Подумайте в чем разница между поэтикой пушкина и поэтикой лермонтова
Разница между лирикой Пушкина и Лермонтова
Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.
Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова — тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».
В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.
Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» — стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».
Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» — стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.
Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.
В чем различия 2х поэтических миров Пушкина и Лермонтова, и каковы причины?
Сначала о сходстве поэтических миров Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Тут все без вариантов: оба они созданы гениями. Теперь о различии.
1. Различие ВОЗРАСТНОЕ.
Оба поэта начали создавать свои миры примерно в одинаковом возрасте – где-то лет этак в 14-16. И Пушкин сим делом занимался всего лишь пару десятков лет, а Лермонтов и того вдвое меньше. Уже только поэтому их поэтические миры – это, по-сути, строительные *незавершенки*.
При этом Александр Сергеевич все же и фундамент своего мира заложил, и стены на том фундаменте как бы возвел, и в комнаты даже кое-какую завез мебелишку. Хотя ни крыши, ни потолков еще в этом мире не было.
А у Михаила Юрьевича, помимо фундамента, ничего-то и нет. Зато уж фундамент тот – просто на загляденье. На нем такой поэтический мир можно было бы позже отгрохать. Что пушкинский мир, по сравнению с ним, показался бы просто избушкой.
Мы почему-то всегда забываем, что Лермонтов всего лишь в 26 лет (против 37 пушкинских) ушел из жизни. Чтобы в свои эти 26 стать чуть ли не вровень с *солнцем русской поэзии*.
Сука – этот Мартынов – такое уникальное загубил дарование.
2. Различие СОЦИАЛЬНОЕ.
Здесь не имеется в виду родительская *социалка* поэтов. Хотя поэтические миры, естественно, не на пустом месте строятся. И всякие детские впечатления тут лишними никогда не бывают.
*Социалку* поэтов надо различать с началом их взрослой жизни. К примеру, Пушкин по окончанию лицея был определен на чиновничью службу в Коллегию иностранных дел. Чиновником до конца своих дней он и остался. Попутно еще занимаясь литературой. Хотя практически и *забил болт* на службу.
То есть, поэтические миры двух этих поэтов создавались как бы антиподами. Один – типа офисным планктоном, другой – профессиональным военным. Один едет на Кавказскую войну за адреналином в крови, у другого война – это просто армейские будни.
Это различие, обязательно проявилось бы позднее и в их творчестве. И там, где Пушкин в каких-то общественных событиях приметил бы только драму, Лермонтов, скорее всего, увидел бы настоящую трагедию.
3. Различие КОБЕЛИНОЕ.
Что уж тут темнить? И Александр, и Михаил были неравнодушны к слабому полу.
Пушкинисты до сих пор спорят, сколько у Пушкина было пассий. С одной стороны, в бумагах поэта, в этом смысле, сохранился список с 37-ю женскими именами. С другой стороны, сам он однажды обмолвился о 113 фигурантках. Причем еще до своей женитьбы.
В свою очередь, Лермонтов, никаких следов о своих победах не оставил. Ориентироваться здесь можно только на его творческое наследие. Откуда и делается вывод о том, что все его увлечения можно пересчитать по пальцам одной руки. К тому же Пушкин был женат, а Лермонтов холостяковал до последних дней своей жизни.
Это говорит о том, что поэтические миры Лермонтова и Пушкина в этом смысле просто несопоставимы. У Александра Сергеевича этот мир уже был почти полностью прорисован. А у Михаила Юрьевича здесь на поэтический холст легли лишь только самые первые мазки.
И здесь, надо думать, нас ожидали бы самые невероятные открытия. Где Нина (Настасья Павловна) – это лишь первая проба пера гения.
Сочинение Лирика Пушкина и Лермонтова сравнение (сходство и различие)
Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.
Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…
Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.
У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.
Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.
2 вариант
Выдающимися поэтами девятнадцатого века являются М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин. Они писали на лирические темы и описывали природу, родину, любовь, дружбу.
Все стихи Александра Сергеевича переполнены жизнерадостностью, верой в прекрасное на земле. А Михаил Юрьевич пишет про одиночество. Герой Лермонтова одинок и пытается что-то найти в чужих землях. Под впечатлением от поэзии Дж. Байрона он писал про противостояния между реальными вещами и мечтой.
В произведении Пушкина «Осень» показана многообразность картины: зимние гуляния, катание на коньках, помещиков, от которой все вокруг. Александр Сергеевич любил осени. Великолепными, яркими красками он рассказывает про пейзажи осени: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото, одетые леса».
Природа в стихотворениях М. Ю. Лермонтова вольная, мечтательная сфера. В своих произведениях он как бы находит отражение в различных явлениях природы. Для него ветер это сильная и могучая стихия.
Лермонтовский герой вступал в равный бой с природой. Он любил Кавказ и поэтому его ранние поэзии были именно про этот край. Пейзаж Кавказа мы видим романтическим с описанием утрешних туманов и ночного звездного неба Кавказа.
Для Пушкина же природа была родным домом, в котором он может спрятаться то проблем и суеты окружающего мира. В произволении «Деревня» он пишет: «Я, здесь от суетных оков освобожденный, учусь в истине блаженство находить». Несмотря на то, что у Лермонтова природа всесокрушающее существо, в «Утро на Кавказ» мы видим романтическое изображение природы.
Пушкин особое внимание уделял дружбе и философии в своем творчестве. Он признавал божественное происхождение во всем, а также верил в судьбу человека. Лермонтов же тужил по несуществующему идеалу,и чувство неудовлетворённости преследовало его. Эта идея доминирует и в гражданской поэзии Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Как часто», «Прощай, немытая Россия», герой пытается уйти за пределы среды, возвыситься над повседневным восприятием своей среды. Пушкина своими гражданскими мотивами пытался улучшить человеческие чувства. Писал Пушкин и на интимные темы связанные с личными переживаниями, но без отрицания и обречённости, которой полна лирика Лермонтова.
Лирика этих двух поэтов отличается. Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал пушкинские произведения, хоть они и творили в период разных идеалов. Стихи Лермонтова пронизаны разочарований в жизни, а наследие Александра Сергеевича учит добру и любви.
Также читают:
Картинка к сочинению Лирика Пушкина и Лермонтова
Популярные сегодня темы
Комедия Шарманка, написанная Андреем Павловичем Платоновым в 1930 году, в первый раз издана в России в журнале Театр в №1 в 1988 году.
Каждый ребенок мечтает о том, кем будет работать, когда вырастет. Кто-то хочет быть врачом, космонавтом, артистом или банкиром, а кто-то работать там, где работают родители. Дети любят подражать взрослым
Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника
Я Петр Романов – парень из старшего класса нашей школы. Я бежал по улице. Шёл проливной летний дождь. Крупные капли струились по моему лицу и падали на землю
Разница между лирикой Лермонтова и Пушкина
Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.
Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».
В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.
Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой»
Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.
Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье»
Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.
ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. В чём же «противоположность двух поэтических миров»?
Обобщив, можно сказать, что мир Пушкина прекрасен и гармоничен, а мир Лермонтова хаотичен, представляет собой противоборство добра и па, света и тьмы. Творчество Пушкина оптимистично, направлено в будущее. Лермонтов же весь погружен в воспоминания или размышляет об ином мире, но не о будущем. Пушкин принимает жизнь, веря в добро и справедливость. Лермонтов отрицает жизнь (жизнь светскую, в мире людей — но другой в его творчестве практически нет), потому что для него неприемлемо равнодушие, притворство, несправедливость. Пушкин утверждает творческую свободу поэта, его превосходство над «толпой», «чернью». Лермонтов осознаёт зависимость поэта от толпы, признаёт их равенство или даже превосходство толпы (людей с настоящими заботами, печалями и радостями) над поэтом (актёром, притворщиком с придуманными чувствами).
В своих стихотворениях «Пророк» Пушкин и Лермонтов как раз раскрывают свой взгляд на назначение поэзии и задачи поэта. Лермонтов продолжает тему, начатую Пушкиным, но придает ей иное толкование. Пушкин показывает то, как поэт становится пророком, Лермонтов будто подхватывает сюжетную линию и показывает пророка, уже начавшего проповедовать. Однако пророки у Пушкина и Лермонтова сильно отличаются друг от друга. Пушкин не приводит своего пророка в толпу, у его героя нет цели исправить людские пороки. Он спокоен и полагается на Бога. У Лермонтова же герой его стихотворения читает в очах людей «страницы злобы и порока».
Пророк у Пушкина настолько величественен и всемогущ, что не возникает сомнения в том, что толпа последует за ним и будет ловить каждое его слово. У Лермонтова же пророк противостоит людям. Бездушная толпа презирает, отвергает его; он всегда одинок, гоним, его не понимают. Неблагодарные люди за «ученья» побивают его камнями.
У Пушкина в стихотворении пророк отстранен от всего человеческого, его образ достаточно абстрактен, чудесное превращение поэта в пророка носит иносказательный характер. У Лермонтова образ пророка максимально конкретен: он «наг и беден», «худ и бледен», мы узнаём и про его путешествия по городам, и про одинокую жизнь в пустыне. Наконец, разница смыслов отражается и в стиле стихотворений. У Пушкина «Пророк» написан высоким стилем, с использованием старославянизмов. У Лермонтова стиль снижен по сравнению с пушкинским. В стихотворении Лермонтова уже нет пушкинской гармонии, зато в нём появляется тема злободневности, которая будет характерна для русской поэзии на протяжении почти всего XIX века.