Поквартирный обход полиции что это
Если к вам в квартиру пришел участковый с проверкой
Начальник московской полиции Анатолий Якунин заявил, что в ближайшее время участковыми будут проверены все до одной квартиры в Москве. Причем, в этом им будут помогать дружинники и сотрудники ЧОПов.
После этого к нам в Движение «За права человека» стали обращаться граждане с вопросом, насколько это все законно и как себя вести, если в квартиру пришла такая проверка.
По поводу законности можно посмотреть на нашем сайте. Коротко говоря, требовать впустить в квартиру только на основании проведения такой проверки, незаконно.
А как себя вести, можно понять из этого примерного сценария:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Гражданин (Г), Сотрудник полиции (СП), Дружинник (Д), сотрудник Частного охранного предприятия (Ч).
СП: — Откройте, полиция!
Гражданин смотрит в дверной глазок.
Г: Я вижу рядом с вами людей без формы. Кто они?
Д: Я из народной дружины.
Ч: Я сотрудник частного охранного предприятия, мы помогаем полиции в поквартирном обходе.
Г: Я не даю вам разрешения войти в мое жилище. Ваше проникновение в мою квартиру без моего разрешения будет являться преступлением. Господин полицейский, прошу Вас обеспечить законность.
Дружинник и Охранник уходят.
Г: Господин полицейский, согласно Федеральному закону «О полиции» вы обязаны назвать основания для входа в мою квартиру.
СП: Мы ведем поиск незаконных мигрантов.
Г: В моей квартире никаких незаконных мигрантов нет.
СП: Я должен проверить и осмотреть вашу квартиру.
Г: Моя жизнь не нуждается в спасении, в моей квартире не происходит никакого преступления, в ней не скрывается преступников и не происходило никакого несчастного случая. Других оснований для входа в квартиру согласно «Закону о полиции» нет. Я считаю ваши действия нарушением моих конституционных прав.
СП: Вы собственник квартиры?
СП: Мы должны проверить, уплачиваются ли налоги с арендной платы.
Г: Господин полицейский, к сожалению, проверка уплаты налогов и сборов не в вашей компетенции. Кроме того, с таким вопросом лучше обратиться к собственнику квартиры, а не ко мне. Гражданину показывает страницу паспорта с регистрацией в Москве или Московской области*.
Г: Нет, член семьи собственника. Вот моя регистрация.
Г. Да, собственник. Посмотрите документы.
Гражданин дает осмотреть документы Сотруднику полиции, но в руки не дает.
СП: А вдруг в вашей квартире все-таки скрываются мигранты?
Г: Установите наблюдение за квартирой и посмотрите, кто в нее заходит и из нее выходит. А обыск в нашей стране производится только на основании судебного решения.
СП: Ко мне поступила оперативная информация о том, что в Вашей квартире скрывается преступник. Я войду помимо Вашей воли.
Г: Я сообщаю о ваших угрозах в дежурную часть и прокуратуру.
Гражданин звонит в дежурную часть и прокуратуру, сообщив фамилию, должность и номер жетона сотрудника полиции.
Сотрудник полиции, отталкивая гражданина, входит в квартиру (или ломает дверь).
Сотрудник полиции проникает в квартиру и не обнаруживает там ни мигрантов, ни преступника.
Г: В течение 24 часов вы должны уведомить свое начальство и прокуратуру о своих действиях, я проверю. Кроме того, вы только что превысили свои должностные полномочия.
Сотрудник полиции удаляется, Гражданин пишет заявления в Следственный комитет и прокуратуру. Оставляет заявления в социальных сетях, связывается со знакомыми журналистами и правозащитниками.
*в случае отсутствия регистрации в Москве или МО, гражданин вправе находиться в Москве без регистрации 90 дней, при условии наличия билета, по которому он прибыл в Москву (подтверждает дату въезда). В иных случаях необходимо зарегистрироваться.
— впускать участкового, а тем более дружинников, ЧОПовцев и любых иных граждан в квартиру только на основании проведения проверки вы не обязаны;
Сотрудники УК и рабочие хотят зайти в вашу квартиру. Придется впустить
Минстрой опубликовал разъяснения по поводу доступа посторонних людей в вашу квартиру: когда нужно впускать представителей управляющей компании и рабочих. Есть случаи, когда собственник обязан впустить чужих людей, если это нужно для осмотра и ремонта коммуникаций. Если отказаться, есть риск потерять много денег или стать ответчиком в суде. И тогда все равно заставят.
Кроме письма Минстроя еще есть свежее определение Верховного суда на ту же тему: когда собственников заставили предоставить доступ для осмотра квартиры. Вот главное из этих документов, чтобы отбиться от любопытных глаз и не возмещать ущерб.
Памятка для собственников квартир: осмотр и ремонт оборудования
Представителей УК и ее подрядчиков придется впустить в квартиру для осмотра или ремонта коммуникаций:
Если нет аварий или жалоб | 1 раз в 3 месяца в согласованное время |
Если нужен ремонт | по мере необходимости, но с письменным уведомлением |
Если случилась авария | в любое время |
Если отказать в доступе, могут быть такие последствия:
Расскажите близким, чтобы им не пришлось возмещать ущерб и платить штрафы без вины или по незнанию:
Предупредить родных в вотсапе
Собственник должен предоставить доступ к общедомовому имуществу в своей квартире
Кроме личного имущества в квартире могут находиться общие коммуникации — их называют транзитными. Например, общий стояк, который идет по всем этажам. Если в квартире есть такие коммуникации — они могут быть внутри помещений, в стенах или полу, — придется предоставить доступ для их осмотра и ремонта. Это не прихоть управляющей компании, а требование из постановления правительства и Госстроя.
Но впускать нужно не кого угодно, а бригаду подрядчика, который занимается ремонтом. У нее должны быть подтверждающие документы.
Если собственник уверен, что с коммуникациями все в порядке
Допустим, к вам пришли рабочие и представитель УК и говорят: «Пустите нас в квартиру, потому что у вас течет труба и заливает соседей снизу». Но вы видите, что труба у вас не течет, лужи нет, все сухо. Ремонт труб не нужен, замена вентиля тоже не требуется.
Тогда вы имеете право не пускать в квартиру этих людей. Но имейте в виду, что они не уйдут просто так, а составят акт. Там напишут, что ремонт провести нельзя, потому что собственник не пускает в квартиру. Вам предложат подписать этот документ. Отказ не поможет, это просто зафиксируют при свидетелях.
А дальше будут такие последствия:
Может получиться так, что на самом деле в протечке или поломке виновата управляющая компания или даже застройщик. Но при наличии акта они легко уйдут от ответственности, а возмещать ущерб придется вам.
Доступ в квартиру нужно предоставить, даже если нет аварий и жалоб, — для осмотра
Недавно в Москве закончили рассматривать дело о доступе в квартиру для осмотра. Выводы суда пригодятся всем собственникам.
Управляющая компания из Москвы узнала, что в одной из квартир ее дома провели перепланировку и это могло повлиять на состояние коммуникаций. Попытались осмотреть квартиру, но собственники показали только ванную и маленькую комнату. А кухню и зал они не открыли: это, мол, личная собственность, не обязаны давать к ней доступ, на нас никто не жаловался. Подтверждение, что перепланировка согласована, владельцы квартиры тоже не предоставили.
Управляющая компания не собиралась отвечать за последствия переноса труб — и пошла в суд с требованием предоставить квартиру для осмотра. Первая инстанция встала на сторону УК: собственники обязаны показать всю квартиру, включая комнаты и кухню.
Апелляция была в пользу собственников квартиры: аварий не было, соседи не жалуются, ванную вам показали — отстаньте уже от собственников, нет повода лезть к ним в дом со своими проверками.
А вот аргументы Верховного суда по поводу осмотра квартиры:
Собственников квартиры заставили показать кухню и большую комнату. Если представители УК выяснят, что была перепланировка и она не согласована, могут быть другие суды — придется возвращать все как было, иначе есть риск вообще потерять квартиру. А в случае ущерба возмещать его соседям и управляющей компании будут собственники.
Разве это не нарушение права на частную собственность?
Кроме права на частную собственность и неприкосновенность жилища есть обязанности:
Если кто-то не исполняет свои обязанности или не дает другим их исполнять — придется платить.
Что могут потребовать от собственника, который не пустил в квартиру для осмотра и ремонта?
Если выяснится, что ремонт все-таки был нужен и кто-то пострадал, придется возмещать:
На практике суммы исков могут составлять сотни тысяч рублей.
Если пока ничего не случилось, могут заставить открыть квартиру для осмотра через суд. За неисполнение решения суда тоже придется платить:
Если до суда не дойдет, будет акт об отказе в допуске для осмотра или ремонта. Тогда управляющая компания переложит свою ответственность на собственника. В случае чего с него потребуют денег.
Рейды полиции по квартирам: как себя вести, чтобы избежать проблем
Какие права и обязанности в подобных ситуациях имеют россияне и как себя грамотно вести, если к вам нагрянули с проверкой сотрудники полиции либо других инстанций? Самые важные пункты законодательства и практические советы – в очередном выпуске нашей рубрики.
Звонят? Откройте дверь!
Исходя из права на неприкосновенность жилья (статья 25 Конституции РФ), мы, в принципе, вправе не открывать дверь вообще никому. С другой стороны, тот же Основной закон позволяет в определенных случаях проникать в квартиру против воли жильцов. То есть может быть попросту вскрыт замок, а то и выломана сама дверь. Разумеется, доводить до такой крайности не хотелось бы. Чтобы сохранить свое имущество и нервы, важно знать следующее.
По действующему законодательству право «проникать в жилье против воли» есть только у представителей органов государственной власти.
В статье 15 (часть 3) перечисляется перечень ситуаций, когда полицейские вправе настаивать, чтобы их впустили в квартиру, а при отказе принудительно, без решения суда, вскрывать жилье. Это допускается:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.
Как видим, проверка соблюдения правил миграционного учета (для иностранцев) и регистрационного учета (для россиян) в этом списке не значится. Более того, даже если щепетильные соседи сообщили участковому, что вы живете в съемной квартире без временной регистрации, а хозяин не платит налоги с дохода от аренды, то и это не будет основанием для принудительного проникновения в жилье. Потому как проживание без регистрации является вовсе не преступлением, которое требуется срочно пресекать, а более безобидным административным правонарушением (подробнее об этом ниже).
А уклонение от уплаты налогов, хоть и подпадает под Уголовный кодекс при особо крупной наживе, явно не может быть пресечено путем взлома двери.
Вступаем в переговоры
Сразу уточним: если к вам в гости рвутся сотрудники ДЕЗ, Мосгаза, Мосэнерго и прочих жилищно-коммунальных инстанций, то им вы вправе не открывать однозначно. Никакие «срочные проверки счетчиков», батарей и газовых плит не обязывают жильцов впускать в квартиру кого бы то ни было. Хотя, конечно, к каждой ситуации нужно подходить разумно (вряд ли стоит скрываться от газовщика, если плита и вправду барахлит).
А вот если человек за дверью утверждает, что он участковый и настаивает, чтобы его приняли, следует поступать так.
— Не открывая, попросите полицейского представиться. Для убедительности можно процитировать пункт 1 части 4 статьи 5 закона «О полиции»: при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения.
— Если вы не знакомы со своим участковым лично и сомневаетесь, он ли это, вежливо сообщите, что сейчас перезвоните в отделение полиции, чтобы убедиться, что перед вами действительно страж порядка, а не мошенник или грабитель (кстати, эксперты предупреждают, что как раз аферисты сейчас тоже активизируются и гораздо чаще начнут навещать граждан под видом «миграционно-регистрационных проверок»). Если у вас нет телефона местного отделения полиции, легко выяснить его, позвонив по 02.
— Убедившись в личности участкового, уточните причину визита. Можно сделать это, все еще не открывая двери. Если представитель полиции ссылается на проверку документов, регистрации, уплаты налогов при аренде и т.п., напомните, что все это не является основанием для проникновения в квартиру. Сошлитесь на упомянутую статью 15 закона «О полиции».
— Если чувствуете, что обстановка накаляется и реально запахло взломом – скажем, участковый настаивает, мол, у него ориентировка, что в квартире скрывается преступник-наркоделец, то целесообразнее открыть дверь.
При этом особо раздраженных стражей порядка можно охладить напоминанием, что в случае чего вы уточните правомерность действий полицейского, позвонив в Управление собственной безопасности вашего регионального управления внутренних дел (телефон найдете на официальном сайте в Интернете) либо по 02 (здесь все звонки-жалобы-заявления фиксируются под запись).
«В гостях»
Что может сделать участковый, попав к вам в квартиру? Разумеется, попросит предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт). Это вполне правомерно, поскольку пункт 2 части 1 статьи 13 закона «О полиции» позволяет стражу порядка проверять документы в том числе, если «имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении». Без регистрации по месту пребывания сейчас, чего греха таить, живут многие, а это и есть административное правонарушение.
Впрочем, далеко не всегда. Согласно пункту 9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713) граждане России обязаны оформлять регистрацию по месту пребывания, если явились для временного проживания в какой-либо населенный пункт на срок свыше 90 дней. А если, скажем, человек приезжает поработать «вахтовым методом»: пару месяцев в столице, потом на родину в другой город возвращается, то регистрация строго по правилам не обязательна.
Все это стоит напомнить участковому. Равно как и то, что бремя доказывания совершения правонарушения лежит на правоохранительных органах. Презумпция невиновности у нас провозглашается не только в Уголовном, но и в «административном» кодексе (статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Так что срочно изыскивать билеты, подтверждающие ваш недавний приезд и скорый отъезд, не обязательно. В крайнем случае участковый вправе составить протокол об административном правонарушении (подробные правила его оформления – в статье 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Обратите внимание на важный нюанс: статья 28.6 КоАП предусматривает также процедуру под названием «Назначение административного наказания без составления протокола». В соответствии с ней сотрудник органа внутренних дел может сразу вынести постановление о назначении административного штрафа, минуя составление протокола и дальнейшее разбирательство дела.
Однако такая «упрощенка» не допускается, если гражданин не согласен с назначенным ему штрафом и (или) оспаривает сам факт правонарушения. Так что, если вы не признаете себя виновным, подчеркните это и дайте знать участковому, что вы в курсе вышеописанных правил.
На заметку: о штрафах…
Нашумевшие в начале этого года поправки о «драконовских» штрафах за нарушение правил регистрационного учета законом до сих пор так и не стали. Действующая на сегодня редакция статьи 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие наказания:
— для гражданина, проживающего без регистрации по месту пребывания, — штраф от 1500 до 2500 руб (напомним, нарушением считается доказанное пребывание без регистрации свыше 90 дней);
— для хозяина квартиры, который допускает проживание на своей жилплощади гражданина РФ без регистрации по месту пребывания, — штраф от 2000 до 2500 руб (опять же, если доказано превышение 90-дневного срока проживания без регистрации).
Наказание за предоставление жилья иностранцам, не соблюдающим правила миграционного учета, предусматривается в статье 18.9 КоАП РФ. Владельцам квартир в таких случаях грозит штраф от 2000 до 4000 рублей.
«Больной вопрос»
Вправе ли сотрудники полиции забрать гражданина из квартиры и препроводить в отделение внутренних дел?
Отвечаем: да, вправе. Но лишь в исключительных случаях, перечисленных в статье 14 закона «О полиции». Речь там идет о задержании подозреваемых в совершении преступления, находящихся в розыске, совершивших побег из-под стражи и т.п. В пункте 13 части 1 статьи 13 того же закона упоминается также, что гражданина могут доставить в служебное помещение подразделения полиции для установления личности, если имеются основания полагать, что человек находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.
К счастью, большинство добропорядочных хозяев и нанимателей жилья в эти категории не попадает.
…и немного о налогах
Практикующие юристы отмечают: основная сложность привлечения к ответственности за сдачу жилья без уплаты налогов состоит вот в чем. Требуется не просто установить, что в квартире появился новый жилец, но и доказать факт передачи им денег хозяину за пользование жилплощадью. А по нынешним временам даже договоры найма квартир составляются далеко не всякий раз. Не говоря уже об оформлении расписок, где была бы зафиксирована передача средств с указанием цели «наем жилого помещения».
Так что даже чистосердечное признание квартиросъемщика «да, плачу!» вовсе не является «царицей доказательств», позволяющей наказать хозяина квартиры за уклонение от уплаты налогов.
Ну и, возвращаясь к ожидаемым поквартирным обходам участковых, проясним еще один важный нюанс. Если в отделение полиции не поступало заявления от собственника квартиры (либо владельца неприватизированного жилья) с жалобой на неправомерное занятие жилплощади, то страж порядка не уполномочен требовать у вас какие-либо объяснения и документы, подтверждающие основание находиться в данном жилье. Никому не воспрещается временно жить у знакомых, приходить в гости и т.д. А еще в Жилищном кодексе упоминается просто «безвозмездное пользование жилым помещением» (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
Вывод
Конечно, всем нам следует соблюдать законы, неправомерно вечно жить без регистрации или сдавать квартиру толпам нелегалов. Однако знание своих прав и нюансов законодательства поможет избежать злоупотреблений и перегибов, которые порой случаются при проведении массовых кампаний-проверок.
Приложение N 1. Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке
Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29.03.2019 N 205
Инструкция
по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке
2 Пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2018, N 32, ст. 5100).
6. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.
8. Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа за конкретным участковым уполномоченным полиции и осуществляет деятельность под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.
9. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на обслуживаемом административном участке решает следующие задачи:
9.1. Принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений в соответствии с распределением обязанностей, установленных нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими вопросы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
9.3. Проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете.
3 Пункт 14 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570), с изменениями, внесенными приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708 (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2016 года, регистрационный N 44510).
4 Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждена приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 года, регистрационный N 30957), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 26 февраля 2015 г. N 283 (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2015 года, регистрационный N 36396), от 20 апреля 2015 г. N 447 (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2015 года, регистрационный N 37310), от 23 ноября 2015 г. N 1115 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2015 года, регистрационный N 40129), от 1 декабря 2016 г. N 770 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2016 года, регистрационный N 44969). Пункты 40-50 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736.
10. Участковый уполномоченный полиции при выполнении на обслуживаемом административном участке задач, указанных в пункте 9 настоящей Инструкции, в пределах компетенции участвует в следующих мероприятиях:
7 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2014 года, регистрационный N 31238) с изменениями, внесенными приказами МВД России от 28 июня 2018 г. N 404 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2018 года, регистрационный N 52680) и от 31 декабря 2018 г. N 898 (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2019 года, регистрационный N 53623).
1 Пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».
10.4. Раскрытие преступлений в соответствии с установленными нормативными правовыми актами МВД России обязанностями.
4 Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2018 года, регистрационный N 50460).
12. Помощник участкового уполномоченного полиции пользуется правами участкового уполномоченного полиции, за исключением права рассматривать дела об административных правонарушениях, а также выполняет его обязанности, за исключением принятия решений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
II. Несение службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 43, ст. 6072; 2013, N 9, ст. 948; 2014, N 46, ст. 6348; 2015, N 33, ст. 4848; 2017, N 39, ст. 4690).
14. Участковый уполномоченный полиции осуществляет деятельность по утвержденному заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа или начальником отдела полиции графику несения службы, в котором указываются служебные и выходные дни, дни отпуска сотрудников, а также время заступления участковых уполномоченных полиции на службу (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
15. Режим служебного времени участкового уполномоченного полиции определяется в установленном порядке 2 с учетом складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках и специфики выполнения поставленных задач.
2 Статьи 53 и 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
16. Перед заступлением на службу участковый уполномоченный полиции проходит инструктаж, осуществляемый заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) или начальником отдела полиции, либо непосредственным руководителем (начальником) с участием оперативного дежурного. Инструктаж должен продолжаться не более 20 минут.
Допускается проведение инструктажей с использованием средств подвижной радиотелефонной, радио- и проводной связи.
18. Участковый уполномоченный полиции должен находиться на доступной подвижной радиотелефонной, радио- или проводной связи с непосредственным руководителем или оперативным дежурным территориального органа.
Перед убытием в местность, на территории которой возможность поддержания связи исключена, участковый уполномоченный полиции информирует об этом указанных должностных лиц.
1 При несении участковым уполномоченным полиции службы в сельском поселении, либо отдаленной, труднодоступной местности порядок доклада и занесения информации в ежедневный отчет определяется начальником территориального органа.
20. В случае если участковый уполномоченный полиции по окончании несения службы не вышел на связь или не прибыл в территориальный орган или отдел полиции, должностное лицо, осуществлявшее взаимодействие с участковым уполномоченным полиции в порядке пунктов 17 и 18 настоящей Инструкции, незамедлительно докладывает начальнику территориального органа или отдела полиции либо лицу, его замещающему, и действует в соответствии с полученными указаниями.
Персональную ответственность за состояние участкового пункта полиции несет начальник территориального органа.
22. Основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:
22.1. Профилактический обход административного участка.
22.2. Рассмотрение обращений граждан.
22.3. Индивидуальная профилактическая работа.
22.5. Отчеты перед населением о проделанной работе.
III. Профилактический обход административного участка
23. Профилактический обход проводится как самостоятельная форма несения службы участковым уполномоченным полиции, а также в сочетании с формами несения службы, указанными в подпунктах 22.2, 22.3 настоящей Инструкции.
24. В ходе профилактического обхода участковый уполномоченный полиции:
24.2. Посещает жилые помещения в целях общения и установления взаимного доверия с их собственниками и иными гражданами, проживающими в них.
24.3. Взаимодействует с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на территории административного участка, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
24.4. Вручает визитные карточки гражданам и представителям организаций, расположенных на территории административного участка (приложение N 4 к настоящей Инструкции).
25. Во время профилактического обхода административного участка участковый уполномоченный полиции особое внимание уделяет информации, полученной в том числе путем визуального наблюдения, общения с гражданами, запроса сведений:
2 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6952; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 78; N 27, ст. 3988; N 48, ст. 6724; 2016, N 23, ст. 3276; 2017, N 15, ст. 2140; 2018, N 53, ст. 8454).
3 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, 2321; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7043, 7061; N 50, ст. 7342, 7352; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6397; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 19, ст. 2309, 2310; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3461, 3470, 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4040, 4057, 4081; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955, 7007; 2014, N 16, ст. 1828, 1830, 1831; N 19, ст. 2311, 2332; N 26, ст. 3370; N 30, ст. 4231, 4233; N 48, ст. 6638, 6659; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 61, 72; N 10, ст. 1426; N 14, ст. 2016; 2016, N 1, ст. 86; 2018, N 1, ст. 77, 82).
25.3. О лицах, склонных к совершению бытовых преступлений.
25.4. О лицах, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
25.5. О лицах, пострадавших от преступлений или подверженных риску стать таковыми в силу их малолетнего либо престарелого возраста, а также имеющих психические расстройства.
25.6. О лицах без определенного места жительства и занятий, находящихся на территории обслуживаемого административного участка.
25.7. О случаях антиобщественного или противоправного поведения жильцов квартир и домовладений.
26. Полученная в ходе профилактического обхода участковым уполномоченным полиции информация докладывается прямым начальникам либо передается заинтересованным должностным лицам органов внутренних дел, а также используется указанными лицами в целях выполнения служебных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации 1 и нормативными правовыми актами МВД России.
1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 26, ст. 3877; N 28, ст. 4558; N 52, ст. 7491; 2017, N 18, ст. 2664; N 24, ст. 3478; N 31, ст. 4825, ст. 4827). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173,4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772; 2018, N 1, ст. 82).
28. Профилактический обход административного участка участковым уполномоченным полиции проводится ежедневно во время исполнения им служебных обязанностей в соответствии с графиком несения службы, а также с учетом складывающейся оперативной обстановки.
IV. Рассмотрение обращений и прием граждан
29. Обращения, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, полученные участковым уполномоченным полиции непосредственно от граждан, передаются в дежурную часть территориального органа для их регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
30. Непосредственное рассмотрение обращения, заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии участковый уполномоченный полиции осуществляет после соответствующего поручения уполномоченного должностного лица.
31. Прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет 3 на административном участке в помещении участкового пункта полиции 4 по вторникам и четвергам с 17.00 до 19.00, а также по субботам с 15.00 до 16.00 при несении службы на обслуживаемом административном участке. В случаях отсутствия на административном участке участкового пункта полиции, невозможности осуществления приема граждан на участковом пункте полиции, по решению начальника территориального органа участковый уполномоченный полиции может проводить прием граждан в здании территориального органа или помещении, предоставленном органами местного самоуправления.
3 Положения настоящей главы Инструкции, регламентирующие прием участковым уполномоченным полиции граждан, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
4 Часть 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции».
32. Информация о месте и времени приема граждан доводится участковым уполномоченным полиции до населения, проживающего на обслуживаемом им административном участке в ходе профилактического обхода, отчета перед населением, а также путем размещения информации на информационных стендах в местах массового пребывания людей.
V. Проведение индивидуальной профилактической работы
33. Индивидуальная профилактическая работа проводится участковым уполномоченным полиции со следующими категориями лиц:
33.1. В отношении которых установлен административный надзор 1 :
1 Федеральный закон «Об административном надзоре».
3 Подпункт 7.3 Порядка осуществления административного надзора.
4 Подпункт 6.5 Порядка осуществления административного надзора.
33.2. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего 5 :
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация об освобождении лица из мест лишения свободы;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, освобожденных из мест лишения свободы, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в месяц;
6 Пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре».
33.3. Допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере:
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере, проводится в течение одного года с момента принятия решения о ее проведении;
г) поступившее в отношении данной категории лиц заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии при подтверждении, допущенного ими факта правонарушения в семейно-бытовой сфере, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
33.4. Больными алкоголизмом, состоящими на учете в медицинской организации, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП 2 :
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, больных алкоголизмом, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, больными алкоголизмом, проводится в течение одного года с даты принятия решения о ее проведении;
г) совершение лицами, больными алкоголизмом, повторных административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
33.5. Больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, частями 2 и 3 1 статьи 20.20 КоАП 2 :
1 В случае неприменения к лицу административного выдворения.
а) основанием для постановки на профилактический учет является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от наркомании;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, больных наркоманией, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, больными наркоманией, проводится в течение одного года с даты принятия решения о ее проведении;
г) совершение лицами, больными наркоманией, повторных административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, частью 2 статьи 20.20 КоАП, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
33.6. Совершившими административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических 3 или спортивно-массовых 4 мероприятий 5 :
3 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2011, N 7, ст. 901; 2015, N 18, ст. 2617; 2016, N 11, ст. 1488; N 27, ст. 4160; 2017, N 23, ст. 3476).
4 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2017, N 14, ст. 2003; N 17, ст. 2460; N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7544).
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация подразделения по организации охраны общественного порядка, а также должностного лица территориального органа, на которого возложены обязанности по организации охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении общественно-политических и спортивно-массовых мероприятий;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, совершивших административное правонарушение, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, совершившими административное правонарушение, проводится в срок, в течение которого в соответствии со статьей 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) совершение повторного аналогичного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
34. Основаниями для прекращения индивидуальной профилактической работы являются:
34.1. Истечение срока проведения индивидуальной профилактической работы.
34.2. Снятие лица, больного алкоголизмом или наркоманией, с учета в медицинской организации (при поступлении информации).
34.3. Осуждение лица к лишению свободы и его направление к месту отбывания наказания.
34.4. Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
34.5. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда.
34.7. Утрата гражданином дееспособности.
34.8. Издание акта амнистии или помилования.
34.9. Прекращение гражданства Российской Федерации или проживание гражданина за пределами территории Российской Федерации.
35. При несении службы на обслуживаемом административном участке участковый уполномоченный полиции использует следующие формы профилактического воздействия:
б) указанная информация доводится путем размещения ее на информационных стендах, в средствах массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории муниципального образования, а также на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» территориального органа или органа местного самоуправления.
1 Статья 18 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
а) в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений участковый уполномоченный полиции при посещении лиц, указанных в пункте 33 настоящей Инструкции, проводит с ними профилактическую беседу;
б) при проведении профилактической беседы участковый уполномоченный полиции разъясняет лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения.
2 Статья 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
1 Статья 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
а) лица, указанные в пункте 33 настоящей Инструкции, подлежат постановке на профилактический учет;
в) в случае, если лицо подлежит постановке на профилактический учет по нескольким категориям, учет их количества проводится по каждой категории отдельно. При этом в Сервисе на лицо заводится одна карточка, в которой отражаются все категории, по которым лицо состоит на профилактическом учете;
г) при смене места жительства лица, состоящего на профилактическом учете, участковый уполномоченный полиции в течение трех суток с момента получения соответствующей информации посредством Сервиса направляет имеющиеся материалы в территориальный орган по новому месту жительства данного лица для постановки на профилактический учет и проведения с ним индивидуальной профилактической работы.
2 Статья 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
а) участковый уполномоченный полиции в пределах компетенции участвует в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, указанными в подпункте 33.1 настоящей Инструкции, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом;
б) компетенция участкового уполномоченного полиции при участии в осуществлении административного надзора определена в пункте 8 Порядка осуществления административного надзора.
3 Статья 1 Федерального закона «Об административном надзоре».
VI. Участие участкового уполномоченного полиции в иных мероприятиях по профилактике правонарушений
36. Участковый уполномоченный полиции принимает участие в пределах компетенции в осуществлении контроля за поведением:
36.1. Осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно 1 :
а) основанием для проведения работы является сообщение уголовно-исполнительной инспекции и предоставление копии приговора суда для осужденных лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
б) участковый уполномоченный полиции посещает осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно, не реже одного раза в квартал;
в) работа с осужденными за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно, проводится до снятия с учета в уголовно-исполнительной инспекции.
1 Пункт 7 Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденного приказом Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. N 190/912 (зарегистрирован Минюстом России 17 октября 2012 года, регистрационный N 25698), с изменениями, внесенными приказом Минюста России и МВД России N 2/22 от 20 января 2017 г. (зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2017 года, регистрационный N 45553).
36.2. Несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа 2 :
а) основанием для проведения работы является сообщение подразделения по делам несовершеннолетних о постановке на учет указанных лиц;
б) участковый уполномоченный полиции посещает несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа, не реже одного раза в квартал;
в) результат проверки докладывается рапортом на имя заместителя начальника полиции территориального органа (по охране общественного порядка) или начальника отдела полиции и направляется в установленном порядке в подразделение по делам несовершеннолетних по местонахождению на учете контролируемого лица;
г) работа с несовершеннолетними, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа, проводится до снятия с учета в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа.
2 Подпункт 49.1, пункт 50 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 21 декабря 2017 г. N 948 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2018 года, регистрационный N 49718).
37. Участковый уполномоченный полиции ведет список лиц:
37.1. Освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость (за исключением лиц, указанных в подпунктах 33.1 и 33.2 настоящей Инструкции) 1 :
а) основанием для внесения в списочный учет является информация об освобождении осужденного из мест лишения свободы;
37.2. Страдающих психическими расстройствами, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих:
а) основанием для внесения в списочный учет является сообщение из медицинской организации о постановке на учет лица указанной категории;
38. Список лиц ведется в целях принятия соответствующих мер реагирования при получении в отношении указанных лиц оперативно-значимой информации.
VII. Отчет перед населением
2 Инструкция по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденная приказом МВД России от 30 августа 2011 г. N 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2011 года, регистрационный N 21859), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 19 февраля 2013 г. N 86 (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2013 года, регистрационный N 27611) и от 10 марта 2016 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2016 года, регистрационный N 41721).
40. График отчетов перед населением участковых уполномоченных полиции составляется в соответствии с прилагаемым рекомендуемым образцом (приложение N 5 к настоящей Инструкции).
41. Оповещение населения о проведении отчета участкового уполномоченного полиции производится заблаговременно любым доступным способом с использованием рекомендуемого образца (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
42. Ход проведения отчета и принятые на нем решения оформляются протоколом согласно рекомендуемому образцу (приложение N 7 к настоящей Инструкции).