Похищение европы что означает картина
Похищение Европы
Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.
Существует несколько авторских вариаций картины, однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.
Картон, темпера. 71×98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Миф о похищении
Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.
Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса, однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.
Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.
Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.
Картина «Похищение Европы»
Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.
На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.
Картон, темпера, гуашь, уголь. 80 х 100. Государственная Третьяковская галерея.
Смысл картины
Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.
Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.
Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.
Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.
Картина Похищение Европы — Тициан Вичеллио
Известную картину Похищение Европы, Тициан посвятил мифологической тематике. Многие художники знаковой эпохи Ренессанса искали вдохновения в античных мифах. Картина «Похищение Европы», которое Тициан создал в последние годы европейского Возрождения, наполнено динамикой, эмоциями и психологизмом.
История создания
«Похищение Европы» было написано на закате Ренессанса – в 1562 г. За основу сюжета Тициан взял известный миф, описанный в «Метаморфозах» Овидия – эта книга обрела особую популярность в XVI в. Картина «Похищение Европы» принадлежит к жанру мифологической живописи – иллюстрируя античные мифы, Тициан мог позволить себе больше реализма, динамики и живых страстей, чем при работе над классическими библейскими мотивами.
Картина «Похищение Европы» писалась во время посещения художником Испании. Тициан создал это произведение по приказу короля Филиппа V, заказавшего живописцу целый цикл «поэзий» на античную тематику. Работа над полотном «Похищение Европы» длилась два года. После смерти создателя картина пережила немало событий:
В настоящее время «Похищение Европы» находится в США, в Бостонском музее им. Изабеллы Стюарт Гарднер.
Автор
Тициан Вичеллио, самый прославленный живописец ренессансной венецианской школы, родился между 1488-1490 гг. – точно не известно. Место его рождения – провинция Беллуно, небольшой городок Пьеве-ди-Кадоре. Происходил Тициан из семьи государственного деятеля и военного, человека известного и уважаемого.
В отроческом возрасте будущий художник отправился учиться в Венецию – Тициан уже тогда хотел заниматься живописью. Главными учителями его стали братья Беллини, в чьей мастерской художник постигал азы изобразительного искусства. Также большое влияние на него оказали Лоренцо Лотто, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо и другие живописцы Венеции.
В конце 1510-х годов Тициан становится главным художником Венеции. Совершенствуя свой творческий метод, он переходит от фресок и портретов к масштабным религиозным, мифологическим и историческим полотнам. Благодаря покровительству Федерико Гонзага Тициан сходится с Карлом V, Папой Павлом III, Филиппом V, работает в разных странах, пишет портреты исторических личностей, монументальные панорамы и драматичные сюжеты. В поздний период, время полного раскрытия его таланта, Тициан создает полотно «Похищение Европы». Художник прожил довольно долгую жизнь – около 86 лет. Умер Тициан в 1576 г., заразившись чумой от собственного сына.
Описание картины
Картина «Похищение Европы» изображает миф о дочери царя Финикии – ее имя поставлено в название произведения. Верховный бог греческого пантеона, Зевс похитил ее, обернувшись быком. Картина показала воплощение божества в виде сильного, крупного белого быка, увозящего на своей спине кричащую, судорожно вцепившуюся в один из рогов животного девушку.
Вопреки сложившейся традиции, главные образы картина показывает не в центре, а ближе к правому нижнему углу. На берегу сцену в растерянности наблюдают подруги похищенной. Вокруг летают купидоны с луками и стрелами, один из них плывет на крупной рыбине. «Похищение Европы» имеет довольно масштабные размеры — 178×205. Эта картина написана маслом на холсте. Художник использовал для полотна «Похищение Европы» естественные, в меру яркие краски:
Ярче всего на полотне «Похищение Европы» изображено небо, красный шарф царевны и горчичного цвета покрывало на спине быка. В целом, картина выполнена в свойственных творчеству Тициана нежно-золотистых тонах.
Что хотел сказать автор
«Похищение Европы» практически не имеет скрытых смыслов и значимых символических деталей. Тициан выбрал этот сюжет из-за его динамичности, драматичности и эмоционального накала. Идеи и чувства, которые выражает картина: страх, беззащитность, страсть, желание и красота, способная погубить свою обладательницу.
«Похищение Европы» живо передает ужас и отчаяние девушки – она беспомощно оглядывается в сторону берега и оставшихся на суше подруг, губы ее разомкнуты в безмолвном крике. Одновременно Тициан подчеркивает ее красоту, реалистично вырисовывая почти не скрываемую тончайшим одеянием фигуру. Бык на полотне «Похищение Европы» мускулистый, мощный, с лоснящейся шкурой и длинными рогами, олицетворяет страсть. Это чувство картина передает как близкое к животному состоянию – яростное, беспощадное, толкающее на преступление чувство, заставляющего тех, кого она поразила, становиться опасным и для себя, и для объекта страсти.
Миф о похищении Европы в живописи
Миф о похищении Европы часто появляется на произведениях художников. Мастера разных стран и художественных школ обращаются к нему снова и снова. С античных времен до нас дошло множество фресок и рисунков на вазах с этим сюжетом. Даже в строгие времена Средневековья миф о похищении Европы периодически воплощается в книжной миниатюре. Начиная с эпохи Возрождения он вновь становится чрезвычайно популярным и остается таковым до наших дней.
О чем говорит легенда о похищении Европы?
Миф о похищении Европы рассказывает о дочери финикийского царя, красавице с пышными косами. Однажды она с подругами гуляла по морскому берегу, пела песни и собирала цветы. Зевс заметил ее и залюбовался красотой царевны. Он явился к девушкам в виде прекрасного белого быка и начал ластиться к Европе. Она беспечно забралась быку на спину. В этот момент он бросился в воду и поплыл прочь от берега. Зевс привез красавицу на остров Крит, где явился ей в человеческом обличье и подарил драгоценное ожерелье.
Миф о похищении Европы завершается рождением троих сыновей от Зевса и свадьбой девушки с критским царем Астерием, у которого не было своих детей. Астерий воспитал сыновей Зевса и передал власть Миносу, ставшему царем Кносса. В знак любви Зевса к Европе на небе появилось созвездие Тельца.
В этой легенде отражаются представления древних греков о зарождении цивилизации на Крите. В гомеровские времена Европой называлась территория Средней Греции, а позже это название перешло на весь материк.
Изображения Европы в эпоху Ренессанса и в XVII веке
У многих представителей Возрождения есть работы на сюжет этого мифа. Самая известная — картина Тициана (Tiziano Vecellio), написанная для испанского короля Филиппа II. Героиня этого произведения машет ярким шарфом своим подругам, оставшимся далеко на берегу, но они не в силах помочь ей. Диагональная композиция и бурлящие волны создают ощущение движения. Резвящиеся вокруг амуры намекают на дальнейшее развитие любовной истории. Помимо оригинала, известна копия этой картины кисти Рубенса (Pieter Paul Rubens).
В эпоху высокого Барокко изображение Европы и быка создал Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого называют «северным Тицианом». Нет сомнения, что голландский художник испытывал влияние титана Возрождения. Исследователи отмечают сходство стиля и техники. Но есть и существенные различия: полотно Рембрандта реалистичнее и строже. Вместо амуров мы видим характерный для Голландии пейзаж. Героиня похожа на современницу художника, а не на древнегреческую царевну. Ее платье — роскошное, но целомудренно-закрытое.
Картина относится к раннему периоду творчества Рембрандта. В ней видна яркость красок, которая исчезает в поздние годы. Контраст между темным лесом и ярким небом, золотые блики и цветные отражения в воде делают изображение глубоким и драматичным.
Совсем другой Европа предстает на картине представителя итальянского барокко Гвидо Рени (Guido Reni). Художник сосредоточился на красоте героини и не отвлекает от нее лишними деталями. Лишь при внимательном рассмотрении можно заметить сливающиеся с фоном фигурки людей, оставшихся далеко вдали. Небо и море написаны в приглушенных тонах. Вся яркость достается одеянию девушки, написанным в традициях Возрождения. Драпировки подчеркивают женственный силуэт красавицы и развеваются на ветру, придавая изображению динамичность. Европа поднимает глаза к небу и видит амура. Скоро испуг девушки сменится любовью.
Европа на полотнах Буше и Гойи
На примере этих мастеров видно, как менялись художественные вкусы на протяжении XVIII века. Франсуа Буше (François Boucher) — яркий представитель стиля рококо с его легкомыслием и чувственностью. Буше неоднократно обращался к теме древнегреческих мифов и несколько раз писал Европу. Самые известные работы — 1734 и 1747 годов. Обе написаны в характерных для рококо светлых пастельных тонах. На ранней версии преобладают золотисто-розовые краски, на поздней — серебристо-голубые. В обоих случаях отсутствует какой-либо драматизм. Бык еще не похитил девушку и расслабленно лежит на берегу. Все герои беспечно наслаждаются жизнью.
Испанец Франсиско Гойя (Francisco Goya) создал картину на сюжет похищения Европы в конце XVIII столетия, когда стиль рококо уже устарел. Творчество этого мастера относят к романтизму, а его самого называют «последним из старых и первым из новых» художников.
Работа 1772 года — полная противоположность декоративным произведениям Буше. Гойя не ставил себе цель передать привлекательность героини. При всем желании невозможно увидеть на холсте и намека на игру или нежное чувство любви. Напротив, тусклые желто-зеленые краски оставляют тревожное впечатление. Даже бык окрашен в черный, а не традиционный светлый или пятнистый цвет. Картина похожа на мрачное сновидение.
«Похищение Европы» Валентина Серова
Благодаря Валентину Серову древнегреческий миф приобрел особенное значение и для русской живописи. Эта картина, написанная в стиле модерна, знакома каждому. В 1907 году художник побывал в Греции и увидел развалины Кносского дворца на Крите. Тогда ему и пришла в голову идея описать старинный сюжет.
Серов смело отступает от традиций античной гармонии и академизма. Горизонт у него не ровный, а волнообразный. Силуэты быка и дельфинов вытянуты и устремлены в одном направлении. Все это создает впечатление быстрого движения в бурном море. Вопреки канону, шкура быка окрашена в яркий коричневый цвет, который выразительно смотрится на фоне фиолетово-синего моря. Темные мазки на воде напоминают королевскую мантию. Европа не чувствует страха и спокойно плывет навстречу судьбе.
На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести работы старых и современных, русских и зарубежных мастеров. Среди лотов часто появляются картины на мифологические сюжеты, способные украсить любую коллекцию.
Описание картины Серова «Похищение Европы»
Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.
Существует несколько авторских вариаций картины, однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.
Картон, темпера. 71×98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Миф о похищении
Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.
Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса, однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.
Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.
Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.
Описание картины Валентина Серова «Похищение Европы»
Мысль написать картину, сюжет которой основан на древнегреческом мифе, приходит к Валентину Серову во время его поездки по Греции, где он и изучал древнегреческое искусство. И в 1910 году из-под его кисти появляется полотно «Похищение Европы», которое практически мгновенно становится еще одним признанным шедевром в копилке прославленного русского живописца.
Суть мифа, положенного в основу картины, состоит в следующем: Зевс, заметив необычайную красоту земной девушки Европы, дочери царя финикийцев, Агенора, влюбляется в нее и решает ее похитить. Обратившись в быка, он предстает перед прекрасной Европой. Усыпив ее бдительность миролюбивым поведением, дождавшись момента, когда девушка сядет ему на спину, Зевс в образе животного бросается в море и уплывает на остров Крит, неся на спине свою возлюбленную. Так Европа становится его женой и у них появляются трое сыновей.
Конечно, такая красочная легенда привлекала к себе множество художников. Картины на тему похищения Европы писали Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Франческо Альбани, Николас Питерс Берхем, Лука Джордано и многие другие. Но работа Валентина Серова отличается от всех своей масштабностью и монументальностью.
Художественная композиция картины Серова «Похищение Европы» строится на напряженном диагональном движении и стремлении ввысь. Все действующие лица на картине специально расположены по диагонали. Мощные, резкие движения огромного быка, плывущего по волнам с испуганной девушкой на могучей спине, повторяет плывущий рядом дельфин, что только усиливает динамический эффект, который производит изображение. Большую часть полотна занимает море, сильно волнующееся, грозное и довольно мрачное.
Нестандартно и цветовое решение, выбранное Серовым для написания этого шедеврального полотна. Все краски, используемые художником имеют очень яркие и насыщенные оттенки, видно влияние античных фресок, которые изучал Серов на острове Крит. Для изображения быка он берет оранжево-кирпичный цвет, вследствие этого Зевс в образе животного становится мощным светлым энергичным пятном на фоне волн и неба, исполненных в сине-серых тонах.
Год написания картины: 1910.
Размеры картины: 71 х 98 см.
Техника написания: темпера.
Жанр: мифологическая живопись.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Картина «Похищение Европы»
Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.
На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.
Картон, темпера, гуашь, уголь. 80 х 100. Государственная Третьяковская галерея.
Смысл картины
Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.
Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.
Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.
Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.
Валентин Александрович Серов, великий русский художник, график и портретист, в своём творчестве он объединил традиции и новаторство, известен как создатель многих всемирно известных полотен, которые дошли до наших дней и радуют нас гениальностью и простотой изображения, поражая своей загадочностью и неповторимостью по сей день. Его шедевры далеки от общепринятых канонов, в них читается свой особый неповторимый характер, который заставляет остановиться, присмотреться, задуматься и почувствовать могучую энергию, переданную кистью мастера. Волшебным, непредсказуемым образом передавая то настроение и идею, которая была задумана художником.
В особенности пути мастера — это поиск чего-то нового, глубокого, неосознанного. Серов, на протяжении своей жизни, много путешествовал, его привлекало удивительное, необычное, интересное, что впоследствии отображалось в его картинах. Одним из направлений трудов живописца было его увлечение и изучение мифологии и работа над археологическими находками, с целью создания не только обычных, станковых, картин, но и декоративных панно для росписи музеев и храмов. Он с жадностью изучал легенды, описания, сказания и стремился передать все это на полотне.
Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление. А изучения останков так называемого Кносского дворца, заставили задуматься над тайными смыслами мифологии минувших лет. Поражённый, красивой древнегреческой легендой о великой любви могущественного бога неба Зевса к простой смертной девушке, дочери финикийского царя, прекрасной Европе, художник берётся за создание своей версии античного сюжета. Картина даётся ему не сразу, он снова и снова ищет варианты, чтобы в точности перенести на полотно все то, что чувствует сам, чего хочет донести до людей.
В своей работе В.А. Серов стремился показать, несмотря на всю мифичность сюжета, реальную жизнь, и это выделяет его картину из ряда ранее созданных описаний этой легенды другими художниками. Композиция создана в импрессионистическом направлении, построена на диагоналях и постоянном динамичном движении. Движение просматривается во всём, в вытянутом силуэте быка – Зевса, плывущем по бурлящему морю, трансформированном очертании самого моря, создающем сильный неиссякаемый поток жизни, и удлинённых контурах дельфинов, которые повторяя движения быка, плывут на встречу манящему горизонту. Бык уносит на своей могучей спине хрупкую, испуганную девушку. Его сильные ноги рассекают непокорные вздымающие ввысь, волны. Он выглядит величественным, уверенным в себе, с царственным поворотом головы, но в то же время с невероятно реальными, необыкновенными человеческими глазами. Во взгляде быка читается любовь, страсть, обожание и печаль. Как будто он хочет извиниться за свой поступок, похищение девушки, но не может справиться с всепоглощающим, измучившим его чувством – любви и страсти. Художник, отступает от первоисточника изображая быка в ярком оранжевом, а не белом цвете, на фоне тёмно-синего моря, в самом центре картины, что привлекает особое внимание, являя собой смысл произведения, свежий взгляд переплетения условности и реализма и пренебрежение воспринятыми канонами и условностями.
В своих произведениях Валентин Серов всегда шёл от натуры. Сама Европа, изображена реальной, худощавой девушкой, с застывшим, античным лицом, в простой одежде тёмных тонов, что выглядит необычно, для изображения особ царской семьи. Покорно балансируя на могучей спине быка, отдавшись судьбе, с загадочной улыбкой на лице, она несмотря на страх перед неизвестностью, кажется, доверилась своему похитителю. Девушка изображена такой хрупкой и беззащитной, она, как будто отдалась в руки провидения. Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. Словно сбылись её потаённые мечты о новой неизвестной и интересной жизни, которая снилась ей по ночам. А все вокруг, резвящиеся дельфины, бурлящее море, волнистая, игривая линия горизонта, создаёт уверенность в завтрашнем дне, таком далёком и в то же время невероятно близком. Таком, опасном и манящем, таком, о котором мечтает каждый из нас.
Изображение моря, как изысканный орнамент, в котором нет места обычному этюду, оно нереальное, мифическое, вздымается темно — синим облаком и несёт на себе все живое не только силуэты, но и саму жизнь. Оно кажется нереальным, сказочным, мифическим, но в то же время энергетически сильным неиссякаемым потоком, вздымающимся до горизонта и впадающем в неизвестность. Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия. Там за горизонтом забудутся все горести и сбудутся все мечты, по крайней мере, в это хочется верить смотря на эту картину. Художник осознанно не прорисовывает второстепенные детали, давая таким образом, фантазии дорисовать, додумать, увидеть каждому своё, известное только ему одному, желаемое только ним одним.