Почему женщин в политике меньше чем мужчин
Женщины в бизнесе и политике: почему им до сих пор тяжелее, чем мужчинам
Уже стереотипным стало мнение, что женщинам в политике делать нечего. Мужчины полагают, что слабый пол должен сидеть дома и растить детей. Великие же свершения надо оставить второй половине – более сильной. Тем не менее история регулярно опровергает этот тезис. Оказывается, на протяжении сотен веков регулярно к власти приходили женщины, оказывая порой значительное влияние на судьбы государств.
Вторая половина 20 века характеризуется прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика – для мужчин, кухня, дети – для женщин.
История женщин-управленцев
Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса.
В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в 5 странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.
Симптоматично, что в странах с многопартийной системой массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону партии означает для нее или победу, или поражение.
Статистика женщин в политике и бизнесе
Так, в таких странах, как США, Бразилия, Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец, к последней группе, где 30–40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея.
Виды бизнеса, где легче всего работать женщинам
При этом, работая, женщина не забывает о семье и находит время для хобби. До 78% опрошенных отдают предпочтение активным видам досуга. Деловые женщины посвящают свободное время в основном спорту и фитнесу (20%), путешествиям (14%) и танцам (8%). Особого упоминания достоин тот факт, что большинство опрошенных женщин (58%) не собираются останавливаться на достигнутом и стремятся к дальнейшему карьерному росту.
Безусловно, существуют виды бизнеса, в которых больше всего представлено женщин. Например, если вы придете в детский садик, то воспитателями там будут женщины, соответственно, и открывают платные детские садики, кружки для детей в основном женщины. Еще одно направление, где тоже достаточно много женщин, это медицина. Обратите внимание, что образовательная деятельность и медицинская деятельность – это лицензируемые виды деятельности, то есть в данных видах деятельности требуется лицензия для ее ведения. Вместе с тем в данных видах деятельности предусмотрены и определенные налоговые льготы.
Новые виды бизнеса, которые ведут женщины
Доступ к образованию и активное вовлечение женщин в высокие технологии и гуманитарные науки (так называемый STEAM) – это те необходимые требования, которые определят равенство возможностей в эпоху цифровизации и позволят женщинам не только в полной мере реализовать возможности четвертой промышленной революции, но и способствовать устойчивому развитию общества.
Женщины на производстве
Также женщины часто используют возможности и льготы, о которых не всегда задумываются мужчины. Например, в настоящее время достаточно много льгот предоставлено в свободных экономических зонах. Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено, что резидентом ППОЭЗ является коммерческая организация (кроме унитарного предприятия), зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особых экономических зон соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне. Под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров.
Резидент данной зоны вправе вести на ее территории только промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике, причем в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Если говорить о видах льгот, то это льготы по применению налога на прибыль и НДС.
Почему женщинам тяжелее, чем мужчинам?
Естественно, для женщин часто встает проблема декрета, отсутствия садов и возможности оставить ребенка в яслях. Фактически многие женщины должны находиться в декрете до 3 лет и не имеют возможности ведения бизнеса в данный период, а если речь идет о многодетных семьях, то, находясь в декрете 6–9 лет, женщина впоследствии не имеет возможности не только начать собственный бизнес, но и просто выйти на работу.
В этой связи еще одной проблемой является неуверенность в себе многих женщин. Существуют стереотипы, что если женщина мать-одиночка, если она воспитывает малолетних детей, если она не вышла замуж, то вести бизнес она точно не может. То есть что бы ни делала женщина, согласно стереотипам она не может вести бизнес. А если женщина и ведет бизнес, то это «мужик в юбке», лишенный чувств и женственности.
Что может помочь женщинам в бизнесе?
Еще одной проблемой бизнеса в целом являются доступные кредиты. Если европейские кредиты предусматривают ставку 1,5–2% годовых и при этом возможно совмещать бизнес-проект с приобретением жилья в ипотеку, то в России даже проценты по ипотечному кредитованию достаточно высоки. А уж получить кредитование под стартап практически невозможно, поскольку банки не видят положительной динамики, отчетности, а компании, которые только начали свою работу, фактически рассматриваются как потенциальные нарушители и компании, получающие необоснованную налоговую выгоду.
Как сформировать глобальное партнерство для расширения экономических возможностей и лидерства женщин?
Безусловно, лидерство как система управления должно, кроме всего прочего, стимулировать инновационное поведение сотрудников, которое в свою очередь обеспечивает постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях. В мире пока формируется ролевая модель женщины-лидера, создается новое понимание стиля политического лидерства и политического общения. К сожалению, инновационное поведение женщины-лидера входит в противоречие с принципами построения большинства институтов/организаций.
Важным представляется для поддержки женского лидерства формирование и трансляция СМИ образов женщин-лидеров. Более 60% объема сообщений в средствах массовой информации уделяется мужчинам, женской тематике отдают последние страницы газет, часто информация на женские темы не сопровождается фотографиями. СМИ чаще показывают женщин в сфере шоу-бизнеса или кулинарных рецептов, а не при обсуждении политических, экономических и общественных проблем. В связи с этим уполномоченным органом разработана информационная стратегия, которая через аудио- и видеоролики, документальные фильмы и газетные публикации покажет женщин, активно участвующих в бизнесе.
В настоящее время вводится механизм квотирования для женщин в политике, однако подобный механизм фактически отсутствует в бизнесе. Очень важно развивать женское предпринимательство в регионах, в сельской местности. И развитию такого предпринимательства будет способствовать и развитие специальных налоговых режимов, например, налогообложение самозанятых граждан в сельской местности, и предоставление определенных преференций, например, на предоставление жилья.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Управленческий патриархат: сколько женщин находится у власти в России
Кратко
В региональных органах власти ситуация лучше — около четверти (25,8%) областных и краевых правительств составляют женщины. Однако среди всех депутатов процент почти такой же, как и в Госдуме, — 16,8%.
Инфографика: Саша Чекмарева / «Утопия»
В региональных органах власти лучше всего женщины представлены в Еврейской автономной области. В местном правительстве должности распределены почти поровну между мужчинами и женщинами, а среди депутатов около 40% женщины. Затем идут Ненецкий автономный округ, Тамбовская, Ивановская и Курганская области.
Большое количество феминизированных администраций и заксобраний сосредоточено на Северо-Западе и Дальнем Востоке России. Политолог Александр Кынев объясняет это тем, что в европейской части страны сильно влияние скандинавских стран, а на Дальнем Востоке из-за низкой явки выборы сосредоточены на социальной сфере, которая в большинстве состоит из женщин.
«Эти женщины в основном представители “социалки”: учителя, врачи и журналисты. Среди них почти нет профессиональных политиков или предпринимателей. Это не женский успех, а традиционное для российских выборов большое участие представителей этой сферы», — уточняет Кынев.
Меньше всего женщин в правительствах республик Северного Кавказа, а также Санкт-Петербурга, Алтайского края и Свердловской области. При этом в заксобраниях наименьший процент женщин в Ульяновской, Свердловской и Омской областях.
«Хуже всего с репрезентацией женщин в аграрных регионах и на Северном Кавказе. Это патриархальные и консервативные во всех смыслах зоны, если женщины и присутствуют в местных правительствах, то сугубо в рамках каких-то квот и никакой роли не играют», — объясняет Александр Кынев.
Инфографика: Саша Чекмарева / «Утопия»
В Санкт-Петербурге всего 9% высокопоставленных должностей в исполнительных органах власти занимают женщины. В Москве руководительниц госструктур больше, но они все равно не составляют треть от общего числа — в столичном правительстве только 19% должностей не заняты мужчинами.
Социолог и старший преподаватель кафедры государственной и муниципальной службы факультета социальных наук НИУ ВШЭ Валерия Уткина объясняет это тем, что в городах федерального значения сосредоточено больше власти, чем в других субъектах РФ, поэтому в них более явно проявляются «стеклянный потолок» (невидимые ограничения, которые мешают занимать управленческие должности) и «липкий пол» (термин, описывающий ситуации, при которых женщины остаются на начальных должностях дольше, чем мужчины). Также в этих городах, и особенно в Москве, распределяют гораздо больше ресурсов, поэтому женщинам в столицах еще сложнее пробиться на высокие посты.
В областях, где сильно развита промышленность, женщины также мало представлены в местных администрациях и заксобраниях. Это связано со «стеклянными стенами» — явлением, которое описывает преобладание мужчин или женщин в той или иной сфере. В промышленности больше заняты мужчины, что также связано со списком запрещенных для женщин профессий. Девушки в России не могут устроиться на работу в сфере металлообработки, нефте- и газодобычи, черной и цветной металлургии, бурения скважин и других отраслях, связанных с добычей и обработкой природных ископаемых.
Топ: Саша Чекмарева / «Утопия»
Почему женщин так мало во власти
В 2018 году Валерия Уткина вместе с социологом Ольгой Исуповой исследовала положение и роль женщин во властных структурах. Они выяснили несколько причин, из-за которых женщины мало представлены в российской политике. Первая — стереотипы о разделении обязанностей: женщины — забота, мужчины — управление. Вторая — двойная и даже тройная нагрузка, из-за которой у женщин не остается времени на полноценное участие в политике. Третья — совокупность сразу нескольких дискриминаций по возрасту и гендерной принадлежности — гендерный эйджизм. Из-за него женщинам труднее устраиваться на работу и продвигаться вверх по карьерной лестнице.
В России, по ее словам, женщинам часто приходится отказываться от работы с гендерными проблемами, чтобы попасть на высокую должность. Даже когда они попадают в министерства и парламенты, это еще не гарантия, что будут озвучены проблемы домашнего насилия, неравной оплаты труда и так далее.
Инфографика: Саша Чекмарева / «Утопия»
Ольга Исупова добавляет, что среди женщин в госструктурах очень сильна самодискриминация: «Среднестатистическая женщина стремится быть как все и обычно имеет семью. Ей кажется, что продвижение по карьерной лестнице убьет ее личную жизнь. Также женщина боится негативного восприятия обществом и сама замедляет свой профессиональный рост».
Как сделать женщин в политике более видимыми
Один из самых распространенных способов увеличить количество женщин в органах власти — квоты. Они могут быть добровольными или предусмотренными законом. Во втором случае квоты могут быть введены как на уровне парламента, так и в избирательных списках партий. Первыми это сделали Швеция, Норвегия и Финляндия.
После выборов 2018 года 46% депутатских мест в шведском парламенте (риксдаге) стало принадлежать женщинам. Также они возглавили больше половины министерств государства.
В Норвегии квоты были неофициально введены в 1978 году. Они входят в нормы, прописанные в законе о равноправии полов. За несколько лет правительству и СМИ удалось сформировать мнение, что в руководящих органах должно быть не меньше 40% женщин. Сейчас их в парламенте 41%, а в кабинете министров — 47%.
Карта: Нина Захарова / «Утопия»
В России единственным регионом, в котором были прописаны гендерные квоты при формировании партийных списков, была Костромская область. В начале 2000-х там существовала норма — не менее трети администрации должны были составлять женщины.
Но квоты не всегда влияют на качественные изменения в обществе. В 1991 году в Аргентине ввели квоту 30%, но большинство девушек в списках были женами или подругами действующих политиков-мужчин, поэтому их присутствие никак не повлияло на принятие важных решений.
Валерия Уткина указывает, что кроме квот также необходимо проводить «гендерный аудит» политических партий. Это методика оценки внутренних процессов и деятельности организации с точки зрения гендерного равенства. Аудит выявляет формы дискриминации, которые существуют на рабочем месте и могут препятствовать достижению гендерного равенства и участию женщин в политической жизни.
Также «гендерный аудит» анализирует доходы и расходы правительства с точки зрения равенства полов, что позволяет уравнять экономическое положение мужчин и женщин. Так можно добиться не только увеличения количества женщин в органах власти, но и устранить проблемы, которые мешают им попадать в управленческие структуры.
Инфографика: Саша Чекмарева / «Утопия»
«Необходим комплексный подход к решению проблемы неравенства. С помощью “гендерного аудита” можно сначала оценить ситуацию внутри политической партии — насколько равны люди внутри нее, представлены ли в ней разные социальные группы, а затем начать устранять все найденные проблемы», — считает Уткина.
Несмотря на маленькое число женщин в правительствах и заксобраниях, в последнее время их становится все больше на должности мэров. Сейчас они управляют администрациями Сыктывкара, Челябинска, Петрозаводска, Астрахани, Омска, Липецка и ряда других городов. «Но они все поставлены сверху, их не избирали населением. Возможно, губернаторам с ними легче работать», — резюмирует политолог-регионовед Александр Кынев.
Статистика: неравенство в политической сфере России
Вы спрашивали про проблемы женщин в России — мы отвечаем.
Часть цифр из поста:
👩🏽💻 Женщин-заместителей федеральных министров — 13%
👩🏼💻 В новом правительстве РФ — всего три женщины (2 вице-премьера, 1 министр)
Основной источник статьи: страница Transparency International (Russia) (признан иноагентом на территории РФ)
В рейтинге гендерного равенства в политической сфере Россия занимает 122 место из 152 и находится между Сьерра-Леоне и Марокко. Источник: рейтинг гендерного равенства ВЭФ (2020 г).
Согласно исследованию «Новой газеты» от 2019 года: количество женщин в региональных департаментах составляет менее 15%. И далее чем выше должность, тем меньше женщин на ней.
В нижней палате парламента — 15.8% женщин от общего числа, в верхней — 18.2%.
Есть и хорошие новости, но только по выборам в Москве: статистика по прошедшим выборам в сентябре 2019 года демонстрирует, что количество женщин, избранных депутатами Московской городской Думы, соответствует 40% и остается на уровне выборов 2014 года.
Казалось бы, женщин в два раза больше, но более детальная разбивка по уровню иерархии показывает другую картину: чем выше должность, тем выше в процентном соотношении мужчин.
По графику ниже видно: чем выше должность, тем больше там мужчин. Даже несмотря на то, что в целом мужчин в 2 раза меньше.
Среди иерархии руководителей женщины заметно реже занимают самые высшие позиции. Женщины чаще находятся на нижней иерархии управленцев (см. голубую и светло-красную часть столбцов).
Чем выше должность, тем меньше на ней женщин. И наоборот: на низких должностях женщин очень много. Это тоже очень известный феномен, и не только российский. Его называют «стеклянный потолок», а иногда — «липкий пол», — объясняет Галина Михалева, доктор политических наук, профессор РГГУ
Средний доход мужчин-депутатов региональных парламентов в 2,77 раза выше, чем доход женщин-депутатов : средний годовой доход мужчин составляет около 14 млн рублей, у женщин — порядка 5 млн рублей.
Сравните левую часть — пропорции в заксобраниях и правую — пропорции населения. Относительный баланс заметен только в трех случаях.
Количество женщин, выдвигаемых в региональные парламенты, действительно изначально меньше. Но и в пропорциональном отношении их выбирают их реже. За 2013-17 годы в в регионах из 27% выдвинутых кандидаток до победы доходят лишь 2%. Там же из 73% мужчин побеждают 9%.
Мое мнение — женщины однозначно должны быть в парламентах, но у нас так сложилось, что парламент получится мужицкий. Когда идет оценка [законо]проекта, чем более разнообразны взгляды на тот или иной нормативно-правовой акт, тем более качественными получаются принятые решения. Поэтому, что касается женщин, их место, оценка чрезвычайно важны. Колыма опирается на плечи женщин.
Согласно теории «критической массы», женщины не могут существенно влиять на какие-либо изменения до тех пор, пока их количество не вырастет от нескольких человек, представленных номинально, до приемлемого уровня, способного влиять на принятие решений и продвижение своих инициатив.
По оценкам ООН, «критическая масса» женщин должна достигать 30% — этот уровень представительства женщин на должностях директивного уровня также был установлен Пекинской платформой действий 1995 года.
Уровень в 30 процентов не достигнут в половине из областей/республик/округов. Этого уровня нет в среди самых высших позиций в государственных должностях и должностях федеральной гражданской службы.
Самая первая женщина-министр в мировой истории была как раз в России. Александра Коллонтай — в 1917 году возглавляла наркомат призрения в первом советском правительстве. На современный манер это министерство социальной защиты. После неё пришла Фурцева — минкультуры.
С 1991 по 2016 год в российском кабинете министров было 10 женщин, но не больше трех одновременно, а иногда и совсем ни одной. Кабинет Михаила Фрадкова (2004-2007 годы) имел полностью мужской состав.
По данным на 2016 год: среди заместителей федеральных министров женщин только 13%, среди губернаторов 4,7%. В России всего четыре женщины-губернатора.
Если взглянуть на выкладки Росстата, можно увидеть, что государственные должности и должности гражданской службы занимают 561 100 женщин и 225 300 мужчин. То есть в целом в аппарате женщин значительно больше, более чем в 2 раза. Пропорционально — женщин около 71%.
Этот 71 процент женщин занимает преимущественно низовые должности – клерков, секретарей, обслуживающего персонала. Чем выше управленческий этаж, тем меньше там женщин. Среди младших обеспечивающих специалистов женщин 87%, но среди руководителей — уже 42%.
В местах бОльшей власти и влияния, женщин в разы меньше: в нижней палате парламента — 15.8% женщин от общего числа, в верхней — 18.2%.
Женщины-депутаты зарабатывают почти в 3 раза меньше, чем мужчины-депутаты. В половине из областей/республик/округов женщин в заксобраниях — менее трети от общего количества. Все цифры и источники выше в статье.
Еще раз обобщая: в структурах власти, среди депутатов и высших управленцев женщин заметно меньше, но при этом их много в низком административном аппарате. На гос.должностях и в аппарате женщин в два раза больше, но они реже менее трети высших позиций.
Если формально гендерный баланс в законодательной ветви власти в России и выдерживается, то только за счёт депутаток на уровне муниципалитетов. Представленность женщин на уровне законодательных собраний в регионах и муниципалитетах (в том числе, региональных центров) крайне низкая.
Прослеживается четкая корреляция: чем выше должность, больше полномочий, доступа к реальной власти — тем меньше вероятность того, что эту должность займет женщина.
Женщины участвуют в политике там, где в общем и целом всё нормально с отношением к женщинам. Либо где власти намеренно стимулируют женское участие. Россия под эти пункты не попадает.
Треть россиян не одобряет участие женщин в политике*, 68% не хотят женщину-президента**, 40% считают***, что в российской политике уже достаточно женщин.
*Опрос 2017 года, **опрос 2020 года, ***данные 2019 года
Но есть и положительные тенденции: абсолютное большинство опрошенных (81%) считают, что женщины должны принимать участие в политике наравне с мужчинами***. Пока что это далеко от осуществления.
Женщины в российской политике одна краше другой. Что Матвиенко, что Мизулина или Панфилова глава цик. А среди директоров школ и в министерствах женщин больше. Мне кажется дело не в женщинах, а в адекватных людях.
а мужчины как на подбор потрясающие политики))
По мне дело вовсе не в женщинах и мужчинах. С удовольствием бы заменил всех депутатов и министров мужчин на адекватных женщин. Просто само наличие женщин у власти не говорит ни о чем. Почему это ценно? Зачем обществу иметь в правительстве ебанутую тетку, вместо ебанутого дядьки?
в итоге отклоняют именно мужчины
Лучше бы отклонили женщины конечно.
У нас в целом множество социальных групп не представлено в политике. И это проблема, думаю количество женщин безусловно увеличится, когда у нас будут честные открытые выборы. Вот уберут министра иностранных дел Лаврова и назначат Марию Захарову. Поменяется что-то? — Нет.
От одной женщины ничего не поменяется, конечно. особенно если она не заинтересована в продвижении женских прав. Нужна общая представленность в хотя бы 30 процентов на всех уровнях (это цифра ООН из статьи выше)
Просто само наличие женщин у власти не говорит ни о чем. Почему это ценно?
Есть отличная книга «Невилимы женщины». Там как раз есть, минимум один яркий пример с организацией транспорта. Из-за общего спксисткого настроения в обществе, у женщины есть много попутныз дел, кроме личных. Но из-за того, что в правительстве в основном мужчины, они не уделяют внимания проблемам женщин и даже не задумываются об этом. Поэтому транспортная система зачастую наладпна так, что женщинам она не подходит, а чтобы этого не происходило, не требуется никаких грандиозных изменений.
Даже одна женщина даёт возможность посмотреть на разные вопросы по-другому. Здесь, конечно же важно, чтобы женщина тоже была адекватная и уважал, хотя бы саму себя, но это все приходит со временем. Изменения надо вносить иногда просто ради изменений, если сидеть и только рассуждать, наступает стагнация.
Да, книга просто отличная, хотим как нибудь опубликовать наиболее яркие примеры из нее.