Покосные ложки что это
Значение слова «покосный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОКО’СНЫЙ, ая, ое (с.-х.). Прил. к покос. Покосные луга. Покосное время.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поко́сный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным покос ◆ Все они имеют пахотную и покосную землю, в среднем по одной десятине на душу. А. П. Чехов, «Остров Сахалин», 1893—1895 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обозрение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «покосный»
Предложения со словом «покосный»
Цитаты из русской классики со словом «покосный»
Сочетаемость слова «покосный»
Понятия, связанные со словом «покосный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «покосный»
Почти сразу вспыхнули стоявшие у самой воды сараи и сваленные для просушки вверх дном лодки, деревянные заборы и покосные луга, огонь по которым пошёл волнами.
Набрали по полной корзиночке, вышли на покосное место и сели тут отдохнуть.
Рабочий, имевший клочок покосной земли, старался использовать его для ведения хозяйства, в котором большинство рабочих видело единственную возможность стать независимыми от заводского начальства.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 29. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Персонажи сказки
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Анализ произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце».
Голбчик – приступка для выхода на печь.
Пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Несподручно– неудобно, неловко.
Пособник – помощник в делах.
Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
Статочное ли дело – (устар.) хорошеё ли дело.
Голбчик; пожитки; несподручно; пособник; покосные ложки; статочное ли дело
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Основное содержание урока
— Мы, Мурёнка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда всё расскажу.
Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:
— Пр-равильно придумала. Пр-равильно.
Пошли Кокованя с Дарёнкой. Все соседи дивуются:
— Из ума выжился старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повёл!
Хотела Дарёнка кошку поймать да домой унести, только где тебе! Добежала Мурёнка до лесу, да и на сосну. Пойди поймай!
А кошка Мурёнка свернулась клубочком у печки в звонко мурлычет:
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
— Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.
Кокованя даже удивился:
-Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна. Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.
Выбежала Дарёнка поглядеть, а никого нет. Воротилась, да и говорит:
— Видно, задремала я. Мне и показалось.
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Легла Дарёнка рядом с кошкой, да и уснула до утра.
5. Другой день прошёл. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Дарёнке, а не плачет. Гладит Мурёнку да приговаривает:
— Не скучай, Мурёнушка! Завтра дедо непременно придёт.
Мурёнка свою песенку поёт:
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Посидела опять Дарёнушка у окошка, полюбовалась на звёзды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошёл. Испугалась Дарёнка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто лёгонький да быстрый ходит. Дарёнка и думает:
«Не козёл ли тот вчерашний прибежал?» И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит.
Козёл на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.
Пришла Дарёнушка в балаган, рассказывает Мурёнке:
— Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.
Мурёнка, знай, свою песенку поет:
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
6. Третий день прошёл, а всё Коковани нет. Вовсе затуманилась Дарёнка. Слёзки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а её нету. Тут вовсе испугалась Дарёнушка, из балагана выбежала кошку искать.
Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Дарёнка запросила:
— Не тронь, дедо! Завтра днем ещё на это поглядим.
Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Хризолитами называются. Видали?
7. Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Дарёнка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё веревку.
— Мы, Мурёнка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда всё расскажу.
Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:
— Пр-равильно придумала. Пр-равильно.
Пошли Кокованя с Дарёнкой. Все соседи дивуются:
— Из ума выжился старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повёл!
Хотела Дарёнка кошку поймать да домой унести, только где тебе! Добежала Мурёнка до лесу, да и на сосну. Пойди поймай!
А кошка Мурёнка свернулась клубочком у печки в звонко мурлычет:
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
— Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.
Кокованя даже удивился:
-Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна. Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.
Выбежала Дарёнка поглядеть, а никого нет. Воротилась, да и говорит:
— Видно, задремала я. Мне и показалось.
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Легла Дарёнка рядом с кошкой, да и уснула до утра.
10. Другой день прошёл. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Дарёнке, а не плачет. Гладит Мурёнку да приговаривает:
— Не скучай, Мурёнушка! Завтра дедо непременно придёт.
Мурёнка свою песенку поёт:
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Посидела опять Дарёнушка у окошка, полюбовалась на звёзды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошёл. Испугалась Дарёнка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто лёгонький да быстрый ходит. Дарёнка и думает:
«Не козёл ли тот вчерашний прибежал?» И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит.
Козёл на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.
Пришла Дарёнушка в балаган, рассказывает Мурёнке:
— Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.
Мурёнка, знай, свою песенку поет:
— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
11. Третий день прошёл, а всё Коковани нет. Вовсе затуманилась Дарёнка. Слёзки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а её нету. Тут вовсе испугалась Дарёнушка, из балагана выбежала кошку искать.
Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Дарёнка запросила:
— Не тронь, дедо! Завтра днем ещё на это поглядим.
Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Хризолитами называются. Видали?
12. Все детские мечты, все наилучшие мысленные пожелания, имеют свойства когда-нибудь сбываться. Пожалуй, это главное, что пытался передать нам автор сказки Павел Бажов.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Образуй пары в соответствии с текстом стихотворения Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
В ненаглядной, белоснежные, ковыль, при мерцанье, скатерть, дорожки, в ярком, красе, румяном, белый, золоте, тучки.
В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса: Установите соответствие.
Главные герои сказки «Серебряное копытце»
Что такое покосные ложки
Ответ:
Объяснение:
Жить без друзей очень сложно. В сложных ситуациях друг окажет помощь, поддержку. Сам факт, что у тебя есть друзья, окрыляет, придает сил, внутреннюю энергию. Я считаю, что приятелей может быть много, закадычных друзей – один, два.
С друзьями приятно поделиться радостью. Они искренне порадуются твоим успехам! Часто говорят, что друг познается не только в горе, но и в радостных моментах жизни другого человека.
Что значит настоящий друг
Мне очень повезло, что у меня в жизни есть настоящая подруга Катя. С ней мы дружим с первого класса. Катя веселая, озорная девочка. С ней никогда не бывает грустно. Катя занимается два года гимнастикой.
Очень часто я прихожу болеть за лучшую подругу на соревнованиях. Как-то Катя мне призналась, что ей легче выступать, когда я в зале. Очень переживаю за свою лучшую подругу, когда у нее не получается какое-либо упражнение.
Я давно заметила, что есть люди, которые не умеют дружить. И вообще, что мы подразумеваем под дружбой? Иногда случается так, что два человека постоянно проводят много времени вместе, общаются. Окружающие уверены, что это настоящие друзья.
Но случается у кого-то из них беда или радость, и от дружбы не остается и следа. Обычно в таких случаях говорят, что дружба не выдержала испытаний. Возможно, кто-то испугался возникших неприятностей, или не захотел вмешиваться в жизнь другого человека.
Самое неприятное в дружбе — когда человек посвящает в доверенные ему тайны других людей. А бывает, что один друг начинает завидовать другому – его достижениям, радостям, победам….
Дружба всегда ценилась нашим народом. Существует много пословиц и поговорок о дружбе. Мои любимые пословицы: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Дружбой дорожи, забывать её не спеши». Их я услышала от своего дедушки, когда отдыхала на каникулах в деревне в Саратовской области.
Я считаю, что настоящая дружба проверяется временем. За длительный срок люди успевают вместе пережить грустные и радостные события. Взаимная поддержка, искренняя радость и сопереживания возможны только между по-настоящему близкими по духу людьми.
Настоящий друг не всегда говорит в лицо только приятные для тебя вещи. Наоборот, друг подскажет, где ты не прав, в чем твои ошибки или неправильные взгляды. Ведь очень важно помочь близкому человеку понять ошибки, вовремя остановить его от принятия необдуманных решений.
А еще я считаю, что между друзьями не может быть предательства. Другу можно позвонить в любое время суток и поделиться своими переживаниями, или радостью. Он постарается понять тебя, выслушает, поддержит.
Задания к сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Задания к сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Задание № 1: определите, о каком герое из сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» идет речь или кому принадлежат следующие слова:
№ 1. «Семьи … не осталось, он и придумал взять в дети сиротку».
№ 2. «Оба весёлые да ловкие были».
№ 3. «…до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно».
№ 4. «…махонькая, и носишко пуговкой».
