Подушевое финансирование в школах рк что это
Подушевое финансирование в школах. Решит ли оно проблемы среднего образования?
С внедрением новой системы школы стали получать больше денег.
С нового учебного года в школах Нур-Султана, Алматы и Шымкента и 33 школах в других городах внедрили пилотный проект по подушевому финансированию. Их бюджет зависит от того, сколько детей там обучается – на каждого ребёнка выделяется в среднем 224 тысячи тенге в год. При сметном финансировании в среднем на одного школьника приходилось 157 тысяч тенге в год, сообщают в АО «Финансовый центр» МОН РК. С сентября 2020 года в новом формате заработают и остальные регионы Казахстана.
Informburo.kz разобрался, как работает подушевое финансирование, изменился ли размер школьного бюджета и решит ли это проблему поборов?
Формирование бюджета по-старому: надо освоить все деньги
Финансировать работы школ обязаны акиматы. Каждый год школы подают бюджетные заявки на предстоящие три года. В документах прописываются все расходы: зарплата, содержание помещений и оборудования, коммунальные расходы и многое другое.
В управлении образования Нур-Султана рассказали о тратах на ремонт и расходные материалы.
«Школы обеспечиваются в рамках методики подушевого финансирования. Ремонт включён, но косметический. К примеру, просто побелить, царапины замазать и другое, а капитальный ремонт вроде замены окон, дверей, полов не включён. Расходы на бумагу, картриджи, тряпки предусмотрены для административного персонала школы. На учеников такие расходы не предусмотрены», – говорят в управлении.
Купить мебель и шторы можно на сэкономленные деньги: на оборудование, мебель и интерактивные доски средства в бюджете не предусмотрены. Их поэтапно заменяют при наличие свободных средств.
«Сразу по всей школе сделать это нереально: на это потребуется порядка 100-150 миллионов тенге, таких денег у школ нет. Именно поэтому школы должны писать нам план развития (на три года), чтобы правильно распланировать закупки», – добавили в столичном управлении образования.
В Финансовом центре МОН описали, как проходит согласование бюджета школы при сметном финансировании. Ежегодно до 15 мая необходимо отправить бюджетную заявку в управление и отдел (в зависимости от статуса населённого пункта) экономики и бюджетного планирования, который составляет проект бюджета и передаёт на согласование спецкомиссии. Не позднее 15 сентября согласованный проект возвращают в управление экономики и бюджетного планирования, которое до 1 октября должно предоставить документацию в акимат для согласования с маслихатом.
При подушевом финансировании траты могут изменяться в течение года
Подушевое финансирование общеобразовательных школ исходит из годовых расходов на одного ребёнка – 224 335 тенге. Основная доля из этой суммы тратится на зарплаты работников школ – 186 874 тенге. На содержание здания – 16 892 тенге, на капитальные расходы – 15 150 тенге. А на учебные расходы и фонд стимулирования – 3 030 и 2 389 тенге, соответственно.
Средства из фонда стимулирования предназначены для премирования учителей за различные достижения. Для этого создаётся специальное положение, которое определяет порядок и условия премирования. Этот документ согласовывается с попечительским советом школы и утверждается местным отделом или управлением образования.
В Финцентре МОН говорят, что при новой системе школа получит больше денег, чем при сметной, по которой средний республиканский норматив равен 157,2 тысячи. Самый низкий показатель был в Нур-Султане (117,1 тысячи тенге), Атырауской области (118 тысяч тенге) и Шымкенте (132,6 тысячи тенге). Лидерами были Кызылординская область (190 тысяч тенге), Карагандинская (182 тысячи тенге) и Костанайская (178 тысяч тенге).
В ведомстве рассказали, как пилотный проект показал себя в городах республиканского значения. В школе №40 (Нур-Султан) обучается 2 328 детей. До внедрения подушевого финансирования годовой бюджет составлял 241,6 млн тенге в год, сейчас – 345,9 млн. Алматинской школе №56 (2 078 учеников) ранее выделяли 278,7 млн тенге в год, в этом году – 332,8 млн. Школа №42 в Шымкенте (2 060 детей) до подушевого финансирования получала на год 259,8 млн тенге, а с его внедрением – 319,5 млн.
Ануар Жангозин летом 2019 года, когда руководил управлением образования Нур-Султана, сказал, что администрации школ смогут прогнозировать расходы, исходя из конкретного числа учеников.
«Улучшилось материально-техническое оснащение школ. Более 2000 компьютеров закупили школы столицы. И не только для детей, но и для учителей. Теперь в школах работает 36 STEM-лабораторий, более 300 интерактивных досок», – рассказал Жангозин.
Подушевая система не обязывает осваивать все деньги полностью. Оставшиеся к концу года средства можно копить и при грамотном планировании тратить на более масштабные вещи, такие как капитальный ремонт или покупка дорогого оборудования.
Министр образования и науки сказал на встрече с журналистами, что в сельских школах подушевое финансирование внедряться не будет.
Директора школ дали свою оценку системе «деньги идут за учеником»
В школе №117 в Алматы подушевое финансирование ввели два года назад.
«Укреплена материально-техническая база, можем сделать текущий ремонт, купить необходимую литературу для учителей. Подушевое финансирование способствует развитию благоприятной среды в школе. Принцип теперь заключается в том, что «деньги идут за учеником», между школами наблюдается здоровая конкуренция», – сказала директор Ботагоз Адильбекова.
Она уверяет, что сбор денег с родителей отсутствовал и при старом формате финансирования, но если раньше найти средства было сложно, то сейчас сделать это гораздо проще. В школе уже сделали текущий ремонт, обновили интерактивные доски, открыли дополнительный класс информатики.
«В конце года мы будем премировать учителей. Попечительский совет школы решит, кто из педагогов получит премии. Зависеть это будет от олимпиад, конкурсов, научных проектов и другой активности в жизни школы», – сказала Адильбекова.
Шакарим Сайсенбай стал директором школы-лицея №54 в Нур-Султане через год после внедрения подушевого финансирования.
«Удалось улучшить школьную инфраструктуру, кабинеты, санузлы. Бюджет стал выше, но есть нюанс: у школ с 2 700 и 3 000 детей примерно он одинаковый. Хотя разница в количестве большая. Это корректирующий коэффициент», – отметил Шакарим Сайсенбай.
Мы спросили об этом специалистов Финцентра МОН, которые пояснили, что 224,3 тысячи тенге в год – это усреднённый норматив финансирования. Он корректируется в зависимости от нескольких факторов:
Шакарим Сайсенбай заверил, что ещё подушевое финансирование минимизировало сборы денег среди родителей. В частности, говорит он, это касается канцелярских товаров.
«При сметном финансировании директор школы должен точно знать, сколько бумаги, мелков и прочего ему потребуется в течение года, но это подсчитать сложно. Теперь если деньги, заложенные на покупку канцелярских товаров, закончились, можно перераспределить бюджет», – рассказал директор.
Премирование учителей, по его словам, возможно, если останутся свободные средства. Много денег, подчеркнул он, может уходить на ремонт, если здание школы старое.
Права родительских комитетов и контроль за расходом средств
У родителей или других законных представителей несовершеннолетних есть право принимать активное участие в жизни школ – по Закону «Об образовании». Действовать можно через родительские комитеты, которые обеспечивают обратную связь.
В октябре 2018 года Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК (сейчас Агентство по противодействию коррупции РК) предлагало запретить родкомитеты. Жазира Жылкышиева, руководитель проекта «Астана – адалдық алаңы», говорила, что «их деятельность не регламентирована и создаёт почву для проявления бытовой коррупции». Анонимный опрос среди родителей, по её словам, показал, что 87 респондентов из 100 хотя бы раз сдавали деньги на школьные нужды от 1 000 до 10 000 тенге.
В Министерстве образования и науки РК отметили, что родительские комитеты играют важную роль в обучении и воспитании детей.
«По каждому предмету родитель должен знать об успеваемости ребёнка, какие у него есть достижения, проблемные вопросы, какие мероприятия проводятся, знать мнение учителей. Есть ещё учебно-воспитательная работа, комплексная, она проводится в свободное от уроков время. В ней участвуют дети, родители, учителя, администрация школы. Родители – участники школьного процесса, исключать их ни в коем случае нельзя», – сказала экс-директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Шолпан Каринова (сейчас вице-министр образования и науки РК).
Каринова добавила, что школа может открыть специальный счёт в банке, на который родители по желанию могут отправлять деньги – в виде благотворительной помощи. По окончанию каждой четверти директор школы должен отчитываться, на что потрачены средства.
Родкомитеты не имеют права собирать деньги с родителей школьников! Чёткое и ясное объяснение Министерство образования и науки РК дало в ответе на официальный запрос Informburo.kz. В Законе «Об образовании» указано, что и образовательным учреждениям нельзя собирать деньги с родителей. Есть исключения: согласно тому же закону, школы могут оказывать платные услуги, и для этого нужен договор. В эти услуги входят:
Есть ещё несколько пунктов, но они не имеют отношения к родителям школьников.
Расход средств контролирует попечительский совет. Это касается как спонсорских денег, так и тех, которые школа выручает за оказание платных услуг. В совет могут войти родители учеников, представители НПО и правоохранительных органов. Администрация школы в них состоять не может.
Корреспондент Informburo.kz поговорил с родителями учеников школ Нур-Султана, Алматы и Кокшетау. Они говорят, что их зачастую заставляют передавать деньги через классных руководителей. Всё это якобы подаётся как обязательный сбор денег. Это некоторые из комментариев:
– В прошлом году скидывались по 5 тысяч на ремонт школы. Хоть там и действительно есть, что ремонтировать, почему государство не финансирует?
– Два года назад всем сказали заплатить за новую мебель. Я не платил. Так потом целый год при первой возможности напоминали об этом.
Большинство родителей не против собирать деньги, если это пригодится для учёбы. Есть и те, кто против, но они тоже сдают, не находя поддержки у других, чтобы не быть «белой вороной». В маслихате Нур-Султана такие действия назвали проявлением бытовой коррупции, а инициируют это, сказал депутат Мирас Шекенов, сами родители.
«Родители школьников по-прежнему собирают деньги на различные нужды. И несмотря на широкую огласку, данная проблема остаётся актуальной. Это прямое проявление бытовой коррупции, которая подрывает не только устои общества, но и семейный бюджет. А потом начинается деление на сдавших деньги и не сдавших», – отметил Шекенов.
Должны ли родители покупать учебники?
Нет. Закон «Об образовании» обязывает акиматы (управления образования) обеспечивать школьников учебниками до 25 августа каждого года.
«Ежегодно издаётся приказ Министерства образования и науки РК с рекомендациями по учебно-методическим комплексам. Согласно этому списку, осуществляется приобретение. Если в этом приказе какие-то тетради или учебники не предусмотрены, то нет необходимости их покупать или проводить по ним занятия», – объясняют в управлении образования столицы.
Если в каких-то школах учебников или рабочих тетрадей не хватает, сообщает МОН, каждый год 2 сентября местные власти перераспределяют их между школами. Также используется запас.
Нужно ли платить за питание?
Учащиеся 1-4 классов должны бесплатно получать горячее одноразовое питание. С 5 по 11 классы – платно, но только если семья ребёнка не относится к социально уязвимым слоям населения.
Для получения бесплатного питания родителям надо написать заявление в школу или управление образования.
Перспективы подушевого финансирования
Айгуль Мукашева, председатель Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, считает, что подушевое финансирование усилит конкуренцию среди школ, и это приведёт к росту качества среднего образования. По её мнению, пропорция подушевого норматива, когда из 224,3 тысячи тенге на зарплаты учителям выделяется 186,8 тысяч, справедлива. Среднее образование, добавила она, не станет качественным, если не стимулировать педагогов.
«Для повышения престижа учительской профессии необходимо в несколько раз поднять его заработную плату. Во многих развитых странах профессия учителя считается престижной и высокооплачиваемой. Стать учителем непросто – есть ряд проверок, экзаменов, психологических тестов. Учитель должен быть на вес золота, так как именно от него зависит, какими работниками станут его учащиеся в будущем», – говорит Мукашева.
Подушевое финансирование способно эффективно решить проблему незаконных сборов денег, считает она и говорит, что в тех школах, где новая система внедрена, поборов якобы уже нет.
Из нового норматива на учебные расходы выделяется чуть более 3 тысяч тенге. В Министерстве образования и науки РК пояснили, что в категорию «Учебные расходы» входят затраты на учебно-наглядные пособия, дидактические материалы, реактивы для опытов, расходные материалы для кабинетов физики и химии, расходы на участие детей в различных конкурсах и соревнованиях. Основные траты на обучение уже заложены в другие статьи расходов.
«Это 3,6 млн тенге в год на школу в 1 200 мест. Раньше этих денег не было вообще. Также есть наглядные пособия, которые каждый раз не нужно покупать. Кроме того, расходы привязаны к МРП. С изменением МРП расходы растут», – пояснила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.
Динара Даулеткулова, учитель русского языка и литературы школы-гимназии №147 в Алматы, напротив, считает, что сметное финансирование было лучше, по крайней мере для школы, в которой она работает.
«Например, в нашей школе примерно 1 200 учеников, а учителей 80. А есть школы, где детей больше 2 000, а учителей также 80. То есть при подушевом финансировании мы получаем меньше финансирования чем при сметном», – говорит Динара Даулеткулова.
Депутат Мажилиса и бывший детский омбудсмен Загипа Балиева ожидает, что на первых этапах работы подушевого финансирования возникнут проблемы – из-за внутренней миграции.
«Система учёта не только детей, а всех граждан, должна работать на высоком уровне. А у нас есть проблемы с внутренней миграцией. Семья переезжает в новый населённый пункт, не регистрируется, не становится на учёт, а потом отдаёт своего ребёнка в школу во время учебного года», – говорит Балиева.
Подушевое финансирование работает по принципу «деньги идут за ребёнком». Балиева считает, что деньги за ним не пойдут, если государство не будет знать, где проживает семья. В полную силу, отметила она, новый формат начнёт работать, когда решатся проблемы миграции.
Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2013 года № 439. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 ноября 2013 года № 8884. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2017 года № 596 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)
Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 27.11.2017 № 596 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях реализации подпункта 46-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и эффективного использования бюджетных средств ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила подушевого финансирования среднего образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту финансов и инвестиционных проектов (Нургожаевой Т.А.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в установленном порядке официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Галимову А.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 сентября 2013 года.
Приложение к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2013 года № 439 |
Правила
подушевого финансирования среднего образования
1. Общие положения
1. Настоящие Правила подушевого финансирования среднего образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 46-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
2. Правила регламентируют компетенцию сторон и порядок финансирования образовательного процесса и образовательной среды государственных организаций образования, реализующих образовательные программы среднего образования, кроме малокомплектных школ (далее – государственные организации среднего образования с подушевым финансированием).
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) подушевой норматив финансирования – норматив финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение обязательного бесплатного среднего образования;
2) образовательный процесс – педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития в рамках реализации образовательных программ, реализуемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
3) образовательная среда – совокупность условий, создаваемых для обеспечения реализации образовательного процесса;
4) стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса – средства республиканского бюджета, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих выплат работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом;
5) попечительский совет – коллегиальный орган управления организацией среднего образования;
6) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
7) движение учащихся – изменение контингента учащихся в организации среднего образования в течение учебного года в ходе зачисления в организацию образования, выбытия из организации образования, перевода из класса в класс с указанием причин.
2. Порядок финансирования образовательного процесса в
государственных организациях среднего образования
с подушевым финансированием
4. Подушевое финансирование образовательного процесса в государственных организациях среднего образования с подушевым финансированием реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета.
5. Выделение и использование сумм целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета, предназначенных для финансирования образовательного процесса в государственных организациях среднего образования с подушевым финансированием, производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, с учетом особенностей настоящих Правил.
6. Уполномоченный орган в области образования:
1) утверждает подушевой норматив финансирования образовательного процесса в государственных организациях среднего образования с подушевым финансированием в расчете на одного обучающегося на один учебный год;
2) формирует сведения о комплектовании контингента учащихся в государственных организациях среднего образования с подушевым финансированием в разрезе областей и осуществляет мониторинг движения учащихся и комплектования классов;
3) заключает соглашения о результатах по целевым текущим трансфертам с акимами областей, в которых реализуется подушевое финансирование, по форме согласно приложению 93 к Правилам исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220, и ежемесячно перечисляет суммы целевых текущих трансфертов в соответствии с планом финансирования по платежам;
4) по результатам мониторинга движения учащихся и комплектования классов в случае изменения объемов целевых текущих трансфертов вносит при уточнении республиканского бюджета соответствующие изменения в соглашения о результатах по целевым текущим трансфертам с акимами областей, и в план финансирования по платежам;
5) осуществляет проверку соответствия фактического контингента учащихся с данными о комплектовании контингента учащихся и информацией о результатах мониторинга движения учащихся, предоставляемых местными исполнительными органами областей, в которых реализуется подушевое финансирование.
7. Местный исполнительный орган области, в которой реализуется подушевое финансирование:
1) формирует сведения о комплектовании контингента учащихся в государственных организациях среднего образования с подушевым финансированием в разрезе районов (городов областного значения), в которых реализуется подушевое финансирование, и осуществляет мониторинг движения учащихся;
2) принимает обязательства об использовании по целевому назначению сумм целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета в соответствии с планом финансирования по обязательствам и на основании заключенного соглашения о результатах по целевым текущим трансфертам с уполномоченным органом в области образования;
3) заключает соглашения о результатах по целевым текущим трансфертам с акимами районов (городов областного значения), в которых реализуется подушевое финансирование, и ежемесячно перечисляет суммы целевых текущих трансфертов в соответствии с планом финансирования по платежам;
4) по результатам мониторинга движения учащихся и комплектования классов в случае изменения объемов целевых текущих трансфертов вносит при уточнении бюджета области соответствующие изменения в соглашения о результатах по целевым текущим трансфертам с акимами районов (городов областного значения), в которых реализуется подушевое финансирование, и в план финансирования по платежам;
5) ежемесячно предоставляет в уполномоченный орган в области образования информацию о результатах мониторинга движения учащихся и комплектования классов, ходе реализации подушевого финансирования, расходовании средств, выделенных на финансирование образовательного процесса государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием области.
8. Местный исполнительный орган района (города областного значения), в котором реализуется подушевое финансирование:
1) формирует сведения о комплектовании контингента учащихся в государственных организациях среднего образования с подушевым финансированием района (города областного значения) и осуществляет мониторинг движения учащихся и комплектования классов;
2) принимает обязательства об использовании по целевому назначению сумм целевых текущих трансфертов в соответствии с планом финансирования по обязательствам и на основании заключенного соглашения о результатах по целевым текущим трансфертам с местным исполнительным органом области;
3) ежемесячно перечисляет суммы целевых текущих трансфертов государственным организациям среднего образования с подушевым финансированием района (города областного значения), в соответствии с планом финансирования по платежам;
4) по результатам мониторинга движения учащихся и комплектования классов в случае изменения объемов целевых текущих трансфертов вносит изменения в индивидуальные планы финансирования государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием района (города областного значения);
5) ежемесячно предоставляет в местный исполнительный орган области информацию о результатах мониторинга движения учащихся и комплектовании классов, ходе реализации подушевого финансирования, расходовании средств, выделенных на финансирование образовательного процесса государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием района (города областного значения).
9. Государственные организации среднего образования с подушевым финансированием:
1) проводят комплектование контингента учащихся;
2) ежемесячно предоставляют в местный исполнительный орган района (города областного значения) информацию о комплектовании и движении контингента учащихся, ходе реализации подушевого финансирования, расходовании средств, выделенных на финансирование образовательного процесса;
3) ведут раздельный учет расходов, в том числе при планировании, по бюджетным программам: общеобразовательное обучение, дошкольное воспитание и обучение (реализация государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования) при наличии в составе организации среднего образования мини-центров;
4) формируют штатные расписания в разрезе всех структурных подразделений школы (школа, мини-центр при школе, интернат при школе) с указанием (делением) ставок работников в данном разрезе;
5) по согласованию с попечительским советом расходуют стимулирующую составляющую в объеме финансирования образовательного процесса.
3. Порядок финансирования образовательной среды государственных
организаций среднего образования с подушевым финансированием
10. Финансирование образовательной среды государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
11. Местный исполнительный орган области, в которой реализуется подушевое финансирование, согласовывает норматив финансирования образовательной среды государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием района (города областного значения).
12. Местный исполнительный орган района (города областного значения), в котором реализуется подушевое финансирование, разрабатывает и утверждает по согласованию с местным исполнительным органом области норматив финансирования образовательной среды государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием района (города областного значения).
13. Государственные организации среднего образования с подушевым финансированием предоставляют в местный исполнительный орган района (города областного значения) сведения для расчета норматива финансирования образовательной среды государственных организаций среднего образования с подушевым финансированием.