Поисковое чтение что это такое
Типологии чтения или как читать более эффективно
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Сегодня тема – Типологии чтения.
Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.
Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.
Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.
С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.
Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.
Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.
Рассмотрим каждый вид отдельно.
Просмотровое чтение
Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).
Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.
Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».
Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).
Ознакомительное чтение
Предполагает — бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Достаточно лишь понимания общей сути изложенного.
Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.
Замечу отличие от просмотрового, там оценка «нужно/ненужно».
Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.
Так, например, мы можем читать статьи из журнала.
Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение
Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.
При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.
Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.
Так мы можем читать деловую литературу.
Поисковое чтение
Цель поискового чтения — быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.
Так можно читать телефонный справочник.
Требуемые навыки чтения
Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:
Просмотровое – умение понимать общее содержание.
Ознакомительное – умение понимать основное содержание.
Изучающее – умение извлекать полную информацию.
Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.
Я часто использую просмотровое чтение при чтении художественной литературы. И хотя это не совсем правильно по отношению к этому жанру литературы, но книжное многообразие при дефиците времени, не позволяет охватить все и вся.
Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.
Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.
Глобальные цели чтения
По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.
Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:
Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.
Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.
Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.
Как видим процесс достаточно простой и понятный.
Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.
Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.
Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.
P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.
Поэтому, если Вы хотите и дальше получать рассылки с моего блога «Технологии чтения», то я предлагаю подписаться через сервис FeedBurner, установленный на моем блоге.
Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
Смотреть что такое «ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:
ЧТЕНИЕ ПОИСКОВОЕ — ЧТЕНИЕ ПОИСКОВОЕ. См. поисковое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение поисковое — быстрое чтение, направленное на поиск необходимой информации. Осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения … Исследовательская деятельность. Словарь
просмотровое чтение — поисковое чтение, имеющее целью определить целесообразность предстоящей работы; ознакомление с содержанием текста … Толковый переводоведческий словарь
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Поисковое чтение, осуществляемое со скоростью в 2–3 раза, превышающей скорость обычного чтения (500–700 слов в минуту вместо 80–250). Обучение Д. ч. требует специальных упражнений для формирования умений эффективного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что самостоятельное чтение. Вид чтения по наличию инициативы со стороны учащегося; осуществляется человеком вне рамок обучения иностранному языку; практическое использование навыков и умений в чтении как средстве познания… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что выборочное чтение. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель П. ч. – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Поисковое чтение что это такое
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Новое в обучении поисковому чтению на уроках английского языка
Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народного носителя данного языка и средством передачи его другим.
Существует множество аспектов изучения иностранного языка, такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.
Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью так и средством обучения.
С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.
В чтении существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются 4 вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “ для себя”, без предварительной специальной установки при ознакомительном чтении основная коммуникативная задача извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение. Его задачей является формирование у обучаемого умение самостоятельно преодолевать затруднение в понимании иностранного языка. Объектом изучения является информация, содержащаяся в тексте, но не языковый материал.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале, его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов. Это беглое, выборочное чтение.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель- быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов, вполне определенных данных (фактов, показателей, указаний) оно направленно на нахождении в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает, как упражнение, и осуществляется по указанию преподавателя. Разработаны специальные упражнения для обучения поисковому чтению.
1. Определите тему/проблему текста;
2. Прочитайте текст, определите освещены ли в нем указанные вопросы;
3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;
5. Найдите на указанной странице инструкцию, рецепт, рекомендации;
6. Найдите абзацы, посвященные указанной теме;
7. Найдите в тексте ответы на вопросы;
8. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
9. Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;
10. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
11. Выразите свое мнение о содержании текста.
Овладение технологий чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умения чтения.
Текстовые задания предлагают коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения познавательно-коммуникативных задач.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения.
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Для того чтобы ученики овладели навыками чтения учителя используют современные технологии при обучении чтению. Из них выделяют группу технологий, основанные на личностно-ориентированном подходе: современные информационные компьютерные технологии (интернет), технологии сотрудничества, метод проектов, проблемный метод, технология критического мышления.
Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело, определяется роль каждого в совместной деятельности) учащиеся отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.
Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать информацию из текста.
Еще одна технология, которая используется для обучения поисковому чтению- технология критического мышления.
Ее цель обеспечить развитие критического мышления по средствам интерактивного включения в образовательный процесс. С помощью этой технологии критического мышления студенты учатся извлекать информацию, анализировать ее.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей учащихся. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивые и познавательные интересы. Кроме того, учащиеся научились читать, анализировать, систематизировать информацию, работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи, овладевать навыками самостоятельной работы.
Вывод. Поисковое чтение используется в профессиональной сфере жизни, где специалисты должны успевать просматривать огромное число источников информации, чтобы быть в курсе новейших исследований в медицине.
Тема моего сообщения: Новое в обучении поисковому чтению на уроках английского языка.
В нем будут рассматриваться следующие вопросы:
— какие виды чтения существуют;
— этапы поискового чтения и современные технологии, используемые при поисковом чтении.
Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Существует много аспектов изучения иностранного языка: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо, чтение.
Мы рассмотрим подробно такой аспект, как чтение.
С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным знаниям человечества. Это один из главных видов речевой деятельности.
По цели выделяют 3 вида чтения:
Остановимся коротко на каждом виде чтения.
Ознакомительное – беглое, выборочное чтение для получения общего представления о теме.
Изучающее – полное и точное понимание содержания текстов.
Поисковое – быстрое нахождение в тексте определенных данных.
Не секрет, что сегодняшние учащиеся не любят читать на руссом языке, нам нужно приобщить их к чтению текста на английском языке, давая так задание, чтобы не ослабел интерес, и информация запоминалась легко.
Раньше работа с текстом заключалась в том, что читать, переводить, отвечать на вопросы, пересказывать текст.
Сейчас при обучении поисковому чтению используются новые технологии и творческое отношение преподавателя.
Вся работа над текстом делится на 3 этапа:
Большое внимание уделяется предтекстовому этапу. Он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий.
Тексты о болезнях и их симптомы.
Ученые-медики и их вклад в медицину.
После этого мы приступаем к работе над самим текстом в соревновательной форме.
Текстовый этап | |||
1. Определите для какой специальности этот текст. | 2. Разбейте текст на абзацы | 3. Поставьте даты в хронологическом порядке. | 4. Найдите ответы на вопросы и задайте вопросы. |
Завершающая серия заданий послетекстового этапа.
I knew it before
The methods of treatment
При обучении поисковому чтению в англ. Языке выделяют группу технологий основных на лично-ориентированном подходе.
— технология в сотрудничестве;
— технология критического мышления.
Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности (объединение учащихся в группы и дать им общее дело, определив роль каждого).
Проблемный подход при организации обучения поисковому чтению, побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию.
Вывод. В результате на уроках поискового чтения учащиеся учатся:
— читать, анализировать, систематизировать информацию;
— работать в команде, выдвигать свои идеи;
— овладевать навыками самостоятельной работы.
Поисковое чтение используется в профессиональной сфере жизни, где специалисты должны просматривать огромное число источников информации. Чтобы быть в курсе новейших исследований в медицине.
Прочитать, просмотреть или изучить — разные типы чтения в английском
Нет времени? Сохрани в
Чтение по-английски — это не только правильное озвучивание различных буквосочетаний. Наряду с говорением, слушанием и письмом, оно составляет четверку основных видов речевой деятельности, которые нужно освоить в процессе обучения иностранному языку. Тот, кто много читает, имеет хороший словарный запас и грамотную речь — это общеизвестная истина. Современные методики обучения выделяют различные типы чтения, которые различаются по своим функциям. Давайте посмотрим, что и как нам нужно читать, чтобы чтение приносило максимальную пользу.
«There is an art of reading, as well as an art of thinking, and an art of writing.»
— Isaac D’Israeli
Поисковое чтение
Это то, что мы часто называем чтением «по диагонали». В нашей родной русскоязычной среде этот навык мы используем довольно широко: находим нужные цифры в документе, фамилию в списке, количество калорий на упаковке продукта. Для этого мы быстро пробегаем глазами текст, можно сказать, сканируем его — кстати, по-английски такой тип чтения называется «scanning». При этом мы видим весь текст, но не прочитываем его, а игнорируем все, кроме того, что ищем.
«I am not a speed reader. I am a speed understander.»
— Isaac Asimov
Практическое применение очевидно: используя этот тип чтения, можно быстро находить нужную информацию в англоязычном тексте. Уже на первых занятиях английским по Skype вы сможете отрабатывать такие навыки. Можете проверить прямо сейчас: откройте учебник «New Cutting Edge» и найдите в оглавлении название 10 модуля. Заметили ли вы, как называется модуль 6 или модуль 12? Конечно же нет, потому что это не было вашей целью.
Как составить резюме и CV на английском
Просмотровое чтение
Английское название этого вида чтения — «skimming», «снятие сливок», и это значит, что вы добываете из текста самую вкусную и питательную информацию. Это тоже быстрый тип чтения, но его основная цель — не найти что-то конкретное, а усвоить основные моменты, понять главную мысль текста. Чтобы снять сливки с текста, рекомендуется прочитать первый и последний абзацы полностью, бегло просмотреть все остальное, обращая внимание на подзаголовки, курсив, жирный шрифт, подписи под картинками, цитаты и т.д. Казалось бы, задание проще простого, но иногда вызывает трудности, особенно если ваш словарный запас еще не велик, а сложная грамматика сбивает с толку. Постарайтесь угадывать новые слова по контексту и не зацикливайтесь на непонятном, ведь ваша задача — уловить общий смысл. Этот вид чтения часто используется в начале занятия, когда преподаватель предлагает вам обсудить какой-то простой вопрос, чтобы «разогреться» для более серьезной работы и настроиться на волну английского. В реальной жизни вы можете использовать такое чтение для того, чтобы определить интересная ли статья вам попалась в газете или журнале и хотите ли вы прочитать ее полностью. Можете попрактиковаться с помощью электронных версий газет.
Британские газеты
Американские газеты
Ознакомительное чтение
Это то, чем чаще всего занимаются изучающие английский. Что вы делаете с текстом в учебнике? Читаете его подряд и не торопясь, чтобы понять все детали, главные и второстепенные. При этом вы можете увидеть незнакомые слова или грамматические конструкции, но, как правило, пропускаете их, если они не мешают общему пониманию. При таком чтении вы понимаете около 80% текста. Ознакомительное чтение используется для получения информации или просто для удовольствия, потому что именно так мы чаще всего читаем художественную литературу на английском и русском. После чтения, вы можете пересказать текст, ответить на вопросы, высказать свое мнение относительно основных событий, а в случае необходимости — просканировать его и найти нужную для ответа информацию.
«В акте чтения постоянно сменяют друг друга две системы: посмотришь на слова — это язык, посмотришь на смысл — это литература».
— Ролан Барт
Приятного аппетита — английские идиомы о еде
Изучающее чтение
Мега-полезный, но и достаточно трудоемкий тип. Вот тут как раз вам придется обращать внимание на каждое слово и выражение, потому что основная цель этого чтения — использование текста для изучения языка. Возможно, когда вы учились в школе или в вузе, у вас был такой вид работы как домашнее чтение: вы читали какой-то рассказ или статью, переводя каждое слово, при необходимости заучивая определенные выражения, а на уроке разбирали этот текст до мельчайших деталей, выполняя различные задания к нему. Таким образом можно пополнить свой вокабуляр не просто новыми словами, но и устойчивыми фразами, идиомами. Кроме того, после скрупулезного вчитывания и многократного просмотра текст просто впитывается в вашу память и облегчает вам общее понимание структуры и логики английского языка. Существуют специально адаптированные книги для отработки этого типа чтения, которые вы можете найти на различных сайтах, например здесь
Овладевая навыками чтения, важно уделять внимание каждому из этих видов. Мы не можем сказать, что изучающее чтение полезнее просмотрового или что поисковое чтение легче, чем ознакомительное. Нет смысла прочитывать все железнодорожное расписание, если нужно найти только название своего поезда. А если мы поверхностно просмотрим страницу из книги для чтения, то не усвоим все полезные структуры и выражения. Таким образом, каждый вид чтения имеет свою функцию и одинаково полезен для изучающих английский.
- Поисковое продвижение что это
- Поисковой список что это