Покровские ворота о чем
Покровские ворота
О фильме «Покровские ворота» и самые-самые цитаты
― Штихель штихелю рознь!
― Высокие, высокие отношения.
― Резать к чертовой матери! Не дожидаясь перитонитов.
Зачесть все цитаты. (Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся. )
Полный текст. (Нет. Он сомнителен. Он сомнителен. Я бы ему не доверял. )
Что пели. (Розамунда, шенк мир дан херц унд дан я)
Костик Ромин приехал в Москву учиться на историка. Его тетушка Алиса Витальевна, изысканная как мадригал, бескорыстно приютила племянника. Он аспирант и мастер на все руки. Ведет кружок художественной атлетики, зажигает на танцполе и читает стихи.
Зачем стоит перечитать текст фильма «Покровские ворота»
— вспомнить, насколько популярна витаминизация;
— почему нельзя не любить Хоботова;
— и отчего искусство в большом долгу.
Режиссер-постановщик: Михаил Козаков.
Автор сценария: Леонид Зорин.
Композитор и дирижер: Георгий Гаранян.
Автор и исполнитель песен: Булат Окуджава.
В ролях: Олег Меньшиков (Константин Ромин aka Костик), Леонид Броневой (Аркадий Варламович Велюров), Инна Ульянова (Маргарита Павловна Хоботова), Виктор Борцов (Савва Игнатьевич Ефимов), Анатолий Равикович (Лев Евгеньевич Хоботов), Елена Коренева (Людочка), Софья Пилявская (тётя Костика, Алиса Витальевна), Татьяна Догилева (Светлана Попова), Валентина Воилкова (Рита), Евгений Моргунов (поэт Соев), Наталья Крачковская (Ольга Яновна — жена Соева), Елизавета Никищихина (Нина Орлович), Игорь Дмитриев (Глеб Орлович), Марина Дюжева (Анна Адамовна), Михаил Козаков (Константин Ромин 30 лет спустя), Эммануил Геллер (дедушка Савельич, озвучивает Георгий Вицин), Владимир Пицек (Леонтий — армейский друг Саввы Игнатьевича), Леонид Машков (Савранский), Алексей Коняшин (дворник Азиз), Олег Смолин (Яша со скрипкой).
Мосфильм. По заказу Гостелерадио СССР. 1982.
Поэт Соев иногда замахивается на грандиозное – ему это свойственно. И у него замечательная жена – Ольга Яновна – она всегда в нужную минут может его поддержать.
На протяжении всего фильма нас будут держать в напряжении невероятно высокие – ВЫСОКИЕ – отношения между Маргаритой Павловной и Львом Евгеньевичем. Нормальные – для духовных людей.
Маргарита Павловна просто не может его отпустить. Он ей нужен. Так выражается ее потребность в мировой гармонии. А кому нынче легко?
Лев Евгеньевич пытался ее уговорить – отпусти, мол, меня, люблю Людочку. Так и хочется ему подсказать по ходу дела – кто ж тебе такое за просто так отдаст? Об этом не просят – такое забирают сами – полное меню, если оно тебе нужно.
И вот, когда столкновение стало неизбежно – Хоботова хотят забрать с собой в новую квартиру – он пробует сопротивляться. Свободу Юрию Деточкину! Но организм его, измученный нарзаном, не выдерживает прямого столкновения.
Развязка приближается. Сможет ли Лев Евгеньевич – ослабленный наркозом и долгим отсутствием Людочки – противостоять попыткам вернуть его Маргарите Павловне? Сам-то он, конечно, был бы не в силах. Но у него есть верные друзья и соседи. Они помогут ему пробудить в себе зверя (хотя и ненадолго) – и скрыться вместе с Людочкой в неизвестном для Маргариты Павловны направлении. Савранский им в помощь.
Догнать Савранского – это утопия – и значит, счастью влюбленных ничто не угрожает. Конец фильма.
― Хоботов, это мелко.
― Пусть.
― Короче, я прошу не опаздывать.
― Я не могу дать тебе гарантий.
― От тебя один дискомфорт!
― Да уж Савва, семью ты разбил. Крепкую советскую семью. В прах разметал домашний очаг. Одни руины.
― Поверьте, Вы слишком замахнулись.
― Это мне свойственно.
― Нет. Он сомнителен. Он сомнителен.
― Я бы ему не доверял.
― А кто не пьет? Назови! Нет, я жду.
― Хоботова нельзя не любить, прекрасное большое дитя.
― Наши играют французскую жизнь.
― Да, искусство в большом долгу.
― Штихель штихелю рознь. Одно дело спицштихель. И совсем другое больштихель.
― Высокие, высокие отношения.
― Нормальные для духовных людей.
― Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся.
― Я прилёг. Я не в силах.
― Вот это финал: перЕквалифИцировАться?
― Это очень яркий финал.
― Так вот, это сокровище Вам не сдалось. Это мой крест! И нести его мне.
― И, все-таки, поверьте историку: осчастливить против желания нельзя.
И ведь что интересно.
Чему как бы учит нас фильм «Покровские ворота»
Резать к чертовой матери! Не дожидаясь перитонитов.
Вот единственно прогрессивный взгляд. Пора покончить с этим отростком, который по сути своей есть атавизм и пережиток прошлого.
Так рассуждают некоторые товарищи, и они абсолюно, трагически неправы!
Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!
Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:
Зачесть все цитаты. (Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся. )
Полный текст. (Нет. Он сомнителен. Он сомнителен. Я бы ему не доверял. )
Что пели. (Розамунда, шенк мир дан херц унд дан я)
Ссылки по теме
«Покровские ворота» на Википедии. Интересные факты. Много.
«Дети Покровских ворот». Передача «Пестрая лента». Много букв и фотографий.
Почитать пьесу Л.Зорина «Покровские ворота»: lib.rus.ec/b/103148.
Присмотреть на Озоне:
Audio CD. Михаил Козаков. Любовь моя, Одесса (И. Бабель, А. Пушкин, И. Бродский. )
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.
Здравствуйте, я ваша тетя (Донна Роза, я старый солдат, и не знаю слов любви. )
Кин-Дза-Дза! (Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража?)
Обыкновенное чудо (Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен. )
Дон Жуан де Марко (Как я мог сломать свой цветок любви к донне Джулии?)
Скотт Пек. «Непроторенная дорога» (То, что вы мне описали, – не любовь, а паразитизм. )
А на посошок.
— Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.
— Мы отстроили планету, и нам нужно недостающее звено. И это твой мозг.
— Так вот вы где, Вас мне и надо. Вы съесть изволили Мою морковь!
Содержание фильма «Покровские ворота». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Лирическая комедия от режиссера Михаила Козакова.
Это фильм-воспоминание, герой которого, наблюдая в начале 1980-х годов за сносом старого московского дома, мысленно возвращается во времена своей молодости. Основное действие картины происходит в 1956-1957 годах.
Аспирант-историк Костик Ромин, приехавший в столицу для учебы в университете, поселяется в квартире своей тетушки Алисы Витальевны. Жизнь обитателей коммунального «скворечника» заполнена курьезными, романтическими и драматическими событиями. Так, артист Мосэстрады Аркадий Варламович Велюров влюбляется в пловчиху общества «Трудовые резервы» Светлану. Переводчица Маргарита Павловна, живя в одной квартире с бывшим и будущим мужьями, стремится создать некий «тройственный союз». Прежний ее супруг Лев Евгеньевич Хоботов, «отставленный, но не вполне отпущенный», мечтает освободиться от опеки Маргариты Павловны, которая весьма жестко вмешивается в его отношения с медсестрой Людочкой.
Дальнейшая судьба обитателей коммунальной квартиры неизвестна, и зритель не знает, обрел ли Хоботов счастье с Людочкой, гармонично ли сложилась семейная жизнь Маргариты Павловны и гравера Саввы Игнатьевича, успешно ли развивалась дальнейшая артистическая деятельность Велюрова. В финале картины повзрослевший Костик задается вопросом: «Где вы теперь, друзья моей юности? / Вы, бескорыстные подружки?».
История создания фильма «Покровские ворота»
Когда же по воле режиссера, покинувшего театр, постановка была удалена из репертуара, Зорин предложил Козакову снять на студии «Мосфильм» киноверсию «Покровских ворот». Эта идея не получила поддержки у художественного руководителя Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов Георгия Данелии, который в приватной беседе с постановщиком заметил, что для большого экрана пьеса не подходит, и картина в формате кинематографа может обернуться для его кинорежиссерского дебюта провалом.
Козаков и сам сознавал, что сохранить диалоги, составлявшие более половины комедии, в односерийной мосфильмовской ленте ему не удастся. При этом их сокращение означало, что из картины уйдут «живые подробности», «воздух произведения». После консультаций с автором пьесы Козаков решил обратиться к двухсерийной телевизионной версии «Покровских ворот». Переработанный вариант, созданный для телевидения Михаилом Козаковым и Игорем Шевцовым, был в итоге одобрен Зориным, фамилия которого зафиксирована в титрах в качестве автора сценария.
Козаков и оператор картины Николай Немоляев сразу поняли: «У нас появился актер, без которого бы не было нашей комедии. Дальше уже все было проще. ». Почти так же отреагировал на появление Меньшикова и сценарист Леонид Зорин, который ждал исполнителя, способного удовлетворить его «ностальгические претензии»: «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста»
«Покровские ворота» снимались по заказу и при финансовой поддержке Гостелерадио СССР на «Мосфильме», в творческом объединении «Телефильм», руководителем которого был Сергей Колосов. Поэтому сдача картины проходила фактически в двух ведомствах. Сначала ее оценивал худсовет «Телефильма», представители которого неоднозначно восприняли работу Козакова. Так, Марк Захаров сообщил во время обсуждения, что лента, представляющая собой «просто китч», его разочаровала. В то же время генеральный директор студии Николай Сизов признался, что комедия ему понравилась. Картина была принята Сизовым с оговоркой, что он не отвечает за реакцию «твоих заказчиков на телевидении».
кадры из фильма «Покровские ворота»
Режиссер: Михаил Козаков;
Сценарист: Леонид Зорин;
Оператор: Николай Немоляев;
Композитор: Георгий Гаранян;
Художник: Людмила Кусакова;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1982;
Премьера: 11 февраля 1983 (ТВ);
Cерий: 2
Покровские ворота (фильм)
«Покровские ворота» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Литературной основой фильма послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина. Премьера по Центральному телевидению состоялась в феврале 1983 г.
Содержание
Сюжет
Москва, осень 1956 года. Молодой человек лёгкого нрава и взрывного темперамента, любитель девушек и «прожигатель жизни» Костик (О. Меньшиков), приехавший из родного города в Москву, учится уже в аспирантуре МГУ. Он живёт в коммунальной квартире у своей тётушки Алисы Витальевны (С. Пилявская). Соседи Костика — артист Мосэстрады, куплетист Аркадий Варламович Велюров (Л. Броневой) и необычный тройственный союз в составе: Маргарита Павловна Хоботова (И. Ульянова), Лев Евгеньевич Хоботов (А. Равикович), Савва Игнатьевич Ефимов (В. Борцов).
С юмором показана жизнь околотворческой интеллигенции в условиях коммунальной квартиры. Костик легко ухаживает за девушками, а в промежутках между похождениями успевает учиться. Старый холостяк Велюров ревностно относится к каждой строчке своего репертуара: «Когда выходишь на эстраду, стремиться надо к одному — всем рассказать немедля надо, кто ты, зачем и почему!», на этой почве он донимает придирками и претензиями своего постоянного автора — поэта Соева (Е. Моргунов) (а при том еще есть супруга со своим видением — Ольга Яновна (Наталья Крачковская)). В промежутках между «актами творчества» Велюров выпивает.
Маргарита Павловна, научный работник, занимающаяся Южной Америкой, недавно развелась со своим супругом, 43-летним литератором, работающим в издательстве, Львом Евгеньевичем, с которым она прожила в браке 15 лет, и собирается заключить брак с Саввой Игнатьевичем, бывшим фронтовиком, а ныне художником по металлу (гравером), аккордеонистом-любителем, большим знатоком всех разновидностей штихеля и, в отличие от Льва Евгеньевича, человеком практичным. Жизнь образованного, тонкого и чувствительного (однако при этом беспомощного в бытовых мелочах) Льва Евгеньевича Хоботова, недавно ставшего свободным от брака, насыщена весёлыми и грустными событиями. Ему, долгое время плывшему по течению в жизни, приходится выбирать между романом с медсестрой Людочкой (Е. Коренева), за который нужно бороться, и привычной тихой гаванью под навязываемой ему опекой своей уже бывшей супруги Маргариты Павловны (муж он «отставленный, но не вполне отпущенный»).
Маргарита Павловна «знает» о Хоботове главное — без неё он пропадёт, так как он недотёпа в простых бытовых вещах. Она ревнует его к Людочке и пытается рассорить её с ним. В этом своеобразном психологическом противостоянии Хоботова и Маргариты Павловны на стороне Хоботова выступает «либерал» и ценитель свободы Костик, всяческий поддерживающий самоуважение Льва Евгеньевича, с Маргаритой Павловной же единым фронтом выступает «знающий жизнь» практик и гуманист Савва Игнатьевич, который соглашается (хотя и без радости), что без Маргариты Павловны Хоботов пропадёт. В такой ситуации у Льва Евгеньевича есть только одна слабая надежда — что к весне Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич съедут из коммуналки на новую квартиру и дадут ему, наконец, жить своей жизнью.
Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич становятся официальными супругами. Лев Евгеньевич всё так же встречается со своей любимой медсестрой Людочкой. Неожиданно Костик встречает девушку своей мечты — красавицу Риту (В. Воилкова), сотрудницу ЗАГСа, и вычёркивает из телефонного списка на стене коммуналки всех прежних подружек. Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич вот-вот получат отдельную квартиру. Однажды Маргарита Павловна огорошивает Льва Евгеньевича своим «озарением» о том, что он и дальше должен быть при ней, и поэтому переедет в отдельную квартиру вместе с ней и Саввой Игнатьевичем. Лев Евгеньевич негодует и заявляет Маргарите Павловне, что непременно женится на Людочке; бывшая жена сильно возражает и бранит его за эти планы, происходит грандиозный скандал. Лев Евгеньевич перевозбуждается и ему становится плохо. Маргарита Павловна устраивает его в больницу к своей подруге — врачу-хирургу (Римма Маркова), предполагая у него воспаление аппендикса.
Льву Евгеньевичу делают операцию. Через неделю в больнице его навещает Людочка, Костик с Ритой, а также Велюров и друг Костика — мотоциклист Савранский. Компания всячески веселится. Вдруг Лев Евгеньевич замечает невдалеке Маргариту Павловну с Саввой Игнатьевичем. Они пришли «брать» его. Маргарита Павловна говорит Льву Евгеньевичу, что его переезд с ними в отдельную квартиру будет только временной мерой — до тех пор, пока не появится женщина, которой Маргарита Павловна сможет со спокойным сердцем передать его «из рук в руки» — невредимым, целым, в здравом уме. И тут управление ситуацией берёт на себя Костик — он велит Льву Евгеньевичу брать Людочку, садиться с ней на мотоцикл Савранского и бежать. Маргарита Павловна порывается догонять мотоцикл на такси, на что Костик замечает, что это утопия…
В самом начале и концовке фильма видны реалии ранних 1980-х годов: бульдозер ломает дом, где находилась коммуналка. Рядом, в автомобиле «Жигули» сидит повзрослевший Костик (М. Козаков), ностальгирующий и рассуждающий о быстротечности времени и бренности бытия. Остальные герои повествования не показаны, об их судьбе можно только догадываться.
В числе характерных деталей картины — виды старой Москвы 1950-х, уходящей в историю, и песни Булата Окуджавы.
В ролях
Съёмочная группа
Расхождения с пьесой
Интересные факты
См. также
Примечания
Ссылки
Ночь ошибок (1974) • Безымянная звезда (1978) • Покровские ворота (1982) • Если верить Лопотухину (1983) • И свет во тьме светит (1988) • А это случилось в Виши (1989) • Визит дамы (1989) • Тень, или Может быть, всё обойдётся (1991) • Ужин в четыре руки (1999) • Чествование (1999) • Джокеръ (2002) • Медная бабушка (2004) • Играем Шекспира (2004) • Очарование зла (2006)
Покровские ворота (фильм)
Из Википедии — свободной энциклопедии
сценария
ролях
Леонид Броневой
Инна Ульянова
Виктор Борцов
Анатолий Равикович
«Покро́вские воро́та» — советский двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Драматургической основой для картины послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина, повествующая о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот. В фильме снимались Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов и другие. Павильонные съёмки проходили на киностудии «Мосфильм», натурные — на улицах и бульварах столицы. Запуск «Покровских ворот» в производство, а также сдача готовой картины сопровождались определёнными сложностями: чтобы получить разрешение на съёмки, Михаил Козаков согласился сыграть роль Дзержинского в трёх телефильмах о чекистах. 11 февраля 1983 года состоялся премьерный показ на Центральном телевидении, однако и до первого эфира, и после него картина подвергалась многочисленным поправкам: из кинотекста на разных этапах удалялись отдельные фразы и целые эпизоды.
Созданный в фильме образ Москвы 1950-х годов с её «дворовой культурой» и романтизированной коммунальной средой является, по мнению исследователей, «исторической реконструкцией». В фильме звучат песни Булата Окуджавы, Александра Цфасмана, Исаака Дунаевского. Общая музыкальная тема создана композитором Георгием Гараняном. Оператор Николай Немоляев использовал в работе рапидную съёмку, позволявшую замедлить действие отдельных эпизодов, а также «наплывы» камеры — этот способ дал возможность соединить в одном кадре старые и новые городские виды, совместить московские объекты 1950-х и 1980-х годов.
Новое в блогах
Лирическая музыкальная комедия о Москве и москвичах 50-х годов — один из лучших фильмов Михаила Козакова, умный, тонкий, динамичный и смешной. Песни Булата Окуджавы, виды Старой Москвы, ностальгия по времени, когда души были молоды, и даже домашние злодеи вызывали симпатию и сочувствие.
