Покорность и смирение в чем разница
Отличие смирения от покорности
От рождения разделения на умных и глупых, разумных и добрых не существует. Все люди появляются на свет в мудрости, т.е. в Боге.
Ум младенца взаимосвязан с частицей Бога; частица зла находится в отдельной зоне; в этом случае оно не соприкасается с умом ребенка, потому вреда не может ему нанести.
Пока зло само по себе, ребенка, (и взрослого при мудрости, частично при здравомыслии) ведет Божественная часть сознания; но, это до осознания им самого себя и зла, в случае, когда невежество или зло окружающих нарушают или разрушают защитные оболочки между человеком и злом.
После этого зло постепенно нарушает связи между умом, разумом и чувствами, (остаются элементы их); в худших случаях полностью вытесняет Бога, наступает хаос сознания. Р.13.
В этом случае, при развитии ума, мудрость сменяется здравомыслием; это сознание, при котором человек находится между Богом и злом.
Зло уже воздействует на ум,
«Каждому человеку свойственно ошибаться. «,
«И разумные будут несколько времени страдать от плена и грабежа …,
Но, «И во время страдания своего будут иметь некоторую помощь»(от Бога), благодаря элементам разума и чувств. Р.29.
Примитивность ведет к ограниченности сознания в пределах ума, вне разума и чувств; состояние сознания, при котором человек теряет осознание происходящего, а, также, самого себя. Р. 13, 27.
Отсюда, при таком разном состоянии ума различный взгляд на происходящее в самом человеке или вокруг него; различный подход к решению одной и той же проблемы; одни покоряются, другие смиряются.
При покорности человек подавляет в себе все; не только зло, эмоции, но, и разум и чувства, т.е. Бога.
При смирении человек отделяет в себе разумное, доброе начало от зла, но, смиряет свой ум и сердце, когда оно наполнено негативом или злом. Одновременно начинается анализ ситуации, благодаря разуму, чувствам, в результате начинается внутренний, духовный процесс очищения ума, души от тьмы.
«И не оставит Бог, пока не отделит Добро от зла».
«Как в щелочи очищу с тебя примесь (духовный «шлак») и отделю от тебя все свинцовое. ( наслоения зла).
«Я облажу тебя «пластырем» (из элементов разума+чувств) и исцелю тебя от ран твоих. (наносимых злом).
«И будет Бог твой изгонять пред тобою народы сии ( мир зла) мало помалу; не можешь ты истребить их скоро..».
413. В чём разница между смирением и покорностью?
В русском языке так много синонимов, что в них легко запутаться и принять одно слово за другое. Так иногда происходит с понятиями «смирение» и «покорность». По моему мнению, они похожи, но не тождественны. Первое означает согласие с судьбой, принятие того, что приготовила человеку жизнь. Второе — только внешнее желание избежать спора, следование правилам, выполнение норм только потому, что так положено. Попробую объяснить свою точку зрения.
Существует немало литературных примеров того, как одно понятие отличается от другого. Вспомним, например, произведение А.Н. Островского «Гроза». Варвара, дочь Кабанихи, внешне была послушной дочерью, уважала мать, соглашалась с её решениями. Но разве она смирилась с тем, что жизнь её пройдёт в тихой и скучной провинции? Без любви, без приключений, в бессмысленном ожидании лучшего будущего? Как только представилась возможность, «смиренная» Варвара сбежала с Кудряшом. Не зря Островский выбрал для этой героини имя, означающее «чужеземец». Варвару, которая просто владеет искусством притворства, манит что-то новое, неизведанное, поэтому она с легкостью бросила отчий дом, хотя до последнего момента сохраняла иллюзию послушания, чтобы обеспечить себе возможность уехать без прощания.
Другой яркий пример различия покорности и смирения — произведение Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Бекки Шарп всегда покорялась судьбе, если её ждали неприятности. Слабохарактерный муж, долги, косые взгляды в обществе, ненужный ребёнок… Так должно быть? Что ж, пусть, но это временно. Точно феникс, Ребекка восстает из пепла, чтобы вновь вступить в битву за место под солнцем. Это явно не смирение, а только временная покорность, шаг назад перед двумя шагами вперёд, отвлекающий манёвр, попытка обмануть судьбу. Такая стратегия приносит свои плоды, и Бекки действительно добивается определенного успеха. Эта героиня кажется мне более симпатичной, чем «невнятная» Эмилия, которую можно назвать и смиренной, и просто слишком покорной: её портрет прорисован не совсем чётко. И все же мы видим, как Эмилия вновь и вновь смиряется, подчиняясь условностям и обстоятельствам, теряя шансы один за другим.
Именно поэтому нельзя использовать слова «смирение» и «покорность» в одном и том же значении. Тонкости их применения раскрываются в контексте. В целом же смирение — понятие более пространное, чем покорность. Примеры из классики это подтверждают.
413. В чём разница между смирением и покорностью?
В русском языке так много синонимов, что в них легко запутаться и принять одно слово за другое. Так иногда происходит с понятиями «смирение» и «покорность». По моему мнению, они похожи, но не тождественны. Первое означает согласие с судьбой, принятие того, что приготовила человеку жизнь. Второе — только внешнее желание избежать спора, следование правилам, выполнение норм только потому, что так положено. Попробую объяснить свою точку зрения.
Существует немало литературных примеров того, как одно понятие отличается от другого. Вспомним, например, произведение А.Н. Островского «Гроза». Варвара, дочь Кабанихи, внешне была послушной дочерью, уважала мать, соглашалась с её решениями. Но разве она смирилась с тем, что жизнь её пройдёт в тихой и скучной провинции? Без любви, без приключений, в бессмысленном ожидании лучшего будущего? Как только представилась возможность, «смиренная» Варвара сбежала с Кудряшом. Не зря Островский выбрал для этой героини имя, означающее «чужеземец». Варвару, которая просто владеет искусством притворства, манит что-то новое, неизведанное, поэтому она с легкостью бросила отчий дом, хотя до последнего момента сохраняла иллюзию послушания, чтобы обеспечить себе возможность уехать без прощания.
Другой яркий пример различия покорности и смирения — произведение Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Бекки Шарп всегда покорялась судьбе, если её ждали неприятности. Слабохарактерный муж, долги, косые взгляды в обществе, ненужный ребёнок… Так должно быть? Что ж, пусть, но это временно. Точно феникс, Ребекка восстает из пепла, чтобы вновь вступить в битву за место под солнцем. Это явно не смирение, а только временная покорность, шаг назад перед двумя шагами вперёд, отвлекающий манёвр, попытка обмануть судьбу. Такая стратегия приносит свои плоды, и Бекки действительно добивается определенного успеха. Эта героиня кажется мне более симпатичной, чем «невнятная» Эмилия, которую можно назвать и смиренной, и просто слишком покорной: её портрет прорисован не совсем чётко. И все же мы видим, как Эмилия вновь и вновь смиряется, подчиняясь условностям и обстоятельствам, теряя шансы один за другим.
Именно поэтому нельзя использовать слова «смирение» и «покорность» в одном и том же значении. Тонкости их применения раскрываются в контексте. В целом же смирение — понятие более пространное, чем покорность. Примеры из классики это подтверждают.
Что такое смирение – в чем проявляется, разница с гордостью и покорностью, как связано со скромностью?
Иногда появляется ощущение, что мир несправедлив, что мы заслуживаем лучших условий жизни, более эффективного государства, широких возможностей и всяческих благ. Мысль о том, что все это недостижимо в данный момент, приводит в исступление, и единственный выход – смириться с ней. Что такое смирение, его приравнивают к покорности судьбе, но одно ли это и то же?
Смирение – что это?
Этимология этого слова подсказывает нам, что «смириться» означает быть с миром в душе, находиться в умиротворении. В психологии этим термином обозначают состояние покоя, к которому необходимо прийти усилием воли, приняв как данность те обстоятельства окружающего мира или собственные особенности, которые нельзя изменить. Смириться – значит прекратить внутреннюю борьбу с теми факторами, сопротивление которым ни к чему не приведет. Таким образом, экономятся психические ресурсы, которые могут быть использованы оптимальнее, нежели в противостоянии неизбежному.
Смирение в православии
Если говорить о том, что такое смирение в православии, то невозможно не сказать и о гордыне, как абсолютной его противоположности. Гордыня считается одним из тягчайших грехов, в то время как преодолевший ее – достойным уважения христианином. Смирение – бесценная добродетель, наполняясь которой человек приближается к Богу, обретает душевный покой и олицетворяет любовь к миру и людям.
Православное смирение, как скромность духа, проявляется в трех направлениях:
В чем проявляется смирение?
Смиренный человек выделяется среди других своим особым поведением и реакцией на окружающую действительность:
В чем разница между гордостью и смирением?
Если вспомнить, что противоположностью смиренному человеку служит гордец, то можно подумать, что «гордость» и «смирение» антонимы. Однако речь в этом случае идет скорее о гордыне, как о неумении принять свое несовершенство и псевдо-уверенности в своем всемогуществе. Гордость же – это адекватное чувство собственного достоинства и самоуважения, которое не теряется в тех ситуациях, когда приходится с чем-то смириться. Она и толкает человека на то, чтобы прилагать усилия, прокладывая себе путь к лучшей жизни, справляясь со всем тем, что ему по плечу.
Антонимом слова «гордость» будет служить скорее понятие «покорность», как нежелание напрягаться и идти наперекор обстоятельствам, которые можно изменить. Итак, смирение и гордость – это две характеристики волевого и сильного человека, которые вполне могут уживаться друг с другом. Чувство собственного достоинства не страдает от способности принимать действительность с миром в душе.
Чем смирение отличается от покорности?
Еще одно слово, которое часто используют в контексте бесед о смирении – покорность. Оно тоже означает прекращение сопротивления обстоятельствам, но смирение и покорность – абсолютно не одно и то же. Ведь есть разница между слепым следованием приказам или религиозным канонам, полным отказом от борьбы за свое место под солнцем и осознанным принятием разумных ограничений и тех факторов, которые никто не в силах изменить.
Покориться судьбе – означает плыть по течению, при этом обвиняя его во всех своих бедах. Такое аморфное поведение может быть даже привлекательным, ведь не требует особых усилий. Трезво оценить реальность, осознать неизбежное и силой воли принять ответственность за себя в существующих условиях – вот, что значит смирение, никоим образом не совпадающее с покорностью.
Как связаны скромность и смирение?
Отвечая на вопрос, что такое смирение и скромность, можно смело использовать эти слова в одном предложении. Скромный человек не кичится своими добрыми делами, не ставит на постамент свои достоинства, потому что для принятия собственной ценности ему не нужна оценка окружающих. Можно ли представить, что такое настоящее смирение без этого качества? Однако будучи скромным, человек может и не прийти к настоящему принятию сложной для него действительности. Потому есть смысл утверждать, что смирение всегда предполагает скромность, но скромность не обязательно равна смирению.
Всегда ли смирение идет на пользу человеку?
Позитивное влияние этой благодетели на оптимизацию использования психических ресурсов и общее состояние внутреннего покоя неоспоримо. Однако рассмотрим, в каких ситуациях смирение – отрицательное чувство:
Помогает ли смирение понять себя?
Бессмысленная борьба с неизбежным отнимает массу внутренних ресурсов. Смиренное же принятие текущего положения дел их высвобождает, приносит спокойствие и умиротворенность. Кроме того, такой контекст прекрасно демонстрирует человеку его пределы, заставляет дать себе оценку и ощутить собственные возможности. Смирение с обстоятельствами, ощущение и принятие себя в их контексте – тот процесс, который как нельзя лучше способствует знакомству человека со своим «Я» и раскрытию его потенциала в полном объеме.
Стадии смирения
Как научиться смирению?
Как быть, если внутреннее принятие обстоятельств не наступает? Вот несколько советов:
Смирение – дар с неба
Старец Паисий Святогорец пишет о смирении: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Поэтому «смиренный» означает «имеющий благодать».
Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе. Это дар, который дается с неба. Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная. Она даже не присуща человеку – по естеству, по плоти, по душе – по естественной природе. Смирение – это сверхъестественная природа, то, чего Адаму не хватало. Основатель противоположной страсти – гордости – дьявол.
Старец Паисий Святогорец пишет о смирении очень просто: «Разве в Евангелии не говорится: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6)? Так уж Бог определил. «Смиренный» означает «имеющий благодать»!» Если есть благодать на человеке, значит, он смиренный. А нет благодати, причем у него может быть множество других достоинств, – и он уже не может быть смиренным.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Святитель Иаков Низибийский в «Слове о смирении» пишет: «Смиренный любезен во всем; слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость. Смиренных украшает любовь; ибо они умеют ходить во свете ее. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякого зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такие слова не вошли в его сердце. Смиренный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там, где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен выспрь, на красоту неба».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды – он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве».
Смиренный человек не оправдывается, если на него возводят клевету. Древний Патерик повествует о преподобном Макарии Великом, что он как-то раз был оклеветан в том, что от него должна была родить некая девица. Преподобный Макарий Великий не стал оправдываться, но сказал себе: «Макарий! вот ты нашел себе жену: нужно побольше работать, чтобы кормить ее. И я работал ночь и день – и посылал ей. Когда же наступило время родить, она оставалась много дней в муках и не рожала. Говорят ей: что это значит? Она отвечала: знаю, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Прислужник, пришедши ко мне, радовался и говорил: девица не могла родить, пока не призналась, говоря: не монах имел дело, но солгала на него. И вот все селение хочет идти сюда и раскаяться пред тобою. Я, услышав о сем, чтобы не беспокоили меня люди, встал и убежал в Скит».
О том, как думает смиренный человек, можно прочесть в дневнике убиенного иеромонаха Василия (Рослякова; 1960–1993) из Оптиной пустыни: «Ты видишь, что все вокруг достойнее тебя, честнее, праведнее, смиреннее, чище. И радостно от того, что они не презирают тебя, последнего, убогого, не гнушаются общением с тобою, но разговаривают с тобою, как с равным, рядом с тобою сидят за столом, вместе с тобою ходят в храм и никогда ни делом, ни словом, ни взглядом не позволяют себе указать на твое недостоинство и нечистоту. Но терпят тебя рядом с собою, покрывают недостатки, ошибки, грехи, милосердствуют и даже иногда просят исполнить какое-либо послушание, тем самым оказывая особую честь, оказывая внимание и возводя в достоинство слуги и иногда даже друга.
Господи, они прощают мне скотство мое и обращаются ко мне с просьбой! Это ли не радость, это ли не рай. Но все это только помыслы смиренномудрия, а само смирение не живет в окаянном сердце моем».
Преподобный Амвросий Оптинский
А вот как определил смирение старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрыть в себе доброе, искоренить все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от Благодати Божией, а не от собственных усилий». Отец Кирилл, конечно, – живое смирение. Никто не видел, чтобы он на кого-то гневался или раздражался. Старец явил живое исполнение Евангелия. Достаточно было видеть отца Кирилла, чтобы прийти в духовную норму.
Я несколько раз наблюдал, как только начиналось осуждение кого-либо из священников или обсуждение недостатков, которые случаются в Церкви, отец Кирилл сразу же уходил. Вот стоят кружком, разговаривают, но как только касались этой темы, отец Кирилл начинал куда-то спешить, молча удалялся, никому никаких замечаний не делал, никого не обличал, никогда не участвовал в этих обсуждениях.
Преподобный Сергий возделывает огород
Библейский словарь архимандрита Никифора толкует его так: «Смирение – состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе и целиком полагается на милость Божию». Толковый словарь Ушакова: «Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия». Толковый словарь Ожегова: «Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле». Библейская энциклопедия в новой редакции: «Смирение – добродетель, противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию». Во всех определениях можно найти общее: покорность, подчинение, невысокое о себе мнение.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) критикует смиреннословие, выставление смирения напоказ ради одобрения людей. Ложное смирение, по его словам, проистекает от тщеславия.
Старец Паисий Святогорец так пишет о смиреннословии и плодах его: «Самому себя человеку легко укорять, но он с трудом принимает упреки от других. Когда я жил на Синае, там был мирянин по имени Стратис. Если ты ему кричал: «Господин Стратис!» – он отвечал: «Какой господин? Грешный, грешный Стратис зови». Все говорили: «Какой смиренный человек!» Однажды он проспал утром и не встал вовремя на службу. Кто-то пошел его будить. «Стратис, ты все спишь? Уже Шестопсалмие прочитали. Ты, что, не пойдешь на службу?» Он как стал кричать: «Да у меня благочестия больше, чем у тебя! И ты будешь мне говорить, чтобы я шел в церковь?» Кричал, как сумасшедший… Даже схватил ключ от двери – такой большой, как от амбарного замка, – и замахнулся на человека, потому что задели его самолюбие. Люди, которые слышали, как он кричал, потеряли дар речи, ведь все считали его смиренным и брали с него пример. Опозорился Стратис. Видишь, что делается? Сам себя называл грешным, но едва задели его самолюбие, просто озверел!»
Для того чтобы смирение не было ложным, нужно избегать смиреннословия и стараться не выделяться среди окружающих, скрывать праведные поступки. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел, но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием.
В психологии есть некий аналог того, что в духовной литературе называется ложным смирением. Это закомплексованность. Альфред Адлер, основатель учения о комплексе неполноценности, писал, что человек закомплексованный стремится к господству над другими или замыкается в себе, бегая от жизненных трудностей. Такой человек склонен подавлять, пытается уровнять окружающих людей под шаблон собственного «я», боится естественности и простоты.
Какие средства к приобретению смирения? Преподобный Антоний Великий пишет: чтобы достичь смирения, нужно обращать внимание как на внутреннее, так и на внешнее. «Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келье и во всех принадлежностях ее».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Первое средство к достижению смирения – это отсечение своей воли. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие». В монашестве послушание – это один из обетов, который приводит человека к духовному жительству.
Необходимо просить прощения и обвинять себя. Преподобный Антоний Великий: «Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Точно так же и авва Дорофей пишет: «Прежде всего нужно смиренномудрие, чтобы на каждое слово быть готовым сказать «прости».
Кто просит прощения – тот опаляет бесов и делает их безсильными. Телесные труды в подчинении и самоукорении взращивают смирение. Преподобный Антоний Великий: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих».
Старец Паисий Святогорец
Известен пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи игуменом, трудился с братией в скудости и бедности: «Один человек – христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и этим трудом добывавший себе пропитание, – наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть. Управившись с работой, этот крестьянин пришел в монастырь. В то время Преподобный Сергий копал лопатой землю в огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия, то, придя в обитель, начал расспрашивая братию: «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал увидеть, и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал».
Во многих монастырях Афона укоренилась такая традиция: игумен обители трудится вместе с братией монастыря, а иногда и даже больше остальной братии.
Тем, кто желает стяжать добродетель смирения, необходимо избегать учительства. О преподобном Арсении Великом говорили, что «он никогда не хотел говорить о каком-либо вопросе из Священного Писания, хотя бы и мог, если бы захотел. Даже не скоро писал письмо».
Смирение – это терпение оскорблений и неправд. Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», – должен знать, что просит Бога, дабы Он послал человеку оскорбителя.
Труды Преподобного Сергия
В Петербурге мне приходилось несколько раз встречаться с одним протоиереем, очень благочестивой жизни. И он рассказывал, что в академии учился вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием. Они жили в одной комнате. И он каждый день смирял будущего Патриарха. Он был на несколько месяцев старше будущего Патриарха и, пользуясь этим, говорил: ты меня должен слушаться. А Алексий такое поношение сносил со смирением, никак ему не отвечал. Но когда стал Патриархом, много раз вспоминал своего соседа с благодарностью: дескать, был человек, который действительно его научил смирению. И вот этот батюшка мне показывал несколько папок: на каждый праздник Патриарх Алексий лично, своей рукой подписывал ему открытку. По пять–шесть раз в год – на Пасху, на Рождество, на Троицу – он его все время благодарил за воспитание смирения.
