Подросток опаздывает на уроки что делать
Что делать, если ученики постоянно опаздывают на урок
Светлана Лаврентьева
15 августа 2017 • 19:45
Своими советами о том, что делать учителю в этой ситуации, поделились опытные педагоги, пользователи Педсовета в разделе «Консультации».
Совет 1
Попросить родителей перевести часы на 15 минут вперед.
Совет 2
Поговорить с опаздывающим ребенком один-на-один, выяснить причину опозданий. Затем действовать в зависимости от полученной информации, привлекая родителей или психолога или всех вместе.
Совет 3
Включить в игру: попросить опоздавшего сказать пароль, чтобы можно было войти в класс (например, по теме домашнего задания, заодно, проверить, готовил ли д/з, и класс включен, вспомнят слова, потренируют сосредоточенность, проверят ученика).
Совет 4
Никогда не оставлять опоздание без внимания. Действовать в зависимости от особенностей ученика: кого-то можно «наказать» за опоздание требованием ответить домашнее задание без подготовки, кому-то в качестве «наказания» можно поручить отвечать за своевременный приход всего класса на урок.
Совет 5
Использовать психологический прием. Опоздавший ученик входит в класс, весь класс и учитель аплодируют, а учитель говорит о том, как он счастлив, что имярек все-таки дошел, как все ликуют, только жаль, что работа на уроке прервана.
Совет 6
Начинать каждый урок с небольшой проверочной работы. Опоздавший к началу ее вряд ли сможет рассчитывать на хорошую оценку, потому что не успеет. А если опоздавший пришел после окончания работы, дать ему ее после урока, задержав на несколько минут.
Совет 7
Если урок последний, задержаться после урока с опоздавшим, дабы рассказать ему то, что он упустил. Если урок не последний, то внести опоздание ученика в рабочую тетрадь педагога с отметкой, на сколько опоздал, и дать ему расписаться с тем, чтобы потом все пропущенное время отработать.
Совет 8
Записать замечание в дневник, сообщить классному руководителю и родителям.
5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает
Хорошие привычки, в том числе и пунктуальность, стоит формировать с самого детства. Если ваш ребенок регулярно опаздывает в школу и на дополнительные занятия и не умеет распоряжаться своим временем, эта проблема не решится сама по себе. Почему так происходит и как «подружить» ребенка с часами, для «О!» рассказывает психолог Светлана Пятницкая.
Почему ребенок привык опаздывать
У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого конфликта с педагогом и нежелания ходить на занятия.
Как ему помочь
Начните с себя
Если в вашей семье опаздывают не только дети, следует начать с себя и подавать младшим хороший пример. Кроме того, вы можете сформулировать сами для себя, почему вы хотите вырастить пунктуального человека. Например, так: «Я хочу, чтобы к 2030 году мой ребенок приходил в университет или на работу вовремя, чтобы он ценил свое и чужое время, чтобы у него была репутация ответственного человека. Что я делаю для этого уже сейчас? Что будет, если я пущу все на самотек?». Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как решать проблему с опозданиями. Многое вы можете сделать уже сейчас.
Живите по плану
Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.
Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.
Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.
Ищите причину опоздания вместе с ребенком
Выпишите в два столбца последствия опозданий. В левый — что можно потерять, если быть непунктуальным: «Друзья обижаются», «Учитель не пустил в класс», «Плохо написал контрольную». Сюда же выписать более конкретные минусы этого: «Теперь не с кем гулять», «Стал хуже учиться», «Быстро бежал и сильно устал». В правом столбце запишите плюсы опозданий: «Поспал подольше», «Не пришлось идти на нелюбимый урок». Дополните этот столбец уже сами, с позиции взрослого человека: «За лишние 5 минут выспаться нельзя», «На занятия все равно надо ходить». Обсудите все записанное с ребенком. Этот анализ поможет установить скрытые причины поведения малыша, разобраться с тем, что ему дают опоздания, а чего лишают, и как с этим бороться. Выход всегда есть.
Развивайте чувство времени
Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».
Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.
Используйте визуализацию
Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.
Перед какой-либо деятельностью полезно строить предположения, сколько времени она займет: «Как думаешь, за сколько мы успеем решить этот пример?», а также сколько его потребовалось в реальности: «Сколько ты качался на качелях?». Так вы поможете ребенку лучше чувствовать время, а в результате и ценить его.
Подросток опаздывает на уроки что делать
Что делать ученику, опоздавшему к началу урока?
В самом общем виде ответ таков: вы должны постараться сделать все возможное, чтобы вам разрешили присутствовать на уроке. Нет смысла вступать прямо на уроке в спор о том, насколько уважительны причины вашего опоздания. Если, опоздав к началу урока, вы остаетесь вне школы или сидите в каком-либо школьном помещении (холле, коридоре, туалете), вы таким поведением подводите учителя, который должен знать, где вы находитесь и почему вы не на уроке. Известно много случаев, когда учителям приходилось нести даже уголовную ответственность за то, что произошло с пропустившим урок ребенком.
Необходимо ориентироваться исключительно на требования конкретного учителя-предметника. Никому не нравится, если его прерывают на полуслове, посреди работы, поэтому есть смысл входить в класс в перерыве между заданиями или объяснениями учителя.
Великобритания: Борьба с прогулами.
В 2004 году около ста английских школ подключились к информационной системе, позволившей родителям получать в СМС, по голосовой и электронной почте информацию о школьной деятельности своих детей. В начале 2005 года Министр Образования Шотландии Питер Пикок объявил, что вводит в школах новый метод борьбы с прогулами. Информационная система была установлена более чем в половине шотландских школ. «Ученики, которые не ходят в школу, платят за это высокую цену. Ухудшая свои школьные результаты, они тем самым ставят под сомнение будущую карьеру и упускают многие жизненные шансы. Все это заставило нас активно внедрять школьную информационную программу».
Сингапур: Обязательные объяснения опозданий детей в школу.
В Сингапуре электронная система следит за прогулами школьников. Причем, при получении уведомления о прогуле ребенка, родители должны выбрать один из четырех заранее запланированных ответов, либо объяснив отсутствие ребенка в школе уважительными причинами, либо сообщив, что находятся в неведении.
В США за опоздание в школу будут штрафовать
ДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ. Кому-то привычка постоянно опаздывать кажется мелочью. Но опоздания это – невнимательность к другим людям, которая может испортить вашу репутацию и отношения с педагогами. Из-за привычки опаздывать у ваших друзей и знакомых может сложиться о вас определенное мнение. И эта привычка может затмить ваши хорошие качества.
ДУМАЙТЕ О ДРУГИХ. Непунктуальность свидетельствует о невоспитанности и невнимательности по отношению к другим. Может даже создаться впечатление, что вы слишком большого мнения о себе. Раздражает ли вас, когда другие опаздывают и вам приходится ждать? Тогда не заставляйте ждать других.
УЧИТЕСЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ. Случается ли, что вы мешкаете, оттягивая время, а потом начинаете собираться в последнюю минуту? Пытаетесь ли вы совершить слишком много дел в короткий срок, вгоняя себя в жесткий график? Тогда вам будет полезно вспомнить: «Всему свое время». Отведя для каждого дела «свое время», вы сможете упорядочить свою жизнь и никогда не опаздывать.
Как бороться с опозданиями учеников. Кнут или пряник?
Кнутом или пряником: как бороться с опозданиями учеников?
Каждому учителю знакома ситуация: урок давно начался, дверь открывается, и на пороге появляется опоздавший ученик: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?». Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ученики поневоле отвлекаются, учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает. Стоит ли говорит о том, как подрывают такие опоздания общую дисциплину!
Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания приобрели хроническую форму. Одни ученики задерживаются по уважительной причине (сломался автобус, был в поликлинике), другие просто не умеют грамотно управлять личным временем, а третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учебе. Поэтому и методы борьбы с «похитителями времени» у каждого педагога свои.
Кто-то из наставников более лоялен, а кто-то категорично не приемлет опозданий на свои уроки. Одни педагоги ограничиваются предупреждением, соответствующей записью в дневнике, индивидуальной беседой после урока, звонком родителям. Другие для обучения пунктуальности используют «педагогический кнут»: опоздавшего не пускают в класс, отправляя «на ковер» к классному руководителю или завучу, заставляют приносить извинения перед всем классом, оставляют заниматься дополнительно после уроков.
Как показывает практика, такие подходы в некоторой степени дисциплинируют школьников, но особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание. Предлагаем педагогам несколько альтернативных способов борьбы с опозданиями учеников.
В поисках потерянного времени
Итак, вы решительно настроились на борьбу с непунктуальностью своих воспитанников. Психологи советуют в этом случае использовать метод пряника – повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины.
Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации.
А может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать свое время. В беседе с учеником задавайте ему много мелких наводящих вопросов. Во сколько ты просыпаешься? Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание, сборы, дорога в школу? Анализируйте каждое его действие буквально по минутам! В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдете правильное решение проблемы.
Договариваемся, мотивируем, поощряем
Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!
Повышайте мотивацию учеников! Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.
Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учебы указывают при поступлении в университет или на работу.
В помощь – психология и юмор!
Используйте следующий психологический прием. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.
Подойдете к решению проблемы с юмором! Фотографии учеников, которые не отличаются пунктуальностью, размещайте в школьной или классной стенгазете. Кому же добровольно захочется там красоваться? «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д.
И еще несколько «пряников»
Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает!
В начальной школе эффективно действует размещенная в классном уголке таблица «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно фиксируются опоздания детей. Для старшеклассников заведите журнал опозданий (с указанием причин), он станет отличным помощником классному руководителю в борьбе за дисциплину.
В некоторых школах практикуют следующий метод: в дневниках опоздавших проставляется штамп «Опоздал на первый урок», а после получения трех таких отметок – добро пожаловать с родителями на Совет профилактики.
Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учебу вовремя.
Как видим, в борьбе с опозданиями учеников не обязательно сразу же хвататься за «кнут», когда есть столько рецептов «пряников». Вооружитесь ими: станьте примером дисциплинированности для учеников, мотивируйте «похитителей времени», поощряйте пунктуальных! Желаем вам успехов!
Ученик опаздывает на первые уроки
Причины
Сложности с утренним пробуждением часто становятся причинами опаздывания в школу
Очень важно вовремя выявить причины, по которым малыш систематически или периодически опаздывает, и начать бороться с ними еще в детском возрасте.
На самом деле причин, по которым ребенок не вовремя приходит на первый урок может быть много, давайте рассмотрим основные из них.
Ребенка могут обижать в школе. Именно поэтому он боится туда отправляться, оттягивает выход из дома.
Пути решения проблемы
Школа должна принимать непосредственное участие в борьбе с регулярными опозданиями учащихся. В первую очередь рекомендуется начинать уроки раньше. Однако на первом занятии учебного дня первые минуты лучше посвятить викторинам, конкурсам, тестированию, играм, зарядке. За участие в них школьников нужно поощрять. Такое начало учебного дня придется по душе каждому учащемуся. За это время дети смогут окончательно проснуться, взбодриться и подготовиться на рабочий лад. Чтобы в итоге заработать больше баллов за участие в утреннем мероприятии, школьники будут всячески стараться не пропускать и не опаздывать на занятия.
Куда более рациональным был бы запрет пропуска опоздавшего на урок. Если школьник не вовремя приходит на занятие, то он его ненамеренно срывает. Класс отвлекается, преподаватель вынужден выслушивать очередные россказни непунктуального подопечного, тратится общее время на изучение или повторение материала.
С другой стороны, закон запрещает выставлять учеников на улицу или за дверь кабинета, чтобы тот до перемены не бегал по коридору и мешал остальным классам. Здесь на помощь может прийти школьная библиотека. Но и в этом случае есть ряд противоречий и недостатков. Опоздавший ученик может громко себя вести в читальном зале, мешая подготовке других учеников. Да и школьные библиотеки зачастую открываются не раньше 9.00 часов. Так что такой вариант реалистичен только с правильной подачи директора и завуча по воспитательной работе учебного заведения.
Но самым суровым для школьников наказанием было бы ограничение пользования мобильными телефонами и гаджетами в стенах школы. Многие ученики не могут вовремя оторваться от любимой игры или переписки с другом, из-за этого опаздывают на занятия, якобы есть дела поважнее.
Сопротивление ребенка
Иногда родители напрасно думают, что дети опаздывают из вредности или потому, что им все равно, как они живут — получают выговор от учителей, приносят «двойки», пропускают важные события в жизни. Если ребенок не страдает от последствий психологической травмы и его подростковый возраст протекает относительно спокойно, то причины патологических опозданий кроются не в равнодушии к себе.
Часто опоздания свидетельствуют о внутреннем сопротивлении деятельности, которой вынужден заниматься ребенок. Когда речь идет о школе — ученик категорически не хочет туда ходить, у него нет друзей, учителя его не понимают и не уважают — то, почти в ста процентах случаях, он не будет приходить на уроки вовремя. Таким образом детская психика защищается от нагрузки, которая не идет на пользу, а наоборот, вредит. Данная ситуация усугубляется, если ребенок не делится своими проблемами с близкими людьми. Если бы он могу рассказать родителям о том, почему не хочет ходить в школу, и они помогли бы ему справиться с проблемами, то, сопротивление бы исчезло и опоздания прекратились.
В детстве родители записали меня в класс по вокалу. Чем больше я посещала его, тем меньше становилось у меня желания заниматься пением. Во-первых, я изначально не испытывала большой страсти к песням и выступлениям. Видеть во мне «звезду» хотели мать и отец. Во-вторых, педагог засовывала пальцы мне в рот, чтобы «поставить» его правильную форму. Скорее всего, данный случай травмировал мою детскую психику, потому что, после него, я каждый раз испытывала рвотный рефлекс, когда мне приходилось думать о занятиях по вокалу. Чтобы находиться там как можно меньше, я стала опаздывать регулярно — специально ложилась поздно спать, чтобы не проснуться вовремя, «случайно» пачкала всю одежду, чтобы на завтра мне не в чем было идти, делала уроки, срочные дела, которые позволяли задержаться дома хотя бы на полчаса. Став старше, я начала просто прогуливать занятия по вокалу. Когда об этом узнали родители, был страшный скандал и отношения с ними очень испортились. Обучение я так и не закончила. Только теперь я понимаю, что причиной моих постоянных опозданий, с которыми вечно боролась мать — было сильнейшее сопротивление делу, которым я не хотела заниматься. Поэтому, когда я вижу, что мои дети не могут куда-то вовремя прийти, я думаю о том, почему им на самом деле не хочется этого делать.
Рекомендации
Если ваш ребенок опаздывает в школу, возможно причина не только в нем. Некоторые родители и сами могут постоянно злоупотреблять своим временем
Задумайтесь, может и вы опаздываете на работу и уже давно пришло время это изменить в своей жизни, тем более вы видите, как ваше поведение влияет на поведение чада.
Важно соблюдать режим дня. Чем раньше вы приучите малыша ложиться спать в одно и то же время, кушать, бодрствовать, тем легче ему будет приучить себя к пунктуальности, и вовремя отправляться в школу.
Готовьте ребенка с вечера, собирайте портфель, проверяйте наличие чистой выглаженной одежды, почищенной обуви
Убедитесь в том, что он сделал все свои утренние дела с вечера.
Мой сын по утрам ухаживает за своими питомцами: кормит кота, улитку, муравьев. Эти действия он не может совершить с вечера. Именно поэтому просыпается заранее, чтобы вовремя выйти в школу.
Рекомендации
Если ваш ребенок опаздывает в школу, возможно причина не только в нем. Некоторые родители и сами могут постоянно злоупотреблять своим временем
Задумайтесь, может и вы опаздываете на работу и уже давно пришло время это изменить в своей жизни, тем более вы видите, как ваше поведение влияет на поведение чада.
Важно соблюдать режим дня. Чем раньше вы приучите малыша ложиться спать в одно и то же время, кушать, бодрствовать, тем легче ему будет приучить себя к пунктуальности, и вовремя отправляться в школу.
Готовьте ребенка с вечера, собирайте портфель, проверяйте наличие чистой выглаженной одежды, почищенной обуви
Убедитесь в том, что он сделал все свои утренние дела с вечера.
Часто своевременное отправление в школу стимулирует договоренность с другим одноклассником идти вместе.
Развивайте в малыше ощущение времени. Пусть сам расписывает по минутам свои действия, рассчитывает, во сколько ему вставать и выходить. Приучайте все выполнять быстро, не раскачиваясь. Можете преподнести ребенку песочные часы или секундомер. Пусть он выполняет какие-то действия, засекая время.
Воспользуйтесь визуализацией. Возможно, ребенку будет более понятным, если вы изобразите на листке бумаги план его утренних действий в виде круга, разделенного на секторы. Покажите, сколько времени он тратит на подъем, личную гигиену, зарядку, на одевание, завтрак и дорогу до школы
Акцентируйте его внимание на то, что, потратив больше времени в одном из секторов, он не успеет выполнить остальные назначенные планы.
Малыш может опаздывать в школу, если видит, как члены его семьи продолжают спать, никуда не торопятся. Помните, что детям нужен пример для подражания
Поэтому такое поведение недопустимо.
Чтоб ребенку было легче подниматься с постели по утрам, готовьте ему вкусное, его любимое блюдо на завтрак.
Если причина трудного подъема кроется в позднем отправлении к ночному сну, измените эту ситуацию.
Внимательно понаблюдайте за ребенком, возможно, он опаздывает не ежедневно, а только в определенные дни. В таком случае проблема может крыться в нелюбимом предмете. Тут нельзя опускать руки и пускать все на самотек, нужно выяснить из-за чего у ребенка возникла неприязнь, при необходимости поговорить с педагогом или нанять репетитора.
Объясняйте своему чаду, что такие действия показывают на его невоспитанность, так он позорит и себя, и своих родных.
Ребенку можно выставлять будильники. Это может быть сигнал не только о подъеме с кровати, но и о завтраке, начале одевания, о выходе в школу.
Если в вашем случае имеет место причина психологического характера, то вероятно не обойтись без помощи психолога.
Как видите причин, по которым дети могут опаздывать несколько. Чтобы определиться с методом решения сложившейся ситуации, желательно вовремя их выявлять. Не забывайте о том, что ребенка нужно приучать к пунктуальности, начиная еще с ранних лет, а также к соблюдению дневного распорядка.
Сонник — Урок
Если вам приснилось, что вы ученик и слушаете урок: значит, наяву вам непреодолимо хочется снять с себя тяжкий груз ответственности за судьбы других хотя бы на короткое время. Что ж, вы вполне можете себе это позволить. Поверьте, ничего страшного ни с кем из ваших подопечных не произойдет, мало того, людей надо приучать к самостоятельности, иначе их жизнеспособность и жизнестойкость атрофируются за ненадобностью. Поймите, что, взваливая на себя проблемы других, вы оказываете им плохую услугу, ведь таких добрых самаритян, как вы, не так уж много, и шанс встречать их постоянно на жизненном пути у кого бы то ни было невелик. Если вы хотите добра людям, зависящим от вас, перестаньте создавать им тепличные условия и приучайте их мало-помалу к горькой правде жизни. Если вы сами ведете урок и, глядя в класс, видите заинтересованные лица учеников: наяву вам не хватает самостоятельности и вы согласны на все, чтобы обрести большую свободу действий. Свобода хороша, когда она оправданна. Уверены ли вы в том, что обладаете в достаточной степени качествами, необходимыми лидеру? Справитесь ли вы с ответственным делом? Хватит ли у вас сил и терпения довести порученное вам дело до логического завершения и сделать это по возможности с наименьшими затратами и с большой эффективностью? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, дерзайте. Но если у вас появились даже малейшие сомнения, ваше время действовать еще не настало и вам следует подождать более подходящего момента. Если вы присутствуете на уроке в качестве наблюдателя, а в роли преподавателя знакомый вам человек: довольно скоро у вас с человеком, фигурирующим в сновидении, возникнет серьезный конфликт. Причиной послужит ваше раздражение его менторскими замашками. Вам кажется, что он слишком много берет на себя, хотя для этого у него нет никаких оснований. Может быть, вы и правы в своих оценках этого человека, но может оказаться и так, что вы просто завидуете. Для начала определите для себя природу чувств к нему и только потом выясняйте отношения.
Права и обязанности родителей: основные заблуждения
Непосредственно с текстами законов знакомы не все мамы и папы, поэтому в отношении родительских прав и обязанностей существуют определенные мифы. На некоторых из них мы остановимся подробнее. Тем более родители зачастую путают права и обязанности – не только свои, но и педагогов, и директора учебной организации. Такая неосведомленность порождает множество конфликтов.
Выбор формы обучения
Кто-то хочет перевести ребенка на семейное обучение, но всерьез полагает, что это разрешено лишь тем, кто не может посещать школу по состоянию здоровья. Этот миф активно продвигают некоторые директора, т. к. боятся лишних вопросов из управления образования: мол, почему это у вас дети активно бегут из школы, неужели есть какие-то проблемы. На самом деле ст. 44 273-го ФЗ позволяет выбрать семейную форму обучения абсолютно любому ребенку. И точно так же в любой момент он может вернуться в школу.
Посещение уроков и контроль за выставлением оценок
Родители хотят побывать на уроке в классе, где учится их ребенок. Но учитель отказывает в этой просьбе. В действительности присутствовать на занятиях можно, поскольку право родителей – знать методику преподавания, технологию обучения и оценки своего ребенка (ст. 44 273-го ФЗ). А вот оценки других учеников вам никто не сообщит, так как это будет нарушением закона о персональных данных. И план урока преподаватель показывать родителям учеников не обязан. Кроме того, мамам и папам нельзя будет увидеть написанную их ребенком ВПР, поскольку это запрещено во избежание распространения информации о проверочных работах, разработанных на всероссийском уровне.
Выбор учителей и классов
Многие мамы и папы бывают недовольны распределением детей по классам. Кому-то не нравится новый классный руководитель или учителя-предметники, кто-то расстроен тем, что ребенок не попал в один коллектив с друзьями или детсадовскими одногруппниками. И возмущенные родители идут к директору писать заявление о переводе ребенка. На самом деле право школьной администрации – составлять списки детей по классам и назначать педагогов. Точно так же, как и разработка и утверждение образовательной программы – прерогатива школы. Родители не могут повлиять на это.
✓ Помните о своих особенностях
Каких людей считают самыми пунктуальными? Речь идет о тех, кто привык держать все под собственным тотальным контролем. Основой этого убеждения является развитое чувство тревожности. Пунктуальные люди приходят минут на 10-15 раньше, потому что это дарит им спокойствие. Подобная тревожность свойственна и детям
Наиболее ярко выражена она перед каким-либо важным событием, когда ребенок просыпается по много раз за ночь, ожидая наступления того самого важного дня
Опоздания, напротив, свойственны всем. Слишком тревожные граждане задерживаются, потому что начинают метаться перед выходом, а чересчур беспечные не видят в этом что-то зазорное. Каждый человек может приучить себя приходить без опозданий. Поговорите с ребенком, чтобы вместе выяснить, какая проблема мешает именно ему. У малыша должны установиться прочные причинно-следственные связи между процессом его утренних сборов и причиной опозданий. «Почему я опаздываю? Я слишком медленно собираюсь или не замечаю, как трачу время в соцсетях?».
Подросток всюду опаздывает – как остановить это?
Когда подростки постоянно опаздывают — на уроки, важные мероприятия, к репетиторам — это доставляет неудобства родителям. Почему дети страдают меньше от своих опозданий, нежели взрослые? Возможно, по той причине, что мать и отец испытывают чувства стыда или вины, когда понимают, что подростки не способны приходить вовремя.
Систематические опоздания приносят много проблем детям — их ругают учителя, они пропускают новый материал, друзья могут начать посмеиваться над ними. Однако, наличие жизненных трудностей не всегда заставляет ребенка подросткового возраста пересмотреть свои привычки и сделать что-либо для того, чтобы перестать опаздывать.
Опоздания подростков — одна из распространенных проблем в семье между детьми и родителями. Ее последствия портят отношения между ними, которые не всегда можно быстро и легко наладить. Хорошо, если родители понимают, что стать ближе своему ребенку, быть для него авторитетом, человеком, к словам которого тот станет прислушиваться — можно не только с помощью нравоучений и жесткого воспитания.
Наладить отношения в семье и помочь ребенку побороть вредную привычку опаздывать, в том числе, можно, если откровенно разговаривать с детьми, делиться с ними своими историями из жизни, играть в семейные игры — например, психологические, социальные, игры Hasbro, монополия. Последняя была выпущена 5 ноября и помогает не только сформировать у ребенка хватку бизнесмена, но, также, сближает всех членов семьи.
Сближение детей и родителей — очень важная составляющая в воспитании и взаимодействии. Ведь, ребенок не послушает человека — мать или отца — когда тот учит его чему-то, если не испытывает доверия, уважения, теплых чувств.
Для подростков такое поведение особенно актуально. Когда они не находят поддержки в семье, то отправляются за ней к друзьям — сверстникам, одноклассникам, старшим товарищам. Что делать, если опоздания ребенка не только доставляют неудобства, но начинают портить жизненные планы всех членов семьи? Как понять психологические причины опоздания у ребенка, если он растет скрытным, молчаливым, недоверчивым? Ответы и рекомендации родителям в данной статье.
Психотип опаздывающего ученика
Психологи уверяют, что школьник, который постоянно опаздывает, испытывает какие-то внутренние страхи и пытается чего-то избежать. Одним тяжело дается общение с одноклассниками, поэтому они стараются прийти точно к звонку на урок, но не всегда это получается. Другие плохо готовы к занятию, поэтому опозданием надеяться, что класс уже прошел «неудобную» тему или решил самые сложные примеры.
Родителям всегда ставится задача своевременного определения вероятных причин конфликта в школе, в том числе и бесконечных опозданий. Но если мама и папа постоянно заняты и работают допоздна, то им тяжело справиться с этой проблемой. Тогда на выручку может прийти школьный психолог. Однако к разговору с ним ребенка лучше подготовить заранее, заверив, что ничего страшного не произойдет. Иначе последует защитная реакция и категорический отказ от встречи.
Что говорит закон
При перечислении всех родительских прав и обязанностей надежней всего обратиться к законодательным документам.
В ст. 44 названы следующие права родителей (законных представителей):
В ст. 45 этого же ФЗ перечислены такие права родителей:
В ст. 44 этого же документа обозначены обязанности родителей (законных представителей):
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
В ст. 63 четко сказано о правах и обязанностях родителей:
В ст. 64 упомянуты обязанности родителей оберегать права и интересы ребенка при условии их общности со своими (в противном случае органы опеки выделяют ребенку собственного представителя).
В ст. 65 сказано, что родители имеют право рассчитывать на получение педагогической, юридической, психологической, медицинской и социальной помощи от государства.
Подростки и опоздания
Родителям приходится очень сложно, когда они наблюдают, что подростки не стремятся быть пунктуальными. Почему дети опаздывают?
Если речь идет о подростке, то, возможно, опоздания — это один из способов показать родителям, что он уже большой и не желает жить по правилам, принятым в семье. Что делать родителям?
Во-первых, признать право ребенка начинать «новую, взрослую жизнь». Сделать это нужно так, чтобы он понял, что он взрослеет не благодаря тому, что может нарушать режим — например, опаздывать — а благодаря тому, что стал умнее, с ним можно обсудить некоторые взрослые проблемы, положиться на него, попросить помощи и поддержки
Если ребенок почувствует важность в семье, то ему не придется «доказывать» свою самостоятельность по типу «Я взрослый. Хочу — опаздываю, хочу — нет».
Во-вторых, родители, прежде чем требовать от детей пунктуальности, должны сами демонстрировать ее.
В-третьих, у ребенка дома должны быть созданы такие условия, чтобы ничто не мешало ему вовремя собраться.
И, в-четвертых, режим дня подростка должен позволять ему высыпаться и чувствовать себя бодрым и здоровым.
✓ Ориентируйтесь на звонок
Если вы имеете дело с вдумчивой копушей, то решить проблему поможет многократный повтор на будильнике
Сконцентрируйте внимание малыша на том, что с момента подъема до выхода из дома сигнал будильника должен проиграть не более пяти раз, например. Приучите чадо вставать при первом звонке, при втором — выходить из ванной комнаты, на третий — завтракать, на четвертый — одеваться, на последнем — выходить
Это гораздо удобнее, чем постоянное поторапливание. Школьник постарше может взбодрить себя энергичной музыкой, начиная совершать действия ей в такт.
Бывают и торопыжки, не способные выскочить из дома за 5-7 минут. При этом они забывают сменную обувь, рюкзак и другие важные вещи
Им важно объяснить, что лучше выделить себе чуть больше времени и собраться как положено
Ответственные дети любят играть в пунктуальность. Они до минуты знают, когда и какие действия должны совершать. Азарт к самостоятельному контролю ситуации появляется обычно к 10-12 годам.