Полетная страховка аэрофлот что входит
Страховка от невыезда в эпоху пандемии. Зачем ее покупать и что она дает туристу
Вероятность заболеть коронавирусом или получить положительный ПЦР тест перед вылетом – одни из самых распространенных опасений перед выбором зарубежного тура или поездки по России. Рассказываем, от каких рисков защищают страховки от невыезда.
«Страховки от невыезда» – народное название страховых продуктов по риску отмены поездки. В эпоху ковида спрос на них у россиян существенно вырос, и это вполне понятно.
«Уже давно страхование от невыезда не связано только с опасением отказа в получении визы. Ведь более 60% отмен купленных туров связано именно с медицинскими причинами, а не визовыми – и это еще до ковида. В ковидную эру спрос на них еще больше возрос: в первые два месяца 2021 года более половины всех туристов, оформивших у нас полис медицинского страхования при поездке в Турцию, приобрели и страховку от невыезда», – рассказывает Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании ERV.
По данным ERV, если в 2019 году доля страховок от невыезда по всем направлениям составляла около 10% от всех приобретенных туристами страховых полисов, то в 2020 году она выросла вдвое, а в начале 2021-го всего за первые два месяц уже достигла 52%.
Главный мотив, по которым все больше россиян сейчас стремятся застраховать свою турпоездку от риска ее отмены – это, конечно, ковид и все, что с ним связано. Мы разберем конкретные случаи, в которых страховка от невыезда помогает вернуть деньги за несостоявшийся тур, но вначале стоит поговорить о выборе таких страховок.
КОВИД И СТРАХОВКИ ОТ НЕВЫЕЗДА
У всех крупных страховых компаний сегодня есть страховые продукты по риску отмены поездки (те самые «страховки от невыезда»), в которых включен риск не отправиться в запланированный тур в связи с заболеванием COVID-19. Однако их цена и конкретные условия (что именно покрывается страховкой) различаются. Здесь выбор целиком на стороне клиента – что именно он считает самым большим, а что – меньшим риском, сколько он готов заплатить за такую страховку и т.п.
В любом случае страховка от невыезда, в зависимости от условий, позволяет либо полностью вернуть деньги за несостоявшийся тур, либо очень существенно минимизирует потери. Приобретать их в нынешних условиях для туристов – твердая рекомендация экспертов. Тем более что стоят они недорого.
Но, как обычно, туристу самому следует сначала разобраться, от чего защищает его страховка. Мы собрали несколько самых частых вопросов туристов, поступающих в АТОР.
В ответах мы часто ссылаемся на то, что правила страховых компаний – разные. Для удобства собрали основные характеристики полисов нескольких крупных страховщиков в табличку (сразу после вопросов и ответов).
САМЫЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ ТУРИСТОВ О СТРАХОВКАХ ОТ НЕВЫЕЗДА
Вопрос: Сколько стоит страховка от невыезда? Это дорого?
Ответ: Обычно, от 1 до 5% от стоимости всего тура. То есть если у вас, к примеру, куплен тур в Турцию за 200 000 р., стоимость страховки от риска отмены этой поездки для всех ее участников составит 2-10 тыс. р. По сравнению с возможностью вернуть все 200 тысяч и с учетом нынешних рисков, это – недорого.
Вопрос: За сколько дней до вылета можно купить страховку от невыезда? Можно ли сразу купить ее по программе раннего бронирования? Или, наоборот, за день до поездки (ведь никогда не знаешь, когда может кто-то заболеть)?
Ответ: У большинства (но не у всех) страховых компаний можно купить страховку от невыезда еще на этапе раннего бронирования.
А вот предельные сроки «до вылета» ограничены во избежание мошенничества (когда человек уже заболел и хочет таким образом получить деньги). Поэтому у крупных страховых компаний максимально возможный срок, когда можно застраховать поездку от невыезда, варьируется от 5 до 15 дней до вылета. Лучше приобрести страховку заранее.
Вопрос: Можно ли застраховаться от невыезда, если мы купили билеты отдельно, а проживание в отеле у туроператора?
Ответ: Можно. Однако в ряде компаний в этом случае страховку от невыезда можно купить только вместо с медицинской страховкой для выезжающих за границу, в каких-то – нет такого условия (например, ERVне ставит покупку медполиса условием – возможно у туриста уже есть своя страховка от банка).
В некоторых компаниях для туристов, приобретающих части поездки отдельно, готовы страховать только возвратные авиабилеты и пр. Все эти детали нужно уточнить при выборе конкретного полиса в общении с представителями страховщика или найти соответствующую информацию на их сайтах.
Вопрос: У меня тур на 100 тысяч долларов на восемь человек. Могу ли я застраховать его от невыезда и получить выплату полностью, если случай признают страховым?
Ответ: Во всех страховых компаниях есть лимиты (ограничения) по выплатам на человека по риску отмены поездки. Например, у ERV такой лимит – 5000 долларов на каждого застрахованного, у других компаний он тоже будет присутствовать, но размер лимита отличается и в зависимости от компании, и в зависимости от выбранной программы страхования.
Если исходить из лимита в 5000 долларов на человека, вы максимально получите 40 тысяч долларов, а не сто. Кроме того, надо иметь ввиду и фактор франшизы. (О нем в конце данной статьи.)
Вопрос: Для поездок во многие страны сейчас необходим ПЦР-тест на COVID-19, сделанный за 2-5 дней до поездки. Что делать, если я или член моей семьи сделаем тест, он окажется положительным, и мы не сможем поехать из-за карантина?
Ответ: Помните, что сам по себе положительный ПЦР-тест не дает права на страховое возмещение! Тест – это анализ, по аналогии с лабораторными исследованиями крови, КТ, МРТ и пр. Заблуждение о самодостаточности теста кроится в том, что в период пандемии ПЦР-тест признали единственной «лакмусовой бумажкой», якобы указывающий исключительно на ковид. При этом мы все знаем, что есть и ложноположительные и ложноотрицательные результаты таких тестов.
Некоторые страховые компании признают случай страховым, даже если турист с положительным тестом прекрасно себя чувствует и «болеет» дома, а его родные находятся на карантине – но только при наличии врачебного документа с диагнозом COVID-19 и/или предписания Роспотребнадзора о самоизоляции. Другие страховые компании признают случай страховым только в случае госпитализации больного. Поэтому нужно внимательно изучить условия полиса.
Если у вас есть на руках справка от врача или подтверждение факта госпитализации, первым делом необходимо запросить через турагента минимизацию при аннуляции тура у туроператора. В ряде случаев (в зависимости от обстоятельств), туроператоры могут удержать фактически понесенные расходы, а остальные средства вернуть туристу.
Если у вас куплена страховка от невыезда, то вне зависимости от исхода первого этапа далее следует обратиться за возмещением в страховую компанию, собрав все необходимые документы (их список можно найти на сайте страховщика).
Вопрос: Заболел ковидом перед поездкой, лечение амбулаторное, лежу дома, но ехать мы не можем – я и семья на карантине. Могу ли я рассчитывать на страховку от невыезда?
Ответ: Некоторые страховые компании признают случай амбулаторного лечения COVID-19 страховым (должны быть больничный и/или предписания Роспотребнадзора о самоизоляции). Другие же включают в полис только риск госпитализации. Внимательно смотрите условия.
Вопрос: Всех ли туристов в составе одного тура надо страховать от невыезда или, если написано, что «страховка распространяется на ближайших родственников», а мы едем семьей, можно застраховать только одного?
Ответ: Страховать от невыезда надо всех участников поездки (тура). В противном случае, если едут 4 человека, а застрахованным окажется только один (предположим, ребенок), и он не сможет поехать (болезнь, карантин), то и возмещение страховая выплатит только на него самого – то есть в размере ¼от стоимости тура (поездки).
Вопрос: А что тогда означает фраза «распространяется на членов семьи и ближайших родственников застрахованного»?
Ответ: У ряда компаний это означает, например, что если семья из трех человек (и все они застрахованы) купила тур на 100 тысяч р., но у отца семейства внезапно заболела ковидом его мать (не участник тура), то семья может отменить тур и получить свои деньги обратно от страховой.
Однако у разных компаний разные условия – и их туристам следует внимательно читать. Например, есть страховые полисы, где отменить тур и получить деньги может кто-то один (человек, требующийся для ухода за больным), а другие участники тура должны ехать или остаться (но не получить возмещения). Есть и полисы, где в случае амбулаторного лечения от ковида одного из участников поездки выплаты по страховке от невыезда будут положены только ему (заболевшему).
Важно также учесть, что в правилах разных страховых компаний есть также различные трактовки в понятии «ближайшего родственника» (в каких-то компаниях им может не признаваться бабушка, а в каких-то, например в ERV, ими признаются даже дети от предыдущего брака).
Вопрос: А можно ли застраховаться от невыезда, если я еду с девушкой, с которой у нас юридически не оформлены отношения? Или компанией с друзьями?
Ответ: Да, практически у всех страховых компаний можно застраховать от невыезда всех членов тура независимо от их родства и отношений. Эти люди называются «компаньоны по поездке». В случае отмены поездки им тоже выплатят их часть тура (главное, чтобы они тоже были внесены в оплаченный полис по риску отмены поездки).
Вопрос: Мы купили полис от невыезда. Ковидом заболела сестра, которая едет с нами и тоже, как и все мы, застрахована. Она, к сожалению, госпитализирована. Получим ли мы деньги обратно от страховой?
Ответ: У всех страховых компаний госпитализация с ковидом является страховым случаем. Однако здесь есть нюансы, связанные с разными правилами у разных страховщиков. Одни страховые компании признают случай страховым и произведут выплаты, только если госпитализация попадает на даты тура (хотя бы на день вылета).
Некоторые другие страховые компании (например, ERV) признают страховым случай, если застрахованный турист был госпитализирован, выписан из больницы до даты вылета, но по состоянию здоровья не может лететь (о чем, естественно, должен быть врачебный документ).
Вопрос: Мы купили дорогой тур на нашу большую семью из 5 человек, с проживанием на вилле в Турции в течение месяца. К сожалению, из-за ковида у одного из членов семьи и карантина мы не смогли вылететь в даты тура. Но прошла неделя, карантин снят, больной выздоровел, мы можем лететь – хочется отдохнуть хотя бы три недели. Страховка от невыезда есть на всех. Мы что-то получим за пропущенную неделю отдыха?
Ответ: Зависит от правил и условий страхового полиса конкретной компании. Например, у ERV можно получить страховку за «упущенное» время отпуска (в данном случае неделю).
Вопрос: С нами летит бабушка 84, ей года. Можем ли мы на нее купить страховку от невыезда?
Ответ: В зависимости от страховой компании. Некоторые страховые компании страхуют от невыезда только лиц до определенного возраста – например, до 80 лет. У некоторых (например, ERV), таких возрастных ограничений нет.
Вопрос: Если ковидом заболеет кто-то из моих ближайших родственников на отдыхе, смогу ли я прервать поездку, оплатят ли мне досрочное возвращение домой?
Ответ: Также зависит от страховой компании. Некоторые компании оплачивают досрочное возвращение домой только по причине смерти и/или госпитализации (например, в ERV) одного из ближайших родственников.
УСЛОВИЯ СТРАХОВОК ОТ НЕВЫЕЗДА НЕСКОЛЬКИХ КРУПНЫХ СТРАХОВЩИКОВ
Компания
«Согласие»
РЕСО-Гарантия
Альфа-Страхование
Стоимость страховки от невыезда
5% от суммы тура на всех застрахованных
от 1% от страховой суммы (суммы тура) и выше
от 2% от суммы тура и выше (несколько тарифов)
За сколько дней до вылета можно купить страховку от невыезда
не менее чем за 5 дней
не менее, чем за 7-12 дней (если страховка в пакете туроператора, то не менее, чем за 3-7 дней)
не менее чем за 15 дней
не менее чем за 1 день
Можно ли купить страховку от невыезда при раннем бронировании
Можно ли застраховать компаньонов по поездке, не являющихся родственниками
Можно ли застраховать пожилых родственников
нет ограничений по возрасту
Лицам от 80 лет необходимо обратиться в офис для оформления полиса
Есть ли франшиза
«Отмена поездки Плюс» – нет франшизы, есть также программы с франшизой
есть тарифы с франшизой и без франшизы.
есть программы как с франшизой, так и без нее
Покрывается ли бессимптомный ковид (положительный ПЦР-тест перед поездкой)
да, при наличии заключения врача или больничного/справка с поставленным диагнозом
при наличии справки из медучреждения с указанием диагноза или больничного листа с диагнозом
да, при наличии заключения врача или больничного с поставленным диагнозом
Покрывается ли риск нахождения на карантине по предписанию Роспотребнадзора, если тест отрицательный
при наличии предписания, выданного Роспотребнадзором / медучреждением
Покрывается ли амбулаторное лечение ковида (дома), в том числе без симптомов
да, при наличии заключения врача или больничного с поставленным диагнозом. Выплата всем участникам тура (компаньонам или родственникам)
при наличии справки из медучреждения с указанием диагноза или больничного листа с диагнозом.
В зависимости от программы страхования возможны выплаты всем участникам тура (компаньонам по поездке) или участникам тура, которые являются близкими родственниками.
да, при наличии заключения врача или больничного с поставленным диагнозом.
Покрывается ли отмена поездки по причине госпитализации одного из участников тура с COVID-19
при условии, что госпитализация приходится на дату поездки
при условии, что госпитализация приходится на дату поездки
да (если госпитализация произошла не ранее 15 дней до поездки)
Покрывается ли отмена поездки по причине смерти одного из участников тура с COVID-19
да, при условии, если он близкий родственник, а также если программой страхования предусмотрена выплата всем участникам тура (компаньонам по поездке).
Будут ли выплаты за весь тур, если застраховать только одного, а остальные – родственники
Будут ли выплаты за весь тур, если заболеет ковидом ближайший родственник одного из застрахованных
да (нужно смотреть список ближайших родственников)
В случае заболевания близкого родственника, застрахованное лицо будет определено как контактное лицо с необходимостью пребывания на карантине. Выплата будет, если все застрахованы от невыезда.
да (нужно смотреть список близких родственников)
да (нужно смотреть список близких родственников)
Покрывается ли досрочное возвращение домой в случае заболевания ковидом или смерти одного из близких родственников
да (нужно смотреть список ближайших родственников)
да, только в случае смерти близкого родственника
да (нужно смотреть список близких родственников)
да (нужно смотреть список близких родственников)
Покрывается ли пребывание на карантине за рубежом, если турист контактировал с больным ковидом, но тест отрицательный
Да, если задержался в поездке (только в расширенном пакете «Премиум»)
СТРАХОВКИ ОТ НЕВЫЕЗДА И ПРЕБЫВАНИЕ В КАРАНТИНЕ ЗА РУБЕЖОМ
Еще одна группа вопросов связана с тем, что будет, если турист попадет на карантин (в обсерватор) за рубежом, как контактировавший с тем, у кого выявлено заболевание, но ПЦР-тест у самого туриста будет отрицательным.
Большинство страховых компаний такой случай (с отрицательным тестом туриста, помещенного в обсерватор), не признают.
Только у «АльфаСтрахования» в самом дорогом, расширенном варианте страховки от невыезда («Премиум») такому человеку будут в случае задержки оплачены расходы на проживание и питание в пределах лимита (при предъявлении постановления о необходимости нахождения в обсерваторе, оформленного по правилам страны пребывания).
У ERV страховка действует в случае, если застрахованный турист находится на карантине с положительным ПЦР-тестом, но болеет бессимптомно. В этом случае ему возмещаются расходы на проживание (в пределах лимита 300 у.е.) по причине задержки в поездке и обратные авиабилеты (полностью), если обратный рейс был пропущен.
ФРАНШИЗА В СТРАХОВКАХ ОТ НЕВЫЕЗДА: ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ
Страховка от невыезда предполагает возмещение туристу расходов на приобретение тура (поездки) в случае его отмены (если случай признан страховым). Важно помнить, что страховки от невыезда бывают и с франшизой.
Напомним – франшиза – это часть расходов по какому-либо риску (в данном случае – риску отмены тура), которые турист, подписывая договор страхования, берет на себя. То есть при выплате размер страховой суммы уменьшается на размер франшизы. Если обобщить, то на российском рынке страховые компании продают 4 вида страховок от невыезда:
– без франшизы. Ситуация: турист заплатил 100 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены, далее заболел ковидом, случай признан страховым, туристу вернут 100 тыс. р.
– с фиксированной франшизой в виде конкретной суммы. Ситуация: турист заплатил 100 или 500 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены. Франшиза – 5000 р. (условно). Турист заболел ковидом, случай признан страховым, туристу вернут 95 тыс. р. в первом или 495 тыс. р. во втором случае.
– с франшизой в виде % от страховой суммы. Ситуация: турист заплатил 100 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены. Франшиза – 20%. Турист заболел ковидом, случай признан страховым, туристу вернут 80 тыс. р.
– с франшизой в виде % от реально понесенного убытка. Ситуация: турист заплатил 100 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены. Франшиза – 20% от убытка. Турист впоследствии заболел ковидом, обратился к туроператору за минимизацией (стандартная процедура). Штраф (условно) составил 50% от стоимости тура, туроператор вернул туристу 50 тысяч. Страховая же вернет туристу 50 тыс. р. минус 20%, то есть 40 тыс. р.
Отдельно отметим, что одни и те же страховые компании могут продавать страховки от невыезда без франшизы, например, у себя на сайте, а у туроператоров в пакете от этой же компании может идти страховка с франшизой. Уточните это обстоятельство у турагента.
Редакция «Вестника АТОР»
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».
Что застраховать перед отпуском, кроме здоровья?
Эта статья — о дополнительных рисках, которые актуальны во время поездок. О медицинском страховании туристов мы писали в другом материале. Там подробно рассказано, как работает страховка, что такое ассистанс и франшиза, что покрывает медицинский полис для выезжающих за рубеж (ВЗР) и как себя вести, чтобы страховая все оплатила.
Дополнительные риски к полису для выезжающих за границу: Отмена или прерывание поездки Багаж Несчастный случай Гражданская ответственность Документы Отдельные страховки для поездок: На время полета: багаж, задержка рейса, несчастный случай (такие же опции могут быть и внутри полиса ВЗР) Квартира на время поездки
Страхование от отмены или прерывания поездки
Страховка от невыезда — это способ вернуть деньги за оплаченную поездку, если она вынужденно отменилась, прервалась или продлилась дольше запланированного.
Как работает страховка от невыезда? Если вы не можете лететь по уважительной причине, то сначала сами отменяете брони билетов и отелей или отказываетесь от путевки и получаете возмещение, если оно полагается. Все, что не удалось вернуть, и дополнительные убытки (например, новый обратный билет или штраф за обмен) компенсирует страховая в пределах суммы покрытия.
Страховка от невыезда: когда выплачивают и когда отказывают
Не считаются страховыми случаями:
Полезна ли страховка от невыезда? Такая страховка имеет смысл, только если вы не можете получить возмещение напрямую. Если у вас гостиница с бесплатной отменой брони и авиабилеты, которые можно обменять или сдать без потерь, то страховка от невыезда — лишняя трата. Но если в страховку включены дополнительные риски, которых нет в договорах на перевозку, жилье или путевку, то она может сберечь вам деньги.
Тур оплачен, а я не могу лететь. Что делать? Если вы отказываетесь от путевки, то вернет ли вам что-то туроператор, зависит от условий договора. На практике получить возмещение без страховки очень сложно. Поэтому страховка от невыезда часто уже входит в тур: прочитайте, какие риски она покрывает, и подумайте, имеет ли смысл оформить дополнительную.
Что, если отпуск сорвется из-за болезни, а авиабилеты — невозвратные? В российских авиакомпаниях болезнь — это основание для вынужденного возврата по статье 108 Воздушного кодекса и пункту 227 ФАП: напишите заявление, приложите медицинские документы и, скорее всего, деньги вернутся без всяких страховок. Но есть подвох: родственник должен лететь вместе с вами, а если вы остаетесь ухаживать за заболевшей бабушкой, которая не собиралась никуда уезжать, то авиакомпания деньги не вернет. В этом случае страховка может быть полезной, только прочитайте внимательно договор, чтобы знать, кто считается близким родственником и какие болезни входят в список страховых случаев.
Зарубежные перевозчики имеют право не возвращать деньги, если пассажир пропустил рейс из-за болезни.
Что, если откажут в визе? Российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победа», «ЮТэйр» и Nordwind, при отказе в визе деньги за билеты не возвращают. Зато некоторые зарубежные, например, KLM, Air France, «Белавиа» и МАУ, отдадут обратно полную сумму за авиабилет, если вы не получили визу.
