Поклонение вишну что делать
Тема: поклонение Вишну
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
поклонение Вишну
Вообще, люди поклоняются тому образу Господа, который им ближе, соответствует их умонастроению.
А, если не секрет, что вы назвали «столицей индуизма»?
под столицей имеется в виду обычно город, а не страна.
В Индии есть множество разных религиозных течений в рамках традиции, которую называют «индуизмом». В рамках «индуизма» есть три главных направления: вайшнавизм, шиваизм и шактизм, а также множество разных более мелких школ и ответвлений.
Потому, что люди (особенно в Кали-йугу!!) не квалифицированны поклоняться Кришне. Мы по милости Шри Чайтаньи Махапрабху повторяем Харе Кришна Махамантру, но повторяем её в умонастрении дасьи. Естественно находятся «возвышенные» души, любящие поговорить о «расах». Но это является ОЧЕНЬ серьезным препятствием в их духовной жизни. Все эти отклонения можно ясно видеть в «столице индуизма».
Подобный вопрос уже обсуждался на форуме:
Atman
(Unregistered)
14/03/04 04:55 PM
212.22.90.61 Несколько вопросов «подлинному» Вишнуиту
Харе Кришна. Дандаваты всем Вайшнавам.
Интереснейшая полемика развернулась недавно на форуме, под темой «Vishnu v/s Krshna». По порядку затронутых в ней вопросов, я позволю себе остановиться на нескольких, самых, на мой взгляд острых и в свою очередь сам задам несколко вопросов тем, кто поднял эту тему.
Вот что писал анонимный «Вишнуит»:
«Ia hochu skazati chto Кrishna eto Avatara t.e bukvalino s
sanskrita <> dumaiu chto vam poniatno znachenie
slova nishojdeni, pravilino tot kto nishodit, v raznie epohi»
У Гаудия-вайшнавов свое понимание слова «нисхождение» (Аватаара), особенно, когда это слово употребляется в отношении к Нисхождению
(Аватааре) Шри Кришны. У меня к Вам вопрос, уважаемый «Вишнуит»:
а что, в Вайшнава-Шастрах где либо говориться о том, что поклонение Аватаре Шри Вишну отличается от поклонения Самому Шри Вишну? А что, если это поклонение отличается по каким-либо критериям, то поклонник Аватары Вишну (скажем Шри Рамы), не есть поклонник Самого Шри Вишну (в Облике Шри Рамы)? То-есть поклонение Аватаре Вишну должно сразу исключать поклонения Самому Шри Вишну и тот кто так не считает не является Вайшнавом?
Эти вопросы заданы не с целью провокации на новый виток дискуссии все той же темы, скорее мне просто интересна Ваша логика.
«Krishna tak goriache obajaemii vami esti vsego lish ekspansia»
om krishno vai sac-cid-ananda-ghanaha krishna adi-purushaha |
krishnaha purushottamaha krishno ha u karnadi-mulam krishnaha sa ||
ha sarvaih karyaha krishnaha kasham-krid-adisha-mukha-prabhu |
pujyaha krishno ‘nadis tasminn ajandantar-bahye yan mangalam tal
labhate kriti || (Атхарва Веда, Кришнашрути)
Далее, в Падма Пуране (Прабхаса Кханда) Шри Кришна говорит:
namnam mukhyatamam naama krshnakhyam me parantapa
Далее, Брахманда Пурана повторяет тоже самое
(глава «Шри Кришнаштоттара-шата-наама-стотрам 2.3.36.19):
sahasra-naamnam punyanam |
trir avrttya tu yat phalam ||
ekavrttya tu krhnasya |
naamaikam tat prayacchati ||
«Результат приходящий от трехкратного повторения всей Шри
Вишну-сахасра-намы (Тысячи Имен Шри Вишну) достигается однократным повторением Имени Шри Кришны.»
Вишну Пурана говорит, что изначальный Абсолют (Парамбрахма) имеет человекообраз (narakrttiH) и Он известен как Кришна: krshnakhyam param brahma narakrttih
То же самое подтверждает и Шрути: yo sau param brahma gopalah («Этот Абсолют и есть Гопала»)
Что толку перечислять эти цитаты? Все равно, это всего лишь капля по сравнении с океаном праман, которые приводили Ачарьи Шрила Джива Госвами и многие другие. Вам лучше сразу обратиться к Шастрам, таким как «Шри Кришна-сандарбха» Дживы Госвами, или «Шри Кришна-бхакти-ратна-пракааша» Шрилы Рагхава Пандита, в которых они устанавливают на основе многих праман из Шрути-Смрти, что Виграха Шри Кришны является изначальным источником всех экспансий Шри Вишну.
«. Krishna nigde ne govoril o planete goloka Vrindavana govaoria o
svoei vechnoi obiteli.»
Ага, это еще нужно доказать.
Шри Кришна Сам ясно говорит о Своей надмирной Голоке, в Махабхарате
(Мокша-Дхарма-Нарайания-упакхйана):
evam bahu vidhai rupais |
caramiha vasundharam ||
brahma-lokam ca kaunteya |
gokulam ca sanatanam ||
«О сын Кунти! Я нисхожу на эту Землю во многих формах. Но помимо этого, Я также развлекаюсь в Моих вечных обителях, таких как Брахмолока (Вайкунтха) и вечная Гокула (gokulam ca sanatanam).»
