Почва такая хорошая что если посадить в землю оглоблю вырастет тарантас

Т. Ф. Гусакова Альтернативы смысла

Горит бессмыслицы звезда,
Она одна без дна.
А. Введенский.

Первые члены таких рядов являются осмысленными, последующие же падают в абсурд. К осмысленному элементу может добавляться бессмысленный, дискредитирующий все высказывание в целом:
Я прихожу в огонь и ярость / на приближающуюся старость.

В чинарском мироощущении имеют глубокие корни мотивы обратности:
Чтобы было все понятно,
Надо жить начать обратно.

Особое место в этом мироощущении занимает мотив запредельного хождения:
Спустите мне, спустите сходни,
Пойду искать пути Господни.

Т.Ф. Гусакова
Альтернативы смысла

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Выразительные средства языка.Упражнения.

Подготовка к ЕГЭ. Выразительнве средства языка (упражнения)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Выразительные средства языка.Упражнения.»

Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литей­ный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица до­летит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен до­вольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ива­новича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягуш­кой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено в Ев­ропу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем Из телесно­го воска свеча, И луны часыдеревянные Прохрипят мой двенад­цатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои (Н. Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если поса­дить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). И жаль зимы-старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин). 22. Зеле­ная прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляде­лась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича шаро­вары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Го­голь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глу­хой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твар­довский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (В. Маяков­ский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Бла­гословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин). 28. При од­ном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. Если Ваня разойдет­ся, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! При­ятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной ра­достью, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Рос­сия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ (М. Лермонтов). 34. Настоящиймужчина состоит из мужа и чина (А. Чехов). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я виды­вал, как она косит: Что взмах — то готова копна…

Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелинсудьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Пав­ших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Прово­жавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, За­пах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ла­сковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, За­дрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ве­тра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуж­дый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не за­гробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разво­рачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица(эпитет) до­летит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из кар­тофеля. 6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая(эпи­тет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, чтовнуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т. е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафо­ра). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманыпробирается луна (оли­цетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально (эпи­тет) свет (метафора) она. 12.Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпи­тет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал нарозовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета(олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прору­бить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часы деревянные (эпитет) Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи (отрица­тельное сравнение), Мороз-воевода (эпитет) дозором Обходит владенья свои (олицетворение). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (метонимия). 20. Почва такая хо­рошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год выра­стет тарантас (гипербола). И жаль зимы-старухи (эпи­тет), И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора). 22. Зеленая при­ческа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строе­нием (гипербола). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет) По домам идет Европа (синекдоха), Пух перин над ней пургой (сравнение). 25. Телеграф охрип (олицетворение) от траурного(эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы (перифраза=кузнецы) Перед медлительным(эпитет) огнем Российским лечат молотком (ме­тафора) Изделье легкое Европы (перифраза=коляска), Благо­словляя колеи и рвы отеческой земли (вся фразаирония). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез(градация, ги­пербола). 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено (лито­та). 30. Унылая пора! Очей очарованье! (т. е. осень) (перифраза) Приятна мне твоя прощальная (эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (мета­фора). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радо­стью (оксюморон), что яостался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые (метонимия), И ты, им преданный (эпитет) народ. 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (каламбур). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна(гипербола).

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.)2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелинсудь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы(риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, По­любил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь!Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия)ты не дружись.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн(алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте»(алли­терация).

Источник

Из записных книжек А.П. Чехова. Прочитайте, объясните как вы понимаете эти записи.» почва такая хорошая, что если посадить в зем

Из записных книжек А.П. Чехова. Прочитайте, объясните как вы понимаете эти записи.

» почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то вырастет тарантас»

«Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»

Можно ли отнести последнее высказывание к известным вам литературным героям? Если да, то к кому? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Почва такая хорошая что если посадить в землю оглоблю вырастет тарантас

Почва такая хорошая что если посадить в землю оглоблю вырастет тарантас

Ответ:

Даже если сама будет несчастна в семейной жизни. И дело не в богатстве князя, муж из него будет никудышный, он женился для удобства, ведь Троекуров тоже не бедный, у Маши есть наследство. А нарушать слово, данное перед Богом и людьми, Маша Троекрова, княгиня Верейская, не может.

Почва такая хорошая что если посадить в землю оглоблю вырастет тарантас

З моменту виходу друком “Паломництва Чайльд Гарольда” читачі ототожнювали героя поеми із самим автором, хоча Байрон категорично заперечував це, наполягаючи на тому, що герой – вигаданий. Справді, в автора та його героя дуже багато спільного, навіть у біографії. Однак духовний образ Байрона незмірно багатший і складніший, ніж створеного ним персонажа. Проте бажаної “лінії” між поетом та його героєм провести так і не удалося, і в четвертій пісні поеми Чайльд Гарольд уже взагалі не згадується. “В останній пісні пілігрим з’являється рідше, ніж у попередніх, і тому він менш віддільний від автора, що говорить тут від себе особисто”, – зізнався Байрон.

Чайльд Гарольд – це щира, глибока, хоч і дуже суперечлива людина, що розчарувалася у своєму аристократичному середовищі, біжить від нього, жагуче шукає нових ідеалів. Цей образ незабаром став утіленням “байронічного” героя в літературі багатьох країн Європи в епоху романтизму.

Відомий англійський поет Джордж Гордон Байрон став уособленням романтизму не лише у творчості, а й у житті, поведінці. Горда, самотня людина, песиміст, глибоко нещасний у житті й коханні, він став для багатьох європейських романтиків взірцем для наслідування.

Романтична поема “Паломництво Чайльд-Гарольда” – один з найкращих здобутків лірико-романтичного напряму в літературі. В основі поеми лежить ліричний щоденник самого поета. Образ героя, якого Байрон спочатку хотів назвати Бюрюном (середньовічна форма прізвища Байронів), також знаходив майже незамасковані автобіографічні риси.

Психологічний портрет Гарольда відображає настрої самого Байрона. Але цей образ – щось значно більше, ніж психологічний портрет самого поета. Чайльд Гарольд відчуває велике розчарування, безпросвітний сум, утому й пересиченість. Конфлікт його з навколишнім світом непримиренний, але він не втручається у плин подій, усвідомлює себе жертвою долі. У своїй самоті він не шукає підтримки від когось, співчуття до себе. У песимізмі і розчаруванні Гарольда знайшли відображення настрої буржуазно-демократичної інтелігенції Західної Європи після провалу французької революції 1789-1794 рр. Це розчарування було зумовлене не тільки політичною реакцією, а також наслідком втрати віри у можливість здійснення царства розуму, про яке писали і провіщали просвітителі.

На початку твору поет дає характеристику розчарованому героєві. Чайльд Гарольд – юнак, пересичений всіма життєвими насолодами, несе в собі почуття туги й самоти, і бачить вихід тільки в забутті і навіть смерті.

З розвитком поеми ідейний акцент зміщується із зображення Гарольда на зображення народів Південно-Східної Європи, які борються.

Справжнім героєм поеми виступає народ Іспанії, який страждає і бореться, а також поневолений народ Греції. Байрон малює драматичні картини вторгнення в Іспанію військ Наполеона і героїчну боротьбу іспанського народу проти іноземних загарбників. Автор показує підлу роль іспанської аристократії, яка або стоїть осторонь боротьби, або зраджує інтереси свого народу.

Байрон закликає іспанський народ до озброєної боротьби за свої національні права. Автор вітає партизанський рух в Албанії. З розвитком поеми ідея свободи в ній стає ведучою. З’являється надія на світле майбутнє. У мову героя поет також вкладає власні думки про боротьбу, які надають у поемі нової інтонації надії і бадьорості. Автор зображує красу природи тих країн, де побував герой. Та ці описи тісно пов’язані з основною темою. Велична краса природи протистоїть потворності і убогості сучасного суспільного життя. Поет пише:

О, господи, какой здесь рай кругом!

Как небо одарило край счастливый!

Лишь человек рукою нечестивой

Байрон розмовляє із своїм народом його національною мовою, відмовляючись від умовностей і манірності “поетичної” мови класицистів.

Перші пісні “Паломництва Чайльд Гарольда” мали величезний успіх і стали широко відомі на батьківщині поета і за кордоном.

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Выразительные средства языка.Упражнения.

Подготовка к ЕГЭ. Выразительнве средства языка (упражнения)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Выразительные средства языка.Упражнения.»

Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литей­ный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица до­летит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен до­вольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ива­новича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягуш­кой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено в Ев­ропу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем Из телесно­го воска свеча, И луны часыдеревянные Прохрипят мой двенад­цатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои (Н. Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если поса­дить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). И жаль зимы-старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин). 22. Зеле­ная прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляде­лась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича шаро­вары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Го­голь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глу­хой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твар­довский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (В. Маяков­ский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Бла­гословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин). 28. При од­ном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. Если Ваня разойдет­ся, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! При­ятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной ра­достью, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Рос­сия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ (М. Лермонтов). 34. Настоящиймужчина состоит из мужа и чина (А. Чехов). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я виды­вал, как она косит: Что взмах — то готова копна…

Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелинсудьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Пав­ших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Прово­жавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, За­пах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ла­сковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, За­дрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ве­тра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуж­дый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не за­гробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разво­рачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица(эпитет) до­летит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из кар­тофеля. 6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая(эпи­тет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, чтовнуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т. е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафо­ра). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманыпробирается луна (оли­цетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально (эпи­тет) свет (метафора) она. 12.Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпи­тет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал нарозовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета(олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прору­бить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часы деревянные (эпитет) Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи (отрица­тельное сравнение), Мороз-воевода (эпитет) дозором Обходит владенья свои (олицетворение). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (метонимия). 20. Почва такая хо­рошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год выра­стет тарантас (гипербола). И жаль зимы-старухи (эпи­тет), И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора). 22. Зеленая при­ческа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строе­нием (гипербола). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет) По домам идет Европа (синекдоха), Пух перин над ней пургой (сравнение). 25. Телеграф охрип (олицетворение) от траурного(эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы (перифраза=кузнецы) Перед медлительным(эпитет) огнем Российским лечат молотком (ме­тафора) Изделье легкое Европы (перифраза=коляска), Благо­словляя колеи и рвы отеческой земли (вся фразаирония). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез(градация, ги­пербола). 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено (лито­та). 30. Унылая пора! Очей очарованье! (т. е. осень) (перифраза) Приятна мне твоя прощальная (эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (мета­фора). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радо­стью (оксюморон), что яостался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые (метонимия), И ты, им преданный (эпитет) народ. 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (каламбур). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна(гипербола).

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.)2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелинсудь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы(риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, По­любил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь!Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия)ты не дружись.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн(алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте»(алли­терация).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *