Покрывало каабы что это
Факты о покрывале Каабы, которых вы могли не знать
Многим мусульманам посчастливилось побывать в святых местах Мекки и Медины и совершить один из столпов Ислама – хадж. Пребывая в Мекке и совершая богослужения в мечети Аль-Харам каждый верующий наслаждался лицезрением благословенной Каабы, один взгляд на которую является причиной ниспослания милостей от Господа. Но имеем ли мы представление о содержании надписей на покрывале Каабы (Кисвы)? Постараемся рассказать вам о некоторых из них, в частности, о надписях на Кисве между углом Шама и углом Йемена.
Верхняя полоса с надписями начинается с басмалы:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ.
«Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на Том».
Далее идут четыре аята суры «аль-Хадж».
وَإِذْ بَوَّأْنَا لِإِبْرَاهِيمَ مَكَانَ الْبَيْتِ أَن لَّا تُشْرِكْ بِي شَيْئًا وَطَهِّرْ بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْقَائِمِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ .
«Расскажи, о Пророк ﷺ , этим многобожникам, которые ложно утверждают, что они следуют Ибрахиму (мир ему) и сделали Запретную мечеть местом поклонения идолам, расскажи же им историю Ибрахима (мир ему) и Запретной мечети, когда Мы указали ему это место и повелели построить там этот Святой Дом, и сказали ему: «Не придавай Мне соучастников и помимо Меня ничему не поклоняйся. Очисти Мой Дом от идолов и мерзости и приготовь его для обходящих его, находящихся поблизости и поклоняющихся Аллаху в нём»» (смысл 26 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ .
«Возвести людям, о Пророк ﷺ , что Аллах повелел тем, кто может, направляться в этот Дом, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибывали к Дому (Каабе) пешком или на верблюдах, отощавших от далёкого пути» (смысл 27 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
لِّيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَىٰ مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ.
«Чтобы они получали религиозную пользу от свершения хаджа (паломничества), а также пользу от знакомства и общения со своими братьями-мусульманами, советуясь с ними о том, что для них полезно и приносит благо в религии и в ближайшей жизни, и чтобы в день жертвоприношения и три дня после него поминали имя Аллаха над жертвенным скотом – верблюдами, коровами, овцами, – который Он им даровал. Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!» (смысл 28 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ .
«Потом пусть они завершают обрядовое очищение от пота и дальней дороги после конца ихрама и пусть выполняют обеты свои, если они дали их, и пусть обходят древнейший Дом (Каабу), построенный для поклонения Аллаху на земле» (смысл 29 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
Под верхней полосой располагаются ещё две надписи. С правой стороны надпись начинается с басмалы:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ.
«Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на Том».
И далее приводится аят суры «аль-Ахзаб»:
وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنَّ لَهُم مِّنَ اللَّهِ فَضْلًا كَبِيرًا .
«Извести же верующих, что им в ближайшей жизни и в дальней жизни уготовано великое благо» (смысл 47 аята суры «аль-Ахзаб», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
С левой стороны надпись начинается со слов:
«Аллах Всевышний сказал»
Далее приводится аят суры «ан-Ниса»:
وَمَن يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُورًا رَّحِيمًا .
«Путь к покаянию открыт. Кто сделает что-то дурное и обидит свою душу, совершив грех, и потом попросит прощения у Аллаха – слава Ему Всевышнему! – он увидит, что Аллах Милостив. Он примет его покаяние и простит его. Поистине, Аллах Прощающ, Милостив!» (смысл 110 аята суры «ан-Ниса», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
1. Кисва – это покрывало, которым покрывают Священную Каабу в Мекке.
2. Ее меняют ежегодно накануне хаджа, после окончания которого, ее разрезают на кусочки и раздают мусульманам.
3. По мнению некоторые ученых традиция укрывать Каабу кисвой, берет свои истоки со времен пророка Исмаила (мир ему).
4. Другие же утверждают, что первое покрытие состоялось при Аднан ибн Аде, прапрадеде Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
5. Большинство склонно считать, что первым, кто начал эту традицию король Хумайюра в Йемене по имени Туба.
6. Для изготовления кисвы существует целая мастерская.
7. Впервые цех был организован в 1927 году.
8. Сейчас над производством кисвы более 240 ремесленников и технических специалистов, которым доверена честь изготовления кисвы.
9. Кисва состоит из 5 частей, одна из которых покрывает вход в Каабу.
10. В общей сложности она занимает 658 кв.м., а сшивают ее из 47 частей по 14 метров в длину и 101 сантиметр в ширину.
11. На изготовление самой ткани уходит 450 кг шелка, которую расшивают золотыми нитями.
12. Процесс изготовления кисвы весьма трудоемкий, и занимает порядка трех месяцев.
13. По стоимости же кисва обходиться властям Саудовской Аравии в 17 миллионов риалов.
14. Ежегодно производится две кисвы, если одна покрывает Каабу, другая хранится в запасе на случай необходимости.
15. Во время замены кисвы хаджии находятся на горе Арафат, и производится он местным персоналом по частям, где используются специальные подъемные устройства.
Почему покрывало Каабы чёрного цвета?
Кааба – взоры всех мусульман мира устремлены к ней во время молитвы. Каждый год миллионы паломников стекаются к ней, чтобы совершить обряды хаджа. Это строение кубической формы – самый почитаемый Дом на земле. Сегодня Кааба покрыта Кисвой – тканью чёрного цвета, на которой серебром и золотом вышиты аяты Корана. Но всегда ли этот Дом Аллаха выглядел подобным образом?
Некоторые источники сообщают, что первым, кто стал украшать Каабу покрывалом, был пророк Исмаил – сын пророка Ибрахима (мир им). Другие источники указывают, что это был король Йемена Асад Абу Кариб.
При Фатимидах Кисва уже имела белый цвет, а при султане Махмуде Сабук Текине – жёлтый.
Чёрный цвет покрывала Каабы, который сохранился до наших дней, был введён Аббасидским халифом ан-Насыром. Правда, первое время, по его указанию, Кисва имела зелёный цвет. С ан-Насыром же связана и традиция снимать прежние покрывала. До этого каждую новую Кисву одевали поверх старых, и накопившиеся слои ткани представляли угрозу стенам Каабы.
В течение нескольких столетий Кисва изготавливалась в Египте как из местных материалов, так и привозимых из Индии, Судана и Ирака. Но в XX веке указом первого саудовского короля Абд аль-Азиза ибн Сауда в Мекке была основана особая ткацкая фабрика для изготовления покрывала Каабы, и с 1927 года до наших дней Кисва производится уже в этой стране.
На фабрике работают 240 ткачей-мужчин, и в год изготавливается два покрывала, одно – запасное.
Общая площадь современной Кисвы равняется 658 квадратным метрам и состоит она из 47 частей, длина каждой – 14 метров, а ширина – 101 см. Материал украшен аятами Корана вышитыми золотыми и серебряными нитями. На покрывале также имеется вышивка 99 имён Аллаха, слов шахады и тасбиха, сделанная чёрными нитями. На изготовление одной Кисвы расходуется 670 кг шёлка и 150 кг золота и серебра на вышивку аятов.
По традиции, за месяц до начала хаджа новую Кисву передают семье аш-Шаиби. После того, как Каабу омоют второй раз, старое покрывало снимается и одевается новое. Кисва обворачивается вокруг Каабы и прикрепляется к её основанию медными кольцами.
Старая же Кисва поступает в распоряжение хранителей Каабы и шарифа Мекки. Её разрезают на кусочки и раздают верующим. Следует отметить, что традиция разрезать старое покрывало на маленькие кусочки и раздавать их паломникам идёт со времён правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Покрывало Каабы (кисва)
История возникновения традиции
Кисва, кисвах или кисуах (араб. كسوة) это традиционное покрывало Каабы. Кисва, которой покрыта почтеннейшая Кааба, является особым выражением почитания дома Аллаха, ее история тесно связана с историей самой Каабы.
С давних веков и по сегодняшний день мусульмане уделяют особое внимание покрывалу Каабы. Древние источники указывают нам, что первым кто накрыл Каабу кисвой был Исмаил, в других источниках говорится что за 220 лет до хиджры Йеменский царь Туба аль Хумайюри завоевавший Медину, пришел в Мекку и приказал накрыть Каабу циновкой, сотканной из пальмовых веток, в третьем источнике сообщается что первым накрыл Каабу был старший предок пророка — Мир ему, Аднан.
Позднее правители сделали традицией покрывать Каабу разноцветными покрывалами и так продолжалось веками, пока правление не перешло к Кусай ибн Килябу. Он приказал вождям племен ежегодно обновлять покрывало Каабы.
Никто не может назвать точно, с какого века Кааба была накрыта покрывалом, есть только предположение что будто бы один несправедливый правитель, который отправился с войной на Мекку, приказал закрыть Каабу покрывалом. Если верить этому предположению, вожди некоторых племен арабов, стали подговаривать его о необходимости захватить Каабу, в которой находятся несметными богатства. Поверив в это, правитель пошел войной на Мекку и Медину. Люди стали молить Господа Каабы, что бы он уничтожил врага, так же, как когда то был уничтожен Абраха. Когда они подошли к Мекке и были готовы к атаке, вдруг опустилась беспросветная тьма, животные, на которых передвигалось войско стали упрямиться и не хотели идти дальше, они ложились на землю и не слушались. Ошеломленный правитель обратился к мудрецам, с целью понять произошедшее. Ученые сообщили ему, что цель его была нанести вред священной Каабе и ему необходимо отказаться, только тогда Господь простит его. Несправедливый правитель решил что войдя в Мекку принесет жертвоприношение и покроет Каабу красивым покрывалом, что он и сделал.
В его время особенно ценились Йеменские ткани, правитель заказал дорогую Йеменскую ткань, для изготовления из нее покрывала для Каабы. После этого люди не оставляли Каабу без покрывала. Как это же делал и Ибн Аббас и другие каждый год. Как бы там ни было, с этих времен обновление покрывала Каабы стало ежегодной традицией.
Покрытие Каабы кисвой в исламе
К приходу ислама, курайшиты обновили покрывало Каабы, вождь курайшитов Абу Рабиа поручился что будет накрывать Каабу на свои собственные средства один год, а другой год это будут делать остальные курайшиты. Дело покрытия Каабы кисвой имеет свою историю, оно появилось в поздний до исламский период, с каждым новым обновлением покрывала Каабы, люди закапывали старое покрывало в землю, возможно это делалось для того, чтобы никто не мог осквернить покрывало.
Покрытие Каабы кисвой было обязанностью не только мужчин, в достоверных преданиях говорится, что мать Аббаса Набиль бинд Хубаб тоже участвовала в этом. Передается также что мать правоверных Аиша, после того как накрыла Каабу новым покрывалом, велела продать старое покрывало, так как Аиша была одной из самых умных женщин среди сподвижников посланника Аллаха — мир ему, и по причине согласия других сподвижников, Аиша приказала продать старую кисву и вырученные деньги использовать на нужды мечети Аль Харам, это решение поддержали все сподвижники пророка- мир ему. До Аиши, никто не предлагал продавать Кисву Каабы, никто даже не думал о том, что можно продавать Кисву. После этого события, ежегодно старая кисва продается и вырученные деньги расходуются на нужды мечети Аль Харам.
При халифе Умаре ибн Абдуль Азизе мусульмане стали богаче, сравнительно пополнилась и государственная казна и государство взяло на себя все расходы мечети Аль-Харам, тогда старая использованная кисва Каабы стала раздаваться людям бесплатно, по частям, в качестве почетного дара. Конечно разные эпохи и правители, не могли влиять на традиции связанные с кисвой, но мы должны помнить, по древней традиции все что извлекалось из Каабы, хоронилось в землю. Знайте также, что решение о дозволенности продажы Кисвы и использование вырученных денег на нужды мечети Аль Харам, было вынесено лишь Аишей — Мир ей, хотя все сподвижники согласились с этим, никто из них прежде не думал об этом.
В год взятия Мекки мусульманами, женщина окуривавшая ладаном Каабу нечаянно спалила ее покрывало, тогда пророк — да благословит его Аллах и приветствует, лично распорядился покрыть Каабу кисвой из дорогой Йеменской ткани, после этого, точно такой же точно тканью, покрыл Каабу Абу Бакр ас-Сиддик. Умар ибн аль Хаттаб и Усман ибн Афан покрывали Каабу прочной Египетской бязью, это ткань, которую ткали только в Египте, хотя и была тонкой, но особо ценилась в те времена.
Муавия ибн Абу Суфьян, во время своего правления сменил покрывало Каабы дважды, первый раз он распорядился покрыть ее нежным бархатом в день Ашура, а во второй раз в последний день месяца Рамадан, Египетской бязью. В 160 году Хиджры, халиф Аль Махди узнает что покрывало Каабы долгое время не снимались, он стал опасаться что покрытые друг на друга, множество слоев кисвы могут причинить вред Каабе и распорядился снять все старые покрывала и покрыть Каабу одной кисвой.
Цвета покрывал, тоже менялись в разные эпохи по разному. В эпоху правления Аббасидского халифа Ан Насира было принято правило, по которому Кааба должна была покрываться черным бархатом, с орнаментом вышитом желтыми нитками. В древности покрывало Каабы было в основном белого цвета, потом она стала покрываться черной кисвой.
Кисва Каабы в наше время и ее изготовление
В истории были времена, когда Кааба покрывалась разноцветной кисвой. Теперь же она покрывается только черной тканью, так сложилось со времен Аббасидских правителей, потому что флаг Аббасидов имел черный цвет. В новое время, уже в 1346 году Хиджры (1926), король Абд Аль-Азиз ибн Сауд распорядился открыть специальный цех по изготовлению Кисвы, до этого кисва изготавливалась на ткацких фабриках Египта. В 1382 году (1962), уже при короле Фейсале цех превратился в крупную фабрику, а в 1393 году Хиджры, в Мекке, в районе Умм Аль-Джуд была введена в действие фабрика специализирующаяся в этом.
Общие расходы на изготовление одной кисвы, назначенной для разового покрытия Каабы, составляет примерно двадцать миллионов риалов, сейчас ее ткут из чистейшего шелка.
Высота покрывала Каабы достигает 14 метров, в ее верхней части, на ленте, шириной 95 сантиметров, длиной 47 метров, написаны аяты Корана. Эта лента разделена на 16 частей, каждая часть украшена различными исламскими узорами. Нижняя половина ленты заполнена аятами Корана, в пространствах между аятами, написаны такие тексты как о Живой, о Вечносущий, о Милостивый, о Милосердный, хвала Аллаху Господу миров. Эта лента, на которой золотыми и серебряными нитками мастерски вышиты узоры, аяты Корана, полностью опоясывает Каабу. Так же часть Кисвы, прикрывающую двери Каабы, ткут из особого сорта шелка, ее высота составляет 6,5 метров, а ширина 3,5 метра. На этой части Кисвы можно увидеть аяты Корана и особый исламский орнамент, все выполнено золотой и серебряной вышивкой.
На фабрику приходит готовая закройка, которую покрывают по заранее определенным линиям, нитки для орнамента надеваются на большие иглы, затем, поверх линий вышивается орнамент золотыми нитками, иногда используют наперстки, иногда нет. Раньше было два отдела фабрики, в первом выполнялась только ручная работа, второй был оборудован механическими станками. Сейчас многие операции механизированы, новая фабрика открылась в 1398 году по Хиджре, в начале начинали только на восьми станках, сейчас рабочих стало много.
Покрывало Каабы состоит из пяти основных частей, четыре покрывала на четыре стены и покрывало на двери Каабы.
Изготовление кисвы проходит в несколько этапов, первый из них это покраска шелка сырца в необходимый цвет, сначала шелк отмывается, затем сортируется и готовится к покраске, затем каждый сорт красится в отдельности, потому что есть нежные и жесткие сорта шелка, нельзя их смешивать вместе. Шелк красится на следующий день после промывания, сейчас весь процесс механизирован, в сыром виде шелковое волокно имеет клейкость, поэтому до покраски шелк необходимо промыть, после этого уже начинают ткать ткань. Раньше ткали вручную, сейчас же этот процесс механизирован, однако полностью сохранен метод качества.
К ткачам приносят макет надписи на бумаге, по нему уже вышивают надпись на ткань, наносится орнамент и различные украшения. Есть специальная швейная машина, которая сшивает петли, на которые сшивается кисва, функция этой машины заключается в шитье веревки и кожи, друг к другу, готовые петли могут выдержать вес в две тонны.
На последнем этапе выполняется работа по сшитию воедино отдельных частей кисвы, только тогда она становится готова к покрытию ею почтеннейшей Каабы. С начала собираются различные части выполненные в разных отделах фабрики, потом шьют к ним подклад, все они шьются по определенным заранее размерам, после этого объединяют все части, затем располагают на ней необходимые дополнительные элементы.
Когда покрывало становится готовым специально созданная комиссия проверяет на соответствие необходимым стандартам. Новая кисва накрывается на Каабу ежегодно в девятый день месяца Зуль Хиджа. Когда кисва становится полностью готовой, она официально передается попечителям Каабы.
Кисва сначала стирается в воде Зам Зам, ополаскивается в ароматной цветочной воде и высушивается, прежде чем она будет накрыта на Каабу, ее опрыскивают самыми дорогостоящими благовониями. Девятого дня Зуль Хиджры, каждого нового года, после рассветной молитвы Кааба одевается в свое новое одеяние, старая кисва не убирается, пока почтеннейшая Кааба не покроется новой.
Что написано на Кисве – чёрном покрывале Каабы?
Многим мусульманам посчастливилось побывать в святых местах Мекки и Медины и совершить один из столпов Ислама – хадж. Пребывая в Мекке и совершая богослужения в мечети Аль-Харам каждый верующий наслаждался лицезрением благословенной Каабы, один взгляд на которую является причиной ниспослания милостей от Господа. Но имеем ли мы представление о содержании надписей на покрывале Каабы (Кисвы)? Постараемся рассказать вам о некоторых из них, в частности, о надписях на Кисве между углом Шама и углом Йемена.
Верхняя полоса с надписями начинается с басмалы:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ.
«Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на Том».
Далее идут четыре аята суры «аль-Хадж».
وَإِذْ بَوَّأْنَا لِإِبْرَاهِيمَ مَكَانَ الْبَيْتِ أَن لَّا تُشْرِكْ بِي شَيْئًا وَطَهِّرْ بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْقَائِمِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ .
«Расскажи, о Пророк ﷺ , этим многобожникам, которые ложно утверждают, что они следуют Ибрахиму (мир ему) и сделали Запретную мечеть местом поклонения идолам, расскажи же им историю Ибрахима (мир ему) и Запретной мечети, когда Мы указали ему это место и повелели построить там этот Святой Дом, и сказали ему: «Не придавай Мне соучастников и помимо Меня ничему не поклоняйся. Очисти Мой Дом от идолов и мерзости и приготовь его для обходящих его, находящихся поблизости и поклоняющихся Аллаху в нём»» (смысл 26 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ .
«Возвести людям, о Пророк ﷺ , что Аллах повелел тем, кто может, направляться в этот Дом, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибывали к Дому (Каабе) пешком или на верблюдах, отощавших от далёкого пути» (смысл 27 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
لِّيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَىٰ مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ.
«Чтобы они получали религиозную пользу от свершения хаджа (паломничества), а также пользу от знакомства и общения со своими братьями-мусульманами, советуясь с ними о том, что для них полезно и приносит благо в религии и в ближайшей жизни, и чтобы в день жертвоприношения и три дня после него поминали имя Аллаха над жертвенным скотом – верблюдами, коровами, овцами, – который Он им даровал. Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!» (смысл 28 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ .
«Потом пусть они завершают обрядовое очищение от пота и дальней дороги после конца ихрама и пусть выполняют обеты свои, если они дали их, и пусть обходят древнейший Дом (Каабу), построенный для поклонения Аллаху на земле» (смысл 29 аята суры «аль-Хадж», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
Под верхней полосой располагаются ещё две надписи. С правой стороны надпись начинается с басмалы:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ.
«Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на Том».
И далее приводится аят суры «аль-Ахзаб»:
وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنَّ لَهُم مِّنَ اللَّهِ فَضْلًا كَبِيرًا .
«Извести же верующих, что им в ближайшей жизни и в дальней жизни уготовано великое благо» (смысл 47 аята суры «аль-Ахзаб», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
С левой стороны надпись начинается со слов:
قال الله تعالى
Далее приводится аят суры «ан-Ниса»:
وَمَن يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُورًا رَّحِيمًا .
«Путь к покаянию открыт. Кто сделает что-то дурное и обидит свою душу, совершив грех, и потом попросит прощения у Аллаха – слава Ему Всевышнему! – он увидит, что Аллах Милостив. Он примет его покаяние и простит его. Поистине, Аллах Прощающ, Милостив!» (смысл 110 аята суры «ан-Ниса», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!