Похороните меня за плинтусом про что
Похороните меня за плинтусом (фильм)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Леонид Литвак
сценария
ролях
Светлана Крючкова
Алексей Петренко
Мария Шукшина
Константин Воробьёв
«Похороните меня за плинтусом» — российский фильм, снятый по мотивам одноимённой повести Павла Санаева. Вышел на широкий экран 3 декабря 2009 года.
В отличие от книги, фильм сосредоточен вокруг дня рождения Саши Савельева. Таким образом, за пределами фильма остались многие яркие эпизоды книги. На роль бабушки претендовали Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Санаева и Эра Зиганшина, которая играла роль бабушки в спектакле театра «Балтийский дом». [ источник не указан 1774 дня ]
Смысл фильма Похороните меня за плинтусом
«Похороните меня за плинтусом» — отечественный фильм, снятый в 2009 году по одноименной автобиографичной книге Павла Санаева, написанной гораздо раньше, в 1994 году.
О чем фильм?
Сюжет повествует о семейной драме, развернувшейся вокруг восьмилетнего мальчика Саши. Он учится на дому; бабушка запрещает ему гулять с друзьями, праздновать собственный день рождения, а самое главное – видеться с мамой. Ребенок постоянно болеет, его возят по врачам и заставляют принимать множество таблеток каждый день. Помимо Саши в доме живут его дедушка, известный советский актер Семён Михайлович Савельев, и бабушка, Нина Антоновна.
Бабуля держит весь дом в страхе. Свою дочь она не уважает и считает неспособной вырастить ребенка. У Нины случаются постоянные истерики и припадки, во время которых она оскорбляет внука и всячески унижает его.
На протяжении всего фильма зрителю раскрывают подробности прошлого бабушки, их жизни с внуком в настоящем и борьбы матери за своего сына.
Смысл фильма
Рассмотрим для начала личность бабушки, чуть ли не самого центрального персонажа. В молодости она вышла замуж за актера Семена Михайловича, чтобы переехать с ним в Москву и стать актрисой. Ее надежды не оправдались, так как тот женился на спор, а не по любви, соответственно, возник несчастный брак. После началась война, во время которой женщина потеряла первого ребенка. Это сильно отразилось на ее психике, и муж запер ее в психбольнице на некоторое время, что женщина и по сей день припоминает, как гнусное предательство. После Нина беременеет вторым ребенком, отдает всю себя воспитанию дочери, но в итоге отвергает ее и забирает у той сына от первого брака, Сашу.
Бабушка любит Сашу, однако эта любовь разрушает и ее, и объект этой любви. Непрощенные обиды на жизнь, на мужа, на судьбу делают из женщины настоящего тирана, не довольного каждым шагом мужа и внука. Бабушка заботиться о Саше. Это видно по тому, сколько денег она тратит на врачей и лекарства, однако чрезмерная опека делает мальчику только хуже, лишая его возможности учиться и расти в коллективе. Вместо этого каждый день ему приходиться терпеть унижения и ругань за малейшую мелочь. Бабушка не только вымещает свою злость на ребенке, но еще и видит в нем способ самореализации, абсолютно не понимая, что таким отношением лишь рушит психику ребенка и делает его несчастным.
У Саши есть и мама, которая изо всех сил хочет вернуть ребенка себе, однако преградой этому служит бабушка. Ольга смогла вырваться из-под опеки матери и пойти учиться на актрису, как, в свое время, сделала и Нина Антоновна. Карьера ее не увенчалась успехом, однако второй брак оказался крепким и надежным. Ольга вышла замуж за художника Анатолия, периодически выпивавшего; однако он является добрым и верным человеком, который, несмотря на безумные трудности с деньгами и родителями своей жены, остается с той до конца. Дедушка и бабушка считают Ольгу и Анатолия алкоголиками и людьми весьма низких моральных ценностей, поэтому даже короткие встречи с ребенком им запрещены. На протяжении всего фильма мать пытается добиться от Нины встречи с сыном.
Саша, выслушивая постоянную брань в сторону родителей, возгласы о том, что он вскоре обязательно умрет, невольно начинает думать о своей смерти, и только мысли о маме не дают ему ослабеть духом.
Фигура дедушки в этой истории также требует анализа. Из его прошлого можно вынести, что он человек слабохарактерный. Он не любит перемен и остается в браке с Ниной Антоновной спустя годы деспотизма, потому что «притерпелся к ней сердцем». Жену свою он боится и не хочет лишний раз ей перечить, поэтому внука защитить от бабушки некому.
Смысл финала фильма
В итоге бабушка разрешает матери увидеться с сыном, но во время встречи срывается: она выкидывает принесенный матерью подарок в окно, отталкивает Сашу, кричит и покрывает бранью собственную дочь. В итоге мать и бабушка буквально разрывают мальчика на куски, крича друг на друга. Сердце бабушки не выдерживает, и та падает замертво. Конечная сцена – сцена похорон, на которых искренне плачут и муж, и дочь погибшей.
Саша теперь будет жить с любящей мамой и отчимом; он знает, где бабушка хранила деньги, поэтому материальные проблемы семьи также решены. Лучшего конца для мальчика нельзя было придумать, ведь он наконец-то избавился от психологического насилия и издевательств, которые ему приходилось терпеть долгие восемь лет.
Этот фильм наглядно показывает, как чрезмерная любовь и опека могут вылиться в фанатизм и тиранию. Бабушка Саши служит примером деструктивного родителя, который своими действиями причиняет ребенку лишь вред, пытаясь удержать его возле себя любой ценой. Причинами этого могут быть затаенные обиды, неудовлетворенность жизнью, отсутствие других целей, чреды неудач или серьезные психические заболевания. Последствия такого воспитания – психологические травмы и фобии.
«Похороните меня за плинтусом» — талантливо снятый, глубокий фильм с великолепными актерами, посмотрев который каждый родитель задумается, а не ведет ли он себя также со своим ребенком, и, возможно, изменится в лучшую сторону.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 17
О книге Павла Санаева Похороните меня за плинтусом
Кто-то называет эту книгу гротескно-смешной, а я ни разу не засмеялась, у меня сердце щемило от жалости. На первых же страницах меня шокировали бабушкины витиеватые, совершенно ужасные ругательства, её проклятия, связанные со смертью, болезнью. Таких слов ребёнок и слышать-то не должен никогда! Подобные ругательства калечат детскую психику, разрушают личность, заставляют ребёнка думать, что он хуже всех, самый больной и несчастный, ни на что не способный. Эти черты характера проявились в санатории, во взаимоотношениях со сверстниками, когда Саша не смог противостоять старшему, более сильному мальчику, подчинился его жестоким правилам, как всегда смирялся с диктатом бабушки.
Гротескные, кажущиеся неестественными ситуации, не помешали автору отразить правду жизни. Ведь не секрет, что немало есть подобных семей, где злое, мерзкое слово, ругань, мат, а порою и рукоприкладство калечат психику и дальнейшую жизнь детей. К тому же повесть, как известно, автобиографична, во многом построена на личных впечатлениях детства писателя.
Однако, следует признать, что бабушка любит Сашу до самозабвения, лечит его с утра до вечера (залечила, можно сказать, едва не до смерти) и без него не мыслит своей жизни. Но такого уродливого проявления любви я понять просто не в состоянии! Любовь её эгоистична и слепа. Бабушка ни разу не подумала, как порадовать мальчика, как сделать его жизнь счастливой. Она забывала даже про дни рождения Саши! А прогулка в парке, такая долгожданная, закончилась сплошными разочарованиями и расстроила меня до слёз, хотя описана она была очень смешно.
В повести присутствует ещё и дедушка-артист. Но он абсолютно равнодушен к ребёнку, сосредоточен только на своих заботах. Он тоже страдает от тирании жены, и готов бежать из дому хоть на гастроли, хоть на рыбалку, хоть с ночёвкой к другу. А внук ему неинтересен.
Я всё время жалела восьмилетнего Сашу. Его жизнь без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ казалась мне ужасной. Сашиной маме позволено было приходить раз в месяц, и тогда становилось ясно, что мальчик любит только её, как никого другого в жизни. Он хранит мамины подарки в коробочке и прячет свои сокровища за тумбочку, чтобы бабушка не нашла. Часто смотрит на подаренный мамой стеклянный шарик и разговаривает с ним, будто с любимой мамочкой. Особенно меня поразила фраза, описывающая расставание мальчика и мамы после короткой встречи: «Тысяча невидимых рук бросились за ней» (чтобы обнять при расставании и чтобы не отпустить…).
В финале для Саши неожиданно соединяются ж и з н ь и с ч а с т ь е, он обретает настоящую семью, умных и добрых родителей. Но. умирает бабушка, так как жизнь её теряет смысл. Однако финал кажется мне справедливым и закономерным. Слишком многим людям бабушка испортила жизнь: своему мужу, дочери, внуку.
Краткое содержание Санаев Похороните меня за плинтусом
В произведении «Похороните меня за плинтусом», созданном русским писателем Павлом Владимировичем Санаевым, рассказывается о тяжёлой жизни мальчика без родителей.
Главный герой — тихий и послушный второклассник Саша Савельев — воспитывался бабушкой, которая страдала психическим заболеванием.
Саша был болезненным мальчуганом, из-за этого практически весь учебный год проводил дома и в школе почти не появлялся. Старая женщина ежедневно выясняла, какое задание было задано на дом, и заставляла внука выполнять все работы. Если мальчик ошибался при написании букв или цифр, то бабушка страшно кричала на него. Иногда у старой женщины даже случались истерики из-за отсутствия у внука усердия к выполнению домашних работ.
Бабушка не позволяла внуку ходить по больницам. Поэтому на дом постоянно приходила женщина-врач и выписывала Саше лекарства. Старая женщина следила, чтобы мальчик принимал всё микстуры и таблетки. Так же она считала, что болезненного внука нужно хранить от сквозняков. Поэтому окна и форточки в квартире не открывались. Когда Саша мылся, то вначале женщина доводила воду до нужной температуры, измеряя воду градусником. А потом занавешивала дверь в ванной одеялом, чтобы внук не простудился. В такой жаре Саша мылся.
Бабушка всегда вела себя странно. Она говорила, что очень любит внука. Но постоянно употребляла в его адрес бранные слова. Мальчик не мог понять, почему она так себя ведёт. Доставалось от старухи и мужу, который никогда не перечил женщине. Он боялся её лишний раз рассердить и вызвать волну гнева и проклятий в свой адрес.
Совсем рядом от дома, где жил Саша, располагалась стройка. Мальчик вместе со своим другом очень любил ходить на стойку и играть там. Однажды Саша бегал по стойке и провалился в цемент. Вся его одежда пропиталась строительным раствором, и мальчик не знал, что делать дальше. Но пришлось идти домой и, естественно, Саше досталось от бабушки.
Старая женщина не давала Саше встречаться с матерью. Она считала, что её дочь недостойна растить и воспитывать сына. Однажды мать сумела попасть в квартиру, где жил мальчик, и выкрасть его. После этого Саша стал жить с матерью и отчимом. Через некоторое время Саша узнал, что вскоре после этого случая его бабушка умерла.
В произведении автор пытался правдиво показать, как ужасно живётся детям, которых не любят, в семьях, где постоянно происходят конфликты.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Похороните меня за плинтусом. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.
Американский представитель гуманитарного отдела в Сайгоне в 50-х годах – Олден Пайл, является противоположностью Томаса Фаулера. Олден обычный тип человеческой личности XX века.
Рецензия на фильм «Похороните меня за плинтусом»
Трейлер
Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей – по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка – народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рождения мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука – от любви, всепожирающей и всеудушающей.
Экранизация повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» явно станет самой обсуждаемой премьерой на этой неделе. Обсуждали и книжку много лет, после ее выхода: насколько она автобиографична, насколько ожил тут советский детский быт с его жмущими колготками, банками, ночными горшками, «злыми» медсестрами в детском санатории, а также вот этой вот характерной интонацией: «Я жилы рву, своими внутренностями тебя кормлю, а ты, неблагодарная тварь…». Теперь будут говорить о фильме и, конечно, ругать. Павел Санаев собирался сам снимать кино по своей книге, но вместо этого стал делать блокбастер «На игре» (2009), экранизацией занялся Сергей Снежкин, режиссер сериала «Брежнев» и фильма «ЧП районного масштаба». Санаеву эта экранизация теперь страшно не нравится, как и многим фанатам его книги.
Снежкин действительно очень сильно сжал действие – в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме – страдательное причастие, чистое дитя. В книжке мы смотрели на мир его глазами – в кино такое мог бы сделать разве что Ролан Быков, прототип мазилы-убийцы.
С таким же успехом можно упрекнуть режиссера в том, что у него в кадре яблоки – не «симиренко», а «гренни смит», и кухня не того дизайна и даже гроб у бабушки не такой, как полагается жене народного артиста, а дешевый, обтянутый красной синтетикой. Яблоки, гробы…Снежкину в этом фильме было что сказать, и он сделал это максимально аккуратно, профессионально и абсолютно безжалостно. Редкость по нынешним временам.