Покажите что физические законы имеют место в биологических и химических явлениях
Что и как изучает физика
После того как выдвинута гипотеза, учёный может продвигаться в познании двумя путями. В первом случае он может поставить эксперимент и с его помощью проверить гипотезы. Те из них, которые подтвердятся, принимаются, а те, которые не подтвердятся, являются ложными и отбрасываются. Затем, если это возможно, гипотеза получает теоретическое подтверждение при объяснении результатов эксперимента.
Во втором случае учёный строит модель объекта или явления, выдвигает гипотезу, выполняет теоретическое исследование модели и проводит эксперимент с целью подтверждения справедливости гипотезы и правильности построенной модели. Окончательное заключение о том, что полученные выводы верны, позволяет сделать возможными их применение в практике.
Из приведённых рассуждений следует, что эксперимент и теоретический анализ (теория), являясь методами познания окружающего мира, выступают в единстве. Процесс познания начинается с наблюдений, и именно несоответствие наблюдаемого сложившейся системе знаний, противоречие между уже известным и экспериментальными фактами, которые не могут быть объяснены с помощью существующих законов и теорий, приводит к возникновению нового знания. В этом случае эксперимент является источником наших знаний об окружающем мире. С другой стороны, ни одно знание не может считаться истинным до тех пор, пока оно не будет подтверждено соответствующими экспериментальными данными и не найдёт своего практического применения. В этом смысле эксперимент является критерием истинности наших знаний.
Таким образом, эксперимент является источником знания и критерием истинности полученных знаний.
Естественно, что экспериментальные факты представляют собой один из элементов системы знаний о природе. Более полными эти знания могут стать только при создании теории для их объяснения. Так, предположение о том, что вещества состоят из частиц, находящихся в непрерывном хаотическом движении, оставалось гипотезой и после того, как были поставлены эксперименты, косвенным образом доказывающие его справедливость. И лишь после создания классической статистической теории оно превратилось в научное знание.
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает физика?
2. Приведите примеры физических явлений и физических свойств тел.
3. Покажите, что физические законы имеют место в биологических и химических явлениях.
4. Какова логика процесса научного познания? Проиллюстрируйте её на примере.
5. Какова роль эксперимента в познании? Поясните на примере.
6. Что такое гипотеза? Приведите примеры научных гипотез.
приведите по 5 примеров физических, химических и биологических явлений.
■ Все явления, которые происходят с телами живой природы, т. е. организмами, называются биологическими явлениями. К ним относятся прорастание семян, цветение, образование плодов, листопад, зимняя спячка животных, полёт птиц.
■ К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, места расположения тел и их агрегатного состояния. Когда гончар изготовляет из глины какое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменяется размещение велосипедиста и велосипеда относительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождаются переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Во время грозы гремит гром и появляется молния. Это физические явления.
■ Физические явления — явления, во время которых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состояние тел и веществ.
Физические: движение, конвекция, распространение звука, гроза, радуга.
Химические: накипь на стенках чайника; растворение сахара в горячей воде;
растворение соли в воде; образование ржавчины, потемнение разрезанного яблока
Биологические: прорастание семян; листопад, прилет птиц, гнездостроение, размножение организмов
Вещества и их свойства. Физические и химические явления.
Разнообразие веществ
За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ лучше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмасса, сода, соль и множество других. Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, содержащиеся в воздухе, вещества, растворенные в воде, и имеющие природное происхождение, называются природными веществами. Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует.
Их получают в лаборатории, и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ. Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории.
Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита. Итак, наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе.
Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п.
В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, запасы топливных ископаемых в природе на исходе.
Может настать тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, но не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.
Агрегатное состояние вещества
Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом (в виде льда и снега), жидком (жидкая вода) и газообразном (водяной пар). Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Бытовое (тривиальное) название такого вещества «сухой лед». Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды.
Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.
Физические явления. Физические свойства веществ.
Явления, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не превращаются в другие вещества, называют физическими. Каждое индивидуальное вещество обладает определенными свойствами. Свойства веществ могут быть различными или сходными друг с другом. Каждое вещество описывают при помощи набора физических и химических свойств. Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.
Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими
Испарение спирта, как и испарение воды – физические явления, вещества при этом изменяют агрегатное состояние. После проведения опыта можно убедиться, что спирт испаряется быстрее, чем вода – это физические свойства этих веществ.
К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность. Такие физические свойства как цвет, запах, вкус, форма кристаллов, можно определить визуально, с помощью органов чувств, а плотность, электропроводность, температуру плавления и кипения определяют измерением. Сведения о физических свойствах многих веществ собраны в специальной литературе, например, в справочниках. Физические свойства вещества зависят от его агрегатного состояния. Например, плотность льда, воды и водяного пара различна.
Газообразный кислород бесцветный, а жидкий – голубой Знание физических свойств помогает «узнавать» немало веществ. Например, медь – единственный металл красного цвета. Соленый вкус имеет только поваренная соль. Иод – почти черное твердое вещество, которое при нагревании превращается в фиолетовый пар. В большинстве случаев для определения вещества нужно рассматривать несколько его свойств. В качестве примера охарактеризуем физические свойства воды:
Кристаллические и аморфные вещества
При описании физических свойств твердых веществ принято описывать структуру вещества. Если рассмотреть образец поваренной соли под увеличительным стеклом, можно заметить, что соль состоит из множества мельчайших кристаллов. В соляных месторождениях можно встретить и весьма крупные кристаллы. Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников Кристаллы могут иметь различную форму и размер. Кристаллы некоторых веществ, таких как поваренная соль – хрупкие, их легко разрушить. Существуют кристаллы довольно твердые. Например, одним из самых твердых минералов считается алмаз. Если рассматривать кристаллы поваренной соли под микроскопом, можно заметить, что все они имеют похожее строение. Если же рассмотреть, например, частицы стекла, то все они будут иметь различное строение – такие вещества называют аморфными. К аморфным веществам относят стекло, крахмал, янтарь, пчелиный воск. Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строения
Химические явления. Химическая реакция.
Если при физических явлениях вещества, как правило, лишь изменяют агрегатное состояние, то при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие вещества. Приведем несколько простых примеров: горение спички сопровождается обугливанием древесины и выделением газообразных веществ, то есть, происходит необратимое превращение древесины в другие вещества. Другой пример: со временем бронзовые скульптуры покрываются налетом зеленого цвета. Дело в том, что в состав бронзы входит медь. Этот металл медленно взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, в результате на поверхности скульптуры образуются новые вещества зеленого цвета Химические явления – явления превращений одних веществ в другие Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.
Любые химические явления (реакции) сопровождаются определенными признаками, при помощи которых химические явления можно отличить от физических. К таким признакам можно отнести изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла, излучение света.
Многие химические реакции сопровождаются выделением энергии в виде тепла и света. Как правило, такими явлениями сопровождаются реакции горения. В реакциях горения на воздухе вещества реагируют с кислородом, содержащимся в воздухе. Так, например, металл магний вспыхивает и горит на воздухе ярким слепящим пламенем. Именно поэтому вспышку магния использовали при создании фотографий в первой половине ХХ века. В некоторых случаях возможно выделение энергии в виде света, но без выделения тепла. Один из видов тихоокеанского планктона способен испускать ярко-голубой свет, хорошо заметный в темноте. Выделение энергии в виде света – результат химической реакции, которая протекает в организмах данного вида планктона.
Итог статьи:
Примеры химических и физических явлений в природе
Динамические изменения встроены в саму природу. Все меняется так или иначе каждый момент. Если вы внимательно осмотритесь, вы найдете сотни примеров физических и химических явлений, которые являются вполне себе естественными преобразованиями.
Изменения – единственная константа во Вселенной
Как ни странно, изменение является единственной константой в нашей Вселенной. Чтобы понять физические и химические явления (примеры в природе встречаются на каждом шагу), принято классифицировать их по типам, в зависимости от характера конечного результата, вызванного ими. Различают физические, химические и смешанные изменения, которые содержат в себе и первые, и вторые.
Физические и химические явления: примеры и значение
Что такое физическое явление? Любые изменения, происходящие в веществе без изменения его химического состава, являются физическими. Они характеризуется изменениями физических атрибутов и материального состояния (твердое, жидкое или газообразное), плотности, температуры, объема, которые происходят без изменения его фундаментальной химической структуры. Не происходит создание новых химических продуктов или изменения общей массы. Кроме того, этот тип изменений обычно является временным и в некоторых случаях полностью обратимым.
Когда вы смешиваете химикаты в лаборатории, можно легко увидеть реакцию, но в мире вокруг вас происходит множество химических реакций каждый день. Химическая реакция изменяет молекулы, в то время как физическое изменение только перестраивает их. Например, если мы возьмем газ хлора и металлический натрий и объединим их, мы получим столовую соль. Полученное вещество сильно отличается от любого из его составных частей. Это химическая реакция. Если затем растворить эту соль в воде, мы просто смешиваем молекулы соли с молекулами воды. В этих частицах нет изменений, это физическое преобразование.
Примеры физических изменений
Все состоит из атомов. При соединении атомов образуются разные молекулы. Различные свойства, которые наследуют объекты, являются следствием различных молекулярных или атомных структур. Основные свойства объекта зависят от их молекулярного расположения. Физические изменения происходят без изменения молекулярной или атомной структуры объектов. Они просто преобразуют состояние объекта, не изменяя его природы. Плавление, конденсация, изменение объема и испарения являются примерами физических явлений.
Дополнительные примеры физических изменений: металл, расширяющийся при нагревании, передача звука через воздух, замерзание воды зимой в лед, медь втягивается в провода, формирование глины на разных объектах, мороженое плавится до жидкости, нагревание металла и преобразование его в другую форму, сублимация йода при нагревании, падение любого объекта под действием силы тяжести, чернила поглощаются мелом, намагничивание железных гвоздей, снеговик, тающий на солнце, светящиеся лампы накаливания, магнитная левитация объекта.
Как различать физические и химические изменения?
Множество примеров химических явлений и физических можно встретить в жизни. Часто трудно определить разницу между ними, особенно когда оба могут происходить одновременно. Чтобы определить физические изменения, задайте следующие вопросы:
Если ответ на один из первых двух вопросов да, и ответы на последующие вопросы отсутствуют, это, скорее всего, это физическое явление. И наоборот, если ответ на любой из двух последних вопросов положительный, в то время как первые два отрицательные, это, безусловно, химическое явление. Трюк состоит в том, чтобы просто четко наблюдать и анализировать то, что вы видите.
Примеры химических реакций в повседневной жизни
Химия происходит в окружающем вас мире, а не только в лаборатории. Материя взаимодействует для образования новых продуктов посредством процесса, называемого химической реакцией или химическим изменением. Каждый раз, когда вы готовите или убираете, это химия в действии. Ваше тело живет и растет благодаря химическим реакциям. Есть реакции, когда вы принимаете лекарства, зажигаете спичку и вздыхаете. Вот 10 химических реакций в повседневной жизни. Это всего лишь небольшая выборка из тех примеров физических и химических явлений в жизни, которые вы видите и испытываете много раз каждый день:
Другие примеры химических и физических явлений
Физические свойства описывают характеристики, которые не изменяют вещество. Например, вы можете изменить цвет бумаги, но это еще бумага. Вы можете кипятить воду, но когда вы собираете и конденсируете пар, это все еще вода. Вы можете определить массу листа бумаги, и это все еще бумага.
Химическими свойствами являются те, которые показывают, как вещество реагирует или не реагирует с другими веществами. Когда металлический натрий помещают в воду, он реагирует бурно, образуя гидроксид натрия и водород. Достаточное тепло выделяется тем, что водород вырывается в пламя, реагируя с кислородом в воздухе. С другой стороны, когда вы кладете кусок медного металла в воду, реакция не возникает. Таким образом, химическое свойство натрия заключается в том, что он реагирует с водой, а химическое свойство меди заключается в том, что это не так.
Какие еще можно привести примеры химических явлений и физических? Химические реакции всегда происходят между электронами в валентных оболочках атомов элементов в периодической таблице. Физические явления на низких энергетических уровнях просто включают механические взаимодействия – случайные столкновения атомов без химических реакций, таких как атомы или молекулы газа. Когда энергии столкновений очень велики, целостность ядра атомов нарушается, что приводит к делению или слиянию вовлеченных видов. Спонтанный радиоактивный распад обычно считается физическим явлением.
«Физические законы в человеческом организме»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Физические законы в человеческом организме»
« Сейчас нельзя обойтись без знаний физики,
если ты хочешь достигнуть ясности
относительно физиологических вопросов»
Цель: Создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, расширение представлений о целостной картине мира. Расширить общие знания о строении организма человека и доказать, что работа органов и систем внутренних органов подчиняется законам физики
-Образовательны е: знать строение организма человека (органы и системы органов), уметь объяснять,
как проявляются законы физики в работе организма человека. Продолжать обучение умению выделять
существенное в изученном материале, путем физических и биологических явлений.
-Развивающие: формировать у учащихся умение сравнивать явления, делать выводы, анализировать и
обобщать факты на основе знаний, уметь выражать правильно и конкретно свои мысли. Развивать
умения учащихся мыслить креативно, сравнивать, сопоставлять изученные факты и явления.
поставленной цели. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока : урок повторения и открытия новых знаний.
Технология построения урока : развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии, технология развития мышления.
Оборудование: ПК, проектор, экран, дидактический материал
1. Организационный момент (проверка отсутствующих и внешнее состояние класса).
2. Повторение и изучение новой темы
У.ф Все естественные науки используют законы физики и в этом мы убедимся сегодня на уроке! Законы физики едины и применимы к живым организмам, в частности – к организму человека, Сегодня на уроке мы изучим небольшой аспект биофизических связей.
У.б Физические методы исследования ученые применяют в биологии, медицине, бионике. Вспоминаем, какие органы, и системы внутренних органов имеет наш организм? (смотрим на экран и называем) (слайд №9-10)
У.б – Какие же превращения энергии происходят в живых организмах (в человеке)?
Ответ: Химическая энергия в электрическую (нервные клетки).Звуковая энергия в электрическую (внутреннее ухо).
Световая энергия в электрическую (сетчатка глаза). Химическая энергия в механическую (мышечные клетки).
– Химическая энергия в электрическую (органы вкуса и обоняния).
. Ответ: Источником энергии при работе мышц являются органические вещества (белки, жиры, углеводы), подвергающиеся клетках распаду и окислению, в результате чего освобождается скрытая в них внутренняя энергия.
. Ответ : При вдохе объем грудной клетки и легких увеличивается, при этом давление в них понижается и воздух через воздухоносные пути (нос, горло) входит в легочные пузырьки. При выходе объем грудной клетки и легких уменьшается, давление в легочных пузырьках повышается и воздух с избыточным содержанием оксида углерода (углекислого газа) выходит из легких наружу.
Ответ: Здесь проявляет себя закон Бойля-Мариотта, то есть зависимость давления от объема.
Вывод: Кровь за счёт разности давления течёт из области более высокого давления в область более низкого давления.
У.б : От чего зависит скорость движение крови по сосудам? ответ: Скорость движения крови по сосудам зависит от сопротивления кровеносных сосудов. Поперечное сечение аорты = 5 см2, капилляров = 2 200 см2
Задача 3: Рассчитайте, сколько литров крови прокачивает сердце человека за один год?
t = 1 год=365* 24ч * 3600= 32 млн. с V = V 1 * t ;
Вывод: Скорость крови в сосудах обратно пропорциональна общей площади их поперечного сечения, так как поперечное сечение аорты меньше, чем суммарное поперечное сечение капилляров, скорость крови в аорте больше, а в капиллярах меньше.Д вижение крови по сосудам подчиняется законам гидродинамики.
У.б: Сердце человека располагается в грудной клетке. Это четырехкамерный мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни. По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей – правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек. Масса сердца в среднем 300 г. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу.Сердце работает относительно нервной системы автономно. В самой сердечной мышце возникают импульсы, которые заставляют сокращаться предсердия, а потом желудочки. В ритмичном состоянии работы и покоя сердца – источник его неутомляемости. Расслабляясь, сердце отдыхает. Можно сказать, что у человека в возрасте 60 лет сердце 30 лет отдыхало. Человек еще не создал такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70-80 лет и более. Сердце – двигатель огромной работоспособности. Сердечный цикл складывается из трех основных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы, или паузы сердца, равен 0,8 с.
Фаза сокращения предсердий (систолы) равна 0,1 с. Фаза сокращения желудочков (систолы) равна 0,3 с.
Фаза расслабления (общей диастолы) равна 0,4 с.
Опыт: Сердце человека примерно равно его кулаку Определите размер своего сердца и укажите место, где этот орган проецируется.
Итак, сердечный цикл составляет 0,8 с, из которых 0,4 с вполне хватает для отдыха сердца, поэтому сердце является уникальным органом человеческого тела.
У.ф. Задача 4 (задача решается фронтально). (слайд №17)
За сутки человеческое сердце делает около 100000 ударов. При одном ударе совершается такая же работа, как при поднятии груза массой 1 кг на высоту 20 см. Вычислите работу, совершаемую человеческим сердцем за сутки.
t = 1сут А1 = 1 кг * 10 Н/кг * 0,2м = 2 Дж;
m = 1 кг 2) А = А1 * N * t;
h = 0,2 м А = 2 Дж * 105 / сут * 1 сут = 2 * 105 Дж = 200 кДж
Поразительна выносливость сердца. Тренированный человек может, например за 2 часа подняться на несколько километров в гору или проплыть десятки километров. При большой нагрузке сердце усиливает свою работу.
У.б : На основании выше изложенного можно сказать, что тренированное сердца – это основа человеческого здоровья. Заботится о сердце – значит увеличивать его силы. Особенно подрывают его вино и курение. Алкоголь вызывает учащение сердечных сокращений и понижает их силу. Ожиревшее под влиянием алкоголя и переедания сердце менее работоспособно. Никотин ухудшает кровоснабжение сердечной мышцы, нарушает ритм её сокращений.
… за 8,5 часа лыжного пробега на 100км сердце спортсмена перекачивает 35 тонн крови.
… сердце за всю жизнь сокращается 2.5 млн. раз. Подсчитано, что этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.
… физиолог Вебер, живший в XIX веке, мог по своему желанию останавливать свое сердце. Во время одного из таких опытов перед студентами он довел себя до обморока.
… при тренировке мышечная стенка становится толще, и напряжение увеличивается, в ней повышается обмен веществ.
… на сердце ежегодно расходуется количество энергии достаточное для поднятия груза 900кг на высоту 14м.
У.ф. А какова роль слюны в данном процессе?
У.б. В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. (кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев и.т.д). Что составляет опору нашего тела? Скелет и мышцы. У штангиста во время подъема штанги будут работать мышцы ног:
Икроножная, бедренная; Мышцы тазового пояса: (малая, средняя и большая ягодичные мышцы); Мышцы живота (брюшного пресса); Мышцы груди (малая и большая грудные мышцы); Мышцы плечевого пояса (дельтовидная);
Мышцы спины (трапециевидная, широкая и широчайшая); Мышцы рук (бицепсы и трицепсы, т.е. двуглавая и трехглавая); Мышцы предплечья.
Все мышцы находятся в напряженном состоянии, следовательно, они совершают работу. Работа, выполняемая мышцами , может быть статической и динамической . Даже когда человек находится в неподвижном состоянии, мышцы всё равно выполняют работу!
У.ф. Строение скелета и работа опорно-двигательного аппарата подчиняется законам рычага. Рычаг обладает высоким коэффициентом полезного действия, так как в нём малы потери при трении. Сила трения, не будь её, предметы выскакивали бы из рук, человек не смог бы двигаться. К рычажному механизму относят все кости, имеющие свободу движения: фаланги пальцев, конечности, челюсть, череп.
Задача 6:1. Двуглавая мышца прикреплена к лучевой кости в точке, находящейся на расстоянии 3 см от локтевого сустава. Груз массой 2 кг находится на ладони руки на расстоянии 30 см от локтевого сустава. Какую силу развивает двуглавая мышца, если лучевая кость находится в горизонтальном обложении? ( слайд №21-22)
Вывод: работа суставов подчиняется законам механики.
Знаете ли Вы, что… (проецируется на экран) слайд №23)
В каждом шаге принимает участие до 300 мышц и в одну мышцу в среднем поступает 20 импульсов в секунду.
Человек, совершая прыжки, взбегая по лестнице, совершает работу в 2628000 Дж за час, за секунду 730 Дж.
Мышцы человека на 1 см 2 сечения развивают силу 158,8 Н.
В течение дня человек делает до 30000 шагов, т.е. около 10 км. За каждые 11 лет он незаметно проходит путь равный окружности экватора.
У.ф. Каким же видам деформации подвергнуто тело человека.
Ответ. 1) Деформация сжатия — позвоночный столб, нижние конечности и покровы ступни. 2) Деформация растяжения — связки, сухожилия, мышцы. 3) Деформация изгиба – позвоночник, кости таза. 4) Деформация кручения — шея при повороте головы, туловище в пояснице при повороте.
. Слуховой аппарат человека состоит из звукопроводящей и звуковоспринимающей частей.
У.ф. А теперь поговорим о другом важном органе-глазе. Действие электромагнитного излучения определенной длины волны на светочувствительные элементы сетчатки глаза вызывают ощущение света. слайд №27)
У.б. Сетчатка глаза состоит из светочувствительных клеток (палочек и колбочек). Колбочки сосредоточены в центральной части сетчатки, палочки расположены в периферических частях сетчатки. Палочки более светочувствительны, а колбочки создают ощущение цвета.
У.ф. Фокусное расстояние глаза человека 16 мм.
– Какова оптическая сила глаза?
У.ф. Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что существует тесная связь физики и биологии.
Убедились, законы физики применимы к человеческому организму и объясняют процессы, происходящие в организме человека. Законы природы едины
Лист ученика (раздать каждому ученику, они в течении урока его заполняют)