Подумайте в чем основная мысль произведения
Подумайте о чем основная мысль произведения. Как проявляется идеа автора в тексте » золотого сло…
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей.
В середине «Слова» автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав «изронил свое златое слово», со слезами смешанное. Он сожалеет, что Игорь и Всеволод пошли «себе славы искать», не договорившись с другими князьями. Но в то же время Святослав одобряет их мужество и обращается ко всем русским князьям с горячим призывом объединиться.
Свое «Слово» киевский князь начинает с воспоминания о былых временах:
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтобы отомстить за наши пепелища…
Затем он обращается к каждому князю, старается вспомнить его былые заслуги, похвалить…И все это с одной целью: объединить их в общей борьбе. С горечью заканчивает Святослав свое обращение словами о том, что « не вместе их знамена плещут, врозь поют их копия и блещут». Результат этого разъединения – страдающая русская «земля родная», которая ждет своих защитников.
Таким образом, могу сделать вывод, что золотое слово Святослава играет большую роль в произведении, потому что в нем содержится призыв к единению русских княжеств для защиты Отечества и прекращению усобиц.
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
Ответ оставил Умник
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей.
В середине «Слова» автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав «изронил свое златое слово», со слезами смешанное. Он сожалеет, что Игорь и Всеволод пошли «себе славы искать», не договорившись с другими князьями. Но в то же время Святослав одобряет их мужество и обращается ко всем русским князьям с горячим призывом объединиться.
Свое «Слово» киевский князь начинает с воспоминания о былых временах:
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтобы отомстить за наши пепелища…
Затем он обращается к каждому князю, старается вспомнить его былые заслуги, похвалить…И все это с одной целью: объединить их в общей борьбе. С горечью заканчивает Святослав свое обращение словами о том, что « не вместе их знамена плещут, врозь поют их копия и блещут». Результат этого разъединения – страдающая русская «земля родная», которая ждет своих защитников.
Таким образом, могу сделать вывод, что золотое слово Святослава играет большую роль в произведении, потому что в нем содержится призыв к единению русских княжеств для защиты Отечества и прекращению усобиц.
464. Основная мысль Слова о полку Игореве 9 класс Русский язык
Сочинение — Основная мысль Слова о полку Игореве. Русский язык
Повесть «Слово о полку Игореве» было создано в 1158 году, автор неизвестен. Это произведение покрыто тайной, о нем сложено много мифов и легенд. Важная мысль произведения не меняется на протяжении веков, она призывает к единению внутри страны, всех русских земель, высказывается мольба о завершении княжеских войн, которые ослабляли страну, и о совместной борьбе с общим врагом. Вражда внутри союза и борьба князей за власть в конечном итоге приводит к краху отношений.
Главная основная мысль этого произведения – необходимость объединения русских князей для достижения одной цели. Автор уже тогда видел необходимость прекращения междоусобиц и объединения князей для поднятия престижа страны и не позволить погубить молодую страну. Поражение князя принесло горе народу, а вместе с ними горюет природа. Автор призывает князей одуматься, объединиться перестать делит уделы. А объединить всё земли в единое и сильное государство, которое нельзя сокрушить.
Большая роль отведена жене Игоря, Ярославны. Когда женщина узнала о пленение мужа, она обратилась к силам природы за помощью. Автор хотел показать этим, что перед смертельной опасностью, надо объединяться не только людям, но и людям с природой. Огромное значение всегда имела вера русских в поддержку сил своей земли, и это помогало им всегда одерживать верх над всеми недругами.
Чтобы правильно понять основную мысль повести, в него введены братья Игорь и Всеволод. Всеволод показан, как богатырь, который готов умереть за родину. Игорь тоже сильный и умный князь, но он тщеславен, ради славы он рискует своим отрядом и отправляется в опасный поход. Но и после поражения, он не останавливается и продолжает убеждать своих воинов, что надо продолжать сражаться, и давал понять, что сила в единстве.
Главное событие произведения неудачный поход русского князя Игоря на половцев.
Но это не только историческое, но и художественное произведение, оно несет в себе глубокую народную мудрость.
Поражение русского войска происходит из – за междоусобной раздробленности. Князь рассчитывал на помощь братьев, но они не все пришли. Поэтому войско князя и потерпело поражение, а князь с племянником Святославом попали в плен.
Отец князя был в шоке, но сделать ничего не мог. Отец стал призывать детей к миру, он боялся, что дети опять допустят ошибки и погибнут. Если они не прекратят междоусобицы, то потеряют страну. Главное не свое имя прославить, а сохранить страну.
Главная мысль
Историческое произведение «Слово о полку игореве», написанное неизвестным автором, является памятником древней литературы, которое рассказывает об истории становления русского государства. В «Слове» повествуется о непростом времени, на которое выпали раздробленность государства, войны внутри страны между князьями и частые нападения врагов.
Главная мысль произведения – призыв объединиться русских князей, прекратить княжеские войны и образовать надежный политический союз для борьбы с общим врагом. Автор обращает особое внимание на то, что алчность, самолюбие, властность и тщеславие правителей ведет к ослаблению и гибели Руси. Игорем с князьями движет жадность, желание прославиться и присвоить деревни ценою жизней своих же людей. «Слово о полку Игореве» исторически доказывает необходимость объединения русских земель в единое сильное государство, которое не позволит противнику сокрушить страну.
«Слово» учит читателей любить и защищать Родину, принимать важные и правильные решения не для личной выгоды, а в интересах большинства людей. Произведение порицает эгоистичные, подлые качества русских князей. Оно побуждает к милосердию, отзывчивости и честности.
Вариант 2
Одним из шедевров древнерусской литературы является произведение «Слово о полку Игореве». Оно было написано таинственным и очень талантливым автором, имя которого до сих пор неизвестно. «Слово о полку Игореве» затягивает читателя своей необычной композицией и глубоким смыслом. В произведении описывается история неудачного похода Игоря Святославовича на половцев. Также оно оказало большое влияние на развитие литературы в дальнейшем. Историческое произведение несет в себе довольно важную и актуальную до сей поры мысль.
Автор, перемещаясь в своем повествовании показывает читателю картину того времени. Главным героем выступает отважный и мужественный русский князь Игорь. Именно его вспыльчивость и самоуверенность стали одной из причин поражения русского войска. Патриотичный брат Игоря Всеволод, так же несмотря ни на что решительно идет в бой с врагом, но оказывается в плену вместе с Игорем. Очень важную роль в произведении играет описание природы, что опять же раскрывает основной смысл «Слова о полку Игореве». Используя различные художественные средства, автор показывает, как природа предупреждает героев о поражении. Правитель русской земли и отец князей Игоря и Всеволода Святослав отражает основной посыл произведения. Он с болью в душе переживает поражение своего сына и призывает русских князей к объединению. Святослав прекрасно понимает, что для сильного и непобедимого государства нужно сплотиться в единое целое. Призывает правителем отказаться от междоусобных войн, которые только разрушают Русь. На примере других князей, занимающихся междоусобной борьбой, демонстрирует вред, нанесенный Руси от их действий. Золотое слово Святослава служит выражением авторской позиции и становится центром в композиции произведения.
В заключении хочется сказать, что в «Слове о полку Игореве» затрагиваются многие важные темы, но главной среди них остается тема патриотизма. Автор передает свою тревогу за судьбу Родины и подталкивает читателя к мысли о губительности действий русских князей. Основной мыслью произведения является необходимость единения княжеств, прекращение междоусобных войн перед опасностью вражеского нападения. Ведь сила заключается в единстве и сплоченности.
Ответ оставил Гуру
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей.
В середине «Слова» автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав «изронил свое златое слово», со слезами смешанное. Он сожалеет, что Игорь и Всеволод пошли «себе славы искать», не договорившись с другими князьями. Но в то же время Святослав одобряет их мужество и обращается ко всем русским князьям с горячим призывом объединиться.
Свое «Слово» киевский князь начинает с воспоминания о былых временах:
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтобы отомстить за наши пепелища…
Затем он обращается к каждому князю, старается вспомнить его былые заслуги, похвалить…И все это с одной целью: объединить их в общей борьбе. С горечью заканчивает Святослав свое обращение словами о том, что « не вместе их знамена плещут, врозь поют их копия и блещут». Результат этого разъединения – страдающая русская «земля родная», которая ждет своих защитников.
Таким образом, могу сделать вывод, что золотое слово Святослава играет большую роль в произведении, потому что в нем содержится призыв к единению русских княжеств для защиты Отечества и прекращению усобиц.
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.