Подчеркните что определяет количество тепла на поверхности земли
ГДЗ география 7 класс Коринская, Душина, Щенев Дрофа Задание: § Обобщение знаний по разделу Главные особенности природы Земли
1. Какая зависимость существует между рельефом Земли и строением литосферы?
Рельеф Земли прямо зависит от строения литосферы. Именно геологическое строение территории определяет её рельеф. Например, для складчатых поясов характерны горные системы, а для территорий платформ – равнины.
2. Почему рельеф Земли очень разнообразен?
Рельеф Земли очень разнообразен, так как разнообразно геологическое строение Земли, т.е. на рельеф действуют внутренние силы. Кроме того, на горные породы, расположенные на поверхности Земли действуют внешние силы: выветривание (ветровая эрозия), водная эрозия, действие животных и растений, а также воздействие человека.
3. Каковы закономерности распределения температуры воздуха на Земле?
Распределение температуры воздуха на Земле зависит от количества солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли. Это количество определяется полуденной высотой солнца над горизонтом, то есть зависит от географической широты.
4. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются очень неравномерно?
Осадки распределены на Земле очень неравномерно за счет движения воздуха, которое зависит от поясов атмосферного давления и вращения Земли вокруг своей оси. Пояса атмосферного давления образуются в результате неравномерного распределения солнечного тепла на земной поверхности, а также влияния отклоняющей силы вращения Земли вокруг своей оси.
5. Какова зависимость между осадками, температурами, поясами атмосферного давления, рельефом и господствующими ветрами?
Все приведенные понятия зависят друг от друга. Распределение осадков зависит от господствующих ветров, рельефа и атмосферного давления и температуры. Температура зависит от рельефа (подстилающая поверхность). Пояса атмосферного давления зависят от температуры на поверхности земли. Рельеф зависит от осадков и температуры, так как они оказывают на него воздействие и со временем изменяют его. Господствующие ветра зависят от температуры и атмосферного давления.
6. Какие типы воздушных масс имеются на нашей планете и чем обусловлено их образование?
Типы воздушных масс на нашей планете: экваториальный, тропический, умеренный арктический и антарктический воздух. Образование воздушных масс обусловлено наличием поясов атмосферного давления, общей циркуляцией атмосферы, а главное территорией, где формируются воздушные массы. Именно в зависимости от места формирования воздушные массы приобретают определенные свойства, такие как температура, прозрачность и влажность.
7. Назовите главную причину, от которой зависит распределение температуры воды, солёности, живых организмов в поверхностном слое вод океана.
Распределение температуры воды, солености и живых организмов в поверхностном слое вод океана главным образом с географической широтой, на котором располагается участок океана. Так как именно расположение относительно географической широты определяет основные факторы, влияющие на данные параметры: осадки и испаряемость, температура вод.
8. Какую роль играют океанические течения во взаимодействии океана и суши?
Океанические течения играют важную роль во взаимодействии океана и суши, так как они в значительной степени влияют на климатические условия прибрежных территорий материков, принося с собой различные воздушные массы. Холодные течения приносят сухой воздух и делают климат территории более сухим, могут формироваться береговые пустыни (например, холодное Бенгельское течение – пустыня Намиб; теплые океанические течения увлажняют и смягчают климат территорий, например, Северо-Атлантическое течение смягчает климат Северной Европы).
9*. Как вы понимаете утверждение: «Солнце — вот что движет воды океана»?
Утверждение «Солнце – вот что движет воды океана». Это утверждение говорит о том, что благодаря поступлению солнечных лучей на поверхность океана на разных широтах, поверхностные воды океана прогреваются по-разному, поэтому формируются градиенты (разницы) температур, что приводит поверхностные воды океана в движение. Также это можно рассматривать с точки зрения формирования поясов атмосферного давления (из-за различного количества поступления солнечного тепла), так как из-за формирования постоянного движения воздушных масс (западных ветров, пассатов) происходит и движение поверхностных вод океана.
10*. С какими круговоротами вы познакомились, изучив этот раздел? Какие из них происходят в атмосфере; в океане; между атмосферой и океаном; океаном и сушей; в живых организмах?
При изучении данного раздела я познакомился со следующими круговоротами: круговорот воды, биологический круговорот, круговорот воздуха. Круговорот воды происходит главным образом между атмосферной и океаном, часть круговорота воды проходит по литосфере (речной сток в океан). Биологический круговорот проходит в живых организмах (растения и животные), в нем также участвует и литосфера, так как остатки живых организмов и растений минерализуются в почвах. Также в нем участвует и гидросфера, так как органические остатки накапливаются и в водных объектах, а водная растительность и организмы могут использовать их для дальнейшего преобразования вещества и энергии. Круговорот воздуха проходит в атмосфере за счет постоянного движения воздуха в тропосфере и в значительной степени является частью круговорота воды.
11*. Согласны ли вы с утверждением, что Земля — это океаническая планета и её следует называть Океанией?
Я согласен с утверждением, что Земля – это океаническая планета и её следует называть Океанией. Так как большая часть поверхности покрыта водами Мирового океана. Именно океан в большей степени формирует климатический облик Земли, именно в океане зародилась жизнь.
12. Что называется географической оболочкой? Чем она отличается от других оболочек Земли?
Географической оболочкой называют оболочку Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера. Географическая оболочка отличается от других оболочек Земли, тем, что объединяет все остальные геосферы Земли. Только здесь присутствуют вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии, что важное для всех процессов, происходящих в географической оболочке, и прежде всего для возникновения жизни. Только здесь у твёрдой поверхности Земли возникла сначала жизнь, а затем появились человек и человеческое общество, для существования и развития которого имеются все условия: воздух, вода, горные породы и полезные ископаемые, солнечное тепло и свет, почвы, растительность, бактериальный и животный мир.
13. Каким образом осуществляются взаимосвязь и взаимопроникновение компонентов географической оболочки друг в друга?
Взаимосвязь и взаимопроникновение компонентов географической оболочки друг в друга осуществляется за счет круговорота вещества и энергии между её составными частями. На все круговороты вещества и энергии влияют внешние силы (космос, энергия солнца), а также непосредственно внутренняя энергия Земли.
14. Какова роль живых организмов в географической оболочке?
Роль живых организмов в изменении географической оболочки очень велика. Так как с момента появления живые организмы постоянно изменяют среду своего обитания – географическую оболочку, воздействуя на литосферу (биологическое разрушение горных пород), гидросферу (могут менять состав воды) и атмосферу (растения фотосинтетики изменили состав атмосферного воздуха, обогатив его кислородом). Кроме того, человек, как живой организм, продолжает изменять географическую оболочку. Его воздействие настолько велико, что процессы изменения происходят значительно быстрее, однако чаще они носят негативный характер (изменение рельефа, загрязнение гидросферы и атмосферы, почв, вырубка лесов и истребление животных).
15. Что такое природный комплекс? Приведите примеры крупных и мелких ПК.
Природный комплекс – это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Крупные природные комплексы: материки, океаны (части материков, моря, пустыни). Мелкие природные комплексы: озеро, болото, лес, луг, опушка леса, морской залив, речная долина, пойма, овраг.
16. Почему важно изучать природные комплексы?
Природные комплексы необходимо изучать, так как благодаря их изучению формируются знания о взаимодействии компонентов природного комплекса, движению вещества и энергии, кроме того, переходя от мелкого к крупным возможно формирование основных законов природы и прогнозирование изменений географической оболочки и её компонентов. Изучение природных комплексов важно в современности, так как окружающая среда испытывает значительное негативное воздействие от деятельности человека, изучая их, возможна грамотная оценка и ликвидация негативного воздействия человека.
17. В чём заключается сущность закона географической зональности?
Сущность закона географической зональности состоит в последовательной смене природных зон при движении от экватора к полюсам. Это связано с характером распределения солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли, а также неравномерностью увлажнения.
18. Чем отличается широтная (географическая) зональность от высотной поясности (зональности)?
Широтная зональность отличается от высотной поясности (зональности) тем, что широтная зональность определяет смену природных зон из-за изменений климатически х условий, связанных с изменением географической широты (уменьшение поступающего количества солнечного тепла от экватора к полюсам). Изменение климатических условий при высотной поясности связано с изменением высоты местности относительно уровня мирового океана и связано с изменением давления и температуры при увеличении высоты.
Контрольные тесты по географии в 6 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Итоговый тест по географии за 6 класс
1. Слово «География» в переводе с греческого означает:
г. это вообще не греческое слово.
2. Какая из перечисленных планет не входит в планеты земной группы?
3. Полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за:
б. 365 дней 8 часов
г. 365 дней 6 часов
4. Какого значения не может быть у широты:
5. Географическая широта – это расстояние от:
б. Северного полюса;
в. начального меридиана;
6. Количество света и тепла приходящее на поверхность Земли зависит от:
б. угла падения солнечных лучей;
в. высоты над уровнем моря;
г. нет правильного ответа.
7. Смена дня и ночи происходит из-за:
а. вращения Земли вокруг своей оси;
б. вращения Земли вокруг Солнца;
в. наклона оси вращения Земли;
8. 22 июня называется:
а. зимнее солнцестояние;
б. осеннее равноденствие;
в. летнее солнцестояние;
г. весеннее равноденствие.
9. Географическая карта – это:
а. чертёж местности;
б. рисунок местности;
в. модель местности;
10. Длина моста на плане в масштабе 1 : 800 составляет 2 см. Какова его длина на местности:
11. Рельеф местности на карте показан способом:
а. качественного фона;
г. знаками движения.
12. Определите по карте расстояние на
местности по прямой от родника до церкви.
Измерение проводите между центрами
Полученный результат округлите до десятков
Ответ запишите в виде числа в бланке рядом с
Определите по карте, в каком направлении от
башни находится родник.
Ответ запишите в бланке рядом с буквой «б».
13. Отличием материковой земной коры от
б. наличие магматических горных пород;
в. наличие осадочных горных пород;
г. наличие метаморфических горных пород.
14. Наука, изучающая землетрясения, называется:
15. Из всех гор планеты Анды самые:
Какова средняя температура суток? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «а».
Какова амплитуда температур? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «б».
17. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:
а. вода медленно нагревается, но и быстро остывает;
б. вода быстро нагревается, зато медленно остывает;
в. вода быстро нагревается, но и быстро остывает;
г. вода медленно нагревается, но и медленно остывает.
19. В каком случае процессы названы в правильном порядке:
а. конденсация пара – выпадение осадков – охлаждение воздуха;
б. выпадение осадков – охлаждение воздуха – конденсация пара;
в. охлаждение воздуха – выпадение осадков – конденсация пара;
г. охлаждение воздуха – конденсация пара – выпадение осадков.
20. Воздушные массы это:
а. большие объёмы воздуха не отличающиеся своими свойствами;
б. большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами;
в. небольшие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами;
г. небольшие объёмы воздуха не отличающиеся своими свойствами.
а. состояние атмосферы в данное время и в данной местности;
б. состояние стратосферы в данное время и в данной местности;
в. состояние тропосферы в данное время и в данной местности;
г. состояние верхних слоёв атмосферы в данное время и в данной местности.
22. Мировой океан состоит из:
б. заливов и проливов;
в. из всего перечисленного;
г. нет правильного ответа.
23. По территории Северной Америки протекает река:
24. Река НЕ может брать начало из:
а. область распространения растений;
б. область распространения животных;
в. область распространения жизни;
г. Нет верного ответа.
26. Смена природных зон подчиняется изменениям:
27. Установите соответствие между природным комплексом и растениями:
а. саксаул 1. пустыня
б. осина 2. широколиственный лес
г. верблюжья колючка.
28. Установите соответствие между природным комплексом и животными:
а. бурый медведь 1. хвойный лес
б. морж 2. арктические пустыни
в. бурундук г. белый медведь
Итоговый тест по географии за 6 класс
1. Географические сведения можно получить:
в. с географических карт;
г. с помощью всего перечисленного.
2. Какая из перечисленных планет не является планетой гигантом?
3. Наклон оси суточного вращения Земли составляет:
4. Какого значения не может быть у долготы:
5. Географическая долгота – это расстояние от:
б. нулевого меридиана;
в. начального меридиана;
г. верны все варианты.
6. Количество тепла и света получаемого земной поверхностью убывает от:
а. нулевого меридиана на запад;
б. нулевого меридиана на восток;
в. полюсов к экватору;
г. экватора к полюсам.
7. Смена сезонов года происходит из-за:
а. вращения Земли вокруг своей оси;
б. вращения Земли вокруг Солнца;
в. наклона оси вращения Земли;
8. 23 сентября называется:
а. зимнее солнцестояние;
б. осеннее равноденствие;
в. летнее солнцестояние;
г. весеннее равноденствие.
9. Масштаб записанный в виде: в 1 см – 100 м. это:
а. численный масштаб;
б. линейный масштаб;
в. именованный масштаб;
г. буквенный масштаб.
10. На плане указан масштаб «в 1 см – 8 м.». Ему соответствует численный масштаб:
11. Месторождения полезных ископаемых на карте показаны на карте способом:
а. качественного фона;
г. знаками движения.
12. Определите по карте расстояние на местности
по прямой от родника до дома лесника.
Измерение проводите между центрами
Полученный результат округлите до десятков метров.
Ответ запишите в виде числа в бланке рядом с
Определите по карте, в каком направлении
от родника находится геодезический знак.
Ответ запишите в бланке ответов рядом с буквой «б».
13. К топливным полезным ископаемых
14. Район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом землетрясения – это:
а. очаг землетрясения;
в. сейсмическая зона;
г. тектонический разлом.
15. Из всех гор планеты Гималаи самые:
Какова средняя температура суток? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «а».
Какова амплитуда температур? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «б».
17. Наибольшее атмосферное давление наблюдается на:
а. суша медленно нагревается, но быстро остывает;
б. суша быстро нагревается, зато медленно остывает;
в. суша быстро нагревается, но и быстро остывает;
г. суша медленно нагревается, но и медленно остывает.
19. В каком случае процессы названы в правильном порядке:
а. охлаждение воздуха – конденсация пара – выпадение осадков;
б. выпадение осадков – охлаждение воздуха – конденсация пара;
в. охлаждение воздуха – выпадение осадков – конденсация пара;
г. конденсация пара – выпадение осадков – охлаждение воздуха.
20. Влажную погоду приносят воздушные массы:
а. многолетний режим погоды характерный для данной территории;
б. режим погоды за много лет характерный для данной территории;
в. характерный для данной территории режим погоды за много лет;
г. все ответы верны.
22. Гидросфера состоит из:
в. из всего перечисленного;
г. нет правильного ответа.
23. Среди перечисленных морей наиболее солёным является:
24. Бессточное озеро отличается от проточного:
25. Область распространения биосферы охватывает:
б. верхнюю часть литосферы;
в. нижнюю часть атмосферы;
г. всё перечисленное выше.
26. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается:
а. от экватора к полюсам;
б. от полюсов к экватору;
г. нет правильного ответа.
27. Установите соответствие между природным комплексом и растениями:
б. ковыль 2. хвойный лес
28. Установите соответствие между природным комплексом и животными:
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
а) изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном при помощи условных знаков;
б) неровности земной поверхности;
в) уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при по- условных знаков;
г) условные линии, соединяющие точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте.
а) главная река со всеми притоками;
б) место, где река впадает в другую реку, озеро, море;
в) участок земной поверхности, с которого река собирает воду;
г) граница, разделяющая соседние речные системы.
Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:
а) 43 с. ш. и 79 з. д.; б) 19 ю. ш. и 27 в. д.
6. Какое из утверждений верно?
а) Ветер образуется из-за разности высоты территории над уровнем моря;
б) ветер образуется из-за разности давлений на участках поверхности;
в) ветер образуется из-за разности температур на участках поверхности;
г) ветер образуется из-за разности степени освещенности на участках суши.
7. Установите соответствие:
в) имеет широкую долину
г) имеет множество извилин
д) долина узкая, глубокая
е) русло занимает все дно долины
ж) направление меняет плавно
з) часто удобна для судоходства
Область, где сформировались воздушные массы
1.Северный Ледовитый океан
9. Докажите, что все элементы погоды взаимосвязаны.
а) изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков:
б) неровности земной поверхности, представленные двумя основными формами: горами и равнинами;
в) уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков;
г) условные линии, соединяющие точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте.
а) место впадения реки в морс;
б) главная река со всеми притоками;
в) участок земной поверхности, с которого вода стекает в реку;
г) водный поток, протекающий в углублении земной поверхности.
Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:
а) 4 с. ш. и 10 в. д.; б) 1 ю. ш. и 78 з. д.
5. Определите атмосферное давление на вершине горы высотой 5000 м, если • т л ножи я давление 760 мм рт. ст.
6. Какое из утверждений верно?
а) Количество водяного пара в воздухе зависит от температуры подстилающей поверхности;
б) количество водяного пара в воздухе зависит от температуры воздуха и количества влаги на подстилающей поверхности;
в) количество водяного пара в воздухе зависит от количества влаги на подстилающей поверхности;
г) количество водяного пара в воздухе зависит от величины освещенности территории.
7. Установите соответствие:
Характерные элементы описания
а) ветер восточный 4-5 м/с
в) преобладающие воздушные массы арктические
г) незначительная облачность
ж) облака кучево-дождевые
8. Установите соответствие:
Воздушные массы, сформированные над
Несут характерные черты погоды
9. Докажите, что атмосфера играет важную роль в сохранении жизни на Земле.
Ответы на вопросы итого контрольного теста.
Элементами погоды являются: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки. Все эти характеристики являются следствием друг друга, при хорошем нагреве подстилающей поверхности атмосферное давление начинает падать, происходит интенсивное испарение воды, гак как воздух становится легче и устремляется вверх, захватывая с собой молекулы воды в виде пара. На высоте от поверхности земли снижается температура, пар конденсирует, образуются облака, и выпадает дождь.
а) Гвинейский залив; б)вулкан Котопахи.
Становится ниже в 2 раза, примерно 380 мм рт. ст. каждые 10,5 метров вверх давление падает на 1 мм, в нижних слоях тропосферы.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных, контрольных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Отметка «1» ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.