Подковерные игры это что такое
Подковерные игры — это просто другое название для влияния
Мы ежимся при одном только упоминании об офисной политике, или, говоря простым языком, подковерных интригах. Это гадость — подальше бы от них! Кому охота замараться ложью и обманом, взаимными обвинениями, лестью, кому охота наносить удары исподтишка и стравливать людей между собой? Даже если вы представляете себе эту офисную политику не в столь черном свете, видите в ней возможность контролировать, заключать тайные союзы, обеспечивать эксклюзивный доступ к руководителям и проводить «предварительные встречи» — все-таки понятно, почему нормальным людям это неприятно.
Но неужели интриги могут быть только «грязными»?
Полная версия статьи доступна подписчикам
Сетевое издание «Harvard Business Review Россия» («Гарвард Бизнес Ревью Россия») зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 05 октября 2021 г.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 81945.
Издатель и редакция: ООО «Бизнес Инсайт Медиа»
По всем вопросам, связанным с работой сайта и его материалами, пишите по адресу: Info@hbrr.ru
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, подробнее в Политике по защите персональных данных.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Шесть тактик ведения офисных войн
Во времена кризиса, когда происходит перестройка бизнеса и ликвидация целых подразделений, борьба сотрудников разного уровня за влияние в офисах заметно обостряется. Кадровые чистки, смены команд и руководителей, проводимые сейчас в российских компаниях, этому особенно способствуют, знает Анна Цейтлина, ведущий консультант Alex Primus Executive Search.
Чтобы помочь сотрудникам выигрывать внутренние битвы, а не стать жертвами махинаций других коллег, издательство Harvard Business Review Press недавно выпустило пособие по офисным интригам (HBR Guide to Office Politics). По мнению автора книги Карен Диллон, нет такого рабочего места, где можно избежать вовлечения в корпоративную борьбу. И было бы ошибкой считать, что кому-то удастся сосредоточиться исключительно на своей работе и не участвовать в интригах.
Истории с корпоративными скандалами и войнами в последний год участились в российских компаниях, как признают и 37% участников опроса Online Market Intelligence, проведенного по заказу «Ведомостей» в июле. При этом 49% соглашаются, что с помощью умелого ведения такой борьбы в их компаниях люди часто достигают карьерных и материальных выгод. И, что удивительно, 41% работающих участников опроса сами готовы включиться в плетение интриг против своего руководителя или неприятного коллеги, если будут уверены в успехе и безнаказанности.
В своей книге Диллон ссылается на ряд исследований, проведенных в крупных корпорациях, которые показывают: те, кто уклоняется от участия в корпоративных играх, как правило, хуже продвигаются по службе. В российских компаниях также находятся сторонники этой точки зрения. «Надо уметь дать отпор интригану, уметь постоять за себя, и если человек такой беззубый, что не может этого сделать, то я его никогда не повышу до руководящей должности, даже если он хороший профессионал», – говорит Алексей Андреев, генеральный директор агентства Depot WPF.
Лучший друг
В своей борьбе за влияние участники используют шесть различных тактик, говорят эксперты: открытое противостояние, сбор компромата, вхождение в образ лучшего друга, серию мелких ударов, слив информации и запуск слухов. Так, в госструктурах в борьбе за влияние пользуются старыми проверенными методами, отмечают эксперты. Сбор компромата, коррупционные подставы и жалобы в вышестоящие инстанции по поводу неисполнения документов и законов – самые распространенные методы конкурентной борьбы у госслужащих, прежде всего среднего звена, говорит Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. Региональные чиновники, стремясь потопить конкурента, часто используют слив информации в силовые структуры или СМИ, добавляет он: «Негодяи – наша надежда и опора, шутили мы, когда я работал в ФСБ».
