Подкаст что было дальше
Как подкасты нашли массовую аудиторию в России
Об эксперте: Илья Карпухин, продюсер подкастов «Яндекс.Музыки».
Краткая история русского подкастинга
В США подкастинг давно стал настоящей индустрией — там подкасты собирают огромную аудиторию, их производителей оценивают в сотни миллионов долларов, а в гости к самым популярным авторам приходят президенты (в 2015 году Барак Обама дал интервью подкастеру Марку Мэрону, а в 2020 году в разгар предвыборной кампании Джо Байден побеседовал с создательницей шоу Unlocking Us). Российскому рынку подкастов до этого пока далеко — хотя он развивается больше пятнадцати лет, мы пока находимся в начале пути.
Первый российский сервис публикации подкастов Rpod появился еще в 2005 году. Его создал легендарный «голос» MTV Russia Василий Стрельников, для которого подкастинг был своего рода «пиратским радио». Стрельников пропагандировал подкасты, привлекал новых авторов и пытался развивать рынок. В 2007 году у него появился первый конкурент — сервис PodFM. Но оба продукта сильно опередили время — подкастинг так и не стал по-настоящему востребован.
Причины были как технологические, так и культурные:
В итоге в 2015 году сервис Rpod закрылся. Казалось, что русский подкастинг умер, но это впечатление было обманчивым.
Параллельно с первыми опытами российских подкастеров развивались технологии. В 2012 году Apple запустила приложения «Подкасты» — вскоре все обладатели айфонов получили удобный доступ к этому формату. Слушать подкасты стало удобно. Появление стриминговых сервисов сделало подкасты еще популярнее. Но ранние русскоязычные подкасты (например, «Радио-Т» или Beardycast) были ориентированы на гиковскую аудиторию — люди, которых не интересовали технологии, их почти не слушали.
Перелом произошел в 2017 году с появлением «общечеловеческих» подкастов «Медузы» — за первые полгода выпуски «Медуза в курсе» и «Дело случая» скачали более миллиона раз. Тогда же мы в «Яндекс.Музыке» поняли, что наш сервис — про аудио в широком смысле, а не только про музыку. Так мы приняли решение развивать направление подкастов и другого немузыкального контента. Ставка сработала: за первый год число прослушиваний подкастов выросло в шесть раз.
Год подкастов: главные тренды
Никогда раньше в истории отечественного подкастинга не было таких высоких показателей, как сегодня. По нашим данным, 28% подписчиков «Яндекс.Музыки» хотя бы раз в месяц слушают подкасты — в четыре раза больше, чем в 2019 году. 14% пользователей включают подкасты раз в неделю. Среднее время прослушивания достигло одного часа, а самые преданные слушатели подкастов посвящают им по четыре часа в день.
Для подкастеров 2020 год оказался действительно прорывным: к концу декабря на платформе насчитывалось более 1 тыс. новых подкастов. Можно предположить, что пандемия сыграла в этом росте не последнюю роль. Сейчас на площадке более 6 тыс. подкастов и 254 тыс. выпусков.
По данным «Яндекс.Музыки», самыми обсуждаемыми темами в подкастах в 2020 году стали коронавирус, самоизоляция, игры и родительство. Подкасты хорошо отражают дух времени.
Оказалось, что подкасты — идеальные компаньоны для пандемии, ведь это очень личный формат контента, почти разговор по душам. Они напоминают беседу, в которой можно обсудить книги, ментальное здоровье, отношения и многое другое.
Что ждет подкасты в 2021 году
Рост рынка подкастов продолжится и в новом году — появится больше авторов, проектов и жанров. По сути, российский рынок сейчас повторяет путь, которые англоязычные подкасты прошли несколько лет назад. Там уже образовались объединения подкастеров, своеобразные лейблы, вроде Radiotopia или Headgum. В России этот процесс только начался, а в 2021 году мы увидим больше примеров таких подкастерских артелей. Появление сейлзхауса от студии Tolk Кристины Вазовски — хороший тому пример.
При этом порог входа на рынок будет постепенно повышаться. Дело в том, что увеличение числа профессиональных подкастов приведет к тому, что низкокачественному контенту станет сложнее конкурировать и находить слушателей.
Кроме того, с развитием индустрии ее участникам понадобятся новые ориентиры. Мы начали решать эту задачу и запустили чарт самых популярных подкастов на «Яндекс.Музыке», который будет обновляться ежедневно. Метрика — количество уникальных слушателей подкаста. Для создателей подкастов чарт — новый инструмент продвижения и способ привлечь внимание рекламодателей. А пользователям он поможет открыть для себя новых авторов и узнать, что слушают прямо сейчас.
Снижения количества слушателей ожидать не стоит: люди привыкли к новому формату и продолжат слушать подкасты независимо от внешних условий. Пандемия пройдет, а подкасты останутся.
Автор фото, Reuters
Биржи отреагировали скорее позитивно
Изменения курсов доллара США и евро в начале торгов на Московской бирже в среду были незначительные, рубль относительно стабилен к бивалютной корзине на фоне неоднозначных внешних сигналов, констатирует Интерфакс.
Ссылаясь на экспертов, агентство называет положительным сигналом для рубля «относительное снижение геополитической напряженности» по итогам переговоров Путина и Байдена.
Рынок акций российских компаний открылся в среду ростом. Эксперты связывают его как с положительной динамикой мировых фондовых рынков, так и с «в целом позитивными» итогами переговоров.
Поручения командам
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Кроме того, Байден в четверг собирается поговорить с президентом Украины Владимиром Зеленским и уже проинформировал лидеров Франции, Германии, Италии и Британии о своих переговорах с Путиным, сообщил его советник по нацбезопасности Джейк Салливан.
Байден не давал Путину обязательств, что Украина останется вне НАТО, подчеркнул Салливан. По его словам, в случае вторжения США готовы предоставить дополнительную военную помощь Украине «сверх того, что мы уже предоставляем» и разместить дополнительные силы на востоке Европы.
Байден выразил озабоченность эскалацией ситуации вокруг Украины и «ясно дал понять, что США и союзники ответят решительными экономическими и другими мерами в случае военной эскалации». Так Белый дом описал ту часть разговора, которая касалась санкций.
Автор фото, Reuters
Байден был не один в кабинете, когда говорил с Путиным
Тем временем заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, общавшаяся накануне с американскими сенаторами, заявила, что Вашингтон и его европейские союзники рассматривают «полный спектр вариантов» санкций на тот случай, если Россия нападет на Украину.
«Передышка будет»
Российские эксперты ожидают разрядки в отношениях между Вашингтоном и Москвой.
Кремль с октября, когда появились первые публикации в американских СМИ, отрицает какие-либо намерения нападать на Украину.
Святослав Хоменко, корреспондент Би-би-си, Киев:
«В Киеве итоги переговоров президентов России и США комментируют крайне осторожно.
Некоторые эксперты-международники, с которыми связалась Украинская служба Би-би-си, заявили, что на этот момент информации для любых внятных оценок по этому поводу слишком мало.
Киевские политики отреагировали на виртуальный саммит дежурными комментариями, которые вполне могли быть написаны и до начала переговоров.
Бывший президент Украины Петр Порошенко назвал обнадеживающей готовность американцев усиливать оборонные способности его страны и в дальнейшем. При этом он не удержался от шпильки в адрес президента Владимира Зеленского, призвав его «отказаться от искушения сепаратных переговоров с Путиным, ведущих к капитуляции».
Пост президента быстро собрал несколько тысяч комментариев: кто-то желал Зеленскому доброго утра в ответ, но многие пользователи сетовали, что на следующее утро после переговоров, от которых, возможно, зависит судьба Украины, глава государства мог бы сформулировать и более содержательное сообщение.
Сколько стоит запустить подкаст
Без продюсеров и дорогих микрофонов
В мае 2019 мы с другом Сергеем Ждановым запустили подкаст о личных проблемах — всяких вещах, которые не принято обсуждать, если вы не на кухне с приятелем в 4 часа утра или не у психолога.
Мы говорим об отношениях, призвании, комфорте и суевериях.
Первый выпуск мы записали без студии и дорогого микрофона — и продолжаем так работать. Расскажу, как запустить свой подкаст и сколько это стоит.
Что такое подкаст
Подкасты — это такие аудиоблоги в интернете. Они похожи на радиопередачи, но записаны заранее, чтобы слушатель мог включить их в любое удобное время.
Некоторые подкасты записывают в студиях с профессиональным оборудованием. Но это необязательно: можно записывать подкаст в собственной спальне на простой микрофон. Мы с друзьями делаем именно так.
И важно отметить, что подкастерский рынок молодой и маленький — никто толком пока не знает, что и как делать. Фактически это такой Ютуб 2008 года.
Идея подкаста и первые выпуски
Я и мой друг Сергей Жданов — соавторы рассылки и будущей книги о том, как делать долгие проекты. В какой-то момент мы поняли, что просто писать на эту тему надоело, а все вокруг говорят о модных подкастах. Так появился проект ЛПП — «Легко, просто и подкаст». После нескольких выпусков к нам присоединился Юра Белканов — маркетолог и единомышленник.
На старте мы подумали, что будет здорово, если у каждого выпуска будет одинаковая структура: сначала разбор интересной проблемы, потом обсуждение книги, потом наши рекомендации слушателям по теме. Но оказалось, что регулярные рассказы про книгу звучат натянуто, поэтому впоследствии мы от этой идеи отказались.
Наш подкаст — о личных проблемах. Мы обсуждаем темы, которые обычно замалчиваются: травматичный школьный опыт, тяжесть переездов и отношение к смерти. Для нас это некая личная психотерапия. Как оказалось, слушателям тоже нравятся наши рассуждения. Мы сильно удивились, когда стали получать позитивные отзывы: нам казалось, что подкаст вряд ли заметят.
Мы решили публиковать выпуски подкаста раз в неделю. К еженедельности проще привыкнуть слушателям, а нас она дисциплинирует.
Дальше в статье расскажу, какое оборудование нужно, чтобы записать подкаст.
Микрофон
я заплатил за микрофон для подкастов
Хоть мы и заморочились с микрофонами, я считаю, что можно запускать подкаст с тем, что есть, даже если это простая гарнитура от смартфона. Со временем докупите оборудование.
Каждый голос стоит записывать в отдельный микрофон, чтобы была отдельная звуковая дорожка. Это нужно, чтобы было удобно редактировать запись, удалять лишние шумы, эканье и прочее. Записывать свой голос лучше в наушниках, чтобы микрофон писал только его, а не диалоги друзей на фоне.
Не буду углубляться в подробные описания микрофонов — конденсаторных, динамических, петличек, дорогих или дешевых: я в этом не специалист. Почитайте обзоры или посмотрите видео на Ютубе, которых сейчас множество, и подберите себе микрофон под доступный бюджет.
Единственный совет, который могу дать, — не старайтесь сразу покупать дорогое оборудование. Вдруг процесс не понравится?
Как записать подкаст
Чтобы опубликовать подкаст, нужно его сначала записать. То есть собраться в одной комнате, подключить ноутбуки и микрофоны и нажать на кнопку записи. Или созвониться по Скайпу или через Zoom, если живете в разных городах. Мы так и делаем.
Важно понимать, что запись через Zoom — это другая динамика диалога. Звук может задерживаться, связь может подвисать или вообще обрываться. Но мы справляемся.
стоит подписка на Zoom
Если пишете звук на диктофон, то ничего больше не нужно — просто скидываете записанную дорожку с карты памяти на жесткий диск и приступаете к монтажу.
Иногда программы для записи вылетают, поэтому, чтобы не потерять все наговоренные полтора часа, мы каждые 40 минут сохраняем записанное и запускаем новую запись. Вначале мы экспериментировали над продолжительностью выпусков, но потом поняли, что подкасты слушают не по длительности, а по интересности темы. Сейчас наши эпизоды длятся от полутора до двух часов.
Монтаж звука
После того как подкаст записан, его нужно смонтировать в одну дорожку — с разными голосами, исправленным уровнем громкости, вырезанным эканьем и музыкальными вставками. Профессиональные подкастеры нанимают специальных монтажеров за деньги, но мы занимаемся этим сами, потому что нам нравится процесс.
Лишнее по качеству — это долгие паузы, неуместный мат и речевой мусор, например «короче» и «типа». Лишнее по смыслу — это разговор, который ушел не туда, или повторы. В нашем расслабленном формате такое бывает.
Первый этап монтажа длится в среднем пять часов на полтора часа разговора. Я не делаю прогон за раз, а разбиваю его на итерации в течение недели. Потом добавляю вступление, музыку на подложку, разные звуковые эффекты и песню в конец.
Музыкальное вступление к выпуску у нас всегда одинаковое. Я сделал его из начала одной классной турецкой песни. Фоновая музыка — это миксы, в основном этническое диско. Миксы — это такие большие аудиодорожки, которые диджеи сводят из разной музыки. Я их беру из саундклаудов интересных мне музыкантов. Один из любимых — берлинский диджей Андрес Асторга. Просто захожу в его профиль, нахожу подходящий микс и скачиваю, если есть возможность.
Для меня важна фоновая музыка в подкасте: она создает ощущение, что мы с Сергеем и Юрой сидим в одной студии, а где-то на фоне бубнит радио. Чтобы музыкальная подложка не выбивалась, я делаю ее сильно тише — примерно −20 дБ относительно наших голосов — и увожу высокие и средние частоты. Так получается эффект записи в подсобке ночного клуба: когда что-то на фоне бухтит и бахает, но частоты не пересекаются и не мешают разговору.
Когда часть нашего разговора подходит к логическому завершению, я секунд на 30 делаю микс громче, чтобы вывести его на передний план. Это помогает слушателю переключиться на другую тему.
Какие-то моменты я озвучиваю эффектами, которые скачиваю с сайта freesound.org. Это сайт энтузиастов, записывающих разные звуки. Очень многие звуки из этой библиотеки можно использовать в некоммерческих целях.
Чтобы сэкономить и точно не преступать закон, можно искать бесплатные треки на сайте freemusicarchive.org. Там хранится музыка, которую можно использовать в коммерческих и некоммерческих записях.
Монтировать подкасты можно практически на любом компьютере, звук не требует много ресурсов. Нужно минимум 4 Гб оперативной памяти и 50 Гб свободного места под временные файлы. Внешняя звуковая карта помогает делать записи качественнее, но в самом начале она не нужна. Монтировать лучше в наушниках — я делаю это в обычных эпловских.
Обложка подкаста
Обложка — обязательное требование сервисов для публикации подкастов. Без нее не получится загрузить свою запись. Кроме того, обложка важна для создания ожиданий у слушателя: о чем подкаст, в какой стилистике, нравится она вообще или нет.
Мне захотелось для обложки сделать что-нибудь простое. К каждому выпуску я делаю новую обложку, на которой меняется номер эпизода и положение градиента на фоне и мече. Угол градиента зависит от времени и дня недели. У каждого сезона подкаста свои цвета.
Хостинг и распространение
Хостинг — это интернет-сервис, на который загружается готовый подкаст. Добавленный на хостинг выпуск автоматически появляется в «Эпл-подкастах», «Гугл-подкастах» и в «Спотифае».
Таких сервисов много: Podbean, Podster, Simplecast, Libsyn, Soundcloud, Castbox. У всех разные возможности и стоимость. Расскажу про те, где хостимся мы и куда подкаст в итоге транслируется.
Второй наш хостинг — «Кастбокс». Это самостоятельный сервис с большой базой слушателей, который только недавно стал публиковать подкасты в большие сервисы вроде «Эпл-подкастов». Но там сидит много слушателей, поэтому я стал заливать подкаст и туда. Сервис полностью бесплатный и безлимитный.
Третий хостинг — Anchor. Это еще один бесплатный сервис, где можно даже транслировать запись в прямом эфире. Сюда мы пришли, потому что он добавляет загруженный эпизод в «Спотифай». Это популярный музыкальный сервис, который работает по подписке, вроде «Яндекс-музыки». «Спотифай» пока что официально не работает в России, но тем не менее там много слушателей.
В завершение я загружаю файл на «Яндекс-диск», чтобы оставшиеся слушатели включали нашу болтовню там, где им удобно: в проигрывателе Виндоус, MP3-плеере или в машине на флешке.
Параллельно с загрузкой файлов на хостинги я быстро собираю на своем сайте страницу с коротким описанием выпуска, ссылками на аудиозапись, материалами, о которых мы говорим в эпизоде, и формой отправки денег. Добровольные пожертвования — донаты — помогают нам собирать на «Саундклауд», микрофоны и прочие нужды.
И уже после этого проходит финальный этап публикации: в личных блогах, телеграм-каналах, на Фейсбуке и во Вконтакте.
Первый эпизод нашел свою аудиторию достаточно быстро — мы набрали 500 прослушиваний за день. Наверное, потому, что у нас уже есть узнаваемые проекты, а обсуждаемые темы волнуют многих. Спустя полгода каждый эпизод набирает в среднем по 2 тысячи прослушиваний. Это не так круто, как у флагманов отечественного подкастинга вроде «Норм», Blitz and Chips или «Так вышло» с их десятками тысяч за сутки, но мы довольны.
Как заработать на подкасте
Мне известны четыре способа заработка на подкасте: реклама внутри выпуска, разовые донаты, подписка и живые выступления за деньги.
Рекламодатели в России пока что относятся к подкастам с недоверием и вряд ли придут с деньгами, если вы не автор подкаста «Так вышло» или «Норм», которые собирают десятки тысяч прослушиваний за пару дней. С аудиторией подкастов есть проблема: пока нет точных инструментов, чтобы ее посчитать. Исследований на эту тему очень мало.
Мы сделали один выпуск с рекламой. Я продал ее друзьям, которые занимаются советами по питанию на основании доказательной медицины. Мы как раз писали выпуск про еду, и я подумал, что будет отлично здесь же прорекламировать сервис.
Выпуск прослушали полторы тысячи раз за первую неделю, по реферальной ссылке прошли 16 человек, а купили услугу трое. Не могу сказать, что получилось очень эффективно, но и услуга недешевая. Вложения в рекламу отбились в несколько раз.
получаем в среднем разовыми донатами
Почему мы занимаемся подкастом
В целом работа над подкастом занимает кучу времени и не приносит денег. Но это приятное занятие: слушатели дают хорошую обратную связь, которая поддерживает, а проговаривание важных тем — приятный терапевтический бонус.
Мы зовем в гости интересных нам людей, но отталкиваемся не от персоналий, а от темы. Более того, мы не указываем в названии эпизода имен гостей. В название подкаста выносим цепляющие темы из обсуждения, например:
Больше всего прослушиваний у подкастов про комфорт и отношение к итогам года: около 3500 у каждого. А выпуск о долгих путешествиях как средстве от депрессии получился самым драматичным: в процессе беседы выяснилось, что гость подкаста, бизнесмен и путешественник, на самом деле в серьезной депрессии.
Все деньги в подкаст на начальных этапах вкладывал я. Что-либо зарабатываем на подкасте мы только через донаты. В будущем надеемся на поддержку «Патреона».
Наша сила в том, что мы не пытаемся никого учить жизни, а разбираемся с собственными трудностями — как будто говорим на кухне. При этом у нас достаточно начитанности, насмотренности и кругозора, чтобы не казаться совсем уж тупыми.
Принц Уильям записал подкаст для Apple
Time To Walk (Пора идти) — так называется серия мини-подкастов компании Apple. Она запустила их для пользователей Apple Watch, которые активно занимаются спортом и прежде всего ходьбой. Приглашенные знаменитости разговаривают с пользователями, пока они совершают пешие прогулки ( 25-40 минут), а также делятся тремя своими любимыми песнями.
Сегодня выйдет подкаст с участием принца Уильяма. Он был записан во время его прогулки от Сандрингема до Анмер-Холла. О чем расскажет принц? Конечно будет затронута тема психического здоровья. Уильям поведает о том, почему в его семье все много ходят и гуляют и как это помогает им восстанавливать душевное равновесие. Будут воспоминания о работе спасателя. Именно тогда принц понял насколько важно психическое здоровье.
«Я по сей день не знаю, что на меня нашло тогда. Честно говоря, даже сейчас меня передёргивает от воспоминаний о том, что произошло дальше, и я не понимаю, почему поддался. Но откровенно говоря, когда вам в глаза смотрит Тейлор Свифт, касается вашей руки и говорит: «Пойдём со мной», чувствуешь себя щенком, и я сказал: «Ладно, кажется, это хорошая идея, я иду.»
Расскажет Уильям и о том, какими веселыми были рождественские службы в его детстве: «Скамейки в церкви были развернуты так, что мы сидели друг напротив друга, и временами нам было трудно сохранять серьёзное выражение. Я много раз хихикал во время службы. К счастью, никто меня не снимал в те моменты. Так что мне это сходило с рук. Да и вообще, в Рождество так весело смеяться и хорошо проводить время».
Конечно же будут истории и о собственных детях: «Больше всего меня поражает то, насколько мои дети унаследовали нашу семейную любовь к музыке. Каждое утро у нас происходит целая битва между Джорджем и Шарлоттой, ссоры по поводу того, какую песню слушать этим утром. Мне приходится постоянно объяснять им, чтобы они не спорили. Сегодня очередь одного, завтра будет очередь другого. Так что вы можете представить, какой ажиотаж царит у нас вокруг музыки.»
Какие же три песни выбрал для слушателей Уильям?
1.ТИНА ТЕРНЕР «THE BEST» ( эта песня связана с воспоминаниями о маме. Диана включала ее, когда везла детей в школу после каникул Втроем они пели эту песню в машине, и по словам Уильяма она помогала им поднимать настроение).
2. SHAKIRA «WAKA WAKA» ( эта песня в списке потому, что под нее очень любит танцевать Шарлотта).
3. AC/DC»THUNDERSTRUCK ( эта песня помогает Уильяму просыпаться по утрам и заряжает энергией на весь день).
Почему весь мир помешался на подкастах? Отвечают Blitz and Chips, Zavtracast и «ВКонтакте»
«ВКонтакте» запустила платформу для подкастов, медиа бросились делать подкасты, издания про бизнес обсуждают подкасты. «Афиша Daily» расспросила директора по росту «ВКонтакте», зачем им все это, а также попросила создателей Blitz and Chips и Zavtracast объяснить, почему все внезапно полюбили слушать длинные аудиошоу и что с ними будет дальше.
Подкасты
Почему люди начали слушать длиннющие разговоры на полтора часа
В 2018 году, в мире 60-секундных видео в инстаграме, люди слушают, как по полтора часа обсуждают сериалы, игры и новости. О буме подкастов чаще всего говорят в США: в 2017 году американские подкастеры установили рекорд и продали рекламы на 314 миллионов долларов. Это небольшая цифра — фейсбук за тот же год заработал почти 40 млрд долларов, — но она быстро растет: в 2016 году этот показатель был на 86% меньше. Число слушателей подкастов тоже увеличилось — по крайней мере, в США. За последние десять лет количество взрослых американцев, которые слушают подкасты хотя бы раз в месяц, выросло больше, чем в два раза: с 9 до 26%.
«Подкасты не тот формат, который конкурирует с привычными типами контента, — говорит директор по росту и исследованиям «ВКонтакте» Андрей Законов, который запускал платформу для подкастов в соцсети. — Они конкурируют с прослушиванием музыки, отчасти с радио».
Если судить по статистике, подкасты считаются медиа с высокой степенью вовлечения — почти половина слушателей доходят до конца всех подкастов, которые начали. При этом обычный выпуск практически любого подкаста длится около часа, иногда — полтора часа.
4 причины, из-за которых подкасты становятся популярными
А также повсеместное распространение смартфонов. Людям легко получать новый контент, искать, подписываться, скачивать, стримить. Аудиофайл на 200 мегабайт? Не вопрос.
А также потребность в его систематизации. Такое было и 20 лет назад — люди смотрели итоговые передачи на телевизоре или читали аналитические статьи в журналах. Подкаст точно так же позволяет получить новую информацию, разложить по полочкам новости и события.
В отличие от видео или текста, подкаст можно слушать, пока делаешь любые дела: за рулем, на пробежке, когда гуляешь с собакой, моешь посуду, убираешься и так далее. Подкаст похож на радио. Только на радио не контролируешь контент, а подкасты дают свободу выбора — что слушать и когда слушать.
Как и в случае с видеоблогерами и радиоведущими, ведущие подкастов вызывают у людей эмоциональный отклик и привязанность. Они начинают доверять их мнению, подмечать черты характера, сопереживать или смеяться вместе с ведущими.
Я не верю в быструю культуру. Мне кажется, говорить, что внимание стало хуже, потребление стало быстрее — это упрощать и искажать действительность. Люди читают книги, люди читают большие тексты, люди смотрят длинные сериалы. Да, наверное, как‑то наше потребление поменялось, но не так, что «внимание у людей, как у золотой рыбки».
В качестве контраргумента против нынешнего бума подкастов в России любят вспоминать, что вот, мол, все уже было десять лет назад: был подкаст Василия Стрельникова, какие‑то IT-подкасты, и что — бума не случилось! Но тогда, во-первых, интернет был совсем-совсем другой, во-вторых, подкастами интересовались, собственно, люди из IT-индустрии, мало было подкастов на широкие темы, general interest, что называется.
Сейчас происходит другой процесс: благодаря «Медузе», благодаря «ВКонтакте» подкасты вышли из этого дурацкого гетто и имеют все шансы ударить во все возможные аудитории, в кучу ниш и одновременно в совсем широкую публику. Я вот всем рассказываю, что есть российский подкаст про крафтовое пиво — правда, классный. Скоро, уверен, появятся — если еще не появились — отдельные подкасты про кофе, про шаурму и специальный подкаст для пекарей. Все, в общем, будет хорошо.
«ВКонтакте»
Зачем большая социальная сеть обратила внимание на маленькую индустрию
Весной небольшая команда «ВКонтакте», которая ранее запускала умную ленту, раздел с рекомендациями и алгоритм «Прометей», брейнштормила и думала, как развивать контентную экосистему и какие новые инструменты дать авторам. Кто‑то вспомнил о подкастах. «Первое впечатление было неочевидным: «ВКонтакте» — это что‑то массовое, а подкасты всегда ассоциируются с чем‑то нишевым», — рассказывает Законов. Но потом разобрались и поменяли мнение: во-первых, подкастов становится все больше, во-вторых, у многих авторов уже были сообщества в «ВКонтакте».
Тогда же Законов начал интересоваться подкастами. В основном он слушает выпуски «Медузы» и Blitz and Chips. Он признается, что последний стал для него одной из причин, чтобы начать делать подкасты в «ВКонтакте».
За несколько месяцев команда из пяти человек разработала основу для подкастов в соцсети. В «ВКонтакте» сознательно запустили платформу с минимальным набором функций — чтобы не уходить в долгую разработку и улучшать подкасты вместе с авторами. «У нас такой запуск — в формате MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт. — Прим. ред.)», — говорит Законов.