Подчеркнул акции алибабы падают
Квартальный отчет Alibaba Group разочаровал инвесторов, акции рухнули на 10%
Alibaba Group (BABA) отчиталась за 2 кв. финансового 2022 г. (2Q FY22), закончившийся 30 сентября 2021 г. Выручка за квартал подскочила на 29,4% до 200,69 млрд юаней ($31,15 млрд). Если исключить эффект от консолидации сети Sun Art, то рост выручки 16% г/г. Скорректированная прибыль в расчете на 1 ADS с учетом возможного размытия составила 11,2 юаня ($1,74) против 17,97 юаня за 2Q FY21. По данным FactSet, аналитики в среднем прогнозировали выручку 204,1 млрд юаней и adjusted EPS 11,86 юаня. Скорректированная EBITDA рухнула на 26,7% и составила 44,84 млрд юаней ($5,41 млрд). Свободный денежный поток (FCF) 22,24 млрд юаней ($3,45 млрд) против 40,54 млрд юаней за 2Q FY21. Снижение рентабельности бизнеса связано с ростом инвестиций на 12,58 млрд юаней в стратегические направления сегмента e-commerce, в частности в Lazada, Cainiao и Taobao Deals. Alibaba завершила квартал с денежной позицией 443,4 млрд юаней, что на 27,4 млрд юаней меньше, чем по итогам 1Q FY22. Чистый долг отрицательный. Результаты за 1Q FY22 – см. по ссылке.
За первое полугодие финансового 2022 г. (1H FY22) выручка компании выросла на 31,6% до 406,43 млрд юаней по сравнению с 308,81 млрд юаней за 1H FY21. Скорректированная прибыль в расчете на 1 ADS с учетом возможного размытия за 1H FY22 составила 27,84 юаня по сравнению с 32,79 юаня за соответствующий период годом ранее.
Результаты по сегментам. За отчётный квартал выручка в сегменте онлайн ритейла (“commerce”) подскочила на 30,7% до 171,17 млрд юаней. Выручка сегмента облачных вычислений (“cloud computing”) выросла на 33,1% до 20 млрд юаней, кварталом ранее было 16 млрд юаней. Стоит отметить, что сегмент облачных вычислений показал положительную EBITDA по итогам квартала. Доля облачных вычислений в выручке за квартал 10%, а за полный FY21 была 8,4%. Валовые доходы направления «медиа и развлечения» (“digital media and entertainment”) практически не изменились и остались в районе 8,1 млрд юаней.
Число ежегодно активных покупателей (совершивших хотя бы 1 покупку за последние 12 мес.) на всех площадках Alibaba составило 1,24 млрд (+62 млн за квартал), из них 953 млн из Китая. Компания в ноябре провела распродажу, посвященную «дню холостяка» 11.11, по итогам Alibaba отмечает замедление темпов роста продаж и ссылается на рост конкуренции в китайском секторе e-commerce.
Прогноз. Компания прогнозирует рост выручки в финансовом 2022 г. на уровне 20% – 23%. По итогам финансового 2021 г. прогноз предполагал рост выручки почти на 30%.
Комментарии. Отчет нейтральный. С одной стороны рост облачных вычислений и увеличение инвестиций в стратегические направления, а с другой прогноз по замедлению бизнеса и возрастающая конкуренция со стороны других площадок e-commerce. Текущая оценка по P/S примерно 3,3, текущий P/E 21, EV / EBITDA 15. Мультипликаторы весьма низкие. Компания продолжает дешеветь, хотя бизнес растет и темпы роста выше 20%. На компанию продолжают влиять страновые риски, связанные с коммунистическим регулированием высокотехнологичных и финансовых секторов. Наш взгляд на ADS Alibaba не изменился, компания интересна на долгосрочную перспективу.*
ADS Alibaba Group (BABA) входят в состав портфеля SUVE CM.
За время, прошедшее с нашей первой публикации состава портфеля SUVE CM в сентябре 2020, ADS Alibaba Group упали на 47% на фоне роста портфеля на 21%.
Полный список наших инвестиционных идей и актуальная структура портфеля здесь.
Аналитику и все публикуемые нами новости по высокотехнологичным компаниям вы найдёте в нашем телеграм-канале: @SUVECM.
Список всех обзоров квартальных отчётов за 3Q21 по компаниям, акции которых входят в наш портфель, см. по ссылке.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Инвестбанки снижают цель по акциям Alibaba рекордные 18 недель
Курс о больших делах
Сначала регуляторы
Аналитики начали снижать цель по акциям Alibaba еще летом. Тогда власти Китая усилили контроль за крупными компаниями, такими как Tencent, DiDi и TAL Education. Ранее Alibaba также пострадала от действий регуляторов. В конце прошлого года стало известно, что власти проводят антимонопольное расследование в отношении компании. По итогам расследования площадку обвинили в злоупотреблении положением на рынке и выписали штраф на 3 млрд долларов.
Кроме прочего, выяснилось, что многие китайские эмитенты — не китайские, а зарегистрированные в офшорах компании. За такими правительство страны также усилило контроль.
Потом плохой отчет
После квартального отчета, который компания опубликовала 18 ноября, эксперты продолжили пересматривать свои прогнозы. Основной доход ретейлера, которые генерируют цифровые торговые площадки Taobao и Tmall, по сравнению с 2020 годом вырос всего на 3%. Для сравнения: год назад рост составил 20%.
Несвоевременные прогнозы
Прогнозы аналитиков можно учитывать, но вряд ли на их основе следует принимать решения. Часто, как и в случае с Alibaba, эксперты обновляют ожидания постфактум, когда основные риски уже заложены в цену акций.
Несмотря на пересмотр прогнозов, большинство инвестбанков рекомендует акции Alibaba. Так, из 52 аналитиков покупать советуют 47, продавать — один.
Уже 16 декабря Alibaba проведет день инвестора. Вероятно, на мероприятии компания расскажет о будущих точках роста, а также о том, когда окупятся ее стратегические инвестиции в бизнес.
Акции Alibaba упали на 11% после отчета. Что случилось?
Во втором квартале, который завершился 30 сентября, прибыль ретейлера упала на 81%, рост доходов с электронных площадок замедлился, а еще компания понизила прогноз продаж по итогам года.
Курс о больших делах
Основной доход не растет
Выручка Alibaba выросла на 29%, до 201 млрд юаней, или 31 млрд долларов. Это меньше тех 205 млрд, которые ожидали аналитики. Во многом выручка увеличилась за счет консолидации продаж Sun Art. Эту сеть гипермаркетов Alibaba выкупила у «Ашана» в октябре прошлого года. Без учета Sun Art выручка выросла бы значительно меньше — на 16%, до 180 млрд.
В ключевом, коммерческом сегменте выручка выросла на 31%, до 171 млрд. В сегмент входят розничные и оптовые продажи в Китае и за рубежом, доходы гипермаркетов, логистических сервисов и прочее.
Основа сегмента — розничные площадки Taobao и Tmall, которые делают около 40% выручки. Здесь Alibaba зарабатывает на рекламе и комиссиях, взимаемых с продавцов и покупателей. И вот этот доход вырос всего на 3%. Для сравнения: в прошлом квартале рост составил 14%, год назад — 20%.
Все из-за «новых игроков на китайском рынке электронной коммерции и замедления рыночной конъюнктуры», говорит в отчете Alibaba. Вероятно, компания имеет в виду замедление темпов роста китайской экономики. В третьем квартале рост ВВП страны был ниже ожиданий: 4,9 против 5,2%. Это могло сказаться и на потреблении. Еще некоторые аналитики отмечают замедление роста розничных онлайн-продаж в Китае.
Хороший пример. Продажи Alibaba в День холостяка 11 ноября выросли на 8% по сравнению с прошлым годом. Это самые медленные темпы роста с 2009 года. Например, в 2020 году эти продажи увеличились на 26%.
А вот в облачном сегменте ситуация чуть лучше. Здесь продажи выросли на 33%, до 20 млрд. Операционный убыток уменьшился с 5 до 2 млрд.
Инвестиции уменьшают прибыль
Прибыль Alibaba упала на 81%, с 28,8 до 5,4 млрд юаней. Скорректированная прибыль на АДР упала на 38% и оказалась меньше ожиданий: 11,2 против 12,36 юаня.
Прибыль уменьшилась по самым разным причинам. Например, компания заплатила больше налогов, а еще потеряла часть денег на инвестициях в акции других компаний.
Для более точной оценки своих результатов Alibaba рассчитывает показатель adjusted EBITA — скорректированную прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Такой показатель исключает неоперационные и неденежные статьи.
Даже с учетом разных поправок, adjusted EBITA упала на 32%, до 28 млрд. Это из-за «стратегических инвестиций», заявляет Alibaba. Компания вложила 12,5 млрд в свои сервисы, что сказалось на ее прибыли и рентабельности.
Одна из инвестиций — развитие торговли и логистики в маленьких городах с низким уровнем доходов. Вероятно, Alibaba планирует увеличить свою долю рынка. А возможно, это «инвестиции во благо всеобщего процветания».
В конце августа председатель КНР призвал крупные компании поделиться с обществом: вложиться в рабочие места, экономическое развитие, а также поддержать уязвимые группы населения. Alibaba пообещала вложить 100 млрд юаней, или 15,5 млрд долларов, до 2025 года.
И если дело именно в этом, то в ближайшие кварталы китайские гиганты еще «порадуют» инвесторов снижением прибыли и маржи.
Акции падают
Акции Alibaba в медвежьем тренде c конца прошлого года. Тогда китайские власти назвали компанию монополией, а позже выписали штраф на 2,8 млрд долларов. В течение года регуляторы Китая вмешивались в работу остальных компаний вроде DiDi, TAL Education и Tencent, что также сказалось на акциях Alibaba.
Акции Alibaba резко подешевели после публикации отчетности компании
Доходы Alibaba выросли на 29% год к году и составили 200,69 млрд юаней ($31,4 млрд), однако не дотянули до прогноза экспертов, опрошенных Refinitiv, в 204,93 млрд юаней. Выручка компании уже второй квартал подряд оказывается ниже прогноза аналитиков. Скорректированная прибыль на американскую депозитарную акцию (ADS), торгующуюся на Нью-Йоркской фондовой бирже, сократилась на 38% год к году и также оказалась ниже ожиданий экспертов — 11,2 юаня против 12,36 юаня.
Компания также сократила прогноз выручки на текущий финансовый год. Ранее предполагалось, что доходы составят 930 млрд юаней, увеличившись примерно на 29,5% по сравнению с предыдущим годом. Теперь же компания ожидает, что рост составит от 20% до 23% год к году.
Выручка от основного бизнеса — маркетплейса — составила 171,17 млрд юаней, увеличившись на 31%. Рост облачного бизнеса составил 33% — выручка от этого направления выросла до 20 млрд юаней. Несмотря на рекордные продажи в сезон распродаж, приуроченных к Дню холостяка, компания не смогла превзойти ожидания аналитиков по выручке. Общий объем продаж на платформе компании составил 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд) против 498,2 млрд юаней ($77,8 млрд).
День холостяка отмечается в Китае 11 ноября. Дата 11.11, состоящая из четырех единиц, символизирует тотальное одиночество китайских холостяков. В Китае, где серьезно относятся к магии цифр, считают этот день одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.
В этот праздник в последние годы многие китайские торговые центры стали проводить распродажи. В результате дата 11 ноября для китайцев стала аналогом «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» для американцев. Однако обычно период распродаж длится около двух недель, а не только в этот день.
Alibaba отметила, что за 12 месяцев, закончившихся в сентябре, у нее было 1,24 млрд активных клиентов в год. Это примерно на 62 млн больше, чем компания зафиксировала в июне. Общее число активных клиентов Alibaba в Китае составляет 953 млн, за рубежом — 285 млн.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Обзор Alibaba: разбираемся в ситуации с компанией
За последние 5 месяцев акции китайской компании Alibaba (NYSE: BABA) подешевели почти на 23%, и, судя по последним новостям, дела у компании идут не очень здорово. Китайские власти запретили компании проводить IPO финансового предприятия Ant Group и вообще начали антимонопольное расследование. Попробуем разобраться, в чем дело.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
«Ты что-то лишнего тут наболтал»: с чего все началось
24 октября 2020 Ма раскритиковал существующую мировую систему финансовых регуляций и пожаловался на то, что руководство КНР мешает инновациям в сфере китайского финтеха. И вот уже 2 ноября китайские регуляторы запретили Ant Group, где у Alibababa доля 33%, выходить на IPO. После этого Ма надолго исчез, в частности его заменили на позиции судьи в телепередаче Africa’s Business Heroes, и на публике он не появлялся аж до 20 января 2021 года. Все это было в формате «ни ответа, ни привета» — неизвестно, где он был и что делал.
Как победить выгорание
«Talk the talk and walk the walk»: ситуация с Ant Group
IPO Ant Group должно было стать одним из крупнейших в истории: капитализация компании, по предварительным оценкам, составила бы около 300 млрд долларов на старте.
Сейчас Ant Group работает над превращением в полноценную финансовую компанию — с жесткими требованиями к капиталу и высоким уровнем надзора со стороны регуляторов. Собственно, в этом и была претензия властей КНР к Ant Group: компания занималась, по сути, банковским бизнесом, но не регулировалась так же строго, как банки. Компания выдавала краткосрочные займы аж полумиллиарду человек и избегала необходимости соответствовать требованиям к наличию большого капитала в резервах на случай, если заемщики не смогут вернуть долги.
Ну а Ма и его друзья были как раз заинтересованы в сохранении Ant Group старого образца: чтобы и рост как у стартапа, и ответственности не было — ведь такая Ant Group на бирже бы стоила очень дорого. Соответственно, владельцы крупных долей в Ant Group, включая Ма, смогли бы заработать на этом IPO кучу денег. Да и интерес к китайскому финтеху на бирже должен быть большим, учитывая рост объема безналичных платежей в этой стране.
Параллельно развивается сюжет с регуляторами, которые хотят заставить Ant Group поделиться пользовательскими данными с Народным банком Китая. Речь идет о таких вещах, как потребительские привычки и кредитная история.
Скорее всего, компании придется уступить — и сложно сказать, насколько это ударит по бизнесу Ant Group, ведь наличие огромного массива таких данных дает компании определенное преимущество в бизнесе. Вопрос непраздный: чем успешнее Ant Group, тем больше денег Alibaba получит на IPO и тем больше денег Alibaba заработает на Ant до этого — в прошлом квартале Alibaba заработала на этом бизнесе 735 млн долларов.
«…И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными»: правительство КНР против Alibaba
За это время китайские власти успели начать расследование антимонопольных практик Alibaba и фактически приказали Ant Group сосредоточиться на услугах проведения платежей и отказаться от бизнеса по выдаче займов, страхованию и управлению капиталом. А еще недавно появились сообщения о том, что китайское правительство попросило Alibaba продать свои медиаактивы, в частности доли в мессенджере Weibo, гонконгской газете South China Morning Post и медиаплатформе Bilibili — речь идет об активах стоимостью примерно 8 млрд долларов. Правительство Китая собирается выписать компании штраф в районе миллиарда долларов за проявления монополизма.
Обвинения в монопольных практиках скорее справедливы, чем нет. В обзоре Alibaba мы много говорили о том, что компания фактически выступает монополистом и использует свое положение в ущерб другим игрокам на рынке в КНР. Официальная точка зрения выглядит крайне неубедительно: получается, что регуляторы годами не замечали доминирования Alibaba на рынке и потом вдруг проснулись и решили — пора! В связи со всеми вышеперечисленными фактами есть предположение, что Alibaba наказали за болтливость ее основателя и в воспитательных целях решили покошмарить этот бизнес.
На это можно возразить, что китайские власти выразили недовольство монополистскими практиками других крупных технологических бизнесов, в частности Tencent, JD.com и Pinduoduo, и потому давление на Alibaba можно считать проявлением нового курса китайского государства на борьбу с монополиями. Но так как санкций против упомянутых компаний не последовало, есть большая вероятность, что это организованная кампания террора против конкретной компании.
В декабре 2020 даже появились сообщения о том, что Джек Ма готов был отдать правительству целые куски Ant Group, лишь бы от него отстали. Но, как видим, это не очень помогло.