Покорный перуну что значит

Значение слова перун

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.

* Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге // *

2. Стрела, молния, низвергаемая богом.

* Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // / *

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Источники:

Словарь языческих понятий и богов

Энциклопедический словарь

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня «par» и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П.-производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: «сбей тебя П.», «как цябе П. узяв». П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русское предание наделяет П. палицей («Полн. собр. рос. летоп.», II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир святой, до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив «12 мужи бити жезлем»; народ, продолжает летописец, «плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения». На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу» (М., 1865); А. Фаминцын, «Божества древних славян» (СПб., вып. I, 1884).

Источник

Словари

1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).

2. Употребляется как поэтический символ грозы.

| В смол. ·в·знач. вихря. Иж яго пяруном носиць!

| твер.-ржев. бранное ·в·знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном!

| Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.

В славянской мифологии: бог грозы (дождя, молнии и грома), главное божество древнеславянского пантеона.

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения («Повесть временных лет»).

Современная форма восходит к общеславянскому * Perunъ.

 громовая стрела. Григ. Наз. 29 об.; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Мин. мес. сент. 30.

1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.

Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге //

2. Стрела, молния, низвергаемая богом.

Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // /

Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.

Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что за грохот? СРНГ 26, 234.

Перун тебя (его и т. п.) забей (возьми, сбей)! Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.

Сгореть с перуна. Латв. Загореться, сгореть от удара молнии. СРНГ 26, 294.

Ударить с перуна. Латв. Об ударе молнии. СРНГ 26, 294.

Схвати тебя перуном! Твер. Пожелание болезни кому-л. СРНГ 26, 294.

Чтоб тебя перуном убило! Смол. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 294.

Метать перуны. Книжн. Сердиться, сильно ругать кого-л., неистовствовать. ФСРЯ, 318; БМС 1998, 440; Мокиенко 1986, 158.

(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)

Овсянки, явственны ль в стихах

Вам соловьиные раскаты,

И пал ли Клюев бородатый,

С дуплом, где Сирин* огневейный

Н. А. Клюев, Клеветникам искусства

сущ., кол-во синонимов: 3

ПЕРУН (от санскр.). Главное божество восточн. славян, грозное и карающее; бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.

— Эквивалент Зевса на Руси.

— Бог, чьими атрибутами на Руси считались гром, молния и дубовое полено.

— При заключении договоров с Византией после походов X века князь Игорь и остальные русичи-язычники клялись именем этого божества.

— Имя этого бога языческого пантеона означало «Тот, кто больно бьёт», но некоторые учёные усматривают в нём связь со словами «первый», «правый».

— Сборник стихов русского поэта Сергея Городецкого.

— В славянской мифологии считалось, что тот, кого коснулась радуга, становится Планетником и находится во власти его молний.

Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.

Источник

Покорный перуну что значит

Предисловие для ученика

В этом стихотворении много непривычных слов – старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Зато, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота.

Сначала, конечно, нужно рассказать о том времени, когда жил князь Олег. Мы уже сказали, что это было больше тысячи лет назад, –только историки так не говорят; они скажут: «Эта история произошла в начале десятого века». Один век – это сто лет, а счет веков ведут от Рождества Христова. Значит, речь идет о том времени, когда пошла десятая сотня лет после Рождества – прошло девять веков, и начался десятый, девятьсот с лишним лет. Это был, как считается, 912 год. Олег тогда, конечно, был уже старым человеком, и большая часть его жизни прошла еще в девятом веке.

В IX веке (века обозначают римскими цифрами) Олег стал князем в городе Киеве, который стоял на берегу Днепра. Сказав это, мы должны посмотреть на карту. Днепр – большая, широкая река: там, где стоит Киев, даже не видно другого берега. Мы видим ленту этой реки на карте – она долго течет среди степей и, наконец, впадает в Черное море. Степи – это широкие пространства, где совсем нет лесов; в те далекие времена в степи не так много жило людей, и далеко расстилались ее просторы, покрытые лишь дикими травами. Среди степи высились курганы – древние холмы над могилами, в которых часто покоились воины, погибшие в битвах. Ведь здесь с самых древних времен переселялись, сменяя друг друга, разные народы; на открытом пространстве степей разыгрывались ожесточенные войны. Жители Руси – славяне – степные просторы называли «полем» и с опасением смотрели в сторону «дикого поля», откуда можно было ждать нападения степных народов.

Вокруг Киева жили славяне, которых называли «полянами»; «поляне» – от слова «поле». Севернее же Киева Днепр течет через леса – тогда это были глухие, непроходимые леса, и, если нужно было отправляться в путь, то передвигались по рекам – на лодках или, зимой, на санях. Здесь, среди лесов, жили другие племена славян – например, древляне, кривичи, а реке Оке – вятичи. Еще севернее, где стоял город Новгород, жили новгородские словене. Славяне были земледельцами: сеяли хлеб на полях, а землю пахали деревянной сохой или плугом, запрягая в него лошадь. Разводили и скот, а зимой ходили на охоту, чтобы прокормиться и запастись мехами. В лесах добывали дикий мед, собирали орехи и ягоды. Лес давал и дерево для построек, и смолу для лодок, и лыко для корзин, и многое другое. Древние славяне, как и другие народы своего времени, знали самое разное ремесло: были и гончарами – лепили посуду из глины, и кузнецами – ковали железо, которое добывали на своей земле. По берегам рек стояли первые города – совсем небольшие, с деревянными постройками и бревенчатыми стенами с башнями – для сторожей, чтобы издали увидеть неприятеля. Ученые, которые раскапывают древние поселения – археологи – изучили жизнь древних славян, и в музеях можно увидеть их вещи, привезенные с раскопок: глиняную посуду, топоры, конскую упряжь или украшения, которые носили славянки – ожерелья, перстни, браслеты.

Варяги – воинственный народ сурового севера – жили за Балтийским морем (найди его на карте), которое тогда называли Варяжским морем. Варяги были хорошими мореходами; они плавали по морям на длинных кораблях с веслами, большим парусом и головой дракона впереди. Варяжские корабли заходили и в реки; по рекам они и попадали в земли славян.

Неудивительно, что именно на этом пути выросли самые богатые русские города: на Волхове – Новгород, а на Днепре –-Киев.

И, наконец, летопись рассказывает, что у князя Олега был любимый конь. И услышал князь предсказание, что будто он погибнет от этого коня. Потому Олега и прозвали «вещим», то есть мудрецом, таким человеком, который знает будущее. Но теперь почитаем само стихотворение Пушкина, – почитаем вместе, внимательно, размышляя над каждым словом.

Источник

Песнь о вещем Олеге

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях нередко обращался к историческим сюжетам, оживляя прошлое в прозаических текстах и поэтических строках. Эпизод древнерусской истории воспроизводится автором в стихотворном произведении «Песнь о вещем Олеге».

Название:Песнь о вещем Олеге
Автор:
Год написания:1822 г.
Год издания:
Жанр:Баллада
Направление:Романтизм

Покорный перуну что значит

Жанр и форму небольшого поэтического творения определяют по-разному, применяя к нему термины поэма и баллада, а чаще всего именуют просто стихотворением, относя к сюжетной лирике романтического направления. Сам автор называл его песнью.

Действующие лица и их краткая характеристика

В стихотворении персонажей немного, ряд действующих лиц и исторических деятелей упоминается вскользь, характеризуются герои через яркие образы и метафоры.

Главные герои

Покорный перуну что значит

Олег Вещий — Новгородский и Киевский князь. Вошел на княжение в Новгороде после смерти Рюрика, объединил новгородские и киевские земли под своим началом. Согласно историческим данным был Великим князем в Киеве с 882 по 912 год.

Князь Олег известен своими завоеваниями и военными победами. Пушкин упоминает о них, представляя князя храбрым воином и рассудительным правителем. В тексте он называет князя «мудрым», «могучим владыкой». При этом Александр Сергеевич показывает мирскую сторону легендарной исторической персоны. «Могучий владыка», воин изображается человеком со своими чувствами, привязанностями, предрассудками. Воссозданный под пером Пушкина Олег – суеверен, он доверяет предсказаниям старца, скрепя сердце расстается со своим конём.

Считается, что прозвище «Вещий», под которым Олег вошел в историю, ему дали за способность предвидеть многие события.

Через образ князя и его поступки автор также отражает особенности мировоззрения человека периода Древней Руси.

Пушкинский образ князя Олега стал основой для восприятия личности этого правителя, хотя князь Олег в «Песни» — литературный персонаж. Автор создал его, опираясь на «Историю» Н. М. Карамзина и другие источники, дающие представление об этой исторической фигуре.

Действие произведения «Песнь о Вещем Олеге» происходит до принятия христианства, во времена язычества. Волхвы – так называли жрецов, прорицателей, колдунов. Считалось, что они имеют связь с высшими силами.

Пушкин использует имена языческих божеств для отражения мировоззрения древних славян. «Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник».

Перун – одно из основных божеств древнеславянского языческого пантеона, бог-громовержец, считался небесным покровителем князя и его дружины.

Второстепенные персонажи

В «Песни о Вещем Олеге» упоминаются Игорь и Ольга.

Покорный перуну что значит

Покорный перуну что значит

В эпизоде «тризны» Игорь назван «князем», показана преемственность власти, движение истории вперед.

Краткое содержание произведения «Песнь о вещем Олеге»

Начинается произведение с описания исторической ситуации и военных походов главного героя.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам Хазары – тюркский народ. Во времена княжения Олега у границ Руси существовало государство Хазарский каганат, с которым князь вел войну.

На своём пути князь встречает кудесника. В беседе тот упоминает о взятии Олегом Константинополя – важном военном достижении князя

Олег просит кудесника предсказать его судьбу, спрашивает о том, где его ждет гибель.

Скажи мне кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною

И скоро ль на радость соседей врагов

Могильной засыплюсь землею?

Через время Олег интересуется, как поживает его любимец, и узнает, что его конь умер. Князь гневается на кудесника, называет его «лживым, безумным стариком». «Мой конь и доныне носил бы меня», — говорит Олег и «хочет увидеть он кости коня».

Отправляясь на место, где покоится животное, князь встает головой на череп и беседует с ним. «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!», — с горькой, по-видимому, усмешкой произносит он. Внезапный укус змеи оборвал его жизнь. Кудесник оказался прав.

Стихотворение заканчивается красочным описанием поминок по Олегу

Аудиокнига

Песнь о вещем Олеге — читать онлайн

Анализ произведения

Тематика

Композиция

Образы

Средства выразительности

Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента». Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.

Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».

Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.

Основная идея

Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.

История создания

«Песнь о вещем Олеге» относят к ранним произведениям Александра Сергеевича. Оно было написано в период «южной ссылки», как называют период биографии Пушкина с 1720 по 1724 год. «Вещий Олег» вышел из-под пера поэта в 1722 году.

Находясь в изгнании, поэт побывал во многих южных городах, в том числе, посетил Киев. Находясь возле одного из древних курганов, он услышал, будто бы здесь похоронен сам Олег, и заинтересовался личностью легендарного правителя.

Пушкина тронула история князя, он описал ее и раскрасил яркими красками художественного слова, дав собственные трактовки образам и явлениям.

Источник

Словари

1. Послушный, во всем подчиняющийся, повинующийся.

2. Выражающий покорность.

отт. Преисполненный покорности.

Легко поддающийся воздействию кого-либо, чего-либо.

Морфология: поко́рен, поко́рна, поко́рно, поко́рны; поко́рнее; нар. поко́рно

1. Покорным называют того, кто послушен другому человеку, во всём подчиняется ему.

Покорный человек, раб. | Покорная жена. | Покорное семейство. | Покорный исполнитель чужой воли. | Покорный характер. | Толпа покорных поклонников.

2. Покорным называют то, что выражает чью-либо покорность, готовность во всём слушаться другого человека.

Покорный голос. | Покорный шаг. | Покорная речь. | Покорные глаза. | Покорное согласие.

3. Если кто-либо обращается к кому-либо с покорной просьбой, то это означает, что этот человек вежливо, почтительно, смиренно просит кого-либо о чём-либо.

4. Выражение Ваш (твой) покорный слуга является почтительным или шутливым заключением письма.

Полная, рабская покорность. | Покорность родителям. | Покорность судьбе.

Покорнейшая просьба. | Ваш покорнейший слуга.

ПОКО́РНЫЙ, покорная, покорное; покорен, покорна, покорно.

1. Послушный, подчиняющийся во всем. Покорный ребенок.

2. Уступивший принуждению, не сопротивляющийся.

1. Послушный, уступчивый. П. характер. П. исполнитель чужой воли.

2. полн. Употр. в выражениях, означающих вежливо-смиренное отношение к кому-н. (устар.). Ваш п. слуга (вежливое, официальное обозначение самого себя). Покорнейшая просьба. Покорно (нареч.) благодарю (также ирон.). Прошу покорно (также ирон.).

2. Легко поддающийся воздействию кого-, чего-л. П-ые волосы. П. смычок. П. рукам металл. П-ое эхо повторяет мой голос.

3. только полн. Устар. В составе выражений, означающих вежливо-смиренное отношение к кому-л. П-ая просьба. Ваш (твой) п. слуга (о себе самом).

Подчиняющийся во всем, послушный.

Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное. Тургенев, Хорь и Калиныч.

[Ирина:] Я буду твоей женой, и верной, и покорной, но любви нет, что же делать! Чехов, Три сестры.

Чекалинский улыбнулся и поклонился, молча, в знак покорного согласия. Пушкин, Пиковая дама.

Настроение у него было мирное, покорное: он охотно подчинялся. Чехов, Черный монах.

Выражающий подчинение, послушание.

[Лошадь] шла покорным шагом, низко опустив голову. Куприн, Морская болезнь.

Любви все возрасты покорны. Пушкин, Евгений Онегин.

На кладбище была отслужена лития. Теща, жена и свояченица, покорные обычаю, много плакали. Чехов, Оратор.

ваш покорный слуга

1) вежливая форма заключения письма.

С совершенным почтением к вам, имею честь быть Ваш покорный слуга Платон Ковалев. Гоголь, Нос;

2) в почтительной речи употребляется вместо „я», „говорящий».

употребляется для выражения отказа или несогласия.

[Лепорелло:] Сидели б вы себе спокойно там. [Дон Гуан:] Слуга покорный! я едва-едва Не умер там со скуки. Пушкин, Каменный гость.

(подвластный) кому-чему. Покорный обычаю. Любви все возрасты покорны (Пушкин). Покорный Перуну старик одному. (Пушкин).

поко́рный, поко́рная, поко́рное, поко́рные, поко́рного, поко́рной, поко́рных, поко́рному, поко́рным, поко́рную, поко́рною, поко́рными, поко́рном, поко́рен, поко́рна, поко́рно, поко́рны, поко́рнее, попоко́рнее, поко́рней, попоко́рней

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *