Подросток отказывается идти в школу что делать
Ребенок не хочет идти в школу, что делать? Отвечает психолог
Важно понять причины. Они могут быть разными. Одни проявляются на определенном этапе обучения или у детей одного возраста, другие могут возникнуть в любое время, причем как у первоклассника, так и старшего школьника.
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:
1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.
В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.
Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог. Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче. Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.
2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.
3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.
Первоклассник не любит школу
Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:
— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,
— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,
— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,
— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.
Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.
Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться.
Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.
На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»).
Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.
Подросток отказывается учиться
Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.
Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.
Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.
С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.
Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».
Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой.
Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.
Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно. Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества.
Подросток отказывается идти в школу: что делать родителям
Ребенок по своей природе готов к познавательной деятельности. Но иногда случается, что подросток, который с удовольствием посещал начальные классы, переходя в среднее звено (6-7 класс), отказывается учиться. С утра он встает сонный, замученный, сердитый, не делает уроки. Постепенно становится рассеянным, не запоминает информацию. Родителям зачастую кажется, что их ребенок просто ленится, и надо бы его поругать за это, ведь он должен старательно учиться. На самом деле причины такого поведения могут быть разными, и родным сперва стоит разобраться, почему у подростка пропала мотивация к учебе. Как это сделать, рассказывает психолог семейного центра «Доверие» Марина Данилова.
«Села батарейка»
Одна из самых простых причин — у подростка попросту «сели батарейки». Другими словами, он находится не в ресурсном состоянии. Когда мы находимся в ресурсе, мы чувствуем себя наполненными и живыми. Нам все нравится, мы довольны жизнью и собой. Большое количество уроков, разные учителя, постоянные наставления родителей отнимают больше сил, чем нам может показаться со стороны. А порой все это подрывает веру в собственные способности и возможности.
«Важно обучать ребенка приемам, которые научат его вовремя подзаряжаться и смотреть на возникающие сложности по-новому, а также находить в себе сильные стороны, на которые можно опереться. И, конечно, родителям важно поддерживать ребенка, говорить о том, что они в случае чего всегда придут на помощь», — объясняет психолог.
Хвалите своего ребенка
Очень важно обращать внимание на слова, которые мы говорим своим детям. Вселяем ли в них уверенность или беспомощность, недоверие к взрослым. Дети всегда готовы на подвиги. Поэтому лучше поддержите их, даже если видите, что у ребенка где-то не получается и вам кажется, что он недостаточно постарался.
«Дети чувствуют наше настроение, считывают невербальные проявление наших эмоций и престают верить в себя, в свои силы, возможности. Все потому, что родители — это те люди, которые могут либо наполнить детей силой, желанием идти вперед, либо опустошить. Хвалите своих детей, находите, за что можете похвалить, делайте акцент на хорошем», — советует Марина Данилова.
Учитывайте гормональные перестройки
Поскольку в этот период у ребенка начинается переходный возраст, нельзя сбрасывать со счетов гормональную перестройку. В этот период происходит интенсивный рост и изменение тела. Все системы организма претерпевают изменения.
«Ребята переживают, что на лице и на теле появляются прыщи. В зеркале отражение кажется некрасивым, девочки стесняются роста молочных желез. В этом случае сыну или дочери можно посоветовать специальную литературу, различные энциклопедии, в которых детям доступно объясняется, что происходит с их организмом во время подросткового периода. Кроме этого, я часто рекомендую посетить эндокринолога, чтобы исключить заболевания щитовидной железы, так как эмоциональные качели могут быть следствием заболевания», — говорит психолог.
Организуйте досуг
В средней школе у ребенка уменьшается количество личного времени для любимых занятий. Нагрузка велика: появляются новые школьные предметы, задают много домашних заданий, школьник становится во многом автономным. Школьную систему не изменить, а вот организовать режим и свободное от учебы время нам по силам.
«Предложите ребенку завести новое хобби. Например, занятия альтернативными видами музыки, необычные виды спорта, арт-терапия и т. д. Возможно, ваш ребенок захочет попробовать себя в роли волонтера, например, помогать в приюте для животных или собирать макулатуру. Хорошо бы и родителям присоединиться. Старайтесь проводить совместно время и искренне интересоваться делами ребенка», — объясняет психолог.
Станьте для своего ребенка другом
В средней и старшей школе дети могут столкнуться с буллингом. Кроме насмешек, психологического насилия, травля может привести и к более серьезным последствиям. Поэтому родителю важно обращать внимание на изменения в поведении, которые могут указывать на травлю, и как можно скорее отреагировать.
«Изменения в поведении ребенка, которые могут указывать на буллинг: ребенок резко теряет интерес к школе, он все время грустный, подавленный, замкнутый, плаксивый. У него нарушается сон, а также появляются следы насилия (синяки, испорченные вещи). Ребенок начинает просить больше денег, может начать воровать. Отказывается разговаривать на неудобные темы. В таких случаях нужно доверительно поговорить с сыном или дочкой, при необходимости — обратиться к школьному учителю», — советует Марина Данилова.
Причин, по которым ребенок не желает учиться, может быть намного больше, чем здесь перечислено. Главное в семейных отношениях — выстроить доверительные взаимоотношения с ребенком, уметь его услышать. Это необходимо для того, чтобы помочь справиться с трудностями или не дать им появиться вовсе.
Если вы понимаете, что зашли в тупик и найти общий язык с ребенком не получается, обращайтесь за помощью в столичные семейные центры. Достаточно оставить обращение на портале «Мой семейный центр», и специалисты свяжутся с вами в течение одного рабочего дня.
Что делать, если ваш ребенок не хочет ходить в школу: советы специалиста столичного семейного центра
В семейный центр «Печатники» нередко обращаются родители с вопросами: «Почему мой ребенок идет в школу, как на каторгу?», «Что делать, если дочь никак не хочет просыпаться к первому уроку?», «Утренние сборы на учебу превращаются в скандал. В чем проблема?». Разобраться в ситуации поможет специалист по социальной работе семейного центра «Печатники» Мария Гришина.
Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу, капризничает и не хочет просыпаться по утрам. Невыученные уроки, контроль родителей, плохие оценки, недовольство учителей и, как результат, нервный срыв у школьника и его родителей. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.
Вот несколько причин детского нежелания учиться:
И это всего лишь несколько распространенных причин нежелания ребенка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае надо не бояться обращаться к психологу в школе либо в другом учреждении —— например, в столичных семейных центрах, где всегда готовы провести консультацию для таких детей.
Как помочь ребенку самостоятельно
Начальная школа
Первоклассники, как правило, боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно, им будут ставить плохие оценки.
Что делать родителям:
Средняя школа
Школьники постарше (10–14 лет), как правило, чаще всего не хотят идти в школу по причине каких-либо конфликтов со сверстниками или учителями. Именно на этом этапе начала подросткового возраста у ребенка проявляются первые яркие черты характера. В связи с этим ему довольно трудно сделать внутренний выбор между собственными желаниями, мнениями, порывами и мнением взрослых, учителей или группы своих ровесников, что и порождает те или иные конфликтные ситуации.
Что делать родителям:
Самое главное ― помните, что для каждого ребенка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к его неприятностям. Также важно помнить, что невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и в первую очередь здоровыми и счастливыми!
Здесь помогут!
Не бывает безвыходных ситуаций. В случае если семье с детьми необходима помощь, вы можете записаться на онлайн-прием к психологам через портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Рекомендации родителям «Подросток не хочет учиться: что делать?
Рекомендации родителям «Подросток не хочет учиться: что делать? Как мотивировать к учёбе»
Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?
Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
Почему подростки не хотят учиться?
«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.
Заставить или мотивировать?
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения, учащихся к продуктивной учебной деятельности.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
И в школе, и дома говорят: «Не сдашь тестирование – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.
В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас на тестировании. Многим подросткам знакома такая ситуация.
Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».
Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:
Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»
Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».
Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.
Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?
Методы мотивации к учёбе
Если подросток не хочет учиться, и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.
5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.
Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.
Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Что делать, если подросток не хочет в школу и просит оставить его дома?
Дети могут греть градусники, могут говорить про больной живот или плакать. А могут прямо просить оставить их дома, потому что в школу идти они не хотят. Первый раз прощается, второй раз запрещается. А если запрет не действует и приводит к манипуляциям? Что может быть причиной такого поведения и как поговорить с ребенком, рассказывает психолог Антонина Балашова.
Вопрос. Моя дочь учится в 8-м классе. Часто просит освободить ее от школы. Иногда позволяю ей пропустить один день, но в последнее время она просит об этом все чаще; я отказываю. В ответ она угрожает сделать с собой что-нибудь — это очень страшно, не знаю, как себя вести. Уступать нельзя, а не уступать страшно. Подскажите, пожалуйста, логичный довод, чтобы отказать ей в таких просьбах.
Ответ. Многие родители школьников сталкиваются с подобной проблемой, когда ребенок вдруг сообщает, что не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения у подростка могут быть самыми различными. Каждый случай очень индивидуален, поэтому необходимо разобраться в причинах, из-за которых сын или дочка отказывается посещать школу. Нежелание посещать уроки скрывает под собой что-то большее, чем просто недостаток мотивации, а что конкретно — нужно понять.
1. Общение со сверстниками
К 12–13 годам снижение мотивации к учебе вполне закономерно. Общение со сверстниками становится более значимой деятельностью для ребенка и часто становится основной мотивацией посещения учебного заведения. Отсюда — систематическое нежелание ходить в школу может быть тревожным симптомом наличия у ребенка проблем в этой сфере.
Уточните, не было ли у ребенка конфликтов с одноклассниками, серьезных ссор и других неприятных ситуаций. Возможно, ребенок не может найти общего языка со сверстниками, подвергается насмешкам или издевательствам.
2. Конфликт с преподавателем
У подростков часто возникают конфликты и недопонимания с педагогами — это тоже может быть причиной отказа посещать школу. Важно выяснить, не столкнулся ли ребенок со школьным буллингом, не пустить ситуацию на самотёк.
3. Семейные ссоры
Обратите внимание, когда именно возникло нежелание посещать школу. Возможно, в это время происходили перемены в семье, которые могли повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Ссоры, конфликты и прочие семейные неурядицы мешают сосредотачиваться на учебе, друзьях и любимых увлечениях.
«Если я не беру трубку — мне конец». Монологи подростков о тотальном контроле со стороны родителей
Очень важно внимательно отнестись ко всем переменам в поведении ребенка. Апатия, потеря всех интересов, постоянно подавленное настроение и фразы о суициде — это серьезные звоночки эмоционального неблагополучия. Даже если вам кажется, что ребенок говорит о самоубийстве, чтобы шантажировать вас. Даже если он действительно хочет чего-то добиться от вас таким поведением, ни в коем случае нельзя это игнорировать и оставлять как есть.
К любым словам ребенка или подростка, касающимся самоубийства, нужно относиться максимально внимательно. Он может пытаться показать, что ему одиноко, не на кого опереться, он не чувствует себя любимым и нужным.
Шаг первый — разговор
Возможен лишь в том случае, когда вы с ребенком находитесь в доверительных отношениях и он может поделиться с вами своими переживаниями. Если вы понимаете, что ваши отношения носят формальный характер, вы не сможете удержаться от обвинений, упреков и обесценивания детских переживаний, тогда нужно обращаться к специалисту-психологу или психотерапевту.
Спросите, что его беспокоит, что больше всего пугает, когда это началось. Используйте «я-высказывания»: «Мне кажется, тебя что-то тревожит», «Я беспокоюсь о том, что у тебя, возможно, какие-то проблемы в школе», «Мне бы хотелось помочь тебе».
Не обвиняйте, не критикуйте и не срывайтесь на ребенка. Не стоит обзывать его лентяем, угрожать и наказывать
Если вы просто силой заставите его идти в школу, это не решит проблему. Человек должен чувствовать, что вы понимаете его и не упрекаете, а хотите помочь.
Шаг второй — решение конфликта «извне»
Определившись с причиной, можно действовать дальше. Если конфликт случился в школе — это разговоры с педагогами, школьным психологом, директором. Помогайте ребенку конструктивно решать вопрос, всегда оставаясь на его стороне. Иногда единственным выходом является смена класса или школы. Ему банально может быть неинтересно на каких-то предметах, потому что их плохо и скучно объясняют.
6 фраз, с которых точно начнётся скандал с подростком
Если вы пришли к выводу, что ребенку недостает каких-то внутренних ресурсов и коммуникативных навыков — работайте над этим вопросом: знакомьте ребенка с элементами психологических знаний, обсуждайте книги и фильмы; возможно, нелишней будет работа с психологом или посещение личностных тренингов для подростков.
Иногда нужно пересмотреть свои родительские взгляды на учебу ребенка. Возможно, ваши требования слишком высоки и ребенок просто не справляется с нагрузкой. Иногда школьный невроз развивается от непосильных требований и ожиданий взрослых. Очень важно за учебными успехами или неудачами не переставать видеть личность подростка.
Из любой ситуации вы обязательно найдете выход вместе (и только вместе!). А вот оставлять ребенка в переходном возрасте без родительской помощи и поддержки очень опасно для его неокрепшей психики.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).