Подсчитано что бегущий человек

Московский государственный университет печати

Методическое руководство по изучению дисциплины «Химия»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «261700 Технология полиграфического производства»

А.М. Шаповалов
Методическое руководство по изучению дисциплины «Химия»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Особый интерес представляют тепловые процессы, происходящие при постоянном давлении. Теплота, поступающая в систему или теряемая ею в процессе, который протекает при постоянном давлении, называется изменением энтальпии и обозначается ΔH. Эта величина отрицательна для экзотермических и положительна для эндотермических процессов. Энтальпия является функцией состояния ; это означает, что энтальпия системы определяется только её конкретным состоянием, а не тем, как система попала в это состояние. Если некоторый процесс можно представить себе состоящим из ряда последовательных стадий, то изменение энтальпии для полного процесса равно сумме изменений энтальпии на каждой отдельной стадии. Это утверждение известно под названием закон аддитивности теплот реакций Гесса. Для применения закона Гесса удобно ввести понятие стандартной теплоты образования вещества, которая представляет собой теплоту образования вещества из элементов, находящихся в наиболее устойчивом состоянии при заданной температуре (обычно при 25 °С). Пользуясь законом Гесса, можно вычислить изменение энтальпии любой реакции в виде разности между суммой теплот образования всех продуктов и суммой теплот образования всех реагентов. При решении задач, в которых приходится иметь дело с изменениями энтальпии, следует иметь в виду, что изменение энтальпии ΔH реакции прямо пропорционально количеству реагирующих веществ или количеству образующихся веществ; 2) значение ΔH прямой реакции равно по величине и обратно по знаку значению ΔH обратной реакции; 3) теплота образования любого элемента в его стандартном состоянии равна нулю (по определению).

Теплотворная способность (или калорийность) горючих материалов и пищи определяется как тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании одного грамма горючего или пищи. Следует иметь представление о теплотворной способности ряда наиболее распространенных видов продуктов и топлив (в том числе различных видов горючих ископаемых). Надо знать современный и предполагаемый уровень потребления топлив, а также перспективы использования различных источников энергии в будущем.

Прочитав и изучив эту тему, вы должны уметь:

При изучении данного раздела следует освоить следующие термины и понятия:

Закон аддитивности теплот реакций Гесса утверждает, что теплоту, выделяемую в каком-либо процессе, можно представить в виде суммы теплот нескольких процессов, суммирование которых даёт рассматриваемый процесс.

Первый закон термодинамики утверждает, что при любом процессе полная энергия Вселенной остается постоянной. Этот закон известен также под названием закон сохранения энергии.

Теплота образования вещества есть количество теплоты, выделяемое при образовании вещества из элементов.

Источник

Методическое руководство для аудиторной работы студентов стоматологического факультета (стр. 1 )

Подсчитано что бегущий человекИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Подсчитано что бегущий человек

Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Кировская государственная медицинская академия.

для аудиторной работы студентов

Киров-2009

Методическое пособие предназначено для аудиторной работы студентов стоматологического факультета по общей химии. Оно составлено в соответствии с рабочей программой от 2009 года и включает для каждой темы задание для самостоятельной аудиторной работы студентов (САРС), описание лабораторной работы, контрольные вопросы. В конце приведены необходимые справочные материалы.

д. м.н., профессор, зав. кафедрой

биологической химии Кировской ГМА

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

— Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.

— Если включили – выключите.

— Если открыли – закройте.

— Если разобрали – соберите.

— Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

— Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.

— Если вы одолжили что-нибудь – верните.

— Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.

— Если привели что-либо в беспорядок – восстановите статус кво.

— Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.

— Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попро­сите разрешения.

— Если вы не знаете, как это действует, ради Бога, не трогайте.

— Если вас это не касается – не вмешивайтесь.

— Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.

— Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.

— Если все же не поймете, то и не пытайтесь.

— Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось.

— Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы.

— Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.

ТЕМА: «ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ.
ОСНОВЫ ТИТРИМЕТРИЧЕСКОГО (ОБЪЕМНОГО) АНАЛИЗА»

Знание важнейших методов и приемов количественного анализа необхо­димо будущему врачу, поскольку в медицинской практике количественный анализ широко применяется при исследовании крови, мочи, желудочного сока, лекарственных препаратов, пищевых продуктов и т. д.

I. Выполните упражнения (САРС)

1. Вычислите молярную концентрацию эквивалентов растворов, содержащих:

а) 1,25 моль эквивалентов Ва(ОН)2 в 250 мл раствора Ва(ОН)2;

б) 1,5 г СН3СООН в 50 мл раствора СН3СООН;

в) 42,6 г Na2SO4 в 2,5 л раствора Na2SO4.

2. В мерной колбе на 500 мл приготовили раствор питьевой соды. На титрова­ние 10,00 мл этого раствора израсходовали 15,30 мл раствора НСl с концентрацией 0,1063моль/л.

— какова молярная концентрация эквивалентов в растворе соды?

— титр этого раствора.

— массу соды в приготовленном растворе.

II. Лабораторная работа.

«Определение содержания сильной кислоты в водном растворе методом кислотно-основного титрования».

1. Овладеть методикой титрования.

2. Определить точную концентрацию раствора кислоты методом кислотно-ос­новного титрования.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ

Бюретки вместимостью 25 см3 в штативе, воронка, колба коническая для титрования вместимостью 250 см3, колба для слива, пипетка мерная вместимо­стью 10 см3, резиновая груша, колба для переноса растворов.

Раствор тетрабората натрия с точно известной концентрацией, анализи­руемый раствор соляной кислоты, раствор индикатора – метилоранжа в ка­пельнице.

1. Подготовка бюретки к работе.

— Бюретка установлена в штативе строго вертикально. Выливают из бю­ретки воду и ополаскивают ее изнутри небольшой порцией соляной ки­слоты, пользуясь воронкой.

— Заполняют кончик бюретки, «носик», раствором, чтобы не было пузырь­ков воздуха.

— Заполняют бюретку раствором несколько выше нулевого деления и уби­рают воронку, так как с нее может капать раствор.

— Выпуская лишний раствор, заполняют бюретку до нулевой отметки (по нижнему краю мениска).

— Кладут на основание штатива листок белой бумаги.

2. Подготовка пробы раствора Nа2В4О7 для титрования.

— Из общей склянки с раствором тетрабората натрия отливают в колбу для переноса раствора

50 см3 раствора буры.

— Для ополаскивания пипетки в нее с помощью груши засасывают из колбы раствор тетрабората выше метки и выливают его в колбу для слива.

— В колбу для титрования переносят 10.00 мл раствора тетерабората на­трия, соблюдая все правила обращения с пипеткой (раствор набирают с помощью груши, пипетку держат вертикально, закрывая отверстие указа­тельным пальцем (рис. 1), раствор в колбу выливается самотеком, а не выдувают, последнюю каплю удаляют, прикасаясь концом пипетки к стенке колбы).

— Добавляют в колбу 1 каплю раствора метилоранжа. Окраска раствора жел­тая.

3. Проведение титрования.

— Ставят колбу с раствором тетрабората натрия под бюретку. Первое титро­вание носит ориентировочный характер. Добавляют раствор из бю­ретки небольшими порциями, постоянно перемешивая содержимое колбы (лучше правой рукой).

— Титрование заканчивают, когда произойдет изменение окраски из желтой в оранжевую, записывают результат титрования с точностью до 0,05 мл.

— Содержимое колбы выливают в раковину, колбу ополаскивают водой и вносят с помощью пипетки новую порцию раствора Nа2В4О7 и индика­тор.

— Последующие титрования проводят более точно. Для этого из бюретки в колбу быстро добавляют основной объем титранта, а последние порции добавляют по каплям, внимательно следя за изменением окраски рас­твора. Титрование прекращают, когда изменение окраски происходит при добавлении всего одной капли.

— Титрование повторяют до тех пор, пока не будет получено три сходя­щихся результата (то есть отличающиеся не более чем на 0,20 мл). Тит­рование каждый раз начинают с нулевой отметки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТИТРОВАНИЯ (ОБРАЗЕЦ)

Анализируемый раствор: HCl » 0,1 н. Выдан лаборантом.

Подсчитано что бегущий человекТитрованный раствор (стандартный): Nа2В4ОН2О. Приготовлен лаборан­том. СН = 0,0961 мль/л.

Vб = 10,00 мл (пипеткой)

1) Объем раствора HCl, пошедший на титрование, находят как среднее арифме­тическое их трех сходящихся результатов (точность – до 0,01мл).

2) Для вычисления концентрации раствора HCl используют закон эквивален­тов:

C (HCl) = Подсчитано что бегущий человек

T (HCl) = Подсчитано что бегущий человек

Вариант оформления протокола:

Сущность работы и уравнение реакции.

Результаты титрования и расчет СН и Т(HCl).

Вывод, в котором указывают, что сделано в работе, и найденные СН (HCl) с точностью 4-5 знаков после запятой и Т (HCl) с точностью 5-6 знаков после запятой.

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТИТРИ­МЕТРИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

1. Фактор эквивалентности.

f (кислоты) = Подсчитано что бегущий человек

f (основания) = Подсчитано что бегущий человек

f (соли) = Подсчитано что бегущий человек

2. Молярная масса эквивалентов вещества.

М э (или Э) = f. М = Подсчитано что бегущий человек. М

3. Число моль вещества Число моль эквивалентов вещества

n = Подсчитано что бегущий человек

nэ = Подсчитано что бегущий человек

nэ = Подсчитано что бегущий человек

4. Молярная концентрация Молярная концентрация эквива­лента

С (х) = Подсчитано что бегущий человек Подсчитано что бегущий человекС (э) = Подсчитано что бегущий человек

Т = Подсчитано что бегущий человек

Т = Подсчитано что бегущий человек

7. Закон эквивалентов

ТЕМА: «ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЙ (ОБЪЕМНЫЙ) АНАЛИЗ.
КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ ТИТРОВАНИЕ».

I. Выполните упражнения (САРС)

1. В запаянной ампуле находилось 0,1 моль-эквивалент едкого кали. Из него в мерной колбе приготовили 500 мл раствора (приготовление из фиксанала). Какова молярная концентрация эквивалента приготовленного раствора?

2. В мерной колбе на 100 мл растворили 0,56 г КОН, и раствор довели до метки. Какова молярная концентрация эквивалента полученного раствора?

3. В мерной колбе на 50 мл приготовили 0,01 н раствор Na2CO3. Сколько моль эквивалентов соды содержится в этом растворе? Сколько граммов?

4. Сколько миллилитров 0,5 н НСl эквивалентны 4 г NаОН?

5. Чему равен титр раствора, если 500 мл его содержат 0,01 моль NаОН?

6. Не проводя расчета, скажите, сколько 0,1 н раствора НСl потребуется на тит­рование 5 мл 0,1 н раствора КОН. Ответ поясните.

7. На титрование пробы раствора щелочи израсходовано 15 мл 0,02 н раствора НСl. Сколько миллимоль эквивалентов щелочи прореагировало с кислотой?

II. Лабораторная работа.

«Определение содержания соды в контрольном препарате».

Работа 1. Приготовление рабочего раствора соляной кислоты.

Примерные задания студентам:

«Приготовить 250 мл 0,1 н раствора НСl из концентрированного раствора плотностью 1,179 г/мл».

1. С помощью таблицы по плотности определяют массовую долю исходного раствора. Плотности 1,179 г/мл соответствует 36% раствор НСl.

2. Определяем содержание НСl в 250 мл 0,1 н раствора:

m = Cн.Подсчитано что бегущий человек∙ М∙ V = 0,1∙1∙36,5∙0,25 = 0,9125г НСl

3. Определяем, какая масса концентрированной кислоты содержит 0,9125 г НСl:

100 г 36% раствора содержится 36 г НСl

4. Взвешивать кислоту неудобно, поэтому находим объем раствора кислоты:

V = Подсчитано что бегущий человек2,1 мл 36% раствора НСl

5. Отмерим этот объем концентрированной кислоты маленькой градуирован­ной пробиркой, перельем этот раствор в мерную колбу и разбавим дистиллированной водой до 250 мл. Дистиллированную воду добавляем до метки с помощью пипетки. Тщательно перемешаем полученный раствор.

Кислота соляная, разведенная (8,2 – 8,4%) используется внутрь в каплях в микстурах (часть с пепсином) при недостаточности кислотности желудочного сока. При гипохромных анемиях вместе с препаратами железа она способст­вует улучшению всасывания и использования железа.

Работа 2. Стандартизация рабочего раствора соляной кислоты.

Научится стандартизировать – определять точную концентрацию рабо­чего раствора и проводить расчеты с использованием закона эквивалентов.

Титрование ведут с индикатором метиловым оранжевым путем прилива­ния кислоты из бюретки к раствору тетрабората натрия.

1. Тщательно вымытую бюретку промыть небольшой порцией соляной ки­слоты для удаления остатков воды. Пользуясь воронкой, наполнить бюретку соляной кислотой так, чтобы мениск ее был несколько выше нулевого деле­ния. Заполнить раствором оттянутую трубку, вытеснить из нее пузырьки воздуха. Затем убрать воронку, т. к. с нее может капать раствор, и, выпуская лишнюю кислоту, установить нижний край мениска на нулевом делении. В таком состоянии бюретка подготовлена к работе.

2. Чистой пипеткой отмерить 10,00 мл раствора тетрабората натрия в кониче­скую колбу для титрования. Не следует выдувать из пипетки последнюю ка­плю жидкости, а только прикоснуться концом ее к стенке колбы. Прилить к раствору тетрабората 1 каплю метилоранжа.

3. На основание штатива положить лист белой бумаги. Подставить колбу с рас­твором тетрабората натрия под бюретку и приступать к титрованию с со­блюдением всех правил. Надо добиться того, чтобы желтая окраска метило­ранжа переходила в бледно-розовую от одной избыточной капли кислоты. Титрование повторять до получения сходящихся результатов, т. е. пока от­счеты будут отличаться друг от друга не более чем на 0, 20 мл. Все резуль­таты титрования записывать в тетрадь. Титровать не менее трех раз. Титро­вание необходимо начинать каждый раз с нулевой отметки.

4. Результат титрования записать по образцу, приведенному ниже, с.10.

Работа 3. Определение содержания Na2CO3.

Получить у преподавателя контрольный раствор соды в мерной колбе и записать в тетради его номер.

Довести объем раствора дистиллированной водой до метки и тщательно пе­ремешать. Промыть пипетку раствором соды, затем 10,0 мл кон­трольного раствора перенести промытой пипеткой в коническую колбу, при­бавить 1 каплю метилоранжа и титровать рабочим раствором соляной кислоты до перехода желтой окраски индикатора в бледно-розовую от одной капли ки­слоты. Титровать до получения сходящихся результатов не менее 3 раз.

Из сходящихся результатов взять среднее значение.

Вычислить сначала молярную концентрацию эквивалента раствора соды, а затем массу Na2CO3 в контрольном растворе, т. е. в 50 мл.

Оформите результаты титрования по образцу, с. 10.

В выводе отразите итог проделанной работы.

ТЕМА: «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ. ОКСИДИМЕТРИЯ.
МЕТОД ПЕРМАНГАНАТОМЕТРИИ»

I Выполните упражнения (САРС)

В уравнениях окислительно-восстановительных реакций найдите:

— окислитель и восстановитель;

— факторы эквивалентности окислителя и восстановителя и молярную массу их эквивалентов.

а) HNO3 + H2S = NO + S + H2O

б) K2MnO4 + Cl2 = KMnO4 + KCl

I. Лабораторная работа.

«Стандартизация раствора перманганата калия. Определение концентра­ции пероксида водорода методом перманганатометрии».

1) Стандартизировать раствор перманганата калия с помощью щавелевой кислоты (или оксалата натрия).

2) Определить точную концентрацию пероксида водорода в контрольном растворе методом перманганатометрии.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ

Бюретки вместимостью 25 см3 в штативе, воронки, мерные пипетки вме­стимостью 5 см3, колбы конические для титрования вместимостью 250 см3, колбы для слива, резиновая груша, колбы для переноса растворов, мерные про­бирки на 10 см3, мерный цилиндр вместимостью 30 см3, мерная колба вмести­мостью 50 см3, плитка.

Раствор перманганата калия, раствор щавелевой кислоты или оксалата на­трия с точно известной концентрацией, раствор 2н серной кислоты, мерная колба с пробой пероксида водорода.

Перманганатометрическое титрование основано на том, что KMnO4 явля­ется сильным окислителем в кислой среде и вступает в реакции со многими восстановителями.

Раствор KMnO4 нельзя приготовить, исходя из точной массы вещества, так как в нем всегда содержится примесь MnO2, а в водном растворе MnO4- окисляет органические примеси и саму воду. Поэтому раствор KMnO4 готовят приблизительной концентрации, выдерживают его 10-12 дней в темной склянке, а затем стандартизируют, используя в качестве первичного стандарта щавелевую кислоту или оксалат натрия.

1. Титрование проводят в кислой среде (в присутствии Н2SО4), в которой Mn+7 переходит в бесцветный ион Mn2+, проявляя наибольшую окислительную способность.

2. Для фиксирования точки эквивалентности не требуется индикатор. При дос­тижении точки эквивалентности первая избыточная капля раствора KMnO4 окрашивает титруемый раствор в розовый цвет, что и является сигналом для прекращения титрования.

3. Для ускорения титрования его проводят при нагревании.

Опыт № 1. Стандартизация раствора перманганата калия по щавелевой кислоте (Н2С2О4) или оксалату натрия (Na2С2О4).

Определение основано на реакции:

2KMnO4 + 5Н2С2О4 + 3Н2SО4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 10CO2 + 8Н2О

Подсчитано что бегущий человеквосстановиС2 Ое ® 2СО2 – окисляется

окислитель 2 MnО 4- + 8Н+ + 5ё ® Mn2+ + 4Н2О

1. Заполните бюретку раствором KMnO4.

2. Возьмите пипеткой 5 мл 0,02 н раствора Н2С2О4 и перенесите его в колбу для титрования.

3. Добавьте мерной пробиркой 4-5 мл 2 н Н2SО4.

4. Нагрейте раствор до 70-800С (не допуская кипения).

5. Горячий раствор титруйте перманганатом калия:

а) отсчет показаний бюретки ведите по верхнему (!) краю мениска;

б) титрование производите по каплям, при непрерывном помешивании. Ка­ждую следующую каплю добавляйте после того, как обесцветилась преды­дущая;

в) титрование прекратите, когда избыточная капля KMnO4 придаст раствору бледную розовую окраску, не исчезающую в течение 1-2 мин.

6. Титрование повторите 3 раза.

Результаты титрования оформите обычным образом, с. 6. Рассчитайте Сн и Т раствора перманганата калия.

Опыт № 2. Определение концентрации пероксида водорода в аптечном препарате.

Подсчитано что бегущий человек2 KMnO4 + 5Н2О2 + 3H2SO4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 5O2 + 8H2O

окислитель 2 Mn7+ + 5e ® Mn2+ восстанавливается

1. Получите у преподавателя мерную колбу с пробой пероксида водорода и запишите её номер. Дове­дите объем раствора до метки дистиллированной водой. Закройте колбу пробкой и перемешайте. 5 мл полученного раствора перенесите пи­петкой в колбу для титрования, добавьте мерной пробиркой 5 мл 2 н Н2SО4 и мерным цилиндром 30 мл дистиллированной воды.

2. Титруйте рабочим раствором KMnO4 до слабо-розовой окраски.

3. Титрование повторите 3 раза.

Результаты титрования оформите обычным образом, с. 10. Рассчитайте

СН и Т раствора пероксида водорода.

Узнав у преподавателя истинную концентрацию раствора Н2О2, рассчи­тайте относительную ошибку определения.

В выводе отметьте, что сделано в работе и какие получены результаты.

Ответьте на вопросы:

— Как определяется точка эквивалентности в перманганатометрии?

— Почему титрование проводят в кислой среде и при нагревании?

ТЕМА: «ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
(ХИМИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА)»

Живые организмы получают энергию за счет химических реакций окис­ления питательных веществ. Превращение этой энергии в живой клетке подчи­няется тем же законам термодинамики, что и в неживой природе. Первый закон термодинамики дает возможность рассчитать теплоту, выделяемую или погло­щаемую при химических реакциях. Второй закон позволяет предсказать воз­можность самопроизвольного протекания химической реакции.

I. Выполните упражнения.

1. Сколько тепла выделится при сгорании 2,24 л этилена (н. у.).

С2Н5ОН (ж) + СН3СООН (ж) ® СН3СООС2Н5 (ж) + Н2О (ж)

(ответ: DН = 9,2 кДж/моль)

3. В организме человека процесс метаболизма глюкозы при достаточном количе­стве кислорода протекает до СО2 и Н2О:

С6Н12О6 + 6О2 ® 6СО2 +6Н2О,

а при недостатке кислорода – до молочной кислоты:

С6Н12О6 ® 2СН3СН – СООН

4. DН0растворения SrCl2 и SrCl2· 6H2O составляют – 47,6 и + 30,9кДж/моль. Вычислите DН0гидратации SrCl2

5. В 100 г трески содержится 11,6 г белка и 0,3 г жира. Рассчитайте энергию, которая выделится при усвоении порции трески 228 г?

6. Подсчитано, что бегущий человек среднего веса затрачивает 160 ккал на 1 км. Какое количество пшеничного хлеба, содержащего 7% белка, 1% жиров и 64% углеводов, обладает калорийностью, позволяющей пробежать 5 км?

7.Не выполняя расчета, оцените, как изменится энтропия для следующих реак­ций: а) N2 (г) + 3Н2 (г) ® 2NH3 (г);

б) SO2 (г) + Cl2 (г) ® SO2Cl2 (г);

в) С6H12O6 (р) ® 2CO2 (г) + 2С2H5ОН (ж);

г) С6Н12 (ж) + 9О2 (г) ® 6СО2 (г) + 6Н2О (ж);

д) Fe2O3 (тв) +3CO (г) ® 2Fe (тв) + 3CO2 (г).

8. Вычислите стандартное изменение энергии Гиббса и определите возмож­ность самопроизвольного протекания реакции при стандартной температуре 298К.

Fe2O3 (тв) +3CO (г) = 2Fe (тв) + 3CO2 (г)

9. Вычислив DG, определите возможность протекания реакции при 9000С

Какой фактор, энтальпийный или энтропийный, определяет направление процесса?

II. Лабораторная работа.

«Определение энтальпии реакции нейтрализации»

Определить экспериментально энтальпию реакции нейтрализации сильной кислоты щелочью.

Определение теплоты, выделяемой или поглощаемой при протекании химического процесса, осуществляется с помощью калориметра.

Оборудование и реактивы

Калориметр, цилиндры на 25 мл (2 шт.), весы, растворы соляной и азот­ной кислот, гидроксидов натрия и калия с концентрацией 2 моль/л, мензурка на 100 мл, дистиллированная вода, соли КСl и Na2CO3.

Опыт 1. Определение энтальпии нейтрализации сильной кислоты щело­чью

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *