Поэтическая строка что это
Что такое поэтические строки?
Что такое поэтические строки?
Пожалуйста помогите Заранее спасибо.
Это стихотворные строки, которые характеризуются наличием рифмы и интонации.
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка»?
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».
Заранее огромное спасибо если есть возможность за час ).
Что такое сравнение в литературе?
Что такое сравнение в литературе?
Помогите?
Нужен стих на 8 строк про природу.
Описание бородинского поля с мспользованием стихотворных строк : пожалуйста?
Описание бородинского поля с мспользованием стихотворных строк : пожалуйста!
Помогите?
Вопрос : Летит сосулька из зимы в весну.
— в чем поэтическое открытие, заключенное в этой строке?
Станция»Поэтическая»Допиши стихотворные строки?
Станция»Поэтическая»Допиши стихотворные строки.
Помогите пожалуйста придумать колядку?
Помогите пожалуйста придумать колядку!
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка»?
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».
Https : / / wiki. Briefly. Ru / %D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA, _%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%8F%D0%BB%D1%81%D1%8F.
Жёлтый, Белый, Синий, Зелёный.
«Пороша» Есенин. «Когда на меня навалилась беда» Габдула Тукай.
Расказ интересный. Пушкин, описывая трагедию жизни «маленького человека», сочувствует ему и дает понять, что ограниченность Самсона Вырина определена прежде всего условиями его жизни. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим..
Занятие «Чудеса и тайны поэтических строк»
Дидактический материал:
Ход занятия
Песня на стихи А.Киняевой, муз. Р.Воротникова «Чудо» (1 куплет и припев).
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна.
В: Скажите, ребята, кому знакома эта песня?
О: Эту песню написал наш урайский композитор Рудольф Воротников на стихи ученицы 7 класса школы – гимназии Анастасии Киняевой.
В: Ребята, а кто из вас пробовал писать стихи? Прочтите. У вас сегодня есть прекрасная возможность поместить свои стихи и рассказы в газету «Литературный альманах» (по одному экземпляру на стол) по адресу, указанному на карточке № 3 (дидактический материал).
В: Каждый из вас, ребята, чрезвычайно талантлив. Можно я буду вас называть юными дарованиями?
Педагог: (Способ стимулирования, поощрения) Самая активная группа получит I-ый сборник стихов литературного объединения «Юность». А поскольку мы работаем со стихотворением, тема занятия: «Чудеса и тайны поэтических строк» (створки доски раскрываются).
В: Вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк?
В: Что же есть такое в стихотворении, что отличает его от прозаического произведения – прозы, т.е. рассказа, сказки, повести?
В: А какие вы знаете размеры стихосложения?
О: Ямб, хорей (2-х сл.), дактиль, амфибрахий, анапест (з-х сл.).
Дидактический материал № 2
В: Итак, каким размером написано стихотворение?
О: Хореем (2-х сложный размер стихосложения).
Определение способа рифмования.
В: Давайте вполголоса прочтем вместе четверостишье. Окончание каких строк одинаково звучит? (Работа с доской)
В: Какой это способ рифмования?
В: А какие, вы знаете еще способы рифмования?
О: Перекрестный, кольцевой или опоясывающий.
Вывод: Итак, какие мы с вами узнали первые тайны поэтических строк?
Педагог: Давайте проверим, как вы сумеете определить размер стихотворения. Есть интересная игра «Подскажи словечко» (по книге детской поэтессы Елены Мироновой “Стихи для маленьких детей”).
В: Какой способ рифмования в этом стихотворении? (Парный).
В: А каким размером оно написано?
Хореем /_? _/ 2-х сложным способом рифмования.
В: Назовите размер стихосложения?
В: А каким же способом рифмования оно написано?
Педагог: Ребята вам понравились стихи? Хотите еще поиграть?
Давайте поиграем, а отвечать на вопросы будем по плану на доске; начиная с цифры 2.
1) прочесть выразительно;
2) о чем это стихотворение? (тема стихотворения);
3) какая главная мысль?
4) назвать способ рифмования.
5) определить размер стихосложения.
Педагог: Вы готовы? Слушайте, ребята новое стихотворение!
О ком это стихотворение? (О комаре)
Главная мысль: защитить себя от комара.
2. Угадайте название стихотворения.
«Кап – кап…» – капает водичка.
Кто испачкал мне так личико?
Это кашка – замарашка,
А не девочка Наташка.
Есть я вовсе не хотела –
Я за маму с папой ела.
Вы, друзья, теперь не стойте –
Сами мне лицо и мойте!
В: Как бы вы назвали стихотворение?
О: Наташка – замарашка.
В: Значит, какая главная мысль в этом стихотворении?
О: Девочка не любит умываться
В: О ком стихотворение?
Размер – /__? __/ хорей
В: А как бы вы назвали стихотворение?
В: О ком это стихотворение?
(о бледнолицем, об индейце, о мальчике).
Главная мысль – не любит мыло и мочалку.
Рифма парная и перекрестная
В: Какие еще тайны поэтических строк мы сейчас с вами определяли?
О: О чем стихотворение, главная мысль стихотворения?
В: А хотите сами посочинять? Давайте поиграем еще в одну литературную игру, а называется она “буриме”.
Педагог: “Буриме” – это рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка:
В: Что такое буриме?
О: Игра в рифмы по опорным словам.
Дидактический материал № 3
В: Что же получилось?
Прочитайте выразительно, напишите на цветной бумаге и прикрепите на доску.
Вывод: Итак, юные дарования, я вас поздравляю. Вы написали первые стишки.
В: В какие литературные игры мы играли?
О: «Угадай словечко», «Буриме».
Педагог: А теперь прочтите внимательно тексты, ребята, и скажите, как использовали эти слова для рифмования русские поэты Иван Никитин, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев? Прочтите внимательно и посмотрите на доску.
В: Какой пункт плана мы еще не использовали в ответе?
О: Прочесть выразительно.
Б) Анализ стихов по плану
I группа: Какое животное выбрали?
В: Прочтите, что получилось?
Педагог: Напишите аккуратно на цветной бумаге и прикрепите на доску.
Вывод: По вашим стихам ребята становится ясно, что вы очень любите своих животных. Молодцы! Мы должны о них заботиться, они доверяют нам. Дома вы можете продолжить свое стихотворение или написать новое. Можно написать рассказ на любую тему и принести по указанному адресу на карточке № 3.
Стихотворение о собаке Алеши Иванова (может прочесть любой, кому оно понравилось).
Появился пекинес
И не понарошку.
Друг – собачка Пекинес,
А зовут Антошкой
Неразлучны целый день –
Все одни игралки.
А уроки делать лень –
Только из-под палки.
Все вверх дном перевернем:
Коврики, паласы;
Под кровать играть нырнем,
Прихватив колбасы.
Стал сырое мясо есть.
Братец мой, Антошка.
И уже на теле шерсть
Подросла немножко.
В школу я, а пес скулит –
Хоть бери с собою!
Итоги: Какая же группа была самая активная? А кто был самый-самый способный к литературному творчеству? (сборники стихов в подарок).
Мы сегодня с вами открывали чудеса и тайны поэтических строк.
А где же чудеса? Можно поэзию назвать чудом?
Чудо – это то, что нас окружат.
Педагог: Давайте, ребята, разучим песенку “Чудо” Насти Киняевой, текст у вас перед глазками (дидактический материал).
II куплет и припев песни «Чудо».
Спасибо вам, ребята за урок! Я рада была с вами познакомиться и жду вас в гости на занятия литературным творчеством.
(Детям на память подарки, сувениры, книги).
НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ.
Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)
«В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви. «
Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:
«В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.
И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви. «
«прижав карманы
и голос к глоткам. «
И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки
появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм.
И, соответственно, появляются соответствующие ошибки.
Возьмем скажем строчки (невыдуманные):
«Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина. «
Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк.
Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:
«Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина. «
Менее коряво было бы:
«Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья. «
«Лишь иногда мелькнет на синей»
«Волне морской спина дельфинья»
убрано ложное стыкование «волне вдали»,
и сочетание «волне морской» звучит приемлемо, но разрыв
между «синей» и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи.
хотя конечно ощущение огреха остается.
«Лишь иногда на волне на синей»
«Cверкнет вода на спине дельфиньей»
Такой огрех, когда разрываются на две строки словосочетания,
обязанные по грамматике или по смыслу стоять рядом друг с другом,
называется ПЕРЕНОСОМ.
(на мой взгляд, употребление заимствованного термина вместо
«перенос» ни к чему).
«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее)
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв.)
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана)
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)
Особого рассмотрения требует перенос в стихотворных
сценических произведениях, но это собственно не стихи, а именно
драматические произведения. У театра есть своя специфика,
поэтому здесь это обсуждать не будем.(например почему
у Пушкина переносы, весьма редкие в стихах, в драматических
произведениях встречаются чаще).
Также как другого подхода требует и оценка белого стиха в текстах пьес.
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Что такое строфа
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».
Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.
Строфа — это.
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.
Строфа и рифма
В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.
На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).
Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.
Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.
Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:
Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.
Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.
В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.
В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:
«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, —
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…»
Виды строф в мировой поэзии
Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:
Три типа строфики не существуют изолировано.
К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Заключение
Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.
Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.