Подростковый синдром что это
Синдром Аспергера у детей
Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:
Он назвал такое состояние «аутистическим расстройством личности в детском возрасте».
По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы. Появившийся именно тогда термин «синдром Аспергера» был признан специалистами всего мира. Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.
На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.
Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы
К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.
Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка («идеальный младенец») или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.
С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта («смотрят на человека, как будто он предмет мебели»).
Причина появления синдрома Аспергера у детей до сих пор остается неизвестной
По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.
В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).
Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную «истерику».
Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика
В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.
При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника («говорят для себя», «разговаривают не с людьми, а среди людей»).
Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.
Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.
С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других («слепота к чужому разуму»). Ему недоступно значение жестов и мимики. Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений. Часто кажущийся странным, эксцентричным, «бестактным», «грубым и бесчувственным», этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.
Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.
Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.
Диагностика и лечение
Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.
Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия. Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления. Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).
В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.
Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.
Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Синдром Аспергера
Что такое синдром Аспергера
Синдром Аспергера признали самостоятельным заболеванием около тридцати лет назад. Хотя многие учёные считают синдром Аспергера лёгкой формой аутизма и относят к группе расстройств аутистического спектра. Главное отличие синдрома Аспергера от аутизма: у таких людей относительно сохраняется социальная контактность. Люди с синдромом Аспергера могут создавать семью, заводить детей, работать в коллективе. При этом некоторая зацикленность (один из симптомов аутизма) при синдроме Аспергера сохраняется. Она выражается в рутинных повторяющихся увлечениях (например, подросток запоминает номера планет солнечной системы, но не увлекается астрономией).
По статистике, частота заболевания синдромом Аспергера у детей 1:5000. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек.
Признаки синдрома Аспергера
Первые признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте 2 – 3 лет. Диагностируют болезнь, как правило, позднее, с 4 до 11 лет. При несвоевременном или неверном диагнозе, неверном лечении симптомы синдрома Аспергера могут прогрессировать.
Многие симптомы синдрома Аспергера и аутизма идентичны:
У маленького ребёнка синдрома Аспергера можно заподозрить, если он не реагирует или слабо реагирует на эмоционально окрашенный голос мамы, не может указать жестом на предмет, не может следить взглядом за жестом взрослого, не реагирует на поведение других детей рядом. Эти симптомы синдрома Аспергера у детей не являются прямым доказательством заболевания. Но для исключения диагноза «синдром Аспергера» тест необходимо пройти как можно раньше.
У детей старшего возраста симптомы синдрома Аспергера более чётко выражены:
Причины синдрома Аспергера
Заболевание обусловлено нарушением развития лобных долей мозга, отвечающих за коммуникативные навыки, память, внимание. Задние доли мозга у больных детей с синдромом Аспергера, напротив, заметно активизированы. В норме ситацция обратная: именно лобным долям отведено ведущее значение в познании мира, так заложено анатомически. Искажения в развитии структур мозга порождают искажения в восприятии мира.
Что может спровоцировать подобную патологию? Единого мнения среди медиков в этом вопросе нет. Как один из факторов рассматривают генетическую предрасположенность. Среди других причин синдрома Аспергера: последствия вакцинации, внутриутробная задержка развития, сложные роды, родовые травмы и т.д. В силу того, что ни одна из причин появления симптомов синдрома Аспергера не является 100% доказанной, возникают сложности и с диагностикой. Тест на синдром Аспергера проводят сразу несколько специалистов с обязательным повторением.
Диагностика и лечение синдрома Аспергера в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) на новейшем высокклассном оборудовании в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» поможет объективно оценить состояние центральной нервной системы, активность структур мозга, их анатомическое строение и выявить возможные нарушения в функционировании головного мозга.
Амплитудно- частотная диагностика также позволяет оценить состояние нервных тканей в динамике и эффективность назначенной схемы лечения.
Важно!
Не существует лекарственного препарата, избавляющего от синдрома Аспергера. Медикаменты назначают для лечения некоторых симптомов (нервозности, тревожности, агрессивности). Однако в Центре «Дети Индиго к лекарственной терапии прибегают лишь в случае крайней необходимости. Здесь отдают предпочтение более щадящим физиотерапевтическим методам лечения, способным снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и воздействовать непосредственно на патологически измененные участки нервной системы.
Люди с синдромом Аспергера в обществе
Синдром Аспергера является самой слабовыраженной формой аутизма. Людей с данным расстройством называют Аспи. По некоторым данным, их количество от общего числа аутистов составляет примерно 20 %. Однако точную распространенность патологии определить сложно, поскольку синдром Аспергера очень тяжело выявить и отличить от высокофункционального аутизма.
Расстройство может возникнуть у людей различной национальности, пола и расы. Но замечено, что мужчины с синдромом Аспергера встречаются чаща, чем женщины.
В последнее время изучению синдрома Аспергера и особенностям интеграции людей с таким расстройство в общественную жизнь стало уделяться очень много внимания. Это объясняется тем, что у Аспи, как правило, достаточно высокий интеллект и нет проблем с речью. При адекватной терапии такие люди могут найти свое место в социуме, добиться успехов в карьере и создать крепкую семью.
Особенности патологии
Синдром Аспергера и аутизм стали бичом нашего времени. Эти расстройства не являются органическими заболеваниями, от них не существует лекарств, ими нельзя заразиться и нельзя от них вылечиться.
Аутизм, как отдельная патология, возник около 70 лет назад. До этого времени аутистов причисляли к шизофреникам или слабоумным. Синдром Аспергера самостоятельным диагнозом стал еще позднее. Впервые о нем заговорили в конце прошлого века. Синдром получил свое название в честь Ганса Аспергера. Этот австрийский психиатр и педиатр в 1944 году ввел термин «аутистическая психопатия». Так он назвал расстройство, характеризующееся ограниченной эмпатией у детей по отношению к сверстникам, неспособностью выстраивать невербальную коммуникацию и физической неловкостью.
Современное название синдром получил в начале 80-х годов прошлого века. Тогда же появилась современная концепция, а чуть позже были разработаны основные принципы диагностики.
Синдром Аспергера часто называют самой легкой формой аутизма, характеризующейся такими особенностями:
Диагностируется аутизм в раннем возрасте, но сделать это непросто. Постановке диагноза предшествует многочасовая работа психологов и психиатров, социальных работников и других специалистов. С синдромом Аспергера все еще сложнее. У детей заметить проявления синдрома крайне сложно. Именно поэтому многие люди узнают о своем расстройстве уже в зрелом возрасте.
Например, известный британский актер Энтони Хопкинс о своем расстройстве узнал в 80 лет. С раннего детства он испытывал трудности с обучением, страдал дислексией, с трудом освоил письмо и чтение. Истинной причиной всех этих проблем был синдром Аспергера, о котором актер узнал уже в столь преклонном возрасте.
Причины возникновения
На сегодняшний день синдром Аспергера является наименее изученным расстройством. Ученые так и не пришли к единому мнению по поводу его возникновения, высказывая разные теории:
Большинство исследователей среди причин развития синдрома Аспергера называют причины, которые схожи с предпосылками развития аутизма и других психических расстройств.
С большой долей уверенности можно сказать, что учеными до сих пор не найдены генетических и биохимических маркеров, которые были бы характерны исключительно для синдрома Аспергера.
Диагностика и лечение
Все расстройства аутистического спектра, в том числе и рассматриваемое, не поддаются лечению. Врачи лишь пытаются научить человека жить в обществе с учетом своего состояния. Существует гипотеза, что чем раньше будет выявлено это отклонение, тем эффективнее будет терапия. Аспи будет легче пройти обучение в школе, выстроить социальные связи, раскрыть свой потенциал и жить продуктивной жизнью. Но для того чтобы начать лечение в детстве, необходимо диагностировать расстройство, а в случае с синдромом Аспергера сделать это непросто.
Диагноз подтверждается заключением психолога, психиатра, невропатолога и дефектолога. Все эти специалисты должны иметь опыт работы именно с детьми, поскольку все занятия и беседы с ребенком проводятся в игровой форме. Ведется также сбор анамнеза при помощи родителей, дается оценка уровню интеллектуального, психоречевого развития ребенка и его способности к коммуникации.
К основным методам диагностики синдрома относятся:
Лечение синдрома Аспергера сводится к психотерапевтическому воздействию. Весьма эффективны такие методы, как психоанализ и поведенческая терапия. Основной задачей специалистов становится социальная адаптация Аспи в обществе. Ребенка нужно научить жить со своей особенностью.
Кроме психотерапевта, коррекцией расстройства также должен заниматься нейропсихолог.
При своевременной терапии прогноз более чем благоприятный. Аспи может вести нормальную жизнь, строить карьеру и создать семью. Но следует помнить, что хотя с возрастом симптомы расстройства немного сглаживаются, полностью синдром не исчезнет.
Положение в обществе
Людям с тяжелыми формами аутизма реализоваться в обществе можно, но сделать это довольно сложно. Проблемы начинаются с раннего возраста. Детей аутистов берут в детские сады. Но с ними трудно работать неподготовленным педагогам, поэтому родители вынуждены искать другие учебные заведения и специалистов. Позже возникают проблемы с обучением в обычных школах, колледжах и вузах. Работодатели тоже не горят желанием трудоустраивать людей с такими особенностями.
Люди с синдромом Аспергера практически не испытывают подобных проблем. Благодаря их высокому интеллекту, а иногда и выдающимся способностям, их очень ценят там, где нужно выполнять много рутинной работы, концентрироваться на деталях, обрабатывать большие объемы информации и замечать закономерности. Аспи в коллективе никогда не создают конфликтных ситуаций, их не интересуют интриги, и они практически никогда не меняют место работы.
Найти достойного спутника жизни непросто любому человеку. Аспи сделать это еще сложнее. Брак будет счастливым в том случае, если партнер не будет пытаться изменить человека с синдромом, а постарается принять его особенность. Женщины с синдромом могут иметь детей, хотя не все решаются на этот шаг. Потому что Аспи и так очень тяжело дается ежедневное нахождение в социуме, а с появлением детей усилий придется прикладывать еще больше.
В развитых странах мира изучению синдрома Аспергера уделяется большое внимание со стороны государственных структур. Ранее людям с таким расстройством ставился диагноз шизофрения, после чего к ним применялись соответствующие методы лечения. Все это приводило к полной недееспособности человека.
Нередко забота о таких людях перекладывалась на государство. Теперь же удается полностью социализировать людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Они не только обслуживают себя, но и приносят немалую пользу обществу.
В США и других развитых странах людям с различными видами аутизма, в том числе и с синдромом Аспергера, уже давно оказывают поддержку во всех областях жизни. Их активно берут на работу, особенно в ІТ-сфере. В России ситуация обстоит иначе: потенциал Аспи еще только раскрывается отечественными работодателями.
Ряд исследователей считает, что среди гениев, оставивших след в истории, было много аутистов и Аспи. Конечно, диагностировать у них синдром теперь можно лишь по косвенным признакам, поскольку во времена их жизни о подобном расстройстве никто не знал. К таким людям причисляют Вольфганга Амадея Моцарта, Авраама Линкольна, Льюиса Кэррола и Леонарда да Винчи.
В последнее время знаменитости стали откровенно рассказывать публике о своих проблемах. Недавно Илон Маск, который основал компании Tesla и SpaceX, рассказал в интервью, что у него синдром Аспергера. По его словам, заново изобрести электромобиль и отправить людей на Марс мог только такой необычный парень.
Как общаться с Аспи
Женщины и мужчины с синдромом Аспергера воспринимают окружающий мир совсем не так, как нейротипичные (не имеющие РАС) люди. Если вы хотите лучше их понять, то стоит помнить о таких особенностях восприятия ими окружающей действительности:
Все люди, страдающие РАС, разные, и расстройство может проявляться по-разному. Однако проблемы у них общие. Синдром Аспергера оказывает влияние на то, как человек чувствует, видит, слышит и выстраивает отношения с окружающими. Но эти особенности могут оказывать различное влияние на его жизнь.
Облегчить проблемы, связанные с синдромом, можно при помощи своевременно начатой терапии. Если вы заметили особенности в поведении своего ребенка или сами испытываете сложности в построении взаимоотношений с окружающими, то обязательно проконсультируйтесь с психотерапевтом.
Сегодня найти хорошего специалиста не составит труда. В Москве есть много разных клиник, среди которых особое место занимает Московский Городской Психоэндокринологический Центр. В этом медицинском учреждении работают высококвалифицированные специалисты различных медицинских специальностей.