Подумайте чем питаются животные
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 29 Питание бактерий, грибов и животных
Стр. 122. Вспомните
№ 1. Чем питаются организмы?
Питание – это поддержание здоровья и жизни любого живого организма (поддержание оптимального течения физиологических процессов жизнедеятельности, восполнения запасов энергии, реализации процессов роста и развития, обмена веществ) при помощи поглощения пищи.
По способу питания выделяют два типа живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы используют в качестве источников углерода углекислый газ. Это растения и некоторые виды бактерий, которые могут создавать из неорганических веществ (минеральные соли, вода, углекислый газ) органическое соединения. В зависимости от источников энергии автотрофы делятся на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов. Фототрофы используют для биосинтеза световую энергию (цианобактерии, растения), а хемотрофы энергию химических реакций окисления неорганических соединений (серобактерии, водородные бактерии).
№ 2. Какую роль играет пища в живом организме?
Основным предназначением пищи в живом организме является поставка энергии, возобновляемых материалов (жиров, углевода, белков), которые нужны для роста имеющихся и создания новых клеток, а также регуляции всех процессов, происходящих в его тканях и органах.
Стр. 126. Моя лаборатория
Обследуйте растения, растущие в районе школы, дома, на даче. Если обнаружите растения, пораженные болезнетворными бактериями или грибами, зарисуйте или сфотографируйте их. Сравните увиденное с рисунком 80.
Пользуясь атласами-определителями и материалами Интернета, укажите названия растений и болезней, их поразивших.
Около дома я увидел яблоню, листья которой были поражены разными бактериальными болезными: бурая пятнистость или филлостикоз и бурый ожог. Бурую пятнистость вызывает грибок, который может зимовать в опавших листьях и распространяется только весной. Симптомы поражения листьев заметны уже в мае, когда на листьях дерева становятся видны мелкие бурые пятна с ободком более темного оттенка. Способствует развитию бактерий высокая влажность воздуха в сочетании с достаточным количеством тепла.
Еще одна болезнь, поразившая листья яблони, это бактериальный ожог. Ее бактерии весной могут переносить птицы, насекомые, ветер и даже вода при поливе или во время дождя. Признаки поражения становятся видны летом. Тогда листья и плодоножки начинают активно усыхать, скручиваться и опадать. При сильном поражении дерево спасти невозможно.
Стр. 127. Задание
Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Выращивание грибов».
При выращивании грибов очень важно, чтобы были соблюдены такие условия, как:
Хорошая система вентиляции в помещении;
Температура воздуха от + 8℃ до + 20℃;
Постоянная чистота, отсутствие паразитов в виде плесени и вредителей;
Влажность в пределах 80 – 90 %;
Герметичность в помещении, однако, при необходимости его требуется регулярно проветривать;
Наличие системы отопления для поддержания необходимой температуры
Грибные блоки должны помещаться в помещение, в котором около двух недель будет проходить инкубационный период. В это время важно, чтобы температура воздуха составляла не менее +20℃, но не более 28℃. При выращивании грибов летом температуру в помещении требуется снижать, используя для этого, например, вентилятор, струя воздуха которого направляется непосредственно на мешки с субстратом.
После завершения периода инкубации наступает период плодоношения. В этот промежуток времени важно снизить температуру воздуха до 12℃ – 15℃, обеспечить грибам минимальный 8 часовой световой день при помощи лампы дневного света, повысить влажность до 95% и проветривать помещение не менее 3 – 4 раз в сутки.
Если все условия выполнены, а последовательность соблюдена, то через несколько дней должны появиться первые плодовые тела грибов. Срок плодоношения в среднем составляет от 1,5 до 2 недель. Интересно, что в последние 2 – 3 дня темп роста шляпок у грибов вешенок будут максимальными. Этот момент и считается оптимальным для их сбора.
Стр. 127. Вопросы после параграфа
№ 1. Что общего в питании большинства бактерий и грибов??
Большинство бактерий и грибов схожи по типу питания. Они не могут образовывать органические вещества из неорганических, а потому используют уже готовые органические соединения для своего питания, из-за чего являются консументами или гетеротрофами.
№ 2. В чём особенность питания грибов?
Главная особенность питания грибов в том, что питаются они исключительно готовыми органическими веществами. Соответственно, по типу питания они являются гетеротрофами.
Рацион их достаточно разнообразен, а источника питания всего два: минералы и органические соединения. Минеральные вещества усваиваются преимущественно из влаги, а органика – из других живых, либо мертвых организмов (гниющие корни, трупы животных, растительные останки)
Еще одна особенность питания грибов – способ всасывания растворенных в воде питательных веществ, потому что они не могут усваивать крупные частички пищи. Все они поглощаются мицелием путем осмоса, поэтому такой способ питания называется диффузно-осмотическим. Соответственно, большая площадь поверхности мицелия для них очень выгодна.
№ 3. Что такое гетеротрофное питание?
Гетеротрофное питание – это способ питания живых организмов, источником энергии при котором являются готовые органические вещества (как правило, ткани растений или животных)
№ 4. Каких животных называют растительноядными?
Растительноядными называют животных, которые совсем не употребляют «животную» пищу, то есть, других животных. Это многие насекомые, птицы, парнокопытные, моллюски и т.д. К ним относится и большое количество млекопитающих, которые проживают в разных уголках нашей планеты. Растительноядные животные питаются семенами и сочными плодами, ягодами, зелеными частями растений – листьями, молодыми побегами, почками.
№ 5. Назовите известных вам всеядных животных.
Всеядные животные – это животные, которые могут питаться не только растительной и животной пищей, но и останками погибших организмов. Из млекопитающих животных, которые относятся к этой группе, мне известны такие: свинья, белка, енот, бурундук, скунс, шимпанзе, медведь, мышь. Из птиц всеядными являются: страус, ворона, сорока.
Стр. 127. Задание
№ 1. Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».
За много лет существования разные виды животных приспособились не только к выживанию в определенных условиях окружающей их среды, но и к добыче для себя пищи. С научной точки зрения принято выделять несколько способов получения пищи животными. Среди них:
Простое получение пищи;
К способу простого получения пищи относится обычное поглощение животными либо растений, либо других животных. Особенно распространен он среди травоядных животных (лошади, жирафы, кролики, коровы, слоны, бобры), потому что именно они могут питаться готовой травой и корневищами, листвой и стеблями. Также они могут потреблять семена, фрукты и овощи. Основное преимущество такого способа поглощения кроется в минимальных затратах энергии, которые могут расходоваться животными на непосредственную добычу пищи. Другими животными питаются хищники – норки, волки, рыси, тигры, коршуны, львы, у которых, в отличие от травоядных, хорошо развиты когти, клыки и зубы, чтобы разрывать мясо и грызть кости.
Комменсализм подразумевает добывание пищи одним животным, находящимся под защитой у другого. Другими словами, это союз, который устанавливается между животными, когда слабые особи питаются пищей, добытой сильными особями. Яркий пример такого союза – травяные вши, которые селятся в муравейниках и кормят муравьев сладкой жидкостью.
Симбиоз как способ добычи пищи животными является разновидностью комменсализма. Но, в отличие от комменсализма, при котором пищу добывает только одно животное, при симбиозе два животных обитают как единый организм и пищу добывают тоже вдвоем. Пример такого способа – союз рака-отшельника и актинии. Рак-отшельник перемещает актинию в места, где есть больше всего добычи, на своей раковине. Актиния же выполняет функцию защиты рака-отшельника от хищников. Таким образом, выгоду получают два животных.
Паразитизм представляет собой добычу пищи одним организмом за счет другого. Например, мошки или клещи и теплокровное животное. Паразиты питаются кровью животных, нанося им вред.
№ 2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.
Исходя из того, что животных мир разнообразен, разнообразны и пищевые цепи, в которых они являются активными участниками, а значит, отличаются и поведенческие особенности, и навыки разных групп животных – растительноядных и хищников.
Растительноядные или травоядные животные более спокойные, у них хорошо развиты мышцы головы для длительного пережевывания пищи и передние и задние, благодаря которым они могут быстро убегать в случае опасности. Поведение хищников более агрессивное, если они охотятся за добычей. Они очень хитрые, бдительные, способны долго следить за жертвой и при наступлении подходящего момента просто нападают на нее. Так как добывать пищу им сложнее, то у них лучше развит мозг и конечности, на которых есть острые и цепкие когти.
Стр. 127. Подумайте
Представители царства животных могут иметь не только одноклеточное, но и многоклеточное строение. Клетки животных имеют и свои отличительные особенности от клеток других живых организмов: отсутствие плотной клеточной стенки и вакуолей. У них есть клеточный центр, а в качестве запасной питательной субстанции собирается и накапливается гликоген.
Грибы также отличаются от растений и от животных. Например, в их клеточной стенке содержится хитин, в котором копится гликоген. А у некоторых представителей царства в клетках может содержаться сразу несколько ядер.
Таким образом, можно сделать вывод, что у представителей каждого царства отличаются внешнее и внутреннее строение, рост и развитие, дыхание и питание, размножение и выделение.
Конспект занятия в средней группе с применением ИКТ «Чем питаются животные в лесу»
ОЛЬГА ШПАГИНА
Конспект занятия в средней группе с применением ИКТ «Чем питаются животные в лесу»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
— дать детям представление о простейшей пищевой цепочке травоядных животных (трава, ягоды, кора и др.);
— закрепить представление детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающей на одной территории;
— показать многояростность леса;
— продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, с особенностями их обитании и питании.
— развивать пространственное восприятие;
— развивать у детей желание прийти на помощь животным в сложных ситуациях;
— развивать произвольное внимание, память.
Воспитательные задачи:
— учить бережному отношению к природе, травоядным животным;
— воспитывать доброе и заботливое отношение к животным.
— рассматривание иллюстраций «Дикие животные»;
— чтение художественной литературы:
Е. Чарушин «Большие и маленькие»
В. Бианки «Лис и мышонок»
— тематические наблюдения и ситуативные беседы в природе;
— дидактические игры: «Кто чем питается», «Пищевые цепочки в лесу».
— настольные игры: «Что изменилось», «Путешествие по лесу».
Оборудование и материалы:
ИКТ для просмотра слайдов про диких животных, игрушки «Лесовичок», «Белочка», «Зайка», картинки с изображением диких животных, тарелочки с «Кормом» для каждого ребенка;
— настольная игра «Зайчик в лесу».
Ход занятия
Дети сидят на стульях, стоящие на ковре.
Воспитатель: Дети, по дороге в детский сад я повстречала Старичка-Лесовичка, он шел из леса и обещал прийти к нам в гости.
Стук в дверь,появляется старичок-лесовичок:
Здравствуйте дети, здравствуйте гости. Знаете, кто я?
Старичок-лесовичок: Я старичок-лесовичок, я люблю играть с детьми и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Старичок-лесовичок: Как только загадку отгадаете правильно на экране появится отгадка. Слушайте внимательно.
1) Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
— Что это? (лес) – слайд № 1 (Лес)
Старичок-лесовичок: Правильно это лес – мой дом в котором я живу, а также в нем растет много растений и живут разные животные.Лес можно сравнивать с многоэтажным домом:
— на первом этаже растут травы
— на втором этаже растут кустарники
— на третьем этаже и выше растут деревья
— на всех этажах живут животные. Животные живут на том этаже на котором могут передвигаться, находить пищу, строить убежище. Лес – это большой дом для растений и животных.
Старичок-лесовичок: Дети, кто из вас был в лесу? Что растет в лесу?
Старичок-лесовичок: А кто живет в лесу?
Дети: звери, насекомые, птицы.
Старичок-лесовичок: К нам спешит один из обитателей леса, а кто это вы узнаете, если отгадаете следующую загадку.
2) Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Кто это? (Белка) – слайд № 2 (Белка)
Старичок-лесовичок: белка живет на самом высоком этаже леса, но может спуститься вниз.
— Где живет белка? (на дереве)
— Как называется её домик? (дупло)
— Чем питается белка? (орехами, грибами, желудями, шишками).
Старичок-лесовичок: Белка ест только растительную пищу, поэтому её называют травоядным животным. У белки есть враги – это хищные животные.
— как белка спасается от врагов?
Дети: белка быстро передвигается, умеет прыгать с дерева на дерево.
Воспитатель: дети знают стихотворения про белку. (Чтение стихотворения)
Я белка весёлый зверек
По деревьям скок да скок
Всю осень дупло утепляла
Пуха, соломки туда настилала
К зиме готовила запас
Чтоб зимой не голодать
Где ж еду в мороз достать?
Старичок-лесовичок: Теперь послушайте следующую загадку.
3) Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавиц
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко
Кто это? (Лось) – слайд № 3 (Лось)
Старичок-лесовичок: Где живет лось?
Дети: в лесу, в кустах, на земле.
Старичок-лесовичок: лось живет на первом этаже леса. Может вы знаете чем питается лось?
Дети: листьями кустарников и деревьев, ветками.
Старичок-лесовичок: правильно, лось ест тоже только растительную пищу, лось тоже травоядное животное.
Ребята, даже у такого крупного животного как лось, тоже есть враги – большие хищные животные. Как лось защищается от врагов?
Дети: быстро убегает, может ударить копытом, рогами.
Старичок-лесовичок: Молодцы! Послушайте следующую загадку.
4) И ушаст, и глазаст
Заберется в куст и спит
Кочерыжку съест и сыт
Кто это? (Заяц) – слайд № 4 (заяц)
Старичок-лесовичок: дети, где живет заяц?
Дети: на земле, в лесу
Старичок-лесовичок: заяц живет на само нижнем этаже леса. А чем питается заяц?
Дети: травой, корой деревьев, листьями, грибами.
Старичок-лесовичок: Заяц какое животное, если он питается растительной пищей?Дети: травоядное.
Старичок-лесовичок: А где заячий домик?
Старичок-лесовичок: У зайца много врагов? Кто его враги?
Старичок-лесовичок: как заяц спасается от врагов?
Дети: быстро убегает – помогают быстрые лапки, шубка – невидимка, зимой она белая.
Старичок-лесовичок: Молодцы! Отгадали все мои загадки.
Старичок-лесовичок: В лесу всегда есть корм для животных, летом и осенью его много, а зимой его совсем мало. Трудно живется зимой в лесу травоядным диким животным, холодно и голодно.
Ребята давайте покажем зайчику, как он может согреть свои лапки в зимние холода.
Зайцы скачут скок-скок-скок
Да на беленький снежок
Раз согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка
Прыг –скок, прыг-скок
И тихонько в свой домок.
Старичок-лесовичок: Дети посмотрите на осенний лес. Пока мы с вами играли, что-то изменилось в осеннем лесу? Кого не стало?
Игра с мультимедиа:
Старичок-лесовичок: какие вы молодцы, такие внимательные.
Старичок-лесовичок: дикие животные: зайчик, белка, лось не успели заготовить запасы на зиму. Давайте сядем за столы и поможем им.
Посмотрите на столах у вас картинки с дикими животными, а в тарелочках картинки с кормом для животных, помогите лесным животным, выберите нужный корм.
Воспитатель: Ребята, какие животные приходили в гости?
Дети: дикие – белка, лось, заяц.
Воспитатель: Где они живут?
Дети: в лесу, каждый живет на своем этаже.
Воспитатель: Каким животным мы помогли заготовить запасы на зиму?
Воспитатель: А кто ещё приходил?
Воспитатель: Лесовичок благодарит за то, что вы его хорошо принимали в гостях и дарит вот этот подарок – настольную игру «Зайчата в лесу». А теперь ему пора идти домой в лес.
Старичок-лесовичок: До свидания друзья. Всего доброго. До новых встреч.
Конспект занятия с применением ИКТ «Знаки дорожного движения» Цель: знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения. Задачи: 1. Активизировать знания детей о светофоре, познакомить с дорожными.
Итоговое интегрированное занятие в средней группе с применением ИКТ «Времена года» Цель: провести открытое интегрированное занятие по итогам года с применением ИКТ. Задачи: закрепить знания о.
Конспект ОД в средней логопедической группе по лексической теме «Дикие животные. Прогулка по зимнему лесу» Задачи: • Формирование представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. • Формирование обобщающего понятия «дикие.
Конспект открытого занятия с применением ИКТ и нетрадиционных техник рисования «Путешествие в зимний лес» в старшей группе. Конспект открытого занятия с применением ИКТ и нетрадиционных техник рисования «Путешествие в зимний лес» в старшей группе. Воспитатель.
Конспект занятия «Что? Где? Когда?» с применением ИКТ в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в форме игры «Что? Где? Когда?» с применением ИКТ В подготовительной группе. Цель: Уточнить и закрепить.
Конспект занятия в первой младшей группе с применением ИКТ «Забавный поезд» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Методический центр повышения квалификации педагогических.
как питаются животные (доклад)
Разные животные, питаются по-разному.
Всех животных, можно разделить на две большие группы, хищники, и травоядные.
Хищники, это животные, которые питаются мясом других животных.
Сюда относятся, волк, лиса, тигр, лев, кот, и многие другие.
Другая большая группа, это травоядные.
Травоядные питаются не только травой, как можно понять из названия, это животные которые питаются растительной пищей.
Лось, олень, косуля, заяц, барсук, ежик, и многие другие.
Есть животные, которые в зависимости от ситуации питаются различными видами пищи.
Это медведь, кабан, от части лиса, и другие животные.
Их иногда называют всеядными.
Обе эти группы тесно взаимосвязаны.
И малое количество травы, и других растений, со временем сказывается на поголовье хищников.
Если мало травы, то мало травоядных, если мало травоядных, то мало пищи для хищников, и так далее.
Такая система, называется пищевая цепочка.
Хотя в философском смысле, лучше было бы назвать ее кольцом.
Поскольку хищник, когда умирает, становится удобрением, и в месте его последней спячки, лучше растет трава, которую съест травоядное, которое в свою очередь скушает другой хищник.
И такой круговорот в природе.
Вот и не верь буддистам, с их колесом сансары, и бесчисленными перерождениями.
Следует отметить, что разделение на травоядных и хищников, не является характерным только для животных, оно универсально, и птиц, и рыб, и рептилий, тоже можно разделить на эти две группы.
Питание животных
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
Чтобы оставаться в форме, хомяк должен за сутки съедать до 20 грамм корма – почти столько же, сколько весит сам хомяк. В съедаемом печенье содержатся необходимые питательные вещества: часть из них нужна для поддержания энергии хомяка, а часть пойдёт на рост и развитие организма. Хомяк, как и все другие животные, относится к гетеротрофам. Гетеротрофы поедают и переваривают других живых существ. Вместе с едой гетеротрофы получают питательные вещества, необходимые для жизни. В отличие от животных, растениям не нужно есть. Все питательные вещества растения создают сами при помощи энергии солнца. Поэтому тип питания растений называют автотрофным. Для получения, переваривания и усвоения пищи у животных появилась и развилась пищеварительная система.
Все животные – гетеротрофы
Животные питаются другими мёртвыми или живыми организмами, съедая их целиком или по частям. В зависимости от рациона всех животных делят на: 1.Травоядные. К таким относят гусениц, горилл, улиток, крупный рогатый скот. Основу их рациона составляет растительная пища. 2.Плотоядные. Ястребы, пауки, кошки и многие другие охотятся на других животных и поедают их. 3.Всеядные. Человек, тараканы и вороны употребляют как животную, так и растительную пищу.
Надо понимать, что часто животные «выходят за рамки» своей диеты. Так, травоядные олени иногда не прочь полакомиться птичьими яйцами или насекомыми.
Пища животного является источником веществ, которые необходимы для роста и восполнения энергии. В состав пищи входят: 1.Белки в составе пищи перерабатываются в кишечнике и используются в качестве главного строительного материала. Отсюда и поговорка – «Мы то, что мы едим». 2.Жиры – важный компонент любой диеты. Список их применения в организме широк: от утепления тела до регуляции поведения. 3.Большинство углеводов животные получают из растительной пищи. Они необходимы для поддержания энергии. 4.Витаминов требуется немного, но они играют ключевую роль в обмене веществ в теле животных. 5.Из минералов строятся кости и зубы. Минералы нужны для нормальной работы нервов и крови.
Некоторые водные животные питаются путём фильтрации. Например, скат манта плавает с огромной раскрытой пастью, отфильтровывая из воды и поедая большое количество креветок, криля и мелких крабов. К фильтраторам относят усатых китов и губок. Губки фильтруют воду с мелкой пищей через поры на всём теле. Поедатели субстрата живут внутри или на поверхности источника пищи и проедают путь через субстрат. Личинки мух зарываются в мясо животного и питаются им изнутри. Дождевые черви прокладывают себе путь через почву, поедая её. Гусеницы проедают ходы внутри листа.
Животные различаются по способу поглощения пищи
Основу рациона сосущих животных составляют различные жидкости. Самки комаров протыкают тело животного ртом-иголкой и сосут кровь, а самцы комаров высасывают соки из растений. Колибри и пчелы, питающиеся жидким нектаром растений, помогают переносить пыльцу с одного растения на другое. Большинство животных поедает пищу, откусывая от неё части или проглатывая целиком. При помощи щупалец, клешней, когтей или острых зубов животное разрывает пищу и заглатывает её.
Питание состоит из нескольких этапов:
Пищеварительные ферменты разрушают поглощённые части животных или растений на более мелкие частички. Эти частички пищи затем всасываются в кишечнике. Но как организм способен переваривать пищу, не переваривая при этом своё собственное тело? В ходе эволюции у животных появились специальные отсеки – они защищают организм от самопереваривания. Например, у гидры пищеварительные ферменты выделяются только в кишечную полость. У сложных животных кишечник делится на части. Одни части занимаются перевариванием, а другие – поглощением.
Переваривание пищи происходит под действием пищеварительных ферментов
Пищеварительная система
При помощи глотки земляной червь засасывает пищу. Пища размельчается в желудке и всасывается в кишечнике.
У насекомых пищеварительная система состоит из нескольких отделов. Основной этап пищеварения происходит в кишечнике.
В зобе птиц пища хранится какое-то время. В желудке происходит измельчение пищи, а в кишечнике – поглощение.
В природе встречаются самые необычные пищеварительные органы и способы пищеварения. Например, кишечник морских звёзд занимает значительную часть тела, простираясь в руки звезды. Морские звёзды – хищники. Обнаружив моллюска, морская звезда обхватывает его раковину и выворачивает свой желудок на тело жертвы. Желудок обволакивает мягкие органы моллюска, переваривает их, а морская звезда затем всасывает желудок с переваренным кормом обратно. У пауков очень узкий кишечник, поэтому они укусом вводят пищеварительные ферменты, которые растворяют мягкие ткани, в тело жертвы. Пауку остаётся только всосать питательный сок, оставляя после себя лишь пустую оболочку жертвы.
Пищеварительная система млекопитающих
Пищеварительная система человека
Прохождение теста доступно в режиме обуения
Если посмотреть на тонкий кишечник под микроскопом, то можно увидеть миллионы ворсинок. Причем, каждая клетка ворсинки также покрыта микроворсинками. Эти ворсинки и микроворсинки увеличивают площадь кишечника в 600 раз, что позволяет эффективно извлекать из пищи питательные вещества и быстро их всасывать.
Приспособление различных животных к своему типу питания отражается на строении их пищеварительной системы. Например, по строению зубов легко определить диету животного. Различие в строении зубов – одно из основных эволюционных преимуществ млекопитающих.
От диеты зависит также строение кишечника. Большие желудки характерны для плотоядных, которые могут подолгу голодать. Например, лев весом 200 кг съедает за раз 40 кг мяса, наедаясь на несколько дней. Растительная пища богата целлюлозой, которую сложно переварить. Поэтому кишечник у травоядных длиннее, чем у плотоядных. К тому же, большинству травоядных в переваривании целлюлозы помогают микробы. На рисунке сравнивается пищеварительный тракт хищного койота и коалы. Эти два млекопитающих примерно одинакового размера, но кишечник коалы намного длиннее и включает в себя слепую кишку длиной в 2 метра (у койота она всего несколько см в длину). В слепой кишке коалы содержатся микробы, переваривающие листья эвкалипта.
Наиболее сложные приспособления для переваривания растительности эволюционировали у жвачных млекопитающих – коров, овец и оленей. Желудок жвачного животного состоит из четырёх камер, в которых живут микробы. Жвачное животное периодически срыгивает пищу и «жуёт свою жвачку», перемалывая растительные волокна для микробов. Затем жвачка проглатывается и перемещается в последние камеры желудка, где завершается пищеварение. Корова получает много питательных веществ не только из растений, но и переваривая микробов в желудке. Микробы быстро размножаются и их численность остаётся стабильной, несмотря на многочисленные потери.
В пищеварении животных участвуют микроорганизмы
Помогающие в пищеварении микробы встречаются не только у позвоночных. Гигантские беспозвоночные трубчатые черви лишены рта и пищеварительной системы. Эти черви живут рядом с глубоководными гидротермальными источниками, из которых выделяется сера. Живущие в теле червя микроорганизмы «питаются» этой серой и создают пищу для червя. Ещё один необычный тип питания встречается у улитки элизии хлоротики. Этот моллюск поглощает растительные клетки. При этом, хлоропласты – части клеток, отвечающие за превращение солнечного света в энергию, то есть фотосинтез – он не переваривает, а «вживляет» в своё тело. Таким образом элизия хлоротика получает способность питаться, как растение. В обоих приведённых примерах животные являются уже автотрофами – они сами производят питательные вещества, а не получают их извне.
Экология питания
Пищевые ресурсы не безграничны. Животным приходится постоянно соперничать друг с другом за доступ к энергии. В ходе конкуренции животные часто обозначают свою территорию. Повышенный социальный статус или самые большие клыки в округе позволяют отхватить более богатую пищей территорию. Но иногда конкуренция слишком велика. В таком случае различные виды животных могут сосуществовать рядом, занимая определённую нишу. Например, изначально одинаковые галапагосские вьюрки в ходе эволюции приспособились к различным рационам. Одни вьюрки стали питаться кактусом, другие – насекомыми, а третьи – семенами. Общий предок вьюрков питался только растениями и не имел доступа к другой пище.
Иногда изобилие пищи позволяет животным делать запасы. Если добыча слишком велика, то хищник постарается припрятать излишки подальше от любопытных глаз. Так, сытый леопард часто хранит тушу на дереве. Здесь тушу не достанут надоедливые гиены. Пережидающие суровые зимы животные делают запасы на зиму. Они могут хранить энергию в виде жира или складировать провизию. Хомяки запасают в норках до 4 кг зерна. Зимой зверькам не нужно будет вылазить из теплой норы. А вот птицы не умеют рыть норы. Птица кукша летом припрятывает еду под корой деревьев. Кукша делает около 10 тысяч тайников, из которых зимой таскает корм птенцам.
Дополнительный контент (Видео) доступен в режиме обучения