А вот в частных компаниях тактику открытого противостояния современные управленцы среднего и высшего звена используют все реже, замечает Алена Владимирская, руководитель рекрутингового агентства Pruffi. Сейчас гораздо более популярный сценарий, наоборот, притвориться другом и помощником менеджера, против которого плетется интрига, уточняет она. Лжепомощник старается выглядеть командным игроком, активно помогать своей жертве, объясняет она: «Надо лишь изучить уязвимые места человека и направить его в сферу, в которой он проявит себя с невыгодной стороны. При этом сам интриган остается вроде как ни при чем». Ныне «лучший друг» чаще всего подставляет коллегу, доказывая акционерам или людям, принимающим решения, что коллега мыслит неактуально: больше занимается перспективными и длинными проектами и мало заботится о близких продажах, добавляет Владимирская: «Сейчас это очень пугает владельцев, и я знаю несколько историй, когда топов в один день уволили после такой интриги».
Компромат в слайдах
Сейчас внутрикорпоративные битвы часто начинаются, чтобы обеспечить инициаторам интриг душевное спокойствие и вернуть чувство безопасности, поясняет Алексей Аверьянов, директор по персоналу Ecco Shoes, член НП «Эксперты рынка труда». При этом сотрудники, чьим позициям что-то угрожает (в реальности или в воображении инициаторов офисных интриг), используют классическую тактику сбора компромата. Инициатор интриги собирает факты, выставляющие его жертву в невыгодном свете, причем факты иногда могут быть реальными, но подаются они под негативным соусом и с ложными выводами.
о такому сценарию, например, недавно развернулась борьба за влияние в российском офисе крупной международной IT-компании, где наняли нового директора по продажам. Некоторые менеджеры восприняли его в штыки, тем более что новый босс планировал реорганизацию и смену команды, рассказывает Цейтлина. Раскопав на него «компромат», инициаторы интриги сделали презентацию для руководителей головного офиса из Китая, в которой обвинили сейлз-директора в коррупции и откатах. Компромат оформили в виде красивых слайдов. В качестве доказательства «вины» в презентации фигурировали автомобиль Ferrari нового босса, его дорогие часы и недвижимость за рубежом, а также комментарии бывших коллег и хедхантеров. Руководители согласились учесть эти факты, но в тот же день переслали презентацию самому директору по продажам. В результате инициаторов бунта уволили, а руководитель работает поныне. Но это скорее исключительный случай: слухи об участии в коррупционных схемах часто заканчиваются увольнением главного героя этих слухов, замечает Цейтлина.
Серия мелких уколов
Более затратная и длительная тактика – многоходовая комбинация, направленная на изматывание противников. Владелец кафе «Пончик & Ко» и эксперт по маркетингу Андрей Мамонтов рассказал, что на прежнем месте работы втянулся в борьбу, которая велась много месяцев. Источником интриг был один из директоров, работавший в компании восемь лет. «Тактика у него такая: он втирался в доверие ко всем – ходил вместе на перекуры и пить кофе, вел задушевные беседы на деловые и личные темы и таким образом нащупывал слабости и промахи коллег, – объясняет Мамонтов. – И когда подворачивался случай, ставил человека в неудобное положение при свидетелях. А письма с описанием происшествий он рассылал всем руководителям, стараясь донести до всех промахи сотрудника. Так этот топ-менеджер и проводил рабочий день: собирал факты или вел военные действия против сотрудника, на кого накопился материал». Его цель – продвинуть себя или убрать человека, который угрожает его положению либо просто не нравится, уточняет Мамонтов. И постоянно инициируя скандалы с последующим расследованием их причин и виновных, этот человек продвинулся по службе: был рядовым менеджером среднего звена, а стал директором. По мнению Мамонтова, если высшие руководители компании поощряют такого сотрудника, он будет всегда в выигрыше. Но компания проиграет. «Те компании, в которых руководители поощряют офисные войны, считая их полезным элементом внутренней конкуренции, со временем становятся неэффективными, потому что находятся под влиянием сиюминутных интересов интриганов, а не требований рынка», – говорит Мамонтов.
Машина слухов
Раз избежать офисных войн нельзя, то нужно стараться использовать их во благо, уверен Андреев из Depot WPF. К примеру, он практикует такой прием, как слив информации, когда надо сообщить сотрудникам, что руководство планирует направить пятерых человек на обучение за границу. «Можно сделать объявление на собрании и столкнуться с недовольством коллег, которых никуда не отправляют и которые считают, что других выбрали незаслуженно, – рассказывает Андреев. – А можно под строгим секретом сообщить это нескольким проверенным подчиненным, которые гарантированно за минуты разнесут информацию по офису». Так руководитель избегает открытого недовольства. Но серьезные интриги и подставы разрушительны и неэтичны, считает Андреев. Он говорит, что в своем агентстве старается противостоять интриганам и даже проводит собрания, посвященные борьбе с подковерными играми. Ведь в конечном счете должен преуспевать не ловкий ветеран офисных войн, а тот сотрудник, который покажет лучшие результаты.
Статьи наших партнеров
Мы ежимся при одном только упоминании об офисной политике, или, говоря простым языком, подковерных интригах. Это гадость — подальше бы от них! Кому охота замараться ложью и обманом, взаимными обвинениями, лестью, кому охота наносить удары исподтишка и стравливать людей между собой?
Даже если вы представляете себе эту офисную политику не в столь черном свете, видите в ней возможность контролировать, заключать тайные союзы, обеспечивать эксклюзивный доступ к руководителям и проводить «предварительные встречи» — все-таки понятно, почему нормальным людям это неприятно.
Но неужели интриги могут быть только «грязными»?
По правде говоря, каждый член любого коллектива по умолчанию вовлечен в офисную политику. И нам приходится все время влиять на других и подвергаться влиянию. Только так дела и делаются. А чтобы влиять, нужна власть, это — основная валюта в офисе. Люди, как правило, добиваются власти, в той или иной мере она нужна каждому.
В здоровой организации нас наделяют властью или предоставляют нам власть постольку, поскольку мы проявляем способность вдохновлять других, увлекать неким видением. Еще один способ получить власть — что-то делать для других.
Там, где ценят человека и результат, сотрудники получают власть, потому что участвуют в создании климата, резонансной культуры, полной надежд, энтузиазма и веры в свои возможности. В таких компаниях власть применяется с толком, во благо и сотрудников, и организации.
Офисная политика — это искусство влиять на других так, чтобы в итоге работа была сделана. И вопреки дурной репутации «политических интриг» для успешного в них участия требуется развить и применять многие хорошие качества.
Например, исследование Джеральда Бибермана показало, что люди, активно участвующие в интригах, чаще обладают внутренним локусом контроля, то есть они верят в свою способность влиять на людей и события. Именно это мотивирует их вмешиваться и добиваться, чтобы другие тоже хорошо делали свое дело. Такая уверенность вполне может корениться в высокой самооценке, умении контролировать себя и желании вести за собой людей к общему благу.
Сочетание высокого эмоционального интеллекта и того, что великий Дэвид Макклелланд называл «социализированной властью», порождает такие стратегии влияния, благодаря которым люди с удовольствием кооперируются во имя общей цели.
Резонансные отношения — это связи, которые мы формируем, по-настоящему узнав человека и научившись ценить его за то, что он из себя представляет. Эти мощные отношения основаны на эмпатии, естественности и взаимном уважении. В них мы узнаем, что движет людьми, что они ценят, и благодаря этому можем вдохновлять, мотивировать и влиять так, чтобы человек видел, как его ценят.
Люди, избегающие офисной политики, упускают потенциальные возможности: они не могут рассчитывать на помощь, не пользуются благами взаимной поддержки, даже удовольствия от работы толком не получают. Роб Ашгар, один из журналистов журнала Forbes, заходит еще дальше: он говорит, что офисная политика — это искусство ладить с людьми, создавать себе такую позицию, в которой вашу работу заметят и оценят. Чем плохо? Это же просто разумно.
Исследование показывает, что такой тип людей обладает пониженным эмоциональным интеллектом, в особенности им недостает способности к эмпатии и признанию других людей. Эти люди, а их среди нас, конечно, немало, в качестве коллег — настоящий ужас, деструктивный, эгоцентрический ужас.
Как защитить себя от них, если вы все-таки работаете в компании с подобными личностями? Для начала задействуйте навыки социальной бдительности и постарайтесь этих гадов отвадить. Не поддавайтесь на лесть. А затем ищите разумную стратегию избегать их или обыгрывать, не превращаясь в подобного им манипулятора.
Мы не можем отказаться от интриг, да и не обязаны, потому что если хорошие люди выйдут из этой игры, то в выигрыше останутся макиавеллисты и нарциссы. И самое обидное: выйдя из игры, вы поставите под угрозу свои отношения и способность влиять на людей.
Итак, входите в игру. Будьте искренним, не отказывайтесь от права влиять на людей и вдохновлять их. Расширяйте круг друзей среди коллег. Разберитесь, как нужно вести себя в вашей компании, чтобы приобрести влияние на отдельных людей и группы внутри коллектива. Делайте что-то для других изо дня в день, не думая о выгоде. Отнеситесь к этой игре со всей серьезностью, какой она заслуживает, и не забывайте об этике.
Заголовки
21-22 марта в Москве состоится VII ВСЕРОССИЙСКИЙ САММИТ ПО МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА C&B RUSSIA SUMMIT.
12 апреля в Москве состоится конференция «Практика управления персоналом в розничном.
Приглашаем предпринимателей, экспертов, представителей органов государственной власти.
Интриги на работе: найди источник опасности. Часть 1
«На самом деле–противостоять интригану очень просто, нужно лишь изучить методы его воздействия на окружающих и грамотно парировать их. Немного элементарной психологии и зачинщик отступит в полной растерянности»,–уверяет специалист.
Итак, уясни, что все, что происходит с тобой – происходит не просто так.
Проанализируй все, что происходило на работе в последнее время:
Как только ты ответишь на эти вопросы – ты определишь круг «подозреваемых».
Вспомни, как часто ты делишься своими тайнами с сослуживцами и начальством? Признаешься ли в своих неудачах, слабостях? Если да, то можешь быть уверенной, что твои промахи уже взяты на заметку. Интриган постарается использовать их против тебя. Отсюда вывод – задушевные разговоры нужно оставлять для самых близких людей, а в офисе–поддерживать дружеские деловые отношения.
Самое главное – это не отчаиваться и не принимать все близко к сердцу.
У менее чувствительных и ранимых людей больше шансов сохранить уверенность и обезоружить интригана своей «непробиваемостью».
Какие же используют любители «подковёрной игры» в борьбе против нас, и в подобных ситуациях? Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.
Как овладеть искусством офисной политики?
Ты убежден, что обойдешься без подковерных игр и сможешь добиться успеха только благодаря своим профессиональным качествам. Не будь наивным. Если ты хочешь сделать карьеру, тебе придется усвоить правила офисной политики. И чем выше ты будешь подниматься по карьерной лестнице, тем больше тебе придется играть по ее правилам. Это реальность. Вот несколько советов о том, как выжить в офисных войнах, не продавая свою душу дьяволу.
— периодически обращайся к начальству за советом. Позволь твоему вышестоящему коллеге думать о тебе как о своем протеже. Тогда, возможно, он выступит на твоей стороне, когда тебе понадобится защита.
— иногда делай одолжения. Например, можешь остаться после работы, чтобы помочь своему коллеге закончить проект в установленный срок. Также не забывай благодарить тех, кто помогает тебе даже по мелочам. Однако не злоупотребляй добрыми делами. Если ты думаешь, что коллеги будут тебе благодарны по гроб жизни, то ты ошибаешься. Подробнее об этом читай далее.
— берись за крупные проекты. Ты можешь потратить много усилий на то, чтобы завершить 15 малозначимых проектов, и никто это даже не оценит. Потрать те же усилия на один крупный проект, и это не останется незамеченным. Только обязательно сделай так, чтобы все вокруг знали, чья это заслуга. Например, ты можешь разослать ключевым сотрудникам для «ознакомления» черновой вариант финального отчета по твоему проекту, чтобы твой босс или коллега-соперник не смогли присвоить себе твои лавры.
Будь в курсе происходящего
Даже если ты стараешься избегать конфликтов, всегда найдется «товарищ», который захочет подорвать твой авторитет. Это может быть, например, твой коллега, который метит на должность, о которой ты давно мечтаешь. Ты сможешь адекватно отреагировать на интриги, если будешь знать имя своего злопыхателя. Вот несколько советов, как определить:
— от тебя скрывают информацию, необходимую тебе для выполнения обязанностей. Узнай, кто стоит за этим.
— тебе не дают достаточно ресурсов для выполнения твоей работы. Узнай, кто стоит за этим.
— на совещании всегда находится коллега, который постоянно не согласен с твоим мнением. Это может происходить не только словесно. Человек просто начинает зевать, закатывать глаза или делать вид, что не слушает, когда ты говоришь.
— когда ты обращаешься к потенциальному недоброжелателю за советом или помощью, он заметно раздражается.
— когда ты беседуешь с потенциальным недоброжелателем один на один, он всегда старается быстро закончить разговор.
Нейтрализуй соперника
Теперь, когда ты знаешь имя соперника, настало время прижать ему хвост. Вот несколько способов, как это сделать:
— информируй своего вышестоящего покровителя. Можешь сказать что-то типа: «Иван Иванович, меня очень беспокоит, что Вася Пупкин раздражен на меня последнее время. Вы тоже заметили это? Следует ли мне что-то предпринять по этому поводу?».
— организуй очную ставку с соперником. Оставшись с ним один на один, ты можешь сказать: «Вася, я заметил, что у тебя какие-то проблемы со мной. Я что-то сделал не так?». Если ты получишь вразумительный ответ, поблагодари его и скажи, что постараешься исправиться. Но если окажется, что никакой веской причины нет, приготовься к бою. Например, ты можешь отреагировать следующим образом: «Петя, в последнее время ты скрываешь от меня важную для моей работы информацию. Пришло время изменить ситуацию или мне придется обратиться с этой проблемой к Ивану Ивановичу».
— сформируй общественное мнение. Поделись с коллегами своей обеспокоенностью по поводу того, что Петя несправедливо пытается оклеветать тебя, преследуя свои эгоистичные цели. Приведи пару конкретных примеров несправедливых поступков по отношению к тебе (в противном случае, ты сам будешь выглядеть вероломным человеком).
Готовь почву для своего повышения
В вопросе продвижения по службе важно не что ты знаешь, а кого ты знаешь. Это тонкая игра, которую тебе придется освоить, если ты хочешь сделать карьеру. Вот несколько советов:
— заручись поддержкой влиятельных коллег. Не фокусируйся только на своем начальстве. Вокруг полно других людей, которые могут сыграть роль в твоей карьере. Для этого тебе нужно наладить взаимоотношения с людьми, контролирующими поток информации в твоей организации. Когда придет время повышения, они замолвят за тебя слово перед твоим боссом.
— пусть коллеги думают, что ты им обязан. Многие думают, что, делая одолжения коллегам, потом получат сторицей. Ошибка! Твои коллеги не хотят чувствовать себя обязанными. Им будет гораздо приятней думать, будто это ты обязан им. Например, используй незначительный совет своих коллег по одному из твоих проектов и скажи им, будто они тебя сильно выручили. Теперь ты «обязан им по гроб жизни». Периодически напоминай им об этом, тогда они захотят держать тебя в стане своих сторонников.
— помоги своему боссу получить повышение. Тебе необходимо подниматься по корпоративной лестнице. Расхваливай своего босса перед рекрутерами, а также перед его начальством, чтобы он получил более выгодное предложение на стороне или повышение в твоей компании и, таким образом, освободил место для тебя.
Если ты будешь грамотно играть в офисную политику, то тебе удастся добиться своих целей, не вступая с кем-либо в открытую конфронтацию. Выигранный бой — это бой, которого удалось избежать.