Почет и почтение в чем разница между
Словари
Глубокое уважение, почтение, проявляемое по отношению к кому-либо, чему-либо обществом, окружающими людьми.
ПОЧЁТ, почёта, мн. нет, муж. Глубокое уважение, почтение, проявляемое обществом, средой по отношению к кому-чему-нибудь. Встретить кого-нибудь с почетом. Пользоваться почетом. Окружить кого-нибудь почетом. «По заслуге и почет.» погов. Быть в почете у кого-нибудь (пользоваться чьим-нибудь почетом, уважением). Ученые у нас в почете. Орден «Знак почета».
Чувство уважения, почитания, оказываемых кому-л. обществом, окружающими людьми;
Оказать почет юбиляру.
Уважение, оказываемое кому-л. обществом, окружающими людьми.
По реям судов расставлены были матросы в парадной форме, как знак высшего почета виновникам блестящей победы. Сергеев-Ценский, Синопский бой.
У древних персов собаки окружались величайшим почетом, ибо считалось, что в них помещаются человеческие души после смерти. З. Соколова, Культ животных в религиях.
(не) пользоваться популярностью.
Зайти в почёт. Кар. Стать уважаемым. СРГК 2, 126.
почёт, почёты, почёта, почётов, почёту, почётам, почётом, почётами, почёте, почётах
— Уважение, «пригвождаемое» к специальной доске.
— Честь и слава герою.
— Каким уважением окружают?
— Молодым везде у нас дорога, а что старикам?
— Уважение к старости.
ПОЧЕТ, почетный и пр. см. почитать.
сущ., кол-во синонимов: 6
почитание, поклонение, честь; почести, ореол, уважение. Ant. презрение, неуважение, поругание
ПОЧЕТНЫЙ, высокий, святой
ПОЧТЕННЫЙ, солидный, ирон. респектабельный
Syn: почитание, поклонение, честь
Ant: презрение, неуважение, поругание
почесть (оказывать, отдавать, воздавать почести).
честь (это для нас большая #). в чести.
выпадает честь кому что делать.
допустить к алтарю.
Разг. Высок. Приветствие при встрече.
нареч, кол-во синонимов: 3
здравствуйте, здравствуй, мое почтение
Что-л., в своем официальном назв. имеющее эпитет «почетный» (орден, грамота, льгота и т. п.).
Для чернобыльцев на кладбище почётки дали (бесплатное место для захоронения).
Толстая, дебелая женщина.
сущ., кол-во синонимов: 3
сущ., кол-во синонимов: 3
1. С уважением, с почётом.
Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как делающих честь кому-либо, приносящих почет.
Почетно проводить на пенсию.
нареч, кол-во синонимов: 7
Почетно, да уши мерзнут (зимою без шапки стоя).
В настоящее время орден Почетного Легиона вручается за 20 лет беспорочной службы, а также нередко за выдающиеся заслуги в области культуры (практически все известные французские артисты получают эту награду). Отличившимся на поле брани легионерам вручается также Военный крест. Орденом Почетного Легиона награждают и иностранцев, особенно известных деятелей культуры.
Знак ордена Почетного Легиона менялся в соответствии с историческими обстоятельствами. Первая орденская звезда была украшена короной, обрамленной дубовыми и лавровыми листьями, и профилем Наполеона. Во времена Реставрации (см. РЕСТАВРАЦИЯ (во Франции)) Наполеона сменил Генрих IV (см. ГЕНРИХ IV Бурбон), а на реверсе появились королевские лилии. Наполеон III (см. НАПОЛЕОН III) заменил королей женской головкой, символизирующей Республику (так называемая Марианна), которая и остается на знаках в настоящее время.
присвоить почётное звание => обладание, каузация
сущ., кол-во синонимов: 1
ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ (HONOR)
Честь в Библии связывается с такими понятиями, как уважение, почтение, высокое мнение и награда. В современных переводах слово встречается около 150 раз. В образе чести может выражаться мысль о почтении по отношению к вышестоящим: Богу ( 1Цар. 2:30 ; 1Тим. 1:17 ), Христу ( Ин. 5:23 ), императору ( 1Пет. 2:17 ), церковнослужителям ( Флп. 2:25,29 ), старцам ( 1Тим. 5:1–3 ) или родителям ( Исх. 20:12 ; Еф. 6:2 ). Честь может также воздаваться как награда за добродетельное поведение: за почитание Бога ( 1Цар. 2:30 ) или служение Христу ( Ин. 12:26 ); за проявление мудрости ( Притч.3:16 ), благонравия ( Притч.11:16 ), дисциплинированности ( Притч.13:18 ), смирения ( Притч.15:33 ), миролюбия ( Притч.20:3 ), праведности и милости ( Притч.21:21 ). Среди библейских образов чести есть также примеры людей, удостоившихся ее благодаря своим делам: Иосиф ( Быт. 41:41–43 ), Финеес ( Чис. 25:7–13 ), Иисус Навин ( Чис. 27:18–20 ), Соломон ( 3Цар. 3:13 ), Авесса ( 1Пар. 11:20–21 ), Даниил ( Дан. 2:48 ), Мардохей ( Есф. 8:15 ) и апостолы ( Мф. 19:27–29 ).
Почитать кого-то или что-то значит выказывать уважение или воздавать должное авторитету или достоинству объекта почитания. В почтительном отношении выражаются эмоциональная сторона (чувство уважения или высокая оценка) и внешние проявления в виде определенных жестов (поклонов и предупредительности) или конкретных дел (дарование титулов или привилегий). Все эти средства выражения почтения возвышают человека или предмет, которым оно оказывается. Помимо основного значения, образ чести используется в Библии в смысле качества, внутренне присущего некоторым людям или объектам.
Более того, честь рассматривается как с внешней, так и с внутренней точки зрения. К внешней стороне чести относятся положение человека, его богатство и общественное уважение. Внутренняя честь – это благородство и чистота души и характера. В Ветхом Завете эти понятия в ряде случаев совпадают – благословляя Израиль, Бог ожидает от него, что обе эти стороны чести будут идти рука об руку. Когда народы или отдельные люди огорчают Бога бесчестным поведением, Он часто лишает их внешних атрибутов уважения. Со своей стороны, новозаветные авторы проводят четкое различие между этими двумя пониманиями чести и заявляют, что по причине растленности мира в целом те, кому он оказывает честь, обычно сами бывают растленными. Тем самым в Новом Завете подчеркивается, что стремиться надо к обретению личной и внутренней чести, которая будет отвергаться на земле, но приветствоваться на небе.
Для женщин в библейские времена честь связывалась, в первую очередь, с деторождением. Бесплодие было высшим выражением позора, даже более ужасным, чем внешняя непривлекательность (которая тоже была важным фактором). Лия верила в это настолько искренне, что надеялась на благосклонное отношение Иакова, когда родила ему шестерых сыновей; а ее сестра была настолько уверена в этом, что сказала Иакову, что умрет, если не родит ребенка ( Быт. 30:1–20 ). Мать Самуила Анна была любима мужем, но из-за бесплодия считала свою жизнь несчастной. Для таких женщин дети означали обретение уважения, достоинства и безопасного положения, равнозначных финансовому благополучию для мужчин.
Для мужчин в библейские времена понятие о чести было более сложным. В одних случаях честь связывалась с мудростью и умом, достойными восхищения, то есть с качествами, которыми обладали такие люди, как Соломон. В других случаях почитание определялось политическим или общественным положением, часто приобретаемым благодаря мудрости или чертам характера: Иосиф, Мардохей и Даниил стали важными персонами при дворах иноземных царей, так как заслуживали доверия и были хорошими советниками. Третий тип почестей воздавался людям, обладавшим богатством, славой и известностью, таким как Соломон и Навуходоносор. Такие почести были наиболее поверхностными и мимолетными.
Нравственные основания. В Книге Притчей показана взаимосвязь между поведением человека и честью или славой, которая ему воздается. В качестве примеров можно выделить следующие: «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» ( Притч.21:21 ); «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» ( Притч.22:4 ); «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» ( Притч.25:27 ); «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч.26:1 ); «Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь» ( Притч.26:8 ); «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Притч.29:23 ).
Божья справедливость как основание. На протяжении всей Библии Бог демонстрирует желание, чтобы люди соответствовали Его принципу почитания, то есть поклонялись Богу и сами стремились следовать Его системе ценностей. Эта тема повторяется в Ветхом Завете вновь и вновь, когда Бог показывает Своему народу, что благословения исходят от Него и что единственный способ получить их – проявить смирение и почитать Бога. Бог кратко и четко заявил об этом при осуждении Илия: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» ( 1Цар. 2:30 ). Этот урок неоднократно повторяется в Ветхом Завете, но люди медленно усваивают его.
Один из самых ясных примеров можно увидеть, если провести параллель между рассказами о Сауле и Давиде. Саул охотно получал почести сам, но не стремился воздавать должное Богу. Когда Самуил сказал ему о необходимости истребить всю добычу и народ Амалика, Саул оставил себе царя и лучшую часть добычи. Будучи уличенным в грехе, Саул проявил характерные для него пренебрежение Божьей честью и заботу лишь о своем общественном лице. Он сказал Самуилу: «Я согрешил; но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и воротись со мною, и я поклонюсь Господу, Богу твоему» ( 1Цар. 15:30 ). За неуважение к Богу и всепоглощающее желание выставить себя в благоприятном свете перед народом Бог лишил Саула венца и передал его человеку, который следовал Божьей системе почитания.
Давид, со своей стороны, настолько ревностно почитал Бога, что во время возвращения ковчега в Иерусалим, будучи царем, предстал перед всем народом в скудном одеянии и плясал «из всей силы пред Господом». Его жена Мелхола, возмущенная такой публичной демонстрацией, насмешливо сказала Давиду: «Как отличился сегодня царь Израилев. как какой-нибудь пустой человек». На ее насмешку Давид ответил, что он плясал пред Господом. Отношение Бога к этим людям показывает Его мнение о них: Мелхола понесла позор бесплодия, а Давид удостоился чести быть основателем вечного царства ( 2Цар. 6:14–23 ). Бог обещал Давиду: «Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих. и утвержу престол его на веки» ( 1Пар. 17:11–12 ). Смирение Давида и вознесение им хвалы были угодны Богу.
Вместе с тем, даже те, кому Бог даровал мирские почести в виде власти, славы и богатства, должны были понимать границы Его благодеяний. Бог вновь и вновь показывал правителям как Израиля, так и других народов, что почести, которые они получают на земле, должны сопровождаться смирением, ибо все это исходит, в первую очередь, от Бога. Таким образом, Ветхий Завет свидетельствует, что в конечном счете честь принадлежит только Богу и что только Он достоин почитания. Когда Бог положил конец позору бесплодия Анны и дал ей долгожданного сына, она высказала важную библейскую истину: «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли» ( 1Цар. 2:8 ). Продолжая эту тему, псалмопевец уверенно заявляет: «В Боге спасение мое и слава моя», ибо Сам Он полон «славы и красоты» ( Пс. 61:8; 110:3 ). В Пс. 49:23 все эти стихи соединяются воедино: получающие почести должны благодарить за это Бога, ибо «кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня».
Заповедь почитания. Понятие почитание используется в Библии в форме как имени существительного, так и глагола. В Библии содержится множество предписаний почитать то или иное. Превыше всего, разумеется, верующий должен почитать Бога с послушанием и любовью. Вместе с тем, есть многое другое, достойное почитания. Среди прочего это пресвитеры новозаветной церкви, любой человек, обладающий властью (напр., господин раба), и институт брака ( 1Тим. 5:17; 6:1 ; Евр. 13:4 ).
Наиболее часто повторяется заповедь почитать отца и мать. Впервые она была дана Израилю Моисеем, и Иисус повторил ее, назвав лицемерами фарисеев, ссылавшихся на свои законы, чтобы удержать людей от такого почитания ( Исх. 20:12 ; Мф. 15:4 ). На самом деле заповедь была настолько важной для Бога, что любой израильтянин, злословящий отца или мать, подлежал преданию смерти ( Исх. 21:17 ). Родители и другие властные фигуры служили в жизни людей символами верховной власти Бога, поэтому для Бога было крайне важным, чтобы Его народ относился к ним с уважением, послушанием и с внешними проявлениями почтения.
Развитие темы в Новом Завете. В отличие от ветхозаветных образов бесчестья как немедленного наказания Богом гордости, в Новом Завете акцент делается на противопоставлении бесчестью чести, связанной с благочестивым характером и престижным положением. Бог, в частности, осудил фарисеев, которые подобно таким ветхозаветным персонажам, как Валаам и Саул, больше заботились об одобрении их дел людьми, чем о прославлении Бога ( Мф. 23:6 ). Но, в отличие от этих персонажей, гордость фарисеев будет наказана позором лишь при возвращении Христа ( Лк. 14:7–10 ). Поэтому в Новом Завете провозглашается, что единственный путь к вечной «похвале и чести и славе» ( 1Пет. 1:7 ) – развитие истинной и неугасимой веры, дабы «постоянством в добром деле» получить жизнь вечную ( Рим. 2:7 ). Такую вечную славу можно приобрести, только отказавшись от земных почестей, ибо Христос заверил учеников, что любящих Его мир будет ненавидеть ( Ин. 15:19 ). Следовательно, человеческое бесчестье и Божья честь неизбежно сопутствуют друг другу.
В древних обществах понятие о чести было связано с иерархическими общественными и политическими структурами. Новый Завет гораздо демократичнее, и честь в нем рассматривается как качество, которого потенциально достоин каждый человек. Обращаясь к церкви в Коринфе, Павел сознавал стремление ее членов пользоваться почетом в рамках условностей греко-римского общества. Павел отвергал почести мирской мудрости и власти ради «безрассудства» и «немощи» креста ( 1Кор. 1:18 – 2:5 ). Ибо Бог избрал немудрое и немощное мира, чтобы «посрамить» мудрое и сильное ( 1Кор. 1:27 ). Стремление к почестям привело коринфян к судебным тяжбам между верующими. Но Павел устанавливает иные нормы, по которым отстаивать честь в суде позорно ( 1Кор. 6:5 ), а быть обманутым или обиженным почетно. В Теле Христовом, в отличие от гражданского общества в Коринфе, к наименее почетным членам относятся особенно уважительно, ибо Бог «соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение» ( 1Кор. 12:22–24 ).
Иногда в качестве синонима почета используется слово любовь. Павел писал римлянам: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12:10 ). Высшим примером такой почтительности служит Христос: омыв ноги учеников, Он оказал им честь, подчинив собственные интересы их нуждам. Такое уважительное отношение к другим людям связано со смирением, которое, как отмечалось выше, служит самым надежным способом добиться истинного почитания – благородства характера и почетного положения в вечности.
Заключение. Честь – библейский образ высокого уважения и почитания, которых достойны Бог, все человеческие существа и, в особом смысле, такие люди, как родители, старцы и власть предержащие. Помимо дидактических мест, в которых объясняется смысл заслуженных почестей и предписывается их воздавать, в Библии есть примеры людей, удостоившихся почитания благодаря чертам их характера.
См. также: СЛАВА, СТЫД.
Библиография: В. Malina, The New Testament World: Insights from Cultural Anthropology (Atlanta: John Knox, 1981);
H. Moxnes, «Honor, Shame, and the Outside World in Paul’s Letter to the Romans» / The Social World of Formative Christianity and Judaism, ed. J. Neusner et al. (Philadelphia: Fortress, 1988) 207–218.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
почет и уважение
Смотреть что такое «почет и уважение» в других словарях:
УВАЖЕНИЕ — УВАЖЕНИЕ, уважения, мн. нет, ср. Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств. «Оказывал ей всегда большое уважение.» Л.Толстой. «Человек должен чувствовать уважение к самому себе.»… … Толковый словарь Ушакова
УВАЖЕНИЕ — УВАЖЕНИЕ, уважения, мн. нет, ср. Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств. «Оказывал ей всегда большое уважение.» Л.Толстой. «Человек должен чувствовать уважение к самому себе.»… … Толковый словарь Ушакова
почет — ▲ уважение ↑ общественный почет всеобщее уважение. почетный. в почете. почесть (оказывать, отдавать, воздавать почести). честь (это для нас большая #). в чести. оказать честь кому. удостоить, ся (# чести). сподобиться. выпадает честь кому что… … Идеографический словарь русского языка
уважение — ▲ признание (общества) ↑ в отношении, достоинства, личность уважение отношение к добродетели; признание значения чего л. в социальной сфере; дань заслугам (всяческое #. заслужить почет и уважение). уважать ценить правильное в других (# чужие… … Идеографический словарь русского языка
уважение — См. внимание, почтение внушать уважение, в уважение к чему л., оказывать уважение, пользоваться уважением. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. уважение внимание, почтение;… … Словарь синонимов
почет — почитание, поклонение, честь; почести, ореол, уважение. Ant. презрение, неуважение, поругание Словарь русских синонимов. почёт честь, почести Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Почет — Уважение Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого либо, чего либо. Признание важности, значимости, ценности; высокая оценка чего либо. Любовь, пристрастие к чему либо[1] (переносное значение,… … Википедия
почет — ПОЧЁТ а; м. Уважение, оказываемое кому л. обществом, окружающими людьми. Оказывать п. кому л. Окружить почётом. Высокого гостя встретили с особым почётом. Книга почёта (мемориальная книга для внесения имён героев войны и труда, деятелей науки и… … Энциклопедический словарь
Почет — почёт м. Глубокое уважение, почтение, проявляемое по отношению к кому либо, чему либо обществом, окружающими людьми. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Никель — Почет и уважение; посуда никелевая большой выигрыш … Сонник
Что такое почтение или уважение?
Во-вторых, только когда я сам принимаю почтение в уважение других, я могу чувствовать свою значимость и полезность. Несомненно, существует прямая связь с большим количеством людей с приниженным и обедненным представлением о самих себе в нашем обществе и тем, как мы, как общество, преуспеваем в бесчестии. Мы бесчестим Бога и Его Слово, мы копим неуважение к институтам нашего общества, мы презираем прошлое, моральные ценности, родительские права, власть и права других. Неуважение и бесчестье не столько выявляются, сколько прославляются. Многие люди в средствах массовой информации зарабатывают себе на жизнь на этом. Все нужно показать ущербным и лживым, тогда мы пожинаем то, что сеем, как указывает псалмопевец:
Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились3. Псалом 11:9
Но мы также пожинаем результаты и в себе. Мы обесчещены, мы страдаем в области самооценки и самоуважения, мы поражены чувством ничтожности.
Наконец, попытка дать самому себе хорошее представление о себе заводит в тупик. Это невозможно сделать, я не могу воздать себе честь, несмотря на то, что говорят нам все книги по аутопсихологии. Мы зависим, друг от друга, наше представление о себе формируется из наших взаимоотношений. Обедненное представление о себе может выявляться неспособностью создать или поддержать хорошие взаимоотношения с другими людьми, но сначала оно формируется плохими взаимоотношениями или недостатком хороших взаимоотношений, и этот недостаток обычно является недостатком поддержки или почтения.
Мера ценности
Но верна ли эта система оценки, на которой мы строим свои подсчеты по отношению к человеческим существам? Если нет, какую же систему оценки следует использовать? Библейская систем» опенки, применимая к человеку, имеет три измерения ценностей, к которым мы сейчас обратимся.
Внутренняя ценность
Такой тип уважения лежит в центре всех искупительных взаимоотношений, но вы не можете имитировать его и успокоиться на этом. Люди тонко чувствуют отношение. Но если такое уважение присутствует в вашем сердце, я обнаружил, что вы можете быть прямолинейными и резкими в отношении образа жизни людей, насколько это необходимо, и они не почувствуют себя отверженными. Они могут оспаривать ваше суждение, они могут спорить об их частном случае, но они не будут удаляться от вас потому, что вы смотрите на веши по-другому. Но если это уважение отсутствует и в нашем разуме мы смешиваем вместе человека и его образ жизни, тогда мы сталкиваемся с проблемами. Одна из них состоит в том, что осуждая образ жизни, мы также отвергаем и человека. Вторая проблема в том, что желая принять человека, мы не знаем, что делать с его образом жизни. У нас нет ответа к человеку, который говорит: «Ты должен принять меня таким, какой я есть, и это включает мое гомосексуальное поведение, мое пристрастие к наркотикам и мою нечестность. Не смей критиковать их, иначе ты судишь, а христиане не должны судить».
Умение руководить людьми на рабочем месте или в Церкви зависит от того же основополагающего разделения. Возможно, мне придется сказать: «Как человек, я полностью и несомненно принимаю тебя. Как брат или сестра во Христе, я принимаю тебя безусловно. Но я не могу и не буду принимать твой стандарт поведения; что-то необходимо предпринять».
Ценность характера
Сегодня в обществе интеллектуальные способности, спортивные данные, артистический талант, деловой или политический образ и личное дарование оцениваются гораздо выше внутренних качеств характера, и иногда все это используется для извинения или оправдания отсутствия моральных стандартов. Даже Церковь скатывается к стандартам общества, уважая дар и служение более высоко, чем Богобоязненный характер.
В Новом Завете, ударение делается не на дары, возможности или таланты, а на характер. Характер, а не Харизма, является лакмусовой бумажкой. Например, существует очень мало четких указаний о том, что делает пресвитер, или каковы функции дьякона, но очень много внимания уделяется тому, какими людьми они должны быть. Причина этого в том, что их роль, в основном руководящая, то есть они должны устанавливать и формировать стандарты христианской жизни, применяемые в христианской общине. Не многие пресвитеры понимают эту ответственность. Меня однажды позвали в Церковь, которая была заражена проблемами распрей и ожесточения на протяжении многих лет. Они проходили через катастрофы с пасторами, с лидерами, со старшими членами Церкви. Когда мы обсуждали их роль, как пресвитеров, мы наткнулись на истинный корень проблемы. Все время этим людям не хватало смелости действовать эффективно в конкретной ситуации, потому что у них были личные проблемы в той же области. Этого было достаточно, чтобы заставить их замолчать и воспрепятствовать применению их власти. Когда с этим честно разобрались перед Господом, они созвали Церковь, исповедали свою неудачу в попытке вести Церковь в правильном направлении и четко установили Библейский стандарт гармонии и принятия, которые Бог установил для Своего народа. Проблемы прекратились почти мгновенно.
Когда я думаю о характере, я часто думаю о моем отце. Он был рабочим человеком, тружеником всю его жизнь, совершенно неизвестным вне маленького семейного круга и поместной баптистской Церкви, которую он посещал. Но когда он умер, он оставил четырех детей, которые все были христианами, и которые все вступили в христианские браки. Он пошел к своему Богу со столькими ошибками в его жизни, сколько было сорняков в его саду. А садоводство, было его большим увлечением. Я иногда думаю, что еще человек может сделать со своей жизнью, обладая непребывающей ценностью?
Но характер будет иметь ценность для следующего поколения, только если он высоко оценивается настоящим поколением. Если мы создадим мнение, которое оценивает личность выше характера, или успех выше характера, или собственность выше характера, то не удивляйтесь, если наши дети последуют нашему стандарту.