Многочисленные ссылки на Голока-дхаму имеются также в Вамана
Пуране, Падма Пуране, Харивамше (Махабхарата), Нарадия Пуране. Более детальное описание Царства Голоки приводится в «Нарада-панчаратре», ее авторитет, насколько я знаю, принимается Вайшнавами всех Сампрадай. Если Вам нужны конкретные цитаты, пожалуйста дайте знать.
«VISHNU est istochnik vsego, vseh form i vseh Avatar priznavaia
eto mi nazivaem sebia vaishnavami, a vi ne priznavaia etogo
daje ne vprave sebia nazivati krishnaitami, no razve chto
sektantami nazivaiushimi sebia Krishnaitami izmenivshimi suti
znania Vishnavizma, i gliuboko uverovavshimi v svioiu loj
iavivshuiusia rezulitatom podmeni.»
Если Вы считаете ложью все вышеприведенные шлоки Шастр, тогда другое дело. Если же Вы не имели ввиду Сиддханту Гаудия-вайшнавов, то тогда признаться, Вам лучше срочно пересмотреть свои суждения относительно Гаудий. В противном случае неизбежна Вайшнава-апарадха и Сат-чхастра-нинда (оскорбление Вайшнавских Писаний), а что может быть хуже этого, я не знаю.
«Esli proshe vi esti prosto samozvanci i oskorbiteli verhovnosti VISHNU.
za chto posleduet neminuemoe nakazanie t.e lishenie poklonenia VISHNU, po sravneniu s etim daje ad pokajetsia vam sladostiu.»
Извините, но Гаудия-вайшнавы никогда не принижали величия Шри Вишну, хотя это заявление является на мой взгляд весьма уместным, тем не менее врядли им можно стращать Гаудия-вайшнавов. Гаудия-вайшнавы помимо Радхи-Кришны поклоняются также и другим формам Шри Кришны (в частности Нрисимхадеву), но это не означает, что их теперь можно называть «нрисимхаиты», а Вайшнавами они более не являются. Кстати, позволю себе Вас спросить, с какой Вайшнава-сампрадайей Вы себя ассоциируете?
Интересно было-бы познакомиться и обучаться преданности Вишну у «истинного» Вишнуита Спасибо.
Образ бога Вишну от зороастризма до современного вайшнаизма
В достаточно сложном для понимания европейца пантеоне современного индуизма Вишну занимает особое место. «Охватывающий собой мир» традиционно является членом Тримурти, но в некоторых ответвлениях религии он занимает место верховного бога. Например, в основе вайшнаизма лежит поклонение Вишну как единому божеству, то есть, это монотеистическая религия по своей сути. В отличие от иных направлений индуизма, вишнуизм (вайшнаизм) предполагает вечное посмертное блаженство, а не просто освобождение от материальных оков земной жизни.
Интересно, что одним из аватаров Вишны считается Будда, явившийся в Кали-югу пробужденный принц Капилаваста.
Роль Вишну в зороастризме, Пуранах, древнегреческих мифах и современном индуизме
Из трех богов Тримурти для земного человека, пожалуй, Вишну является самым близким и понятным, поскольку единый с мирозданием Брахма слишком сложен, а в Шиве слишком сильны мотивы разрушения и смерти.
Счастье, красоту и радость олицетворяют собой супруги Вишну и Лакшми, поэтому и вайшнаитов среди поклонников индуизма насчитывается около 70%.
Авестийские (индоиранские) сказания содержали образ пра-Вишну, бога правосудия Рашны. Подобно многочисленным греческим богам, со временем образ утратил основные черты и приобрел совершенно противоположные. Так же, как пра-Посейдон из владыки земных недр трансформировался во властелина морской пучины, так и Рашна-Вишну из непреклонного бога правосудия стал радостным и благим божеством.
Связь Вишну и греческой мифологии считается типичным проявлением единой космогонической концепции, поскольку общеиндоевпропейская эпоха дала начало абсолютно всем религиям, мифам и культурам. Под именем Еврибата (Эврибата) предположительно скрывается именно образ Вишну, на что указывают определенные факты. Но речь идет именно о Вишну-Упанишаде, пятом божественном аватаре, а не о других ипостасях. Основной мотив «трех шагов» четко прослеживается в обоих циклах, а внешнее сходство Еврибата и Ваманы позволяет с уверенностью проводить подобные параллели.
Образ Вишну в цикле Пуран также кардинально меняется от поэмы к поэме. Первоначально он выступает всего лишь богом-помощником громовержца Индры в его многочисленных сражениях. В самых ранних текстах отдельное упоминание этого божества не встречается, поскольку он не повелевает стихиями или царствами. Но в некоторых стихах (Яджурведы) Вишну становится всеобъемлющей сущностью, которая объединяет прошлое и будущее, и является основой мироздания.
В Индии очень много праздников и зачастую они носят религиозную окраску, например, праздник огней Дивали. Подробности тут.
В дальнейшем основным предназначением бога становится поддержание равновесия между Добром и Злом, в чем некоторые ученые усматривают авестийские мотивы. Но Вишну борется с нарушителями мирового порядка путем наказания преступников и поощрения праведников, воплощаясь в героев и царей.
Космогоническая роль бога состоит в творении мира, что происходит в каждом новом цикле после того, как Шива разрушает старый мир.
Божественные аватары
Традиции изображения Вишну в качестве четырехрукого человека с голубой, синей или же черной кожей восходят к самому началу послеведийского периода, и они совершенно не изменились вплоть до сегодняшнего дня. Впрочем, основные атрибуты божества также неизменны — цветок, раковина, булава и чакра. Одежда бога обязательно желтая или бело-желтая, и эти каноны не нарушаются много столетий.
Одним из наиболее известных мотивов в мифотворчестве стали «три шага Вишну», делая которые он создаёт все сущее, в том числе и пространство для жизни людей. Тема Вишну-Тривикрамы наиболее полно раскрывается в Брахманах, тут он уже явно верховное и могущественное божество. Данный факт подтверждается текстом «Шатапатха-брахман», который утверждает, что любое жертвоприношение, в конечном счете, достается Вишну, как отцу всего живого.
Самое интересное свойство и отличие Вишну от других богов — постоянное перевоплощение. Канонические тексты насчитывают 9 дашаватар (основных воплощений); 10 же лишь упоминается, но аватар Калки, божества разрушения, должен явиться лишь в самом конце Кали-юги. 25 второстепенных личин, по мнению исследователей, считаются наиболее значимыми, хотя «Бхагават-пурана» однозначно говорит, что воплощения бога бессчетны.
Общие черты можно усмотреть также в христианстве и вайшнаизме, поскольку основная роль Вишну со временем трансформируется в Спасителя мира и людей. Возможно, основной сюжет Нового Завета, как более позднего религиозного текста, сложился именно под влиянием индуизма.
Вишна-Кришну воплощает в себе основные черты могучего бога, но в несколько утрированном виде. Это касается и внешности, поскольку красота Кришны не имеет изъянов, и черт характера. Вместо спасения праведников и наказания грешников, основной функцией Черного, восьмой аватары, становится наслаждение жизнью, детская непосредственность и некоторая инфантильность божественного воплощения проявляются, в первую очередь, в канонических изображениях.
Ученые отождествляют различные аватары бога с основными проявлениями культурных традиций Индии и философско-религиозными доктринами.
Так, одно из воплощений Вишну — Рама — является великим героем-кшатрием, борющимся с демонами.
Аватара Парашурама же наоборот, уничтожает касту кшатриев во имя процветания брахманов и утверждения их в качестве высшей касты.
Кришна считается олицетворением менталитета коренных народов Индии — племен дравидов. Сходство проявляются даже во внешности, в то время как остальные божества намного более европеоидны, и имеют светлую кожу и высокий рост, пастушок Кришна маленький и смуглый.
Воплощением Вишну принц Сиддтхартха Готама (Гаутама) становится лишь после духовного перерождения и просветления, то есть Будда Шакьямуни является аватаром божества, в то время как принц Сиддхартха — нет.
Основная концепция буддизма — отречение не только от материальных ценностей, но и от эмоциональных привязанностей, а просветление достигается лишь после того, как человек отринет все, что его держит.
Образ Вишну в искусстве
Близость божества к своим адептам проявляется и в живописных традициях и архитектуре. В отличие от других индуистских богов, ничего пугающего, неприятного человеческому глазу, как и атрибутов смерти и разрушения, его образ не предполагает.
С течением времени сложились определенные каноны изображения Вишну, его образ стал более далеким, отрешенным от мирской суеты и людских проблем, и традиции Шилпа-Шастра более не позволяли изображать бога или его воплощения кроме как в строгом соответствии с раз и навсегда установленными правилами.
Пропорции и стандарты, прописанные в трактатах, опровергают, тем не менее, понимание Вишну как вездесущего и всеобъемлющего бога. Однако свой отголосок подобная трактовка частично сохранила в иконографических канонах, где предписывается изображать бога с четырьмя руками, две передние из которых символизируют материальный мир и все, что с ним связано, а две задние — тонкий духовный мир.
Кожа синего цвета олицетворяет безвременность и бесконечность природы бога, и является напоминанием о космогонической функции Вишну — сотворении мира после пробуждения в безбрежном океане. Впрочем, некоторые изображения Вишну имеют кожу голубого или черного цветов.
Ученые до сих пор не сошлись во мнениях о природе этого явления. Одна из гипотез гласит о различиях изобразительных традиций в разных ответвлениях индуизма. Но большая часть исследователей настаивает на том, что это связано с химическими процессами, при которых цвет краски со временем изменяется под действием внешних факторов.
Цветочная гирлянда или ожерелье с огромным драгоценным камнем является обязательным атрибутом, и символизирует связь Вишну с его женой Лакшми, которая обитает в камне. Ярко-жёлтый цвет одежд считается отголоском культа Кришны-Вишну, радостного и веселого божества.
Махатма Ганди — еще один лидер индийского общества, который внес огромный вклад в свою страну. С его биографией можно ознакомиться в этой статье.
Кстати говоря, именно он изображен на всех банкнотах индийских рупий на аверсе: https://indianochka.ru/travel/turistu/ind-rupii.html
Со временем нормой стало изображение Вишну с тремя и четырьмя парами рук для придания большей значимости его функции и сущности бога. Умножая количество рук и атрибутов в них, скульпторы старались передать всепроникающую и всеобъемлющую природу божества.
В целом, образ бога Вишну складывался на протяжении тысячелетий, и за это время многократно менялись его основные функции, восприятие божества людьми, и даже место в индуистском пантеоне. Отражением этого являются изобразительные каноны и священные тексты. Современная трактовка Вишну как верховного бога заложена еще в пуранических сказаниях, принадлежащих к послеведийскому периоду.
Vishnudut1926
The only Pramana which exists for me is just «Shree Lakshmi-Tantra», the Only Adored Goddess is Shreemati Lakshmi-Devi
Pages
пятница, 15 февраля 2013 г.
Без четвертого регулирующего принципа поклонение Господу Шри Вишну полностью невозможно
2) Шастры усваиваются мгновенно,
3) Мантры произносятся без всяких препятствий,
4) Священные Тиртхи посещаются без всяких проблем,
5) Служение Гуру проходит безупречно,
6) Желание пересечь океан Сансары никуда не исчезает,
7) Духовное сознание находится на высшем уровне пробуждения,
8) Способность различать между сат (истинным) и асат (ложным, Майей) безупречна,
9) Общение с Садху не ослабевает ни на мгновение,
10) И слушание Шри Вишну-Катхи в обществе Садху происходит постоянно.
Если Верховный Господь Шри Вишну проявляет к человек хоть толику Милости, то в первую очередь, данный человек обретает привязанность к Лотосным Стопам Верховного Господа Шри Вишну и становится полностью безразличным к женщинам.
Верховный Господь Шри Вишну доволен лишь теми людьми, которые благодаря величайшей Пунья-Карме (благочестивой карме) берут в жёны женщину из очень благочестивой, благородной семьи и которые полностью оставляют общество жены (избегают секса) после того, как она родит сына.
SEARCH IN THIS BLOG:
Шри Сампрадая (Шри МахаЛакшми-Сампрадая, Шри Рамануджа-Сампрадая)
E-mails and comments policy
Predictions about Shree Ramanuja-Acharya from «Shree Garuda-Purana» and «Shreemad-Bhagavatam».
🍨🍉🍍🍋ABOUT THIS BLOG🍋🍍🍉🍨
💜 This blog hails from rich and lazy Moscow (Russia). I personally belong to Shree Vidya Tradition (Shree Kamala-MahaVidya).
Глава 3. Вишну
У Вишну длинные, чёрные, прямые волосы до плеч. На голове находится очень красивая золотая корона, которая показывает его величие и силу. Также на голове Вишнудэва располагается прекрасное пёрышко павлина. Это символ красоты, духовности, благородства и бессмертия.
Кожа Богa Вишну лазурно-голубого цвета как бесконечные воды океана или необъятное небо. Это означает, что у Бога хранителя нет формы. Он вездесущ и бесконечен. Синий цвет является символом разума, твердого характера, храбрости, мужественности и решительности. Нараян одет в изысканную одежду обычно жёлтого или зелёного цвета. Это символизирует счастье, мир, медитацию, компетентность и умственное развитие.
В левой верхней руке Бог Вишну держит красивую белую раковину (шанк), которая является символом пяти элементов (воды, огня, воздуха, земли, и неба или космоса). Если подуть в священную раковину, то раздаётся сакральный звук Вселенной: «Ом. Ом. Ом».
В правой нижней руке Нараян держит нежный цветок лотоса (падму). Это символ чистоты, праведности и знания, а в левой нижней руке Вишну держит золотую булаву (гаду). Булава представляет собой элементарную силу, из которой происходят все физические и умственные силы.
Все четыре элемента в руках Богa Вишну означают, что мир как красивый цветок лотоса лежит на его ладони. Сакральный диск, как Космос, вращается на его пальце. Музыка морской раковины пронизывает всю Вселенную своей божественной чистотой, а мощная булава предназначена для защиты справедливости и всего живого.
Одним из ярким символов Бога Нараяна является огромная змея Шешнаг с семью головами. Могущественная кобра Шеша является верховным Богом всех змей (нагов) и олицетворяет многочисленные желания разума. Змея плавает в бесконечных водах океана, а Вишну восседает на ней в глубокой медитации. Это указывает на то, что Бог хранитель контролирует желания разума, а не доминирует над ними.
Транспортным средством Бога Вишну является орёл или грифон, царь всех птиц, по имени Гаруда. Он очень сильный, быстрый и бесконечно преданный слуга и почитатель своего Бога.
Когда Вишну родился, то он беззаботно лежал опершись на правую руку в бесконечной Вселенной. В ту же секунду, рядом с ним загорелась яркая звезда и раздался Божественный голос: «Вишну, пожалуйста, начни медитировать потому, что через медитацию ты достигнешь всего и очень скоро ты встретишь того, кто укажет тебе твои путь».
Бог Хранитель улыбнулся и подчинился Божественной энергии. Он закрыл свои красивые глаза в виде лотоса и погрузился в глубокую медитацию. Очень скоро всё его тело начало покрываться капельками сакральной воды. Так Бог Вишну создал мировой океан, из недр которого появилась могущественная кобра Шеша и стала его Божественным престолом.
Слова «нар» переводится с санскрита как «вода», поэтому Вишну ещё называют Нараян. Предсказания Божественной звезды сбылось! Очень скоро Вишну встретился с Брахмой.
Хранитель мироздания Вишну
Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он — тот, кто есть всё,
от кого возник этот (мир);
он — бог всех богов,
он — высшее (прибежище) высших целей!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41
Б ог Вишну (санскр. विष्णु — ‘всепроникающий’, ‘всеобъемлющий’), согласно ведической традиции, представляет собой один из аспектов триединого божества — Тримурти, объединяющего в себе три силы мироздания: творение (Брахма), хранение (Вишну) и разрушение (Шива). При этом Шива и Вишну иногда рассматриваются в единстве как проявление высшей формы бога, представленной в совместном изображении «Харихара» (соединении половины Вишну и половины Шивы). Брахма и Вишну также являются единым венцом творения Вселенной, Вишну — проявляющая сила, а Брахма исходит из него (Брахма рождён из пупа Вишну). Мир был создан благодаря переходу из абстрактного состояния в конкретное, божественная изначальная мысль породила проявленный материальный мир, постигаемый органами чувств. Подробнее космогония и акт творения мироздания будут описаны далее.
Аналогом в русской ведической традиции является бог Вышень, который управляет миром Слави, покровительствует всем, кто несёт в мир добро и светлое истинное знание, следуюет стезёй Прави и соблюдает законы мироздания. Он помогает всем, вставшим на Путь духовного самосовершенствования, и наделяет их способностью отличать правду от кривды.
Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он является хранителем Вселенной, имеет 1000 имён (Viṣṇusahasranāma), каждое из которых представляет собой отражение определённого качества Вишну. Список всех 1000 имён содержит Вишну-сахасранама-стотра («Махабхарата», Шантипарва).
Корень слова «Vish» означает ‘всепроникать’, ‘углубляться в природу сущего’. Бог Вишну — всепроникающий, он — тот, кто есть всё и кто находится внутри всего. Все существа получают благо от Вишну, который несёт энергию гуны благости.
(Ты) неотделим от нижних, средних и верхних (зон) земли, от тебя — эта Вселенная, от тебя — то, что было, и то, что будет, от тебя — этот мир, имеющий образ, со всем сущим! «Вишну-пурана», кн. I, гл. XII, шлоки 60–61
Маха Вишну: аватары
С санскрита слово «аватара» (अवतार) переводится как ‘нисхождение’, соответственно, обозначает инкарнацию (воплощение) божественной сути в явном мире, проявленную в определённом образе. Всякий раз, когда миру угрожают силы зла, тогда является один из аватаров Вишну в качестве защитника и оберегает мир от разрушения и хаоса.
Само понятие «аватара» чаще всего ассоциируется именно с Вишну, как хранителем Вселенной, а аватары проявляются в материальном мире, когда необходимо наделить силой добро, дабы победить зло и восстановить Дхарму во Вселенной, где была нарушена гармония, и вернуть равновесие между проявлениями вечных сил добра и зла.
Всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а несправедливость и безбожие преумножаются в этом мире, я сам нисхожу, дабы оградить этот мир от зла, уничтожить злодеев и освободить праведников, восстановить правду и справедливость. Я прихожу сюда из века в век «Бхагавад-Гита», гл. IV, тексты 7–8
В «Бхагавата-пуране» описываются аватары, как беЗчисленные: «Воплощения Вишну, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника». Хотя при этом перечисляются 22 воплощения Вишну: четыре Кумара — сыновья Брахмы, рождённые из его ума; вепрь Вараха; мудрец Нарада; близнецы Нара и Нараяна; мудрец Капила; Даттатрея — сын Атри; Яджна; Ришабха; царь Притху; рыба Матсья; черепаха Курма; целитель Дханвантари; прекрасная дева Мохини; человеколев Нарасимха; карлик Вамана; Парашурама; сын Сатьявати и Парашары Муни, разделивший Веды; царь Рама; Баларама; Кришна; Будда; будущее воплощение — Калки — сын Вишну Йаши.
Так или иначе, основными аватарами Вишну, или маха-аватарами, считаются десять его воплощений — дашаватара (санскр. दशावतार — ‘десять аватаров’). Они же упоминаются в «Агни-пуране» и «Гаруда-пуране».
Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, и также Калки «Гаруда-пурана», гл. VIII, тексты 10–11
В «Агни-пуране» даётся описание всех десяти основных воплощений Вишну. Первые четыре воплощения бога Вишну произошли в светлую эпоху чистоты и сияния истины — Сатья-югу: Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха; в последующую Трета-югу Вишну явился в образах Ваманы, Парашурамы и Рамы; в образе восьмой аватары Кришны Вишну пришёл в этот мир в Двапара-югу; в образе Будды бог Вишну явился в начале нынешней эпохи Кали-юги, в конце которой грядёт его десятое воплощение — Калки. Рассмотрим их подробнее.
Матсья (санскр. मत्स्य — ‘рыба’). Вишну проявился в форме рыбы, которая попалась в руки при омовении в реке седьмого Ману Вайвасваты. По просьбе рыбы не отпускать её обратно, он поместил её в сосуд с водой, рыба постепенно увеличивалась в размерах, так что приходилось постоянно перемещать её в бОльшую ёмкость, но, в конце концов, она выросла до такой степени, что Ману пришлось выпустить её в океан, где она стала гигантской, тогда он узрел, что его рыба есть проявление бога Вишну, который в образе рыбы явился в этот мир, дабы защитить его от сил зла. После того как мир был затоплен, он спасает Ману и семь риши на лодке (в которой также припасены семена будущих растений). После потопа живые существа были созданы вновь. Лодка — символ Вед, истинного знания, которые демон Хаягрива пытается уничтожить, но Матсья убивает его и возвращает Веды.
Курма (санскр. कूर्म — ‘черепаха’). Вишну проявляется в этом образе во время пахтания млечного океана.
Вараха (санскр. वराह — ‘вепрь’). Вишну, явившийся в этой аватаре, спасает мир от непобедимого демона Хираньякши, одолевшего дэвов и завоевавшего небеса, который погружает землю на дно океана. Поединок с ним Вишну длился 1000 лет. Вепрь поднимает из глубин космического океана на своих клыках землю. И спасает богов.
Карлик Вамана (санскр. वामन). Король дайтьев Бали (внук Прахлады) злоупотребляет своими силами, обладая властью над тремя мирами. Аватара Вишну — карлик Вамана — приходит к нему в виде брахмана. Бали предлагает богатства несметные в день жертвоприношений, когда он никому не откажет во благе, но карлик отказывается от богатств и просит клочок земли, который он сможет измерить всего тремя шагами. Бали даровал ему то, что он просил. Карлик начинает расти, и первым своим шагом он покрывает землю, вторым — небо, он пробивает оболочку вселенского космического яйца, откуда хлынули воды Причинного океана (Ганга), достигает высшей из райских планет — Брахмалоки. Так, он покрывает собой всю Вселенную. Для третьего шага не остаётся места, и Вишну указывает Бали на то, что тот не выполнил обещание, значит, должен отправиться в адские миры, но Бали подставляет свою голову, на которую и ступает нога Вишну, за что Бали получает от Вишну в дар грядущее воплощение царём в эпоху царствования Ману Саварни, а до того момента он будет жить на планете Сутала, где неведомы старость, болезни и страдания.
Мудрец Парашурама (санскр. परशुराम — дословно можно перевести как ‘Рама с топором’). Сын брахмана Джамадагни. Воины-кшатрии, захватив чужую собственность, используют в удовольствие свои силы. Аватара убивает короля и всех его воинов. Передаёт главенство в мире брахманам.
Рама (санскр. राम). Принц, царь Айодхьи, одним из предков которого является Сурья. Воплощение идеального царя. Он уничтожил демона Равану. Об этом воплощении Вишну повествует история «Рамаяны».
Кришна (санскр. कृष्ण ). Эта аватара Вишну избавляет с помощью пандавов мир от зла, дабы установить первенство добра. История «Махабхараты» повествует об этом воплощении Вишну. Брат его Баларама иногда выступает как девятая аватара, вместо Будды.
Калки (санскр. कल्कि ) — последняя аватара, в которой ещё только предстоит воплотиться Вишну в конце текущей Кали-юги, в образе человека на белом коне. Истребить зло и восстановить дхарму — его задача перед возрождением мира, наступлением новой Сатья-юги. Конец века Кали — 428 898 г. н. э.
Тривикрама — явление аватары Ваманы
В Ригведе описан подвиг, совершённый Вишну, называемый Тривикрама. Кстати, в пещерном храме Эллора (индуистский храм), можно обнаружить изображение аватара Вишну карлика Вамана и всю легенду Тривикрама (в переводе с санскрита — ‘три ступени’, ‘три шага’). Также три шага Вишну можно трактовать как землю, атмосферу и небо, или как восход, полдень и закат, также иначе как сошествие божественного луча в Дух, Душу и в материальную форму. На изображениях его нога поднята вверх, что символизирует широкий шаг вперёд. Также во многих других индуистских храмах можно встретить изображение Вишну, как например, в Бхактапуре (Непал), на горельефах пещерных храмов Бадами.
Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну Который измерил земные пространства, Который укрепил верхнее общее жилище, Трижды шагнув, (он,) далеко идущий. Вот прославляется Вишну за героическую силу, Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах, В трёх широких шагах которого Обитают все существа «Ригведа» I.154 (Вишну-сукта)
Здесь прошагал Вишну.
Трижды запечатлел он следы.
В его пыльном (следе всё) сосредоточено.
Три шага прошагал
Вишну — страж, не поддающийся обману,
Оттуда поддерживая законы «Атхарваведа», книга VII, 27
Ригведа (гимн I.22) описывает Вишну как солнечного бога, который тремя шагами пересекает семь миров Вселенной, окутывая при этом всё пространство светом своих лучей: «Оттуда пусть помогут нам боги, откуда зашагал Вишну, через семь местностей земли. Через это шагнул Вишну. Трижды запечатлел он (свой) след. В его пыльном (следе всё) сосредоточено. «…» На этот высший след Вишну всегда глядят приносящие жертву, как на глаз, разверстый в небе. Вдохновенные, громко прославляющие, рано пробуждаясь, зажигают того, кто есть высший след Вишну». По сути, он является проявлением солнечной энергии, троекратно пронизывающей семь слоёв мироздания. Он — семеричное солнце.
Энергия Вишну, состоящая из трёх Вед и происходящая от качества благости, руководит солнцем, а также семью существами, принадлежащими ему; и вследствие присутствия этой силы солнце светит сильным сиянием, разгоняя своими лучами тьму, которая распространена во всём мире. «….» Вишну, в форме активной энергии, никогда ни поднимается или заходит, и этим одним солнце в семь раз отличается от него. Таким же образом, как человек приближается к зеркалу, размещённому на подставке, и видит в нём своё отражение, так и энергия Вишну никогда не разъединяется, но остаётся каждый месяц на солнце (как в зеркале), которое там находится «Вишну-пурана», кн. II, гл. XII
Пахтание млечного океана — явление аватары Курмы
Когда тридцать богов, включая Индру, потерпев поражение от дайтьев, обратились за помощью и поддержкой к Вишну, он призвал их пахтать амриту в млечном океане, обвязав змеем Васуки гору Мандару. Так, испив нектар беЗсмертия амриту, боги смогут получить силу и одолеть дайтьев. Боги, заключив союз с асурами с целью добыть амриту, бросили в океан травы целебные и, последовав наставлениям Вишну, начали пахтать океан. Вишну предстал в образе черепахи, на спине которой находилась гора Мандара, одновременно он находился среди богов, и также среди асуров, при этом восседая на вершине горы. Асуры лишились раджаса, ибо находились в изголовье огнедышащего Васуки. Из сотворённой водной круговерти из млечного океана начали появляться: корова Сурабхи, богиня Варуни, древо Париджата, апсары, луна, бог Дханвантари с чашей амриты, богиня Шри. Асуры захватили амриту, и тогда Вишну явился в образе прекрасной девы, омрачив разум асуров, которые и лишились чаши с нектаром, а Вишну передал её богам, которые преисполнившись силой, одолели асуров в битве.
Изображение Вишну
Вишну обычно изображают как мужчину с тёмным или бледно-голубым ликом и с четырьмя руками, в которых он держит цветок лотоса, как символ духовной чистоты; булаву («каумодаки»), олицетворяющую божественную силу; раковину («шанкха»), представляющую собой спираль, олицетворяющую циклическое существование Вселенной; и огненный диск («Сударшана-чакра»), как символ восстановления нарушенного космического равновесия. Всего существует 24 различных вариаций изображений Вишну, в зависимости от того, что он держит в руках.
Ваханой Вишну является орёл Гаруда. В ведической традиции он является царём птиц, одарённый великой силою. Гаруда является также символом просветлённого ума. Гаруду, занявшего положение Индры среди пернатых, произвела на свет прекрасная богиня по имени Вината. Дабы освободить свою мать, он выкрал амриту — нектар беЗсмертия у богов, отважно сражался и летел без устали, не испив ни капли этого божественного напитка. Вишну, довольный подвигом и беЗкорыстием Гаруды, одарил его беЗсмертием, а царь птиц стал его своей ваханой.
Гаруда сказал Вишну: ”Я тоже дам тебе дар, выбирай же и ты!”. И великий Кришна избрал ту могучую птицу в качестве колесницы и поместил её (изображение) на своём знамени «Махабхарата». Адипарва, глава 29
Гаруда олицетворяет собой также временной цикл Манвантары.
В периоды покоя между манвантарами (пралайи) Вишну пребывает в состоянии космического сна на тысячеголовом синем змии Шеше — символ бесконечного космического пространства.
Вишну в ведических писаниях
Можно найти упоминания о боге Вишну в Веде гимнов «Ригведе» (гимн VII.99). Он, как и Индра, разделяет небо и землю, порождает Солнце (связь с небесным светилом Сурьей просматривается в его имени Сурьянараяна, являющимся источником света и тепла). В гимнах I.154, X.15 описано местопребывание Вишну в высшей обители для всех душ. В гимне I.56 Вишну выступает как помощник Индры в битве против олицетворения зла Вритры.
В «Атхарваведе» он предстаёт как Праджапати. В «Шатапатха-брахмане» Вишну упоминается как поместивший в себя все миры, проникающий все миры и присутствующий в каждом живом существе, являющийся сущностью всего сущего. В упанишадах он представлен как высшая метафизическая реальность, здесь же описываются различные формы почитания и поклонения бога Вишну. В пуранах можно найти разнообразие космогонических представлений о возникновении Вселенной. В «Ваю-пуране» Вишну — «хираньягарбха» — золотое космическое яйцо, породившее все формы существования во Вселенной. В «Бхагавата-пуране» описывается космогония через аватару Вишны — Кришну. Здесь повествуется о том, как изначально зло одержало победу над силами добра (война между асурами и дэвами). Вишну примиряется с асурами, но потом побеждает их, возвращая справедливость, свободу и добро. Здесь прослеживается циклическая тема смены состояний, энергий мироздания. Легенды пуран вдохновили многие пьесы и драматическое искусство, представленное посредством исполнительского мастерства: Сатрия (танец, посвящённый Вишну), танец в честь Кришны — Манипури, танец, использовавшийся при поклонении богу Вишну — Одисси, а также Качипуди, Катхакали, Катхак.
«Вишу-пурана» — центральный элемент космогонии, об этом подробнее поговорим далее.
Космогония «Вишну-пураны»
Согласно «Вишну-пуране», Вишну — источник мироздания, причина творения, сохранения и разрушения мира. Он находится в мире, а мир состоит из Вишну, присутствующем в каждом творении. Он устанавливает циклы существования мироздания, он прародитель предматерии и сознания. Первичная материя представлена водами Причинного океана, но вода здесь как подвижная субстанция, это аллегория, представленная свойствами и качествами этого элемента.
Из предматерии в начале времён развёртывается весь явный мир, и она же «поглотит» в себя всю материю в конечной точке цикла существования Вселенной. Из предматерии появляется принцип творения, представляющий собой сознание, имеющее три качества: благость, страсть и косность. Сознание является источником первоэлементов и органов чувств, с помощью которых постигается весь проявленный мир. Яйцо Брахмы создано из первоэлементов, объединённых в единое целое. Оно постепенно увеличивается в размерах, оно и есть Вишну, преисполненный качеством раджаса и проявленный в образе Брахмы на этапе творения Вселенной. Бхагаван Вишну в благости защищает и охраняет созданный мир в течение кальпы. И в конце времён Джанардана в качестве костности, приняв образ Рудры, разрушает этот мир и поглощает Вселенную.
А затем, очнувшись от сна, с началом нового периода жизни Вселенной, он вновь созидает Вселенную. Так, циклично повторяется творение-существование-разрушение Вселенной в течение кальп.
Всё, что воспринимает разум, воспринимает глаз и другие (органы чувств), а также все, что различается сознанием, — (всё) это твой образ! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IV, шлока 19
Супруга Вишну — прекрасная богиня Шри
Прекрасная лотосоокая богиня Шри-Лакшми всегда и повсюду сопровождает Вишну. Она является спутницей всех аватаров бога Вишну.
Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри. Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса; когда он был (рождён) как Рама из рода Бхригу, она была Дхарани. Он был рождён как Рагхава, она — как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 138–141
Жена бога Вишну упоминается во многих ведических писаниях. В частности, в Веде гимнов она предстаёт как «приносящий счастье знак» («Ригведа», X.71.2). В Веде заклинаний «Атхарваведе» (санскр. अथर्ववेद — «Веда жреца огня Атхарвана») представлена в различных аспектах благоприятного состояния. В «Шатапатха-брахмане» (санскр. शतपथ ब्राह्मण — «Брахмана ста дорог») она описывается как прекрасная богиня, покоряющая своей божественной красотой, владеющая многочисленными талантами и могущественной силой.
О, Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая Вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! Ни гнева (не будет), ни гордости, ни жадности, ни дурных мыслей, а будут благие заслуги для преданных, которые постоянно произносят Шри-сукту «Ригведа», ч. 2 Шри-сукта-пхала-шрути, стихи 20,26
Янтра Вишну
Созерцая янтру Вишну, мы погружаемся в божественный светлый мир, где отсутствует двойственность восприятия. Именно концентрация на образе Вишну наполняет нас энергией благости, а иллюзия, порождённая майей материального мира, растворяется, и мир воспринимается в истинном свете единства всех творений Вселенной.
В центральной части янтры представлены: точка бинду и два пересекающихся треугольника, при этом один направлен вершиной вверх, другой — вниз, что представляет собой единство противоположностей, иначе говоря, единение нераздельного, что и есть суть Вишну — причины всего сущего, пребывающего вне двойственности. Два треугольника окружают два лотоса: восьмилепестковый и двенадцатилепестковый. Вся эта геометрическая схема расположена в защитном квадрате (бхупуре).
Шри Вишну Янтра используется для поклонения Вишну, для получения благословения на достижение и сохранение здоровья, семьи, богатства. Она призвана защищать все живые существа. Медитация на янтру приносит процветание, умиротворение, счастье, успех.
Символ Вишну — знак, олицетворяющий структуру мироздания
Символ Вишну представляет собой священный древнеарийский знак. Изображается как гексаграмма — два пересекающихся равносторонних треугольника (три вершины — три ипостаси божественной силы как созидающей, сохраняющей и разрушающей), образующих на пересечении шесть треугольников (шесть измерений пространства), основаниями формирующих в центре шестиугольник. Два треугольника, как упоминалось выше, символизируют единение двух противоположностей: активного (мужского) начала — треугольник вершиной вверх, и пассивного (женского) — треугольник вершиной вниз, также этот символ олицетворяет проникновение Духа в материю, иными словами, воплощение в материальном мире, единство сознания и материи, являющейся источником ложного эго живых творений во время проявленного существования в материальном мире. Позднее символ Вишну был заимствован каббалистами и известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида» (подробнее).
Мантры Вишну
Основные мантры, которые воспевают, славя бога Вишну, следующие:
Восьмислоговая мантра: «OM Namo Narayanaya»;
«Ом намо Нараянайя — эта мантра помогает в достижении любых благ. Почитатели, которые её повторяют, достигают небес, получают освобождения и успеха (плоды деяний).
Уничтожающая все грехи, благословенная, высшая из всех мантр, Произнеся эту восьмислоговую мантру, следует вспоминать Нараяну».
Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha»;
Поклонение Васудеве: «Om Namo Bhagavate Vasudevaya» ;
«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»
(«Вишну-пурана», книга I, гл. XIX, 78)
«OM Narayanaya vidmahe
Tanno Vishnuh prachodayat»;
На сайте OUM.RU можно найти записи мантр Om Vishnave Namaha и Vishnu-Gayatri в прекрасном исполнении Дарьи Чудиной — https://www.oum.ru/media/audio/mantry-kluba/mantry-v-ispolnenii-dari-chudinoy/.
Воспевая мантры Вишну, мы пребываем в состоянии единства и гармонии с окружающим миром, в абсолютном осознании нераздельности всего сущего, произошедшего из единого источника и являющегося единым целым. Всё бытие предстаёт божественным творением и несёт в себе частицу божественной природы.