Поклялся богом и нарушил клятву что делать
Что делать, если нарушил клятву?
Происхождение слова
Обратившись к словарю Даля, можно узнать, что слово «клятва» произошло от «клясть» что означало «бранить» или «проклинать». Проследив за этимологическим развитием корня этого слова, можно отметить, что от него произошло еще и такое слово, как, например, «проклятие».
Видео
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.
Отношение к клятве в христианстве
Если обратиться к Ветхому Завету, то там можно увидеть наставление клясться именем Бога:
Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись.
Обычай этот был закреплен законом Моисея. В Ветхом Завете можно найти немало примеров различных клятв. Если же обратиться к тексту Нового Завета, можно заметить, как сильно изменилось отношение к клятвам. В Нагорной Проповеди Иисус отменяет обряд клясться именем Бога.
С этого момента, главным свидетелем человеческих деяний становилась совесть, а совесть — это голос Бога в человеке. Иисус Христос, налагая запрет на клятвы, произносит следующие слова:
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Так почему нельзя клясться в православии? Иисус говорит о том, что во время клятвы человек говорит о чем-то ценном: небе, Родине, собственной жизни. Однако ничему из этого он не является хозяином, ничем из этого он не владеет. Владеет и управляет всем сам Бог. Следовательно, права распоряжаться тем, чем человек не владеет, он не имеет. Вот почему нельзя клясться Богом, жизнью или чем-либо еще.
Клятва
Что делать при нарушении клятвы?
Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
Клятвопреступление (нарушение обетов)
Как быть, если нарушил обещание, данное Богу?
Добрый день. Меня зовут Александр, я всегда был верующим, но я стал еще больше верить в Бога после того, как я дал обет Богу о трезвости всю жизнь, попросив у Бога, чтобы моя жизнь изменилась в лучшую сторону. Я, действительно, получил желаемый результат. До недавних времен я употреблял наркотики, вся жизнь стояла на месте, я потерял работу, любимую девушку. Сейчас в моей жизни, действительно, все поменялось в лучшую сторону, я стал часто молиться, каждый день благодарю Господа, что жизнь начала налаживаться. Несколько дней назад я нарушил обещание, данное Господу, после чего я попросил у Бога прощения, но я боюсь что.
Добрый день! Вы думаете, что Бог не знает, что люди могут грешить? Знает. Но самое главное, чтобы мы каялись, признавали свои грехи и старались их исправить. У Вас случилось падение, что же, надо встать и найти в себе силы признать и исправить свой грех. Если Ваша душа болит о своем грехе, значит надо его искупить — хотя бы на ту же сумму, которую Вы потратили на свое падение, совершить доброе дело. Навестить больных, помочь нуждающимся, любое доброе дело. После чего сходить на исповедь, попросить священника помолиться Вам молитву «Кленшемуся напрасно». Храни Вас Господь!
Считается ли клятва, которую дал в неосознанном возрасте?
Здравствуйте! Я некрещёный. Когда был глупым подростком, то дома дал клятву, которую нарушил. Много лет меня терзает это, и я не знаю, что делать, проел себя изнутри полностью. Как быть? Считается ли эта клятва?
Здравствуйте! Не зная обстоятельств, при которых Вы дали свою клятву и самой клятвы, трудно судить о её серьёзности, но скажу так: это дело Вашей совести. Причинили ли Вы кому-либо вред неисполнением своей клятвы или нет? Если вред был, надо его или исправить, или хотя бы признать свою ошибку и попросить прощения. Но ведь Вы сами пишете, что тогда были «глупым подростком», соответственно, кто в юности не ошибается и кто без греха? Даже пророк Давыд пишет:
Грех юности моея и невежествия моего не помяни по милости твоей.
Так что надо признать и осознать свою ошибку, постараться её исправить и… просто жить дальше, стараясь не повторять таких опрометчивых поступков.
Не просто ведь в Святом Писании вдохновленный Святым Духом апостол Ияков пишет:
Не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою».
Как быть, если поклялся собой и близкими, а теперь очень мучаюсь переживаниями?
Меня мучает совесть и переживания о том, что я совершил клятву (всем, что у меня есть, в том числе собой и близкими) необдуманно и сгоряча, так как хотел, чтоб мне поверили. Поклялся я тем, что не помню, совершал или нет, может быть, и совершал, но вспомнить не могу. Теперь я переживаю за своих близких и благополучие: сегодня в церкви поставил 3 свечи, извинялся перед Богом и просил его понять мое раскаяние и мою ошибку, но после этого облегчение на душе было недолгим. Вот наступил вечер, и снова мучаю себя мыслями и переживаниями. Завтра снова хочу идти в храм, а еще.
Доброго здоровья. Во-первых, хочется вас утешить: если есть переживания и мучает совесть, значит, не все еще потеряно. Беда, когда совесть молчит, и человек ни в чем не видит себя виноватым и прямо так и заявляет: грехов у меня нет. Ваш случай хоть и тяжелый, но не безнадежный. Отчаиваться не нужно.
Второе: если вдруг человек чем-то поклялся необдуманно и сгоряча, он должен покаяться перед своим духовным отцом. На исповеди священник прочитывает пять молитв напрасно клянущемуся. В вашем случае неизвестно, есть ли у вас духовный отец, крещены ли вы в три погружения, и еще ряд моментов. Ведь если нет правильного крещения, то и молитвы нельзя вам вычитывать.
Третье: необходимо начать системно и планомерно заниматься своим духовным развитием. Правильнее сказать, очищением души от грехов и страстей. Для этого необходимо чтение, молитва, пост, наблюдение за собой и попытки изменения себя. То есть делом не совершать те поступки, про которые точно знаете, что они греховны. И тогда в результате тяжелой и трудной работы над собой можно будет думать о помиловании от Бога и прощении грехов.
Терпения вам, не падайте духом, не верьте мыслям, вас одолевающим, — они от врага, который не хочет нашего спасения. Идите к Богу правильной жизнью и не останавливайтесь.
Можно ли отменить обет?
Добрый день. У меня вопрос: дома перед иконой дала обет Богу, что больше не буду курить. Я знаю, что за нарушение обета будет наказание. Существует ли молитва, которая отменяет обет, чтобы после нарушения обета не было последствий? Спасибо.
Доброго здоровья, Алина. Мне понятны ваши опасения. И опасения, нужно сказать, справедливые, поскольку обет — это уже серьезно, и просто так — сегодня дал, а завтра забрал — в отношениях с Богом быть не может. Ваше желание — максимально смягчить последствия. Прежде чем сказать вам совет в вашей ситуации, хотел бы обратить внимание на два момента.
Первое: в то время, когда вы давали обещание, видимо, у вас была довольно веская причина. И если хорошенько подумать, то вполне возможно, что она не потеряла свою силу и значимость сейчас.
Второе — это уже настоящее и будущее время вашей жизни. Известно всем, к чему приводит курево: рак легких, горла, гортани. В интернете при желании можно увидеть много разных фотографий больных и описания их страданий.
Мой совет вам следующий: исполните ваш обет. Пусть не сразу, но исполните. Это будет самое лучшее развитие событий — и здоровье приобретете, и не согрешите перед Богом, и последствий никаких не будет. Люди, бросившие курить, говорят, что книга автора Алена Кара помогает легко победить эту привычку. Молитву, которая помогает снять ответственность за неисполнение обета, я не знаю и не уверен, что такая существует. Если дан обет, а исполнение его связано с греховным делом, то святые отцы говорят, что его просто не следует исполнять. Ваш случай в эту категорию не попадает. Бросить курить — это добро, а продолжать курить — это грех. По силе этот грех приравнивается к содомскому греху (гомосексуализму).
Можно ли просить у Бога об отмене обета?
Помогите мне, пожалуйста, я в отчаянии и не знаю, как правильно поступить в сложившейся ситуации. Много лет мы с мужем мечтали о детях, но по состоянию своего здоровья я не могла забеременеть. В один момент я по совету знакомой обратилась к гадалке, которая мне посоветовала прийти в церковь и дать обет: в случае рождения сына назвать его Николаем, а девочки — Марией. И вот спустя 3 года Господь Бог с помощью врачей даровал нам долгожданное счастье, и мы ждём сына. Теперь, когда встал вопрос, как назвать его. Я понимаю, что пообещала и должна дать ему имя Николай, но признаюсь честно.
Здравствуйте, Марина! Поздравляю с ожиданием ребенка! Дай Бог, чтобы все прошло благополучно. Вы так долго этого ждали и теперь так сильно переживаете! Но не кажется ли вам, что вы слишком доверчивы к словам ваших «знакомых». То они советуют обратиться к гадалкам, что является несомненным грехом, то теперь говорят о том, что Николай — это несчастливое имя. Я, кстати, впервые об этом слышу. Но все это чепуха. Потом «знакомые» еще что-то начнут говорить… Ребенка вам посылает не гадалка, а Господь. Поэтому доверьтесь Ему и Его святой воле. Сделайте по православному обычаю: назовите именем святого по святцам на 8-й день от рождения. Пусть у ребенка будет христианское имя, имя святого, которому он будет молиться и подражать в своей жизни.
Николай — это имя любимого святого на Руси. Миллионы людей носили и носят это святое имя. Многие прославили его добрыми делами, служением Богу и ближним. Почитайте житие святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Научитесь призывать его в своих молитвах. А также подумайте, кому вы давали обет, обращаясь к служителям сатаны? И не было ли еще каких-нибудь необдуманных обетов и слов в тот момент, каких-то ритуальных действий? Обязательно сходите на исповедь и горько раскайтесь в содеянном. Батюшка подскажет, что делать дальше.
Мне приходилось встречать людей с, так сказать, «двойными именами»: одно в обществе, по паспорту, другое — в храме. Чаще всего это происходит, когда называют именами, которых нет в святцах (Руслан, например). А в церкви крестят только по святцам. Но были случаи (и такая практика была особенно распространена в древней Руси), когда двойное имя давали из суеверных соображений. Одно имя «публичное», а другое — «тайное», которое большинство окружающих узнавали только при погребении. Мол, у человека будет тайное имя и его не смогут околдовать. Это глупости. Бесы и дьявол — это падшие ангелы, а все ангелы в Писании называются «умными силами». Защищаться и бороться с ними надо другими способами, прибегая ко Христу — Спасителю мира.
Итак, перестаньте переживать и слушать сомнительных советчиков, далеких от Церкви и христианства. Идите в храм. Помните, что все ваши переживания в период беременности передаются и вашему малышу в утробе. Пусть это будут духовные переживания, соединенные с покаянием, молитвой и посильным постом.
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Поклялся богом и нарушил клятву что делать
Обеты – это обещания, которые дают верующие Богу взамен на его помощь или покровительство в каком-либо деле.
Как утверждают священнослужители, чаще всего люди прибегают к таким обещаниям в трудных жизненных ситуациях.
Но можно ли вообще давать обеты?
И, если можно, как правильно это делать?
Обеты в Библии
Упоминания об обетах, адресованных Богу, встречаются даже в религиозной литературе.
Так, согласно Ветхому Завету, один из первых обетов дал Господу Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, … из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).
Кроме этого, обещали Богу совершить то или иное деяние в обмен на его благосклонность и другие библейские персонажи. Согласно книге Судей, Иеффай обратился к Богу с просьбой, предать Аммонитян в его руки. Если же это случится, Иеффай обещал сжечь первого, кто выйдет ему навстречу, когда он вернется домой (Суд. 11:30,31).
Примечательно, что некоторые Ветхозаветные источники даже содержат рекомендации по исполнению обетов. Например, во Второзаконии сказано, что если человек дал обет Господу, то должен непременно исполнить его, а если не давал, то и греха на нем никакого не будет (Втор. 23:21-23).
Мнения священников
Тем не менее далеко не все представители православного духовенства относятся к обетам положительно. Так, священник Родион Иванов утверждает, что наиглавнейший обет верующие дают Господу, когда проходят обряд крещения. Поэтому, по мнению Иванова, к каким-либо иным обетам прибегать не стоит.
Отец Андрей Ткачев советует не злоупотреблять обетами и отличать обет от зарока. По словам священника, «зарок – это отрицательная вещь», которая заключается в договорных отношениях с Богом. Например, зарекаюсь делать что-либо до тех пор, пока…
Как давать обеты?
Как же правильно давать обеты? Протоиерей Сергий Николаев рекомендует в обязательном порядке посоветоваться по этому поводу со священником и получить его благословение, а также придерживаться поговорки: «Не давши слова – крепись, а давши – держись».
Об этом же говорит и протоиерей Максим Хижий. Хижий призывает прихожан не давать никогда обетов, в выполнении которых они не уверены.
Если же случилось так, что человек пообещал сделать что-то, а впоследствии не сделал этого, то протоиерей Димитрий Смирнов считает, что первым делом необходимо попросить прощения у Господа.
Дал обещание Богу. а исполнить забыл. Что бывает за неисполение обещанного?
В трудный час, когда порой жизнь висит на волоске, человеку свойственно что-то пообещать Богу: «Сделаю то-то и то-то, только, Господи помоги, исцели, спаси и проч.».
Бог в Своем великом милосердии отвечает на молитву, крик о помощи, как это было с Анной, матерью пророка Самуила, мытарем Закхеем.
Примечательно, что Богу угодно, когда мы даем Ему обеты: Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему (Пс. 75, 12)
Бог дает то, о чем просит человек, прежде исполнения обещания со стороны последнего. Такова природа Бога – Он в любви склоняется к просьбам Своего творения. Но Он ждет исполнения обещанного – обета, который человек положил исполнить в сердце своем.
Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. (Чис. 30, 3).
Исполняя просьбу, Бог устанавливает ответственность со стороны обещавшего.
Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех. (Втор. 32, 21)
Неисполнение обещания, обета, приравнено ко греху.
Грешит тот, кто не исполнил обещанного.
А последствия греха очевидны – наказание, отчуждение от жизни в Боге. Грех разрывает отношения с Создателем.
Часто верующие забывают самое главное обещание, которое они дали Господу, да и еще и при свидетелях при крещении: Обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21).
Обещание дали, а исполнить забыли, – совесть оскверняется греховными делами, причем не греховными мыслями и чувствами, а именно поступками.
Не поступайте коварно с Тем, Кто в момент отчаяния и безнадежности пришел вам на помощь!
Почему нельзя клясться: одна фраза Христа, отменившая традицию
«Да клянусь тебе, так и было», — говорит один собеседник другому. Неужто он сейчас совершает страшный грех? Конечно, нет.
Есть фигуры речи, а есть настоящие клятвы, в которых вложен особый смысл. В древности правоверные иудеи соблюдали традицию клятв, но Иисус Христос отверг её. Почему это так важно для нас? И что грозит тому, кто всё-таки поклянётся чем-либо? И грозит ли вообще? Давайте узнаем.
Ветхозаветный обычай позволял иудеям клясться, так делал Иосиф
Клятва — это торжественное обещание сделать или не делать чего-либо в зависимости от ситуации. Также клятва — это заверение в подлинности того или иного факта.
Клятва подразумевает, что если слова человека разойдутся с делом, его постигнет некая кара. Обычно — это лишение того, чем клялись, поэтому клянутся чем-то дорогим, чтобы, опираясь на взятый на себя риск, подтвердить серьёзность своего высказывания.
В Ветхом Завете есть масса примеров того, когда люди клялись:
«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте».
Клятва имела больший вес, чем обещание. Фактически, взятие клятвы с Иосифа было самым надёжным вариантом, доступным умирающему Израилю. А его желание быть похороненным на родной земле — это старая традиция, известная с доисторических времён.
Случалось, путешественники даже перевозили с собой родную землю, либо кости предков. Захоронение рядом с родителями и дедами было для древних народов важнейшей кульминацией жизни.
Престарелый Иаков взял со своего сына Иосифа клятву похоронить его на родной земле. На картине Рембрандта Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема незадолго до смерти
Поэтому Израиль и походит столь жёстко, требуя от Иосифа клятвы, чтобы умереть спокойным за свою посмертную участь.
Но в то же время симптоматично, что Израиль не удовлетворился простым обещанием, а посчитал нужным поставить сына в жёсткие условия клятвы. Впрочем, он сам, как мы помним, был не сильно искренним с отцом, когда обманом получил его благословение, и с таким же отношением столкнулся от детей.
Иудеи клялись перед Богом
Как ясно из Нового Завета, клятву давали перед Богом:
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Однако очевидно, что опирается Иисус не на тот ветхозаветный текст, которым обладаем мы. Таких выражений дословно в нём нет. Есть похожие:
«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».
Иудеям можно было клясться именем Бога, но только если они говорили правду:
«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его».
«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими».
Иисус Навин выполнил клятву, которую давал Моисей
В двенадцатой главе книги Иисуса Навина к нему приходит потомок Иуды, Халев. Он сообщает, что Моисей некогда дал клятву:
«Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу, Богу моему».
Но Моисей мёртв, так что можно понять опасения Халева. Пророк скончался, так и не сдержав клятвы. Вся надежда Халева — на порядочность Иисуса Навина.
При этом мы можем увидеть, что слова Моисея приравнены к словам Бога. Иисус Навин выполняет обещание, которое дал Моисей и выделяет Халеву требуемую землю.
В Ветхом Завете клятву даёт Сам Бог
Но не только человек клянётся, когда требуется. В книге Иисуса Навина Бог сообщает пророку:
«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им».
Мы знаем, что клятву эту Бог сдержит. Примечательно, что клятва Бога не содержит ничего, чем бы конкретно клялся Всевышний. Очевидно, что в Его положении в этом нет нужды. Бог ничего не ставит на кон, ибо никогда не нарушит свою клятву.
Уже само по себе слово Бога должно выступать в качестве не просто данной, но и уже сбывшейся клятвы, потому что Всевышний всесведущ, и если Он сегодня обещает что-то завтра, то потому что точно знает, что так всё и произошло.
Бог никогда не нарушает клятвы. На иллюстрации он показывает Аврааму звёзды и обещает произвести от него столь же бесчисленное потомство
Это же подтверждает и автор послания к евреям:
«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их».
Иудеям положено было клясться именем Божьим, но это не разрешается христианам
Интересный стих на тему клятвы можно обнаружить в Библии:
«Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду».
Отсюда мы понимаем, что на вопрос, можно ли клясться Богом, некогда человечеству был дан ответ: «Да». Впрочем, этот момент не освящён большинством комментаторов. А те толкования, что есть, противоречат друг другу.
Учитель богословия Уильям МакДональд исходит из того, что речь в этом стихе о том, чтобы поклясться Богу в верности:
«Я же буду жить дальше, получая радость от общения с Богом. На самом деле, всякий, кто поклянется Ему в верности, будет ликовать, тогда как те, кто любит неправду, умолкнут».
А вот Новая Женевская Библия, напротив, уверена, что речь о клятве Богом. И даже даёт более точный перевод — «клятва Божьим именем»:
«Царь же возвеселится о Боге, восхвалит Его всякий, клянущийся именем Его. Справедливость Божия восторжествует. Любящие Бога вознесут свои хвалы Ему, тогда как нечестивые умолкнут».
А вот блаженный Феодорит Кирский понимает стих так, что клясться надо не Богом, а царём Давидом:
Евфимий Зигабен согласен с Феодоритом Кирским и даже ссылается на древний обычай:
«У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим и говорить: здоровье царя! что я этого не делал, с произношением и других подобных слов. Но доколе Саул был в живых, кто дерзнул клясться жизнью и здоровьем Давида, тот делался виновным и подвергал жизнь свою опасности; а по смерти Саула, кто клялся жизнью и здоровьем царя Давида, тот весьма похвалялся, как обнаруживавши содружество с ним».
Возможно, в этом случае он прав. Но традиция клясться именем Божьим иудеев действительно существовала:
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись».
В любом случае давать клятвы — это обычай ветхозаветных иудеев. Для христиан многое изменилось. Так что опираться на эти традиции нет смысла.
Иисус учил не клясться
Корни христианского отношения к клятве нужно искать в свидетельствах о ессеях. Что значит это утверждение? Просто дело в том, что из учения ессеев, по всей видимости, происходили убеждения Иоанн Предтечи. Очень многое указывает на это. А известные сегодня идеи ессеев действительно нашли своё отражение в христианстве.
Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает:
«Они известные своей верностью и точностью, и они проповедуют мир. Все, что они говорят, вернее всякой клятвы. Они избегают клятв и считают их хуже лжесвидетельства. Они говорят, что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден».
Идеи ессеев повлияли на христианское неприятие клятв
И это действительно христианский взгляд на клятвы. Достаточно посмотреть на слова Иисуса Христа по поводу клятв:
« Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ».
Клясться не запрещено, просто эта традиция устарела, она бессмысленна
На вопрос, почему клясться нельзя, ответить невозможно. Нет такого представления, что клятва — это грех. Это обряд, причём не языческий, а входящий в библейскую традицию. Но ему на смену пришёл новый подход — призвание Бога в свидетели.
Рассказывает священник Афанасий Гумеров:
Призыв Бога в качестве беспристрастного свидетеля во многом параллелен иудейскому обычаю клясться лишь Его именем во имя правды. Но смысловая нагрузка здесь похожая. То есть мы имеем перед собой трансформацию обычая в новую форму.
Главное отличие здесь — подчёркивание того, что Бог присутствует здесь и сейчас, в каждом из нас. Продолжая клясться просто именем Бога, мы как бы пренебрегаем богословским наследием христианства и снова дистанцируемся от Бога.
Да, это не грех. Но и практической пользы в этом нет. Как верно замечают даже самые поверхностные комментарии на эту тему: или клянись тем, что имеешь, или не клянись вовсе.
Клятва Богом, матерью, жизнью и т.д. — это дело пустое, потому что ни что из этого в реальности не принадлежит человеку.