Поднять швартовы что значит
Значение слова «швартов»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ШВАРТО’В, а, м. [гол. sjortow] (мор., авиац.). В морском судоходстве и воздухоплавании — пеньковый или проволочный канат, к-рым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке; ср. чалка 1 во 2 знач. Отдать швартовы (отвязать судно от причала).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шварто́в
1. морск. авиац. пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке ◆ Швартовы были толстые и крепко завёрнуты за пвалы и кнехты на стенке. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932-1935 г. ◆ Ещё несколько минут маневрирования, задний ход, стоп ― и тонкие швартовы «Аквилы» надёжно закрепились на полутонных кнехтах, предназначенных для гигантов океана. Ефремов, «Лезвие бритвы», 1959-1963 г. ◆ Я шкот закрепил на нагеле и стал носовой швартов перепиливать, а сторож в это время и появился. Владислав Крапивин, «Трое с площади Карронад», 1979 г. (цитата из НКРЯ)
2. морск. устар. причал (по Далю)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: избиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Швартовные операции
За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.
По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.
До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.
Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012
Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.
Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.
По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.
рис. 45 Швартовка к причалу лагом
Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.
рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос
Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.
рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу
В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.
Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.
Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.
рис. 48 Отход судна от причала на шпринге
При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.
Отшвартовка судна в зависимости от условий может осуществляться самостоятельно или с помощью буксиров. Рассмотрим отход от причала при тихой погоде на шпринге без буксира. По команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого.
Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг и продолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.
Съемка с якоря (швартовов) и постановка на якорь (швартовы)
ГЛАВА 2. ПОХОД И ПРЕБЫВАНИЕ КОРАБЛЯ В МОРЕ
1. СЪЕМКА С ЯКОРЯ (ШВАРТОВОВ) И ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ (ШВАРТОВЫ)
Команда, подаваемая старшим помощником командира
звонком или ревуном
а) Приготовление к съёмке с якоря (швартов)
При съемке с якоря
Подается при благоприятных условиях погоды. Баковые под руководством главного боцмана, подбирают якорную цепь до указанного числа метров
При съемке с бочки
«Серьгу носовую (кормовую) на бочку завести»
Назначенная расписанием команда заводит трос серьгой за рым бочки для последующей отдачи бриделя
При съемке со швартовов
швартовы завести серьгой» швартовы слева (справа) убрать»
Подается при благоприятных условиях погоды. По этой команде убираются швартовы, без которых корабль при кратковременной стоянке может обойтись
На малых кораблях сходня убирается вместе с отдачей швартовов
После заводки серьги
«На подъем шлюпки
»Шлюпку к подъему»
Подается на надводных кораблях
За час до съемки с якоря (швартовов)
«Вахтенной и дежурной службам заступить по-походному»
Подается на надводных кораблях
б) съемка с якоря швартовов
«По местам стоять, с якоря (с бочки, со швартовов) сниматься»
Личный состав занимает места согласно расписанию. Вахтенный офицер сдает вахту старшему помощнику командира и занимает свое место по расписанию
«Баковым — на бак, готовым — на ют. С якоря сниматься»
Подается, на надводных кораблях при съемке с якоря без аврала
При съемке с бочки
«Серьгу с носовой (кормовой) бочки отдать»
Подается по приказанию командира корабля. Командир баковой (ютовой) группы командует: «Серьгу отдать», когда серьга отдана: «Серьгу выбрать» — и докладывает об исполнении на ГКП
«По местам стоять, с якоря сниматься, выбор якоря из первого отсека»
Подается на подводных лодках в случаях использования привода шпиля из первого отсека
Носовой швартовой команде выйти наверх (швартовой команде выйти наверх)
Подается по приказанию командира корабля. Командир баковой (носовой) группы командует: «Пошел шпиль» — и руководит выборкой якорной цепи
По мере выхаживания
Командир баковой (носовой) группы докладывает: «На клюзе метров», «Туга (слаба) «Вперед (назад, в сторону, под штевень) смотрит», когда якорь оторвется от грунта: «Встал якорь»
При съемке со швартовов
швартов отдать (травить, задержать, выбрать)»
Подаются в зависимости от обстановки
тяги: «передний», «задний»; при совпадении места крепления на корабле и направления тяги концам присваивают номера, считая по месту крепления от носа к корме, например: «Второй носовой передний».
«Как за кормой? Доложить расстояние до…»
Командир ютовой (кормовой) группы докладывает: «За кормой чисто», или «За кормой или «До пирса метров». Доклады дублируются флажками: красным — за кормой не чисто и белым — за кормой чисто
Подаются в зависимости от необходимости использовать кранцы
«Гюйс спустить, флаг перенести»,
«Якорные огни выключить, ходовые включить»,
Команды, касающиеся переноса флага, включения или выключения огней и т. п., подаются по получении доклада «Встал якорь», а также после отдачи последнего швартова (перлиня с бочки).
Одновременно поднимаются до места шары
Когда якорь выйдет из воды
Командир баковой группы докладывает: «Якорь чист» или «Якорь не чист»
Когда якорь подойдет к клюзу
Командир баковой группы командует: «Стоп шпиль», после приготовления якоря к отдаче докладывает: «Левый (правый) якорь к отдаче приготовлен»
якорь (или оба якоря) к отдаче приготовить»
Подается при съемке со швартовов или с бочки в тех случаях, когда предстоит проход узкостей
«Осмотреться за бортами»
Командиры баковой, шкафутовой и готовой групп осматривают борта, устраняют недостатки и докладывают на мостик: «За бортами (кормой) чисто»
«Якорь (якоря) на место.
Походные крепления наложить»
Подается после прохода узкостей
«Надстройку и мостик к погружению приготовить»
Подается на подводных лодках.
Надстройка и мостик готовятся к погружению, готовность их проверяет старший помощник командира
Когда надстройка готова к погружению
Швартовым командам вниз.
Подается на подводных лодках после доклада «Носовая (кормовая) надстройка готова к погружению». Личный состав с верхней палубы спускается в лодку
«Боевая (учебная) тревога»
в) приготовление к постановке на якорь (швартовы)
«Корабль к постановке на якорь (на якорь и швартовы, или на швартовы, или на бочку и швартовы) приготовить»
Назначенный по расписанию личный состав готовит корабль к постановке на якорь (швартовы)
«Швартовым командам приготовиться»
Подается на подводных лодках. Швартовые команды готовятся к выходу наверх в установленной форме одежды
«Походные крепления снять»
Подается на надводных кораблях, сообразуясь с обстановкой. Назначенные по расписанию снимают походные крепления со шлюпок и т. п.
шлюпку (катер) к спуску»
Подается на надводных кораблях дежурный боцман готовит шлюпку
г) постановка на якорь (швартовы)
По приказанию командира корабля
«По местам стоять, на якорь (на швартовы, или на якорь и швартовы, или на бочку и швартовы) становиться»
Экипаж корабля занимает свои места согласно расписанию. Вахтенный офицер сдает вахту старшему помощнику командира корабля и занимает свое место по расписанию
Подается на надводных кораблях при постановке на якорь без аврала
шлюпку (катер) на воду“
Подается на надводных кораблях при подходе к бочке
„По местам стоять, на якорь становиться, отдача якоря
Подается на подводных лодках в случаях использования привода шпиля из первого отсека
„Правый (левый, оба) якорь к отдаче приготовить“
Командир баковой (носовой) группы руководит приготовлением якоря к отдаче и по готовности его докладывает на мостик: „Готов правый (левый, оба) якорь к отдаче“
„Концы и кранцы справа (слева) приготовить“
О приготовлении швартовов командиры баковой и готовой групп докладывают: „Швартовы справа (слева) приготовлены“
„Подать бросательный (проводник)“
Командир баковой группы докладывает о ходе работ: „Подан бросательный“, „Проводник на бочке“, „Заведен перлинь“
„На отдаче правого (левого) якоря стоять“
Командир баковой группы командует: „Прочь от правой (левой) цепи“. Команды репетуются всюду, где проходит якорная цепь, для предупреждения всех находящихся вблизи нее
„Правый (левый) якорь стравить через шпиль метров“
Подается, если постановка на якорь производится на больших глубинах.
По приказанию командира корабля
Командир баковой (носовой) группы репетует команду. Главный боцман (боцман) отдает якорь
Указывается, сколько метров якорной цепи должно быть вытравлено. По выполнении команды докладывается на ГКП: „На клюзе метров“
В указанных местах подкладываются кранцы
„Подать носовой (кормовой)“
Подается по приказанию командира корабля. Указанный швартов подается на стенку (пирс). По выполнении команды докладывается: „Носовой (кормовой) подан“
„Гюйс поднять, флаг перенести“, или
„На флаг. Флаг спустить“,
„Ходовые огни выключить, якорные огни включить“
Подается сразу после отдачи якоря или подачи швартова (перлиня) на бочку. Об исполнении команды докладывается на ходовой мостик
„Выстрела и трапы вывалить“
Подается на надводных кораблях
При постановке на якорь
В процессе работы с якорной цепью в зависимости от ее положения командир, баковой (носовой)’ группы докладывает на мостик: „Цепь прямо вниз (назад, вперед, вправо, влево) смотрит“ „Цепь натягивается“, „Цепь туга“, „Якорь ползет“ забрал» — когда якорная цепь натягивается втугую; «Пришел когда якорная цепь, натянувшись, провисает от своей тяжести
Потравив или выбрав якорную цепь, командир баковой (носовой)группы докладывает на ходовой мостик: метров на клюзе»
Командир баковой (носовой) группы докладывает количество вытравленной якорной цепи
При постановке на швартовы или на бочку
Команда подается, когда указанный швартов заведен на бочку или на стенку
швартов выбрать (обтянуть, задержать, потравить, перепустить, завернуть, взять на шпиль)»
Лица, руководящие работами, повторяют команды и докладывают о выполнении: «Потравлен (задержан, обтянут, выбран, перепущен, завернут) швартов»
«Доложить расстояние
до пирса (стенки или др.)»
«Докладывать расстояние до пирса (стенки) через метров»
Командиры баковой (носовой) и ютовой (кормовой) групп определяют расстояние до указанного пирса, стенки, бочки и т. д. и докладывают на мостик: «До пирса (стенки) метров»
При постановке на бочку
«Расклепать левую (правую)
Команда подается при постановке на бочку на свою
Начинаются работы по подаче якорной цепи на бочку
Команда подается, когда якорь забрал, корабль пришел на якорную
цепь и последняя потравлена до необходимой длины
Команда подается, когда корабль уже ошвартован. После выполнения
команды докладывается: «Сходня подана»
«Оружие и технические средства осмотреть и проверить» (на нк)
«Оружие и технические средства — в исходное положение» «Кингстоны и клапаны вентиляции — на стопора и замки»
Исполняется согласно инструкциям. О выполнении команды командиры
отсеков (подразделений) докладывают в центральный пост (ГКП)
«Вахтенной и дежурной. службам заступить по-швартовному (якорному)»
Дежурный по подводной лодке с- назначенной вахтой принимает корабль и докладывает об этом старшему помощнику командира
После заступления вахты
Личный состав отходит от мест и действует по объявленному плану
Смотрите также
Примечание
Полморос
Начальная поперечная остойчивость подводной лодки
Добавить комментарий
Самое читаемое
Атомная подводная лодка К-141 «Курск». Версия гибели
Основные версии гибели атомной многоцелевой подводной лодки «Курск». Мнение России и мирового сообщества. Операция по подъёму АПЛ «Курск». Видео.
Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М
Устройство ИДА-59М Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М (рис. 9) представляет собой автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания. Аппарат изолирует органы…
Методика проведения искусственной вентиляции легких и закрытого массажа сердца
При различных несчастных случаях, когда у пострадавшего отсутствуют дыхание и признаки сокращения сердца, необходимо как можно раньше приступить к искусственной вентиляции легких и к закрытому…
Новости
Сдачу атомной подлодки «Казань» запланировали на осень 2020 года
Головную многоцелевую атомную подлодку усовершенствованного проекта 885М (шифр «Ясень-М») «Казань», передадут Военно-Морскому Флоту России осенью 2020 года
115 лет подводным силам Тихоокеанского флота
Россия отметила 115-ую годовщину со Дня образования подводных сил Тихоокеанского флота. Во Владивостоке в 1905 году появился первый отряд подлодок «миноносцев»
Подлодка «Дмитров» вышла в море для отработки курсовой задачи
Экипаж дизель-электрической подводной лодки Балтийского флота «Дмитров» приступил к выполнению учебно-боевых задач и отработке нормативов
В Петербурге простились с Героем России моряком-подводником Аркадием Ефановым
На 66-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга Аркадий Петрович Ефанов – Герой Российской Федерации
Советскую подлодку «Щ-317» нашли на дне Финского залива
На дне Финского залива на глубине 78 метров участники поисковой экспедиции «Поклон кораблям великой Победы» обнаружили советскую подлодку «Щ-317»
Поднять швартовы что значит
Швартовное и буксирное устройства
Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции — ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.
Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме — второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.
Подготовка к швартовке — необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовные партии и вахтенного механика, который готовит двигатель к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.
Заблаговременно, до подхода к причалу, с мостика подают команду «Швартовным партиям стоять по местам швартовки!» Члены швартовных партий в противоударных касках и рукавицах установленного образца занимают места согласно расписанию по швартовным операциям. На ходовой мостик вызывают старшего помощника капитана, в машинное отделение — старшего механика.
По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии выполняют следующие операции:
Швартовку к причалу лагом осуществляют различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки, а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала. Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управляет судном и руководит швартовкой капитан.
При самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 1), маневрируя машиной и рулем, приводят судно в положение, примерно параллельное причалу. По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Обычно первым подают носовой шпринг или продольный и при первой возможности — хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания. Для предупреждения навала судна на причал в нужных местах подставляют мягкие кранцы.
Рис. 1. Схема швартовки судна к причалу лагом.
По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет одну часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть — в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!», сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки. Привязав бросательный конец сбоку к огону троса выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос травят свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбратьего на причал за поданный с судна бросательный конец. После того как береговые матросы закрепят на береговом пале трос, последний накладывают на турачку брашпиля, выбирают втугую и переносят на кнехты посредством стопора (рис. 2).
Рис. 2. Схема наложения стопора на швартовный трос.
При наличии автоматической лебедки швартовный трос подается на берег и выбирается лебедкой.
По окончании швартовки на верхние шлаги тросов, закрепленных на кнехтах, накладывают схватки из шкимушгара, убирают бросательные концы и свободные кранцы, наматывают на вьюшки и укладывают на банкетки излишние части тросов. На все швартовы надевают противокрысиные щиты.
Швартовку лагом с отдачей якоря выполняют при подходе к причалу для швартовки в промежуток между судами, при свежем ветре, в условиях ограниченной для маневрирования акватории и т. д. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксира. Действия швартовных партий при такой швартовке не отличаются от описанных выше.
Швартовку кормой к причалу осуществляют в тех случаях, когда для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии или когда перегрузочные работы должны вестись с использованием плавучих средств с обоих бортов. В зависимости от возможности маневрирования на акватории судно к причалу подходит параллельным или перпендикулярным курсом.
Рис. 3. Схема швартовки судна кормой к причалу.
Постановку судна на швартовную бочку осуществляют по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в места карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной — четырем бочкам. Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когдя предстоят грузовые операции с использованием плавучих средств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения.
По команде с мостика «Швартовным партиям по местам стоять на бочки становиться!» носовая и кормовая швартовные партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подавать на бочки, заводят швартовные скобы. Швартовные тросы на бочки заводят, как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, на буксире принимают пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозят его на бочку. Трос прикрепляют к рыму бочки швартовной скобой или заводят дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым и завозят обратно на судно, где закрепляют). Другой конец троса берут на турачку брашпиля, обтягивают втугую и закрепляют на кнехте.
Крепление дуплинем предпочтительнее, так как при снятии с бочки можно выбрать трос, не посылая матросов на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как матросы сойдут с бочки. Аналогично завозят, закрепляют на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы.
Отшвартовка судна в зависимости от условий может быть осуществлена самостоятельно или с помощью буксиров. При самостоятельной отшвартовке (рис, 4) по команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают самый малый передний ход (положение 1). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого. Судно, удерживаемое шпрингом, начинает отходить кормой от причала (положение 2). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет пройти мимо стоящих по корме судов, дают задний ход. Когда судно начинает двигаться назад, отдают шпринг. Судно продолжает следовать задним ходом до тех пор, пока не появится возможность безопасного разворота.
Рис. 4. Схема отшвартовки судна от причала на шпринге.
При выполнении швартовных операций необходимо строго соблюдать правила безопасности труда. Категорически запрещается:
Кроме того, не допускается: