Подчеркните что в информационном обществе необходимо человеку для эффективной профессиональной
Информатика. 11 класс
Отличительные черты информационного общества
Укажите отличительные черты информационного общества.
увеличение роли информации и знаний в жизни общества
наличие у большинства населения телевизионной техники
возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте
использование большинством населения средств мобильной связи
Информационное общество
Распределите утверждения по категориям «верные утверждения» и «неверные утверждения».
Верные утверждения
Неверные утверждения
Информация и её виды
Заполните пропуски в тексте.
Информация для человека
Подчеркните, что в информационном обществе необходимо человеку для эффективной профессиональной деятельности.
Умение использования прикладного программного обеспечения в работе.
Знания основных понятий математики и информатики.
Умение программировать на языках разного уровня.
Понимать закономерности информационных процессов в природе и обществе.
Владение совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером.
Способность эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности.
Культура и современные технологии
Зачеркните неверные утверждения.
тормозят прогрессивное развитие человеческой цивилизации
обусловлены эффективностью сохранения и использования большим количеством людей, в том числе в виртуальной форме
обусловлены политикой, проводимой правительствами наиболее развитых стран и руководством транснациональных монополий
предопределены погоней за сверхвысокими доходами транснациональных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере информационных и коммуникационных технологий
обусловлены резким уменьшением стоимости электронных носителей и ростом стоимости бумаги вследствие экологического кризиса
Тенденции в развитии информационных процессов
Выпишите через запятую номера верных утверждений.
К числу основных тенденций в развитии информационных процессов в современном обществе относят:
Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека Практикум
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока информатика для 1АС, 1БС, 1ВС. Гавринев Е.В.
Тема: Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека Практикум
Цель: познакомить студентов с видами профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
познакомить с видами профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающими ее техническими и информационными средствами
развивать умение синтезировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сведения о профессиях, занятых в информационной сфере
воспитание интереса к предмету.
Оборудование: ПК, раздаточный материал.
Мотивиро-вание к учебной деятельнос-ти
Приветствие, проверка посещаемости
Приветствие. Подготовка к уроку.
Что изучали на прошлом уроке?
Что нового интересного вы взяли для себя с прошлого урока?
К. выражение собственного мнения, аргументирова-нный ответ
Сегодня на уроке мы изучим новую для вас тему. На этом уроке вы узнаете знаменитых людей в области информатики, узнаете о информационной деятельности человека, и самостоятельно будете работать с информацией. Кто может сформулировать тему, цель и план урока?
Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека
Цель: познакомиться с профессиональной информационной деятельностью человека. План1. Определить тему урока, 2. Познакомиться с теоретическими сведеньями. 3. Выполнить практическую работу. 4. Подвести итог урока
Р. Целеполагание, планирование
Открытие новых знаний
Работа с учебником + объяснение преподавателем.
Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией.
На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и так далее), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.
Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще с древности — с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).
Начиная примерно с XVII века в процессе становления машинного производства на первый план выходит проблема овладения энергией (машины и станки необходимо было приводить в движение). Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды, а затем человечество овладело тепловой энергией.
В конце XIX века началось овладение электрической энергией, были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине XX века человечество овладело атомной энергией, в 1954 году в СССР была пущена в эксплуатацию первая атомная электростанция.
Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество. С конца XIX века для передачи информации на дальние расстояния по проводам стали широко использоваться телеграф и телефон, а в XX веке — электромагнитные волны (радио, телевидение).
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становится творческим, интеллектуальным и так далее.
В настоящее время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся на ближних подступах к нему.
В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ), которые могли автоматически по заданной программе обрабатывать большие объемы информации, были созданы в 1946 году в США (ЭНИАК) и в 1950 году в СССР (МЭСМ). В 40-60-х годах производство ЭВМ измерялась единицами, десятками и, в лучшем случае, сотнями штук. ЭВМ были очень дорогими и очень большими (занимали громадные залы) и поэтому оставались недоступными для массового потребителя.
Массовое производство сравнительно недорогих персональных компьютеров началось с середины 70-х годов XX века с компьютера Apple II (с этого компьютера начала свое существование фирма Apple). Количество производимых персональных компьютеров начало составлять десятки тысяч в год, что по тем временам было колоссальным достижением.
В начале 80-х годов приступила к массовому производству персональных компьютеров корпорация IBM (компьютеры так и назывались IBM Personal Computer — IBM PC). Достаточно скоро IBM-совместимые компьютеры стали выпускать многие фирмы, и их производство достигло сотен тысяч в год. Ежегодное производство персональных компьютеров постоянно росло и в 2000 году превысило 150 миллионов.
Персональный компьютер постоянно совершенствовался, стал доступен массовому потребителю.
В настоящее время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к использованию их в информационных сетях.
Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за всю свою историю. Развитие глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы. В 1981 году в сети Интернет насчитывалось лишь 213 компьютеров, к концу 80-х годов количество подключенных к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, однако наиболее быстрый экспоненциальный рост их количества происходил в 90-е годы.
По количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации отдельных стран. Наибольшее количество серверов зарегистрировано в доменах административного типа, которые находятся в основном в США (около 104 миллионов серверов), на втором месте, с большим отставанием, Япония (7,1 миллионов серверов), Россия занимает в этом списке 24-е место (около 400 тысяч серверов).
Развитие глобальной компьютерной сети требует наличия каналов связи с высокой пропускной способностью. Основой глобальной компьютерной сети Интернет являются магистральные высокоскоростные линии связи, по которым передается информация между региональными сетями. В настоящее время наиболее мощные региональные сети функционируют в Северной Америке, Европе, Японии и Австралии. Они соединены между собой многочисленными оптоволоконными линиями связи с пропускной способностью до 20 Гбит/с и выше.
Внутри региональных сетей информация передается также преимущественно по оптоволоконным каналам с различной пропускной способностью (от 1 до 155 Мбит/с). В региональных сетях часто используются также выделенные линии (медные), а иногда (в пределах прямой видимости) и радиоканалы, пропускная способность которых может достигать 2 Мбит/с.
Население, занятое в информационной сфере.
По данным ООН, в 90-е годы количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось соответственно на 10 и 15%.
Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет. В 2000 году оборот мирового рынка информационных и коммуникационных технологий составил около 1 триллиона долларов. При этом на закупку аппаратных средств было потрачено менее половины этой суммы, большая часть была вложена в разработку программного обеспечения, проектирование компьютерных сетей и так далее.
Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.
Курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, так как готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе.
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.
Создание и редактирование документов с помощью компьютера, то есть овладение офисными информационными технологиями, становится в информационном обществе социально необходимым умением — достаточно просмотреть объявления о приеме на работу.
Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, то есть умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и так далее. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.
Работают с учебником, слушают преподавателя, составляют записи в тетради
П. извлечение необходимой информации
Подчеркните что в информационном обществе необходимо человеку для эффективной профессиональной
В ХХI веке информация превращается в основной предмет человеческого труда: если раньше преобразованию подвергались, в основном, вещественные, энергетические процессы, а информационные выполняли вспомогательную, обслуживающую роль, то в настоящее время тяжести сместились в сторону информации. Насыщенность мира мощными и интенсивными информационными потоками не только значительно трансформирует его, но и приводит к возникновению новой глобальной проблемы, связанной с подготовкой будущих специалистов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира.
В информационном обществе профессиональная деятельность любого специалиста носит ярко выраженный информационный характер, а ее успех во многом определяется готовностью и способностью специалиста воспринимать, критически оценивать и включать в свою профессиональную деятельность непрерывно нарастающий поток информации, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Иными словами, современный специалист должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Подготовка такого специалиста не укладывается в парадигмы образования, свойственной индустриальной цивилизации, необходимы ее качественные изменения [1, c. 273].
Переход к новой стадии социально – экономического развития сопровождается изменениями во всех сферах общественной жизни, изменяется культура, язык, характер социальных отношений.
В связи с этим в современной литературе, и, особенно в периодических изданиях, довольно часто упоминается понятие «информационная культура». Это свидетельствует о возрастающем интересе научного сообщества к данному феномену. Львиную долю публикаций, посвящённых формированию информационной культуры, составляют работы, рассматривающие проблемы высшей школы. Интерес исследователей к этим проблемам вполне понятен. Сегодня уровень информационной культуры специалиста во многом определяет его компетентность, широту профессионального кругозора, темпы роста квалификации. Потребность государства в специалистах высокой квалификации – это одна из главных причин внимания к проблеме формирования этого составляющего профессиональной культуры. Большинство исследователей отмечают, что вуз располагает огромным потенциалом для формирования информационной культуры, отмечают исключительную важность и актуальность этого направления образовательной политики вуза [2].
В условиях перехода к информационному обществу эффективность деятельности социального субъекта по адаптации к новым условиям во многом определяется сформированностью у него навыков и наличием знаний, необходимых для самостоятельного поиска и работы с информацией. Высокий уровень информационный культуры личности становится необходимым для продолжения образовательной и самообразовательной деятельности на протяжении всей жизни.
В научно – педагогической литературе под информационной культурой понимают степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода информации, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передачи, практическом использовании [3].
Приведенные определения указывают на образовательную ценность формирования информационной культуры, так как информационная культура формирует у будущих специалистов целостное отношение к окружающему миру, человеку, информации, технологическому процессу и труду. Являясь важным компонентом различных предметных областей, связанных с развитием и использованием информации, она становится одним из основных элементов образовательного процесса. Более того, информационная культура – это количество, индивидуально характеризующее личность, процесс и результаты его труда.
Информационная культура, призвана сформировать умения восприятия и обработки больших массивов информации, навыки владения современными средствами, методами и технологиями работы и, тем самым, облегчить вхождение социального субъекта в новую культуру. Высокий уровень информационной культуры способствует адаптации членов общества к условиям внешней среды, являясь частью общей и профессиональной культуры. Информационная культура личности формирует тип мышления, необходимый для эффективного выполнения социальным субъектом своих социальных и профессиональных функций в условиях информационного общества. В новом типе мышления преобладает ориентация на саморазвитие и самообучение; новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное поле, позволяющий каждому реализовать свои возможности [4].
Особое внимание нужно уделить формированию информационной культуры студентов вузов. Именно эти молодые люди, после окончания учебного заведения, пополнят ряды информационной элиты. Именно им – будущим работникам интеллектуальной сферы – придётся столкнуться с большими потоками разноплановой информации. Несомненно, высокий уровень образования в какой-то степени помогает человеку адаптироваться к новой информационной среде, но нельзя забывать о том, что, чем сложнее информационная среда, тем больше усилий требуется прилагать для поддержания функциональной грамотности. Также нужно отметить, что любые усилия окажутся малоэффективными, а то и вовсе бесполезными, если у человека не выработаны механизмы, адекватные изменениям в информационной ситуации, то есть, не достигнут необходимый уровень информационной культуры. В современных условиях выпускник вуза должен быть не только специалистом и всесторонне развитой личностью, но и обладать необходимыми знаниями и умениями для сохранения профессиональной и социальной полноценности, а главное, осознанной потребностью в деятельности, направленной на поддержание функциональной грамотности.
Но, несмотря на актуальность данной проблемы, формирование информационной культуры студентов в настоящий момент не является основной задачей высшей школы. Частично она решается при реализации других задач вуза, частично культура формируется вне вуза. как результат совершенствования своих задатков и способностей.
В литературе выделяются следующие компоненты информационной культуры:
– знания о целях, средствах, объекте, результатах, информационных процессах обучения;
– приемы информационной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы (воспроизведение уже достигнутого);
– творчество, т.е. продуцирование информации с использованием информационно – коммуникационных технологий;
– опыт эмоционального отношения к информационной деятельности [5].
Несмотря на то, что информационная культура формируется на протяжении всей жизни, определяющая роль в процессе формирования информационной культуры социального субъекта принадлежит институту образования. Уровень образования социального субъекта в значительной степени определяет уровень информационной культуры, а также задает стартовые возможности для ее самостоятельного формирования после окончания учебного заведения. Условия жизни и деятельности в информационном обществе требуют от института образования усиления внимания к формированию информационной культуры представителей различных социальных групп и, особенно тех социальных субъектов, для которых образовательная деятельность не является основной.
В заключении отметим, что в условиях перехода к информационному обществу степень владения знаниями и умениями, необходимыми для работы с информацией, в значительной мере определяет эффективность выполнения профессиональных и социальных функций. Высокий уровень информационной культуры является необходимым условием для осуществления деятельности по преодолению и профилактике функциональной неграмотности.
Тема 1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека
Цель: Определение и изучение Информационного общества
Информационное общество— общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществеизменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Признаки информационного общества
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационныетехнологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Контрольные вопросы
1. Что такое «Информационное общество»?
2. Эволюция общества использующего информационные технологии.
Тема 2 Понятие информационные технологии.
Цель: Изучение ИТ и их понятие.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.
1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
2. Интегрированность с другими программными продуктами.
3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
К основным видам информационных технологий относятся следующие.
1. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).
Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.
Контрольные вопросы
1. Обозначить основные определения существующих информационных технологий.
2. Назвать возможности ИТ экспертных систем.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 829 ; Мы поможем в написании вашей работы!