Подумайте чем питаются животные вспомните что такое пищевая цепь
Пищевая цепь — определение, типы, значение, трофические уровни и схемы
Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.
Что такое пищевая цепь?
Пищевая (трофическая) цепь – это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность. При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Ниже вы сможете более подробно ознакомится с каждой из этих трех групп.
Автотрофы (продуценты)
Автотрофы – живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:
Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.
Гетеротрофы (консументы)
Гетеротрофы, также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты.
Деструкторы (редуценты)
Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.
Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.
Уровни пищевой (трофической) цепи
Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.
Трофический уровень организма – это положение, которое он занимает в пищевой цепи.
Первый трофический уровень
Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента, производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие бактерии и археи.
Второй трофический уровень
Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.
Третий трофический уровень
Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных – их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).
Четвертый трофический уровень
В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники – третичные потребители (к примеру, сова ест змей).
Пятый трофический уровень
Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).
Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.
Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью.
Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.
Типы пищевых цепей
В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей:
Пастбищная пищевая цепь
Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.
Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.
Примеры пастбищной пищевой цепи:
Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;
Растения → Заяц → Лиса → Лев.
Детритная пищевая цепь
Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала – детрита – который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них – приток органических веществ, производимых в другой системе.
К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке умеренного леса.
Энергия в пищевой цепи
Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.
Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.
Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.
На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.
Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:
Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает – все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.
Значение пищевой цепи
В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Кто что ест? стр. 94 – 97
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, кто что ест, и как устроены цепи питания.
1. Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания. В зависимости от того, кто что ест.
Всех их можно разделить на четыре группы.
Растительноядные едят растения, насекомоядные — насекомых, хищные — других животных, а всеядные могут употреблять любую пищу.
2. Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
Составим модели двух цепей питания, представленных в учебнике.
3. Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности животных:
а) к добыванию пищи;
Приспособлениями к добыванию пищи служат: У лисы — хороший слух и зрение, острые зубы. У совы — когти, изогнутый клюв.
б) к защите от врагов.
Приспособлениями к защите от врагов служат: У зайца — быстрые ноги, цвет шерсти. У ежа — колючки. У ящерицы — отпадающий хвост. У кузнечика — покровительственная окраска тела. У божьей коровки — предупреждающая окраска.
Обсудим!
1. Почему цепи питания начинаются с растений?
Любая цепочка питания начинается с растения, потому что только они являются производителями органической пищи. Только растения могут производить питательные органические вещества из углекислого газа, воды и солнечного света.
2. Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?
Проверь себя
1. На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
От того, кто что ест, они делят на растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных.
2. Что такое цепь питания? Приведи пример.
Это связь между различными животными и растениями. Например, Заяц ест капусту, но его может съесть лиса. Или белка питается кедровыми орехами, а её может съесть куница. От того, кто что ест, зависит форма пищевой цепи.
Задания для домашней работы
1. Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.
Изготовим модели цепочек питания, приведённые в ответе на вопросы раздела «Проверь себя»:
2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?
Эти удивительные насекомые оказываются не только очень красивыми, но и полезными. Они защищают наши сады и огороды от прочих насекомых, ведь несмотря на размер это хищники. Они питаются тлей, мелкими насекомыми, которые высасывают соки из листьев растений. Тем самым эти насекомые помогают садоводам сохранить свои урожаи.
Мне очень нравятся божьи коровки, они красивые и для человека безобидные. Я думаю, что их нельзя уничтожать, а надо наоборот привлекать к садам и огородам различными способами. Я точно никогда не раздавлю божью коровку.
Смотри также:
На следующем уроке
Вспомни, приходилось ли тебе наблюдать, как размножаются животные в живом уголке, как они заботятся о своём потомстве.
Я видела, как у хомяков появились маленькие детёныши. Они были такими крошечными и слепыми. Хомяк-мама заботился о них, кормил молоком и грел своим телом. Потом маленькие хомяки быстро научились есть и бегать.
Цепи и сети питания – кто кого и что ест
Урок 29. Экология 5 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Цепи и сети питания – кто кого и что ест»
В ряду экологических связей между растениями, животными и другими организмами сообщества наиболее важными обычно называют пищевые связи, так как через них от одного к другому организму передаются вещество и энергия.
Организмы рождаются, растут, развиваются, воспроизводят потомство, умирают. На протяжении всей жизни они нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счёт световой энергии. Световую энергию в пищу превращают производители (в основном растения). Такие потребители, как растительноядные животные, поедают этих производителей. Другие потребители (хищники) питаются потребителями (растительноядными животными). Так образуются пищевые цепи, или цепи питания.
Пример пищевой цепи
С помощью цепей питания происходит передача вещества и энергии в сообществе живых организмов.
Цепь питания состоит из ряда видов или их групп, где каждое звено служит пищей последующему.
Пищевые цепи могут быть короче или длиннее, но всегда состоят из отдельных звеньев. Однако много звеньев в цепях питания не бывает, так как в них быстро иссякает энергия. Обычно пищевые цепи состоят не более чем из пяти-шести звеньев.
Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мёртвыми организмами (бактериями, грибами, растениями, животными). В зависимости от этого различают: цепи выедания, цепи разложения, цепи паразитические.
Внизу первое звено всегда образуют растения (производители), далее следуют растительноядные животные, затем плотоядные, которых, в свою очередь, поедают более крупные хищники, и так далее. Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют значительно больше органических веществ, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными (потребителями).
Для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, составляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления их от первого звена цепи — растений.
Размеры организмов, входящих в эту цепь, увеличиваются от первого звена. Это значит, что синица больше гусеницы, а сокол больше синицы.
Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мёртвым органическим веществом и при этом разлагают его.
Первое звено в цепях разложения — остатки мёртвых растений и животных. Многие из них поедаются животными.
Первое звено в цепи разложения
Но большая их часть становится объектом питания бактерий и грибов. Эти организмы легко распространяются, и их можно найти практически повсюду в окружающей среде. При благоприятных условиях они быстро растут, активно питаются, в результате активно осуществляются процессы гниения и разложения органического вещества. Посмотрите, например, что произойдёт с некоторыми продуктами питания, если их оставить на открытом воздухе. Они испортятся.
Продукты питания портятся потому, что в них начинают размножаться бактерии — крохотные существа, которых можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии образуют кислоты, пахучие газы, ядовитые химические соединения. Именно поэтому испорченные продукты воняют, и их нельзя употреблять в пищу.
Грибы принимают участие преимущественно в разложении клетчатки растений, а бактерии разрушают трупы животных. В результате сложные органические вещества мёртвых животных и растений превращаются в минеральные соли азота и фосфора, необходимые растениям.
Роль цепей разложения особенно велика там, где много органических остатков.
Подсчитано, что в масштабах Земли, благодаря цепям разложения, в круговорот включается до 90 % энергии и веществ, запасённых растениями, тогда как в круговорот посредством цепей выедания вводится только 10 %.
Вьющееся паразитическое растение повилика живёт на диких и культурных растениях — клевере, смородине, тыкве, хмеле, льне и других. Корней у неё нет. Да они ей и ни к чему. Повилика обвивается вокруг стебля растения-хозяина и с помощью глубоко внедряющихся в него присосок получает из него необходимые для жизни воду, сахара, минеральные соли.
Кровососущие насекомые блохи паразитируют на птицах, млекопитающих и человеке. Их сильно сжатое с боков тело хорошо приспособлено к передвижению в волосяном и перьевом покровах животных-хозяев, а сильные ножки помогают перепрыгивать с одного хозяина на другого.
Первое звено в паразитических цепях питания всегда представлено живым организмом. А размеры тела организмов, составляющих эти цепи, в отличие от того, что мы видели в цепях выедания, по мере удаления от первого звена постепенно уменьшаются. Так, млекопитающее животное может служить местом обитания для многочисленных блох, питающихся его кровью, а в организме блох могут развиваться тысячи мельчайших организмов, состоящих из одной клетки и видимых только под микроскопом.
Многие животные могут одновременно входить в разные цепи питания, потому что питаются как растительной, так и животной пищей. Например, всеяден характерный обитатель лесной зоны медведь. Он любит полакомиться зелёными частями растений, ягодами, фруктами. Орехами и мёдом. Но он ест также и насекомых, охотится на крупных зверей, например лося, ловит рыбу, кроме того, медведь охотно употребляет в пищу падаль.
Таким образом, в природе все цепи питания — выедания, разложения, паразитические — не изолированы друг от друга, они сложно переплетены и, соединяясь, образуют пищевую сеть.
Пищевые сети образуются потому, что практически любой член какой-либо пищевой цепи одновременно является звеном и в другой пищевой цепи: он потребляет и его потребляют несколько видов других организмов.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Пищевые цепочки»
НОД Ознакомление с окружающим «Пищевые цепочки»
Цель. Познакомить детей с цепочками питания как закономерным процессом.
— расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
— учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
— развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя.Пополнить словарный запас: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка.
— развивать внимание детей, логическое мышление.
— воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.
— способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности
Предварительная работа. Вспомнить классификацию животного мира. Чтение сказки С. Маршака «Сказка об умном мышонке»
.Воспитатель. Давайте вспомним на какие группы делятся животные в зависимости от питания (хищники, травоядные, всеядные).
-Назовите животных из каждой группы.
Травоядные (лось, олень, заяц, корова, зебра, коза, антилопа)
Хищные (медведь, волк, тигр, лев)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и обращает внимание демонстрационные картинки.
-К какой группе животных относится лиса? (Хищник)
Ее мы обозначим красным квадратом.
К какой группе животных относится заяц? (Травоядные)
Их мы будем обозначать зеленым цветом.
А растения, которыми питаются всеядные и травоядные, мы будем обозначать квадратом с зеленым листочком.
Обратите внимание, что в начале цепи всегда находятся растения, а в конце хищники.
Закрепление представлений о пищевых цепочках. Дети выкладывают картинки, которые они выкладывают в цепочки.
Например. Листья, трава-олень, волк.
Растения – мышь- сова
На примере произведения «Сказка об умном мышонке». Воспитатель предлагает вспомнить и ответить на вопросы, «Кто встретился мышонку по пути домой?» (Кошка, хорек, еж, сова)Почему мышонок отказался с ними поиграть. Составьте пищевые цепочки по сказке (Мышонок-кошка, мышонок-хорек, мышонок-сова и т. д.)Какого звена не хватает в этих пищевых цепочках (Первого звена)Чем питаются мыши (Мыши питаются семенами злаковых растений, плодами плодовых деревьев, насекомыми).
Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
Подводя итог занятия, я хотела бы прочитать вам добрые стихи Бориса Заходера «Про всех на свете».
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников,
Нужны все на свете!
А если нам кто-нибудь
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о семье» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МБОУ «ДНЕПРОВСКАЯ СОШ» ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИМЕЧАНИЯ 1 ФИО должность педагога Вдовина Л. А. воспитатель.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» С дошкольниками первой младшей группы Воспитатель: Шишкина В. С. Цель:.
НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Взаимосвязь организмов в природе. Пищевые цепочки» Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста Тема: «Взаимосвязь организмов в природе. Пищевые цепочки»Цель:Расширение.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Живая природа» Цель: Расширять представления о животном мире. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о животных: звери, рыбы, птицы, насекомые.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мыло» Воспитатель: Кузнецова Маргарита Владимировна. МБДОУ «Источник» Пермский край Чайковский район п. Марковский НОД Тема: «Мыло». вторая младшая.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Познание. Цель:.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим) (подготовительная группа) Тема: Птицы.
Занятие по экологическому воспитанию «Пищевые цепочки» Основная задача – осуществить экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте, а затем и в школьном возрасте. Знакомить с «пищевыми.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.
Конспект занятия «Пищевые цепочки в лесу» по ДОП по экологии
Вопрос: подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям питания.
Ответ: всех животных можно разделить по особенностям питания на следующие группы:
1. растительноядные (питаются растительной пищей) – овцы, козы, олени, коровы.
2. насекомоядные (питаются насекомыми) – еж.
3. хищные (питаются более мелкими животными) — тигры, львы, волки.
4. всеядные (едят и растительную и животную пищу) – богомол, куница.
1. Вопрос: почему цепи питания начинаются с растений?
Ответ: растения — основа питания растительноядных животных, поэтому растения первые в цепи питания.
2. Вопрос: Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?
Ответ: нарушились бы звенья в цепях питания, размножились бы без меры животные-вредители.
Лягушка, змеи, совы, стрекозы – хищные животные. Они являются санитарами природы. Они ловят в основном больных и старых животных, восстанавливая равновесие в природе. Они помогают людям сохранять урожай.
Проверь себя:
1. Вопрос: на какие группы делят животных в зависимости от их питания?
Ответ: всех животных можно разделить по особенностям питания на следующие группы:
2. Вопрос: что такое цепь питания? Приведи пример.
Ответ: живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепь питания начинается с растения. Второе звено цепи – растительноядное животное. Третье звено – насекомоядное или хищное животное. Например: зерно – мышь – сова.
Задание для домашней работы
Задание 2. В книге «Зеленые страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что ты можешь сделать для их охраны?
Ответ: божьи коровки очень полезные жуки, они истребляют тлей, вредителей сада и огорода, тем самым повышают урожай. Для того чтобы божьи коровки исправно выполняли свою защитную работу, их не нужно истреблять.
Окружающий мир 3 класс
Кто что ест
Составь цепь питания, рассказывающую о героях песенки «В траве сидел кузнечик»
Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).
На какие группы можно разделить животных по способам питания? Заполни схему.
Цепи питания
Живые существа связаны между собой в цепи питания. Например: В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц — волк.
Составь и запиши цепи питания. а) паук, скворец, муха Ответ: муха — паук — скворец б) аист, муха, лягушка Ответ: муха — лягушка — аист в) мышь, зерно, сова Ответ: зерно — мышь — сова г) слизень, гриб, лягушка Ответ: гриб — слизень — лягушка д) ястреб, бурундук, шишка Ответ: шишка — бурундук — ястреб
Прочитай короткие тексты о животных из книги «С любовью к природе». Определи и запиши тип питания животных.
Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши, а иногда даже маленькие зайчата. Ест он и лесные ягоды, и плоды. Ответ: барсук всеядный
Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу. Ответ: лисица плотоядная
Волк — опасный зверь. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Ответ: волк плотоядный
Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей. Ответ: медведь всеядный
По текстам из предыдущего задания составь и запиши несколько цепей питания.
1. земляника — слизень — барсук 2. кора деревьев — заяц — лисица 3. зерно — птица — волк 4. древесина — личинки жука — дровосека — медведь 5. молодые побеги деревьев — олень — медведь
Составь цепь питания, используя рисунки.
Что означает термин «цепь питания»
Согласно научному определению, в это понятие входит перенос энергии через ряд организмов, где первым звеном выступают продуценты. В эту группу включаются растения, которые поглощают неорганические вещества, из которых синтезируют питательные органические соединения. Ими питаются консументы — такие организмы, которые не способны к самостоятельному синтезу, а значит, вынуждены питаться уже готовой органикой. Это травоядные животные и насекомые, которые выступают в качестве «обеда» уже для других консументов — хищников. Как правило, цепь содержит около 4-6 уровней, где замыкающее звено представлено редуцентами — разлагающими органику организмами. В принципе, звеньев может быть гораздо больше, но есть природный «ограничитель»: в среднем, каждое звено получает мало энергии предыдущего — до 10%.
Примеры цепей питания в лесном сообществе
Для лесов существуют свои особенности, в зависимости от их типа. Хвойные леса не отличаются богатой травяной растительностью, а значит, и цепи питания будут иметь определенный набор животных. Например, олень с удовольствием лакомится бузиной, а сам становится добычей медведя или рыси. Для широколиственного леса будет свой набор. Например:
Стоит упомянуть падальщиков, которые «утилизируют» органические останки. В лесах их великое множество: от простейших одноклеточных до позвоночных. Их вклад в природу огромен, поскольку, в противном случае, планета покрылась бы останками животных. Они же преобразуют мертвые тела в неорганические соединения, которые необходимы растениям, и все начинается заново. В общем, природа — само совершенство!
Пищевая цепь. Примеры
Условно можно выделить несколько видов экологических пирамид. Существует, в частности, пастбищная пищевая цепь. Примеры, которые можно увидеть в природе, представляют собой последовательности, где перенос энергии осуществляется от низших (простейших) организмов до высших (хищников). К таким пирамидам, в частности, можно отнести следующие последовательности: «гусеницы-мыши-гадюки-ежи-лисы», «грызуны-хищники». Другая, детритная пищевая цепь, примеры которой будут приведены далее, представляет собой последовательность, в которой биомасса не употребляется хищниками, а имеет место процесс гниения с участием микроорганизмов. Считается, что начинается эта экологическая пирамида с растений. Так, в частности, выглядит пищевая цепь леса. Примеры можно привести следующие: «опавшие листья-гниение с участием микроорганизмов», «мертвые ткани растений-грибы-многоножки-экскременты-грибы-ногохвостики-клещи (хищные)-хищники-многоножки-бактерии».
Что такое цепи питания
Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах эволюции живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.
Виды цепей питания
В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.
Пастбищная цепь питания
Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка. Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего. В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей. Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами )). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.
Детритная цепь питания
А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.
Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.
Обитатели экосистемы леса. Связи и пищевые цепи
Познакомимся с некоторыми обитателями леса.
Основные «кормильцы» в лесу — деревья. Но они бывают разные.
Посмотри на хвойные деревья. Обычно они не сбрасывают зимой свою хвою (иголки) — видоизменённые листья. Какие ты знаешь хвойные деревья?
А теперь посмотри на лиственные деревья.
В холодном климате они всегда на зиму сбрасывают листья. Посоревнуйся с друзьями, кто из вас назовёт больше лиственных деревьев.
«Едоки», в отличие от «кормильцев», пугливо прячутся. Ведь множество различных хищников норовят их съесть. «Едоков» в экосистеме леса немного, но их роль никак нельзя назвать маленькой. Ведь без «едоков» не получится замкнутого круговорота веществ. «Едоки» — активные участники круговорота.
Посмотри внимательно на экосистему леса. Деревья борются с поедающими кору жуками-короедами. Они заливают смолой ходы этих насекомых и замуровывают жуков и личинок в стволе.
Когда дерево стареет, оно начинает мешать росту других «кормильцев» и замедляет круговорот веществ. Вот тут-то множество короедов и нападает на старое растение. Разрушая ещё растущее дерево, они помогают «мусорщикам» перерабатывать древесину. Маленькие «едоки»-короеды ускоряют большой круговорот веществ в экосистеме.
Животные-«едоки» не только участвуют в круговороте веществ, но и влияют на его ход.
На первом рисунке показаны экосистема леса и пищевые связи её обитателей. Но между лесными животными и растениями существуют и другие отношения. Давай разберёмся, какие же ещё связи имеются в экосистеме леса.
Жёлуди дуба довольно тяжелы и поэтому не могут разлетаться по ветру. Сойка запасает жёлуди на зиму, и из её запасов вырастают новые дубы.
Муравьи поедают насекомых, которые питаются растениями. Муравьи помогают деревьям.
Поедая больных мелких животных и их личинки, муравьи действуют как настоящие санитары леса. Материал с сайта https://worldofschool.ru
Лес вырастает там, где нет избыточного количества воды — такого, как в болоте. Но в лесу не должно быть и излишне сухо, как, например, в степи или пустыне. Поэтому «мусорщики» (грибы, дождевые черви и микробы) могут трудиться в лесу активно. Они перерабатывают умершие организмы и их части в минеральные вещества, которые растворяются в воде и в растворённом состоянии поступают в растения.
Всё это приводит к тому, что круговорот в лесу становится замкнутым. Поэтому лес может очень долго оставаться устойчивой экосистемой.
Лес — устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.