Поэт в россии больше чем поэт чья фраза
Поэт в России — больше, чем поэт
Смотреть что такое «Поэт в России — больше, чем поэт» в других словарях:
Санкт-Петербург столица России* — (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Политическая ситуация в России в 1917—1918 годах — Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия
Октябрьская революция 1917 в России — Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Октябрьская революция (полное официальное название в СССР Великая Октябрьская социалистическая революция, альтернативные названия: Октябрьский переворот, большевистский… … Википедия
Октябрьская революция 1917 года в России — Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Октябрьская революция (полное официальное название в СССР Великая Октябрьская социалистическая революция, альтернативные названия: Октябрьский переворот, большевистский… … Википедия
Октябрьская революция в России — Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Октябрьская революция (полное официальное название в СССР Великая Октябрьская социалистическая революция, альтернативные названия: Октябрьский переворот, большевистский… … Википедия
Октябрьская революция в России 1917 — Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Октябрьская революция (полное официальное название в СССР Великая Октябрьская социалистическая революция, альтернативные названия: Октябрьский переворот, большевистский… … Википедия
Октябрьская революция в России 1917 г. — Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Октябрьская революция (полное официальное название в СССР Великая Октябрьская социалистическая революция, альтернативные названия: Октябрьский переворот, большевистский… … Википедия
Революция в России 1917 года — Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Октябрьская революция (полное официальное название в СССР Великая Октябрьская социалистическая революция, альтернативные названия: Октябрьский переворот, большевистский… … Википедия
Имя России — Имя Россия проект телеканала «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет пользователей, телезрителей и радиослушателей. Аналог английского «100 великих британцев (англ.)» и украинского… … Википедия
Поэт в России больше, чем поэт
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…
Поэт в России больше, чем поэт, потому что человек в России меньше, чем человек
Поэт в России больше чем поэт — сказал Евтушенко. И строка эта вошла в плоть и кровь каждого советского, а после распада СССР также и постсоветского человека. Потому что она срезонировала в русской душе. Потому что все поняли и почувствовали, что ОНО так! Однако Певец ПостСталинской Эры эпохи Хрущевской Оттепели (тот, кто придумал термин ОТТЕПЕЛЬ был прозаиком потому что заранее знал, что после Оттепелей всегда наступает Похолодание а затем и Зима — и она на целых двадцать лет наступила!) не дал объяснения, почему так. Почему в Англии, Франции, Китае, Америке, Италии, Швейцарии, Японии, Греции поэт это поэт, не больше но и не меньше. Так же как водопроводчик это водопроводчик а не Спаситель, спасающий от Потопа если потекла батарея.
Полицейский это полицейский, а не трактователь закона, от каждого контакта с которым зависит твоя судьба а стало быть Страж Закона ходячее беззаконие. А Слуга Народа это государственный служащий, выполняющий свои функции, а не Бог Места, от которого зависит судьба каждого, заботиться о котором Ему дадена Власть. Поэт Евтушенко не дал ответа на вопрос, почему в России и только в России поэт больше чем поэт, потому что, смелый и подчас бесшабашно талантливый (вспомним хотя бы облетевший весь мир Бабий Яр) побоялся это почувствовать. В 62ух строчках стихотворения — и всем остальном Творчестве Певца Эпохи Надежды — ответа на вопрос ни намеком, ни ощущением нет. Более того: он не был поставлен. И на удивление непоставлен остался другими — вот уже на протяжении полувека! Включенное в школьные учебники четверостишье:
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства.
Кому уюта нет, покоя нет
не просто уводит в сторону. Оно говорит полуправдой. А значит лжет. Точнее хуже чем лжёт.
Почему хуже чем лжёт? А вот почему. Вошедшие в школьные учебники строки (являющиеся частью стихотворения являющегося частью поэмы Братская ГЭС) дают иллюзию исчерпывающего ответа на вопрос первой строки. И стало быть закрывают проблему, поставленную Поэтом шестью словами: лаконично и гениально! Потому что пара вопрос-ответ в человеческой психике комплементарна, как в на биологическом уровне двуспиральная ДНК. Которые разорвать — если комплементарные вопрос-ответ нашли друг друга в сознании как комплементарные нуклеотиды в геноме — одинаково трудно. Потому что вопрос-ответ есть неразрывное двуединство в душе человеческой.
Само собой разумеется, в 1965 году Евтушенко не мог писать правдой поэмы: отдельные строки (и даже целое стихотворение Бабий Яр, мгновенно ставшее известное по всему миру!) — уже на одно это требовалось колоссальное мужество. То, что со смертью Вождя Народов (или, используя терминологию Пушкина, Вождя Стада Народов) стало возможным публиковать хотя бы крупицы правды, было колоссальным прогрессом в сравнении с кляпом! Народ, чуткий, как резонатор, выделил эту строчку из массы текста. Не задаваясь при этом вопросом: почему только в одной стране мира поэт не просто поэт, а нечто большее, чем поэт? Чем обусловлено?
Ответ между тем напрашивается и (после того как он сформулирован) очевиден. Поэт в России больше, чем поэт, потому что человек в России меньше, чем человек.
— Человек в Российской Империи менее человек, чем в других странах, в которых происходящее можно понять умом.
— Человек в России меньше, чем человек, потому что в России и только в России юродство выше разума: и в названии самого любимого храма, стоявшего на Главной Площади Города, и в политических программах Главных Телевизионных Каналов, и в Государственной Думе, а главное — в Народной Душе.
— Человек в России меньше чем человек, потому что на протяжении всей истории Великого Московского Княжества, преобразованного в Московское Государство, а затем, неимоверно расширившисть, в Державу, раскинувшуюся на два континента, Власть и Церковь боялись образованного населения (а вплоть до конца 19 века вообще грамотного хоть маломальски).
— Человек в Российской — и построссийской — Империях меньше чем человек, потому что Правда только в одной из цивилизованных (или хотя бы как бы цивилизованных) стран вот уже на протяжении пятисот лет является функцией времени. Что сказало сегодня правительство (Великий Князь, Царь, ГенСек, Президент, Газета «Правда», Первый Телеканал) — то ПРАВДА Сегодня. Никакой памяти, никаких убеждений и никакого сопротивления изменениям Правды, Зигзагам Правды и Виражам Правды в народе. И это люди? Разумные — согласно видовому биологическому определению.
— Человек в Российской — и построссийской — Империях меньше чем человек, потому что только в России простота поставлена выше образованности и ума, пьяный и зазомбированный выше чем трезво мыслящий, верность указаниям Власти выше профессионализма, ёрничающий выше ответствечающего за каждое свое слово. Культ неграмотного народа (который, в невежестве держали сознательно и насильственно), перешедший после большевистского переворота в культ «Простого Советского Человека» (а непростых, думающих, полагалось в психушку или в концентрационные лагеря), перешедший после распада Союза в культ Вора — результат главого суверенного императива: человек в России должен быть не совсем человеком (homo но не совсем sapiens). Так же как демократия не совсем демократией, честность не совсем честностью и право не совсем правом.
Список нетрудно продолжить, но незачем, потому что в сознании больше бывает меньше, если превышает предел. Но мысль ясна. Человек, считающийся разумным (как ни крути homo sapiens — определение, которое многих российский начальников во все времена заставляет презрительно морщиться и усмехаться) в России менее человек, потому что в из всех цивилизованных стран только в России разум никогда не был превыше всего. Потому что знание, логика, ум в Родине не является высшим приоритетом. Человек в России меньше чем человек, потому что умом и никакой другой частью тела Отечество не понять а разве что в ощущениях (страхе, страдании, умилении, ужасе, восхищении, оцепенении, боли) ощутить можно.
— И то, почему коммунисты называли граждан захваченной ими якобы Самой Свободной в Мире страны «народной массой» — словно речь идет о силосной массе или массе клея: потому что масса неразделима на составляющие (в случае массы навоза на испражняющих удобрение лошадей и коров, в случае человеческой массы на индивиды).
— И почему Современная Российская Власть обращается с народом, как с овощами.
— И почему РосВлась во все времена считала народ быдлом — а народ позволял так обращаться с собой
и прочая и прочая и прочая… То, что обращение с народом как с стадом в России имеет многовековую историю было засвидетельствовано Пушкиным в строках, которые в школьные учебники никогда не включали:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Строки эти относится не к всем народам (как пастыри литературы из поколения в поколение пытаются убедить), а только к народам Российской Империи. Чтобы убедиться в этом, достаточно вернуться от второй строфы не имеющего названия стихотворения к первой:
Свободы* сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Был ли во времена Пушкина «порабощенными браздами» народы Франции, Англии или Швейцарии? Разумеется нет! Поэт пишет о Родине, из которой ему, кстати, несмотря на многочисленные прошения так и не было дозволено выехать (первый Всемирно Известный Отказник).
Когда великодержавные шовинисты (присвоившие себе также наименование Патриотов) с Небесного Высока смотрят на людей всех прочих национальностей: «чечмеков», «жидочков», «черно..пых», «татаров», «узкоглазых», «тупоголовых американов», «кавказцев» будучи уверенными что сами они больше чем люди — они меньше чем люди. Намного меньше. Такая вот инверсная перспектива. И Суверенная Революция в математике.
Именно в математике! А также и в физике. Логике. Этике. Юриспруденции. И всех прочих науках. Потому что пространство, в котором поэт больше чем поэт, человек меньше чем человек, полицейский больше чем полицейский, право меньше чем право, сержант больше чем сержант, гражданин меньше чем гражданин, Президент большое чем Президент и вообще любая влияющая на жизнь людей величина X меньше (или наоборот больше) самой себя — это другая Вселенная. Не та, которая произошла в Большом взрыве и-или создана Господом Богом.
Когда, распираясь гордостью от собственного Величия, члены «империообразующего народа» он же «Старший Брат всех народов СССР» шовинистически чувствуют что ОНИ больше чем люди — в этот самый момент они становятся меньше чем люди потому что перестают быть людьми. Одно из проявлений клинической реальности-нормы, при которой Державный Русский смотрит на мир — а также Сам на Себя! — одновременно и снизу и сверху. Как если бы Гулливер оказавшись одновременно и великаном и карликом, раздвоился бы и изменился б в масштабах, сверху и одновременно снизу сам на себя бы смотря. Такая вот шизоидная Панорама, которая ни Кафке, ни Свифту в голову не приходила. Для НАС же, Свердержавных и Суверенных — обыденность.
Тот кто больше чем человек меньше чем человек: такой парадокс! Который в России и только в России не является парадоксом.
Человек в России меньше, чем человек. Пришла пора уяснить этого. Чтобы, поняв, кто мы и что МЫ, решать, как из этого неравенства самим себе выбраться.
Надо ли из него выбираться.
И хочется ли.
Идут белые снеги,
как по нитке скользя.
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги.
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Волга
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
В час невеселый и веселый
пусть так живу я и пою,
как будто на горе высокой
я перед Волгою стою.
Я буду драться, ошибаться,
не зная жалкого стыда.
Я буду больно ушибаться,
но не расплачусь никогда.
И жить мне молодо и звонко,
и вечно мне шуметь и цвесть,
покуда есть на свете Волга,
покуда ты, Россия, есть.
Лучшим из поколения
Евгений Евтушенко — Поэт в России больше, чем поэт: Стих
Молитва перед поэмой
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…