— Лесной козел Серебряное Копытце.
№ 6. «Большая да здоровая стала. Собачонки к ней и подступиться не смеют».
№ 7. «…каждый день то одного [козла], то двух к балагану притаскивал».
№ 8. «Долго они так-то по покосным ложкам бегали».
— Кошка Муренка и лесной козел Серебряное Копытце.
№ 9. «…в избе прибирала, похлёбку да кашу варила».
№ 10. «…ростом … не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая».
— Лесной козел Серебряное Копытце.
№ 11. «…сразу полшапки камней нагрёб».
Кто произносит следующие слова?
— Соседи деда Коковани.
№ 15. «Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю».
№ 16. «Пр-равильно придумал. Пр-равильно».
№ 18. «…сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти».
Задание № 2: заполните таблицу, расположив цитаты из сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце» в верной последовательности:
«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя».
«В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жила».
«Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёна да кошка Мурёнка».
«Стал осенью Кокованя в лес собираться».
«Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться».
«Кокованя каждый день то одного [козла], то двух к балагану притаскивал».
«Козёл на это как рассмеялся! Повернулся и побежал».
«Вдруг Мурёнка … встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Мурёнки, ни Серебряного Копытца не стало».
«Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало».
«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали».
Задания к сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Задание № 1: определите, о каком герое из сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» идет речь или кому принадлежат следующие слова:
Кто произносит следующие слова?
Задание № 2: заполните таблицу, расположив цитаты из сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце» в верной последовательности:
Покосные ложки что это
Автор: Питимирова Роза Кузьминична
Организация: МБОУ «Староузеевская СОШ»
Населенный пункт: Республика Татарстан, село Старое Узеево
Цели:
Планируемые результаты:
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
— смысловое восприятие художественных текстов
— анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,
— построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;
— учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
— осуществление совместной деятельности,
— умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
— целеполагание, постановка учебной задачи;
— определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;
— планирование свои действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Оборудование и технические средства обучения: учебник «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), выставка книг П.П. Бажова, мультфильм, презентация,
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Речевая разминка.
Сказка по свету идёт –
Всех нас за руку ведёт.
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт…
— Прочитайте громко, (медленно, скороговоркой. весело, грустно).
— Как называется наш раздел? (Литературные сказки)
— Как вы понимаете смысл раздела?
— Какие произведения мы уже прочитали?
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выполняют тестовую работу по сказке «Жаба и роза». (Приложение 1)
-Начать урок хотелось бы с выражения: «В книге ищи не буквы, а мысли»
— Как вы понимаете смысл данного выражения?
— Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Будем отыскивать скрытые мысли автора, его мнение ).
— Какие качества нам потребуются для достижения цели? (Хорошо уметь читать, иметь зрительную память, внимание, уметь логически рассуждать).
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся.
– Сегодня мы начнём знакомство с произведением писателя, имя которого знакомо вам с раннего детства, а его сказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Вот отрывки некоторых из них:
«– Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша? – Не вышла, – отвечает.
– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.
– Не отпустишь из горы?
– Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются».
(«Каменный цветок».)
«Вдруг из самой середины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.
Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя…
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отдвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько».
(«Огневушка-Поскакушка».)
«Сказала это и прищурилась:
– Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела…
И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у её зелёные стали, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
– Не забудь, Степанушко, как я говорила… Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!»
(«Медной горы Хозяйка».)
– Кто автор этих удивительных сказов? (П. П. Бажов.)
– Хотелось бы вам узнать, как создавались сказы?
– Тогда слушайте внимательно.
2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребенком в семье. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей.
Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Когда пришло время учиться, Павла отдали в земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше.
Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала назывался сборник его произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год он пополнялась всё новыми и новыми сказами.
Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. Бажовценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделял этими
качествами. Творчество писателя адресовано взрослым читателям, но есть и произведения, вошедшие в круг детского чтения. Язык которыми они написаны, близок к народному. Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему?
В своих сказах Павел Петрович удивительно чутко воплощает «глубокую, большую душу народа – могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе негасимую правду и творческую красоту» (Фёдор Гладков). «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства» (Л. Татьяничева).
По мотивам сказов П. П. Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Л. Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С. С. Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К. В. Молчанов), симфоническая поэма «Азов-гора» (автор А. А. Муравлёв)…
3. Работа над произведением.
– Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце», который впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».
— Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.)
— Что такое рассказ? (Рассказ — это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.)
-Что такое сказ? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
— Поставь те задачу на урок. (Выяснить, что такое сказ. Чем он отличается от сказки и рассказа)
Первичное восприятие текста. Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться». (стр186)
Первичная проверка усвоения текста.
– Где происходят события?
– Кто главные герои сказа?
– Как жилось сиротке в чужом доме?
– Какое чувство вызывает у вас такое житьё?
– Чем занимался Кокованя?
– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому
то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
– Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Как они относились друг к другу? (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
– Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная.Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
– Как жили Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
– Какое у каждого было дело?
– О ком спрашивала Дарёнка деда?
– Как выглядел козлик?
– Чем отличался Серебряное копытце?
3. Словарная работа
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь.
Пособник – помощник.
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Балаган – временная легкая деревянная постройка.
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Несподручно – неудобно, неловко.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
Лукаво – хитро.
Солонина – засоленное мясо.
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.
4. Продолжение работы с текстом. Чтение учителем и детьми текста от стр. 186 и до конца. (Чтение учителем и учениками)
5. Выборочное чтение
1) – Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? (с.186)
2) – Какие наставления давала Даренка Мурёнке? (с.186)
3) – Чему удивлялись соседи? (с.187)
4) – Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? (с.187)
5) – Почему Дарёнка не смогла поймать кошку? (с.187)
6) – Чем Кокованя занимался в лесу? (с. 187)
7) – Зачем Кокованя ушел в село? (с.188)
8) – Кого увидела Даренка в первый день в окне? (с.189)
9) – Что услышала во второй день? (с.189)
10) – Какое чудо увидела Даренка? (с.191)
11) – Куда делась Муренка? ((с.191)
12) – Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? (Герои были вознаграждены
за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
5. Закрепление.
а) Восстановите последовательность событий. Поставьте номер по порядку перед каждой частью плана. (Приложение 2) Проверка по эталону.
2. Стали жить вместе.
3. Рассказ о Серебряном копытце.
4. Чудо Серебряного копытца.
б) Работа с пословицами в группах.
— Найдите пословицу, которая выражает главную мысль сказа.
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
Черствое сердце не знает благодарности.
Доброе дело без награды не останется.
— Почему ты так думаешь? Докажи.
в) Вставить пропущенные слова в отрывок.
Слова для справок: весело, Кокованя, прибирала, сиротка, поживали, работу, кашу, ловила,.
г) Найдите слова, которые подходят для характеристики персонажей.
Дарёнка, Кокованя
Большой и бородатый.
Махонькая, носишко пуговкой.
Мастер сказки сказывать.
В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.
Любила сказки слушать.
С утра на работу уходил.
Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.
упрямый, трудолюбивый, честный, любознательная, добрый, ласковая, смелый, вежливый, отзывчивая, злой, умный, сердечный, скромная, простой, внимательный, жадный, мудрый, трудолюбивая,
IV. Итог урока.
– Чем вам запомнился урок?
– Какие открытия сделали?
«Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Домашнее задание: перечитать часть сказа, прочитанную в классе; выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика); подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
VI Рефлексия.
— Оцените свою работу по шкале успеха.
1. Назовите жанр произведения П.П.Бажов «Серебряное копытце»
2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?
3. Имя главной героини сказки?
4. Как звали кошку, которая жила у девочки?
5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?
— правая передняя нога;
— левая передняя нога.
8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
Восстановите последовательность событий. Поставьте номер по порядку перед каждой частью плана.
План: Чудо Серебряного копытца.
Рассказ о Серебряном копытце.
Опубликовано: 10.02.2019
Сертификат за вебинар
Сертификат о публикации
Диплом участника конкурса
Бумажный диплом
Каталог сайтов
© 2010-2021 Всероссийский электронный журнал «Педмастерство».
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-57332 от 17.03.2014 г.
Редакция журнала: [email protected]