Покорение сибири ермаком что изображено на картине
Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Василий Суриков, 1895, Русский музей. Источник: https://ru.wikipedia.org
Название | Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем |
Страна, художник | Россия, Василий Суриков |
Год | 1895 |
Жанр | сюжетная живопись |
Где хранится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Исторически покорение Сибири началось с похода войска атамана Ермака в тысяча пятьсот восьмидесятом году против Сибирского ханства. Присоединение Дальнего востока и Сибири к России было кровопролитным с ожесточенными боями местных жителей и казаков. Один из таких боев изображен на картине Василия Ивановича Сурикова.
Кровавая сеча между казаками Ермака и тюркским племенем, собранным ханом Кучумом, обрывистые берега и мутные воды реки, пасмурное небо и ханская конница над обрывом. Все пропитано войной не на жизнь.
Лодка Ермака, окруженного своей дружиной, практически врезается носом в толпу войска ханского. Татары в панике, они практически повержены и прижаты к скалистому обрыву реки. Над обрывом виднеется конная поддержка Кучума, однако казаков не сломить. Подвигом останется в веках присоединение Сибири атаманом Ермаком.
Кругом крики, ружейные залпы, плеск замутненной реки, с ненавистью смотрит дружина на поморов, живописная казацкая масса и смешанный, почти безликий враг. Облачное небо передает всю трагичность момента, вода в реке окрашивается в кроваво-красный. В воздухе пахнет, порохом, страхом и смертью.
На втором плане виднеются казаки, уже вступившие в рукопашную, бессильны оказываются ханские стрелы, торчащие в некоторых местах из воды, против казацких ружей.
На заднем плане картины град стоит, за который сейчас идет кровавый бой. Крепость на высоком холме скоро станет Русским градом. В целом картина воинственна и тревожна. Батальная сцена передана мастером очень точно и натурально.
Описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Полотна художника
Создатель картины «Ермак покоряет Сибирь» является выходцем из казачьего рода, который длительное время проживал на просторах Придонья. Исторические факты указывают, что предок художника еще в XVI веке состоял в дружине Ермака и ушел с ним воевать против хана Кучума на Иртыше.
Позднее Суриковы переместились ближе к Енисею, где и обосновались. Автор картины нередко заявлял, что Сибирь в нем воспитывала «идеалы исторических типов» еще с самого детства. В созданных им композициях отчетливо просматривается:
Василию Сурикову удалось мастерски отобразить на своих холстах красивейшие российские пейзажи. Он всегда много внимания уделял мелким деталям и тонкостям, из-за чего порой удавалось передавать даже археологическую точность. При написании картин он внимательно изучал историческую литературу.
Неудивительно, что в работах так отчетливо отображен образ эпохи, максимально приближенный к реальности. Суриков проявлял уникальные умения в демократическом реализме. Он утверждал, что понять настоящее можно только при изучении истории своего государства. И ярким тому примером стала картина «Взятие Сибири Ермаком».
Сюжетная линия, история
В основу работы вошли факты истории великой России. В процессе становления государственности Иваном Грозным к уже имеющимся территориям были присоединены:
Сибиряк хан Едигер примкнул к владыке уже в 1555 году, но при условии взноса небольшой дани в виде беличьих и соболиных шкурок, широко использовавшихся в суровом холодном крае.
Кучум смог захватить Сибирское ханство во время похода в 1563 году, установленная для него Москвой дань не была оплачена. Более того, участились набеги на приуральские территории. Это привело к восстанию казаков против недруга, которое возглавили бароны Строгановы без одобрения Ивана Грозного. Главарем был атаман Ермак. Преодолев с казаками Уральские горы, они мастерски разбили войско местных правителей, та же участь постигла и воинов врага. В завершение была покорена столица ханства Сибирского — Кашлык.
Направляясь на юг, казачий лагерь остановился на отдых, но дозор сформирован не был. Враг совершил внезапное нападение с целью завоевания, что стало причиной смятения в отряде. Последовали большие потери войска, Ермак же спасался вплавь через реку Иртыш, где и утонул. Только в 1598 году из Москвы в эти края прибыло войско, окончательно разгромившее Кучума.
Знакомство с композицией
При написании картины «Покорение Сибири Ермаком» Суриков воспользовался монохромным, скупым решением колорита. И лишь единственный красный кафтан на одном из воинов выступает ярким и бросающимся в глаза пятном на землисто-коричневом фоне всего полотна.
Скорее всего, такое решение не было случайным. Автор попытался сконцентрировать все внимание своих зрителей на русском войске, выступающем в сюжете главным героем. Атаман не выделен особняком от других казаков, он сливается на картине с ними, создавая единое целое. Над головами могущественных воинов развеваются хоругвы, на которых изображен Иисус Христос. Этот знак указывает на Божью помощь казакам, которые самоотверженно сражались в последнем бою с ханским отрядом.
От берега отходят кучумовские лодки, к ним на подмогу скачет огромная толпа воинов. Противовесом на полотне выступают отбившиеся от своих лодок казаки, отвержено сражающиеся в неравном бою.
Этот сюжет напоминает «замершую сцену», давая возможность зрителю самостоятельно завершить историческое течение события.
В некоторых культурологических изданиях и докладах указано, что полотно Сурикова, наоборот, призвано осветить победу войска сибирского над ханом. Явным тому подтверждением выступают искаженные облики паникующих и мечущихся из стороны в сторону врагов, которые можно рассмотреть. Лодки же покорителя не отплывают, а уверенно устремляются навстречу Кучуму.
Составляя краткое описание «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что на создание картины ушло 4 года, она была начата художником в 1891 году, завершена в 1895 году. Оригинал представлен размерами 285*599 см, выполнен на холсте с помощью масляных красок. Репродукция входит в коллекцию живописи XIX века, хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном музее. Подготавливая сочинение или эссе по теме «Покорение Сибири» в средних классах, стоит провести анализ всей сюжетной линии, ознакомиться с ее деталями.
Картина Покорение сибири Ермаком Суриков В. 1895 г
Василий Суриков и его картины
Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.
Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.
Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».
Переход через «Камень»
По некоторым данным отряд выдвинулся в путь 01.09.1581 года, но другие историки настаивают, что это было позже. Казаки передвигались по реке Чусовой до Уральских гор. На Тагильском перевале бойцы сами прорубали дорогу топором. В казацком обычае волочить суда по земле на перевалах, но тут это было невозможно из-за большого числа валунов, которые нельзя было убрать с пути. Поэтому людям пришлось нести струги по склону вверх. На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. Весной они сплавились по реке Тагил.
Сюжет и история
В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.
В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.
Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.
По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.
Ермак Тимофеевич
Точная фамилия этого человека не установлена, вполне вероятно, что ее и вовсе не было – Ермак был незнатного рода. Родился Ермак Тимофеевич в 1532 году, в те времена для именования простого человека часто использовалось отчество или прозвище. Точное происхождение Ермака не выяснено, но есть предположение, что он был беглым крестьянином, выделявшийся огромной физической силой. Сначала Ермак был чуром у волжских казаков – разнорабочим и оруженосцем.
В бою умный и смелый молодец быстро добыл себе вооружение, участвовал в битвах, благодаря силе и организаторским способностям через несколько лет стал атаманом. В 1581году командовал флотилией казаков с Волги, есть предположения, что воевал под Псковом и Новгородом. Его по праву считают родоначальником первой морской пехоты, которая тогда называлась «струговой ратью». Имеются и другие исторические версии о происхождении Ермака, но эта – самая популярная среди историков.
Некоторые придерживаются мнения, что Ермак был знатного рода тюркских кровей, но в этой версии много противоречивых моментов. Ясно одно – Ермак Тимофеевич был популярен в воинской среде до самой смерти, ведь должность атамана была выборочной. Сегодня Ермак – исторический герой России, главная заслуга которого – присоединение к русскому государству сибирских земель.
Карта похода Ермака
Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.
Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.
Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.
Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.
Разгром Сибирского ханства
«Знакомство» казаков и местных татар случилось на территории нынешней Свердловской области. Казаки были обстреляны из луков своими противниками, но отбили пушками готовящуюся атаку татарской конницы, заняли город Чинги-туру в нынешнем Тюменском районе. В этих местах завоеватели добыли драгоценности и меха, попутно поучаствовав во множестве боев.
Историки предполагают, что Кучум был узбекского происхождения. Точно известно, что он устанавливал власть в Сибири крайне жестокими методами. Неудивительно, что после его поражения местные народы (ханты) привезли Ермаку подарки и рыбу. Как гласят документы, Ермак Тимофеевич встретил их «лаской и приветом» и проводил «с честью». Прослышав о доброте русского атамана, к нему стали приходить с подарками татары и другие народности.
Загадки похода: Поход Ермака не был первым военным походом в Сибирь. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь.
Ермак всем обещал защитить от Кучума и других врагов, обложив их ясаком – обязательной данью. С вождей атаман брал присягу о подати с их народов – это называлось тогда «шерсть». После присяги эти народности автоматически считались подданными царя, не подвергались никаким гонениям. В конце 1582 года часть воинов Ермака попали в засаду на озере, они были полностью истреблены. 23.02.1583 года казаки ответили хану, пленив его главного военачальника.
Портрет дочери художника в детстве (1888)
Прекрасный портрет дочери Ольги в красном платье в горошек на фоне белой печи отражает тёплую семейную атмосферу в доме художника. Сохранилось письмо художника, где он описывал процесс работы над портретом. Он сообщал: «Пишу портрет Оли в красном платье, в котором она была в Красноярске…»
Маленькая десятилетняя девочка смело позирует, прижимая к себе любимую куклу. Этот портрет родные называли «дивным», чудесным. В творчестве Сурикова нет заказных портретов, он писал лишь членов своей семьи и близких друзей, и этот портрет — настоящая семейная реликвия, заключающая в себе всю родительскую любовь художника к дочери.
Не пропустите интересную статью на нашем сайте most-beauty.ru о самых красивых куклах в мире.
Гибель Ермака и окончание похода
В ночи 03.08.1585 атаман Ермак погиб с полусотней бойцов на речке Вагае. Татары напали на спящий лагерь, в этой стычке выжило только несколько воинов, которые принесли страшную новость в Кашлык. Свидетели гибели Ермака утверждают, что он был ранен в шею, но продолжал биться.
В процессе боя атаману нужно было перепрыгнуть с одной лодки на другую, но он истекал кровью, а царская кольчуга была тяжела – Ермак не допрыгнул. Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. Легенда гласит, что местный рыбак нашел труп и доставил хану. Месяц татары стреляли в тело поверженного врага стрелами, за это время не было замечено никаких следов разложения. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.
После получения известия о смерти предводителя казаки собрались на сходку, где было решено вернуться в родные края – зимовать еще раз в этих местах было смерти подобно. Под руководством атамана М. Мещеряка 15.08.1585 остатки отряда организованно двинулись по Оби на запад, домой. Татары праздновали победу, они еще не знали, что через год русские вернуться.
Боярыня Морозова (1884-1887)
На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.
Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.
Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.
Проведение анализа полотна
Чтобы написать сочинение или подготовить доклад о походе Ермака в Сибирь, следует внимательно рассмотреть репродукцию, уделив особое внимание значимым деталям композиции. Например, интерес представляют образы шаманов, которых автор полотна поместил на заднем плане, за спинами обращенного в панику неприятельского войска. Кажется, что они посылают магические посылы татарским воинам, призывают на помощь своих языческих покровителей, чтобы противостоять святому лику и Святому Георгию, изображенным на казачьих хоругвях. Но победа в этом походе на стороне Ермака.
В центральной части картины на заднем фоне легкими штрихами прорисован силуэт города, за который и ведется это сражение. Также задний план представляет татарская конница, которая не смогла оказать помощь в водном сражении.
Таково «Взятие Сибири Ермаком» — картина, размеры которой 2,85 х 5,99 метра. Жанр — батальная живопись. В работе художник использовал темные тона:
При анализе полотна в классе или дома важно подчеркнуть, что Василий Иванович Суриков хотел изобразить в качестве главного героя не самого покорителя Сибири, бравого казачьего атамана, а народ — неизвестных простых воинов, подвиг которых несомненен. Именно поэтому Ермак ничем не выделяется из толпы, единственное, что выдает в нем командира — призывно поднятая вверх рука.
Таковы основные особенности картины Сурикова про завоевание Сибири. На основании анализа репродукции можно написать сочинение-рассуждение или эссе.
Посольство в Москву
Ермак в 1582 отправил послов к царю во главе с доверенным лицом (И. Кольцо). Цель посла была рассказать государю о полном разгроме хана. Иван Грозный милостиво одарил вестников, среди даров были две дорогие кольчуги для атамана. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов. Строгановым было велено выбрать сорок лучших людей и присоединить их к дружине – эта процедура затянулась. Отряд добрался в Кашлык в ноябре 1584 года, казаки заранее не знали о таком пополнении, поэтому на зиму не было заготовлено нужной провизии.
Императрица Анна Иоанновна на охоте (1900)
Очень интересные Суриковские акварели на историческую тематику. Такой является акварель «Императрица Анна Иоанновна на охоте». Анна Иоанновна была страстной охотницей и постоянно охотилась на птиц, оленей, и прочую живность. Но её не привлекала классическая охота с преследованием, она обожала бессмысленную стрельбу по живым мишеням.
Императрица слыла отличным стрелком. В момент охоты на оленя Суриков изобразил её со спины, в решительной позе, с ружьём наперевес.
Восстание мурзы Карача
Весной 1585 один из покорившихся Ермаку вождей на речке Туре внезапно напал на казаков И. Кольцо и Я. Михайлова. Почти все казаки погибли, а мятежники в бывшей своей столице заблокировали русское войско. 12.06.1585 Мещеряк с товарищами совершил смелую вылазку и отбросил войско татар, но потери русских были огромны. У Ермака на этот момент выжило только 50% тех, кто отправлялся с ним в поход. Из пяти атаманов в живых были только двое – Ермак и Мещеряк.
Популярные сочинения
Меншиков в Берёзове (1883)
Это полотно рассказывает о последних годах жизни близкого друга и фаворита Петра I, а ныне опального князя Александра Меншикова. Он изображён вместе с сыном и дочерьми. Блеск соратника царя сменился холодом и безнадёжностью ссылки в удалённом селе Берёзово. Меншиков сидит в кресле, закутавшись в тулуп. Его левая рука нервно сжата в кулак. Волосы на голове взъерошены.
А когда-то Алексашка Меншиков, выходец из простого народа, блистал в самых дорогих и величественных париках той эпохи. Уничижительность ситуации, в которую попал этот великий человек, подчёркивает тёмный низкий потолок. В избе холодно, все дети тепло одеты. Одна из дочерей читает библию, остальные с тоской сидят подле отца.
Взятие снежного городка (1891)
На картине изображена кульминация этой древней казачьей игры. Летящий на зрителей всадник с азартом разрушает крепость, толпа с хворостинами приветствует его. Недаром Сурикова называли волшебником, так живо изображающим снег. Его снежное царство — прекрасно, воздушно и наполнено гаммой оттенков. «Взятие снежного городка» — кульминация творчества великого живописца В. И. Сурикова.
Посещение царевной женского монастыря (1912)
Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.
Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.
Трогательное лицо молодой царевны покорно и печально. Её судьба в лучшем случае — терем, а в худшем — келья монастыря, и жадные монастырские управительницы не упустят момента поживиться приданым такой «божьей невесты». Образ царевны Суриков писал с дочери своих знакомых, которая собиралась постричься в монастырь, и со своей внучки.
Голодная зима
Зимний период 1584-1585 выдался чрезвычайно холодным, мороз был около минус 47°C, постоянно дули ветры с севера. Охотиться в лесу было нельзя из-за глубочайшего снега, волки кружили огромными стаями возле людских жилищ. Все стрельцы Болховского, первого воеводы Сибири из знаменитого княжеского рода, погибли от голода вместе с ним самим. Поучаствовать в боях с ханом они не успели. Число казаков атамана Ермака тоже сильно сократилось. В этот период Ермак старался не встречаться с татарами – он берег ослабленных бойцов.
Загадки похода: Кому нужны земли? До сих пор никто из российских историков не дал внятного ответа на простой вопрос: зачем Ермак начал этот поход на восток, на Сибирское ханство.
Утро стрелецкой казни (1881)
Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.
Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.
На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.
Покорение вогулов
В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Татары оказывали яростное сопротивление. По речке Тавде казаки отправились в землю вогуличей, распространив власть царя до речки Сосвы. В покоренном городке Назыме уже в 1584 году случился мятеж, в котором вырезали всех казаков атамана Н. Пана. Кроме безусловного таланта полководца и стратега, Ермак выступает как тонкий психолог, отлично разбиравшийся в людях. Несмотря на все сложности и трудности похода ни один из атаманов не дрогнул, не изменил клятве, до последнего вздоха был верным соратником и другом Ермака.
Летописи не сохранили подробностей этой битвы. Но, учитывая условия и способ войны, применявшийся сибирскими народами, судя по всему, вогулы выстроили укрепление, которое казаки были вынуждены штурмовать. Из Ремезовской летописи известно, что после этой битвы у Ермака осталось 1060 человек. Получается, что потери казаков составили около 600 человек.
Такмак и Ермак зимой