Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Особенности жанра романа Чернышевского “Что делать?”

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм.

1. Все перечисленные черты присущи роману “Что де­лать?”. В центре романа – образы “новых людей”, в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние

Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики “новых людей”. В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах “Жизнь Веры Павловны в родительском семействе” и “Первая любовь и законный брак”). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа “Что делать?”:

б) в романе “Что делать?” есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть “Четвертого сна Веры Павловны”, в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности (“женский вопрос”, ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Related posts:

Источник

Роман «Что делать?». Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения

Урок 14. Русская литература 10 класс ФГОС

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Конспект урока «Роман «Что делать?». Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения»

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, как создавался роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»

– Выясним, в чём заключается своеобразие этого романа.

– Поговорим о значении романа «Что делать?» в истории литературы и общественной жизни России.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» ‒ одно из самых загадочных и сложных произведений русской литературы. И судьба этого романа так же удивительна, как и судьба его автора.

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Роман появился на свет в застенках Петропавловской крепости. Николай Гаврилович Чернышевский писал его в одиночной камере, находясь под следствием. Писателя обвиняли в антиправительственной пропаганде и связях с революционной эмиграцией.

Следствие длилось почти два года, но роман был написан всего за два с половиной месяца. Чернышевский начал работать над ним 14 декабря 1862 года, а завершил работу 4 апреля 1863 года.

Рукопись романа цензура просматривала дважды. Первым с рукописью ознакомился цензор следственной комиссии. Он написал, что роман является «апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». Тем не менее, ничего предосудительного в романе он не нашёл. А второй цензор позже признавался, что лишь бегло прочёл роман, потому что на нём стояла печать следственной комиссии.

Роман был допущен к публикации в журнале «Современник». Но уже позже, оценив общественный резонанс, власти роман запретили. Сняли запрет цензуры с романа Чернышевского только в XX веке, после революции 1905 года.

Номера журнала с главами романа Чернышевского изымались и уничтожались. Но роман жил. Журнал прятали и вручную переписывали главы романа, заучивали отрывки наизусть и читали вслух на закрытых собраниях. Известен даже факт чтения романа «Что делать?» на собрании в духовной семинарии.

Роман читали, переписывали, обсуждали, критиковали и хвалили. Например, оценка Ивана Сергеевича Тургенева была резко негативной.

«. Чернышевского ‒ воля ваша! ‒ едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это ‒ не говорю уже художество или красота ‒ но если это ум, дело ‒ то нашему брату остается забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: господин Чернышевский представил мне сего автора».

А вот что о книге Чернышевского писал русский учёный, революционер-анархист, князь Пётр Алексеевич Кропоткин. «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

Известны слова Николая Семёновича Лескова: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: “гадость”, “прелесть”, “мерзость” и т. п. – все на разные тоны».

Так гадость или прелесть? Почему оценки романа настолько противоречивы и категоричны? Ответ на этот вопрос кроется в жанровом своеобразии романа.

Чернышевского часто упрекали в том, что его роман очень дурно написан. Николай Гаврилович и сам не раз говорил, что лишён художественного дарования. Вспомним, что Чернышевский прежде всего публицист, философ и общественный деятель. Поэтому его роман и вызывал отвращение у эстетических натур, как Иван Сергеевич Тургенев. А с восторгом роман приняли те, для кого важнее всего были идеи, которые Чернышевский изложил в романе.

Но постойте, скажете вы. Зачем писать один плохой роман, если можно написать десяток отличных статей? Начнём с того, что статей Чернышевский написал не один десяток. К тому же идеи в романе не были откровенно новаторскими. Большая их часть встречалась ранее в трудах европейских философов и экономистов.

Есть мнение, что Чернышевский спрятал за любовной линией опасные идеи, чтобы перехитрить цензуру. С другой стороны, любовная линия могла бы привлечь множество читателей. Но, возможно, всё немного сложнее.

Дело в том, что статья может объяснить положения какой-то теории. Но эти выкладки воспринимаются оторванными от реальности. Выбрав форму романа, Чернышевский не только изложил свои идеи. Он на примере обычной молодой семьи показал, как эти идеи воплотить в жизнь. Чернышевский подчёркивал, что его герои не идеальные, а реальные. И таким может и должен стать каждый.

Интересно, что некоторые идеи романа воплощались буквально. Например, устраивались коммуны по схеме писателя. Организовывались швейные мастерские для помощи девушкам. И эти мастерские успешно работали.

Роман Чернышевского литературоведы обычно определяют как художественно-публицистический. Но единого мнения по этому вопросу нет. Одни говорят, что роман Чернышевского социально-идеологический. Другие считают, что он философско-утопический. Ещё роман называют семейно-бытовым, интеллектуальным, публицистическим и даже детективным.

Вернёмся к определению «семейно-бытовой» и снова зададим вопрос. Почему Чернышевский в качестве внешнего конфликта выбрал любовный? Ведь можно было написать авантюрный роман или роман-путешествие, чтобы замаскировать идеи. А в романе Чернышевского очень много внимания уделяется семейным отношениям героев, любви.

Ответ на этот вопрос поищем у самого автора романа. Вот его слова из письма к сыновьям: «Любя кого-нибудь честным чувством, мы больше, нежели было бы без того, любим и всех людей. Такова-то научная истина о всех честных и добрых личных чувствах: это чувства, имеющие непреодолимое свойство расширяться с любимого нами человека на всех людей. И теперь не засмеёмся ли мы, если нам попадется в какой-нибудь ученой книге глупость такого сорта: «семейная любовь ‒ чувство узкое». Это совершенно не научная мысль, при научном анализе оказывающаяся бессмысленным сочетанием слов».

Чернышевский считал основой общества семью. И верил, что для переустройства общества свергнуть царя недостаточно. Надо начинать с её основ. То есть, с семьи.

Ключевой теорией романа является «теория разумного эгоизма». Согласно этой теории, личные интересы человека важнее интересов других людей. Но счастье одного человека невозможно, если при этом несчастны другие люди. Делая добро другим, человек обретает счастье.

Реализуется эта идея в романе через любовную линию. Лопухов подстраивает самоубийство, чтобы не мешать жене и другу быть счастливыми. Ведь ситуация любовного треугольника делает несчастными их всех. А переписав заново свою жизнь, Лопухов обретает истинное счастье.

Надо сказать, что для революционной молодёжи в романе важнее всего оказались социальные и экономические теории. Например, обустройство швейных мастерских – это воплощение «теории малых дел». А вот писатели острее всего восприняли именно «теорию разумного эгоизма». Разумеется, это нашло своё отражение в литературе.

Многим писателям показалось чудовищной идея о том, что жизнь можно строить исходя из теории расчёта выгод. А ставить собственные потребности во главу угла для них было неприемлемо. И уж тем более загонять живую, непредсказуемую жизнь и человеческие чувства в рамки логики. А некоторые писатели попросту придерживались консервативных взглядов. Поэтому роман пришёлся им не по вкусу.

С Чернышевским так активно спорили на страницах романов, что появился даже целый литературный жанр. Назывался он «антинигилистическим романом». Такие романы строились по определённым канонам. Революционеры-нигилисты изображались в них невеждами, хамами и наглецами. А эмансипированные женщины были жертвами обмана этих наглецов. Один из таких романов высмеял Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Мысль этого романа заключается в следующем: мыслить не надобно, ибо мышление производит беспорядок и смуту», ‒ писал он.

Крупнейшие представители критического реализма тоже не остались равнодушными к идеям романа. У Достоевского полемика с Чернышевским прослеживается в «Записках из подполья».

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

А в романе «Преступление и наказание» писатель создал сразу несколько характеров, которые показывают, куда может завести теория разумного эгоизма. Это Лужин, Лебезятников, Раскольников и Свидригайлов. Полемику с Чернышевским можно обнаружить в произведениях Лескова, Толстого, Тургенева и многих других писателей второй половины XIX века.

Вторая волна интереса к роману «Что делать?» возникла уже в XX веке. После революции 1905 года его рассматривали как учебник, по которому нужно строить общество социализма. А деятелям искусства понравились футуристические картины будущего из четвёртого сна Веры Павловны. Скульпторы и художники-конструктивисты проектировали здания из бетона, стекла и алюминия. Эти проекты для своего времени были инновационными.

Можно смело сказать, что философ-просветитель Николай Гаврилович Чернышевский создал уникальный роман, который стал феноменом в русской культуре.

Находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, Чернышевский понимал, что ему необходимо быть осторожным. Поэтому он тщательно, по несколько раз перерабатывал рукопись.

Подтвердите общие мысли о жанровом своеобразии романа что делать изложенные в учебнике

Многие острые моменты и реплики героев были вычеркнуты. Например, критика славянофилов. Вычеркнутой оказалась и эта фраза из «Предисловия»: «Зачем вы так много страдаете, люди? Нет вам никакой надобности страдать, кроме дикости ваших понятий. Поймите истину, и истина осчастливит вас».

Источник

Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие — “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

— Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

– В произведении можно выделить две главные темы — любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

— Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа — жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

– Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей — романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Жанровое и идейное своеобразие романа Чернышевского “Что делать?”

Николай Гаврилович Чернышевский создал художественно-публицистический роман “Что делать?” – произведение своеобразного жанра, в котором писатель попытался раскрыть непреходящие проблемы русской литературы. Выявлению замысла писателя оказывают содействие сновидения героини – Веры Павловны, потому что роман из-за цензуры, установленной в то время, был написан в аллегорической, иносказательной форме.

Автор в бесчисленных публицистических отступлениях растолковывает свои собственные воззрения на окружающее его общество,

значение литературы в выработке общественной точки зрения. Считается, что произведение Чернышевского “Что делать?” принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит элементы бытовой драмы, а из-за рыхлости сюжета, который то и дело прерывается пространными рассуждениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо привычной схемы.

Местами автор пытается увлечь читателя скрупулезным – и безумно скучным – подсчетом прибыли, которую

получали изображенные им кооперативные швейные мастерские, или же усваивает себе возвышенный тон, и тогда на протяжении нескольких страниц роман напоминает поэму в прозе. Нередко автор, подобно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета у своих читателей: дескать, все ли им понятно? И сам же злорадным тоном отвечает: нет, добрейшая публика, ничего-то ты не усвоила!

Если подойти к вопросу о жанровом своеобразии этого сочинения с юмором – точнее, с “черным юмором”, – то определить его можно примерно так: это лирико-бытовая фантазия с элементами трагифарса на тему наилучшего благоустройства личной и общественной жизни, написанная автором в тюрьме с благими пожеланиями тем, кто пойдет по его стопам…

Действительно, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительным языком. Главные персонажи ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать все, что ему угодно.

Наиболее удачен в романе – и в этом нет ничего странного – образ злой, жадной и невежественной Марьи Алексеевны, матери Верочки. С ее цельным характером ничего не может поделать ни сам автор, ни его герои. Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевского не было особых трудностей в изображении этой фигуры, ведь женщины, подобные Марье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом.

Совсем другое дело – “новый тип” человека. Автор предупреждает нас, что такие люди есть, хотя их еще мало. Но Чернышевскому явно хочется, чтобы их было больше, вот он и пересаливает, наделяя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой…

Трудно судить объективно об идейном своеобразии книги, отвратительно написанной. Однако ни один русский писатель не может похвастаться таким успехом, какой выпал тогда на долю автора “Что делать?”. Секрет ее успеха – в ее моральном воздействии на общество.

Особенно много нападок вызвала проповедь свободной любви, отрицание ревности, основанной на дурном чувстве собственности. Однако половая распущенность процветала как раз среди представителей правого консервативного лагеря – среди гвардейских офицеров, праздных помещиков, важных чиновников, а вовсе не в кругах аскетически настроенной революционной интеллигенции. Проповедь свободы любви в романе Чернышевского означает проповедь искренности чувства и ценности любви как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Прекращение любви с одной из сторон есть прекращение смысла отношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темой оправдания беспорядочных половых связей.

Чернышевский восстает против всякого социального насилия над человеческими чувствами, им движет любовь к свободе, уважение к искренности чувства.

И все-таки типичный читатель едва ли удовлетворится аналогичными пояснениями и не уразумеет, отчего ему подобает отыскивать добродетели и достоинства в скверно сочиненной книжке. Многим знакомо минутное высказывание Е. Евтушенко: “Поэт в России – больше, чем поэт!” Да, возможно, было бы прекрасно, когда бы всякий в России делал свое дело.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем

, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют
проблемы
“Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом — швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм.

1. Все перечисленные черты присущи роману «Что де­лать?». В центре романа – образы «новых людей», в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние и развитие личности Веры Павловны, формирование ее самосознания, поиск и обретение личного счастья. Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики «новых людей». В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе» и «Первая любовь и законный брак»). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа «Что делать?»:

а) «Что делать?» – прежде всего социальный роман, для него чрезвычайно существенна проблема взаимосвязей лично­сти и общества. Внешне он строится как роман любовный, но, во-первых, в истории любви Веры Павловны подчеркнута именно связь личности и условий жизни, а во-вторых, сама проблема любви является для Чернышевского частью более широкой проблемы – положение женщины в обществе: каким оно было, каково оно сейчас и каким должно и может быть;

б) в романе «Что делать?» есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть «Четвертого сна Веры Павловны», в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности («женский вопрос», ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Здесь искали:

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы

. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *