Подумай на что похоже
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 187 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 187 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Учебник 1 часть — Страница 187.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
– А вы бы как думали? Эх, вы, трусы.
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Баю-баю-баю…
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Знаешь ли ты, что сказка Мамина-Сибиряка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки»? Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Я думаю, что писатель дал такое название сборнику не просто так. Скорее всего, все произведения этого сборника адресованы девочке по имени Алёнушка.
Каким изображён Заяц в начале сказки?
В начале сказки Заяц изображается трусливым, он боялся всего вокруг.
Прочитай выразительно, как хвастался Заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»? Объясни, как ты понимаешь это выражение.
Заяц хвастался своей храбростью, ему начинало казаться, что он действительно очень храбрый. Его хвастливые слова придавали ему силы и уверенности в себе. Но остальные зайцы смеялись над ним, потому что они знали, что не может заяц не бояться волка или медведя. Они считали зайца смешным и глупым.
Язык примёрз – так говорят о человеке, который не может сказать ни слова от сильного испуга.
Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше. Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев произведения Мамина-Сибиряка можно применить эту поговорку?
Заяц увидел волка, залез на пенёк, но потом от страха упал волку на лоб. Заяц принялся бежать, но быстро устал и прилёг под кустом. Волк подумал, что кто-то в него выстрелил и убежал в другую сторону. Другие зайцы решили, что хвастун настоящий герой и храбрец.
Момент, когда волк испугался того, что заяц на него упал, напоминает народную сказку «У страха глаза велики», в которой каждый из героев представлял себе опасность там, где её не было, а было упавшее яблоко.
Эту поговорку можно применить к Волку, потому что он не столкнулся с реальной опасностью, а придумал её.
Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?
Заяц был маленьким и всего боялся. Но ему надоело бояться, поэтому он начал хвастаться, что больше никого и ничего не боится. Другие зайцы смеялись, слушая его хвастливые речи. В этот момент заяц кажется смешным и глупым.
Несчастным заяц стал, когда убегал от волка. Хвастовство не помогло ему, он так и остался трусом, поэтому назван несчастным.
Бесстрашным его посчитали другие зайцы, когда волк тоже убежал. Они подумали, что волка напугал заяц, а значит он действительно никого не боится. Но волк испугался сам.
Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?
Писатель придумал и рассказал эту сказку Алёнушке для того, чтобы показать, что хвастовство до добра не доводит. На примере Зайца он показал, что и бояться всего подряд тоже не стоит. Нужно быть смелым, но при этом здраво оценивать свои силы.
9 проблем в твоей жизни, которые ты придумал сам
В жизни каждого человека есть два типа проблем: реальные и придуманные им самим. Первые нужно решать как можно быстрее, а со вторыми все обстоит немного иначе. Тебе нужно менять не саму ситуацию, а, скорее, свое отношение к ней. Уже после того, как ты начнешь воспринимать события по-другому, ты быстро поймешь, что тебе делать дальше. Мы собрали несколько проблем в твоей жизни, которые ты придумал сам.
1. Нехватка времени
В сутках 24 часа, и если учесть, что в среднем 8 из них ты тратишь на сон, то остается еще как минимум 16. Их ты можешь использовать так, как тебе заблагорассудится. Хотя вопрос не в том, сколько времени у тебя есть, а в том, как ты привык его использовать. Подумай, на что ты тратишь большую часть своих свободных часов: наверное, в список обязательных пунктов войдет пролистывание мемов, просмотр видео, бесцельное лежание на диване и прочие занятия, которые не помогают тебе ни продвинуться с выполнением дел, ни качественно отдохнуть.
Нехватка времени — это проблема, которую придумывают в качестве оправдания практически все люди, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут планировать свой день. Так что, вместо того, чтобы жаловаться, попробуй разобраться, что ты делаешь не так, и как тебе оптимизировать свою работу и успеть все, что нужно.
2. Несоответствие установленным стандартам
Ты можешь переживать из-за своего несоответствия установленным стандартам. Но если задуматься, то кто вообще способен диктовать, как тебе выглядеть, кем работать и какие решения принимать. То, что от тебя ожидают другие люди: родители, девушка, друзья или общество в целом — это только их ожидания, которые не имеют к тебе никакого отношения. Ты не должен меняться ради кого-то другого, не должен действовать так, как тебе говорят, не обязан становиться предметом гордости кого-либо. У тебя есть своя жизнь, и ты должен прожить ее так, чтобы остаться довольным.
3. Плохое отношение окружающих
Часто ты можешь думать о том, что окружающие относятся к тебе незаслуженно плохо. На такие мысли тебя может натолкнуть странное поведение, плохое настроение человека, критические комментарии, замечания и т.д. Но ты должен понять несколько важных вещей: ты далеко не всегда становишься причиной чьего-то расстройства и не несешь ответственность за чувства других людей. Вдобавок ты не всегда объективен в своих оценках чужого поведения: когда человек делает тебе замечание, дает негативную обратную связь или строит с тобой общение не так, как ты привык — это еще не значит, что к тебе плохо относятся.
4. Отсутствие удовольствий в повседневной жизни
Это еще одна проблема, которую ты придумал себе сам. На самом деле в повседневной жизни у тебя есть куча возможностей порадовать себя, просто ты не замечаешь их и ищешь что-то, что вызовет у тебя сильные положительные эмоции. Научись обращать внимание на разные приятные мелочи: к примеру, на возможность побаловать себя любимой едой, на встречу с другом, купленный кофе по утрам по пути на работу, просмотр хорошего фильма в выходной день.
У тебя есть все для того, чтобы сделать себя счастливым, вопрос только в том, умеешь ли ты этим пользоваться или нет. Если ты игнорируешь мелочи, из которых складывается хорошее настроение и которые приносят тебе удовольствие, то ты действительно не сможешь чувствовать себя удовлетворенным жизнью.
5. Чувство одиночества
Можно сколько угодно говорить о том, что человек всегда был и будет одинок, и нам нужно учиться получать удовольствие от нахождения наедине с самим собой. Но ведь человек — существо социальное, он живет в обществе, для него имеет большое значение семья, любимый человек, друзья. Периодически ты можешь загоняться и чувствовать себя одиноким. В такие моменты все, что тебе нужно — это открыть свой профиль в социальных сетях и назначить встречу с близким человеком, кем бы он ни был.
Общение в мессенджерах и телефонные звонки никогда не смогут заменить тебе настоящего живого общения. Поэтому прекрати жалеть себя, переживать из-за чувства одиночества, проводить большую часть времени дома. Выходи из квартиры, общайся, знакомься с новыми людьми — это отличная альтернатива, если ты один в малознакомом городе, навещай семью и старых друзей.
6. Одинаковые будни
Если твои будни похожи один на другой, то это не проблема, а твое нежелание вносить в повседневную жизнь хоть какое-то разнообразие. Подумай о том, как проходит твой день: если его можно описать скромной схемой «дом/работа/дом», то вполне понятно, почему ты ощущаешь скуку. Тебе необходимо начать вносить хоть какие-то коррективы: менять привычный маршрут, планировать свое свободное время, встречаться в нерабочий промежуток с друзьями, найти хобби, заняться спортом. Сделай хоть что-то для того, чтобы твоя жизнь заиграла новыми красками, иначе ты продолжишь занимать выжидательную позицию, но с течением времени ничего не изменится.
7. Слишком медленный рост
Ты можешь подгонять себя, сравнивая себя с окружающими людьми, которые успели самореализоваться гораздо раньше тебя. Но это в корне неверный подход, ведь у каждого человека изначально разные исходные данные, на их рост влияют внешние обстоятельства. Ты можешь стараться изо всех сил, но добиться успеха в каком-либо начинании через несколько месяцев или лет, в то время как другие люди могут прийти к желаемому результату значительно раньше. Это не проблема, тебе пора научиться быть более снисходительным к самому себе и перестать сравнивать себя с окружающими.
8. Невозможность зарабатывать на том, что тебе интересно
Ты часто задумываешься о том, чтобы уволиться со своей ненавистной работы, но не делаешь этого, потому что считаешь невозможным зарабатывать на любимом деле. Это еще одна придуманная тобой проблема. Если попытаться разобраться в причинах таких мыслей, скорее всего, окажется, что ты просто не знаешь, как монетизировать свое хобби и боишься, что оно не удовлетворит твои финансовые запросы.
Но лучше попробовать и облажаться, чем всю жизнь мечтать о чем-то, но запрещать себе это реализовать. Тем более, что четкий план действий и финансовая подушка безопасности помогут тебе сделать профессиональный переход максимально безболезненным.
9. Ощущение, что жизнь проходит впустую
Ты можешь ощущать, что твоя жизнь растрачивается впустую. Но если ты готов что-то менять, то это чувство — не проблема, а просто сигнал к действиям. Проанализируй, что не так с твоей жизнью, и реши, что ты можешь сделать, чтобы изменить ее к лучшему. Только так ты сможешь избавиться от ощущения безнадежности и отсутствия будущего.
Ну а еще более разумный вариант — подумать, чего ты уже успел добиться в жизни. Например, у тебя хорошие отношения с семьей, высокооплачиваемая работа, здоровые отношения, связи и т.д. Перечисли все, что у тебя есть, и что ты успел сделать за свою жизнь, и ты поймешь, что она не проходит впустую.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Ответы к занятию № 14
Ответы к занятию № 14
Разминка
1. Назови профессию Айболита. Ответ: доктор (ветеринар).
2. Какое бессовестное животное съело не только бабушку и Красную шапочку, но и козлят, да ещё собиралось закусить тремя поросятами? Ответ: волк.
3. Его писатель Носов услал на Луну. Кто это? Ответ: Незнайка.
4. Кем был принц из сказки про Чиполлино? Ответ: лимоном.
5. Три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-Нуф и…? Ответ: Ниф-Ниф.
6. Как звали любимое животное старухи Шапокляк? Ответ: крыса Лариска.
7. Кем приходится Иванушка по отношению к сестрице Алёнушке? Ответ: братцем.
8. Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане»? Ответ: Буян.
9. «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как…». Ответ: лист перед травой.
10. Кто был ростом с пальчик? Ответ: Мальчик-с-пальчик.
Совершенствование воображения
1. Запомни изображения и зарисуй как можно точнее. Попытайся дорисовать эти фигуры до какого-либо целого изображения.
Нужно в течении 4 секунд запомнить фигуры на карточках, одновременно «рисуя» их пальцем в воздухе. Затем зарисовать их по памяти на бумаге и после дорисовать до какого-либо изображения.
2. Внимательно рассмотри изображения и напиши, на что они похожи.
Танцовщица, утка, кролик, дерево.
3. Зарисуй быстро и схематично каждое слово, которое назовёт взрослый.
Город, гора, холм, удивление, яблоко, ягода, год, кран.
4. Отгадай, какие слова спрятались на картинках (такие картинки называются изографами).
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь: часы, утюг, гусь. Также можно увидеть слова: час, сыч, юг, уют, ус.
5. Внимательно рассмотри изображение. Чему равна сумма всех чисел?
Сумма равна 45: 3 + 6 + 1 + 9 + 0 + 0 + 8 + 2 + 5 + 4 + 7 = 45
6. Подумай, что может быть общего между изображением мальчика и другими предметами? Соедини стрелками.
Рассказ Ф. Кривина.
У нашей двери две ручки, а ножки ни одной. У стола четыре ножки, но нет спинки. У стула есть и ножки и спинка, но у него нет носика. Носик есть у чайника, но у него нет ни одного ушка. Ушко есть у иголки, но у неё нет язычка. Язычок есть у ботинка, но у него нет горлышка. Горлышко есть у графина, но у него нет плечиков. Плечики есть у плечиков, на которые мы вешаем одежду, но у плечиков, кроме плечиков, вообще ничего нет.
А у нас с тобой — чего только нет! И ручки, и ножки, и носик, и плечики, и спинка, и горлышко, и язычок… Вот какие мы богатые!
7. Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, попробуй нарисовать эти фигуры:
Такие фигуры в математике называются уникурсальными. Для выполнения задания необходимо проанализировать сколько линий выходит из каждой вершины фигуры: если число линий чётное, то такую вершину называют чётной, если нечётное — то нечётной. Фигуру, у которой все вершины чётные можно нарисовать без отрыва карандаша от бумаги и проводя по каждой линии только один раз, при этом движение можно начать с любой вершины и закончить его в этой же вершине. Фигуру, у которой только две нечётные вершины (это первая фигура на рисунке), можно начертить одним росчерком, при этом движение нужно начинать с одной из этих нечётных вершин (отмечена красной звёздочкой) и закончить в другой нечётной вершине (отмечена синей звёздочкой). Путь: из т. 1 в т. 2, далее в т. 3, из неё в т. 4 (она же т. 1), потом в т. 5, из неё в т. 6 (она же т. 3), далее по дуге в т. 7 (она же т. 5), и в т. 8 (она же т. 2). Фигуру, у которой более двух нечётных вершин (это вторая фигура на рисунке) невозможно начертить одним росчерком.
8. Расшифруй ребусы.
В-а-ля, В-а-ся, В-о-ва, в-о-да, в-о-лк, На-та-ша, па-на-мка, а-на-нас.
Задания со спичками
9. Составь из спичек такую же фигуру. Убери в ней три спички, чтобы осталось три равных квадрата. Нарисуй, что получилось.
В таких заданиях решение целесообразно начать с поиска квадратов, у которых много (больше всех) общих сторон — это квадрат в нижнем ряду посередине. Далее, смотрим откуда можно убрать ещё две спички — это квадраты в верхнем ряду: убрать спички можно с любого из них.
10. Построй из спичек такой домик. Переверни его к нам другой стороной, передвинув только две спички. Нарисуй его.
Урок развития речи в 5-м классе «Что на что похоже». Начальное понятие о метафоре и художественном сравнении
Разделы: Литература
I. Определение темы урока
Учитель: Здравствуйте, дети. Многие из вас уже прочли на доске тему урока и догадались, что на сегодня нам предстоит сопоставлять разные предметы, признаки и действия. А ещё мы понаблюдаем, как и зачем их сравнивают писатели в своих произведениях.
– Так что же на что похоже? Кто может дать ответ?
Дети предлагают объекты для сравнения, с помощью учителя определяют сопоставимые признаки.
Учитель: Вот видите, можно сравнить даже мышку и слона (по цвету) или комара и слона (по носу).
II. Работа с текстом стихотворения Р. Сефа
Подбор образа по ассоциации.
Учитель: А вот поэт Роман Сеф в своём стихотворении-шутке утверждает, что всё похоже на всё. Я прочту стихотворение, но вместо некоторых слов прохлопаю в ладоши только ритм. Отгадайте, что или кто прячется за хлопками, и запишите ответ в тетрадь.
На свете все на все похоже:
Змея – на (ремешок) из кожи;
Луна – на круглый (глаз) огромный;
Журавль – на тощий (кран подъемный);
Кот полосатый – на (пижаму);
Я – на тебя, а ты – на маму.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).
III. Звуковая разминка
Трансформация звуковых образов в зрительные и словесные.
Учитель: Предлагаю вам звуковую разминку. Послушайте! (Руками по столу отбивается ритм, напоминающий стук колёс поезда).
– Что вам напоминают эти звуки? Представьте себе картинку или фрагмент фильма, в котором они могли бы использоваться. Запишите ответ словом, сочетанием слов или предложением.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы, например, «приближается поезд», «стук колёс», «электричка» и т.п.).
– Давайте вместе воспроизведём этот ритм. Какие звуки вам бы хотелось добавить?
Дети изображают, например, гудение, свист, фырканье, шипение и др.
Учитель: Вот теперь получился настоящий поезд. Локомотив набирает скорость. Ему совсем не тяжело: он очень силён. Бежит и тянет огромный состав. А везёт поезд разные грузы. Например, вот такие.
IV. Работа с рисунками
Трансформация одних зрительных образов в другие, более конкретные.
Учитель: Что же это за грузы? (Демонстрируется Рисунок 1). Может быть, трудно сразу определить, так как это не точное изображение, а только намёк на картинку, которую ещё надо мысленно дорисовать. Подумайте, на что или на кого это похоже? (Предлагаются разные варианты задания для трёх или девяти групп учащихся).
Учитель: Допустим, в нескольких вагонах поезда едут животные, птицы, рыбы, насекомые – разные живые существа. Тогда кто бы это мог быть?
А вы представьте, что в составе есть большие платформы, а на них – машины, механизмы, разная техника, транспортные средства. Тогда на что это похоже?
А ещё в поезде едут музыканты, а в одном из вагонов лежат их музыкальные инструменты. Подумайте, какие.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы, например, «я думаю, здесь расположился жираф: у него такая длинная и тонкая шея», «это бык: он грубый, злой и опасный», «может быть, это скрипка: на ней играют смычком, а голос у неё тонкий и нежный», «это луноход, он со всех сторон закрыт от вредного излучения» и т.п.).
Учитель: Видите, как интересно получилось. Смотрели вы на одинаковые рисунки, а предметы получились разные. Это потому, что пришлось их «дофантазировать». Каждый из вас уловил что-то похожее в форме или настроении, характере предмета и его схематического изображения.
V. Работа с текстом (содержанием) стихотворения Н. Дмитриевой
Определение предмета по действию и признаку.
Учитель: Я, как и поэт Р. Сеф, считаю, что всё на всё похоже. Чтобы это заметить, надо научиться выделять особенности разных явлений. Если речь идёт о предмете, полезно заметить, какими он наделён признаками, какие действия он выполняет.
Послушайте продолжение стихотворения «Что на что похоже», которое я написала специально для этого урока. Вам предстоит угадать и записать в тетрадь два важных слова, которые я пропущу при чтении.
А наш Андрей,
когда подрос,
Вдруг стал похож
на (паровоз).
Теперь вполне способен он
Таскать учебников вагон.
Он так пыхтит и паром пышет,
Когда пример в тетрадку пишет,
Зато летит по коридорам,
Как пассажирский поезд скорый.
Вчера пришёл с прогулки поздно
Чернее сажи паровозной.
Отец сказал, что с этих пор
Включает красный (семафор)!
Учитель: Какие слова были пропущены? Как вы об этом догадались?
(Выслушиваются и обсуждаются ответы. Например, «пропущено слово ПАРОВОЗ: мальчик пыхтит и пышет паром, бегает по коридорам с огромной скоростью, как поезд, носит большие тяжести». «Андрей похож на паровоз: он чумазый, чёрный, как сажа». «Пропущено слово СЕМАФОР: это светофор для железной дороги. Он может разрешить проезд или запретить движение», «Красный свет семафора показывает, что по этой дороге двигаться нельзя» и т.п.).
VI. Знакомство с понятиями СРАВНЕНИЕ и МЕТАФОРА
Учитель: Мне приятно, что пропущенные слова угаданы правильно. Конечно же, вы заметили, что мальчик в этом стихотворении похож на паровоз. Авторы литературных произведений, чтобы передать отношение к герою или дать ему яркую характеристику, часто прибегают к подобному сопоставлению. Если оно выражено, как в предложении «…зато летит по коридорам, как пассажирский поезд скорый», где есть специальное слово КАК или другие подобные союзы: СЛОВНО, БУДТО, КАК-БУДТО и др., – это СРАВНЕНИЕ. Если специальных союзов нет, сравнение будто бы спрятано в самом тексте, как в предложении «Отец сказал, что с этих пор включает красныйсемафор!» – это МЕТАФОРА.(Предложения-примеры, союзы, термины записываются в тетради).
А как автор стихотворения относится к своему герою? (Осуждает, жалеет, посмеивается над ним). Такой юмористический оттенок стихотворению, может быть, как раз и придаёт неожиданное употребление слов в переносном значении. А скрытая насмешка называется ИРОНИЯ.
VII. Работа с текстом (формой) стихотворения Н. Дмитриевой
Выявление особенностей ритма, изучение рифмы.
Учитель: Тот, кто внимательно слушал, как стихотворение звучит, конечно, догадался, что правильно отгадать слова помогает само звучание стихотворения. Во-первых, это рифма. Вы, конечно, помните, что это «похожие хвосты», может быть, совсем не похожих по смыслу слов.
– Какие рифмующиеся слова подсказали вам пропущенные при чтении слова ПАРОВОЗ и СЕМАФОР?
– А сейчас давайте прохлопаем ритм первых строчек стихотворения. Что вам напоминает этот ритм? (Стук колёс поезда).
VIII. Итоги урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомились с новыми понятиями.
– Назовите их и постарайтесь объяснить, не глядя в тетрадь. Зачем такие приёмы используют авторы стихотворений?
– Кто автор стихотворения-шутки, с которым мы сегодня работали?
– Что вам особенно запомнилось и понравилось?
(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).
– А сейчас предлагаю вам дописать стихотворение Владимира Орлова. Для этого надо не просто подобрать подходящее по смыслу сравнение, но и угадать, какие чувства хотел передать автор, какую картинку он себе представлял, когда создавал текст.
За окном ветерок веселится:
То попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно (жёлтые мышки от кошки).
(Дети записывают свои варианты в тетради. Затем выслушиваются и обсуждаются ответы. Учитывается размер, цвет, «одушевлённость» листочков, общее настроение стихотворения. Обращается внимание на ритм и рифму).
Учитель: Вам удалось создать настоящий художественный образ. В стихотворении – самое обычное явление жизни: ВЕТЕР ДУЕТ – ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ превратилось в художественное высказывание, создающее настроение, вызывающее в читателе ответные чувства.