Подумайте в чем основная мысль
Он явно принадлежит к высшему сословию. Знаком с событиями и имеет свое мнение о каждом из них. Автор » Слова » имеет широкий кругозор, умеет анализировать, давать оценки, в которых старается быть объективным.
1) Старая барыня в рассказе «Муму»- это помещица, хозяйка глухонемого дворника Герасима. Женщина ведёт одинокую жизнь, она является вдовой. Ее дети разъехались: дочери вышли замуж, а сыновья где-то служат.
2) Она женила Капитона на Татьяне т.к. рассчитывала что он перестанет пить. Конечно она виновата, она не подумала чего будет стоить этот брак Татьяне.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Даже, когда Рембрандт вышел из моды, и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына». И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
Подумайте о чем основная мысль произведения. Как проявляется идеа автора в тексте » золотого сло…
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей.
В середине «Слова» автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав «изронил свое златое слово», со слезами смешанное. Он сожалеет, что Игорь и Всеволод пошли «себе славы искать», не договорившись с другими князьями. Но в то же время Святослав одобряет их мужество и обращается ко всем русским князьям с горячим призывом объединиться.
Свое «Слово» киевский князь начинает с воспоминания о былых временах:
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтобы отомстить за наши пепелища…
Затем он обращается к каждому князю, старается вспомнить его былые заслуги, похвалить…И все это с одной целью: объединить их в общей борьбе. С горечью заканчивает Святослав свое обращение словами о том, что « не вместе их знамена плещут, врозь поют их копия и блещут». Результат этого разъединения – страдающая русская «земля родная», которая ждет своих защитников.
Таким образом, могу сделать вывод, что золотое слово Святослава играет большую роль в произведении, потому что в нем содержится призыв к единению русских княжеств для защиты Отечества и прекращению усобиц.
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Основная идея «Слова о полку Игореве»
Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве». Это памятник древней русской литературы. Время написания «Слова о полку Игореве» — конец XII века, но известно оно стало лишь в конце XIII века. С тех пор великая патриотическая поэма не раз занимала умы поэтов, ученых и художников. «Слову о полку Игореве» обязаны мы гениальной оперой Бородина, и знаменитой картиной Васнецова, великий Пушкин мечтал перевести «Слово о полку Игореве» на современный язык. Большое место занял бы перечень всех деятелей науки, поэзии и вообще культуры, чье внимание было привлечено этим удивительным поэтическим творением, созданным около восьми столетий назад в древней Киевской Руси.
Русь в XII веке страдала от двух основных бедствий: княжеских междоусобных войн и половецких набегов.
«Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Русской».
Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Не сумели русские князья выполнить разумные их советы. Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь.
Половцы, отодвинутые за Дон во времена Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской.
Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцу Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверский князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно.
Он был жестоко разбит и попал в плен. Страшное поражение имело своим последствием то, что половецкие ханы вторглись в русскую землю и подвергли ее опустошению. В тексте великой воинской поэмы есть потрясающего трагизма строки об этом: “тьма свет покрыла”.
С глубокой скорбью изображает поэт картину народного бедствия, нашествие врагов, скорбь русских вдов. Рассказ о неудачном походе Игоря и эпизод гибели Бориса Вячеславовича с братом ярко иллюстрируют идею автора о бессмысленности и опасности междоусобиц. Основной идеей «Слова о полку Игореве» является горячий призыв к единению русских князей.
Автор «Слова о полку Игореве» — неизвестный прогрессивный человек, видевший свою задачу в том, чтобы призвать русских князей к единению, к сплочению, народное и общественное мнение направить против княжеских междоусобиц, осудить князей за стремление к личной славе и удовлетворению своих эгоистических помыслов.
”Слово о полку Игореве” имеет грандиозное художественное значение. Пушкин А.С. восхищался «духом древности», которым веет от произведения. «Слово о полку Игореве” оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу.
Великая патриотическая поэма Древней Руси — это скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение конца XII века — не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.
Оставить комментарий Отменить ответ
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Краткий сюжет
Злая Гингема, ненавидящая людей, варит зелье, чтобы наслать на людей беды и несчастья. Своим колдовством она обрушивает на Канзас ураган. Мощный смерч уносит скромное жилище родителей Элли, вместе с самой девочкой, а также верным её спутником — Тотошкой. Но злой рок был против Гингемы и домик с маленькой героиней упал прямо на колдунью, убив её. Таким волшебным образом оказалась Элли в стране чудес. Её жители проявили верх гостеприимства к девочке, как избавительницы от злой ведьмы. Однако Элли надо возвращаться, так как она очень любит своих родителей и знает, как сильно они переживают, там в Канзасе, об утрате любимой дочери. Поэтому по совету Виллины, она направляется к волшебнику изумрудного города – Великому Гудвину, не забыв надеть серебряные башмачки, поверженной Гигнемы. На пути Эли встретила друзей: Страшилу, Железного дровосека и Льва. Вместе они проделывают нелёгкий путь и не единожды приходят на помощь друг к другу. В Изумрудном городе каждому из друзей удаётся поговорить с Великим и Ужасным Гудвином. Он не блистает оригинальностью: в ответ на просьбу об исполнении заветной мечты каждый из друзей получает одно задание — уничтожить колдунью Бастинду. Маленький, соломенный, железный и трусливый герои, проявили силу, любовь, смелость и смекалку, но вернувшись к Гудвину, их ожидает разочарование. Великий волшебник оказывается обычным человеком. Однако он «исполняет» желания Страшилы, Дровосека и Льва, и по злой неосторожности улетает из волшебной страны на воздушном шаре, без Эли. Девочке впору пасть духом, но волшебница Стелла, подсказывает ей секрет серебряных башмачков, с помощью которых Эли и возвращается к родителям вместе со своим пёсиком. В сказке «Волшебник изумрудного города», юный читатель, воспринимая характеры героев, понимает, как важно верить в свои силы и не бояться трудностей, ценить дружбу и взаимовыручку. Писатель говорит, что только поступки человека говорят о нём правдиво, а настоящий друг проверяется не только в беде, но и в радости.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема- это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина. |
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, «Война и мир», «Три товарища», «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера»).