Методическое руководство по изучению дисциплины «Химия»
для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «261700 Технология полиграфического производства»
А.М. Шаповалов Методическое руководство по изучению дисциплины «Химия»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.
Особый интерес представляют тепловые процессы, происходящие при постоянном давлении. Теплота, поступающая в систему или теряемая ею в процессе, который протекает при постоянном давлении, называется изменением энтальпии и обозначается ΔH. Эта величина отрицательна для экзотермических и положительна для эндотермических процессов. Энтальпия является функцией состояния ; это означает, что энтальпия системы определяется только её конкретным состоянием, а не тем, как система попала в это состояние. Если некоторый процесс можно представить себе состоящим из ряда последовательных стадий, то изменение энтальпии для полного процесса равно сумме изменений энтальпии на каждой отдельной стадии. Это утверждение известно под названием закон аддитивности теплот реакций Гесса. Для применения закона Гесса удобно ввести понятие стандартной теплоты образования вещества, которая представляет собой теплоту образования вещества из элементов, находящихся в наиболее устойчивом состоянии при заданной температуре (обычно при 25 °С). Пользуясь законом Гесса, можно вычислить изменение энтальпии любой реакции в виде разности между суммой теплот образования всех продуктов и суммой теплот образования всех реагентов. При решении задач, в которых приходится иметь дело с изменениями энтальпии, следует иметь в виду, что изменение энтальпии ΔH реакции прямо пропорционально количеству реагирующих веществ или количеству образующихся веществ; 2) значение ΔH прямой реакции равно по величине и обратно по знаку значению ΔH обратной реакции; 3) теплота образования любого элемента в его стандартном состоянии равна нулю (по определению).
Теплотворная способность (или калорийность) горючих материалов и пищи определяется как тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании одного грамма горючего или пищи. Следует иметь представление о теплотворной способности ряда наиболее распространенных видов продуктов и топлив (в том числе различных видов горючих ископаемых). Надо знать современный и предполагаемый уровень потребления топлив, а также перспективы использования различных источников энергии в будущем.
Прочитав и изучив эту тему, вы должны уметь:
При изучении данного раздела следует освоить следующие термины и понятия:
Закон аддитивности теплот реакций Гесса утверждает, что теплоту, выделяемую в каком-либо процессе, можно представить в виде суммы теплот нескольких процессов, суммирование которых даёт рассматриваемый процесс.
Первый закон термодинамики утверждает, что при любом процессе полная энергия Вселенной остается постоянной. Этот закон известен также под названием закон сохранения энергии.
Теплота образования вещества есть количество теплоты, выделяемое при образовании вещества из элементов.
Методическое руководство для аудиторной работы студентов стоматологического факультета (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Кировская государственная медицинская академия.
для аудиторной работы студентов
Киров-2009
Методическое пособие предназначено для аудиторной работы студентов стоматологического факультета по общей химии. Оно составлено в соответствии с рабочей программой от 2009 года и включает для каждой темы задание для самостоятельной аудиторной работы студентов (САРС), описание лабораторной работы, контрольные вопросы. В конце приведены необходимые справочные материалы.
д. м.н., профессор, зав. кафедрой
биологической химии Кировской ГМА
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
— Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
— Если включили – выключите.
— Если открыли – закройте.
— Если разобрали – соберите.
— Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
— Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.
— Если вы одолжили что-нибудь – верните.
— Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
— Если привели что-либо в беспорядок – восстановите статус кво.
— Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
— Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.
— Если вы не знаете, как это действует, ради Бога, не трогайте.
— Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
— Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.
— Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.
— Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
— Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось.
— Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы.
— Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.
ТЕМА: «ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ. ОСНОВЫ ТИТРИМЕТРИЧЕСКОГО (ОБЪЕМНОГО) АНАЛИЗА»
Знание важнейших методов и приемов количественного анализа необходимо будущему врачу, поскольку в медицинской практике количественный анализ широко применяется при исследовании крови, мочи, желудочного сока, лекарственных препаратов, пищевых продуктов и т. д.
а) 1,25 моль эквивалентов Ва(ОН)2 в 250 мл раствора Ва(ОН)2;
б) 1,5 г СН3СООН в 50 мл раствора СН3СООН;
в) 42,6 г Na2SO4 в 2,5 л раствора Na2SO4.
2. В мерной колбе на 500 мл приготовили раствор питьевой соды. На титрование 10,00 мл этого раствора израсходовали 15,30 мл раствора НСl с концентрацией 0,1063моль/л.
— какова молярная концентрация эквивалентов в растворе соды?
— титр этого раствора.
— массу соды в приготовленном растворе.
II.Лабораторная работа.
«Определение содержания сильной кислоты в водном растворе методом кислотно-основного титрования».
1. Овладеть методикой титрования.
2. Определить точную концентрацию раствора кислоты методом кислотно-основного титрования.
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ
Бюретки вместимостью 25 см3 в штативе, воронка, колба коническая для титрования вместимостью 250 см3, колба для слива, пипетка мерная вместимостью 10 см3, резиновая груша, колба для переноса растворов.
Раствор тетрабората натрия с точно известной концентрацией, анализируемый раствор соляной кислоты, раствор индикатора – метилоранжа в капельнице.
1. Подготовка бюретки к работе.
— Бюретка установлена в штативе строго вертикально. Выливают из бюретки воду и ополаскивают ее изнутри небольшой порцией соляной кислоты, пользуясь воронкой.
— Заполняют кончик бюретки, «носик», раствором, чтобы не было пузырьков воздуха.
— Заполняют бюретку раствором несколько выше нулевого деления и убирают воронку, так как с нее может капать раствор.
— Выпуская лишний раствор, заполняют бюретку до нулевой отметки (по нижнему краю мениска).
— Кладут на основание штатива листок белой бумаги.
2. Подготовка пробы раствора Nа2В4О7 для титрования.
— Из общей склянки с раствором тетрабората натрия отливают в колбу для переноса раствора
50 см3 раствора буры.
— Для ополаскивания пипетки в нее с помощью груши засасывают из колбы раствор тетрабората выше метки и выливают его в колбу для слива.
— В колбу для титрования переносят 10.00 мл раствора тетерабората натрия, соблюдая все правила обращения с пипеткой (раствор набирают с помощью груши, пипетку держат вертикально, закрывая отверстие указательным пальцем (рис. 1), раствор в колбу выливается самотеком, а не выдувают, последнюю каплю удаляют, прикасаясь концом пипетки к стенке колбы).
— Ставят колбу с раствором тетрабората натрия под бюретку. Первое титрование носит ориентировочный характер. Добавляют раствор из бюретки небольшими порциями, постоянно перемешивая содержимое колбы (лучше правой рукой).
— Титрование заканчивают, когда произойдет изменение окраски из желтой в оранжевую, записывают результат титрования с точностью до 0,05 мл.
— Содержимое колбы выливают в раковину, колбу ополаскивают водой и вносят с помощью пипетки новую порцию раствора Nа2В4О7 и индикатор.
— Последующие титрования проводят более точно. Для этого из бюретки в колбу быстро добавляют основной объем титранта, а последние порции добавляют по каплям, внимательно следя за изменением окраски раствора. Титрование прекращают, когда изменение окраски происходит при добавлении всего одной капли.
— Титрование повторяют до тех пор, пока не будет получено три сходящихся результата (то есть отличающиеся не более чем на 0,20 мл). Титрование каждый раз начинают с нулевой отметки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТИТРОВАНИЯ (ОБРАЗЕЦ)
Анализируемый раствор: HCl » 0,1 н. Выдан лаборантом.
1) Объем раствора HCl, пошедший на титрование, находят как среднее арифметическое их трех сходящихся результатов (точность – до 0,01мл).
2) Для вычисления концентрации раствора HCl используют закон эквивалентов:
C (HCl) =
T (HCl) =
Вариант оформления протокола:
Сущность работы и уравнение реакции.
Результаты титрования и расчет СН и Т(HCl).
Вывод, в котором указывают, что сделано в работе, и найденные СН (HCl) с точностью 4-5 знаков после запятой и Т (HCl) с точностью 5-6 знаков после запятой.
ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТИТРИМЕТРИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
1. Фактор эквивалентности.
f (кислоты) =
f (основания) =
f (соли) =
2. Молярная масса эквивалентов вещества.
М э (или Э) = f. М = . М
3. Число моль вещества Число моль эквивалентов вещества
1. В запаянной ампуле находилось 0,1 моль-эквивалент едкого кали. Из него в мерной колбе приготовили 500 мл раствора (приготовление из фиксанала). Какова молярная концентрация эквивалента приготовленного раствора?
2. В мерной колбе на 100 мл растворили 0,56 г КОН, и раствор довели до метки. Какова молярная концентрация эквивалента полученного раствора?
3. В мерной колбе на 50 мл приготовили 0,01 н раствор Na2CO3. Сколько моль эквивалентов соды содержится в этом растворе? Сколько граммов?
4. Сколько миллилитров 0,5 н НСl эквивалентны 4 г NаОН?
5. Чему равен титр раствора, если 500 мл его содержат 0,01 моль NаОН?
6. Не проводя расчета, скажите, сколько 0,1 н раствора НСl потребуется на титрование 5 мл 0,1 н раствора КОН. Ответ поясните.
7. На титрование пробы раствора щелочи израсходовано 15 мл 0,02 н раствора НСl. Сколько миллимоль эквивалентов щелочи прореагировало с кислотой?
II.Лабораторная работа.
«Определение содержания соды в контрольном препарате».
Работа 1. Приготовление рабочего раствора соляной кислоты.
Примерные задания студентам:
«Приготовить 250 мл 0,1 н раствора НСl из концентрированного раствора плотностью 1,179 г/мл».
1. С помощью таблицы по плотности определяют массовую долю исходного раствора. Плотности 1,179 г/мл соответствует 36% раствор НСl.
2. Определяем содержание НСl в 250 мл 0,1 н раствора:
m = Cн.∙ М∙ V = 0,1∙1∙36,5∙0,25 = 0,9125г НСl
3. Определяем, какая масса концентрированной кислоты содержит 0,9125 г НСl:
100 г 36% раствора содержится 36 г НСl
4. Взвешивать кислоту неудобно, поэтому находим объем раствора кислоты:
V = 2,1 мл 36% раствора НСl
5. Отмерим этот объем концентрированной кислоты маленькой градуированной пробиркой, перельем этот раствор в мерную колбу и разбавим дистиллированной водой до 250 мл. Дистиллированную воду добавляем до метки с помощью пипетки. Тщательно перемешаем полученный раствор.
Кислота соляная, разведенная (8,2 – 8,4%) используется внутрь в каплях в микстурах (часть с пепсином) при недостаточности кислотности желудочного сока. При гипохромных анемиях вместе с препаратами железа она способствует улучшению всасывания и использования железа.
Работа 2. Стандартизация рабочего раствора соляной кислоты.
Научится стандартизировать – определять точную концентрацию рабочего раствора и проводить расчеты с использованием закона эквивалентов.
Титрование ведут с индикатором метиловым оранжевым путем приливания кислоты из бюретки к раствору тетрабората натрия.
1. Тщательно вымытую бюретку промыть небольшой порцией соляной кислоты для удаления остатков воды. Пользуясь воронкой, наполнить бюретку соляной кислотой так, чтобы мениск ее был несколько выше нулевого деления. Заполнить раствором оттянутую трубку, вытеснить из нее пузырьки воздуха. Затем убрать воронку, т. к. с нее может капать раствор, и, выпуская лишнюю кислоту, установить нижний край мениска на нулевом делении. В таком состоянии бюретка подготовлена к работе.
2. Чистой пипеткой отмерить 10,00 мл раствора тетрабората натрия в коническую колбу для титрования. Не следует выдувать из пипетки последнюю каплю жидкости, а только прикоснуться концом ее к стенке колбы. Прилить к раствору тетрабората 1 каплю метилоранжа.
3. На основание штатива положить лист белой бумаги. Подставить колбу с раствором тетрабората натрия под бюретку и приступать к титрованию с соблюдением всех правил. Надо добиться того, чтобы желтая окраска метилоранжа переходила в бледно-розовую от одной избыточной капли кислоты. Титрование повторять до получения сходящихся результатов, т. е. пока отсчеты будут отличаться друг от друга не более чем на 0, 20 мл. Все результаты титрования записывать в тетрадь. Титровать не менее трех раз. Титрование необходимо начинать каждый раз с нулевой отметки.
4. Результат титрования записать по образцу, приведенному ниже, с.10.
Работа 3. Определение содержания Na2CO3.
Получить у преподавателя контрольный раствор соды в мерной колбе и записать в тетради его номер.
Довести объем раствора дистиллированной водой до метки и тщательно перемешать. Промыть пипетку раствором соды, затем 10,0 мл контрольного раствора перенести промытой пипеткой в коническую колбу, прибавить 1 каплю метилоранжа и титровать рабочим раствором соляной кислоты до перехода желтой окраски индикатора в бледно-розовую от одной капли кислоты. Титровать до получения сходящихся результатов не менее 3 раз.
Из сходящихся результатов взять среднее значение.
Вычислить сначала молярную концентрацию эквивалента раствора соды, а затем массу Na2CO3 в контрольном растворе, т. е. в 50 мл.
Оформите результаты титрования по образцу, с. 10.
В выводе отразите итог проделанной работы.
ТЕМА: «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ. ОКСИДИМЕТРИЯ. МЕТОД ПЕРМАНГАНАТОМЕТРИИ»
IВыполните упражнения (САРС)
В уравнениях окислительно-восстановительных реакций найдите:
— окислитель и восстановитель;
— факторы эквивалентности окислителя и восстановителя и молярную массу их эквивалентов.
а) HNO3 + H2S = NO + S + H2O
б) K2MnO4 + Cl2 = KMnO4 + KCl
I.Лабораторная работа.
«Стандартизация раствора перманганата калия. Определение концентрации пероксида водорода методом перманганатометрии».
1) Стандартизировать раствор перманганата калия с помощью щавелевой кислоты (или оксалата натрия).
2) Определить точную концентрацию пероксида водорода в контрольном растворе методом перманганатометрии.
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ
Бюретки вместимостью 25 см3 в штативе, воронки, мерные пипетки вместимостью 5 см3, колбы конические для титрования вместимостью 250 см3, колбы для слива, резиновая груша, колбы для переноса растворов, мерные пробирки на 10 см3, мерный цилиндр вместимостью 30 см3, мерная колба вместимостью 50 см3, плитка.
Раствор перманганата калия, раствор щавелевой кислоты или оксалата натрия с точно известной концентрацией, раствор 2н серной кислоты, мерная колба с пробой пероксида водорода.
Перманганатометрическое титрование основано на том, что KMnO4 является сильным окислителем в кислой среде и вступает в реакции со многими восстановителями.
Раствор KMnO4 нельзя приготовить, исходя из точной массы вещества, так как в нем всегда содержится примесь MnO2, а в водном растворе MnO4- окисляет органические примеси и саму воду. Поэтому раствор KMnO4 готовят приблизительной концентрации, выдерживают его 10-12 дней в темной склянке, а затем стандартизируют, используя в качестве первичного стандарта щавелевую кислоту или оксалат натрия.
1. Титрование проводят в кислой среде (в присутствии Н2SО4), в которой Mn+7 переходит в бесцветный ион Mn2+, проявляя наибольшую окислительную способность.
2. Для фиксирования точки эквивалентности не требуется индикатор. При достижении точки эквивалентности первая избыточная капля раствора KMnO4 окрашивает титруемый раствор в розовый цвет, что и является сигналом для прекращения титрования.
3. Для ускорения титрования его проводят при нагревании.
Опыт № 1. Стандартизация раствора перманганата калия по щавелевой кислоте (Н2С2О4) или оксалату натрия (Na2С2О4).
1. Получите у преподавателя мерную колбу с пробой пероксида водорода и запишите её номер. Доведите объем раствора до метки дистиллированной водой. Закройте колбу пробкой и перемешайте. 5 мл полученного раствора перенесите пипеткой в колбу для титрования, добавьте мерной пробиркой 5 мл 2 н Н2SО4 и мерным цилиндром 30 мл дистиллированной воды.
2. Титруйте рабочим раствором KMnO4 до слабо-розовой окраски.
3. Титрование повторите 3 раза.
Результаты титрования оформите обычным образом, с. 10. Рассчитайте
В выводе отметьте, что сделано в работе и какие получены результаты.
Ответьте на вопросы:
— Как определяется точка эквивалентности в перманганатометрии?
— Почему титрование проводят в кислой среде и при нагревании?
ТЕМА: «ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (ХИМИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА)»
Живые организмы получают энергию за счет химических реакций окисления питательных веществ. Превращение этой энергии в живой клетке подчиняется тем же законам термодинамики, что и в неживой природе. Первый закон термодинамики дает возможность рассчитать теплоту, выделяемую или поглощаемую при химических реакциях. Второй закон позволяет предсказать возможность самопроизвольного протекания химической реакции.
I.Выполните упражнения.
1. Сколько тепла выделится при сгорании 2,24 л этилена (н. у.).
3. В организме человека процесс метаболизма глюкозы при достаточном количестве кислорода протекает до СО2 и Н2О:
С6Н12О6 + 6О2 ® 6СО2 +6Н2О,
а при недостатке кислорода – до молочной кислоты:
С6Н12О6 ® 2СН3СН – СООН
4. DН0растворения SrCl2 и SrCl2· 6H2O составляют – 47,6 и + 30,9кДж/моль. Вычислите DН0гидратации SrCl2
5. В 100 г трески содержится 11,6 г белка и 0,3 г жира. Рассчитайте энергию, которая выделится при усвоении порции трески 228 г?
6. Подсчитано, что бегущий человек среднего веса затрачивает 160 ккал на 1 км. Какое количество пшеничного хлеба, содержащего 7% белка, 1% жиров и 64% углеводов, обладает калорийностью, позволяющей пробежать 5 км?
7.Не выполняя расчета, оцените, как изменится энтропия для следующих реакций: а) N2 (г) + 3Н2 (г) ® 2NH3 (г);
б) SO2 (г) + Cl2 (г) ® SO2Cl2 (г);
в) С6H12O6 (р) ® 2CO2 (г) + 2С2H5ОН (ж);
г) С6Н12 (ж) + 9О2 (г) ® 6СО2 (г) + 6Н2О (ж);
д) Fe2O3 (тв) +3CO (г) ® 2Fe (тв) + 3CO2 (г).
8. Вычислите стандартное изменение энергии Гиббса и определите возможность самопроизвольного протекания реакции при стандартной температуре 298К.
Fe2O3 (тв) +3CO (г) = 2Fe (тв) + 3CO2 (г)
9. Вычислив DG, определите возможность протекания реакции при 9000С
Какой фактор, энтальпийный или энтропийный, определяет направление процесса?
II.Лабораторная работа.
«Определение энтальпии реакции нейтрализации»
Определить экспериментально энтальпию реакции нейтрализации сильной кислоты щелочью.
Определение теплоты, выделяемой или поглощаемой при протекании химического процесса, осуществляется с помощью калориметра.
Оборудование и реактивы
Калориметр, цилиндры на 25 мл (2 шт.), весы, растворы соляной и азотной кислот, гидроксидов натрия и калия с концентрацией 2 моль/л, мензурка на 100 мл, дистиллированная вода, соли КСl и Na2CO3.
Опыт 1. Определение энтальпии нейтрализации сильной кислоты щелочью