Похвала глупости о чем
Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский
Книга сочинена в сатирическом стиле во время путешествий Эразма Роттердамского. Сатире присущ период Возрождения. Автор сравнивает действие людей с образом глупости. Писатель изобразил глупость как качество человека, которая характерна природе человечества. Сама книга состоит из нескольких частей.
В основной части Глупость показывает сама себя, и рассказывает о своей прямой связи с человеческой натурой. Вторая часть описывает облики и формы Глупости. В третьей главе Глупость приобретает образ блаженства. Антиподом и противником всего живого на земле выступает мудрость в образе волосатого старика с дремучей бородой. В книге описываются их постоянные споры. Ни имея никакого знания, они представляли, будто знают все в жизни. В реальности они не могли осознать свой внутренний мир. Они обладали близорукостью и рассеянностью, что не находили камней под своими ногами.
В книге Глупость перечисляет все заслуги, которые она сделала людям. По ее словам, любовь и дружба считаются глупостью. Благодаря глупости люди влюбляются, ссорятся и мирятся. Писатель описывает учеников Глупости. К ним относились монахи, кардиналы, богословы и священники. Глупость высмеивала их пороки, толкая их на немыслимые действия. В рассказе также под ее влияние попадались купцы и торговцы, которые любили обманывать, надувать людей и воровать.
Отцом Глупости был царь богатства Плутос, а матерью Юность или Неотита. Верным другом глупости было себялюбие. Писатель описывает глупость как отсутствие ума и мышления, невежество, которые характерны всем людям. По словам писателя, глупость обладает 2 лицами, которые имеют отличия. Первое лицо – это премудрость, которая характерна ученым и богословам, монахам и кардиналам. Второе лицо – это сумасбродство, которым обладают поэты и творческие люди. Образ Глупости выражается жизненным опытом и мудростью.
В данное произведение Эразм Роттердамский вложил все свои гуманистические идеи и взгляды. Гуманизм выражается резкой критикой общественных и современных установок и приоритетов. Доказав свою значимость и власть над всеми людьми, Глупость сравнивает себя с настоящим христианством.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
В романе рассказывается о событиях, которые происходили после переворота в стране. Франция была полностью разрушена. Для преступников и революционеров наступили положительные времена.
Семилетний мальчик жил в лесу. Дедушка был единственным родным человеком для него: родная бабушка давно померла, а неродная бабка, дочь деда Бекей и её муж Орозкул были равнодушны к ребёнку.
Главный герой в рассказе и рассказчик – одно и то же лицо. Это мальчик, которого зовут Денис. Он большой непоседа, любит лазать по деревьям, чердакам и заборам. Поэтому вещи его так и горят на нем
Русский писатель эмигрант получил возможность попасть в будущее в 2042 год. Во время того, как он готовился к поездке, ему посчастливилось встреться со своим бывшим одноклассником Букашаевым.
Похвала Глупости
Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости.
Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости. И вот она, Глупость, щедрая подательница всяческих благ, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией, самолично выступает пред всеми во всей своей красе.
Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Музы, прежде всего излагает Глупость свою родословную. Отец ее — Плутос, который, не во гнев
будет сказано Гомеру, Гесиоду и даже самому Юпитеру, есть единственный и подлинный отец богов и людей. Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами. И родилась Глупость, пользуясь словами Гомера, не в узах унылого брака, а от вожделения свободной любви. И был в ту пору отец ее ловким и бодрым, хмельным от юности, а ещё больше — от нектара, которого хлебнул он изрядно на пиру богов.
Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, и не увидишь там на полях ни волчцов, ни бобов и тому подобной дряни, а лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность. Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония-Лень, и Гедонэ-Наслаждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чревоугодие. А вот ещё два бога, замешавшиеся в девичий хоровод: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон. С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдаёт повеления самим императорам.
Узнав, каков род, каково воспитание и какова свита Глупости, навострите уши и внимайте, какими благами одаряет она богов и людей и как широко простирается ее божественная сила.
Прежде всего — что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но к кому, как не к Глупости, должен взывать мудрец, ежели вдруг возжелает стать отцом? Ведь скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни? А какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Итак, только благодаря хмельной и весёлой игре Глупости рождаются на свет и угрюмые философы, и порфироносные государи, и трижды пречистые первосвященники, и даже весь многочисленный рой поэтических богов.
Мало того, все, что есть в жизни приятного, — тоже дар Глупости, и сейчас это будет доказано. Чем была бы земная жизнь, если б лишена была она наслаждений? Сами стоики отнюдь не отворачиваются от наслаждений. Ведь что останется в жизни, кроме печали,
скуки и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью?
Первые годы — самый приятный и весёлый возраст в жизни человека. Чем объяснить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые.
За детством следует юность, В чем источник очарования юности, если не в Глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому. А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остаётся ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы им на помощь. По ее милости старцы могут считаться недурными собутыльниками, приятными друзьями и даже принимают участие в весёлой беседе.
А каковы тощие угрюмцы, придающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки. А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холёной шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками. Недаром учит народная пословица, что одна только глупость способна удержать быстро бегущую юность и отдалить постылую старость.
И ведь не найти на земле ни веселья, ни счастья, которые не были бы дарами Глупости. Мужчины, рождённые для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины.
Впрочем, многие мужчины высшее блаженство находят в попойках. Но можно ли представить себе весёлый пир без приправы Глупости? Стоит ли обременять чрево снедью и лакомствами, если при
этом глаза, уши и дух не услаждаются смехом, играми и шутками? А именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода.
Но, быть может, найдутся люди, которые находят радость лишь в общении с друзьями? Но и тут не обойдётся без глупости и легкомыслия. Да что там толковать! Сам Купидон, виновник и родитель всякого сближения между людьми, разве он не слеп и разве не кажется ему безобразное прекрасным? Боже бессмертный, сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия, заблуждения, притворства и прочих спутников Глупости!
Одним словом, без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга мёдом глупости.
Допусти мудреца на пир — и он тотчас же всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище — он одним своим видом испортит публике всякое удовольствие. Если мудрец вмешается в разговор — всех напугает не хуже волка.
Но обратимся к наукам и искусствам. Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, и лица эти отнюдь не схожи одно с другим: под красотой — безобразие, под учёностью — невежество, под весельем — печаль, под пользой — вред. Устранить ложь — значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывает к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь человеческая есть не что иное, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль. И все любят и балуют дурачков. А уж государи, те своих дурачков любят, без всякого сомнения, больше, нежели хмурых мудрецов, ибо у последних два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам. Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательная сила, если только не примешивается к ней ничего обидного, но лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя.
Всех счастливее тот, кто всех безумнее. Из этого теста испечены люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной невидали; и чем более расходятся с истиной эти небылицы, тем охотнее им верят. Впрочем, нужно помянуть и о тех, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство. Ну, можно ли быть глупее?
А разве просят люди у святых чего-нибудь не имеющего отношения к Глупости? Взгляните на благодарственные приношения, которыми стены иных храмов украшены вплоть до самой кровли, — увидите ли вы среди них хоть одно пожертвование за избавление от глупости, за то, что приноситель стал чуть-чуть умнее бревна? Так сладко ни о чем не думать, что от всего откажутся люди, только не от Мории.
Не только большинство людей заражено глупостью, но и целые народы. И вот в самообольщении британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол. Французы только себе приписывают приятную обходительность. Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами. Испанцы никому не согласны уступить своей воинской славы. Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии. Рука об руку с самообольщением идёт лесть. Это благодаря ей каждый становится приятнее и милее самому себе, а ведь в этом и состоит наивысшее счастье. Лесть — это мёд и приправа во всяком общении между людьми.
Говорят, что заблуждаться — это несчастье; напротив, не заблуждаться — вот величайшее из несчастий! Счастье зависит не от самих вещей, но от нашего мнения о вещах, а знание нередко отнимает радость жизни. Если супруга до крайности безобразна, но мужу своему кажется достойной соперницей Венеры, то не все ли равно, как если бы она была воистину красавицей?
Итак, либо нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее. Во-первых, их счастье, покоящееся на обмане или самообмане, достаётся им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разделить своё счастье с большинством других людей.
Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, а в особенности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-учёному, достоин скорее сожаления, чем зависти. Поглядите, как мучаются такие люди: прибавляют, изменяют, вычёркивают, затем, лет эдак через девять, печатают, все ещё недовольные собственным трудом. Прибавьте к этому расстроенное здоровье, увядшую красоту, близорукость, раннюю старость, да всего и не перечислишь. И наш мудролюб мнит себя вознаграждённым, ежели похвалят его два-три таких же учёных слепца. Напротив, сколь счастлив сочинитель, послушный внушениям Глупости: он не станет корпеть по ночам, но записывает все, что взбредёт ему на ум, ничем не рискуя, кроме нескольких грошей, истраченных на бумагу, и зная заранее, что чем больше вздора будет в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, то есть всем дуракам и невеждам. Но всего забавнее, когда глупцы начинают восхвалять глупцов, невежды — невежд, когда они взаимно прославляют друг друга в льстивых посланиях и стихах. Что до богословов, то не лучше ли не прикасаться к этому ядовитому растению, хотя они и в великом долгу у Глупости.
Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит Глупость: «Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории».
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание комедии «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского
«Похвала Глупости» — произведение, в котором описывается и осуждается лень, отсутствие желания развиваться, высокомерные люди и напускная учёность. Произведение написано в эпоху ренессанса и объединяет в себе несколько типичных черт: осуждение текущего быта и обращение к авторам античности. Актуальны и по сей день философские мысли произведения «Похвала Глупости». Краткое содержание не даёт полного понимания всей глубины произведения.
Пересказ основных частей
Книга, состоящая из нескольких частей, была написана во времена путешествий автора. Действия людей в книге преданы через образ глупости. Неразумность — это одно из качеств, которое есть у всех людей от природы. Возникает основной вопрос: «Что же значит настоящая мудрость?» при прочтении произведения Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Краткое содержание основных частей можно прочесть ниже.
При подготовке к занятиям по литературе можно прочитать «Похвала глупости» кратко: всё начинается с представления леди Г. В следующей части описывается форма и внешность, которые может принимать сама мадам Г. Третья глава посвящена виду неразумности — а именно блаженству. Основной враг главной героини — мудрость, представленная в облике старика с густой бородой.
В своём произведении автор описывает леди Г. через недостатки, которые присущи каждому индивидууму — отсутствие мышления и разума. Проанализировав произведение, можно понять, что у главного персонажа есть два лица:
Сам же образ леди Г. выражается через мудрость и жизненный опыт. Целые народы заражены неразумием, а не только отдельные люди. Рядом с притворством идёт и восхваление. Благодаря им люди испытывают настоящее счастье. Поэтому или нет различия между глупцом и мудрецом, или состояние глупцов более выгодное:
Философия автора
Высмеивающая мысль автора растёт по возрастанию. В самом начале она бытовая и моральная, ведь благодаря ей женщины сходятся с мужчинами. Если у них не было глупости, то это бы не способствовало созданию семей. И наоборот, когда супруги бранятся, примирить способна только мадам Г. Не стоит и забывать, что друзей мы приобретаем тоже по глупости. Ведь если люди выпьют, то они способны считать своим другом даже самого откровенного хама. Постепенно автор переносит образ неразумия с межличностных отношений на государственную сферу.
У автора был опыт преподавания в нескольких университетах Европы, он даёт не очень положительное описание своим коллегам. Ведь именно они являются самыми верными служителями Глупости. Они обучают учеников ложным истинам, будучи неграмотными, в надежде, что их последователи превзойдут их в будущем.
Мадам Г. управляет и королями, так, по мнению писателя, именно благодаря неразумности создаются государства и поддерживается корона и церковь.
Всё же для общего понимания всей глубины произведения лучше читать «Похвала Глупости» онлайн. Ведь оно актуально и до сих пор.
Краткое содержание «Похвала глупости»
Всего получено оценок: 81.
О произведении
Энкомий «Похвала глупости» Роттердамского был написан в 1509 году. Произведение преподносится от лица Глупости и представляет собой критику уклада общественной и частной жизни европейского общества. Под прицел автор попадают убеждения, традиции, суеверия, а также церковный быт и обычаи современников.
Для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Похвалы глупости» на нашем сайте. Пересказ сатиры будет полезен и для читательского дневника.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Главы 1–10
Вскормили Глупость две прекрасные нимфы – Метэ (Опьянение) и Апедия (Невоспитанность). В свите Глупости можно встретить Колакиию (Лесть), Лету (Забвение), Мисопонию (Лень), Гедонэ (Наслаждение), Анойю (Безумие), Трифэ (Чревоугодие), а также попали в этот хоровод Космос (Разгул) и Негретос Гипнос (Непробудный сон). Благодаря своей верной свите Глупость подчиняет себе весь род людской и отдает приказы самим императорам.
Главы 11–21
Глупость утверждает, что лишь благодаря ей и ее верным помощникам люди соглашаются создавать семьи, рожать и воспитывать детей. Если бы мужчины и женщины как следует поразмысли бы перед тем, как вступить в брак, вряд ли бы они решились на этот шаг.
Главы 22–30
Глупость создает государства, питает власть, суды, религию. По сути, вся жизнь представляет собой забаву Глупости.
Главы 31–39
Главы 40–54
Главы 55–60
Главы 61–68
Заключение
В своем произведении Эразм Роттердамский в ироничной форме обличает основные пороки человечества. Несмотря на то, что энкомий был написан несколько столетий назад, основной его посыл остается актуальным и по сей день.
После ознакомления с кратким пересказом «Похвалы глупости» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.
Тест по энкомию
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание комедии «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского
Книга сочинена в сатирическом стиле во время путешествий Эразма Роттердамского. Сатире присущ период Возрождения. Автор сравнивает действие людей с образом глупости. Писатель изобразил глупость как качество человека, которая характерна природе человечества. Сама книга состоит из нескольких частей.
В основной части Глупость показывает сама себя, и рассказывает о своей прямой связи с человеческой натурой. Вторая часть описывает облики и формы Глупости. В третьей главе Глупость приобретает образ блаженства. Антиподом и противником всего живого на земле выступает мудрость в образе волосатого старика с дремучей бородой. В книге описываются их постоянные споры. Ни имея никакого знания, они представляли, будто знают все в жизни. В реальности они не могли осознать свой внутренний мир. Они обладали близорукостью и рассеянностью, что не находили камней под своими ногами.
В книге Глупость перечисляет все заслуги, которые она сделала людям. По ее словам, любовь и дружба считаются глупостью. Благодаря глупости люди влюбляются, ссорятся и мирятся. Писатель описывает учеников Глупости. К ним относились монахи, кардиналы, богословы и священники. Глупость высмеивала их пороки, толкая их на немыслимые действия. В рассказе также под ее влияние попадались купцы и торговцы, которые любили обманывать, надувать людей и воровать.
Отцом Глупости был царь богатства Плутос, а матерью Юность или Неотита. Верным другом глупости было себялюбие. Писатель описывает глупость как отсутствие ума и мышления, невежество, которые характерны всем людям. По словам писателя, глупость обладает 2 лицами, которые имеют отличия. Первое лицо – это премудрость, которая характерна ученым и богословам, монахам и кардиналам. Второе лицо – это сумасбродство, которым обладают поэты и творческие люди. Образ Глупости выражается жизненным опытом и мудростью.
В данное произведение Эразм Роттердамский вложил все свои гуманистические идеи и взгляды. Гуманизм выражается резкой критикой общественных и современных установок и приоритетов. Доказав свою значимость и власть над всеми людьми, Глупость сравнивает себя с настоящим христианством.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Эразм Роттердамский и Похвала Глупости
Книга «Похвала Глупости» написана в жанре сатиры. В ней Глупость хвалит сама себя в самых разнообразных жизненных ситуациях. В одних случаях похвала выступает сатирической формой обвинения глупости, а в других критикой так называемой «мудрости», и тогда глупость оборачивается мудростью, а «мудрость» глупостью.
Например, в простых житейских, самых обычных делах, так называемый, «мудрец» оказывается «тупым чурбаном», «ибо он слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему». «Мудрец» оказывается противником обычной жизни, здравого смысла и, в результате, — человеконенавистником.
В некоторых случаях под Глупостью подразумевается то, что противоположно разуму, а именно, чувства. Но без чувств не бывает ни наслаждения, ни счастья, ни жизни.
Важнейшим принципом философии Эразма Роттердамского является всеобщая парадоксальная (диалектическая) двойственность бытия, главным этическим требованием — «ничего сверх меры». Поэтому подлинной глупостью он считает односторонность и ограниченность. Разум и чувства – необходимые стороны человеческой жизни. В своей философии Эразм Роттердамский не противопоставляет мудрость не только чувствам, но и здравому смыслу, наслаждению и счастью.
Вторая часть книги – обвинение глупости в разных слоях общества, начиная от простого народа до высших кругов знати. Эразм Роттердамский обличает порочных государей, разлагающих все общество, выступает против войны – одного из самых тяжких и позорных проявлений Глупости. За несколько лет до «Утопии» Т.Мора он увидел разрушающее, деморализирующее воздействие собственничества на тогдашнее общество.
Его сатирический бич с особой силой разил церковнослужителей, монахов, схоластов.
Краткий сюжет
В первых десяти главах автор рассказывает о рождении Глупости и ее развитии. Писатель раскрывает тайну ее появления на свет и пишет о воспитании. О матери главной героини ничего не известно. В 11—21 главах Глупость рассуждает о том, что только благодаря ей и свите люди заводят семьи, рожают детей. Если бы мужчины и женщины были умными, то они хорошо поразмыслили бы и отказались от брака.
Работа главной героини позволяет сделать детство и юность самыми счастливыми периодами. Она стала основной благодетельницей людей. Благодаря ее воздействию они встречаются, влюбляются, не замечают недостатков.
В главах 22—30 раскрывается смысл существования Глупости. Она забавляется, создавая войны, столкновения и государства. Именно за ее счет существует каждый человек. Даже религия является порождением главной героини.
С 31 по 39 главу Глупость рассказывает, что именно она способствовала появлению наук. В то же время она признает: существование по законам природы было великолепным периодом.
В главах 40—68 главная героиня активно рассуждает на разные темы. Она удивляется, что люди верят в магию и покупают разные амулеты. Особым почетом пользуются творческие личности, хотя у них нет ничего, кроме тщеславия. С особым удовольствием Глупость обсуждает дворян, царей. Несмотря на высокое положение, жизнь у них скучная.
В конце произведения главная героиня подводит итог: мудрость не имеет ценности. Мудрецы живут в бедности и лишениях, в то время как недалекие люди обладают всеми материальными благами.
Эразм Роттердамский и критика церкви
Эразм Роттердамский выступил с критикой католической церкви. Он считает, что обрядно-догматическая сторона католицизма заглушила главное в христианстве – его нравственный смысл. Он был присущ раннему христианству, которое не противостояло античной культуре, а являлось ее продолжением. Программа, так называемой, «философии Христа» была сформулирована еще молодым писателем в «Оружии христианского воина», где Священное писание трактуется, в первую очередь, как нравственное учение.
Критика Эразмом католицизма оказалась плодотворной почвой для развития идей Реформации, недаром, говорили, что Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм.
Но через некоторое время обнаружилось принципиальное противоречие между мировоззрением Лютера и Эразма, протестантизмом и гуманизмом. Эразма насторожила, а затем оттолкнула фанатичность, жесткая догматичность Лютера и бесчеловечность учения о несвободе воли.
Обе стороны – католики и протестанты — ждали выступления знаменитого писателя в свою защиту. Он же уклонялся от однозначного ответа. Тогда и те, и другие обвинили его в измене и трусости. Однако уклончивость Эразма была принципиальным выражением его философской позиции. Ограниченность обеих религиозных программ не вмещала гуманистического содержания его мировоззрения.
Через два года после «Государя» Макиавелли, в 1516 году Эразм Роттердамский написал сочинение под названием «Воспитание христианского государя», где выступил с совершенно противоположных философских позиций. Идеальный государь не может быть безнравственным; Эразм Роттердамский представил его как честного, справедливого, миролюбивого слугу народа. По мнению автора, государю следует рассчитывать не на страх, а на любовь народа. Страх не уменьшит преступлений. Только любовь ведет к свободному подчинению закону. Тогда же Эразм Роттердамский написал антивоенный трактат «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».
Основные персонажи
Сатирическое повествование «Похвала глупости» написал знаменитый философ Эразм Роттердамский. Оно представляет собой необычный монолог скудоумия, которое хвалится собственными достижениями и талантами.
Автор сатирического произведения «Похвала глупости» ввел в него таких главных героев:
Писатель полагал, что скудоумие делает человека счастливее, потому что он видит лишь собственные достоинства и старается не замечать недостатков.
Такие люди не любят тратить много сил, чтобы превзойти самих себя. Они довольны жизнью и всегда находятся в хорошем настроении. Автор критикует не только лень и нежелание двигаться вперед, но и напыщенность ученых, считающих себя выше окружающих.
Эразм Роттердамский и значение его философии
Общечеловеческое содержание произведений Эразма Роттердамского делает их современными и в наши дни.
Он продолжает учить нас ценить жизнь, уметь радоваться, соблюдать меру во всем, быть миролюбивыми, терпимыми, снисходительными, уважать свободу другого человека, одним словом, быть ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.
Он продолжает бороться против односторонности, категоричности, бескомпромиссности, догматизма, формализма, фанатизма, жестокости, тирании, высокомерия, невежества, войны – одним словом, ГЛУПОСТИ.
Автор: Галина Зубец
Философия автора
Высмеивающая мысль автора растёт по возрастанию. В самом начале она бытовая и моральная, ведь благодаря ей женщины сходятся с мужчинами. Если у них не было глупости, то это бы не способствовало созданию семей. И наоборот, когда супруги бранятся, примирить способна только мадам Г. Не стоит и забывать, что друзей мы приобретаем тоже по глупости. Ведь если люди выпьют, то они способны считать своим другом даже самого откровенного хама. Постепенно автор переносит образ неразумия с межличностных отношений на государственную сферу.
У автора был опыт преподавания в нескольких университетах Европы, он даёт не очень положительное описание своим коллегам. Ведь именно они являются самыми верными служителями Глупости. Они обучают учеников ложным истинам, будучи неграмотными, в надежде, что их последователи превзойдут их в будущем.
Мадам Г. управляет и королями, так, по мнению писателя, именно благодаря неразумности создаются государства и поддерживается корона и церковь.
Всё же для общего понимания всей глубины произведения лучше читать «Похвала Глупости» онлайн. Ведь оно актуально и до сих пор.
Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородством своего происхождения)
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Эразм Роттердамский. Похвала глупости (краткий пересказ по главам)
Предисловие автора
Пишет Томасу Мору. Мор- мория (глупость), эта игра слов натолкнула на мысль написать. «Легкость и шутливость изложения»-
следует примеру других писателей. Кажется ли автор злым и саркастичным?
«Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов».
«Стремлюсь к смеху, а не к злому глумлению».
Глава I. (Глупость одним своим видом разгоняет заботы слушателей>
«Я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей».
Глупость пришла- все повеселели.
Глава II. (Содержание речи>
«И вы тоже услышите сегодня похвальное слово, но не Гераклу и не Солону, а мне самой, иначе говоря – Глупости».
Глава III. (Почему Глупость сама себя хвалит)
«Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Не знаю, чему дивиться — лености или неблагодарности смертных: хотя все они меня усердно чтут и охотно пользуются моими благодеяниями, никто, однако, в продолжение стольких веков не удосужился воздать в благодарственной речи похвалу Глупости…”
Глава IV. (Почему говорит без подготовки)
Речь неподготовленная, но правдивая. «Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредет»
. +не хочет блистать остроумием.
Глава V. (Глупость сразу же сама себя выдает)
Глава VI. (Подражание риторам)
Глава VII и VIII. (Родословная Глупости, место ее рождения, ее кормилицы)
Отец- Плутос. «И не в узах унылого брака, как тот хромой кузнец, родилась я, но — что не в пример сладостнее — от вожделения свободной любви, пользуясь словами нашего милого Гомера».
Родилась на
«счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Там нет ни труда, ни старости, ни болезней»
. Воспитана двумя нимфами (Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность).
Глава IX. (Спутники Глупости)
Колакия- лесть, Лета-Забвение, Мисопония-Лень, Гедонэ-Наслаждение, Анойя-Безумие, Трифэ-Чревоугодие. + еще два бога: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон.
Глава X, XI и XII. (Глупости люди обязаны и самой жизнью, и всеми житейскими благами)
Самая щедрая, помогает смертным. Только глупость помогает рожать детей итд+ наслаждения
Глава XIII. (Родство Глупости с детством и старостью)
Очарование детей и стариков в глупости. Глупость- дар.
Глава XIV. (Глупость продлевает юность и отгоняет старость)
Старость- плохо. Тощие и угрюмые философы отвратительны.
Глава XV. (Боги особенно нуждаются в Глупости)
Глава XVI. (Приправа Глупости нужна повсюду)
«Согласно определению стоиков, быть мудрым — это не что иное, как следовать велениям разума, а глупым — внушению чувств».
Разум находится под гнетом гнева и похоти,- такова мысль глупости.
Глава XVII. (Благодаря Глупости женщины правятся мужчинам)
Все женщины по умолчанию дуры, однако благодаря глупости красивы и юны.
Глава XVIII. (Глупость — лучшая приправа на пиру)
Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, — что может быть ближе к глупости?
Глава XX. (Примирительница супругов)
Глава XXI. (Связующее начало всякого человеческого общества)
Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, друг — друга, жена — мужа, квартирант — домохозяина, сожитель — сожителя, товарищ —товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.
Глава XXII. (Почему Филавтия именуется родной сестрой Глупости)
«Филавтия, которую я по заслугам считаю родной своею сестрой, — так ловко разыгрывает она повсюду мою роль. Что может быть глупее самовлюбленности и самолюбования? Но что изящное или приятное можешь ты сделать, ежели сам себе будешь в тягость? Отними у жизни эту приправу, и ледяным холодом встречен будет оратор со своей речью».
Глава XXIII. (Глупость — причина войн)
Война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.
Глава XXIV и XXV. (Невыгоды Мудрости)
Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые баловались философией или науками. Для примера здесь достаточно будет поименовать обоих Катонов, из коих один смущал спокойствие республики дурацкими доносами, а другой, с излишней мудростью защищая свободу народа римского, способствовал ее окончательному падению. Допусти мудреца на пир — и он тотчас всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд.=>
хай сидит в пустыне
Глава XXVI. (Сила всякого вздора в народе)
Лесть образовала государство
Глава XXVII. (Жизнь человеческая — только забава Глупости)
Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?
Глава XXVIII. (Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы)
Глава XXIX. (Глупость требует, чтобы ее похвалили за рассудительность)
Дурак, напротив того, постоянно вращаясь в самой гуще жизни, приобретает, по-моему, истинную рассудительность. Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею.
Глава XXX. (Глупость ведет к мудрости)
Глупость- чувства. Делает людей общительнее и обходительнее.
Глава XXXI. (Только благодаря Глупости жизнь бывает сносной)
Глупость убивает чувство стыда.
Глава X XXII и XXXIII. (Науки изобретены, на пагубу роду людскому, среди них особенно ценятся те, которые связаны с Глупостью)
Глава XXXIV. (Из животных всего счастливее те, которые не знают никакой дрессировки)
Глава XXXV, XXXVI и XXXVII. (Дураки, юродивые, глупцы и слабоумные гораздо счастливее мудрецов)
Поскольку не стремятся стать богами, не боятся смерти, опасности им не страшны, цели нет. (Одиссей) + дураки- потеха государей
Глава XXXVIII. (Почему следует отдать предпочтение безумию)
Два вида безумия: ядовитый змей и дар богов. Второе- хорошо.
Глава XXXIX. (Безумие супругов, охотников, строителей и игроков)
Глава XL и XLI. (Суеверы)
Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородством своего происхождения)
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Споры с мудростью
Автором произведения с похвальными словами о глупости являлся известный мыслитель Эразм Роттердамский. Оно было написано в сатирическом стиле в долгом путешествии писателя. Периоду Возрождения был присущ подобный стиль изложения идей. Философ сравнивает действия человека с образом скудоумия. Он изобразил ее как качество людей, которое характерно для их природы. Книга состоит из большого количества глав.
В основной части повествования Глупость сама себя представляет читателю и рассказывает о собственной прочной связи с натурой человека. Следующая глава описывает многочисленные ее образы и формы. Потом она приобретает облик блаженства. Ее антиподом и главным противником выступает мудрость. Она показана как волосатый дед с длинной бородой.
В произведении описываются их частые споры. Не имея большого значения, они думали, что знают все в мире. В реальной жизни они были неспособны осознать собственный внутренний мир, так как обладали постоянной рассеянностью и близорукостью, что не замечали булыжников под своими ногами.
Аргументы героини
В повествовании главный персонаж называет все свои заслуги, которые он успел сделать людям. Глупость считает, что дружба и чувство влюбленности являются обычной глупостью, потому что именно благодаря ей люди любят друг друга, скандалят и мирятся. Автор описывает многочисленных учеников этого образа. К ним относятся представители духовенства.
Героиня беспощадно глумится над их пороками и толкает людей на необдуманные поступки. Также под ее влияние в произведении попадали торговцы, любившие надувать и воровать.
Отцом Глупости являлся бог богатства Плутос, а мамой Юность. Ее верным товарищем было себялюбие. Автор описывает этот образ как полное отсутствие разума и мышления.
По словам автора, основной персонаж обладает такими лицами:
Образ героини писатель выражал в мудрости и большом жизненном опыте. В это повествование философ вложил собственные гуманистические взгляды, которые выражались в постоянной критике современных социальных установок и традиций. Показав свое величие и полный контроль над человечеством, Глупость сравнивается с истинным христианством.
В повествовании писатель в ироничной форме описывает главные пороки человеческого рода. Невзирая на то, что оно было написано очень много лет назад, его основной смысл является актуальным и сейчас. После ознакомления с подробным пересказом произведения стоит прочитать его полную версию. Это поможет составить качественный доклад и написать реферат.
Идеи великого гуманиста
Эразма Роттердамского отличала живость и подвижность, жизненный оптимизм, открытость и общительность, интерес к познанию нового. Он оказался одним из людей, которые не привязаны ни к одной стране. Он не чувствовал себя ни голландцем, каковым являлся по происхождению, ни германцем, каковы был по месту жительства и службы. Он признавал себя гражданином мира, одинаково относился ко всем странам. Он не придавал значения национальности человека, а наиболее близкими для себя по духу считал античные Грецию и Рим.
Такая принадлежность ко всем странам и ни к одной одновременно, видимо, и привела его в Базель, который имел статус города вне государств и вне политики.
В течение всей жизни Эразм Роттердамский был верен собственным взглядам на устройство общества и религию, не стал сторонником ни одного из реформаторских движений в церкви. Цельность взглядов, стремление к миру и взаимному уважению сделали его великой фигурой, провозгласившей идеи истинного гуманизма.