Начало
Аспирант-историк Костик Ромин (Олег Меньшиков) вместе со своей тетушкой Алисой Витальевной (Софья Пилявская) живет в коммунальной квартире одного из старинных домов у Покровских ворот.
Жизнерадостный, неунывающий и темпераментный молодой человек гораздо больше, чем учебой, занят общением с девушками и другими радостями жизни. Часто объектами шуток и розыгрышей Костика становятся его соседи по коммуналке: артист Мосэстрады, исполнитель сатирических куплетов Аркадий Велюров (Леонид Броневой), закоренелый холостяк и любитель горячительных напитков, а также научный работник Маргарита Павловна Хоботова (Инна Ульянова), женщина властная и волевая, и два ее мужа: будущий – гравер-виртуоз, преподаватель ремесленного училища и мастер на все руки Савва Игнатьевич (Виктор Борцов), и бывший – сотрудник издательства Лев Евгеньевич (Анатолий Равикович), романтичный и возвышенный, но крайне не приспособленный к повседневной жизни с ее бытовыми проблемами человек.
В основу сценария картины Михаила Казакова была положена опубликованная в 1974 году пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота». Сам драматург так говорил о своей «элегической комедии в трех действиях»: «»Покровские ворота» — это тот редкий случай, когда я написал совершенно автобиографическое произведение без всякого зазора. Никакого зазора между молодым Леонидом Зориным и Костиком Роминым нет. Я приехал в Москву из Баку, снял проходную комнату на Петровском бульваре, и вот там я жил. Я закамуфлировал Петровский бульвар Покровскими воротами, потому что все были еще живы, и мне было, естественно, несколько неудобно». Прототипом юной Маргариты была будущая жена Зорина.
Козакову очень понравилась эта пьеса, и он поставил её в 1974 году в Театре на Малой Бронной. Это был режиссерский дебют, и он удался. Успешная обкатка на сцене с дальнейшим переездом на экран – история не только «Покровских ворот», но и фильмов «Служебный роман», «Любовь и голуби» и др.
Спектакль о жильцах коммунальной квартиры с успехом шел несколько лет, и Михаил Казаков задумал снять фильм «Покровские ворота».
Однако их путь на экран оказался весьма тернистым. Сценарий, одобренный Зориным, «завернули» на «Мосфильме», посчитав его неудачным с литературной точки зрения, а главное — идеологически небезупречным. Чиновникам не понравилась сама идея картины – как это в брежневское время (на дворе – восьмидесятые годы) с удовольствием вспоминать пятидесятые, хрущевскую оттепель?
Тогда Казаков решил поставить фильм на телевидении. Но и здесь его ждал сюрприз. Телевизионное начальство предложило режиссеру сделку: чтобы получить «добро» на создание своей картины, Казаков должен был сыграть роль Дзержинского в сериале «Государственная граница». В результате «Железного Феликса» Казаков сыграл не один, а три раза – в «Государственной границе» и мини-сериалах «Синдикат 2» и «20-е декабря». Причем сыграл так хорошо, что был удостоен за эти работы Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и двух премий КГБ СССР.
И даже после этого телевизионные чиновники тянули с разрешением на съемки. Лишь вмешательство Софьи Пилявской, которой в фильме предстояло сыграть тетю Костика, сдвинуло дело с мертвой точки. Актриса пошла на прием к председателю Гостелерадио СССР, с которым была хорошо знакома, и тот не смог отказать обладательнице многочисленных правительственных наград и почетных званий, прослужившей более полувека во МХАТе.
Съёмки
Актерский состав картины подбирался тоже непросто. На трио Хоботов—Хоботова—Савва Игнатьевич претендовали Андрей Миронов—Наталья Гундарева— Евгений Лазарев. Имена без преувеличения звездные. С другой стороны, речь идет о простых жителях московской коммуналки – стоит ли напрягать зрителя видом Миронова на кухне? Андрею Миронову Козаков сказал: «Ты слишком знаменит для жителя коммунальной квартиры». Правда, на пробах он был хорош — смешно играл.
На Савву Игнатьевича предполагался также Никита Михалков, но тот отказался от участия в картине, сославшись на то, что ему не понравился сценарий. И за это надо сказать ему отдельное спасибо. Маргариту Хоботову могла сыграть Людмила Гурченко.
В итоге решено было дать шанс малоизвестным кинозрителю хорошим театральным актерам. Так в фильме появились Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов. Оставить решили лишь Леонида Броневого, который и в картине играет человека известного.
Роль Хоботова стала для Равиковича самой яркой в кино, но его отношение к той работе было неоднозначное. Равикович характеризовал Козакова на площадке как тирана, который диктовал актерам не то что слово – каждое действие вплоть до поворота головы, движения глаз. Анатолий Равикович рассказывал в интервью, что уж его Хоботов дал бы отпор Маргарите Павловне, однако Козаков не позволил этого, оставив интеллигента бессильным в борьбе с ней.
Поиски главного героя заняли у режиссера больше всего времени: пробовались 19 актеров! И все не то.
Кроме Меньшикова пробовались Сергей Колтаков, Андрей Ургант, Николай Денисов, Юрий Коренев, Андрей Градов и даже сын режиссёра Кирилл Козаков.
И тут жена Козакова вспомнила о парнишке, которого видела в фильме киевской киностудии. Игра молодого актера так ей понравилась, что она даже записала его фамилию. И рассказала мужу. Козаков провел розыск и нашел Олега Меньшикова на съемочной площадке михалковской «Родни».
Когда он пришёл на пробы и произнёс первую фразу, режиссёр с оператором Николаем Немоляевым вздохнули с облегчением — герой был найден.
Козаков называет Меньшикова «божьим подарком» на этой картине. Меньшиков пришёл на пробы в белой рубашке, в туфлях на каблуке, на руке у него были часы с изображением Кремля. Снимали сцену знакомства Костика и Светланы. Меньшиков открыл рот и произнёс: «О-о-о, а-а-а!» Девятнадцатилетний парень с сообразительными смешливыми глазами, заразительным хохотком и нетронутым пушком над верхней губой в один миг был утвержден на главную роль.
Так для Олега Меньшикова началась первая большая роль в кино. Впрочем, роль могла бы и не состояться: Меньшиков был уже утверждён на роль в новом фильме Юлия Райзмана. Тогда Зорин написал Райзману письмо, в котором объяснял, почему именно Меньшиков должен играть в «Покровских воротах». Райзман уступил.
Позже Олег Меньшиков признавался, что в момент съемок был уверен: он играет юного Козакова. В действительности же он играл Зорина.
Сложно поверить, но образ Савранского, догнать которого — утопия, не вымышленный. Зорин описал своего старого бакинского приятеля — мотоциклиста. Взмывающий в небо над столицей персонаж стал символом, хотя мы так и не увидели его лица.
Когда запускали «Покровские ворота», Леонид Машков, исполнитель роли Савранского, был уже известным каскадером и постановщиком трюков. Машков принял участие почти в 100 фильмах, он работал с такими режиссерами, как Меньшов, Климов, Дорман, но его лицо и имя всегда оставались за кадром, хотя подчас он выполнял за актеров смертельно опасные трюки.
Он очень правильно отображен в «Покровских воротах». Он действительно не вылезал из седла. Работал тренером сборной команды Москвы по мотоболу. Его команда завоевала последнее звание чемпиона СССР по триалу, он — последний чемпион Москвы по фигурному вождению, неоднократный призер чемпионата СССР по мотоболу. В 2005 году Леонида Машкова не стало.
Московскую коммуналку, где разгорается история страстей и любви, построили в павильоне «Мосфильма», а подходящий дворик, в котором Савва Игнатьевич играет в домино, нашли на Гоголевском бульваре, рядом с метро «Кропоткинская». Там вывесили огромный плакат «Отдыхайте в здравницах Крыма». Cтатую пионера, вокруг которой разъезжал неуловимый Савранский, съемочная группа «позаимствовала» в каком-то старом московском дворике – как-то под вечер киношники пригнали кран и просто увезли бедного гипсового пионера с собой.
К началу съемок никто из артистов совершенно не умел кататься на коньках. А по сценарию они должны были скользить «крутыми виражами». Когда артисты выходили на лед, зрелище было то ещё. Смеялись все до упаду. Сцена в фильме занимает десять секунд, а снимали ее сутками на Патриарших прудах (по сюжету — на Чистых).
Премьера
Когда лента была закончена, ее продолжал преследовать злой рок.
На премьере в Доме кино был аншлаг, однако отзывы о фильме посыпались разные. Многим картина понравилась, но в театральной и киношной среде к ней отнеслись очень и очень прохладно. Не понравилась лента и критикам.
От Козакова ждали нежной и лирической истории о 50-х годах, а получили какую-то буффонаду.
Елена Коренева и Татьяна Догилева даже не вышли на сцену во время представления актёров. «Свинство безумное. Я даже не понимаю, как я могла так некрасиво поступить», — говорит Елена Коренева. А Татьяна Догилева добавляет: «Интерес был большой, но очень многие не приняли фильм абсолютно. Такой эйфории, которая сейчас по поводу этого фильма, не было».
Выступая на обсуждении фильма «Покровские ворота», Марк Захаров сказал Михаилу Козакову, что ждал картину про Москву пятидесятых, нечто хуциевское, а увидел кич. Особенно в сцене, когда больные на костылях пританцовывают с Костиком и Велюровым. «Взял бы хорошеньких санитарок, что ли», — вздохнул Марк Анатольевич.
Кроме того, после съёмок Елена Коренева вышла замуж за американца и уехала за рубеж. В советское время подобные поступки могли стать причиной того, что фильм мог оказаться под запретом. Подобная участь постигла мюзикл «31 июня», пролежавший на полке 7 лет после премьеры из-за того, что сыгравший в нем танцовщик Большого театра Александр Годунов попросил политического убежища в США.
Раздосадованный Козаков написал в адрес актрисы едкий стих, который заканчивался так: «На выезд подала она – И в …опе два моих кина».
По слухам, когда к власти пришёл Андропов, он вызвал Лапина к себе и сказал ему, что люди у экранов должны иногда смеяться, нужны комедии. И велел показать ему «наработанное». А так как никаких «наработок» не было, пришлось выкладывать единственную имевшуюся комедию – покрывшиеся пылью «Покровские ворота».
После показа по первой программе Центрального телевидения 11 февраля 1983 года картину «положили на полку» по личному распоряжению директора Гостелерадио Лапина и выпустили на экраны только при Горбачеве, выкинув оттуда все сцены с выпивкой. Была вырезана довольно длинная сцена пьяного дебоша Велюрова — несколько минут, начиная с момента входа в квартиру после похода на рынок, Велюров носится по дому с криками. Дальше он уходит к себе, что позволяет жителям квартиры расслабиться, занимаясь собственной подготовкой к свадебной церемонии. Следующая за этим картина с Велюровым, лежащим на полу в халате, оказывается вполне естественным продолжением.
«Нецензурированную» версию показали по телевизору только после распада СССР.
Несмотря на все препятствия, фильм все же дошел до зрителя и стал одной из самых любимых советских комедий, а фразы его персонажей попали в разряд крылатых выражений.
Герои «Покровских ворот» стали символами безвозвратно ушедшего времени, по которому так тоскует старшее поколение. Времени, когда они были молоды и полны надежд. И наверное, эту надежду все же олицетворяет таинственный Савранский, взлетевший на своем мотоцикле с Чистопрудного бульвара, в сторону Покровских ворот.
Многих до сих пор больше всего волнует вопрос – куда же он улетел?
Интересные факты и неточности
Главный герой пьесы «Покровские ворота» Костик Ромин появлялся еще в восьми романах Леонида Зорина.
В пьесе, когда Костик после встречи с Ритой обрывает знакомства со своими бывшими девушками, он перед всеми оправдывается одинаково: «Я уезжаю в Центрально-Чернозёмную область».
В фильме же он объясняет каждой свой отъезд по-разному: одной говорит, что уезжает в Центрально-Чернозёмную область, где якобы найден череп коня Вещего Олега; другой — что едет в Южную Америку, где на дне озера Титикака обнаружен древний город; третьей — что едет на Арарат, где найден Ноев ковчег, четвёртой — что едет искать могилу Тамерлана (хотя его захоронение было давно известно и вскрыто 21 июня 1941 года).
Что интересно, в 2000 г. на дне озера Титикака действительно был обнаружен древний город.
Все девушки воспринимают его слова всерьёз и говорят в ответ, что слышали или читали об этом, чем приводят Костика в восторг. В одном моменте он читает девушке стихотворение М. Ю. Лермонтова: «За всё, за всё тебя благодарю я…», вызывая возмущение Велюрова (на самом деле смысл стиха совсем не подходящий для доброго расставания с девушкой, ибо в конце появляются строки: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я ещё благодарил»).
Пьеса была написана в 1974 году, соответственно, время действия в эпилоге — начало 1970-х. Фильм был снят в 1982 году и немного «осовременен». Поэтому в последнем закадровом тексте «отшумели» не только шестидесятые, но и семидесятые, и «проросли» уже восьмидесятые.
В одном из эпизодов Алиса Витальевна смотрит по телевизору фильм, где «наши играют французскую жизнь». На экране демонстрируются кадры картины Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», в которой Михаил Казаков сыграл свою первую роль в кино — Шарля Тибо.
Убедительно сыгравший «фронтовика» Савву Игнатьевича Виктор Борцов таковым на самом деле не являлся — он родился в 1934. А вот его фронтовой друг Леонтий сыгран действительно воевавшим Владимиром Пицеком.
Трамвай серии КМ под номером 2170, в который садятся после прогулки на первом свидании Людочка и Хоботов, можно увидеть еще в нескольких фильмах: в финальной сцене фильма «Законный брак», в сериале «Место встречи изменить нельзя», в фильмах «В последнюю очередь», «Папа» и «Холодное лето 53-го».
Знаменитый дворик, где происходит половина событий фильма, имеет конкретный адрес: Нащокинский переулок, дом 10.
Дом не снесли, как в фильме, но облагородили до такой степени, что он стал практически неузнаваем. В 90-х годах дом был реконструирован — добавился дополнительный этаж, мансарда, балкон, подземная парковка.
Зато снесли другой московский дом – тот самый, где на балконе мальчик играет на скрипке, а дедушка читает газету.
Костик впервые видит Риту на задней площадке троллейбуса ЗИУ-5, производство которого началось в 1960 году, в то время как действие фильма разворачивается осенью 1956 — весной 1957 гг.
Перед концом фильма (где Савранский едет на мотоцикле) в кадре видно, как проезжает троллейбус ЗИУ-9, серийное производство которого началось лишь с 1972 года.
Первое свидание Людочки и Хоботова происходит в ноябре 1956 г. На деревьях — яркая зелёная листва, которой не бывает в ноябрьской Москве. Финальная сцена фильма в больнице происходит в мае 1957 г., однако, если присмотреться, на дорожках парка лежат опавшие осенние листья.
Видеоряд во время исполнения песни Булата Окуджавы «Часовые любви» показывает играющих детей. У мальчика на шевроне курточки изображен Олимпийский Мишка — талисман Олимпиады-1980.
Савранский и Костик въезжают в арку, над которой висит не существующий в описываемое время знак «Остановка запрещена» образца 1973 г.
Когда Костик и Рита гуляют по Яузе и собираются идти домой к Рите, на заднем плане по Андроникову виадуку проезжает электропоезд ЭР2, который появился в 1962 году, к тому же с головным вагоном образца 1974 года.
В конце фильма в сцене, когда сбежавшие из больницы Людочка и Хоботов на мотоцикле Савранского неожиданно попадают в Москву 80-х, под коляской мотоцикла отчётливо видны 2 приделанных дополнительных маленьких колеса, необходимых для следующей сцены, в которой Савранский рукой отталкивает коляску с сидящей в ней Людочкой, и коляска свободно катится на 3 колёсах (вместо положенного ей по конструкции одного) в сторону отставшего от мотоцикла Хоботова.
Когда Савранский разворачивает свой мотоцикл, их пропускает милиционер, одетый в форму 40-60-х (белая гимнастёрка, тёмно-синие брюки-галифе заправлены в сапоги). Когда Савранский отталкивает «люльку», в кадре уже милиционер в тёмно-серой форме 70-80-х, в брюках поверх обуви. Это ещё один штрих, завершающий «перенос» героев.
Финальные титры фильма сопровождаются фотографиями актёров в детско-юношеском возрасте.
Уже в наше время театр попытался вернуть его в репертуар. В новоделе играли Даниил Страхов и Юлия Пересильд. Потребовалось совсем немного времени, чтобы понять: «Покровские ворота» могут быть только одни – козаковские.
Цитаты из фильма
— Тогда — в кусты! Сегодня каждый должен проявить себя.
— Вы — будущий муж? — Нет. Я — потенциальный!
— Наяда, я тоскую, как Блок, а это уже какой-то Херасков! — Костик, не ругайся!
— Людочка, Вы слышали? Эмиль Золя угорел. Выключайте конфорки!
— На улице идет дождь, а у нас идет концерт. Барометр у всех Советских людей показывает «ясно»!
— Одно дело шпицштихель, и совсем другое — больштихель! Щас я вам покажу где здесь хунд беграбен!
— Аркадий Варламыч, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?! — Заметьте: не я это предложил! Идёмте.
— Нет, все выглядели людьми, и только вы, Аркадий Варламыч, повели себя как совершеннейший враг человечества! — Ну сколько можно? Я же уже принёс свои извинения!
— Ну вот тут она и завелась. оставайтесь, говорит, Савва Игнатьич! — И ты. — Ну я, конечно, по стойке смирно! — Да, Савва, семью ты разбил, крепкую советскую семью. В прах разметал домашний очаг — одни руины!
— Савва, взгляни на этого павиана!
— При всей твоей инфантильности для детсада ты слишком громоздок!
— Я вся такая несуразная, вся угловатая такая. Такая противоречивая вся.
— Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!
— Догнать Савранского — это утопия!
— Фалехов гендикосиллаб есть сложный пятистопный метр, состоящий из четырех хореев и одного дактиля, занимающего второе место.