Подчеркните верный ответ правда ли что былины это произведения

Проверим себя и оценим свои достижения, с. 19 – 22

Сен 18

Подчеркните верный ответ правда ли что былины это произведения

Проверим себя и оценим свои достижения, с. 19 – 22

Летопись — запись по годам исторических событий, производимая современником.

Былина — русская народная эпическая песня о богатырях.

Житие — повествование о жизни святых.

До того как стать монахом, Сергий носил имя Варфоломей, которым назвали его при рождении. С ребёнком Варфоломеем произошли три чуда, которые указывают на то, что ребёнок избран Богом. Ещё до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал во чреве матери, младенцем он отказывался от молока по средам и пятницам, которые являются постными днями в православной религии, и в эти дни нельзя есть мясную и молочную пищу; в отрочестве он обрёл дар понимания грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.
Сергий Радонежский был крупным церковно-политическим деятелем своего времени, который сделал немало для укрепления власти великих московских князей. И эта политическая деятельность преподобного Сергия не осталась без внимания. Объективно положительным моментом в деятельности Сергия Радонежского явилась поддержка им московского князя в его борьбе за первенство Москвы, за объединение русских земель в единое государство. Стремление к созданию единого общерусского государства было, несомненно, исторически прогрессивным. И деятельность Сергия Радонежского в поддержку престола московских князей носила прогрессивный характер. Православная же церковь считает его главной заслугой то, что он был крупнейшим организатором монастырского строительства на Руси. Это в конце концов основное для православных церковников.

Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины. Он бесстрашен, полон сил и отваги, верит в победу над врагом, проявляет силу духа. Илья сам выбирал себе путь в жизни, он был уверен в том, какой дорогой по жизни нужно идти, поэтому и побеждал. Стерев старую надпись на камне, он, таким образом, перечёркивал чужое предписание, утверждая свою позицию, свой сценарий жизни. Илья — воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека.

Герой оказывается перед выбором, который предначертан на камне. В первой поездке Илья побеждает разбойников. Он одерживает победу над врагами земли Русской. Во второй поездке он освобождает пленников и наказывает злодейку. Он отказывается от богатства и возвращается в Киев-град нести свою службу ратную, а на золото и серебро строит три белокаменные церкви, остальное раздаёт бедным и обездоленным.

Отношение автора к своим героям, его чувства наиболее отчётливо проявляются в языке произведения. Автор хотел рассказать о лучших качествах Ильи Муромца. Не только о его могучей силе, но и о смекалке, которой Илья обладал, прозорливости и желании помогать бедным и обездоленным. Автор как бы восхваляет богатырей, называет их «славнорусскими богатырями» и гордится тем, что Илья идёт «на великий богатырский дозор». Речи богатыря полны решимости и достоинства, они передают мужество, уверенность и силу духа героя; автор гордится героем, поэтому пишет о нём с некоторым торжеством и пафосом. Автор как бы даёт нам понять, что все поездки Илье даются легко, не случайно он употребляет в названии былины слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «поездочки». В него вкладывается большой смысл: Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, что с любым врагом он справится играючи. Употребляя слово «поездочки», автор как бы ещё больше приподнимает богатыря в глазах читателя, восхищается его силой и умом.

Я испытываю восхищение героем, гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.

Богатыри в давние времена были мужественными, бесстрашными, любили родину и всеми силами уберегали её от нападения недруга. Честь, мудрость и любовь – это определения к настоящему богатырю.

Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда ехал богатырь. События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Герой всегда побеждает.
Герой является русским богатырём.
Указывается точное место действия (город Муром, у реки Смородинки, Киев-град).
Совершается подвиг во благо Отечества.
Используется много повторов.

Современный богатырь не одет в кольчугу, не имеет при себе меч и щит. Но он защищает свою родину, уважает старших, женщин и детей. Не причиняет вреда другим людям. Современный богатырь очень сильный и мужественный. Он умный, проявляет гибкость мышления и смекалку. Обязательно обладает военной хитростью и сильным характером. Все его стремления направлены на то, чтобы потеснить противника и победить. Он не свернёт с пути. Современный богатырь предан своей Отчизне.

1. Составь план и расскажи о рукописных книгах.
2. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений».

Источник

ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 40

1. Прочитайте балладу А.К. Толстого «Илья Муромец».

2. Объясните значения слов и словосочетаний: бряцает, булава; богатые сени; нутро.

3. На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?

В произведении «Илья Муромец» автор притягивает внимание читателя к главному герою, описывая его характер через поступки и мысли. По первым строкам можно увидеть ворчливость Ильи:

«И ворчит Илья сердито:

Сам Илья Муромец называется себя неприхотливым, нетребовательным. Он может довольствоваться малым, проявляя самоуважение и гордость:

«Я мужик неприхотливый,

4. Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида?

Илья произносит эту фразу, когда уходит с княжеского двора. Ему чужды пиры, гулянья и роскошь. Все, что ему нужно – кус хлеба. Князья только и делают, что гуляют, а Илья это презирает. Заменить его за столом есть кому, а вот только сила его единственна.

5. Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»?

6. Что и почему заставило «старика» «просветлеть»?

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у князя — в этом заключена жизненная позиция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев лицом, с наслаждением вдыхает запахи природы, воздух свободы, дикой воли и продолжает свой путь.

7*. Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его баллада отличается от первоисточника?

Отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича. »), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

8. Послушайте выразительное чтение баллады. Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать характер героя?

1. Характерным признаком народных песен является наличие постоянных эпитетов. Они прочно прикрепляются к определённым словам и повторяются в различных песнях. Выпишите из приведённых песен словосочетания с постоянными эпитетами.

Масленница дорогая, высок терем, молодочка молодая, сизая голубка, во сыром бору, сизовым крылом, ситцевым платком, дорожка наторенная, красной девки, сударушка любезная, девчонка зарученная, молодой солдат

2. Одной из примет народной песни являются повторы. Внимательно рассмотрите образцы приведённых песен. Выпишите повторы. Какую роль они играют?

3. Какую из приведённых лирических песен исполнял юноша, а какую пела девушка? Аргументируйте свой ответ.

4. Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической?

Лиро-эпическая народная поэзия совмещает в себе особенности лирических и эпических произведений. В ней присутствуют переживания лирического персонажа и одновременно развивается сюжет. Всегда в отличии от лирической песни видны основные элементы фабулы: завязка, кульминация, развязка.

5*. Познакомьтесь с текстами других народных песен. К какому виду народных песен они относятся?

Возвращаясь к теме

Какие фрагменты из «Повести временных лет» вы уже читали? Какие события в них отражены?

«Повесть о Никите Кожемяке»

«Повесть о Константине (Кирилле) и Мефодии»

«Наставления Ярослава Мудрого»

«Поучение Владимира Мономаха»

«Повесть о Вещем Олеге»

1. Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?

-Так как она развивалась и расширялась. Поэтому и стала называться повестью временных лет, тем самым как устоявшиеся название

-Уникальность написания, объединение в себе нескольких жанров (как повесть, быль, сказ, легенда и т.п), красочное представление древнерусского фольклора и по праву ценное достояние русской литературы и по сей день

-О передаче исторических событий, что бы об этом узнали и другие. Демонстрация литературного мастерства и как материал для современного изучения

2. В чём состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»?

В чем состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»:

«Повесть временных лет» создана в возвышенном стиле. Так, в стиле монументального историзма рассказывается о периоде правления Ярослава Мудрого и его потомка Всеволода. Автор подчеркивает важность всех битв, вспоминает о былой славе. Удивительным кажется то, что в летописи присутствуют тексты народных преданий, которые служат своеобразной «разбавкой» сюжета.

3. О чём заботились летописцы при создании своего труда?

Летописцы, создавая свои писания, выполняли колоссальный труд. Их работой было описывать все события современности, для того чтобы донести информацию до будущих поколений, бытует мнение, что частично информация искажалась, поскольку живописцы служили у князей и вынуждены были немного приукрашивать деяния своего князя. Она старались, чтобы в их руки попали труды предшественников, исторические документы, включая завещания князей, жития святых и другое, чтобы наиболее точно описать исторические события. Именно об наиболее достоверном воспроизведении событий заботились летописцы.

1. Запишите ключевые слова, которые понадобятся вам для близкого к тексту пересказа этого фрагмента из «Повести временных лет».

2. Как вы думаете, зачем Олег поехал смотреть на кости своего коня?

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

3. Как в этом летописном отрывке раскрыта тема судьбы? Можно ли основной идеей считать мысль о неизбежности того, что предначертано человеку? Аргументируйте свой ответ.

4. «“Повесть временных лет” сдержанна и немногословна», — пишет Т.Н. Михельсон. Подтвердите этот тезис характеристикой языка летописной записи «. И вспомнил Олег коня своего. ».

1. Подготовьте развёрнутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Для своего рассказа заранее подберите и запишите ключевые слова и словосочетания.

В «Повести. » меня более всего тронула судьба Февронии, о ней я хочу написать свой рассказ.

Но, даже став княгиней, Феврония ведет себя скромно и благочестиво. Она уважительно относится к своему мужу, к окружавшим ее боярам. Даже, когда те жестоко выдворяют ее из Мурома, она смиренно уходит, согласившись оставить город, если ее драгоценный супруг последует вместе с ней.

Такая преданность супругу без желания раствориться в нем, кажется мне единственно верным, православным подходом к браку. Может быть, поэтому история о Петре и Февронии смогла пережить века и до сих пор привлекает христиан всего мира своей поразительной чистотой и святостью.

2. Разделите «Повесть. » на части. Найдите в каждой части элементы фабулы.

1. Рассказывается о том, как к невестке П. стал ходить змей в образе её мужа. Пётр убивает его, достав Агриков меч, но заболевает из-за крови змея, попавшей на него.

2. Князь Пётр во время поиска лекаря встречается с Февронией, которая соглашается ему помочь, если тот на ней женится. Лечение проходит успешно. Однако Пётр солгал и отказался женится на Февронии, после чего его кожа вновь покрывается струпьями. Феврония вновь вылечивает его, ставя то же условие. Герои женятся.

3. Муромские бояре выгоняет Февронию из города, которая забирает с собой мужа. Бояре не могут сами справится с управлением, зовут Февронию обратно.

3*. Подумайте, почему Феврония ставит условие: для окончательного излечения Петра ей необходимо стать его женой? Размышление над этим вопросом поможет вам глубже понять образ мудрой святой святой.

Феврония должна была стать женой для полного излечения князя Петра,

потому что брак освящался церковью и жена являлась как бы единым целым со своим мужем, единой плотью, самым близким ему человеком. А с чужим мужчиной она не могла бы стать единым целым.

4. Объясните значения данных слов: чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

Лукавый- хитрый, ловкий.

Обманщик- человек говорящий неправду.

Пронырство- ловкий обман, удачный обман.

Наветы- ложные обвинения.

5. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какие чудеса совершались неоднократно при жизни и после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этих чудес? Какие эпизоды можно считать символическими?

1. Святые хотели быть похороненными вместе. Но люди ослушались их завещания и похоронили отдельно. Спустя ночь, когда открыли оба гроба, оказалось, что они пусты. А тела святых лежали в ином месте в общем гробе.

2. Это символ достоинства брака, любви и верности. Так же это событие может еще раз доказывать святость Петра и Февронии.

3. Символическим является и то, что они дожидались смерти друг друга, желая умереть в один миг. Так, Феврония доделала свое дело до конца (вышивку лика святых) и отправила своему супругу весть о том, что она уже готова преставиться вместе.

Так же святые создали себе общий гроб самостоятельно, возжелав быть похороненными рядом.

6. Можно ли сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте своё суждение.

Я считаю, что Петр и Феврония действительно защищали свои чувства во время жизни и после смерти. Они искренне любили и были верны друг другу до самой смерти.. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнани. Их никак не получилось разлучить. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление стал самодержцем в городе. Их отношения стали примером для многих людей.

7. В чём духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии»? Определите идею произведения.

В повесте о Петре И Февронии главная мысль в супружеской верности. В голове у каждого из супругов не должно возникать даже мысли о том, что где-то есть лучший человек, нежели жена или муж. Каждый должен быть верен друг другу и доверять, несмотря ни на что.

8. Вы уже наверняка обратили внимание на некоторое сходство произведений древнерусской литературы и фольклора. Как это сходство отразилось в тексте «Повести о Петре и Февронии»?

Послушайте фрагмент произведения и подготовьте развёрнутый ответ.

Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

В сюжете «Повести» отчетливо прослеживается сказочное начало – мотивы сказки о мудрой деве и герое-змееборце.

В начале произведения присутствует сказочный персонаж – змей. Он волшебным образом предстает всем в образе князя Павла. Как в сказке, жена князя узнает о смерти змея от него самого: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тут же присутствует следующий сказочный элемент – волшебный меч, который способен погубить неприязненного змея, причем Петр получает его чудесным образом – местонахождение меча ему указывает отрок, явившийся герою в церкви Воздвиженья честного и животворящего креста.

Добро в сказке всегда побеждает зло, Петр также побеждает змея.

Следующим сказочным элементом является награда за исцеление – Феврония в награду за исцеление хочет стать женой князя.

Далее в «Повести» присутствует еще один сказочный сюжетный эпизод – загадки-испытания. Князь хочет, чтоб из пучка льна девушка сделала ему за короткий срок рубашку, штаны и полотенце. Феврония доказывает свою мудрость: просит князя из обрубка полена сделать за короткое время ткацкий станок для работы.

Слова уже княгини Февронии на требование муромских бояр покинуть город: «Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас» вполне подходит для сказки.

Чудесным является и то, что в руках княгини крошки хлеба становятся ладаном, а палки на берегу реки, благословленные Февронией, превращаются в большие деревья.

Не менее волшебным является воссоединение умерших супругов в одном гробу после того, как слуги кладут их в отдельные гробы вопреки их завещанию.

Само построение сюжета «Повести» напоминает сказки: князь женится на простой девушке (правда, в русских сказках чаще царевна выходит замуж за простого крестьянина в награду за его подвиги), его княгиню бояре невзлюбили именно за это, супруги живут «долго и счастливо» и умирают в один день.

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

9*. В чём основные различия произведений устного народного творчества и древнерусских текстов?

Устное народное творчество отличается от древнерусских текстов:

— у древнерусских тестов в отличие от устного народного творчества письменная форма существования;

— произведения устного народного творчества живут во множестве вариантов в отличие от древнерусских текстов;

— произведения устного народного творчества можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. Древнерусские тексты читают.

10. «Повесть о Петре и Февронии» написана русским писателем XVI века Ермолаем (Еразмом). Чем отличается это произведение от летописной записи из «Повести временных лет»?

Между памятниками нет ничего общего, не считая их древнего происхождения. Произведения создавались и были написаны с разной целью. Всем известна повесть о Петре и Февронии. Если не вдаваться в детали, то это картина идеальных семейных отношений, изображенная с целью воспитания. Известно, что это произведения любили и читали, так как жизнеописание святых находило у людей живой отклик.

Летописание «Временных лет» фиксировало по годам исторические события. Что, где, когда? Это древний учебник истории.

11*. В 5 классе вы познакомились с определением древнерусской повести и знаете, что так иногда называли жития — письменные рассказы о жизни святых. Подумайте, можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием.

В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

— Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

— Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

— Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *