Почему все что связано с детством представляется прекрасным
Проблема детства, его роли в жизни человека
Текст№9.
Задание№1. Прочитайте текст В.Солоухина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
У каждого человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена и её родные в детстве перенесли голод. Они ели тогда какие-то ужасные, чёрные, как земля, клёклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копчёная рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то что у неё золотые руки и она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Всё, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе грибов, было не забавой, не увлечением отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же, как детство просто человека это не игра в куклы или солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать довольно слабенькую в то время ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой и крепкой яблоне.
Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому что сладка и желанна эта страсть. Можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое, прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости, смекалки зависит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков. Чудесное состояние…
1.Какова тема текста В.Солоухина?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
4.Выражена ли в тексте позиция автора (В.Солоухина) по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема может заставить нас: | Позиция автора |
Рассуждать вместе с автором (о чем?) | Делает читателя своим союзником; Аргументируя свой тезис, обращается (к чему?) | |
По-иному посмотреть (на что?)… | Утверждает, (что?)… Образно воссоздает картину происходящего; | |
Оценить важность (чего?)… | Уточняет (что?) | |
Оценить собственную позицию по отношению (к чему?) | Выделяет ключевые проблемы (кого? чего?); |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
Проблема важности детства для будущей жизни, рассматриваемая в тексте, является важной. По мысли автора, именно в это время человек растет, развивается и физически, и нравственно, узнает много нового об окружающем его мире и формирует представление о нем. Именно с этой позиции вопрос, поднимаемый в тексте, можно назвать социально значимым.
Итак, прочитав текст В. Солоухина, я пришла к выводу: то, каким будет характер человека и его отношение к окружающему миру, формируется с детства. Следовательно, нужно развивать в растущем ребенке положительные качества и помогать ему приобретать истинные нравственные ценности.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста В.Солоухина?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста В.Солоухиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (В.Солоухина), рассуждающего о роли детства в последующей жизни человека? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста В.Солоухина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту В.Солоухина (выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:
Почему все что связано с детством представляется прекрасным
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)
Смиренная охота брать грибы…
Грибы основательно изучены.[1]
Известно, что Аксаков написал в числе прочих две замечательные книги: «Заметки об уженьи рыбы» и «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии». Деловым тоном, даже, пожалуй, суховато, он рассказывает, как соорудить удочку или ухаживать за ружьем. Главы называются так: «Техническая часть оружейной охоты», «Заряд», «Порох», «Пыжи», «Разделение дичи на разряды», «О вкусе мяса и приготовлении бекасиных пород»…
Казалось бы, что тут читать человеку, который не охотник. Но я, как человек, ни разу не стрелявший из охотничьего ружья, свидетельствую, что все написанное Аксаковым читается как самый увлекательный роман, хочется возвращаться и перечитывать. Искусство обладает одним замечательным свойством. То душевное состояние, в котором находится художник, передается впоследствии читателю, хотя бы ничего об этом душевном состоянии не было сказано. Но мы рискуем уйти в слишком высокие сферы психологии творчества и законов искусств, тогда как речь должна идти о более низменном предмете, а именно о грибах.
«Не в одной тени (как думают многие), бросаемой древесными ветвями, заключается таинственная сила дерев выращать около себя грибы; тень служит первым к тому орудием, это правда; она защищает землю от палящих лучей солнца, производит влажность почвы и даже сырость, которая необходима и для леса и для грибов; но главная причина их зарождения происходит, как мне кажется, от древесных корней, которые также, в свою очередь, увлажняя соседнюю землю, сообщают ей древесные соки, и в них-то, по моему мнению, заключается тайна гриборождения…
Но потеряло ли прелесть собирание грибов? Меньше ли радуемся, увидев после долгого ожидания ядреный коричневый боровик?
Разные лунники посажены на Луну. Фотографии Луны с расстояния нескольких метров опубликованы во всех газетах мира. Мы лицезрели лунный камень диаметром пятнадцать с половиной сантиметров. Решено, что почва на Луне пористая и твердая.
Ну и успокойтесь и не волнуйтесь больше, глядя на ночное светило, достаточно пористое и достаточно твердое. Забудьте про волшебные лунные ночи в старинном липовом парке, на тихом и теплом море, над уснувшим восточным городом, в безмолвной пустынной степи, в полуночной украинской деревне…
Но нет, по-прежнему всесильно очарование лунных ночей и сознание пористости ночного светила не мешает нам любоваться лунными ночами, как не мешает созерцанию картины то, что известен химический состав красок и даже розничные цены на холст.
Иногда я задумываюсь, откуда в человеке такая страсть. Я имею в виду разнообразные на первый взгляд занятия, но все же такие, которые может объединить общее для них слово – охота. Рыболовство. Рыбалка зимняя, летняя, морская, озерная, на спиннинг, на донку, на самодур, но прежде всего с поплавком. Рыбалка, где радуют отнюдь не килограммы выловленной рыбы. Мне приходилось довольно механически налавливать мешок судаков и восторгаться изловлением карася в полтора килограмма весом.
Охота: по дичи боровой, степной, водоплавающей, на красного зверя, на зайца, на волка, на медведя, на белку, охота с собакой и без собаки, охота, где радость и ликование измеряются отнюдь не центнерами добычи. Можно равнодушно отстрелять лося и считать счастливым случаем добычу обыкновенного русака.
У Аксакова на этот счет читаем: «Охота, охотник! Что такое слышно в звуках этих слов? Что такого обаятельного в их смысле, принятом, уважаемом в целом народе, в целом мире, даже не охотниками. Как зарождается в человеке любовь к какой-нибудь охоте, по каким причинам, на каком основании? Ничего положительного сказать невозможно. Расположение к охоте некоторых людей, часто подавляемое обстоятельствами, есть не что иное, как врожденная наклонность, бессознательное увлечение».
Все правильно сказал Сергей Тимофеевич Аксаков. Может быть, нужно только уточнить, что расположение к охоте (в самом широком смысле слова) есть врожденная склонность не некоторых, а положительно всех людей, но что в большинстве случаев это расположение вот именно подавляется обстоятельствами.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
**** О, эта губительная привычка гоняться за постоянством! О, эта губительная привычка забыв.
Загадочные медузы Бессмертным существом на Земле, вероятно, является медуза. Гидроид Turritops.
Замечательный курорт Тосса де Мар Тосса-де-Мар (Tossa de Mar) курортный пляжный город в&.
—Метки
—Музыка
—Рубрики
Сиреневое море
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
«Всю ночь мне снилось золотые соломенные пояски, лежащие на зеленой траве. К тому же мне хотелось с матерью на жнитво, и я Боялся, чтобы не проспать, чтобы она не ушла без меня. Кто тогда вовремя подает ей поясок, кто тогда с радостью укроется в тень от самого первого поставленного среди жнивья снопа, кто принесет ей бутылку с квасом, спрятанную у межи в прохладной густой траве!»
«Но детский мой организмишко не успел отдохнуть к нужному часу. Ни рука, ни нога не хотели шевелиться. Глаза – как все равно намазаны самым надежным крепким клеем, а по всему телу – тяжелая сладкая истома. Такая сладкая, что ничего уже не может быть слаще ее, ибо она есть желание сна».
из рассказов В.Солоухина.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям
Урок по русскому языку «Учимся определять проблему текста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста. Два богача Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить. — А мы ее. и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!
Проблема: проблема доброты, любви и милосердия. Позиция автора: Автор восхищается высокой духовностью, нравственностью простого русского человека.
Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста. Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий- человек сталкивается с непонятным ; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю- я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливые невежды».
1 Какова роль детства в жизни человека? 2 Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным? 3 Почему воспоминания детства всегда волнуют нас? 4 Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?
История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество к целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну )
Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 1. Непонимание проблемы. В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.
2. Неумение сформулировать проблему. В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка — нарушение лексической сочетаемости: выдвигается проблема (правильно: поднимается, затрагивается проблема): грамматическая ошибка «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чем значимость культуры. ). 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П. Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.
4. Подмена проблемы авторской позицией. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость куль туры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества? ) формулируется позиция автора. 5. Подмена формулировки проблемы пересказом. Проблема текста в том, что история человечества — эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.
Урок русского языка.»Подготовка к ЕГЭ.Часть С»
Предмет: русский язык
Тип урока: урок усвоения новых знаний
сформировать представление о структуре сочинения части С, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.
положительные нравственные качества;
действия нравственно-этического оценивания.
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
строить монологическое высказывание;
вести диалог, слушать собеседника.
самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;
составлять алгоритм действий и пользоваться им;
использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.
Знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»
Уметь составлять Интеллект-карту текста, применяя алгоритм выявления проблемы в публицистическом, художественном тексте; определять тип проблемы и уметь ее комментировать.
Сформированность способности к саморазвитию;
Мотивация к учению и познанию.
Использование метода Интеллект-карт как универсального учебного действия.
Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише)
Карта урока для ученика
Программа ConceptDraw MINDMAP
Дорогу осилит идущий
Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. Д о экзамена осталось все 95 дней.
Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 95 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
Какие числительные вы использовали?
Как изменяются количественные и порядковые числительные?
В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?
Проверьте правильность написания числительного 95.
Проведем небольшую орфоэпическую разминку: проставьте ударения в словах:
Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».
2) Постановка цели и задач урока.
Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла. Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом:
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)
Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):
3) Актуализация знаний.
Давайте вспомним структуру сочинения:
Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.
Что же такое проблема текста?
Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.
4) Первичное усвоение новых знаний.
— философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
— социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
— политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
— экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
— нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
Кто готов? Кто дополнит?
Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.
Слово учителя: Определяя проблемы, в КИМах вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.
Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________
Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст читает ______________________
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
Определить ключевые слова в тексте.
Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:
Какова роль детства в жизни человека?
Какова значимость такой поры как детство для человека?
В виде словосочетания:
Проблема роли детства…
Вопрос о роли такой поры как детство для человека….
Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ
5) Первичная проверка понимания
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ
Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.
От каждой группы зачитываются вступление и комментарий
Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма . ПРИЛОЖЕНИЕ
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
Сформулировать проблему, используя данную информацию.
О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами
Проблема (КОГО? ЧЕГО?)
Что такое истинная и ложная любовь ?