Похищение европы о чем картина
Миф о похищении Европы в живописи
Миф о похищении Европы часто появляется на произведениях художников. Мастера разных стран и художественных школ обращаются к нему снова и снова. С античных времен до нас дошло множество фресок и рисунков на вазах с этим сюжетом. Даже в строгие времена Средневековья миф о похищении Европы периодически воплощается в книжной миниатюре. Начиная с эпохи Возрождения он вновь становится чрезвычайно популярным и остается таковым до наших дней.
О чем говорит легенда о похищении Европы?
Миф о похищении Европы рассказывает о дочери финикийского царя, красавице с пышными косами. Однажды она с подругами гуляла по морскому берегу, пела песни и собирала цветы. Зевс заметил ее и залюбовался красотой царевны. Он явился к девушкам в виде прекрасного белого быка и начал ластиться к Европе. Она беспечно забралась быку на спину. В этот момент он бросился в воду и поплыл прочь от берега. Зевс привез красавицу на остров Крит, где явился ей в человеческом обличье и подарил драгоценное ожерелье.
Миф о похищении Европы завершается рождением троих сыновей от Зевса и свадьбой девушки с критским царем Астерием, у которого не было своих детей. Астерий воспитал сыновей Зевса и передал власть Миносу, ставшему царем Кносса. В знак любви Зевса к Европе на небе появилось созвездие Тельца.
В этой легенде отражаются представления древних греков о зарождении цивилизации на Крите. В гомеровские времена Европой называлась территория Средней Греции, а позже это название перешло на весь материк.
Изображения Европы в эпоху Ренессанса и в XVII веке
У многих представителей Возрождения есть работы на сюжет этого мифа. Самая известная — картина Тициана (Tiziano Vecellio), написанная для испанского короля Филиппа II. Героиня этого произведения машет ярким шарфом своим подругам, оставшимся далеко на берегу, но они не в силах помочь ей. Диагональная композиция и бурлящие волны создают ощущение движения. Резвящиеся вокруг амуры намекают на дальнейшее развитие любовной истории. Помимо оригинала, известна копия этой картины кисти Рубенса (Pieter Paul Rubens).
В эпоху высокого Барокко изображение Европы и быка создал Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого называют «северным Тицианом». Нет сомнения, что голландский художник испытывал влияние титана Возрождения. Исследователи отмечают сходство стиля и техники. Но есть и существенные различия: полотно Рембрандта реалистичнее и строже. Вместо амуров мы видим характерный для Голландии пейзаж. Героиня похожа на современницу художника, а не на древнегреческую царевну. Ее платье — роскошное, но целомудренно-закрытое.
Картина относится к раннему периоду творчества Рембрандта. В ней видна яркость красок, которая исчезает в поздние годы. Контраст между темным лесом и ярким небом, золотые блики и цветные отражения в воде делают изображение глубоким и драматичным.
Совсем другой Европа предстает на картине представителя итальянского барокко Гвидо Рени (Guido Reni). Художник сосредоточился на красоте героини и не отвлекает от нее лишними деталями. Лишь при внимательном рассмотрении можно заметить сливающиеся с фоном фигурки людей, оставшихся далеко вдали. Небо и море написаны в приглушенных тонах. Вся яркость достается одеянию девушки, написанным в традициях Возрождения. Драпировки подчеркивают женственный силуэт красавицы и развеваются на ветру, придавая изображению динамичность. Европа поднимает глаза к небу и видит амура. Скоро испуг девушки сменится любовью.
Европа на полотнах Буше и Гойи
На примере этих мастеров видно, как менялись художественные вкусы на протяжении XVIII века. Франсуа Буше (François Boucher) — яркий представитель стиля рококо с его легкомыслием и чувственностью. Буше неоднократно обращался к теме древнегреческих мифов и несколько раз писал Европу. Самые известные работы — 1734 и 1747 годов. Обе написаны в характерных для рококо светлых пастельных тонах. На ранней версии преобладают золотисто-розовые краски, на поздней — серебристо-голубые. В обоих случаях отсутствует какой-либо драматизм. Бык еще не похитил девушку и расслабленно лежит на берегу. Все герои беспечно наслаждаются жизнью.
Испанец Франсиско Гойя (Francisco Goya) создал картину на сюжет похищения Европы в конце XVIII столетия, когда стиль рококо уже устарел. Творчество этого мастера относят к романтизму, а его самого называют «последним из старых и первым из новых» художников.
Работа 1772 года — полная противоположность декоративным произведениям Буше. Гойя не ставил себе цель передать привлекательность героини. При всем желании невозможно увидеть на холсте и намека на игру или нежное чувство любви. Напротив, тусклые желто-зеленые краски оставляют тревожное впечатление. Даже бык окрашен в черный, а не традиционный светлый или пятнистый цвет. Картина похожа на мрачное сновидение.
«Похищение Европы» Валентина Серова
Благодаря Валентину Серову древнегреческий миф приобрел особенное значение и для русской живописи. Эта картина, написанная в стиле модерна, знакома каждому. В 1907 году художник побывал в Греции и увидел развалины Кносского дворца на Крите. Тогда ему и пришла в голову идея описать старинный сюжет.
Серов смело отступает от традиций античной гармонии и академизма. Горизонт у него не ровный, а волнообразный. Силуэты быка и дельфинов вытянуты и устремлены в одном направлении. Все это создает впечатление быстрого движения в бурном море. Вопреки канону, шкура быка окрашена в яркий коричневый цвет, который выразительно смотрится на фоне фиолетово-синего моря. Темные мазки на воде напоминают королевскую мантию. Европа не чувствует страха и спокойно плывет навстречу судьбе.
На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести работы старых и современных, русских и зарубежных мастеров. Среди лотов часто появляются картины на мифологические сюжеты, способные украсить любую коллекцию.
Похищение Европы
Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.
Существует несколько авторских вариаций картины, однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.
Картон, темпера. 71×98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Миф о похищении
Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.
Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса, однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.
Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.
Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.
Картина «Похищение Европы»
Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.
На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.
Картон, темпера, гуашь, уголь. 80 х 100. Государственная Третьяковская галерея.
Смысл картины
Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.
Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.
Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.
Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.
Картина «Похищение Европы», Серов — описание
Описание картины:
Мощно прорезая густое море, уносит бык красавицу Европу. Резвятся дельфины, сопровождая героев. Небо сливается с морем. Волны, словно королевская горностаевая мантия, окутывают сильное тело быка. Спокойна, даже равнодушна Европа.
Далек от античных образцов и облик Европы. Перед зрителем не мраморная застывшая красота, а обычная молодая девушка, смуглая, обычного телосложения, далекого от античной гармонии.
Символический смысл сюжета приобретает в глазах художника особое, современное звучание. Европа ушла от долголетнего поклонения античным образцам. Чем закончится плавание? К какому берегу пристанет бык? Вопросы остаются открытыми.
Пространство картины подчинено особому ритму. Дельфины придают композиции динамику, подчеркивая мощь и силу быка. Горизонт работы открыт. Ленивые блики на волнах, искаженное, лишь обозначенное отражение героев в водной глади, создает ощущение могущества стихии, ее неукротимость.
Европа чувствует себя уверенно на быке, она полностью доверилась ему. Гирлянда, остатки которой зацепились за рог, не выглядит больше украшением. Герои оглядываются на зрителя, словно приглашая его вслед за собой, в неизвестность.
Работа стала одной из последних в жизни автора. Это своего рода осмысление всего творческого пути, непростые размышления о современном мире, о его пути в будущее. Обращение к античному сюжету не случайно. Воплощение классического сюжета новыми художественными средствами, это творческое завещание мастера, попытка оставить миру послание.
Именно эта работа считается одной из самых удачных, узнаваемых работ автора, образцом живописи модернизма. На сегодняшний день известно около десяти различных версий этой работы. Автор упорно искал оптимальную цветовую гамму, экспериментировал с пространством, совершенствовал образы. Каждая из версий отличается своим художественным звучанием, атмосферой и колоритом.
Похищение Европы (картина Серова)
«Похищение Европы» — картина Валентина Серова, написанная в 1910 году и известная в нескольких авторских вариантах.
Содержание
Сюжет
Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.
История
Композиция
Используя характерный для эстетики модерна приём стилизации, Серов первым создает свою, далекую от академических канонов, версию античного сюжета. Композиционное решение полотна было им найдено достаточно быстро. С высокой линией горизонта, она построена на диагональном движении форм. В 1909—1910 годах Серов лишь продолжает поиски масштабных соотношений ее элементов, подчеркивающих монументальность произведения. Он вытягивает, трансформирует силуэты быка и дельфинов, чтобы подчеркнуть динамику общего композиционного движения. Очень выразителен и особо «упругий» ритм этого произведения. Горизонталь неба и моря как бы взрыты поднимающимися волнами. Море неспокойно, оно вздымает валы. Дельфины повторяют движение плывущего Зевса, чем усиливают динамику композиции. [2]
В колористическом решении Серов также отступил от традиции, использовав ту гамму, которая привлекала его в тот период. Так, быка вопреки сложившимся в искусстве представлениям, он сделал не белоснежным, а рыжим. Это ярко-оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового моря необычайно красиво и выразительно. Хотя новаторский замысел остался в итоге неоконченным в связи с безвременной кончиной художника, исследователи сходятся о том, что в «Похищении Европы» Серов нашел не только свой новый изобразительный язык, но и открыл новый вариант утверждавшегося художественного стиля.
Варианты
Описание картины “Похищение Европы” Валентина Серова
Картину “Похищение Европы” написал русский художник Валентин Серов в 1910 году. Автор не ограничился одним вариантом изображения. Всего известно шесть вариантов этого полотна.
Когда все персонажи – не те, кем кажутся
На создание картины Серова вдохновили мифы Древней Греции. За основу художник взял миф про Европу, которая являлась дочерью финикийского царя. Зевс полюбил девушку и приходил навещать Европу образе быка. Ей нравилось наряжать и украшать быка. Однажды Европа решила покататься на спине быка, тот же незамедлительно умчался вместе с царевной. Позже, она стала его женой, у них появилось три сына-героя.
Интересна история создания картины. По версии свидетельств, Московский Музей изящных искусств сделал заказ Серову на создание росписей. Художник отправился в Грецию для более глубокого изучения материала. Изначально “Похищение Венеры” не должно было стать картиной.
Картина кажется динамичной, в ней явно присутствует движение. Этот эффект достигнут за счет диагонального расположения главных героев полотна. Образы быка и дельфина вытянуты, это задает такт действию.
Море тоже является самостоятельным персонажем: оно также не лишено действия, подбадривая Зевса и Европу. Но при этом волны стараются не навредить, выступают в роли союзников.
Цветовое решение в произведении Валентина Серова отходит от традиционных представлений. Художник отдался собственному ощущению и видению этой сцены.
Даже образ быка был кардинально изменен. По древнегреческому преданию он белоснежный, но художник изобразил его ярко-рыжим. Так он четко выделяется на фоне синего моря.
Невооруженным глазом можно заметить, что работа не перегружена многочисленными элементами. Этому есть два объяснения: отсутствие деталей — традиция модернизма. Живописец концентрирует внимание только на главных героях картины. Более того, быка он наделяет некими человеческими чертами, что сразу бросается в глаза.
Увидеть картину вживую можно в Третьяковкой галерее.