Подростку ничего не интересно что делать

Статьи для р о дителей

Подростку ничего не интересно что делать

Причина 1. Ребенок специально отрицает все, что предлагают родители, чтобы самому найти то, что ему подходит

10–14 лет — тот самый переходный период, когда ребенок из маминой конфетки и папиной гордости превращается в подростка. Быть подростком — настоящее испытание на прочность. Ты меняешься, отношения с приятелями усложняются, родители бесят. Рушатся опоры: тем, кем я был, я оставаться не могу, но и стать тем, кем я хочу быть, пока тоже не получается.

Детей штормит не только в период пубертата, но и до него. И одно из проявлений такого состояния — подростковый бунт, бессмысленный и беспощадный (то есть протест против всего просто ради протеста). Мама хочет, чтоб я ходил в кружок программирования? А вот назло не буду туда ходить. Любые предложения родителей отметаются только потому, что они исходят от родителей.

Что делать

Перестать диктовать свою родительскую волю и предложить ребенку обсудить на равных: чего же ему все-таки хочется. Иногда родители сами перекрывают возможность диалога, поскольку относятся к интересам ребенка пренебрежительно и навязывают собственное видение будущего.

Подростки отлично понимают, что если у них прав — как у детей, а требований — как у взрослых, это несправедливо. Примите как факт, что вы больше не можете заявлять «потому что я так сказал», не обсуждая ничего с ребенком. Ищите компромиссы, учитесь слушать детей и воспринимать их всерьез. Так вы быстрее и проще проскочите бунтарский период.

Подростку ничего не интересно что делать

клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Важно именно мягко и дружелюбно говорить с ребенком, не скатываясь в нравоучения или панибратство.

Используйте «я-сообщения» — начинайте с себя, а не с ребенка. Например: «Я заметил, что за этот месяц ты ни разу не ходил гулять с Васей и Сашей и совсем забросил музыку. Я начинаю переживать, потому что не знаю, что с тобой происходит. Было бы здорово поговорить с тобой обо всем, что тебя волнует».

А вот бодрые указания вроде «Чего разленился, давай поднимайся, бегом делом заниматься» вряд ли приведут к диалогу с ребенком.

Причина 2. Ребенок слишком перегружен или, наоборот, недостаточно занят

Современные дети перегружены информацией гораздо больше, чем мы в их возрасте. У них школа, спортивная секция, два иностранных языка, репетитор и музыкалка. А еще — соцсети, челленджи и популярные блогеры, которых надо смотреть, чтобы не отстать от одноклассников. С одной стороны — разностороннее развитие, а с другой — ребенок может внезапно осознать, что просто устал от всего, и расхотеть делать что-либо вообще.

Особенно часто такое случается примерно в 8–9-м классе, когда появляются новые сложные уроки, на горизонте маячат экзамены, а ресурса на все не хватает.

Бывает и наоборот: ребенку, кроме школы, вообще делать нечего. Он смотрит на более успешных сверстников, у которых то концерт, то выставка, то олимпиада, и думает, что он не так хорош, как они. А значит, и стремиться некуда и незачем, и хотеть ничего не стоит.

Что делать

Обсудить с ребенком загрузку. Если на нем уже десяток курсов и репетиторов, он наверняка тянет это из последних сил. Отличники могут делать это и без жалоб, просто в силу привычки, но это не значит, что они не устают. Может, имеет смысл от чего-то отказаться — но только после того, как вы обсудите это с ребенком. Сконцентрируйтесь на важном и отложите на время все, что изучается не ради будущей профессии или мечты, а для общего развития.

Если у ребенка нет никакой дополнительной нагрузки, подумайте, что может ею стать. Не существует детей, которые не интересуются вообще ничем — чаще всего взрослые просто не знают о детских интересах или не считают их серьезными. Если вам действительно интересно, что увлекает ребенка, не ругайте его за то, что он сутки напролет сидит в сети, а спросите, каких блогеров он смотрит и какие подкасты слушает. Вас ждут удивительные открытия.

Подростку ничего не интересно что делать

клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Ребенку стоит давать время потупить в телефон или телевизор, как и всем взрослым. В какой мере ограничивать такое занятие — личное решение каждой семьи.

Другое дело, что важно искренне интересоваться своим ребенком, стараться понять, что за личность растет, какие у нее стремления, желания, интересы.

Такое живое внимание рано или поздно растопит любое, даже самое холодное, подростковое сердце — и тогда вы сможете действительно классно общаться.

Причина 3. У ребенка депрессия

Мы часто думаем, что депрессия — это проблема взрослых, но и подростков она настигает нередко. В некоторых случаях, например если ребенок сталкивается с буллингом в школе, имеет смысл проверить, не в депрессии ли он.

Отсутствие желаний — своеобразная защита от неприветливого внешнего мира. Ребенок замыкается в себе, не хочет ничем делиться и просто не в состоянии с энтузиазмом погружаться в учебу или хобби.

Что делать

Идти к психологу. В случае подтвержденной депрессии без помощи специалиста не обойтись. Но сначала попробуйте поговорить и выяснить, что вообще происходит в жизни ребенка — кроме его нежелания посещать кружки.

У депрессии много признаков. Стоит насторожиться, если ребенок стал ленивым и апатичным внезапно и прежние увлечения вдруг совсем перестали его интересовать. Нарушения сна, отказ видеться с друзьями, постоянные жалобы на неопределенные боли то тут, то там — все это тоже может быть симптомом депрессии.

Причина 4. Ребенок берет пример с апатичных взрослых

Вполне возможно, что ребенок ничего не хочет просто потому, что у него перед глазами есть подобный пример значимого взрослого. Допустим, папа пришел с работы, лег на диван, включил телевизор и на все просьбы — помочь сыну с уроками, поехать на выходных в гости — отвечает отказом и говорит, что устал. В этом случае ребенок просто копирует это поведение, потому что видит: это нормально.

Что делать

Если такие развлечения — точно не ваше, отвлекитесь от будущего ребенка и подумайте о своем профессиональном росте. Возможно, вашей карьере не повредит, если вы подтянете английский или пройдете тренинг по переговорам. Хороший пример так же заразителен, как дурной.

Подростку ничего не интересно что делать

клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Родителям важно расставлять приоритеты.

Бросить все и заниматься только ребенком — нерабочая идея. Подростку важно видеть перед собой пример взрослого, который умеет рулить своей жизнью, решать проблемы и успешен там, где ему это важно.

Шпаргалка родителям: что делать, если подросток ничего не хочет

И главное — всегда быть заодно с ребенком. Какой бы период он сейчас ни проживал, крепкое плечо и внимательное участие родителей обязательно помогут справиться с чем угодно.

Источник

Ребенок ничего не хочет. Что делать?

Подростку ничего не интересно что делать

Современные подростки удивляют своих родителей равнодушным отношением к миру

Подростку ничего не интересно что делать

Что делает ваш ребенок, когда ничего не хочет?

Наши дети не похожи на нас, поэтому мы обеспокоены. Но стоит ли волноваться?

* Если ребёнок сидит без движения, потерял аппетит, смотрит в одну точку, лежит с закрытыми глазами, отказывается от общения или ограничивается дежурными фразами – стоит бить тревогу. Особенно срочно нужно обратить внимание на подобное состояние, если оно не свойственно вашему ребенку, и совсем недавно ваш подросток был активным и общительным. Перечисленные признаки свидетельствуют о подростковой депрессии, которую нужно лечить.

* Если ваш ребенок проводит время за гаджетами, изредка «угукая» в ответ на ваши вопросы, сделал из комнаты столовую и полностью погрузился в Интернет, то, значит, там его что-то заинтересовало гораздо больше, чем окружающая действительность. Важно понять, что его привлекает и насколько это опасно для несформированной психики. Помните, что подростки воспринимают мир совершенно по-другому.

Подростку ничего не интересно что делать

Как вырастить ребёнка счастливым?

Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя. Как сделать так, чтобы твой ребенок вырос счастливым человеком?

Почему современные дети другие

Подростковый период называют временем «бурь и страстей» не зря: в течение нескольких лет происходит гормональная, физическая и психическая перестройка организма.

1. Формируется самосознание. Долгое время было хорошо и правильно то, что предлагали родители, но сейчас ребенок пытается понять сам: какой он, чего хочет, что ему нужно. Понять свои желания можно только при условии отказа от предложений других. Именно поэтому ребенку неинтересны предложения родителей, даже если они действительно стоящие.

Подростку ничего не интересно что делать

2. Подросток переживает нейрофизиологические изменения. Центр удовольствия явно смещается. Ему становится интересно что-то новое или, напротив, комфортно оставаться в привычном состоянии. Гаджеты и связанные с ними действия часто вызывают то самое удовольствие. Проблема в том, что погружение в иллюзорный мир может быть очень глубоким, так как клетки произвольности и контроля еще не полностью созрели. Существует опасность формирования зависимостей.

3. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Однако форма общения видоизменилась. Социальные сети, онлайн-игры, обмен фотографиями и видео, мессенджеры. Наши дети постоянно с кем-то на связи, а число неотвеченных сообщений может зашкалить, если телефон или планшет останутся без внимания в течение некоторого времени.

4. Подросток стремится к идеалу. Это связано с формированием самосознания, однако на пути самосовершенствования встает проблема заниженной самооценки. Наши дети в собственном восприятии недостаточно хороши. Это может подтверждать реальный мир. А Интернет позволяет им быть такими, какие они хотят быть: достаточно сменить аватарку, придумать новое имя, выдать желаемое за действительное и найти новых виртуальных друзей. Здесь можно найти единомышленников, не стесняться в выражениях, пожаловаться или рассказать что-то сокровенное. Хорошие девочки вдруг становятся плохими, а скромные мальчики – развязными героями. Это их тайный идеальный мир, возможность самовыражения, изучения себя нового.

Подростку ничего не интересно что делать

5. Подросток меняется внешне. Он пока не понял, хорошо это или плохо, но ему неуютно в обычной одежде и обуви, с прыщами на лице и сальными волосами. Подсознательно ему хочется спрятаться в привычном для него мире – собственной комнате и виртуальном окружении.

Как вернуть подростку вкус к реальной жизни

Собственно говоря, самого подростка устраивает его жизнь. В данный момент он хочет только одного: чтобы ему не мешали и не читали нотаций. Поэтому любые попытки взрослых рассказать о том, что это неправильно, не увенчаются успехом. Тем более бесполезно пытаться контролировать время использования гаджетов. Все это, за редким исключением, вызывает агрессию и обречено на провал.

Тем не менее, не нужно опускать руки, но и переходить на активные действия тоже не стоит. Помните, что вы имеете дело с подростком – почти существом с другой планеты, чей гормональный фон находится на грани взрыва, а ваши доводы не имеют для него смысла.

Подростку ничего не интересно что делать

5 способов сохранить хорошие отношения с подростком

Вам потребуется терпение, мудрость и любовь.

Шаг 1: постарайтесь понять. Первым делом нужно понять, чем занят подросток, когда «ничего не делает». (Важно исключить возможность депрессии). Нам нужно определить, что именно привлекает подростка: игры, общение, возможность самовыражения (пишет стихи, музыку).

Не шпионьте за ним, а войдите в его мир официально – через соцсети и список контактов. Посмотрите, что его интересует, что он «лайкает», комментирует, какие группы посещает. Все это создаст определенную картину его внутреннего мира.

Шаг 3: перенаправляйте часть его времени. Важно уважать подростка и разговаривать в ключе его жизни. Не кричите: «вынеси немедленно мусор» или «уберись в комнате», а измените тактику: «когда освободишься, найди время для уборки в комнате (прогулке с собакой, помощи бабушке и др)». Не запрещайте ему «ничего не делать», а заберите часть времени на нужные дела.

Шаг 4: найдите направление для его развития. Здесь также нужно обойтись без нотаций. Важно найти мотивацию для его обучения и развития. Например, предложите заняться своим внешним видом вместе с опытными тренерами из хорошего спортивного клуба. Можно найти мотив для занятий иностранным языком, информатикой, актерским искусством, вождением автомобиля.

Шаг 5: поддерживайте. Подросток постоянно нуждается в поддержке: одобрении, похвале, участии. Интересуйтесь его делами: обратите внимание на внешние изменения, предложите сменить гардероб, подвозите на занятия. Помните, что любое новое дело требует времени для привыкания.

В общении с подростком важен диалог. Не объявляйте войну гаджетам, а вступите в переговоры. Искусство дипломатии – довольно сложное, вам потребуется масса терпения. Но вы же любите своего ребенка? Значит, все получится.

Источник

Подростку ничего не интересно что делать

Иногда подросткам так и хочется крикнуть: «Да отстаньте вы от меня со своими профессиями, кружками, тренировками. Не хочу я ничего! Мне все одинаково неинтересно. Оставьте меня в покое». Если у ребенка пропал аппетит, он не хочет никого видеть и по утрам встает с кровати совсем без сил — это повод обратиться за помощью к специалисту. Если же это разовый протест, волноваться особо не о чем, но можно попробовать помочь.

Доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова подскажут, как это лучше сделать.

Задайте правильные вопросы

Первый вопрос: давно ли тебе ничего не хочется?

В какой момент ребенок понял, что его ничто не вдохновляет? Может, в памяти всплывет какое-то событие, слово или даже период в жизни. Если ему удастся вспомнить момент, когда он впервые встретился со своим «ничего не хочу», будет очень хорошо.

«Ничего не хочу» появляется вдруг, а не находится с нами всегда. Все маленькие дети от природы любопытны и азартны, могут часами бросать камешки в пруд, бегать, ломать, строить, снова ломать и наслаждаться этими занятиями. Просто рано или поздно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нашу жажду деятельности слегка охлаждают: сломал что-то — родители отругали, набегался в детском саду — воспитательница велела сидеть тихо до конца прогулки… Пара таких ситуаций — и азарт угасает. А если за свою активность ребенок получает только негативную оценку, вполне вероятно, что скоро он вообще расхочет бегать и что-то предпринимать.

Второй вопрос: из чего сейчас состоит твоя жизнь? Что ты делаешь каждый день, на что находишь силы?

Если утром ваш подросток встает с кровати, ест, не забывает мыться и чистить зубы — все не так плохо. Его «ничего» не такое уж абсолютное. Если он к тому же не против посмотреть телевизор, поиграть в приставку, посидеть в соцсети и погрызть конфет — все вообще отлично. Просто ему не хочется напрягаться. Это вполне нормальное состояние, особенно для человека, который сильно устал.

А вот если ребенку ничего не хочется в течение длительного времени — нужно срочно что-то делать. Возможно, нужен психолог или хороший терапевт, который поймет, каких витаминов и ферментов не хватает организму и почему появилась такая слабость.

Подростку ничего не интересно что делать

Главное — понять, чего именно не хочется

Прилагать усилия

Подросток, может, и не против научиться танцевать хип-хоп или поступить на журфак, но вот бы оно как-то само собой получилось… Чаще всего человек не хочет напрягаться, если он сильно устал. А устаем мы от самых разных вещей:

А еще бывает так. У ребенка с самого начала все очень легко получалось. Например, он быстрее всех в классе научился читать, без особых усилий побеждал на олимпиадах, как-то с наскока, ярко и блестяще справлялся со всеми задачами. А потом вдруг обо что-то споткнулся. Например, с первого раза не получилось разобраться в новой теме по физике. Или никак не удается сочинение. И после каждой такой неудачи он не может заставить себя попробовать еще раз, постараться, подготовиться. Оказалось, что он не умеет прилагать усилия.

Делать то, что предлагают родители

Возможно, ваш подросток только и слышит: «Пойди займись делом, учись, стремись к совершенству, ну что ты все лежишь и время тратишь». И чем больше ему так говорят, тем крепче он прирастает к дивану. Мало кому нравится, когда за него решают, что делать и чем заниматься. Представьте: перед вами на столе миска черешни. Вы уже готовы ее попробовать, но тут вам говорят: ну угощайся же, чего ты ждешь? А ну ешь давай, кому говорю! И черешни уже совсем не хочется…

Подростку ничего не интересно что делать
Источник

Если это ваш случай, очень важно перестать давить и осторожно подсказать, как можно поступить:

Делать то, что делал раньше

Зеленый пояс по айкидо у него уже есть, и он больше не может видеть этот спорткомплекс. И в школу больше не хочет. И кружок по авиамоделированию совершенно не интересует.

Скорее всего, ему просто надоело. Он уже вдоль и поперек изучил эту сторону жизни, и ему хочется попробовать что-то еще.

На самом деле это здорово: ужасно интересно, освоив одно занятие, переходить к другому. Дети растут, а вместе с ними растут их цели и потребности.

Теперь, когда вы разобрались, что происходит с подростком, какие вопросы ему нужно задать и как помочь понять, чего ему хочется, пора переходить к практике. Взрослым, кстати, тоже будет полезно.

Чек-лист: как придумать новую цель

ШАГ 1. Составить список всего, что интересно

Предложите ребенку записать все, приходит в голову и что вызывает положительные эмоции. Полеты, крутые ботинки, кофе, блоги, путешествия, Новый год, пение.

Пока без «примерки» на себя. Все это сейчас не важно. Мы просто составляем длинный-длинный список того, ради чего можно поднять свою пятую точку и начать что-то делать.

ШАГ 2. Выбрать из списка один пункт и составить «карту приятных занятий»

Например, кофе. Подростку нравится его вкус, запах. Может быть он задумывался сделать линию парфюмерии с кофейными ароматами? Кофейные чашки тоже очень интересные. Может, стоит заняться дизайном посуды? А может, вообще через пару лет выучиться на бариста? Они так красиво оформляют напитки в кофейнях.

Подростку ничего не интересно что делать
Источник

У одного понятия — кофе — есть несколько ветвей: запах, чашки, дизайн, работа. Из каждой такой ветви могут выходить разные занятия и хобби, которые делают жизнь увлекательнее. Получается логическое дерево, которое и называется картой приятных занятий.

Пусть поначалу сами идеи кажутся не очень интересными — польза уже в том, что мы о них думаем и фантазируем. Наш мозг начинает работать и выстраивать нейронные связи: от темы — к удовольствиям, от удовольствий — к определенным занятиям. Это полезно.

ШАГ 3. Составить шорт-лист «кофейных» целей

1 — поехать на Коста-Рику и увидеть своими глазами кофейные плантации.

2 — расписать кофейные чашки.

3 — выучиться на бариста.

А дальше превращаем все эти цели в планы. Как расписать чашки? Где этому научиться? Найти курсы росписи по керамике? Найти и рассмотреть самые крутые дизайны чашек?

ШАГ 4. Не останавливаться

На этом этапе подросток может немного «забуксовать»: «Я же никогда не расписывал чашки, получится какая-то фигня…». Эти мысли — следы той самой причины, из-за которой он ничего не хочет. Может быть, он мало в себя верит или просто раньше цели были не его, а нашими. Теперь пришла пора понять, чего хочет он сам, и начать что-то делать, чтобы достичь цели.

Упражнение «Подогрей хотелку!»

Любая цель в жизни, даже самая маленькая, начинается с «хочу». Хочу чаю, поэтому пойду на кухню и поставлю чайник. Хотеть можно по-разному. По десятибалльной шкале — на девять: «Ой-ой-ой, как чаю хочется, скорее чайник ставить!» На пять: «Да, немного посижу, потом пойду и чайку попью». А на два балла будет примерно так: «Ну дава-аай, только если ты сам заваришь». И вполне понятно, что с двухбалльной хотелкой чаю попьешь не скоро, если вообще попьешь. Поэтому сейчас мы попробуем слегка повысить градус желания.

Подростку ничего не интересно что делать
Источник

Можно нарисовать такой «термометр», где ноль — это «совсем не хочу», а десять — «ужасно хочу». Выбрать любое свое любое желание: пойти на фехтование, записаться на танцы, найти вузы с факультетом дизайна. Отметить на термометре, на сколько баллов сейчас хочется этим заниматься. Потом постараться представить все приятное, что связано с этим желанием: мечты, планы, вдохновляющие идеи. После этого нужно отметить на термометре, на сколько баллов теперь мы оцениваем свое «хочу». Попробуйте поднять градус хотя бы на пару делений, и, если поймете, что готовы действовать, — вперед!

Упражнение «А это точно моя цель?»

Иногда мы, близкие подростка, уверены, что очень хорошо его знаем. Замечаем его математические способности, помним, как в три года он виртуозно сортировал камешки или решал логические задачки. Мы им гордимся и хотим, чтобы он реализовал все свои таланты. Но ему, возможно, хочется другого!

Предложите ребенку следующее упражнение: нужно начертить на листе круг. Все пространство внутри круга — это какое-то важное дело или решение, которое касается его жизни. Спросите, какая часть этого дела сейчас принадлежит ему, а какая — окружающим: родителям, друзьям, учителям?

Подростку ничего не интересно что делать
Источник

Например, если он сам нашел в интернете бесплатные курсы программирования, будет готовиться, поступать и учиться — это уверенные сто процентов. А если сходить на курсы его уговорил учитель информатики, а потом еще и мы настояли? Тут придется задуматься, какой кусок «пирога» в этом случае принадлежит родителям, какой — учителю, а какой — ему самому. Может быть, каким-то важным делом увлечены в большей степени друзья и родители, и цель вовсе не его?

Упражнение «Почему я ленюсь?»

Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.

На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:

Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!

В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.

Источник

Ребенку ничего не интересно. Почему?

Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:

Сначала ребенок любит проводить время с родителями, занимается английским и играет в футбол с друзьями во дворе. А потом все интересы исчезают, и подросток целыми днями залипает в телефоне. Вместе с психотерапевтом-регрессологом Надеждой Ефремовой разобрались, почему так происходит и что с этим делать. Простых рецептов, как всегда, нет.

Дети ныряют в Нарнию, потому что там комфортно

В телефоне дети попадают в параллельный мир без забот. Там можно играть, общаться с друзьями, смотреть смешные видео. Время с гаджетами — это время, когда не нужно трудиться и быть ответственным. Взрослые делают то же самое, только проявляется это по-другому: в алкоголе, наркотиках, разговорах по телефону и в просмотре сериалов.

Все дополнительные занятия для ребенка — это преодоление себя. Нужно отвлечься от простого и понятного телефона, чтобы учить сложный английский или красиво танцевать.

Пока ребенок был маленьким, родители уделяли ему время: гуляли, учили, кормили, укладывали спать. А потом он научился делать всё это сам, и общение в семье свелось к фразам «Идем ужинать» и «Сделай потише». Выходит, что взрослые и дети не научились общаться и не знают, что делать друг с другом. У подростка создается ощущение, будто его не ждут и непонятно, что делать с этим миром. Поэтому всё свое время он тратит на телефон и не хочет заниматься ничем другим.

Опасность гаджетов состоит еще и в том, что дети не могут остаться наедине с самим собой и подумать. Для формирования цельной личности подростку нужно переваривать информацию: прокручивать в голове диалоги с одноклассниками, планировать дела на выходные. В момент, когда человек не поглощает информацию, мозг структурирует и сохраняет те данные, которые получил в течение дня. Если у мозга нет на это времени, ребенок не учится думать.

Начать с себя, чтобы заинтересовать

Первое, что нужно сделать родителям, — пересмотреть свои привычки и посмотреть на себя со стороны. Бывает так, что взрослый приходит с работы, ужинает и садится смотреть сериал, а в перерывах между сериями заходит в комнату к ребенку и говорит: «Снова ты в своем телефоне». Тут как с курением: бесполезно говорить ребенку о вреде никотина, когда прикуриваешь очередную сигарету.

Всё, что видят дети, становится для них нормой. Если в семье принято читать по вечерам, скорее всего, и ребенок будет читать. Если родители любят спорт, то и ребенок в большинстве случаев заинтересуется им. Необязательно, чтобы интересы у всей семьи совпадали. Может быть и такое, что папа вечерами строит корабли из палочек от мороженого, мама осваивает высшую математику, чтобы сменить профессию, а ребенок изучает язык жестов. Главное — чтобы все были при деле.

Разговаривать, чтобы наладить контакт

С детьми можно о многом договориться. Проблема в том, что каждый может сделать свои выводы из этих договоренностей, и когда дойдет до дела, окажется, что ничего не работает. Например, согласно уговору, ребенок моет посуду и делает уроки, а потом может сидеть за компьютером. А через час оказывается, что он ничего не сделал, но уже играет. Это не значит, что ребенок глупый или ему плевать на мнение родителей. До двенадцати лет он еще не может долго держать информацию в голове, и все, что говорят ему взрослые, влетает в одно ухо и вылетает из другого. Они могут поговорить, пообещать быть хорошими и учиться на «отлично» и пользоваться телефоном не дольше часа в день. Но сразу после этого разговора информация в их голове обнуляется.

Когда ребенок делает что-то вместе с родителями, он учится концентрироваться, думать и организовывать себя. Выходит, что без личного примера разговаривать бесполезно.

Но разговаривать всё равно нужно, чтобы наладить эмоциональный контакт. Это не должно происходить между делом, и родителям важно не скатиться в поток обвинений.

НеправильноПравильно
Ребенок заходит на кухню, мама готовит ужин, папа моет посуду. Перед этим родители договорились, что нужно обсудить с ребенком проблемы.

Мама: Ты опять получил тройку по биологии, это всё из-за телефона.

Папа: Тебе ничего не интересно. Футбол бросил, книжки не читаешь.

Мама: Ты по пять часов в день сидишь в интернете. Будешь тупым, и тебя не возьмут на работу.

Ребенок: @%^&# В лучшем случае молчит и кивает, в худшем случае убегает из кухни в слезах

Родители выбирают время для разговора. Лучше всего, когда все выспались, поели и никуда не торопятся.

Мама: Мне кажется, твоя успеваемость в школе упала, и это меня беспокоит. Как я могу тебе помочь с этим?

Ребенок: Это всё новая учительница, она ставит мне плохие оценки, потому что я ей не нравлюсь.

Папа: Мы поговорим с ней и выясним, в чем дело. Но прежде я хочу быть уверен, что ты выполняешь все задания, которые она дает, чтобы не идти к ней с голословными обвинениями. Давай ты будешь час в день заниматься биологией, и чтобы ты смог сконцентрироваться, телефон лучше оставить в другой комнате.

Если разговор строится на обвинениях, ребенок начинает защищаться. Он перестает слушать, чтобы не травмировать себя.

НеправильноПравильно
Невозможно быть таким раздолбаем. В твоем возрасте я учился на «отлично», занимался английским и карате, а еще успевал играть по вечерам в футбол! Лучше бы занялся чем-то полезным: иди книжку почитай, помоги матери по дому!Я вижу, что наши отношения портятся и нам трудно договориться. Для меня дороги отношения с тобой, но я знаю, что для тебя неполезно так много времени проводить перед экраном. Поэтому мне бы хотелось договориться о том, сколько времени ты будешь уделять урокам, а сколько — общению в интернете.

В разговоре важно получать обратную связь от ребенка. Задавать вопросы и получать ответы. Вопросы могут быть такими:

Родители не дают инструкцию «как правильно», а наводят ребенка на размышления — чтобы он сам осознал свою проблему и увидел, как ее можно решить.

Не пытаться быть хорошим

Связка «Я пообещал, значит, это нужно сделать» начинает формироваться только в двенадцать лет. Процесс этот будет длиться до 17 — 20 лет. А значит, требовать от детей выполнять обещания, это как спрашивать у рыбы, почему она не летает.

Поэтому, кроме договоренностей, родителям нужно взять на себя и контроль. Например, если они решили, что телефон — только после уроков, значит, его нужно убрать и вернуть после того, как все задания будут выполнены. Если завтрак в 8:00, а отбой в 22:00, дети соблюдают это расписание только тогда, когда родители их контролируют. Если мама ушла гулять с подругами, а папа заснул раньше, дети не лягут спать в 22:00. Они чувствуют свободу и делают по-своему.

Иногда родители пытаются быть хорошими, берут на себя роль друга, а функции надзирателя, который всё контролирует, брать не хотят.

Важно понимать: задачи дружить с ребенком не существует. Когда родители пытаются доверять и перекладывают ответственность на детей, дети начинают манипулировать и ставить свои условия. Это не значит, что родители должны всё время доминировать и командовать. Но ребенок должен четко чувствовать, что родители — это взрослые и последнее слово остается за ними.

Как только родители пытаются дружить с детьми, они становятся на одну ступеньку с ними. А когда все находятся на равных, дети могут делать что угодно.

Договорились, что телефон — после пяти вечера, значит, до этого времени у ребенка не должно быть возможности им воспользоваться.

Оставить ребенка в покое

Если посадить в землю зернышко, на следующий день дерево из него не вырастет — даже если кричать, топать ногами и уговаривать. С детьми то же самое: как бы родители ни пытались научить их ответственности, раньше определенного периода это не произойдет.

Около двенадцати лет у ребенка наступает переходный период. Если упростить, то в этот момент ребенок говорит родителям: «Я вообще не уверен, что всё, что вы мне говорили, правда», — и идет самостоятельно изучать мир. Ложится спать не в десять вечера, а в два часа ночи, а вместо уроков изучает мемологию.

Если родители разрешат подростку проверить мир на прочность, через некоторое время он поймет, что, не выспавшись, в школе трудно сосредоточиться, обнаружит связь между выполнением домашки и оценкой в четверти, осознает, что интернет-общение не заменяет реальное. Пусть не сразу, но прийти к этим выводам ему нужно самому, без помощи родителей.

В это же время ребенок как никогда нуждается в чувстве безопасности. Это выглядит примерно так: «Мам, пап, вы мне не нужны, и я пошел гулять, но, пожалуйста, стойте и смотрите, чтобы со мной всё было хорошо». Это значит, что родители всё же могут отпускать ребенка в интернет, но должны контролировать качество контента, который он потребляет, и следить за его развитием.

Родители могут помочь с поиском интересной информации. Вот несколько способов:

В интернете ребенок тоже может искать новые интересы. Он изучает способы общения, явления в мире, примеряет на себя новые роли. То, что родителям кажется жвачкой для мозга, может помочь в выборе профессии. Возможно, после просмотра сериала про хирургов ребенок захочет стать врачом. А обзоры косметики подтолкнут его к профессии визажиста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *