Похороните меня за плинтусом чем болел мальчик
Похороните меня за плинтусом ( повесть Павла Санаева, режиссер Сергей Снежкин ). Обзор психолога.
Открыв глаза, я ужаснулся своему пробуждению и всеми силами старался поспать ещё, чтобы как можно дольше не начинать этот день, который весь придется прожить только для того, чтобы завтра наступил ещё один точно такой же. Саша Савельев, 8 лет
Бабушка взяла Сашу на воспитание, чтобы «защитить» внука от своей «непутевой» дочери. «Самоотверженная» любовь бабушки проявляется в потребности заботиться, лечить Сашу от всех на свете болезней («Я лечился от всего, но болел не всем. »Саша Савельев), оберегать от сквознякой, пыли, инфекций, а вместе с тем от свободы, радости и детства…
В течение просмотра фильма меня преследовало чувство сдавленности в горле и нехватки воздуха. События в картине вызвали ассоциацию с вязаным колючим шарфом из овчины, которым можно согреть больное горло, но можно и придушить, как в лучших традициях садо-мазохизма. Тема «ухода» и «освобождения» также проходит красной нитью в сюжете, что подтверждает тяжесть и безысходность характерную для созависимых отношений.
Одним словом фильм тяжелый. Явно не подойдет для легкого и непринужденного семейного просмотра. Но каждый наверняка найдет в нем что-то свое, важное и ценное… Особенно полезным, на мой взгляд, он станет для родителей, задачей которых является защищать своих детей, в том числе и от психически неустойчивых бабушек.
Трансформация героя на протяжении событий фильма
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет социальных наук
Образовательная программа «Государственное и муниципальное управление»
Домашнее задание по дисциплине «Психология»
На тему
« Психологический портрет Саши Савельева (по фильму «Похороните меня за плинтусом») »
Зачем нужно домашнее задание при обучении английскому?
Хачатурова М. Р.
Введение
«Похороните меня за плинтусом» — нашумевший фильм о трудном детстве ребенка, снятый по автобиографической повести Павла Санаева. Кинокартина затрагивает немало психологических проблем, но главной является семейный конфликт, центром которого является восьмилетний мальчик Саша Савельев. «Похороните меня за плинтусом» — это жизненная драма о несбывшихся мечтах и упущенных возможностях.Повествование ведется непосредственно от лица мальчика, но центральное место в произведении занимает фигура бабушки Нины Антоновны.
Саша с 4-х лет вынужден жить с деспотичной бабушкой, поскольку он очень болен и нуждается в особом уходе. Нина Антоновна часто бранит внука, осыпая его различного рода проклятьями, но при этом окружает его чрезмерной заботой о его здоровье. Образ бабушки для мальчика выступаетчем-то отталкивающим и вызывающим страх, а спасением служат редкие свидания с матерью, с которой он не может жить на постоянной основе.
Чтобы реализовать свой потенциал, Нина Антоновна берется за внука, окружая его чрезмерной опекой. У Саши нет друзей, он вечно болен разными болезнями, а покупка мороженого является поистине праздником для ребенка.
Конец произведения трагичен: Нина Антоновна умирает после очередной ссоры с дочерью. Саша возвращается к матери и отчиму. Несмотря на то, что бабушка была в семье деспотом и тираном, накаляя отношения в семье и делая жизнь окружающих невыносимой, и дочь, и муж Семен Михайлович плачут на похоронах.
Задание Поддержка
В своей книге Павел Санаевмастерски передал быт советского времени, атмосферу, царившую в семье Савельевых и мир, каким видит его мальчик.Он также обличил мир взрослых с его трагизмом и проблемами, непонятными сознанию ребенка.
Анализ личности героя
Темперамент влияет на характер индивида, участвует в формировании личности, а посему является неотъемлемой частью при составлении психологического портрета. Попытки описать типы темперамента были предприняты еще во времена античной Греции Гиппократом, который полагал, что существует 4 типа, детерминированные наличием той или иной жидкости в организме человека: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Согласно Гиппократу, в человеке сочетаются несколько типов одновременно, а чистого проявления темперамента не существует.[8]
Труды знаменитого философа ныне не используются на практике, поскольку сегодня на смену «жидкостям» пришли тесты, помогающие определить тип темперамента. Одним из них является тест Айзенка, представляющий собой круг с двумя осями: по оси ординат откладывается нестабильность процессов возбуждения (от 0 до 24, где 24- высокий показатель нейротизма), а по оси абсцисс- уровень экстраверсии и интроверсии (от 0 до 24, где 24- высший показатель экстраверсии).[7]
Каким же типом обладает Саша Савельев? Мальчик не имеет друзей, его социальные взаимоотношения не выходят за пределы собственной семьи, что определяет его замкнутость и интровертность; он раним и чувствует себя хуже других, поскольку бабушка очень часто указывает на физическое нездоровье внука и сравнивает его с другими детьми; ввиду того, что Нина Антоновна часто говорит, что Саше осталось недолго жить: «день прожил и уже хорошо» –, его посещают пессимистичные мысли о смерти: он хочет, чтобы после того, как он умрет, его похоронили за плинтусом; он боязлив, как и другие домашние, он боится гнева бабушки, а поэтому подчиняется ей, терпя унижения и ругательства; он часто болеет, обладает вялостью. Саша, как и любой другой ребенок, высказывает свое недовольство с помощью слез, а так как он живет в стрессовой и напряженной атмосфере, то впадать в истерики становится нормальным явлением (главная причина которых – невозможность видеться с матерью).
Все эти признаки выделяют в Саше меланхолический тип темперамента, однако, как уже известно, в чистом проявлении меланхоликов не бывает (или они встречаются крайне редко), поэтому ребенку присущи черты флегматика. Это выражается в спокойствии: мальчик не плачет без причины, он уравновешен в повседневной жизни; миролюбив: например, он хоронит мышонка по человеческим обычаям.
Характер героя можно раскрыть, используя теорию психопатий и акцентуаций А.Е.Личко.[3] Согласно теории, акцентуациями называются крайние проявления характера, но при этом они считаются нормой, поскольку не нарушают социальной адаптации. В нашем случае герой социально изолирован (социальная дезадаптация), его поведение одинаково проявляется при взаимодействии с окружающим миром (тотальность проявлений) на протяжении продолжительного периода времени (стабильность проявлений), что соответствует критериям о психопатии по П.Б.Ганнушкину. [3]
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
Еще с детства мальчик застенчив и чувствителен к оскорблениям. Разумеется, бабушка отложила свой отпечаток на поведение внука: он не уверен в своих силах, а постоянные порицания вызывали у него чувство собственной неполноценности. Предполагая, что Саша является представителем сенситивного типа, можно заметить, что чувство собственной неполноценности зачастую перерастает в реакцию гиперкомпенсации. И действительно, Саша Савельев отчаянно хочет доказать своей бабушке, что он ничем не хуже других детей. Во время просмотра программы про юных мотогонщиков, бабушка ехидно заметила: «Есть же дети!»-, на что Саша ответил: «А я их обгоню!». Чтобы показать, как изменился Саша, немного отойдем от нашего героя и вспомним, что он является прототипом непосредственно самого писателя Павла Санаева. Павел реализовал себя в режиссуре, подарил немало хороших книг, иными словами, добился самоактуализации. Пусть он не перегнал тех мотогонщиков, но смог воплотить свой потенциал, став успешным человеком, тем самым, компенсировав все упреки бабушки, полученные еще в детстве.
Эмансипация у мальчика выражена слабо, в основном, он не противится наказаниям бабушки, позволяет ругать себя, не высказывая протеста. За исключением одного случая, когда маленький Саша сбегает из дома, взяв с собой деньги из копилки и отправившись на поиски мамы. Здесь мы видим проявление чрезвычайной привязанности к близкому родственнику – матери.
Сашу беспокоит здоровье матери, даже когда ему ничего не угрожает. Однажды он увидел дубленку на заднем сидении машины, и стал обвинять бабушку и дедушку в убийстве дочери: «Вы ее убили, а дубленку себе оставили!». Сколько бы его не убеждали в обратном, мальчик долго не мог успокоиться, рыдая навзрыд.
У психастенических индивидов также имеется склонность к гиперкомпенсации, только проявляется она в те моменты, когда стоит быть осмотрительным и осторожным, а если дело заканчивается неудачей, то это делает их еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Вспоминая случай побега из дома, можно отметить, что у Саши побег закончился неудачно: дедушка поймал его и отвел домой. Больше Саша не сбегал.Как и другим психастеническим личностям, Саше свойственна физическая неразвитость: мальчик болен многими болезнями, не занимается спортом и мало гуляет. Таким образом, наблюдается смешанный типпсихопатии, сочетающий в себе сенситивные и психастенические стороны.
Выявим, на какой стадии психосексуального развития, согласно теории личности З.Фрейда, находится Саша. Заметим, что мальчик нуждается в удовлетворении потребности в аффилиации: он постоянно думает о матери и желает быть рядом с ней, а отчима воспринимает негативно. У мальчика выражен Эдипов комплекс, а поскольку бабушка ограничивает встречи с матерью (то есть препятствует разрешению конфликта), то происходит фиксация на фаллической стадии. [1]
Способности у Саши не выражены. Своей чрезмерной опекой бабушка ограничила мальчика буквально ото всех видов деятельности, что препятствует выявлению тех или иных навыков. Учится ребенок слабо, допускает ошибки в предложениях, что говорит о возможной дисграфии (трудность овладения письменной речью).
Мотивация героя
Для того, чтобы понять, какие силы движут поступками героя, обратимся к теории мотивации А.Маслоу.Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии, поскольку одним из первых стал изучать психическое здоровье индивида, его ценности и способность к самоактуализации, воспринимая человека как структуру, готовую к самосовершенствованию, а не что-то заведомо данное. Согласно теории мотивации, индивид не может перейти к высшей стадии (самоактуализации) пока не удовлетворит потребности низшего уровня.[4] На какой стадии находится Саша Савельев?
Несмотря на то, что Нина Антоновна всячески опекает внука, окружая его чрезмерной опекой о здоровье, мальчик не чувствует себя в безопасности, поскольку боится собственной бабушки. Однако потребность в безопасности может быть удовлетворена, если ребенок находится наедине с матерью, поскольку, как отмечает Саша, с ней он «ничего не боится». Потребность в любви и принадлежности также удовлетворяется в обществе мамы, ребенку приятны ее объятия, он и сам хочет отдавать любовь, в то время как с бабушкой, он чувствует лишь холод, ему неприятны бабушкины поцелуи, он сравнивает их с чем-то «неприятным и мокрым». Из разного отношения к бабушке и к маме видно, почему Саша убежал в своем время из дома: он хотел освободиться от тяжелого бремени опекунства и стремился побыстрее увидеться с мамой.
Также проанализируем частые мысли о смерти. Герою постоянно внушали, что он самый больной из всех детей, что он скоро покинет этот свет, поэтому, живя в такой атмосфере, мальчик неоднократно задумывался о собственных похоронах. У него была навязчивая идея, чтобы его похоронили за маминым плинтусом, ведь так он даже после смерти мог быть поближе к матери, удовлетворяя потребности в безопасности и любви.
Согласно теории, неудивительно, почему мальчик не был самым талантливым из своих сверстников, почему не занимался споротом или не ездил на мотоциклах, как показывали по телевизору, ведь потребности низшего уровня не были удовлетворены. Нездоровые межличностные отношения с бабушкой не могли удовлетворить потребности в любви, самоуважении и безопасности, а посему не могли приблизить мальчика к психологическому здоровью, что препятствовало самоактуализации.
Рассмотрим альтруистическую мотивацию героя, когда он сбегает из дома. Саша объясняет свой поступок тем, что он хотел «спасти маму», поэтому берет деньги из копилки для нее. Это действо можно объяснить, основываясь на биологическом подходе Дж.Раштона, который предполагает, что индивид [Саша]отбирает генетически схожих людей [мама] для помощи. Это альтруистическое поведение подкреплено эгоистическими началами, поскольку альтруизм полезен для выживания вида (Саша надеется, что однажды вернется к матери).[1]
Теория драм1
Трансформация героя на протяжении событий фильма
Чтобы посмотреть на трансформацию героя в течение кинокартины, обратимся к теории бихевиоризма, которая тесно связана с именами Д. Уотсона и Э. Торндайка.[5] Согласно этой теории, поведение человека формируется под влиянием внешней среды по формуле: стимул-реакция. Позже была добавлена переменная, вмещающая в себя ценности, нравственные установки, опыт индивида.
Помимо того, что Саша стал более замкнутым и инертным ввиду влияния бабушки (где бабушка – внешняя среда), мальчик привил себе вредные привычки. Например, наслушавшись нецензурных высказываний Нины Антоновны, которых она не стесняется в присутствии родных, Саша стал использовать подобные выражения и в своем лексиконе.Это также можно связать с когнитивной теорией динамики мотивации, согласно которой человек стремится к соответствию информационных потоков.[1] Мальчик понимает, что нецензурные слова –это «плохо» (ведь он использует их по назначению, чтобы высказать свое недовольство), но, видя, как бранится бабушка, Саша перенимает вредные слова от нее, тем самым, снижая уровень когнитивного диссонанса и убеждая себя, что материться есть норма, ведь так делает бабушка.
Действия фильма протекают всего за пару дней, поэтому значительных изменений герой не терпит.
Примеры похожих учебных работ
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
Теория драм1
Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Теория Эдвина Шнейдмана
Теория толкования снов
«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева
Повесть написана Павлом Санаевым с юмором, но на самом деле перед нами разыгрывается жизненная драма. Отзывы от читателей после выхода книги «Похороните меня за плинтусом» говорят об удивительной жизненности книги. Павел Санаев рассказывает об утраченных мечтах, несбывшихся надеждах. Как часто, обладая в потенциале большими возможностями, мы не умеем ими воспользоваться. Причина кроется в нашей недостаточной развитости, которая приводит к полной неспособности сделать свою жизнь счастливой. Самое печальное, что средством и способом решения внутренних психологических проблем и противоречий взрослых становится ребенок. Именно так происходит в повести Павла Санаева. Повествование ведется от лица мальчика Саши Савельева, но все пространство повести занимает собой фигура бабушки.
Поговорим о семье бабушки и дедушки, в которой с четырех лет живет Саша. Этот брак теперь уже немолодых людей не был результатом вдруг вспыхнувшей страсти или романтической влюбленности. Дедушка, в то время актер МХАТа, приехал с театром в Киев на гастроли и женился «назло», на спор. Причиной столь странного поступка послужила обида на женщину, с которой у него были отношения: «Вот она еще пожалеет, прибежит. ». Эта анальная обида сыграла свою роковую роль. Скоропостижный брак, как мы увидим далее, так и не стал счастливым.
Бабушка, в свою очередь, увлеклась симпатичным на «мордашку» актером, тоже не испытывая глубокого чувства. Кожно-анально-зрительная с малоразвитым зрительным вектором, она была способна наполняться лишь через непосредственную смену зрительных впечатлений, поэтому и хотела в большой город, где ее влекли выставки, театры, возможность покрасоваться в новом обществе. Кожное желание новизны и больших возможностей также сыграло свою роль.
Однако ее надежды не оправдались. В «Похороните меня за плинтусом» Санаев показывает трагедию Нины Антоновны:
«Ненавижу я эту Москву! Сорок лет ничего здесь, кроме горя и слез, не вижу. Жила в Киеве, была в любой компании заводилой, запевалой. Как я Шевченко читала. »
«…Хотела актрисой быть, отец запретил, стала работать в прокуратуре. Так тут этот появился. Артист из МХАТа, с гастролями в Киев приехал. Сказал: женится, в Москву увезет. Я и размечталась, дура двадцатилетняя! Думала, людей увижу, МХАТ, буду общаться. Как же. »
«. И привез меня, Вера Петровна, в девятиметровую комнату, ─ жалуется бабушка. ─ Четырнадцать лет мы там жили, пока квартиру не получили. Мука, Вера Петровна, с тугодумом жить! Я пытливая была, все хотела узнать, все мне было интересно. Сколько просила его: «Давай в музей сходим, на выставку». Нет. То времени у него нет, то устал, а одна куда я пойду ─ чужой город. Только на спектакли его мхатовские и ходила. Правда, было что посмотреть, МХАТ тогда славился, но скоро и туда отходилась ─ Алешенька родился».
В этих условиях Нина Антоновна, женщина немалого темперамента, так и не сумела реализовать свой кожно-зрительный потенциал. Не было светских вечеров, где бы она блистала в центре внимания, не было спектаклей, где она играла бы и выплескивала свои эмоции, не было признания, аплодисментов публики, внимания к ее персоне.
Очень точно Павел Санаев показывает нелучшие проявления анального вектора: обвинения и проклятия в адрес Саши и дедушки ─ обычное дело для Нины Антоновны.
«Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь!» ─ наиболее частая характеристика внука, когда бабушка в гневе.
«Гицель проклятый, татарин ненавистный! Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!» ─ это пожелание дедушке.
Имея огромный нереализованный зрительный темперамент, бабушка постоянно эмоционально раскачивает себя, вовлекая в эти сцены Сашу и дедушку. Поводом может стать даже разбитый чайник:
─ Оставьте меня. Дайте мне умереть спокойно.
─ Нина, ну что ты вообще. ─ сказал дедушка и помянул бабушкину мать. ─ Из-за чайника. Разве можно так?
─ Оставь меня, Сенечка. Оставь, я же тебя не трогаю. У меня жизнь разбита, при чем тут чайник. Иди. Возьми сегодняшнюю газетку. Саша, пойди, положи себе кашки. Ну ничего! ─ бабушкин голос начал вдруг набирать силу. ─ Ничего! ─ тут он совсем окреп, и я попятился. ─ Вас судьба разобьет так же, как и этот чайник. Вы еще поплачете!
События в повести «Похороните меня за плинтусом» развиваются драматически. Санаев раскрывает характер героини через череду событий. На душу Нины Антоновны наложила отпечаток и потеря первого ребенка Алеши во время войны.
«…И тут Алешенька заболел. Какой мальчик был! Вера Петровна, какое дите! Чуть больше года ─ разговаривал уже! Светленький, личико кукольное, глаза громадные, серо-голубые.
Любила его так, что дыхание замирало. И вот он в этом подвале заболел дифтеритом с корью, и в легком нарыв ─ абсцесс. Врач сразу сказал: он не выживет. Обливалась слезами над ним, а он говорит мне: «Не плачь, мама, я не умру. Не плачь». Кашляет, задыхается и меня утешает. Бывают разве такие дети на свете?! На следующий день умер. Сама несла на кладбище на руках, сама хоронила».
Этот стресс только усугубил различные зрительные страхи и фобии Нины Антоновны.
Оказавшись в четырех стенах, она чувствует себя плохо. Как кожно-зрительной самке ей тесно дома.
─ Она работает. Все время с ребенком, по хозяйству. ─ объясняет дедушка врачу-психиатру.
─ Нет. Ей надо с людьми работать. Библиотекарем, продавцом, кем угодно. Она общительный человек, ей нельзя быть одной, ─ отвечает врач.
Не имея возможности применить себя вне дома, она мечется. В повести очень наглядно показано, как ее нереализованная эмоциональная амплитуда прорывается истериками и бесконечными страхами. В итоге Нина Антоновна оказывается в психиатрической больнице:
«Никакой у меня мании не было, была депрессия, которая усугубилась. Я пыталась объяснить, но сумасшедшую кто слушать станет! Положили меня обманом в больницу ─ сказали, что положат в санаторное отделение, а положили к буйным. Я стала плакать, меня стали как буйную колоть. Я волдырями покрылась, плакала день и ночь, а соседи по палате говорили: «Ишь, сволочь, боится, что посадят, ненормальной прикидывается». Сеня приходил, я его умоляла: «Забери меня, я погибаю». Забрал, но уж поздно ─ превратили меня в калеку психически ненормальную. Вот этого предательства, больницы, того, что при моем уме и характере ничтожеством искалеченным стала, ─ этого я ему забыть не могу. Он в актерах, в гастролях, с аплодисментами, я в болезнях, в страхах, в унижении всю жизнь. А я книг прочла за свою жизнь столько, что ему и во сне не увидеть!»
Дедушка с бабушкой так и жили, по сути, чужими друг другу людьми ─ по привычке, потому что так сложилось. И если бы дедушка обладал чуть большим темпераментом, то, возможно, брак давно распался. Но он смирился, плыл по течению. Его опора на анальность, и, как следствие, привязанность ко всему старому, нежелание изменений здесь тоже сыграли свою роль. В
«Похороните меня за плинтусом» очень системно можно наблюдать и тапочки, и рыбалку, и гараж.
Но и дедушкиному терпению иногда приходил конец, и возникали ссоры. После очередной ссоры дедушка рассказывает приятелю:
«Концерты, фестивали, жюри какие-нибудь нахожу себе ─ только бы уйти. Сейчас в Ирак полечу на неделю нашего кино. Ну на кой мне это в семьдесят лет надо?! Она думает, я престиж какой ищу, а мне голову преклонить негде. Сорок лет одно и то же, и никуда от этого не деться, ─ в глазах у дедушки появились слезы. ─ Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал ─ может, само как-нибудь. Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу.
…Первое время думал ─ привыкну, потом понял, что нет, а что делать, не везти же ее в Киев обратно? Потом Алеша родился, тут уж что раздумывать? Пара мы, не пара ─ ребенок на руках, жить надо. Я и смирился, что так будет».
Рожденная в конце войны дочка Оля, мама Саши, так и не стала любимой для Нины Антоновны. В произведении системно прослеживается совершенно разное отношение к первому и второму ребенку, предпочтение сына дочери. Автор хорошо показал, как мать ведет себя по отношению к подрастающей дочери: как настоящая кожно-зрительная самка она испытывает чувство соперничества и ревности. Анальное ощущение «недодали», сдобренное зашкаливающей эмоциональной амплитудой, лишь подливает масла в огонь. Она винит дочь, что та лишила ее жизни, не оправдала ее надежд. Не выбирая слов, она выплескивает на нее всю свою боль.
─ Что за язык у тебя, мам? Что ни слово, то, как жаба, изо рта выпадает. Чем же я тебя обидела так?
─ Обидела тем, что всю жизнь я тебе отдала, надеялась, ты человеком станешь. Нитку последнюю снимала с себя: «Надень, доченька, пусть на тебя люди посмотрят!» Все надежды мои псу под хвост!
─ А что ж, когда люди на меня смотрели, ты говорила, что они на тебя, а не на меня смотрят?
─ Когда девушкой я была. А потом еще говорила, что у тебя про меня спрашивают: «Кто эта старушка высохшая? Это ваша мама?» Не помнишь такого? Я не знаю, что с Мариной Влади было бы, если б ей с детства твердили, что она уродка.
─ Я тебе не говорила, что ты уродка! Я хотела, чтоб ты ела лучше, и говорила: «Не будешь есть, будешь уродяга».
─ Всякое ты мне говорила. Не буду при Саше. Ногу ты мне тоже сломала, чтобы я ела лучше?
─ Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, ─ стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, ─ проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: «Ку-упи! Ку-упи!» Я ей говорю: «Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь. » ─ «Ку-упи!» Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала.
─ Так пихнула, что мне гипс накладывали.
В результате такого отношения со стороны матери в детстве Ольга приобрела много негативных якорей, запускающих негативные сценарии. Первый брак Оли распался. Ее замужество также не было «по любви»: Ольга вышла замуж, чтобы вырваться из-под жесткого кожного контроля матери. Она так и говорит:
«Не знала, за чьей спиной от тебя спрятаться».
Анально-кожно-зрительная Оля имела опору на анальность и была небольшого темперамента. Она боялась матери. Ей всегда сложно было противостоять материнскому давлению, и ее развод также не обошелся без вмешательства матери.
Со стороны же Нины Антоновны в деле развода было замешано много всего: кожное желание контролировать всех и вся, женская зависть, анальная месть.
«Бабка к ним на квартиру почти каждый день ходила, помогала. Пеленки стирала, готовила. Весь дом на ней был», ─ рассказывает дедушка, он всячески старается оправдать жену.
После развода, по словам бабушки, «тяжкой крестягой» повесила дочь ей на шею внука. На самом деле Нина Антоновна сделала все, чтобы Саша жил с ней. Рождение внука стало в каком-то смысле для нее спасательным кругом. Она, по словам дедушки, даже «вроде успокоилась». Во внуке она увидела, наконец, цель, применение своим силам и желаниям, свою реализацию.
«Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела», ─ кричит она в ссоре своей дочери. Рационализируя тем, что ребенок часто болеет, ему нужен особый уход, который дочь не может обеспечить, Сашу практически силой забирают у мамы.
«По любви ─ нет на свете человека, который бы любил его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это. Я когда ножки эти тоненькие в колготках вижу, они мне словно по сердцу ступают. Целовала бы эти ножки, упивалась! Я его, Вера Петровна, выкупаю, потом воду менять сил нет, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать, а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду! Никого, как его, не люблю и не любила! Он, дурачок, думает, его мать больше любит, а как она больше любить может, если не выстрадала за него столько? Раз в месяц игрушку принести, разве это любовь? А я дышу им, чувствами его чувствую!
Кричу на него ─ так от страха, и сама себя за это кляну потом. Страх за него как нить тянется, где бы ни был, все чувствую. Упал ─ у меня душа камнем падает. Порезался ─ мне кровь по нервам открытым струится. Он по двору один бегает, так это словно сердце мое там бегает, одно, беспризорное, об землю топчется. Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без нее ─ зачем мне жить?»
Это настоящий эмоциональный вампиризм. На самом деле, кроме отторжения, такая любовь ничего не вызывает. Своим «воспитанием» бабушка взращивает страхи Саши, не дает ему окрепнуть, тормозит его развитие. Стараясь привязать мальчика к себе, она манипулирует его болезнями, вынуждает его чувствовать себя больным, испытывать страх смерти, страх потери мамы.
В повести «Похороните меня за плинтусом» отношения бабушки и Саши сложны. Павел Санаев показывает, какой отклик такая нездоровая любовь вызывает в мальчике. Неудивительно, что Саша не любит бабушку.
«От бабушкиных поцелуев внутри у меня все вздрагивало, и, еле сдерживаясь, чтобы не вырваться, я всеми силами ждал, когда мокрый холод перестанет елозить по моей шее. Этот холод как будто отнимал у меня что-то, и я судорожно сжимался, стараясь это «что-то» не отдать. Совсем иначе было, когда меня целовала мама».
С бабушкой Саша не чувствует себя в безопасности, что так важно для ребенка, особенно зрительного. Напротив, она постоянно внушает ему, что он очень болен и все с ним очень плохо:
«…Ты же смердишь уже. Чувствуешь?»
«. Хотя ты и вырасти-то не успеешь, сгниешь годам к шестнадцати».
«Я всегда знал, что я самый больной и хуже меня не бывает, но иногда позволял себе думать, что все наоборот и я как раз самый лучший, самый сильный, и дай только волю, я всем покажу. Воли мне никто не давал, и я сам брал ее в играх, разворачивавшихся, когда никого не было дома, и в фантазиях, посещавших меня перед сном.
Как-то бабушка показала пальцем в телевизор, где показывали юношеские мотогонки, и восторженно сказала:
Эту фразу я слышал уже по поводу детского хора, юных техников и ансамбля детского танца, и каждый раз она выводила меня из себя.
─ А я их обгоню! ─ заявил я при том, что даже на маленьком велосипеде «Бабочка» ездил с колесиками по бокам заднего колеса и только по квартире. Разумеется, я не думал, что могу обогнать мотоциклистов, но мне очень хотелось сказать, что я обгоню, и услышать в ответ: «Конечно, обгонишь!»
─ Ты?! ─ презрительно удивилась в ответ бабушка. ─ Да ты посмотри на себя! Они здоровые лбы, ездят на мотоциклах, тебя, срань, плевком перешибут!»
Оказывая на Сашу такое колоссальное негативное давление, Нина Антоновна уверена, что всю жизнь посвящает ему и любит только его. Рационализация и самообман бабушки ─ пример того, как можно жить в собственной иллюзии и не видеть страданий, причиной которых становишься. Павел Санаев ярко показывает это в своей повести.
Царивший в семье жесткий кожный контроль Нины Антоновны дополняет картину семейного уклада. Все подчинялось ее распорядку и указаниям. То, как выражает себя стрессующая нереализованная кожа, доходит до абсурда. Подозрительность, страсть к накопительству, припрятывание и перепрятывание на черный день.
«Все деньги, которые приносил дедушка, бабушка распихивала по одной ей ведомым тайникам и часто потом забывала, сколько и куда положила. Она прятала деньги под холодильник, под шкаф, засовывала в бочонок деревянному медведю с дедушкиного буфета, клала в банки с крупой. В книгах были какие-то облигации, поэтому бабушка запрещала их трогать, а если я просил почитать, то сперва перетряхивала книжку, проверяя, не завалялось ли что. Как-то она спрятала в мешок с моей сменной обувью кошелек с восемьюстами рублями и искала его потом, утверждая, что в пропаже повинна приходившая накануне мама. Кошелек мирно провисел неделю в школьном гардеробе, а гардеробщицы не знали, что под носом у них куда более ценная пожива, чем украденная однажды с моего пальто меховая подстежка.
Забывая свои тайники, бабушка находила сто рублей там, где ожидала найти пятьсот, и доставала тысячу оттуда, куда, по собственному мнению, клала только двести. Иногда тайники пропадали. Тогда бабушка говорила, что в доме были воры. Кроме мамы, она подозревала в воровстве всех врачей, включая Галину Сергеевну, всех изредка бывавших знакомых, а больше всего ─ слесаря из бойлерной Рудика. Бабушка уверяла, что у него есть ключи от всех квартир и, когда никого нет, он приходит и всюду шарит. Дедушка пытался объяснить, что такого не может быть, но бабушка отвечала, что знает жизнь лучше и видит то, чего не видят другие.
─ Я видела, он в паре с лифтершей работает. Мы вышли, он с ней перемигнулся ─ и в подъезд. А потом у меня три топаза пропало. Было десять, стало семь, вот так-то!
На вопрос дедушки, почему же Рудик не взял все десять, бабушка ответила, что он хитер и тащит понемногу, чтобы она не заметила. Оставшиеся топазы бабушка решила перепрятать, достала их из старого чайника, зашила в марлю и приколола ко внутренней стороне своего матраца, приговаривая, что туда Рудик заглянуть не додумается. Потом она забыла про это, вытряхнула матрац на балконе, а когда хватилась, мешочка с привезенными дедушкой из Индии топазами простыл под нашими окнами и след».
Бабушка всегда следовала кожному правилу «слово ─ серебро, а молчание ─ золото» и учила этому Сашу. Лгала по-кожному легко, будучи уверена, что иначе нельзя:
«Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово ─ серебро, а молчание ─ золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется. Правилу святой лжи бабушка следовала неукоснительно. Если опаздывала, говорила, что села не в тот автобус или попалась контролеру; если спрашивали, куда уехал с концертами дедушка, отвечала, что он не на концерте, а на рыбалке, чтобы знакомые не подумали, будто он много зарабатывает, и, позавидовав, не сглазили».
Вся жизнь Саши ограничена запретами на развлечения и игры, обычные для других детей. Бесконечной чередой проходят приемы лекарств, сдача анализов и походы по врачам. Несколько раз уже мама пыталась забрать Сашу, но каждый раз его возвращали обратно. Только встречи с мамой становятся для него настоящим праздником.
«Редкие встречи с мамой были самыми радостными событиями в моей жизни. Только с мамой было мне весело и хорошо. Только она рассказывала то, что действительно было интересно слушать, и одна она дарила мне то, что действительно нравилось иметь. Бабушка с дедушкой покупали ненавистные колготки и фланелевые рубашки. Все игрушки, которые у меня были, подарила мама. Бабушка ругала ее за это и говорила, что все выбросит.
Мама ничего не запрещала. Когда мы гуляли с ней, я рассказал, как пытался залезть на дерево, испугался и не смог. Я знал, что маме это будет интересно, но не думал, что она предложит попробовать еще раз и даже будет смотреть, как я лезу, подбадривая снизу и советуя, за какую ветку лучше взяться. Лезть при маме было не страшно, и я забрался на ту же высоту, на какую забирались обычно Борька и другие ребята.
Мама всегда смеялась над моими страхами, не разделяя ни одного. А боялся я многого. Я боялся примет; боялся, что, когда я корчу рожу, кто-нибудь меня напугает и я так останусь; боялся спичек, потому что на них ядовитая сера. Один раз я прошелся задом наперед и боялся потом целую неделю, потому что бабушка сказала: «Кто ходит задом, у того мать умрет». По этой же причине я боялся перепутать тапочки и надеть на левую ногу правый. Еще я как-то увидел в подвале незакрытый кран, из которого текла вода, и стал бояться скорого наводнения. О наводнении я говорил лифтершам, убеждал их, что кран надо немедленно закрыть, но они не понимали и только глупо переглядывались.
Мама объясняла, что все мои страхи напрасны. Она говорила, что вода в подвале утечет по трубам, что задом наперед я могу ходить сколько угодно, что приметы сбываются только хорошие. Она даже специально грызла спичку, показывая, что головка ее не так уж ядовита».
Но Саша вынужден жить с бабушкой: она никогда не отпустит его, свое единственное наполнение и отдушину. Его зрение наполняется страхами, не имея возможности развиваться. Он сопротивляется как может, но он еще мал, ему сложно противостоять давлению. Фантазии зрительного ребенка начинают вращаться вокруг смерти.
«Никогда было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать».
«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, ─ придумал я однажды. ─ Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
«Когда мне пришла в голову такая прекрасная мысль ─ быть похороненным за маминым плинтусом, то единственным сомнением было то, что бабушка могла меня маме не отдать. А видеть из-под плинтуса бабушку мне не хотелось. Я так прямо у бабушки и спросил: «Когда я умру, можно меня похоронят у мамы за плинтусом?» Бабушка ответила, что я безнадежный кретин и могу быть похоронен только на задворках психиатрической клиники. Кроме того, оказалось, что бабушка ждет не дождется, когда за плинтусом похоронят мою маму, и чем скорее это случится, тем лучше. Я испугался задворок психиатрической клиники и решил к вопросу похорон пока не возвращаться, а годам к шестнадцати, когда совсем сгнию, поставить его ребром: последняя воля усыпающего ─ и все тут. Бабушка не открутится, а мама будет только рада, что меня похоронят совсем рядом».
«Мысли о скорой смерти беспокоили меня часто. Я боялся рисовать кресты, класть крест-накрест карандаши, даже писать букву «х». Встречая в читаемой книге слово «смерть», старался не видеть его, но, пропустив строчку с этим словом, возвращался к ней вновь и вновь и все-таки видел».
Общение с мамой, как тоненькая ниточка, выводит Сашу из страха в любовь, дает ему возможность развиваться. Саша любит маму, она единственная дает ему жизненно необходимое чувство безопасности, с ней у него настоящая, спасительная для мальчика, эмоциональная связь.
«Чумочкой мы с бабушкой называли мою маму. Вернее, бабушка называла ее бубонной чумой, но я переделал это прозвище по-своему, и получилась Чумочка».
«Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее. Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое, и думал бы, что жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков. Как это было бы ужасно и как здорово, что это было не так. Жизнь нужна была, чтобы переждать врачей, переждать уроки и крики и дождаться Чумочки».
«Прикосновение ее губ возвращало все отнятое и добавляло в придачу. И этого было так много, что я терялся, не зная, как отдать что-нибудь взамен. Я обнимал маму за шею и, уткнувшись лицом ей в щеку, чувствовал тепло, навстречу которому из груди моей словно тянулись тысячи невидимых рук. И если настоящими руками я не мог обнимать маму слишком сильно, чтобы не сделать ей больно, невидимыми я сжимал ее изо всех сил. Я сжимал ее, прижимал к себе и хотел одного ─ чтобы так было всегда».
«Я начинал ждать ее с самого утра и, дождавшись, хотел получить как можно больше от каждой минуты, что ее видел. Если я говорил с ней, мне казалось, что слова отвлекают меня от объятий; если обнимал, волновался, что мало смотрю на нее; если отстранялся, чтобы смотреть, переживал, что не могу обнимать. Я чувствовал, что вот-вот найду положение, при котором можно будет делать все сразу, но никак не мог его отыскать и суетился, ужасаясь, как быстро уходит время, которого у меня и так было мало».
Только благодаря своему большому темпераменту Саша не сломался. Несмотря на негативное давление бабушки, он смог выдержать и преодолеть ее влияние. Да, он боялся, но сумел выстоять и научился любви благодаря маме, ее поддержка давала ему силы.
Нина Антоновна при огромном потенциале всю жизнь бьется в рамках собственной неразвитости. Имея от природы большие возможности, она не сумела воспользоваться ими, не сумела прожить счастливую жизнь. Сжигаемая собственными нереализованными желаниями, она страдала сама и была причиной страданий других.
Заключительная сцена произведения описывает похороны бабушки. Саша останется жить с мамой и ее новым мужем Анатолием, анально-зрительным театральным художником. По его описанию видно, что он сможет стать мальчику хорошим отчимом. Мама счастлива с ним, и в этой семье совсем другая атмосфера. Отсутствует страх, и есть любовь, родство душ и взаимопонимание. Саше только семь лет, еще есть время для его развития, и мы надеемся, что пережитые негативные моменты оставят в его жизни минимальный след.
Повесть «Похороните меня за плинтусом» почти полностью системное произведение. И отзывы реальных людей перекликаются с жизнью, описанной Павлом Санаевым в книге. Павел Санаев описывает жизнь такой, какая она есть, порой точнейшим образом отражая системность характеров и формирование жизненных сценариев. Глубокое осмысление происходящего с каждым из нас и всеми в целом можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно здесь.