Что делать, если беспокоитесь, что не получите визу:
1) купите билеты по возвратному тарифу, или
2) выберите авиакомпанию, в которой отказ в визе служит основанием для вынужденного возврата, или
3) оформите страховку от невыезда, которая покрывает отказ в визе. Учтите, что для выплаты по страховке нужно будет предоставить официальный отказ консульской службы.
Страховая сумма (сумма покрытия, лимит страхового возмещения) — это максимум, который вам выплатят или компенсируют, если наступит страховой случай. Если вы застраховались от невыезда за границу на 800 долларов, то бесполезно доказывать, что пропавшие авиабилеты стоили больше.
Страхование багажа
Страховка багажа — это защита вещей, сданных в багаж при перелете или переезде. Иногда страховка распространяется на ручную кладь, а также на багаж на все время поездки, если он лежит в надежном месте.
Багаж страхуют от утраты, повреждения и задержки — в полис может входить только часть этих рисков.
Как работает страхование багажа? Если после перелета вы не дождались своего рюкзака или получили чемодан без ручки, то, не выходя из зоны выдачи, сообщите об этом на стойке Lost&Found или представителю авиакомпании и получите акт PIR о повреждении багажа. Сохраните все багажные бирки и посадочные талоны. Перед выходом в город заполните таможенную декларацию на несопровождаемый багаж, чтобы потом, когда вещи найдутся, таможенники не потребовали за них пошлину. Затем в течение установленного срока составьте претензию в авиакомпанию (если багаж потерян, то на его поиски дается 21 день, потом у вас есть право требовать за него деньги) и получите компенсацию.
Полезно ли страхование багажа? Полезно, если страховщик перекроет выплату от авиакомпании.
Для начала нужно понять, что вам положено от авиакомпании. Если багаж потеряли на рейсе по России и вы его сдавали без объявления ценности, то вам вернут максимум по 600 рублей за каждый килограмм веса.
На что обратить внимание при выборе полиса, чтобы страховка багажа сработала:
1) От чего защищает страховка: только от утери или еще от повреждения и задержки багажа;
2) Что называют багажом: обычно это вещи, сданные в багаж. Бывает, что страхуют также ручную кладь. Изредка можно застраховать вещи на всю поездку, в этом случае они считаются багажом, когда лежат в специальном месте: сейфе, камере хранения, охраняемом гардеробе, багажнике машины на охраняемой стоянке. Одно из приятных исключений — страховка багажа от ERV, по ней вещи могут храниться в закрытом номере гостиницы без всяких сейфов, но должны быть задекларированы при вылете;
3) Как выплачивают компенсацию и сколько вам полагается. Есть две схемы выплат:
В договоре могут быть предусмотрены обе схемы: если обосновать стоимость багажа не вышло, то выплачивают по весовой схеме. Многие страховщики платят только исходя из веса багажа.
4) Вычитается ли компенсация от перевозчика. Чаще всего страховщик заплатит разницу между суммой, которую он вам должен по договору, и суммой, которую вы получили от перевозчика. Но бывают исключения: к примеру, ERV платит в дополнение.
5) Какие предметы исключены. В договоре перечислены вещи, которые не страхуются и за которые страховщик вам ничего не будет должен. Часто не страхуют:
Для отдельных видов багажа можно оформить профильную страховку. К примеру, если везете горные лыжи или сноуборд, то присмотритесь к полису «Спортивный» от Сбербанка. Он включает медицинские расходы и работает, в том числе, при занятии зимними видами спорта (фрирайд не включен). Также по нему вам компенсируют цену спортинвентаря, поврежденного при перевозке, и цену ски-пасса, если вы не сможете кататься из-за болезни или несчастного случая, либо если трасса закроется из-за лавины.
6) Что не считается страховым случаем. К примеру, если вы оставили машину на охраняемой стоянке больше чем на 3 часа или ночью, то за украденные из багажника вещи страховщик, как правило, ответственности не несет. Внимательно прочитайте все условия, чтобы в поездке не оказалось, что не страхуют именно то, ради чего все затевалось.
Проще всего оформить один страховой полис для выезжающих за рубеж, дополнив его нужными опциями, например, страхованием от отмены поездки и от несчастного случая. Но можно сделать и самостоятельные страховки у разных страховщиков. К примеру, медицинский полис путешественника + отдельно страхование на время полета, оформляемое при покупке авиабилетов. Страхование квартиры на время отпуска в любом случае делается отдельно.
Страховка от несчастного случая за границей
Суть страховки от несчастного случая за границей в том, что, если вы получите травму, то вам не только компенсируют расходы на лечение (что предусмотрено медицинским полисом ВЗР), но и выдадут фиксированную сумму деньгами.
Сколько вы получите, зависит от травмы. Ставки указаны в договоре примерно в таком виде: «Ушиб головного мозга — 5 % от суммы страхового покрытия, вывих бедра — 15 %». Самые большие выплаты — если турист после травмы стал инвалидом или умер.
Риск «Несчастный случай» продается как опция к обычному медицинскому полису ВЗР, а также обычно входит в страховку на время полета, которая действует, пока вы в аэропорту и летите в самолете.
Как работает страхование от несчастного случая за рубежом? Если вы получили травму, то в обычном порядке обращаетесь в ассистанс страховой компании: вас направят на лечение, а также выплатят компенсацию. Если позже будет установлена инвалидность, то страховая доплатит разницу.
Что важно учесть, покупая страховку от несчастного случая за границей? Узнайте, какие случаи считаются страховыми: к примеру, выплатят ли деньги, если вас покусала собака или ужалила пчела. Если собираетесь кататься на горных лыжах или велосипеде, убедитесь, что страховка покрывает спортивные травмы.
Где купить туристическую страховку
1) Удобнее всего — на сайте-агрегаторе страховок: там можно наглядно сравнить предложения от разных страховых компаний. Популярные сервисы — Черехапа и Сравни.ру. 2) Напрямую на сайте страховой компании. 3) Некоторые банки делают бесплатную туристическую страховку при оформлении карты. 4) Тематическую страховку часто можно купить при бронировании соответствующей услуги: полетную страховку — вместе с авиабилетом, горнолыжную — со ски-пассом.
Страхование гражданской ответственности туристов
Если на время путешествия вы застрахуете свою гражданскую ответственность и потом по неосторожности повредите имущество или здоровье других людей, то оплачивать потерпевшим покупку новых вещей или лечение будет страховая, а не вы.
Страховым случаем считается вред, нанесенный жизни, здоровью или имуществу непредумышленно. Вас оскорбили и вы ударили в ответ — такие случаи страховка гражданской ответственности не покрывает. Моральный вред по ней тоже не компенсируют.
Туристическое страхование гражданской ответственности за границей не действует, если в поездке вы управляете машиной или мотоциклом. В этом случае оформляют аналог ОСАГО, отдельный от страховки ВЗР. Автогражданка для выезда на машине в Европу, Турцию, Израиль, Марокко, Тунис, Иран и Азербайджан называется «Зеленая карта». Оформить ее нужно обязательно, иначе грозит штраф. Вот список страховых компаний, где можно купить «Зеленую карту» в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
Как работает страхование гражданской ответственности за рубежом? Если на горном курорте вы случайно въехали в другого лыжника и тот сломал ногу, свяжитесь со страховой компанией и сообщите о страховом случае. Оператор подскажет, как себя вести и, если надо, привлечет юристов: расходы на юридическую помощь в поездке тоже покрываются страховкой. Дальше, если вам придет счет на лечение пострадавшего, то передайте его в страховую (полный список документов есть в договоре), и она компенсирует траты в пределах суммы страхового покрытия.
Чтобы расходы в пользу третьего лица оплатили, ущерб должен быть подтвержден решением суда или обоснованной досудебной претензией, которую подпишет страховая компания. В полисах прямо предупреждают, чтобы вы ничего не делали, не подписывали и не обещали на словах без согласия страховщиков, иначе случай не признают страховым. Если вы на месте отдадите другому лыжнику 300 долларов за порванную куртку и не предупредите об этом страховую, то с деньгами можно попрощаться.
Если сумма ущерба больше, чем лимит покрытия вашего полиса, остальное придется доплатить самому.
Полезно ли страхование гражданской ответственности перед третьими лицами за границей? Страхование ГО особенно рекомендуют оформлять, если в поездке вы занимаетесь спортом (серфингом, кайтингом, горными лыжами, сноубордом) и шанс влететь в кого-нибудь выше, чем если вы пьете коктейли на пляже. Но такая страховка может пригодиться и в спокойном отпуске, только учтите, что страхование гражданской ответственности не действует, если вы за рулем.
Страхование документов в поездке
Если в путешествии вы потеряете застрахованные документы (паспорт РФ, загранпаспорт, водительские права) или их украдут, страховая компания компенсирует затраты на их восстановление.
Как работает страхование документов? Если вы остались без документов, то сразу идите в полицию, чтобы получить справку о краже или утере. Затем поезжайте в российское консульство, где вам выдадут свидетельство на возвращение. Если других документов у вас не осталось, то нужно, чтобы вашу личность подтвердили двое других граждан России. Когда вернетесь домой, оформите новые документы, и страховая это оплатит.
Блогер Олег Лажечников знает все про Таиланд, в том числе про страховку:
«Страховка — это не та вещь, на которой стоит сильно экономить. Я всегда беру полис с суммой покрытия от 50 000 долларов. Для Таиланда это обходится от 4000–6000 рублей в месяц.
Проверяйте, чтобы в страховку входили все нужные опции. Самые полезные — активный отдых (спорт) и страхование багажа. Без первой не стоит ездить на велосипеде, идти в трекинг и даже кататься на банане. Вторая позволяет получить хоть какую-то компенсацию за утерю чемодана.
Самая, на мой взгляд, бесполезная — несчастный случай. Никак не помогает путешественнику за границей, так как означает выплаты уже по возвращении домой. К тому же совсем не большие выплаты: нужно умереть, чтобы получить всю сумму».
Страхование на время полета
При покупке авиабилетов вам предложат за 150–400 рублей оформить полис на время полета. Обычно он включает страховку от задержки рейса, потери и повреждения багажа и от несчастного случая с пассажиром в аэропорту или во время полета. Галочка «Оформить страховку» обычно стоит по умолчанию, но ее можно снять. По такому же принципу продаются страховки на поезда.
Страхование от задержки рейса можно включить как опцию в расширенную страховку ВЗР. Работать страховка будет по тому же принципу.
Как работает страховка на время полета? Страховку на время перелетов и переездов продают страховые компании — партнеры перевозчиков. Она не отличается от обычной страховки для выезжающих за рубеж, только действует с момента, когда пассажир зарегистрировался на рейс (для страховки от задержки рейса), приехал в аэропорт (от несчастного случая) и сдал вещи в багаж (страховка багажа).
Выплаты по полетной страховке обычно происходят за минусом сумм, полученных от перевозчика. Если авиакомпания, задержавшая рейс, уже оплатила гостиницу и еду, то страховая вам ничего не должна или компенсирует незначительную сумму.
Полезна ли страховка на время полета? Условия по страховкам сильно отличаются. Чтобы понять, насколько полезна та, которую предлагают вам, проверьте:
К примеру, «Аэрофлот» и «Победа» предлагают полисы от «АльфаСтрахования», но они разные. Мы приводим те их части, которые касаются багажа и задержки рейса.
На какие выплаты рассчитывать при перелете со страховкой и без нее
Страховой риск: повреждение багажа
Страховой риск: потеря багажа
Страховой риск: задержка вылета
На рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из ЕС: 250–600 € при задержке прилета > чем на 3 ч. Также напитки и питание через 2–4 ч в зависимости от расстояния полета и гостиницей, если рейс перенесен на следующий день.
Страховой риск: задержка выдачи багажа
Страхование квартиры на время поездки
Страхование жилья на время отпуска не продается в составе полиса ВЗР — это самостоятельная страховка, которая оформляется отдельно. От обычного страхования квартиры она отличается коротким сроком действия и тем, что осмотр жилья перед страхованием, как правило, не делают: вы просто выбираете страховой лимит из вариантов, которые предлагает страховщик. Удобно, что страховка оформляется онлайн за несколько минут, нужен только номер паспорта. Но по сравнению с традиционной страховкой, когда агент приезжает для осмотра, выплаты будут ниже.
На время поездки можно застраховать:
Что считается страховым случаем при страховании квартиры на время поездки? Это зависит от конкретного полиса, но, если не брать самые дешевые варианты, то можете рассчитывать на возмещение в случае кражи, грабежа, вандализма, взрыва, залива из соседних квартир и пожара, в том числе после короткого замыкания.
На что обратить внимание при покупке полиса? Вот главное, что нужно проверить: