Поэт и толпа о чем
Анализ стихотворения «Поэт и толпа» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.03.2020 · Обновлено 13.03.2020
Поэтическое наследие А. С. Пушкина охватывает самые разные темы, но особое место в нем занимают размышления поэта о назначении искусства, о роли творца и его способности влиять на общество. Одним из ключевых текстов в раскрытии этой темы становится стихотворение «Поэт и толпа», которое сталкивает два разных взгляда на смысл искусства: народа и самого творца. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения по плану, который поможет разобраться в тематике и проблематике текста.
История создания
Стихотворение «Поэт и толпа» было написано Пушкиным в 1828 году и первоначально имело название «Чернь». Позднее, при подготовке текста ко второму изданию в 1836 году, поэт дал ему новое название, под которым он и дошел до наших дней.
Конец 20-х годов XIX века был для Пушкина тяжелым периодом. Он побывал в продолжительной ссылке, тяжело переживал последствия восстания декабристов, его произведения подвергались жесткой цензуре. Конфликт с непонимающим поэта обществом и желание свободно выражать свои мысли стали основными темами стихотворения «Поэт и толпа». Под толпой он подразумевал не столько читателей, сколько общественное мнение, управляемое цензурными запретами. В то время Пушкину было тяжело выражать свои мысли: он чувствовал себя непонятым и отвергнутым соотечественниками.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности «Поэт и толпа» Пушкина – лирическое стихотворение философского содержания. В тексте поэт рассуждает о роли и назначении искусства, сталкивает две противоположные точки зрения. В то же время форма диалога с четким разделением действующих лиц позволяет некоторым исследователям называть текст «драматизированным стихотворением».
В центре читательского внимания оказывается свойственный романтической традиции непримиримый конфликт творца и непонимающей его публики. Взятый Пушкиным из репертуара Вергилия эпиграф «Прочь, непосвященные» подчеркивает неспособность черни понять настоящее назначение искусства, почувствовать на себе его силу.
Стихотворение «Поэт и толпа» написано четырехстопным ямбом, поэт использует сложную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм.
Композиция
Пушкин создает свое стихотворение «Поэт и толпа» в форме диалога, что позволяет ему выразить взгляды на поэзию толпы и самого поэта, столкнуть эти взгляды и показать лежащую между ними пропасть.
Образы и символы
Два центральных образа стихотворения «Поэт и толпа» – это творец и противопоставленная ему толпа.
Образ поэта последовательно раскрывается в тексте сначала с помощью оценки слушающей его толпы, затем – в прямой речи самого служителя муз. Чернь, привыкшая во всем искать практическую ценность, настроена против поэта, но даже она не может отрицать, что его песни волнуют сердца. Сравнивая поэта со «своенравным чародеем», толпа признает за ним непонятную власть над душами и просит направить эту власть им во благо. Сам же поэт выступает против такого взгляда на искусство: «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья».
Характеристика толпы дается, прежде всего, через многочисленные определения, которые звучат в ее собственных речах или гневных речах поэта: «бессмысленный народ», «червь земли». Важным символом приземленности мыслей черни становится «печной горшок», который для толпы оказывается важнее всех духовных стремлений.
Темы, проблемы и настроение
Основные темы стихотворения «Поэт и толпа» – роль поэта и поэзии, назначение искусства. Согласно многовековой традиции европейской литературы, поэт предстает одиноким героем, наделенным особой властью над словом, но при этом одиноким и непонятым.
Под толпой Пушкин подразумевает высшие слои общества, но они оказываются настолько погрязшими в пороке и бытовых заботах, что не могут и не хотят увидеть красоту настоящего искусства. Инстинктивно толпа чувствует, что песня поэта дышит свободой, но она пугается своей реакции, желает подчинить искусство себе, сделать орудием собственных интересов. Поэт категорически не согласен с таким призывом, он не готов исправлять своими текстами, предпочитая оставить искусство высоким и чистым.
Проблематика стихотворения «Поэт и толпа» заложена уже в названии. В стихотворении Пушкин рассуждает о влиянии, которое способна оказывать поэзия на читателей и слушателей. Отрицать это влияние бессмысленно, однако поэт приходит к печальному выводу о неспособности исправить порочность и невежество общества, которое его окружает. Это общество привыкло к совсем другим орудиям исправления: «Для вашей глупости и злобы имели вы до сей поры бичи, темницы, топоры». Именно поэтому, по мнению поэта, толпа не способна правильно воспринять его песни, услышать заключенную в них свободу и самостоятельно извлечь из нее уроки.
Основная идея
Главная мысль «Поэта и толпы» — это непримиримость двух различных позиций. Поэт свободен и не готов петь по чьей-либо указке. Толпа же готова боготворить его и внимать его песням, только если он согласится сделать свой дар орудием или горшком. Желание черни стать лучше и избавиться от своих пороков может показаться благородным, но поэт видит истинную картину: народ привык искать во всем практическую пользу, того же желает от искусства, но при этом не готов к самостоятельным действиям, к кропотливой работе над собой.
Позиция поэта ясно сформулирована им самим: служители муз «рождены для вдохновенья». Лирический герой выступает против заказного искусства, провозглашая ценность чистой поэзии. Поэзия может влиять на людей, но только не тогда, когда создается по заказу. Таков смысл стихотворения «Поэт и толпа».
Средства выразительности
Образы поэта и толпы в лирическом тексте Пушкина, в первую очередь, создаются с помощью большого количество ярких эпитетов. Толпа говорит сама про себя: «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», поэт же называет внимающий ему народ «бессмысленным», а его ропот — «дерзким». Дополняют образ толпы сравнения и метафоры. Называя чернь «безумными рабами», автор указывает не на физическое, а на духовное рабство общества.
В стихотворении «Поэт и толпа» А. С. Пушкин попытался сформулировать важные для него на тот период проблемы. Он рассуждает о порочности и невежестве общества, с гневом заявляет о неспособности его изменения, провозглашает свободу как высшую ценность искусства. Эту идею подчеркивают безупречно подобранные тропы.
Пушкин. Поэт и толпа. Анализ стихотворения
А.С.Пушкин. «ПОЭТ И ТОЛПА»
Procul este, profani
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел – а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чём бренчит? Чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна –
Какая польза нам от ней?»
Молчи, бессмысленный народ,
Подёнщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий!
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нём не зришь.
Но мрамор сей ведь бог! – Так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нём себе варишь.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй,
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы –
Гнездятся клубом в нас пороки!
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы,
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры –
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор – полезный труд! –
Но, позабыв своё служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв!
Это стихотворение заинтересовало меня темой и жанром. Мне захотелось понять, что Пушкин хотел им сказать, а главное – на чьей он стороне: Поэта или толпы. Разумеется, вначале я попыталась обратиться к высказываниям учёных, литературоведов и философов. К своему удивлению, я не нашла ни одного мнения, с которым я бы была согласна.
Мне кажется, что в первую очередь стоит проанализировать творческие и биографические обстоятельства написания стихотворения, если мы хотим прояснить для себя его смысл. Стихотворение «Поэт и толпа» датируется 1828 г. Это был год интенсивных странствий между двумя столицами и деревней, поисков невесты; это был год судебных разбирательств по делу о стихотворении «Андре Шенье» и об авторстве «Гавриилиады». Это был год глубочайшего кризиса во внутренней жизни Пушкина, когда были написаны строки: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…», вызвавшие стихотворную полемику митрополита Филарета. В том же году у Пушкина появляется покаянное «Воспоминание»: «И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, но строк печальных не смываю»…
В.С. Непомнящий связывает пушкинский кризис конца 1820-х годов с ощущением его вины за внешнее благополучие по сравнению с друзьями-декабристами: «И я бы мог, как шут…» (подпись под рисунком виселицы в черновиках Пушкина). Ведь не скопление дурных примет не пустило его в Петербург в канун 14 декабря. Он знал, когда будет восстание. Но не поехал – не потому, что испугался. Скорее уж на перепутье жизненных дорог «шестикрылый серафим» ему указал его путь. То есть произошло грандиозное событие внутренней жизни: Пушкину было явлено его предназначение – предназначение поэта, божественное «воззвание», ради чего следовало пожертвовать всем остальным, и уж тем более – давно пережитыми революционными идеями.
Тема поэта и его отличия от не-поэтов звучит в ряде стихотворений периода после ссылки и после «Пророка». Их принято условно объединять в так называемую стихотворную трилогию о поэте. В 1827 году создано стихотворение «Поэт». В нём Пушкин противопоставляет две ситуации: что происходит с поэтом, «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», и что – «лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся». К 1828 году относится рассматриваемое нами стихотворение «Поэт и толпа». В те же годы возникает повесть «Египетские ночи», а в 1830 создаётся сонет «Поэту», где провозглашена независимость творчества от мнения толпы: «Ты царь. Живи один; дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум… Ты сам свой высший суд, всех строже оценить умеешь ты свой труд…» В Болдине осенью написана полемическая, задиристая поэма «Домик в Коломне» с той же идеей свободы творчества.
Без сомнения, данная творческая цель связана была с тогдашней ситуацией в журналистике, которая больше напоминала полицию, требуя, чтобы сочинители восхваляли подвиги николаевской армии на Кавказе и в Польше.
Позднейшую пушкинистику привлекало стихотворение «Поэт и толпа». О нём писали В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, М.Н. Катков, В.С. Соловьёв, В.В. Вересаев, Ю.Н. Тынянов, говорили И.С. Аксаков, А.А. Блок. Но что примечательно – каждый автор нимало не интересовался смыслом стихотворения, а только находил в нём подтверждения своих мыслей или противоречия им. Ведь тема творчества и искусства волнует каждого художника.
Так, Белинский и Писарев, противоположным образом оценивая текст, согласны в одном: что мнение поэта из стихотворения – это мнение Пушкина. И.С. Аксаков также считает последнее четверостишие поэтическим кредо самого автора. И для Каткова «в исповеди поэта выразилась невольно личность самого Пушкина». В.С. Соловьёв, в отличие от них, увидел в произведении определённый конфликт, борьбу «за безусловные права вдохновения». В.В. Вересаев, как известно, рассматривал личность Пушкина «в двух планах», так что данное стихотворение прекрасно иллюстрировало его концепцию. Он отказывает творцу, гению в праве интересоваться «житейскими волнениями», «заботиться о нуждах низкой жизни». А.А. Блок под поэтом и толпой подразумевает нечто своё, современное ему, животрепещущее, глубоко личное, выстраданное.
Ю.Н. Тынянов, касаясь стихотворения, акцентирует внимание на историко-литературном аспекте: «Конкретная направленность пьесы – против современной Пушкину официальной журнальной критики: таковы нападки на требования прямой дидактики, исходившие главным образом от Булгарина». То есть для него несомненно, что у данного сочинения есть абсолютно конкретная, злободневная, сиюминутная цель.
Как нам кажется, не в этом дело, не для этого Пушкин писал своё драматизированное стихотворение. Многие вещи остались вне поля зрения интерпретаторов.
Например, в чём смысл драматизированной формы стихотворения? Кто считает лиру «вдохновенной», а руку поэта – «рассеянной»? Что следует из такой оценки? Для кого народ «хладный», «надменный», «непосвященный», – одним словом, «чернь тупая»? Для персонажей или же для самого автора? Все эти слова в начале произведения даны от лица автора. Это, так сказать, «предлагаемые обстоятельства». Затем повествование сменяется непосредственным диалогом действующих лиц.
Нам кажется неправильным приписывать самому Пушкину мнение какой-то одной стороны, хотя бы даже и Поэта. Драматизированная форма выбрана для того, чтобы показать объективную истину, чтобы поставить перед читателем вопросы, на которые он должен найти ответы сам.
По мнению тупой черни, поэт поёт звучно, при этом напрасно ухо поражая. Чернь задаётся вопросами о «сверхзадаче», тематике бренчания и дидактической цели поэта. Она признаёт воздействие поэта на её сердца и сравнивает его с чародеем, причём своенравным, а не каким-нибудь там покорным, или купленным. Толпе не чужды сравнения: «Как ветер, песнь его свободна» – вроде, хорошо. «Зато, как ветер, и бесплодна» – а это уже не нравится толпе. У неё возникает вопрос о пользе вышеупомянутой песни. Поскольку с самого начала чернь считала, что поэт напрасно поражает ей ухо, последний вопрос, по-моему, риторический.
Поэт в своём ответе не выглядит ни адресатом «божественного глагола», ни человеком высокой культуры, ни просто джентльменом. Это площадная торговка: что ни слово, то ругательство. Поэт обвиняет толпу, что она ценит всё на вес, даже мраморную статую греческого бога – покровителя искусств Аполлона. Печной горшок в его реплике становится символом «нужд низкой жизни», что возмутило революционера-демократа Писарева: мол, а сам-то поэт из чего кашу кушает?!
На это бессмысленный народ, которому поэт отказывает в праве быть сыном небес, отвечает обоснованной дерзостью: мол, раз мы такие плохие, а ты такой умный, то сердца собратьев исправляй, давай нам смелые уроки – а мы послушаем тебя! Издевательская интонация так и слышится здесь!
Поэт в последнем монологе зрительно поднимается на котурны. Он величественно посылает толпу по известному адресу, что, впрочем, перекликается с латинским эпиграфом, в переводе: «Прочь, непосвящённые!» – пошли вон, профаны! Он себя называет «мирным», прямо как царь Дадон, когда под старость захотел отдохнуть от ратных дел!
Поэту нет дела до прагматичной толпы. Он посылает её «каменеть» в её разврате (не связан ли этот глагол идейно с целой галереей образов живого неживого у Пушкина – Каменный гость, Золотой петушок, Пиковая дама и т.д.?).
«Не оживит вас лиры глас!» – параллелью к этой строчке потом прозвучит от лица самого Пушкина, без всякого театрализованного эффекта: «Чувства добрые я лирой пробуждал», между прочим! Поэт из стихотворения оказался несостоятелен в своей нравственной деятельности, в чём и признаётся. «Душе противны вы, как гробы» – инстинктивный страх смерти переносится на мертвецов (духовных, то бишь, на … «мёртвые души»!) и на их «одежду» – гробы. А с душевными недостатками поэт предлагает бороться старыми, испытанными средствами, не имеющими отношения к поэзии, зато полезными: «бичи, темницы, топоры». Последние строки показывают самоидентификацию зарвавшегося поэта, не желающего сметать сор с улиц, со жрецами. Занавес.
Кто тут прав? Мне кажется, что никто. Более того, вспомнив ещё одного пушкинского героя, я нашла у него общее с обеими спорящими сторонами. Персонаж маленькой трагедии Сальери, как Поэт стихотворения, считает искусство сферой для избранных и, как толпа, требует от него практической конкретной, осязаемой пользы. «Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты ещё достигнет?» Сальери как бы включается в толпу из стихотворения, требуя пользы от искусства и от творца. Понятно, что Пушкин не согласен с таким мнением. «Цель художества есть идеал», – писал он.
Сальери причисляет себя к «чадам праха», в которых «песни райские» возмущают «бескрылые желанья». «Зачем бренчит? Чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, как своенравный чародей?» – спрашивает толпа и при этом почему-то возмущается, что её называют «рабом нужды», «червем земли».
Возражение поэта: «Но, позабыв своё служенье, алтарь и жертвоприношенье, жрецы ль у вас метлу берут?» – как ни странно, тоже напоминает размышления Сальери, который считает себя принадлежащим к «жрецам, служителям музыки», не допускает смешивания «священного дара», «бессмертного гения» с проявлениями повседневной живой жизни.
Да, искусство не имеет практической, сиюминутной, материальной пользы. Но обособляться от жизни человек искусства не вправе. Иначе, вынеся жизнь за скобки, он принесёт её в жертву искусству, а «тогда б не мог и мир существовать», потому что этакий «жрец» уничтожил бы его ради прекрасной идеи.
Такой вывод сделала я из данного стихотворения. К сожалению, реальная жизнь только подтверждает эти, на первый взгляд, «измышления».
Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
Всего получено оценок: 28.
Всего получено оценок: 28.
Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, который будет полезным при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и толпа.
История создания – Стихотворение написано в 1828 году.
Тема стихотворения – Роль творца в истории своей страны.
Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырёх условных частей.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с чередованием парной, перекрёстной и кольцевой рифмовок.
Метафоры – «червь земли», «хладные скопцы».
Эпитеты – «вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвящённый».
Олицетворения – «душа вкушает хладный сон».
Сравнения – «душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна».
История создания
20-е годы XIX столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрёл славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.
Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.
Александр Сергеевич всё чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем – и весь мир.
Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стихотворение называлось «Чернь», однако оно было переименовано поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.
Центральная тема произведения – роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто « рождён для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.
Поэт вдохновенно декламирует своё произведение, а толпа лишь удивлённо переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чьим прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.
В ответ « чернь » настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря – истинные ценители искусства и те, кто не видит в нём смысла – никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, чтобы тратить свои силы на их просвещение.
Также Пушкин открывает ещё одну насущную проблему своего времени – желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные на заказ произведения часто имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.
Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, чтобы творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.
Композиция
Произведение написано в виде диалога между настоящим поэтом (лирический герой) и толпой (« чернь »).
В первой части показано непонимание и негативная реакция непросвещённой толпы на творчество поэта. Ей невдомёк, для чего нужна поэзия, какая от неё реальная польза.
Во второй части поэт упрекает « чернь » в том, что она беспокоится лишь о собственной корысти.
В третьей части « чернь » наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.
В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что всё равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывается удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и обывательской « чернью ».
Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием парной, перекрёстной и кольцевой рифмовок.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, поскольку в нём отражены мысли и чувства, глубоко волнующие лирического героя.
Средства выразительности
В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры (« червь земли», «хладные скопцы »), эпитеты (« вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвящённый »), олицетворения (« душа вкушает хладный сон »), сравнения (« душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна »).
Анализ стихотворения «Поэт и толпа» (А. С. Пушкин)
Начиная делать анализ стихотворения «Поэт и толпа», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, мы видим одну из любимых тем поэта. Он написал большое количество произведений, которые поднимают тему творца и народа. Команда Литеровед.ру подготовила материал по данному произведению, который раскрывает основную мысль и тему произведения.
История создания
Стихотворение «Поэт и толпа» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1828 году. Сразу автор дает произведению иное название – «Чернь». Когда же стихотворение издавалось во второй раз уже в 1836 году, Александр Сергеевич принял решение изменить название. Данное название сохранилось и по сей день.
Время, которое пришлось на двадцатые годы девятнадцатого века, было очень тяжелым для поэта. Александр Сергеевич долгое время провел в ссылке, так же поэта не обходили стороной и исторические события. В это же время его творчество подвергается острой критике со стороны цензуры. Пушкин переживает не лучшее время, поскольку у него нет возможности творить и выражать свои мысли так, как хочет он, а не общественность. Данные проблемы и заключил автор в свое произведение «Поэт и толпа». В стихотворении хорошо прослеживаются переживания автора, так как ему пришлось столкнуться с непониманием и критикой.
Жанр, размер
Если рассматривать жанр произведения «Поэт и толпа», то это лирика, пронизанная нотками философских мыслей и размышлений. Здесь поэт поднимает темы искусства, его роли в жизни общественности. Он ставит в противовес две совершенно противоположные точки зрения.
Свойственно романтизму, здесь так же можно отметить некий конфликт, который возник между автором и критикующей его толпы.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, рифмовка сложная, рифму автор использует как женскую, так и мужскую, чередуя их.
Композиция
Данное стихотворение представляет собой некий диалог творца с общественностью. Подобная форма изложения помогает как можно лучше услышать обе точки зрения. Ведь данные взгляды на жизнь полярные, и в корне отличаются друг от друга.
В первой части стихотворения мы видим экспозицию, которая раскрывает перед нами картину непонимания поэта толпой.
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
Отношение народа к творчеству явно прослеживается в последних строках произведения.
Далее, мы можем видеть, что народ совершенно не против искусства. Но основной проблемой является то, что толпа не понимает смысла произведений, которые хочет донести до них творец.
Поэта раздражает то, что он остается непонятым. Невежество и отсутствие желания наслаждаться великим искусством – именно эти качества не устраивают автора в народе. Он отделяет себя от них, потому что люди, предпочитающие бытовые удобства великому искусству, не могут стоять с ним на одном уровне.
Когда чернь вновь обращается к автору, то они начинают понимать его превосходство. Более того, они просят у поэта помощи, неких уроков, благодаря которым они смогут побороть свои пороки.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
В последнем ответе поэта слышен четкий ответ. Он не собирается помогать толпе.
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
Он не собирается исправлять то, в чем они погрязли. Предназначение поэта намного выше, чем исправление человеческих пороков.
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Образы и символы
В данном стихотворении перед читателем представлено два образа – это непосредственно сам поэт и окружающая его толпа.
Но все же даже не смотря на непонимание, они признают, что роль поэта не последняя в этом мире. Его творчество не может оставить равнодушными души народа, но понять они его так и не в силах. Они даже начинают просить его в руководстве, направлять их на правильный путь.
Поэт же не разделяет их взглядов и отказывается выступать в предложенной роли. Он ценит искусство намного больше.
Темы и проблемы
Основной темой произведения остро выделяется роль, отведенная искусству в мире, который погряз в пороке и быту. Поэт – это одинокий творец, на которого возложена величайшая миссия – нести прекрасное и возвышенное в массы.
Но здесь проблема стоит более остро, так как творцу приходится столкнуться с полным непониманием и неприятием слушателя. Он не собирается объяснять свое творчество и пытаться достучаться до огрубевших душ. Да, его поэзия цепляет сердца слушателей, но они так и не в силах понять истинный смысл сказанного.
Люди погрязли в собственных пороках, из-за чего потеряли возможность наслаждаться прекрасным. Они в чем-то слепы и безграмотны. И даже их желание, чтобы творец направил их на истинный путь и открыл глаза, автор считает бессмысленным.
Александр Сергеевич долго рассуждает о том, какую силу на самом деле несет в себе поэзия. Ему безумно жаль, что он так и не смог достучаться до разума людей, которые настолько погрязли в своих проблемах, что выхода из этого он не видит вовсе.
Средства выразительности
Александр Сергеевич использует большое количество эпитетов, с помощью которых он может предать яркости образам.
Используя антитезу – он передает весь тот конфликт, который возник у творца с народом.
Так же для контраста автор использует сравнения. С их помощью он проводит черту в сложившейся ситуации.
Основная мысль произведения
Александр Сергеевич в стихотворение «Поэт и толпа» вложил смысл того, что роль искусства в жизни людей отошла на дальний план. Общество погрязло в своих проблемах и пороках, поэтому не в силах понять и насладиться тем, что пытается донести автор до их сознания.
На первом месте у народа стоят бытовые проблемы и переживания. На искусство у них не остается ни времени, ни желания. Они не понимают его. Не потому что глупы, нет. Они не в силах понять высокую мысль поэта, потому что для них на первом месте всегда будут стоять совершенно другие ценности. Это больно ранит и оскорбляет творца.
Даже после просьбы о помощи, он не проявляет к ним благосклонности. Он понимает то, насколько будут бессмысленными его порывы и действия. Он не готов творить по просьбе и писать произведения, которые будут угодны власти и народу. Народу же нужно, чтобы он писал понятные для них вещи.
Главной проблемой, так же можно отметить то, что люди не будут меняться. Хоть они и просят поэта помочь им, но ничем жертвовать при этом, они не намеренны. Люди не стремятся к саморазвитию. Им нужно все донести в понятной и ясной форме.
Автор показывает свое отношение к искусству «на заказ». Он никогда не переступит через свои принципы и не опустится до этого. Он наделен великим даром, поэтому использовать он намерен его лишь в великой и чистой поэзии, которая действительно будет влиять на человеческие души.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.