Святой старец Паисий Святогорец писал, что печаль неугодна Богу, а смирение состоит в радости и благодарности Богу: «Вместо того чтобы омывать свое лицо слезами радости и благодарности к Богу, ты орошаешь его слезами скорби и печали. Отсюда следует такой вывод: если мы не смиримся добровольно, то нас смирят принудительно, поскольку Благой Бог нас любит».
Игумен Киприан (Ященко)
Без Бога невозможно сотворить ни одной добродетели, поэтому молитва рождает смирение, а смирение – молитву. Авва Дорофей пишет: «Очевидно: смиренный и благоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божиих, не престает неотступно молиться Богу, чтоб сотворил с ним милость. Постоянно молящийся Богу, если сподобится сделать что-либо должное, знает, при посредстве Кого это сделано им, и не может превознестись или приписать своей силе, но приписывает Богу все свои исправления, Его благодарит непрестанно и Ему молится непрестанно, трепеща, чтоб не лишиться помощи свыше, чтоб не обнаружилась таким образом его собственная немощь. Он молится от смирения».
Святой Антоний во время молитвы услышал глас: «Антоний, ты еще не пришел в меру башмачника в Александрии». Антоний нашел башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро. Почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: «Все в этом городе от мала до велика войдут в Царство Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки». Это же самое со всею искренностью сердечно повторяю я и вечером, прежде чем лягу спать». Услышав это, святой Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру.
О старце Иосифе Исихасте рассказывают, что он в детстве настолько послушно принимал наказания, что у отца пропадало всякое желание его наказывать: «Маленький Франциск был послушным и разумным, но при этом и очень живым ребенком. Отец, бывало, гневался на него из-за шалостей и, бывало, хотел хорошенько выдрать сына. «Дам-ка я нагоняй Франциску за то, что он сделал!» – говорил Георгий. Когда Франциск слышал это, он тихо и спокойно подходил к сидящему в кресле отцу, чтобы тот наказал его, и склонял голову, показывая полное послушание. Он не убегал, не гневался, не кричал – он проявлял послушание: «Раз уж ты хочешь меня выпороть, то пори». И отец, верующий и добросердечный человек, бывал пленен этим жестом своего маленького сына и говорил: «Ладно, беги отсюда! Даже выпороть тебя не могу из-за твоего смирения».
Об уровнях смирения говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Ведати подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень – покоряться старейшине, не превозноситься же над равными. Вторая степень – покоряться равным, не превозноситься над меньшими. Третья степень – покоряться и меньшим, и вменять себе ничтоже бытии».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как проявляется смирение в человеке по мере укоренения в этой добродетели: «Начало смирения – нищета духа; середина преуспеяния в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство – любовь Христова».
Преподобный Паисий Святогорец рассуждает: «Меня часто спрашивают: «Сколько нужно времени, чтобы стяжать Божественную Благодать?» Некоторые могут всю жизнь якобы жить духовно, подвизаться и т.д., но при этом думать, что что-то собой представляют, – такие не приобретают Благодати Божией. А другие за короткое время приобретают благодать, потому что смиряются. Если человек смирится, то благодать может в минуту его осиять, сделать Ангелом, и он попадет в рай. А если возгордится, в минуту сделается тангалашкой и окажется в аду. Смирение отверзает двери Небесные, и приходит на человека Благодать Божия, а гордость их затворяет. Старец Тихон говорил: «Один смиренный человек имеет больше благодати, чем много человек вместе. Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека – благословляет его двумя руками. У кого больше смирения, тот больше всех!» Все зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом. Меня удивляет, как один смиренный помысл мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения!»
Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных».
Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели.