференции “Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья”, международном конкурсе “Инструментальные исследования окружающей среды”, всероссийских конкурсах “Подрост”, “Юннат”, “Юные исследователи окружающей среды”, конкурсе водных проектов старшеклассников, конкурсе исследовательских работ “Человек на Земле”, олимпиаде “Созвездие”, всероссийском фестивале педагогического творчества в номинации “Проектная деятельность учащихся”. Работа по теме “Оценка заселённости лесного биоценоза кладками непарного шелкопряда на территории ГКУ “Георгиевское лесничество”, заняла 1 место во Всероссийском юниорском лесном конкурсе “Подрост-2013” в номинации “Экология лесных животных”, и 3 место в Международном юниорском лесном конкурсе. Работа на тему “Биоиндикация состояния водотоков с использованием озерной лягушки”, которая была представлена на краевом этапе Всероссийского конкурса водных проектов и заняла 2 место. Публикация исследовательских работ учащихся осуществляется в сети интернет на сайте проекта для одаренных детей “Алые паруса”, фестивале исследовательских работ “Портфолио”. Тезисы исследовательских работ учащихся публикуются в сборниках конференций регионального, краевого, российского и международного уровня.
Результатом проведения летней экологической практики является повышение интереса к занятиям исследовательской работой в области биологии и экологии, включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития, приобретение исследовательских знаний и умений, совершенствование процесса обучения, социальной адаптации и профориентации учащихся, увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах. Также можно отметить, что учащиеся, занимавшиеся научно-исследовательской работой, легко адаптируются в вузах.
В заключение следует отметить, что летние полевые практики способствуют обновлению содержания образования и вовлекают учащихся в увлекательный процесс исследования природы. Всё это позволяет рекомендовать летние полевые экологические практики как эффективную форму организации образовательного процесса.
Полевые практикумы и их роль в формировании познавательной активности обучающихся на занятиях географии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Российские ежегодные педагогические чтения
имени академика РАО С. О. Шмидта «Краеведческий педсовет»
«Полевые практикумы и их роль в формировании познавательной активности обучающихся на занятиях географии»
Ильина Нина Михайловна,
учитель географии 6,8 классов
МБОУ «Школа» №91 г.о.Самара
В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализации в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Новые подходы к обучению, а именно большое внимание к развитию познавательной самостоятельности, творческой активности учащихся, привели к тому, что последние годы в географии широкое распространение получили географические практикумы.
Применение практикумов посильно всем и позволяет показать свои знания. У некоторых учащихся возникают проблемы с монологической речью (в школе обучаются учащиеся разных языковых групп). Таким учащимся трудно получить хорошие и отличные оценки за устные ответы (тогда как они хорошо усваивают теоретический материал). Применение системы практических работ позволяет им компенсировать неудачи в устных ответах, поверить в свои силы и добиться хороших результатов.
Организация и проведение практических работ – «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначительный термин, чем практическая работа. Они бывают проверочными и оценочными, индивидуальными и коллективными, проектными, исследовательскими и др. Все субъекты образовательного процесса нередко по-своему трактуют содержание этого термина. Словом, вопрос классификации практических работ уже давно требует разрешения.
Кроме того, почему-то принято разделять (а то и противопоставлять) практические работы и учебную деятельность по изучению теоретических знаний. Нередко можно услышать сетование на перегруженность программы понятиями и терминами, но вопрос не в сложности и количестве этих единиц теоретических знаний, а то в том, как они востребованы именно в так называемой практической работе учащихся.
Данная методическая разработка представляет учебно-методическое пособие для проведения итоговых занятий с обучающимися на местности.
Проведение практикума рассчитано на 9 часов (в течение 3 дней) и завершает изучение географии в текущем учебном году.
— формирование целостного представления о закономерностях развития природного комплекса своей местности;
-закрепление полученных в курсе географии знаний;
— овладение навыками и умениями простейших измерений на местности, глазомерной съемки, описание природных компонентов.
Для проведения практикума классы делятся на микрогруппы. Каждая микрогруппа. Выполнив одно задание, приступает к выполнению следующего. Учитель географии выступает в качестве консультанта по выполнению заданий.
Выполнение заданий фиксируется обучающимися в индивидуальных полевых дневниках (приложение №1).
Полевой практикум проводится за счет резервного времени, отводимого программой на изучение предмета.
Первый день практикума
-Закрепление полученных в курсе географии 6 класса умений и навыков;
-Проведение простейших измерений на местности.
Задание : Произвести простейшие измерения на местности.
Измерение длины шага при обычной ходьбе:
1) Отметить начало и конец дистанции ________метров.
3) Определить длину шага, деля расстояние на число шагов:
Длина шага равна__________________метров
Измерение расстояния шагами:
1)Число шагов при прохождении расстояния от ________до________
2)Расстояние между объектами рассчитываем по формуле:
Расстояние между объектами = длина шага * число шагов
Второй день практикума
— составление плана школьного участка ;
— определение сторон горизонта с помощью компаса.
Задание: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА С УКАЗАНИЕМ СТОРОН ГОРИЗОНТА.
1) С помощью компаса определить стороны горизонта;
2) Сориентировать планшет на север, указав на плане линию «север – юг»;
3) Отметить на плане точку стояния и с помощью визирной линейки нанести на план направление на основные объекты школьного двора;
4) Измерить в метрах расстояние до выбранных объектов и в масштабе
1: _________ нанести их на план. (План школьного двора прилагается ).
5) Полученные данные занести в таблицу №1.
Наименование объекта школьного двора
Расстояние до объекта
В масштабе 1:_______
Третий день практикума
Место проведения__берег реки Самара______________________________
Цели : ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА И ВОД СВОЕЙ МЕСТНОСТИ.
1.Изучение и зарисовка выхода горных пород в долине реки Самара. Взятие образцов пород.
Оборудование : геологический молоток, метровая измерительная линейка, полотняные и полиэтиленовые мешочки.
В полевом дневнике указать:
— характер местности, размеры (высота, длина);
— характер геологического обнажения (обрыв, осыпь, крутой или пологий склон);
2) Описать каждый слой ( от нижних к верхним):
— минералогический состав и другие внешние признаки.
3) Измерить толщину слоев и в выбранном масштабе зарисовать обнажение.
4) Собрать в мешочки образцы пород из каждого пласта и оформить этикетки.
5) Изучить каждый слой и выяснить, не содержится ли в нем окаменелостей древних животных и растений.
Для начинающего и опытного учителя сложно проектировать и проводить занятия по географии практической направленности. Сложность заключается в том, что организация практикумов требует большой предварительной подготовки учителя и учеников, глубоко продуманной организации по выполнению практической работы, её оформлении и оценивании. Но результаты, которые были достигнуты посредством практических работ, с лихвой восполнили время, потраченное на их подготовку, так как с помощью их исчезают пробелы в обучении учеников, которые возникают на лекционных занятиях
Полевая практика как условие формирования экологической культуры студентов-географов
Реальной экспериментальной площадкой превращения представлений о целесообразных экологических действиях специалиста в ситуациях взаимодействия с природными объектами в сами квалифицированные экологические умения являются учебно-полевые практики, организуемые на протяжении всего периода профессионального обучения студентов естественно-географических факультетов вузов. Основным педагогическим достоинством этого направления профессиональной подготовки будущих учителей географического профиля выступает то, что они являются активной формой профессионализации личности в условиях непосредственного общения с природой, что полностью соответствует приобретаемой специальности (по профилю преподаваемого предмета).
Кроме того, в программе подчеркивается, что роль полевой практики особо возрастает, в настоящее время, когда вопросы рационального природопользования и охраны природы приобрели первостепенное значение. Здесь уже особо выделяется экологический аспект практики. Одной из задач практики является, обучение умению оценивать и рекомендовать меры наилучшего природопользования, в частности, одной из целей экономико-географической практики является привитие навыков хозяйственной оценки природных условий, определение их влияния на хозяйственную деятельность населения и оценка возможностей более рационального использования природных условий и ресурсов. Здесь как мы видим, речь идет о гораздо более широком спектре эколого-практических задач, которые уже давно ставятся в практической географии.
Известный ученый-географ Ю.Г. Саушкин еще в 1972 году на конференции по методике проведения учебных практик отмечал, что «. очень отстают работы по оценке природных ресурсов и условий, по комплексной оценке результатов загрязнения окружающей среды».
Кроме того, в подготовке будущего учителя, немаловажной задачей полевой практики является «. обучение будущих учителей географии простым и доступным в средней школе методам натурных исследований природы».
Немаловажным является и то, что полевая практика наряду с учебными целями предоставляет большие возможности для воспитательной работы, проведения различных культурно-массовых и спортивных мероприятий. В большинстве педагогических вузов учебно-полевая практика включает в себя три взаимосвязанные и дополняющие друг друга организационные формы: а) экскурсии в природу с целью изучения природных объектов в разных ландшафтах и экосистемах; б) производственные экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты, станции защиты растений, лесничества, станции контроля за состоянием окружающей среды, гидрометеопосты и т.п.; в) самостоятельные задания, выполняемые студентами.
Важнейшим звеном в проведении полевых практик является подготовительный этап. На этом этапе выбирается район проведения практик, составляется план работ на практике с учетом физико-географических особенностей выбранного района, готовятся приборы и оборудование. Далее руководитель практики проводит беседу со студентами о специфике природы изучаемой личности, инструктажи по технике безопасности. Студенты изучают коллекции горных пород, гербариев, почвенных профилей, знакомятся с литературой, картами, планами материалов, аэрофотосъемками и т.д.
Существуют также несколько общих требований организации и проведения полевых практик, которые должны придать этому виду учебных занятий экологическую направленность. Б.Н.Гурский и К.К. Кудло к этим требованиям относят следующее:
«. 1) Предварительное знакомство студентов в процессе лекций, семинаров, вводных бесед с экологическими особенностями и проблемами района проведения практик. Это положение приобретает особое значение при организации и проведении дальнейшей комплексной практики, в процессе которой посещаются удаленные районы и пересекаются большие территории. Уже в подготовительный период нужно попытаться силами студентов разработать конкретные предложения по улучшению экологической обстановки в том или ином регионе.
2) Включение в программу всех видов практик тех или иных вопросов, заданий, имеющих экологическое содержание или направленность. Особенно, важно (преимущественно на старших курсах) в такую программу включать задания на уровне предложений, решений по улучшению экологической ситуации или предотвращению негативных последствий антропогенной деятельности.
3) В большинстве вузов полевые практики по целому ряду дисциплин проводятся стационарно на базах, агробиостанциях. Это дает возможность организовать мероприятия по мониторингу тех или иных процессов, явлений, ситуаций, природных объектов. Такой подход чрезвычайно важен для выработки у студентов способностей и навыков к наблюдению и анализу изменений природной ситуации, что крайне необходимо будущему учителю географии и биологии».
Помимо выделенных требований, придающих полевым практикам экологическую направленность, отметим, что очень важно на подготовительном этапе знакомить студентов с методикой изучения экологического состояния как отдельных компонентов среды (воздух, вода, растительность, почвы), так и природных комплексов в целом.
Мы уже подчеркивали, что экологическое образование во всех его направлениях имеет междисциплинарный характер, интегрируя данные разных наук: географии, биологии, химии, других сфер научного знания. Есть также такие учебные дисциплины, которые особенно тесно связаны с экологической проблематикой. К ним следует отнести, изучение своего края в данном случае речь идет о северном Кавказе в общем. Изучение местных ландшафтов означает изучение своей среды обитания, своих экологических условий.
Учебно-познавательные маршруты по родному краю, полевые занятия в местных ландшафтах позволяет вооружить обучаемых практическими умениями и навыками оценки экологических ситуаций и способствовать формированию экологической культуры.
Отметим еще один аспект, связанный как с формой, так и содержанием полевых практик. Большое значение в современных условиях приобретает экологическая деятельность в городской среде, следовательно, существует и проблема экологического образования и воспитания, и в частности формирование экологической культуры в условиях городов, особенно крупных. Так, в представлении многих городских студентов и школьников проблемы охраны природы существуют где-то далеко. Во всяком случае, дальше природы городских парков и садов их воображение не простирается. Поэтому вопросы охраны природы в городе, как правило, сводятся к охране городских зеленых насаждений, к охране птиц. В результате большинство сложных экологических вопросов и проблем для студентов носят умозрительный характер.
Пути преодоления этих противоречий предлагает в своих трудах Н.Н.Родзевич, отмечая, что преодолению вышеназванных трудностей может помочь краеведческий подход в экологическом образовании и что учитель должен иметь навыки географического изучения своего города, уметь видеть его экологические проблемы, уметь проводить в городе экскурсии географо-экологического содержания.
В ходе нашего исследования на основе подходов упомянутых в книге «Новые взгляды на географическое образование» была разработана учебная программа по изучению состояния окружающей среды г. Ставрополя. Разделы этой программы использовались в ходе экспериментальной работы в рамках полевых практик по отраслевым дисциплинам, в ходе комплексных практик, в научно-исследовательской работе студентов. Работа по предложенной программе, на наш взгляд, расширяет возможности эффективного формирования экологических умений, вместе с тем она ставит и ряд проблем, связанных с отсутствием полноценных методик изучения окружающей среды в городских условиях.
Полевые практики по географическим дисциплинам обладают несомненными преимуществами перед отрывочными экспериментами и опытами. Они расширяют и углубляют полученные студентами теоретические знания, знакомят с их практическим применением при изучении природных комплексов, демонстрируют значение географии, в решении проблем охраны природы.
Таким образом, можно выделить два взаимосвязанных этапа в формировании экологической культуры в ходе полевой практики: теоретического анализа экологической ситуации и этап формирования аналитических умений практического плана. Содержание первого этапа видится в усвоении студентами экологических терминов, понятий, выражающих сущность и определенные закономерности взаимодействия общества (в лице человека и производственного фактора) и природной среды.
Научно-теоретические положения, которыми овладел студент, должны стать основой нового, более глубокого этапа анализа экологических явлений и последующего освоения экологических умений. Теоретическое освоение и первое практическое приближение к профессиональным экоумениям может эффективно происходить при соответствующей подготовке дидактического материала и его проработки со студентами на занятиях по предметам профессионального цикла.
Значимость такого логического звена как полевая практика состоит прежде всего в развитии практико-ориентированного экологического профессионального мышления как базы квалифицированного владения экологическими умениями. Для успешного решения учебных, практико-исследовательских задач экологического содержания выделяется необходимый минимум эколого-эвристических и других видов умений, которым студенты обучаются в период прохождения полевой практики.
Основными задачами полевой практики по геологии на I курсе, является закрепление и углубление знаний о горных породах, их составе, условиях залегания и процессах образования, связи с формами рельефа; овладение навыками отбора и документации образцов горных пород, минералов, окаменелостей, описание геологических обнажений, овладение методами палеогеографических исследований. При этом, целесообразно сосредоточить внимание студентов на изучении вопросов и проблем экологического содержания, таких как:
Многообразие видов геологической деятельности человека, среди которых к данному виду геологических процессов относятся не только проходка шахт, разработка карьеров, но и распашка земель, строительство дорог, выпас скота и т.д.
Оценка масштабов геологической деятельности человека, осуществляемая при посещении шахт, карьеров, изучении показателей работы предприятий.
Оценка влияния хозяйственной деятельности человека на качество другие показатели подземных вод, которые выявляются в процессе описания источников, водосборных сооружений, анализа материалов предприятий и учреждений.
Определение экологических проблем при использовании минерального сырья, среди которых могут быть выделены: недостаточно полная выемка полезного ископаемого, несовершенная система переработки сырья, потери, связанные с его транспортировкой, складирование и т.д.
Знакомство с геологическими памятниками природы. Таким образом, на полевой практике по геологии формируются такие эколого-эвристические умения как: умение выявлять геологическое воздействие человека на окружающую среду; умение оценивать масштабы геологической деятельности человека; умение оценивать влияние деятельности человека на режим подземных вод; умение оценивать различные аспекты использования минерального сырья.
Полевая практика по метеорологии с основами климатологии на I курсе позволяет выработать:
— умения по организации наблюдения за состоянием погоды и микроклиматических наблюдений;
— умения выявить источники загрязнения атмосферы;
— простейшие умения анализа проб на различные загрязнители.
В этой связи целесообразно введение в программу данной практики:
— знакомство с крупными метеостанциями;
— вопросов экологического содержания таких, как установление зависимости хода метеорологических показателей от влияния тех или иных промышленных предприятий крупных городов и т.д., а такие наблюдения за различными проявлениями воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферу, особенно важно при этом выявить, как влияет преобладающе направление ветров на перенос и распространение различных дымов и выбросов промышленных предприятий. На основании таких наблюдений студенты могут высказать свои соображения о рациональности принятой планировки жилищного и промышленного строительства. Важно также познакомить студентов с различными природными индикаторами для исследования.
Полевая практика по геоморфологии направлена на обучение методике полевых геоморфологических исследований, связанных с комплексным физико-географическим изучением района.
Для усиления экологической направленности полевой практики в нее целесообразно включить следующие задачи:
— оценки рельефа как одного из факторов, определяющих хозяйственную деятельность человека и ее последствия;
— анализ влияния хозяйственной деятельности на интенсивность проявления эрозионных процессов;
— изучение и оценка антропогенных форм рельефа (карьеров, канав, насыпей и др.) и оценка их роли в геоморфологическом комплексе и влияния
на ход различных природных процессов (поверхностный сток, скорость эрозии и др.).
Практика по геоморфологии также способствует формированию множества важных экологических умений будущего учителя географии: умения определять морфологические характеристики форм рельефа; давать геоморфологическую характеристику (долин реки, склонов); выделять современные геоморфологические процессы и аккумуляции в русле и долине реки; описывать хозяйственное использование долины реки; и многое другое.
В процессе полевой практики по географии почв с основами почвоведения наиболее важными для формирования профессиональных экологических умений студентов являются такие темы как «Изучение состава и свойств почвы», «Физические свойства почвы», «Химические свойства почвы». Особо следует выделить тему практического занятия: «Абиотические факторы наземной экосистемы, их описание и анализ». Содержание материала вышеуказанных тем занятий способствует формированию определенных умений и навыков изучения качественного и количественного состава почвы (умения вести полевые исследования почв: техники заложения шурфов, морфологического описания генетических горизонтов, взятия образцов и т.д.; выявлять взаимосвязи почв с факторами почвообразования; давать хозяйственную оценку естественной производительности земель на основе изучения закономерностей распределения почв методом профилирования и ряда аналогичных работ; владения методом профилирования при изучении почв; определения полевой влажности почвы, объемного веса, кислотности, величины РН водной суспензии, суммы поглощенных оснований и т.д.
Полевая практика по гидрологии на II курсе ставит целью ознакомление с методами полевых исследований водных объектов с целью расширения и углубления знаний о воде в природе и ее взаимосвязях с другими компонентами природы. Очень важно в ходе практики по гидрологии акцентировать внимание на задачах: отработки приемов первичного анализа качественных показателей, физических свойств поверхностных вод (описание прозрачности, вкуса, запаха и других свойств воды, поиск причин, обусловливающих ухудшение этих качеств, источников загрязнений); тщательного изучения последствий различных мелиорации, прежде всего таких, как осушение болот, строительство каналов и водохранилищ; изучения озер и водохранилищ. На этой основе формируются очень важные экологические умения. Большое внимание уделяется организации сбора полевых материалов по следующим темам: «Общее состояние водоема, фаза его развития, качественные характеристики водной массы, (прозрачность, цвет) «цветение» воды и другие особенности»; «Наличие абразионных процессов, их влияние на береговую линию, особенности прибрежных осадков»; «Характер руслового и плоскостного стока в озера и водохранилища, сток как возможный источник загрязнения» и др. На основании собранных материалов студентам предлагается попытаться разработать предложения и рекомендации по охране того или иного водоема.
Обобщая, можно сказать, что полевая практика по гидрологии способствует формированию следующих умений: организации комплексного наблюдения за водными объектами; проведения морфологических и морфометрических наблюдений (построение плана участка реки в изобатах, план озера в изобатах); измерения температуры воды на разных глубинах; определения физико-химических характеристик природных вод; разработки характеристики водного режима рек, озер и водохранилищ; выявления источников загрязнений водных объектов, а также еще ряда важных в гидрологическом отношении профессиональных экологических умений.
Очень актуальны в практическом отношении приобретаемые студентами умения выявления последствий различных видов деятельности человека на условия водного, температурного, химического, биологического режима рек, озер, водохранилищ и эколого-деятельностные умения в определении мер по охране водных объектов.
Очень важным, имеющим универсальное значение, является и умение определять качество воды, по определенным показателям, которое необходимо не только для студентов, изучающих экологию на профессиональном уровне, но и для любого человека. В настоящее время, когда питьевая вода с каждым годом ухудшается, умение определять качество воды чрезвычайно важно. Значит данное умение важно будет в будущем транслировать и в процессе осуществления просветительской деятельности в роли педагогов-пропагандистов в сфере экологического всеобуча.
Это связано с тем, что в настоящее время загрязнение водоемов нитратами, хлоридами, сульфидами, солями свинца, цинка и другими химическими соединениями является наиболее острой проблемой охраны окружающей среды. В деятельностном аспекте важно научить студентов педагогического вуза умению определять содержание этих химических веществ в воде, что включает и умения определять состав и качество воды, а также уровень загрязненности проб воды, почвы, продуктов питания, определять уровень радиационного фона и уровень радиационной безопасности. Владея перечисленными умениями на профессиональном уровне, учитель географии сможет наглядно показать другим людям, в особенности своим ученикам, причинных острых проблем окружающей среды и, владея экологическими умениями, он также сможет организовать наиболее действенные мероприятия по охране природы. Следовательно, здесь осваиваются сразу несколько видов умений: эколого-эвристические, эколого-деятельностные, эколого-профессиональные и эколого-педагогические.
Изучение массовой педпрактики в области организации со студентами работы по формированию у них экологических умений показывает, что в настоящее время акценты в экологической работе переместились с аутэкологических исследований на изучение экосистем и даже экосферы, так как охрана отдельных редких, исчезающих или хозяйственно ценных видов невозможна без сохранения биоценозов, составной частью которых они являются. Особенно важно овладеть методами экосистемного подхода к изучению сообществ. Эти экологические умения студент сможет освоить в процессе полевой практики при изучении тем: «Анализ биологических факторов наземной экосистемы»; «Экологическая оценка структуры и функционирования экосистем» (камеральная обработка собранного материала). В рамках изучаемой темы студенты получают задания: подготовить сравнительную характеристику климата, почвы, наземных экосистем; абиотических факторов водных экосистем; сравнить видовую структуру разных экосистем, сделать вывод о видовом разнообразии изучаемых сообществ; получив средние значения основных характеристик микроклимата по каждой наземной экосистеме, сравнить их между собой и сделать вывод о выявленном сходстве и различии; кратко охарактеризовать состояние вод исследуемых водоемов и др.
Из анализа биологических факторов наземной экосистемы следует, что применение экосистемного подхода к формированию умений изучения сообществ на полевой практике по экологии является актуальным и практически ценным.
Ландшафтная практика, которая проводится на III курсе, опираясь на сведения, полученные студентами об отдельных компонентах ландшафта, учит проводить комплексные исследования, направленные на выявление существующих природно-территориальных комплексов, изучение связей между входящими в их состав, компонентами, и между разными комплексами, на установление направленности природных процессов в их естественном течении и в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Комплексная практика по физической географии (ландшафтная) также способствует формированию эколого-эвристических умений будущего учителя географии. В период полевой практики студенты обучаются методике полевых ландшафтных исследований и оценке выявленных природно-территориальных комплексов для практических целей, овладевают методом ландшафтного профилирования, в результате чего приобретают множество ценных экоумений выявления границ природно-территориальных комплексов; анализа взаимосвязи между отдельными природными компонентами и выявления тенденций развития природно-территориальных комплексов и влияния на них хозяйственной деятельности человека; оценки природных условий для хозяйственных целей; составления тематических карт природы и карт агроэкологического содержания; составления оценочных карт.
Поскольку комплексная практика базируется на умениях и навыках, полученных студентами во время полевых практик по частным дисциплинам, а также является наиболее продолжительной, практически завершающей физико-географические наблюдения будущего учителя, к данной практике необходимо предъявить два очень важных дидактических требования.
Во-первых, особенно тщательно выбирается место проведения практики, обеспечивающее возможность знакомства не только с различными природно-территориальными комплексами, но и с различными проявлениями антропогенного воздействия на них.
Во-вторых, успешное проведение данной практики предполагает достаточно основательную подготовительную работу по сбору литературного материала, его осмыслению и обсуждению.
Венцом учебных полевых практик является комплексная экономическая практика, которая проводится на IV курсе. Дидактическая задача состоит в выяснении степени и характера воздействия человеческого общества на географическую оболочку и ее основные компоненты, как это представлено в программах проведения учебных практик с конца 60-х годов. Одной из важнейших целей экономической практики является привитие студентам навыков хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, выявление их влияния на хозяйственную деятельность населения и оценка возможностей более рационального использования природных условий и ресурсов, т.е. рационального природопользования. Особенно сложно делать количественную оценку состояния той или иной территории, природного комплекса или его структурной единицы. Эти задачи, особенно по компонентам загрязнения, очень сложны, и по ряду аспектов значительно шире рамок экологической подготовки учителей.
Однако, в ряде случаев, при проведении экономико-географических исследований на учебной практике необходимо включать именно экологически направленные задания для студентов. Например, при изучении промышленных районов и влияния отдельных предприятий, таких как электростанции, на состояние окружающей среды необходимо получить сведения о длине дымовых труб, о химическом составе топлива и КПД, золоуловителей. По этим данным можно оценить суточный выброс золы и газов (SO2, NO) и зону их рассеивания с учетом направления ветров и их скорости. В большинстве же случаев основное внимание уделяется качественной оценке состояния окружающей среды, которая включает определение основных факторов, влияющих на ее состояние и изучение процесса функционирования природных систем.
Организация комплексной практики, ее экономическая направленность требует не только серьезной предварительной подготовки, но и сбора материалов по четко определенному плану. Важно организовать практику так, чтобы по каждому из наблюдавшихся природных объектов, предприятий, населенных пунктов студент мог дать заключение, оценить экологическую ситуацию, наметить пути ее оптимизации. Одним из условий достижения этой цели является детальная разработка индивидуальных заданий экологического содержания и контроль за их выполнением.
Учебные задания на полевых практиках должны составляться с учетом того, что самостоятельная работа студентов в этом виде учебной деятельности является преобладающей. В разработке учебных заданий мы придерживались системы самостоятельных заданий на учебно-полевых практиках, восприняв принципы подхода к их составлению у Сластениной Е.С., но преобразовав их к интересам нашего исследования.
Например, автор предлагает работы следующих типов при выполнении самостоятельных заданий:
— организационно-технического (овладение методикой, организаций и техникой самостоятельной познавательной деятельности);
— репродуктивного (зная результаты, студенты самостоятельно составляют план действий для решения учебно-познавательной задачи);
— репродуктивно-исследовательского (студентам известны закономерности изучаемых явлений, не известен результат работы);
— исследовательского (ставится лишь проблема, а методику ее решения студенты определяют сами).
Все перечисленные типы работ имеют большое значение в формировании экологической культуры. Однако, нам представляется, что наиболее эффективны для формирования экоумений задания репродуктивно-исследовательского и исследовательского характера.
Важность проведения исследований в природе подчеркивается ведущими специалистами в области экологического образования и воспитания, вот почему исследовательской работе студентов вузов в период полевых практик также уделяется большое внимание.
Задания исследовательского характера могут варьироваться от относительно не сложных, как, например, определения степени вытаптывания береговой растительности водоема, до очень сложных. К сложным заданиям, к примеру, относятся задания по комплексной оценке экологической ситуации определенной территории, природно-территориальных комплексов, населенных пунктов, когда студентам необходимо изучить десятки факторов воздействия на среду. Такие задания целесообразно выполнять в ходе комплексной практики по физической или экономической географии в составе группы или бригады студентов.
Таким образом, полевые практики по географическим и биологическим дисциплинам, безусловно, обладают очень большими возможностями для выполнения целей экологического образования и воспитания, в частности формирования у студентов экологической культуры. В ходе полевых практик у студентов формируется большой и разнообразный объем обобщенных экоумений.
Необходимо выделить ряд условий, способствующих успешному проведению полевых практик именно в экологическом аспекте. Велико значение предполевой камеральной подготовки, в период проведения которой руководитель знакомит студентов со спецификой природы изучаемой местности в форме лекции как вступительной беседы. Студенты также знакомятся с литературой, топографическими картами, изучают коллекции минералов, гербарии, знакомятся с почвенными монолитами. В большинстве педагогических вузов учебные полевые практики, как правило, проходят на заранее изученных объектах природы, по составленным учебным пособиям и подготовленным тематическим картам. Многолетние наблюдения за одними и теми же объектами позволяют проследить динамику развития природных систем, что является основой для достоверной оценки состояния среды и прогноза ее развития в будущем. Проведение практик на новых объектах усиливает проблемно-поисковую деятельность студентов, увеличивает степень самостоятельности выполнения заданий. В этой связи огромное значение приобретает выбор района проведения практики. Выбор объекта проведения практики во многом определяет задачи практики. Так, при изучении влияния города на окружающую среду в зависимости от выбора объекта наблюдения может быть поставлена задача исследования промышленных нагрузок на среду, или же нагрузок рекреационных, транспортных и др. Выбор водных объектов может ставить задачи как, например, водохозяйственной оценки использования реки, или изучение проблем малых рек. В то же время, в большинстве случаев сами реки подвергаются сильному антропогенному влиянию через изменение режима грунтовых вод, сельскохозяйственных работ, вырубка лесов и т.п.
Важнейшим условием успешного прохождения полевых практик является проведение комплексного обследования района практики составление специальных учебных пособий и тематических карт. Эффективность этой работы повышается, как следует из нашего опыта, если на факультете активно функционирует постоянно действующая методическая комиссия по полевым практикам, широко используются материалы полевых практик для написания курсовых и дипломных работ, в научно-исследовательской работе студентов и преподавателей. Считаем очень существенным для повышения эффективности полевых практик использование учебных полигонов, других объектов практик для сезонных наблюдений, экскурсий в природу в течение всего учебного года.
Учебные полевые практики по географическим дисциплинам являются наиболее эффективным условием формирования у будущих учителей географии экологической культуры. В общем процессе их профессиональной подготовки круг специализированных умений конечно же шире, но мы все же считаем, что данный вид учебно-профессиональной деятельности должен использоваться как условие формирования экологической культуры в более интенсивном режиме. С этой целью мы старались в своем экспериментальном опыте провести целенаправленную углубленную экологизацию всех видов полевых практик. Эта целенаправленность выражалась в следующем.
Во-первых, в четком и органичном осуществлении межцикловых связей в процессе формирования у студентов экологических умений (между предметами теоретико-профессионального цикла и системой полевых практик).
Во-вторых, посредством выявления в каждом виде полевых практик (частных, предметных, комплексных, итоговой) целостного перечня формируемых профессиональных экоумений во всей его полноте и взаимосвязанности.
В-третьих, уровень достижений студентов-географов по квалифицированному владению экоумениями диагностировался по всем их профессионально важным видам (эколого-эвристическим, эколого-просветительским, эколого-деятельностным, эколого-педагогическим).
В-четвертых, в разработке специальных методик и технологий, а также выявлении четких этапов на основе алгоритмизации для более четкого и прогнозируемого формирования экологической культуры в условиях полевых практик.