Покорный перуну старик одному что значит

Покорный перуну старик одному что значит

Предисловие для ученика

В этом стихотворении много непривычных слов – старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Зато, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота.

Сначала, конечно, нужно рассказать о том времени, когда жил князь Олег. Мы уже сказали, что это было больше тысячи лет назад, –только историки так не говорят; они скажут: «Эта история произошла в начале десятого века». Один век – это сто лет, а счет веков ведут от Рождества Христова. Значит, речь идет о том времени, когда пошла десятая сотня лет после Рождества – прошло девять веков, и начался десятый, девятьсот с лишним лет. Это был, как считается, 912 год. Олег тогда, конечно, был уже старым человеком, и большая часть его жизни прошла еще в девятом веке.

В IX веке (века обозначают римскими цифрами) Олег стал князем в городе Киеве, который стоял на берегу Днепра. Сказав это, мы должны посмотреть на карту. Днепр – большая, широкая река: там, где стоит Киев, даже не видно другого берега. Мы видим ленту этой реки на карте – она долго течет среди степей и, наконец, впадает в Черное море. Степи – это широкие пространства, где совсем нет лесов; в те далекие времена в степи не так много жило людей, и далеко расстилались ее просторы, покрытые лишь дикими травами. Среди степи высились курганы – древние холмы над могилами, в которых часто покоились воины, погибшие в битвах. Ведь здесь с самых древних времен переселялись, сменяя друг друга, разные народы; на открытом пространстве степей разыгрывались ожесточенные войны. Жители Руси – славяне – степные просторы называли «полем» и с опасением смотрели в сторону «дикого поля», откуда можно было ждать нападения степных народов.

Вокруг Киева жили славяне, которых называли «полянами»; «поляне» – от слова «поле». Севернее же Киева Днепр течет через леса – тогда это были глухие, непроходимые леса, и, если нужно было отправляться в путь, то передвигались по рекам – на лодках или, зимой, на санях. Здесь, среди лесов, жили другие племена славян – например, древляне, кривичи, а реке Оке – вятичи. Еще севернее, где стоял город Новгород, жили новгородские словене. Славяне были земледельцами: сеяли хлеб на полях, а землю пахали деревянной сохой или плугом, запрягая в него лошадь. Разводили и скот, а зимой ходили на охоту, чтобы прокормиться и запастись мехами. В лесах добывали дикий мед, собирали орехи и ягоды. Лес давал и дерево для построек, и смолу для лодок, и лыко для корзин, и многое другое. Древние славяне, как и другие народы своего времени, знали самое разное ремесло: были и гончарами – лепили посуду из глины, и кузнецами – ковали железо, которое добывали на своей земле. По берегам рек стояли первые города – совсем небольшие, с деревянными постройками и бревенчатыми стенами с башнями – для сторожей, чтобы издали увидеть неприятеля. Ученые, которые раскапывают древние поселения – археологи – изучили жизнь древних славян, и в музеях можно увидеть их вещи, привезенные с раскопок: глиняную посуду, топоры, конскую упряжь или украшения, которые носили славянки – ожерелья, перстни, браслеты.

Варяги – воинственный народ сурового севера – жили за Балтийским морем (найди его на карте), которое тогда называли Варяжским морем. Варяги были хорошими мореходами; они плавали по морям на длинных кораблях с веслами, большим парусом и головой дракона впереди. Варяжские корабли заходили и в реки; по рекам они и попадали в земли славян.

Неудивительно, что именно на этом пути выросли самые богатые русские города: на Волхове – Новгород, а на Днепре –-Киев.

И, наконец, летопись рассказывает, что у князя Олега был любимый конь. И услышал князь предсказание, что будто он погибнет от этого коня. Потому Олега и прозвали «вещим», то есть мудрецом, таким человеком, который знает будущее. Но теперь почитаем само стихотворение Пушкина, – почитаем вместе, внимательно, размышляя над каждым словом.

Источник

Песнь о вещем Олеге

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях нередко обращался к историческим сюжетам, оживляя прошлое в прозаических текстах и поэтических строках. Эпизод древнерусской истории воспроизводится автором в стихотворном произведении «Песнь о вещем Олеге».

Название:Песнь о вещем Олеге
Автор:
Год написания:1822 г.
Год издания:
Жанр:Баллада
Направление:Романтизм

Покорный перуну старик одному что значит

Жанр и форму небольшого поэтического творения определяют по-разному, применяя к нему термины поэма и баллада, а чаще всего именуют просто стихотворением, относя к сюжетной лирике романтического направления. Сам автор называл его песнью.

Действующие лица и их краткая характеристика

В стихотворении персонажей немного, ряд действующих лиц и исторических деятелей упоминается вскользь, характеризуются герои через яркие образы и метафоры.

Главные герои

Покорный перуну старик одному что значит

Олег Вещий — Новгородский и Киевский князь. Вошел на княжение в Новгороде после смерти Рюрика, объединил новгородские и киевские земли под своим началом. Согласно историческим данным был Великим князем в Киеве с 882 по 912 год.

Князь Олег известен своими завоеваниями и военными победами. Пушкин упоминает о них, представляя князя храбрым воином и рассудительным правителем. В тексте он называет князя «мудрым», «могучим владыкой». При этом Александр Сергеевич показывает мирскую сторону легендарной исторической персоны. «Могучий владыка», воин изображается человеком со своими чувствами, привязанностями, предрассудками. Воссозданный под пером Пушкина Олег – суеверен, он доверяет предсказаниям старца, скрепя сердце расстается со своим конём.

Считается, что прозвище «Вещий», под которым Олег вошел в историю, ему дали за способность предвидеть многие события.

Через образ князя и его поступки автор также отражает особенности мировоззрения человека периода Древней Руси.

Пушкинский образ князя Олега стал основой для восприятия личности этого правителя, хотя князь Олег в «Песни» — литературный персонаж. Автор создал его, опираясь на «Историю» Н. М. Карамзина и другие источники, дающие представление об этой исторической фигуре.

Действие произведения «Песнь о Вещем Олеге» происходит до принятия христианства, во времена язычества. Волхвы – так называли жрецов, прорицателей, колдунов. Считалось, что они имеют связь с высшими силами.

Пушкин использует имена языческих божеств для отражения мировоззрения древних славян. «Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник».

Перун – одно из основных божеств древнеславянского языческого пантеона, бог-громовержец, считался небесным покровителем князя и его дружины.

Второстепенные персонажи

В «Песни о Вещем Олеге» упоминаются Игорь и Ольга.

Покорный перуну старик одному что значит

Покорный перуну старик одному что значит

В эпизоде «тризны» Игорь назван «князем», показана преемственность власти, движение истории вперед.

Краткое содержание произведения «Песнь о вещем Олеге»

Начинается произведение с описания исторической ситуации и военных походов главного героя.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам Хазары – тюркский народ. Во времена княжения Олега у границ Руси существовало государство Хазарский каганат, с которым князь вел войну.

На своём пути князь встречает кудесника. В беседе тот упоминает о взятии Олегом Константинополя – важном военном достижении князя

Олег просит кудесника предсказать его судьбу, спрашивает о том, где его ждет гибель.

Скажи мне кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною

И скоро ль на радость соседей врагов

Могильной засыплюсь землею?

Через время Олег интересуется, как поживает его любимец, и узнает, что его конь умер. Князь гневается на кудесника, называет его «лживым, безумным стариком». «Мой конь и доныне носил бы меня», — говорит Олег и «хочет увидеть он кости коня».

Отправляясь на место, где покоится животное, князь встает головой на череп и беседует с ним. «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!», — с горькой, по-видимому, усмешкой произносит он. Внезапный укус змеи оборвал его жизнь. Кудесник оказался прав.

Стихотворение заканчивается красочным описанием поминок по Олегу

Аудиокнига

Песнь о вещем Олеге — читать онлайн

Анализ произведения

Тематика

Композиция

Образы

Средства выразительности

Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента». Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.

Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».

Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.

Основная идея

Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.

История создания

«Песнь о вещем Олеге» относят к ранним произведениям Александра Сергеевича. Оно было написано в период «южной ссылки», как называют период биографии Пушкина с 1720 по 1724 год. «Вещий Олег» вышел из-под пера поэта в 1722 году.

Находясь в изгнании, поэт побывал во многих южных городах, в том числе, посетил Киев. Находясь возле одного из древних курганов, он услышал, будто бы здесь похоронен сам Олег, и заинтересовался личностью легендарного правителя.

Пушкина тронула история князя, он описал ее и раскрасил яркими красками художественного слова, дав собственные трактовки образам и явлениям.

Источник

Покорный перуну старик одному что значитПокорный перуну старик одному что значитПокорный перуну старик одному что значитПокорный перуну старик одному что значитПокорный перуну старик одному что значитПокорный перуну старик одному что значитПокорный перуну старик одному что значит

Этот пост про русских богов, большую часть я взял из литературы что смог найти!

Языческая религия русов. В российской школе традиционно изучаются религии Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и других народов древности. Не изучается только религия русского народа. Одной из причин такого отношения к своей древности являлась крайняя скудость материалов. Не сохранилось ни одного языческого источника по данному вопросу. И кроме имён богов, учёные долгое время почти ничего не знали о религии наших предков. Открытие и перевод «Велесовой книги» впервые дали возможность познакомиться с религией древних русов и их мировоззрением.

Были в религии древних русов и такие положения, которые резко отличали её от других религий. Они считали себя прямыми потомками Даждьбога и назывались «даждьбожьи внуки». Они относились к Богу как к своему пращуру: с великим уважением, но без унижения и низкопоклонства. По этой же причине они не строили храмов. Бог был всюду, и они в любом месте могли обратиться к нему с молитвой и просьбой о помощи. Служителей культа (жрецов) у них также не было, эту роль выполняли старшие в роде.

Вспомните пушкинские строки:
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник.

Наши предки верили в переселение души и точно знали: тот, кто сошёл со Стези Прави, кто струсил, тот обратится в свинью. Даже те, кто не трусит, но не очень поспешает на битву, подвергается суровому осуждению: сравнивается с грязным быком. Воины, стремительно идущие в бой, говорят о таких: «Но мы не быки грязные, а русы чистые. и имеем жизнь вечную!» Перун суров, называя трусов «смрадными свиньями», но иных слов такие люди и не заслуживают.

Не удивительно, что и в XX веке бог войн Перун по-прежнему вдохновлял поэтов:
И, хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром,
Ясен, грозен и могуч.
(С.Городецкий)

Из далёких Сварога садов
Плывёт пресветлый Бог Богов!
(Н.Клюев)

Бог солнца Хорс упоминается и в «Слове о полку Игореве». Князь Всеслав, оборотовшись в волка, «великому Хросови. путь прерыскаше» (пересекал). А так как русские люди считали себя потомками солнцебогов, то четыре князя, участника похода, называются «четыре солнца».

Имя «скотьего Бога» Велеса (Волоса) в своей основе имеет гнездо близких по значению слов: «велеть», «повелевать», «великий», а также производные от них: «воля», «владение», «власть». Понятия «вол» (бык) и «волот» (великан) также по своему смысловому значению связаны с именем этого Бога. А самое вероятное: имя Бога Велеса соединило в себе несколько приведённых выше смыслов.

Другие известные боги русов. Если и дальше знакомиться с богами по Триглавам, то их описанию придётся посвятить отдельную книгу, ибо общее число больших и малых богов превышает тысячу. Поэтому мы дополнительно ознакомимся только с несколькими известными богами.

Славяне, в том числе и русы, считали и называли себя внуками Дадждьбога. Это засвидетельствовано «Словом о полку Игореве»:
Тогда при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшется (разрастается) усобицами,
погибашеть жизнь Даждбожа внука (т.е. русских людей).

Ярославна, как и все русские люди, верила, что Даждьбог-Солнце всегда поможет тому, кто живёт по законам Прави, и накажет того, кто нарушает их.

пелось в народной песенке. Шумные и радостные Ярилки заканчивались похоронами чучела Ярилы.

Сохранилось описание весеннего бога. Это красивый юноша, разъезжающий по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних трав, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги у него босые.

Ярило одновременно и бог-воин. В одном из храмов прибалтийских славян висел огромный щит Яровита (соответствует нашему Яриле). Необычайно искусно выполненный местными мастерами, он был весь покрыт золотыми пластинками. Во время войны его снимали со стены и несли перед войском.

К сожалению, мы очень мало знаем об этом боге. Даже насчёт происхождения его имени среди учёных нет единого мнения. В «Слове о полку Игореве» есть строки:
Поскочиста (половцы) по русской земли,
смагу мычучи въ пламяне розе (т.е. роге).

Другие учёные связывают происхождение имени Семаргл с Седмоглавом (Семиглавом), древняя форма «Седмор-голв». Известный историк Ю.Д.Петухов считает, что таким именем назывался на Руси верховный бог полабско-рюгенских славян Руевит-Семиглав. Рюрик с дружинниками, придя на Русь, принесли и поклонение своему великому богу. Это могучий бог-воин, на ремне его висят семь мечей, восьмой Руевит держит в правой руке. Изображения Руевита имели семь ликов.

Но точно утверждать, что в основе имени Семаргла лежат корни «семь» и «глав» мы не можем. Это пока лишь гипотеза.

Мы коротко познакомились только с главными богами русского пантеона. Но даже этого достаточно, чтобы убедиться, что древнерусская религия с её множеством «главных», «средних» и «мелких» богов не только ни в чём не уступает ни древнегреческой, ни древнеримской, но во многом оказывает огромное влияние на них. Наиболее ярко это влияние выразилось в том, что древние греки и древние римляне очень многое заимствовали в религии наших предков.

Всем спасибо и главное помнити историю ваших предков!

Источник

Анализ стихотворения Пушкина Песнь о вещем Олеге 7 класс

Покорный перуну старик одному что значит Покорный перуну старик одному что значит

История создания

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.
Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!

Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.

Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.

Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

Анализ стихотворения Песнь о вещем Олеге Пушкина

Творчество Пушкина не один раз наказывало его на протяжении жизни. Некоторые стихи стали основанием для ссылки поэта в южные регионы. Александр за время изгнания посетил немало интересных городов, одним из таких был Киев. Поэт проявил интерес к одному захоронению, которое, по словам киевлян, принадлежало князю Олегу. Пушкин уважал и любил историю. Его впечатлило произведение Карамзина «Повести временных лет» и на фоне этого поэт пишет «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году.

Любые произведения связанные с историей всегда включают в себя исторические факты. Но писатель имеет полное право преображать или слегка омрачать события. Поэтому иногда существуют расхождения с историей. Произведение Пушкина имеет некоторое сходство с повестью Карамзина. Олегу сообщил один кудесник, что он погибнет, причем виновником будет его верный конь. Долго не думая, князь приказал забрать коня подальше, но ухаживать за ним как следует. Потом Олег возникает перед читателем уже в возрасте и с сединой на волосах. Пришло известие о смерти коня и князь очень скорбит и чувствует вину за собой. Олег решил поехать на могилу животного и, прибыв туда его, кусает змея, которая выползла из черепа. Завершает повесть похорон Олега.

Данное произведение можно с уверенностью отнести к жанру баллада. Данный жанр включает в себя немного реальных фактов из истории. Но часто сюжет имеет фантастический характер. В балладе всегда присутствует драма, которая сопровождает практически все написанное в произведении. Также главное в этом жанре это непредсказуемый конец, который присутствует в данном произведении.

Главный герой только отсрочил момент своей неминуемой гибели, но ненадолго. В данной балладе появляется очень важная тема философии. Неужели человек творец своей судьбы или нет? Эта тема остается практически вечной для рассуждения многих великих философов. Произведение автора дает четкий ответ на вечный вопрос, но это лишь мнение Пушкина. Человек не вправе изменить или повлиять на судьбу.

Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

«Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина

Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

…на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

Анализ «Песни о вещем Олеге» Пушкина

«Песнь о вещем Олеге» История создания. Александр Сергеевич Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году во время Южной ссылки. Поэт находился в ссылке в общей сложности 6 лет, с 1820 по 1826 год. Первые четыре года он находился в Южной ссылке, а затем в родовом имении Михайловском. Обращение к теме судьбы было естественно для поэта, оказавшегося в условиях несвободы и «неправого гоненья», как сказал сам Пушкин в стихотворении «19 октября» (1825).

Тематика и проблематика «Песни». Пушкин поэтически излагает древнерусское предание о племяннике Рюрика — прославленном воителе князе Олеге: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами.

И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше».

» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щеко — вица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. Неудивительно, что от волхвования сбывается чародейство» <Повесть временных лет). Поэт вплетает тему судьбы в историческую канву, объединяя тем самым в единое целое личность и историю российского государства.

В 20-е годы XIX века интерес к отечественной истории был огромным. Многие русские писатели и поэты обращались к многотомной «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина в поисках сюжетов для произведений на исторические темы. Пушкин находит у Карамзина тот момент в русской истории, когда князь, предводитель народа, испытывает сомнения в будущем и гибнет. После смерти князя Олега начинается новый — христианский период русской истории. Поэт называет князя Олега «вещим», что означает и «мудрый», и «знающий будущее». Князь Олег, находясь в расцвете мощи и славы, встречает старца-волхва и неожиданно спрашивает его: «Что сбудется в жизни со мною?

» Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам. Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне. Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник. Покорный Перуну старик одному.

Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. «Скажи мне, кудесник, любимец богов. Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов. Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня».

Почему он усомнился в своей удаче? И почему, услышав пророчество старца о том, что достигнет в жизни наивысшего успеха, но «примет смерть» от своего коня, князь Олег решает расстаться с конем, чтобы избежать предсказанной смерти? Если мы сможем ответить на эти вопросы, то поймем смысл пушкинского произведения. И, конечно, сделаем вывод, можно ли искушать судьбу и бояться смерти. Прежде всего, здесь речь идет о проблеме — человек и судьба, воля личности и тяготение над ней каких-то внешних по отношению к человеку сил. В пушкинском стихотворении, как это и должно быть в балладе, перед нами не тот мир и не то время, что в реальности.

Это особый, условный, балладный мир. Есть здесь и предсказание, столь характерное для романтической баллады. Наконец, есть здесь и заранее предсказанная гибель героя: «…Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю. То смирный стоит под стрелами врагов. То мчится по бранному полю.

Даже то, что он отсылает коня, вполне естественно. Больше того — это ведь, в сущности, знак уважения к предсказанию. Пушкинской балладе чужда назидательность. В поэме Пушкин затрагивает и тему поэта и поэзии, свободы творчества и божественного предназначения поэта: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…» Художественное своеобразие. В «Песне о вещем Олеге», в отличие от предшествующего пушкинского опыта лиро-эпического повествования («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»), нет прямого авторского голоса. Кудесник, «любимец богов», в сюжетном плане является структурным антагонистом Олега.

Произведение в оценке критиков и литературоведов. «На почве романтизма начал складываться и пушкинский историзм — стремление познать и отразить народную жизнь в ее движении, дать конкретное художественное изображение данной исторической эпохи. Это также явилось существеннейшей предпосылкой последующего пушкинского реализма. Но и в романтический период пушкинского творчества это уже приносило замечательные плоды. Так, в противоположность «Думам» Рылеева, написанным на темы русской истории, но содержавшим в себе весьма мало национально-исторического, в противовес их схематизму и отвлеченной дидактике, родственным классицизму, Пушкин пишет свою «Песнь о вещем Олеге» (1822), в которой замечательно передает дух летописного рассказа, его, как он сам это определяет, «трогательное простодушие» и поэтическую «простоту». Эти черты получат полноценное художественное воплощение в созданном три года спустя образе летописца Пимена» (Д. Благой).

Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.

Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.

Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.

Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.

Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Песни…».

приемы делают выразительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.

Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

Кудесник наделен всевидением, таинственной силой, которая вдохновляет его ; он подчинен лишь воле богов, но не князю, старец мудр, независим и смел.

понимает духовную высоту кудесника, и потому называет его «любимцем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение.

…Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?

Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

Во всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм? Ответ обоснуйте.

В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой ; пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.

Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.

Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?

Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно, потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.

Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

План отрывка из летописи

Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.

Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»

Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Средства художественной выразительности

Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.

Есть олицетворения:

И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…

Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *