Подсидеть на работе что значит
Как не позволить сотрудникам вас подсидеть
Возможно, вам приходилось с этим сталкиваться. Вы — лучший специалист в офисе. Все ваши задачи вовремя сдаются, все проекты успешно реализуются. В результате вам удается выполнить все планы и добиться всех поставленных целей.
Но затем вдруг выясняется, что по офису ползут грязные слухи о том, что вы подлизываетесь к начальству или добиваетесь повышения нечестным путем. Каким-то образом коллегам удается при любой возможности обесценить ваши достижения, «спустив с небес на землю» словом или действием.
А вы еще считали их друзьями!
Австралийцы даже придумали особый термин для описания этого феномена: синдром высокого мака — стремление унизить человека, поднявшегося на более высокий уровень, чем остальные «маки, растущие в поле». В других странах тоже можно услышать «крылатые» выражения, советующие не выделяться или не затмевать собой остальных.
В какой бы форме этот феномен ни выражался, результат один: успешные люди иногда становятся жертвами неприязни и даже подсиживания со стороны коллег.
Психология подсиживания
Этот тип поведения влечет за собой множество негативных последствий, приводящих к снижению производительности.
В статье, опубликованной в журнале Journal of Organizational Behavior, подсиживание описывается как действия, направленные на то, чтобы помешать сотруднику добиться успеха, подорвать его репутацию и испортить отношения с сослуживцами.
Выражаться это может в следующем:
В этом же исследовании подсиживание рассматривается как одно из проявлений враждебности на рабочем месте, для которого характерны три отличительных фактора:
Статья в журнале Journal of Personality and Social Psychology с результатами опроса 1087 респондентов, недавно уволившихся с работы, свидетельствует о том, что люди, ставшие жертвой подсиживания, страдают от таких психологических проблем, как повышенная раздражительность, тревожность, депрессии и т. д. Все это очень сильно отражается на результативности сотрудника.
Короче говоря, речь идет о нападках с целью снизить темп вашей работы и опустить вас на уровень нападающего. И в результате страдает ваше психологическое состояние и отношения на работе.
Как бороться с подсиживанием
И как же эффективным специалистам уберечься от неприязни со стороны коллег? Или какой совет мы можем дать «высоким макам» и успешным трудоголикам?
Поставьте в известность начальство
Как только чужие происки начнут оказывать влияние на вашу результативность, необходимо предпринять решительные шаги для исправления ситуации.
Во-первых, выясните отношения со сплетниками. Если вы знаете этих людей, просто поговорите с каждым из них с глазу на глаз и потребуйте, чтобы они прекратили злословить. Обычно это лучший способ разрешить проблему.
Но если вашу просьбу пропустили мимо ушей, обратитесь к начальству. Поговорите с менеджером, руководителем подразделения, начальником отдела кадров и так далее. Подайте жалобу в отдел кадров, изложив в ней все факты. Дайте понять, что не потерпите такого отношения.
Собирайте вещи
Самый простой способ — это взвесить «за» и «против» и решить, стоит ли рисковать своим психологическим здоровьем и каждый день отправляться в яму со змеями.
Если пунктов «против» оказалось больше, начинайте искать новую работу и более дружелюбный коллектив.
СОВЕТ. Прочтите отзывы о вашей будущей компании на таких сайтах, как Glassdoor. Обычно в этих анонимных обзорах раскрываются все подводные камни.
Но учтите: ни одна компания не идеальна.
Или. просто забейте
Столкнувшись с подобной проблемой одного из своих читателей, руководитель отдела кадров и автор колонки в Forbes Лиз Райан поделилась наблюдением:
Говорят, что эмоция, которая чаще всего сопровождает сильную неприязнь или даже ненависть, — это скука.
Смысл ее слов в следующем: если вы не будете доставлять удовольствие своим недоброжелателям, демонстрируя обиду или страх, они со временем переключатся на другую жертву.
Конечно, если вы предпочитаете и дальше работать в токсичной атмосфере и иметь дело с детскими интригами вроде бы взрослых коллег.
А если вы не знаете, можно ли считать вашу рабочую атмосферу токсичной или пока еще нет, оцените обстановку в вашем нынешнем коллективе с помощью статьи «Десять зловещих признаков токсичной культуры».
Контролируйте то, что можно контролировать: себя
И, наконец, напомним старую истину: по-настоящему вы можете контролировать только собственную реакцию, но не то, что говорят о вас другие люди.
Если они хитры или пассивно-агрессивны, не обращайте на них внимания и не поддавайтесь на их уловки. Если они враждебны, просто отойдите.
И главное — продолжайте выполнять свою работу со всем возможным старанием. Потому что если вы станете выполнять ее по-другому (кое-как и спустя рукава), это будет оскорблением для вас как профессионала и подорвет доверие к вам вашего работодателя.
Вы не всесильны
Качественная работа становится причиной для распрей лишь в тех организациях, где правят посредственности. Но помните: вы можете или попробовать вписаться в эту обстановку, или попытаться ее изменить, прежде чем она наложит на вас свой отпечаток. Лучше уж найти организацию, где ваши знания и ваш энтузиазм будут востребованы. И вместо того чтобы работать среди людей, которые в любой момент могут ударить вас в спину, лучше уж выбрать такую компанию, где вашу спину прикроют.
5 лучших способов подсидеть коллегу
1. Дискредитация как коллеги.
Должно быть, самый трудоемкий, и одновременно самый эффективный способ.
По аналогии с этим примером, будьте наблюдательнее, и если видите что ваш коллега косячит, с заботливостью маменьки сделайте за него всю работу, и уведомите о результатах начальство.
2. Дискредитация как личности.
— Пап, поздравь меня, я баллотируюсь в президенты класса.
— Молодец! Какие проблемы будешь поднимать? Уже составил программу?
— Да ну, это скучно! Зато я распустил слухи о том, что у моего соперника Билли есть вагина!
— А это может сработать!
(Диалог из фильма грязная кампания за честные выборы)
Здесь конечно самую благодатную почву обеспечивают корпоративы и неформальные тусы. Подпоить, насплетничать, связать хвосты.
У каждого, даже самого честного и трудолюбивого сотрудника бывают свои косяки. В конечном счете, отчеты которые многим приходится писать подгоняются к желаемой реальности, приукрашиваются, как внешность невесты в фотошопе в фотосессии со свадьбы.
Выведение на чистую воду, как бы невзначай, желательно на общем собрании может хорошенько подмочить репутацию коллеги. Главное при этом сделать вид, будто реплика была брошена случайно и не со зла.
3. Симуляция доведения до самоубийства.
Конечно, я приувеличиваю, но у многих, особенно у девушек и евреев хорошо получается страдать от несправедливости. Демонстративное постарадание, особенно если оно сопровождается убедительной актерской игрой, поможет настроить против «агрессора» весь коллектив.
Не знаю, как мне это удавалось, но сам я несколько раз оказывался жертвой подобной манипуляции. Однажды брошенная вскользь совершенно невинная реплика благодаря убедительно разыгранной игре моей коллеги настроила против меня, изверга, весь наш отдел. К счастью, мне было плевать, что думает обо мне отдел, а обязанности я исполнял хорошо, и выжить меня тогда не удалось.
Правильно разыгранная реакция на человеческие отношения может извратить их до неузнаваемости, и испортить на корню.
— Как вы сегодня прекрасно выглядите, Тиграина Львовна!
(нет, ты слышал? Как подлизывается, как подлизывается!)
— Я слышал у Ивановой родилась тройня. Вот повезло, сорвала целый букет цветов жизни.
(ты слышал, как он издевался над несчастной матерью? Это же надо быть такой гадкой сволочью)
А как только я вижу хитрую и лицемерную гниду, увольняю к ебеням безо всякого сожаления.
а потом не обижайся что с тобой поступили так же)
Сначала схоронил, но тут одни баяны и разхоронил.
Ответ на пост «О переработках, коллективе и межличностных отношениях»
О переработках, коллективе и межличностных отношениях
Много лет назад на прошлой работе происходил грандиозный переезд из арендуемого помещения в своё собственное, только что отстроенное.
Вводные данные:
— коллектив человек 70,
— помещение площадью ок. 3тыс.кв.м.
— перевозим всю мебель, весь склад и инструмент.
— работодатель предоставляет в помощь только грузовой транспорт.
Вобщем, попереезжали мы всю неделю без выходных, потом часть следующей.. А так как ЗП у большей части персонала сдельная, и премии за ударный переезд обещано не было, в рядах сотрудников зреет протест.
В личном общении, в основном во время перекуров, все сетовали на усталость, нерешённые личные дела, да и вообще, ради чего вот это вот всё. Я тоже был крайне недоволен отсутствием выходных и горячо высказался о своём отношении к сложившейся ситуации. При этом я предложил устроить очередные выходные по нормальному графику, на что все присутствующие живо откликнулись с просьбой: на предстоящем в пятницу собрании, когда директор попросит всех снова поднапрячься и в эти выходные, взять слово, а там и остальные подключатся.
Так что, мои дорогие пикабутяне, никогда не бойтесь быть личностью, а тем более отстаивать свои законные права, особенно, если при этом можете сохранить свои отношения в коллективе и человеческое лицо перед руководством!
История хоть и старая, но нигде ни разу неозвученная.
Что делать, если подсиживают на работе? Специалисты рассказывают, как поступить, если вас выживают из коллектива
Каждую неделю The Village отвечает на вопросы о работе. На этот раз разбираемся, что делать, когда коллеги настроены против вас.
Ольга Никитина
начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан»
В первую очередь возникает простой вопрос «Нужна ли вам такая работа?». Даже если вы отличный специалист и решаете интересные задачи, которые способствуют вашему профессиональному развитию и положительно отражаются на зарплате, вам всё равно будет очень сложно соблюдать жизненный баланс и сохранять позитивный настрой. Коллектив — это не всегда слаженная команда, но в том, что у него есть свой костяк, сомнений быть не должно. Не пытайтесь плыть против течения: если столкнулись с негативом с их стороны, лучше сэкономьте своё время и нервы, потому что правильного рецепта в такой ситуации быть не может. Поговорите с коллегами честно и объективно, с глазу на глаз; не нашли компромисса — тогда пишите заявление.
Другой случай, если подчинённые или нижестоящие сотрудники перекидывают на вас свою ответственность за плохой результат, делая вас виноватым в глазах руководства. Такие вещи нужно пресекать сразу, учитывая все возможные варианты развития событий. Объясните всю ситуацию руководству и приведите свои аргументы, после этого определите «лидера мнений» и поставьте перед ним ультиматум, к примеру — «Если будешь жаловаться за моей спиной, то я буду вынужден принять меры и донести информацию до руководства». Важно, чтобы ваше начальство знало о развитии событий и реагировало на личностные претензии довольно спокойно. Можно выбрать и более приятные способы решения проблемы, такие как организация культурных мероприятий, приглашение в гости на ужин, беседы с коллегами о жизни или просьба помочь с задачей, с которой вы можете справиться и сами. Когда они увидят и поймут, за что вас нужно ценить и уважать, то обязательно задумаются о своём поведении и подтолкнут к этим размышлениям остальных. Старайтесь предпринимать позитивные шаги для разрешения такой ситуации, потому что ответ негативом на негатив редко приводит к продуктивным результатам.
Дарья Анжело
Если вам кажется, что коллектив настроен против вас, в первую очередь подумайте, как вы настроены в отношении коллектива. Помните сказку про енота, который сидел в пруду? Вот так же очень часто коллектив лишь отражает ваше отношение к нему. Но если это не тот случай, рекомендую следующий подход. Во-первых, качественно и в срок делать свою работу. Во-вторых, интеллигентно доносить информацию о своих успехах в работе до руководителя. В-третьих, сохранять позитивный и доброжелательный настрой. Что ещё важно: если кто-то мешает вам работать, делает что-то, с чем вы не согласны, то напрямую и аргументированно выражайте своё несогласие. Люди всегда играют в игры, с рождения. Попробуйте выключить эмоции и обиды, включите аналитическое мышление и вычлените правила той игры, в которую вас вовлекают. Как только вы поймёте правила, вы сможете в этой игре выиграть.
Инна Державина
руководитель департамента по работе с персоналом Job.ru
Мы все периодически сталкиваемся со сменой работы, и нужно быть готовым к сюрпризам на новом месте, так как никогда не знаешь, какие ценности окажутся в коллективе: будет ли это взаимовыручка и профессионализм или интриганство и подсиживание. В условиях кризиса, когда сложно получить работу, нужно быть готовым к неблагоприятному климату в коллективе и знать, как правильно себя вести, чтобы выжить в условиях сложного психологического климата.
Новичок в такой ситуации не должен реагировать эмоционально на грубое поведение коллег. Нужно сохранять спокойствие, не вступать в конфликты, работой доказывать свой профессионализм. Стоит присмотреться к коллегам: среди них обязательно найдётся близкий вам по культуре и духу.
Безусловно, это задача руководителя — создать комфортную психологическую атмосферу в коллективе, пресекать на корню интриги и конфликты. Возможно, некоторым руководителям любопытно наблюдать со стороны за игрой своих подчинённых, но это прежде всего сказывается на эффективности труда и мешает новичку адаптироваться и влиться в работу. Поэтому очень важно для руководителя в первый день работы представить нового сотрудника коллективу, обозначить круг его обязанностей, задачи, под которые его пригласили на работу, и его роль в достижении KPI в целом. Понимание того, что без этого сотрудника бонуса или премии можно не ждать, заставит даже самого злостного интригана принять новичка в коллектив.
Иллюстрация: Настя Григорьева
Подсиживание
Хуже нет, чем случайно обидеть слабого — сильный простит, а слабый так
и будет при каждом удобном случае лебезить, или подсиживать.
Необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна.
До того, как изобрели стул, никого не подсиживали, только подставляли.
Подсиживание как качество личности – склонность вредить кому-либо, чтобы вынудить его к увольнению, уходу, отставке; устраивать ему подвохи, неприятности интригами, кознями, клеветой, сплетнями, распусканием слухов: делать гадости.
— Меня зам подсидел. — А меня секретарша подлежала!
Подсиживание – умение заделать козу так, чтобы подсиживаемый быстро продвинулся вниз по служебной лестнице. Подсиживание – сделать такую заподлянку, чтобы у коллеги отпала всякая охота делать карьеру.
Искусство подсиживания требует кошачьего терпения: нужно уметь ждать и вовремя наслать на противника шкоду, сделать ему подножку так, чтобы больше не очухался. Насыпать соли на хвост не так-то просто. Нужно подстеречь начальника, выждать нужный момент.
Подсиживатель проникнут убеждённостью, что искусство выживания заключается в умелом подсиживании и аккуратном сталкивании. Свою паскудную деятельность он обертывает в красивый словесный фантик: — Я не подсиживаю. Я добиваюсь справедливости. Человек не соответствует занимаемой должности, что называется, кресло не по заду, так почему бы мне не занять его место.
В подсиживании спешка и суета ни к чему. Атаку на чью-то должность начинают потихоньку, тайно, никому об этом не сообщая. Стимулятором подсиживания обычно является корысть и зависть. Подвести начальника под монастырь нужно не наскоком без должной подготовки. Нужно собрать против него компромат, ежедневно подмачивать его репутацию в глазах начальства и всё время исподтишка гадить, пакостить и вредить.
Подсиживание схоже с диверсионной деятельностью: нужно подложить под начальника мину, подсторожить, когда он на неё усядется и без всяких сантиментов пустить его в расход. Подсиживание во многих компаниях — вещь довольно распространенная. «Одни подсиживают целенаправленно (назовем их подсидчиками-карьеристами), другие — неосознанно. Первые преследуют конкретную цель, вторые — компенсируют потребность в самоутверждении, уважении и даже порой в самореализации. Они подсиживают не ради результата, а ради самого процесса», — уверен Андрей Серов, психолог и бизнес-консультант.
Цели у «подсидчиков-карьеристов» бывают разные. Даже благородные — кто-то, в конце концов, может бороться с начальником-самодуром. А вот методы, как правило, схожие. Их объединяет стремление дискредитировать шефа в лице вышестоящего начальства. А уж как это сделать, зависит от ситуации и от личной фантазии.
Рубрика «Менеджер» газеты «Деловой Петербург» подготовила свои рекомендации, как подсидеть начальника или коллегу:
1. Станьте неформальным лидером коллектива. Это позволит, во-первых, манипулировать мнением коллег, а во-вторых — затеряться среди них. Шефу будет намного сложнее вычислить подсидчика.
3. Запускайте слухи и сплетни. В ход идет все: подробности личной жизни, доверенные ранее «по секрету» сведения, мнения об объекте с прежнего места работы. Но ничто так не действенно, как слух, что человек ищет другую работу.
4. Подвергайте сомнению профессионализм. Стоит только раз высказать сомнение в компетентности объекта, как оно начинает обрастать деталями со скоростью снежного кома. Особенно, если систематически подливать масла в огонь, ведь безошибочно не работает никто.
5. Устраивайте латентные (сидячие) забастовки. Коллектив вдруг начинает хуже и медленнее работать. А со стороны выглядит, будто все буквально горят на работе. Через некоторое время озадаченного начальника обвинят в том, что он не смог организовать коллектив и правильно поставить задачу, и предложат поискать другое место работы.
6. Постоянно указывайте на ошибки объекта подсиживания и подчеркивайте свои успехи. От подсидчика требуется не так много: замечать самому и акцентировать на них внимание руководства, одновременно предлагая варианты, как их можно было бы избежать.
7. Со всеми вопросами обращайтесь к вышестоящему начальству. Вскоре оно начнет считать руководителя некомпетентным и задастся вопросом: «Если мы выполняем его функции, то за что мы платим ему деньги?»
8. Давайте заведомо невыполнимое задание. Беспроигрышный способ для руководителя, который хочет избавиться от какого-то работника.
9. Выполняйте аналогичную работу быстрее и лучше, чем коллега. Выжить его с работы таким образом удастся вряд ли, а вот обойти конкурента в борьбе за повышение — вполне реально.
10. Совершайте махинации с документами и отчетностью. Цифры — вещь опасная. Малейшая ошибка — и человек выглядит вором, коррупционером. Взяв заветные бумаги в руки, отправляйтесь прямиком к начальству. Иные руководители считают, что украсть может каждый, поэтому без особых разбирательств увольняют «вора».
Как грамотно подсидеть начальника
Я несколько раз в карьере занимал место непосредственного руководителя. В больших организациях такое случается не очень часто, но мне как-то удавалось. Расскажу, чему я научился
Я несколько раз в карьере занимал место непосредственного руководителя. В больших организациях такое случается не очень часто, но мне как-то удавалось. Расскажу, чему я научился.
Но сначала о том, почему назначение рядового сотрудника боссом — это не всегда хорошая идея. Причин несколько.
Прежде всего есть большой риск ошибиться. Качества хорошего руководителя и хорошего исполнителя часто совпадают: ответственность, инициативность, умение рисковать. Тем не менее хороший исполнитель далеко не всегда становится хорошим руководителем. Но, выбирая начальника из сотрудников подразделения, подсознательно оцениваешь их одновременно и как экспертов, и как управленцев. Когда берёшь руководителя извне, смотришь только на менеджерские качества, поэтому вероятность ошибки ниже.
Занимая место руководителя, бывший рядовой сотрудник становится начальником для своих бывших коллег. Это очень сложно психологически. Не все способны спокойно и без конфликтов пережить такую перемену. Очень трудно найти правильную дистанцию, и многие срываются: или становятся слишком близки, или, наоборот, возводят искусственную стену.
Когда одного из сотрудников ставят на место начальника, это значит, что он занимался одним из нескольких направлений работы подразделения. У него в этом случае будет подсознательное желание каким-то образом выделять «своё» направление из других. Именно подсознательно. И это может нарушить баланс между разными функциями.
И ещё одна проблема — микроменеджмент. Лучшему сотруднику, ставшему начальником, бывает трудно научиться доверять подчинённым, и он начинает контролировать каждый их шаг из лучших побуждений — у человека душа за дело болит. Но плата за эту ошибку очень велика: такой руководитель и себя перегрузит, и людей не сможет развивать.
Прочитав всё это, задумайтесь: а оно вам надо — подсиживать начальника? Если вы, как и я, достаточно наивны и всё ещё хотите этого, читайте дальше.
Если вы решили занять место вашего руководителя, кто ваш лучший помощник на этом пути? Начальник начальника? Ошибка. Фатальная. На самом деле вашим самым главным единомышленником должен стать ваш непосредственный начальник, тот, кого вы собрались подсидеть. Абсурд? Вовсе нет. Сейчас объясню.
Одна из ключевых компетенций руководителя — способность развивать людей, воспитывать новых лидеров. Как доказать всем свою способность это сделать? Вырастить в своей команде преемника для себя самого. Второй мотив для вашего начальника — ускорение собственного карьерного роста. Ведь чтобы двинуться дальше, он должен показать своему руководителю, что после его ухода подразделение продолжит работать, что преемник уже воспитан и рвётся в бой.
Если начальник, которого вы собрались подсидеть, вас не поддерживает, шансы на успех минимальны. Во-первых, у него слишком много возможностей вам противостоять, и ваши силы очевидно неравны. А во-вторых, поставьте себя на место начальника вашего начальника. Захочет он взять в свою команду такого «преданного бойца», человека, который любит из-за спины подсиживать начальника? Вот-вот.
Итак, руководитель в деле и поддерживает вас в вашем стремлении его подсидеть. Что дальше? Когда-то один мой руководитель, когда я пришёл к нему обозначить своё желание стать менеджером, сказал мне следующее: «Пусть сначала команда начнёт тебя воспринимать как неформального лидера, а потом мы тебя им назначим формально». Легко сказать, но нелегко сделать. Тем не менее это единственный путь избежать проблем, описанных выше.
Власть невозможно дать — власть можно только взять. Иначе это не власть. Это как необъезженная лошадь: она будет лихо скакать, только оставаясь дикой, а присмирев, перестанет быть такой сильной. Но власть (как и необъезженная лошадь) — очень опасный зверь, который может покалечить наездника.
Для меня одним из основных противопоказаний против назначения перспективного сотрудника руководителем является жажда власти. Я всегда задаю претендентам один и тот же вопрос: «Зачем ты хочешь стать руководителем?» Если в ответе слышу любой намёк на стремление к власти, предлагаю человеку подождать. Власть становится слишком опасной игрушкой для окружающих и самого человека, если попадает в руки того, кто ей одержим.