Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые что они отдавали общине
Разработка урока «Древний Восток» (к учебнику Данилова)
Древний Восток урок 10 класс
Цели урока: рассмотреть причины образования государства и его признаки, дать характеристику общественных отношений в древних государствах.
Тип урока : комбинированный
Основные понятия: государство, восточная деспотия.
— проверить заполненные таблицы, сдать.
1) когда приблизительно началась эпоха первобытности? (2.5 млн. лет назад)
2) когда появился человек современного типа? (кроманьонцы 40-35 тыс. лет назад).
3) расположите в правильной последовательности: человек умелый, разумный, прямоходящий, разумный разумный
4) отличие человека от его животных предков?
5) что такое родовая община?
6) этапы периодизации предцивилизационной стадии развития человечества? (палеолит, мезолит, неолит). Что явилось критерием?
7) что такое присваивающее хозяйство?
Изучение нового материала:
Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей.
Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов, свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории:
Почему данный процесс называется революцией? Почему неолитической? Предложите свое определение понятия «неолитическая революция». ЗАПИСАТЬ
Неолитическая революция имела выдающееся значение. По существу, с переходом к производящему хозяйству были запущены процессы, приведшие — в конечном счете и не везде! — к смене первобытности цивилизацией.
Впечатляет даже далеко не полный перечень новых явлений, вызванных к жизни неолитической революцией: отделение скотоводства от земледелия позднее, в эпоху бронзового века, — выделение ремесла); возрастание роли семьи в общине, которая постепенно переставала быть родовой и становилась соседской, объединявшей как родственников, так и не связанные кровным родством семьи (соседская община окончательно сложилась также в бронзовом веке); углубление имущественной и социальной дифференциации в общине и между общинами; появление поселений нового типа с прочными и большими домами; возникновение крупных поселений, похожих на города (Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Джармо в Западном Иране и др.).
Первобытность отступала, но зоны прорыва территориально были весьма ограниченными. Первобытное море окружало отдельные островки, на которых закладывались основы для перехода к цивилизации.
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Историческое пространство древнейших цивилизаций — это главным образом речные долины крупных рек Северной Африки и Азии: Нила (египетская цивилизация), Междуречья Тигра и Евфрата (шумеро-аккадская, вавилонская цивилизации), Инда (индийская цивилизация), Хуанхэ (китайская цивилизация). Эти цивилизации называют также архаическими и первичными ЗАПИСАТЬ ; последнее определение подчеркивает, что они возникли как естественное продолжение и в то же время преодоление первобытности.
С 28 Что писал Геродот о пророчестве Нефертити?
Почему Египет со времен Геродота называют дар Нила?
Почему в предсказании Неферти катастрофа начинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?
Большинство древневосточных цивилизаций, таким образом, были речными. => Древневосточная экономика была аграрной. Определение специфики древневосточных цивилизаций многие историки начинают с обращения к государству. Вопрос о его происхождении остается дискуссионным.
Из курсов истории и обществознания вспомните, что такое государство. Какие взгляды на его происхождение и сущность вам известны?
В современной исторической науке наметилась определенная близость позиций по вопросу о конкретных факторах и формах возникновения государства. Базовыми условиями процесса ученые признают два обстоятельства: реципрокный обмен и престижный характер первобытной экономики.
Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе c .29
Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?
Вождь, власть которого формально оставалась выборной, стал восприниматься как могущественный носитель сверхъестественных сил. Настойчивое стремление закрепить должность вождя за представителями его семьи начинало приносить результаты. Оставалось добровольные дары вождю рядовых общинников превратить в обязательные дань и налоги, а власти вождя окончательно присвоить наследственный и легитимный (законный) статус. Это и произошло с возникновением государства, когда существовавшее на более ранних ступенях развития имущественное и социальное неравенство было дополнено разделением общества на управляющих и управляемых.
С.30 Особенности восточной деспотии выписать кратко в тетрадь.
1) наследственная власть правителя имеет неограниченный и централизованный характер;
2)мощный бюрократический аппарат управления;
3)весь земельный фонд и людские ресурсы- считаются собственностью правителя
Исследователям общество на Древнем Востоке представляется относительно статичным (малоподвижным), строго иерархичным, основанным на почитании традиций, недоверчивым к нововведениям и потому весьма устойчивым. Это общество, в котором занимающие неравное положение слои выполняют отведенные им функции (роли).
Стр. 32 Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:
«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать oi раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».
Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?
Социальная иерархия может быть представлена ступенчатой многоярусной пирамидой: рабы — крестьяне-общинники — ремесленники и торговцы — воины — жрецы и вельможи — правитель. Переход из одного социального слоя в другой был крайне затруднен. Классический в этом смысле пример — система варн в Древней Индии, где границы между варнами брахманов (вельможи), кшатриев (воины), вайший (торговцы, крестьяне-общинники) и шудров (не входившие в общину крестьяне и рабы) были практически непроницаемыми. Впрочем, известны и другие примеры: в Китае, для того чтобы стать чиновником, выходцам из низших слоев достаточно было сдать государственные экзамены и доказать свою готовность к исполнению государственных функций.
Понятно, что в обществах такого типа (их называют традиционными) ведущими социальными нормами являлись веками складывавшиеся традиции, обычаи, нравственные и религиозные ценности. Новым по сравнению с первобытностью было появление — на основе обычного права — писаного права. (законы Хаммурапи, Драконта, Ману).
Подведение итогов: Каковы причины образования Восточных государств?
Домашнее задание: параграф 3, стр 34 в.8 письменно, Задание 1 устно
Древний Восток урок 10 класс
Древний Восток урок 10 класс
Цели урока: рассмотреть причины образования государства и его признаки, дать характеристику общественных отношений в древних государствах.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: государство, восточная деспотия.
— проверить заполненные таблицы, сдать.
1) когда приблизительно началась эпоха первобытности? (2.5 млн. лет назад)
2) когда появился человек современного типа? (кроманьонцы 40-35 тыс. лет назад).
3) расположите в правильной последовательности: человек умелый, разумный, прямоходящий, разумный разумный
4) отличие человека от его животных предков?
5) что такое родовая община?
6) этапы периодизации предцивилизационной стадии развития человечества? (палеолит, мезолит, неолит). Что явилось критерием?
7) что такое присваивающее хозяйство?
Изучение нового материала:
Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству, появление земледелия и скотоводства были в этом смысле подлинным прорывом, для определения которого используют понятие неолитическая революция. (записать позже)
Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей.
Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов, свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории:
- Почему данный процесс называется революцией? Почему неолитической? Предложите свое определение понятия «неолитическая революция». ЗАПИСАТЬ
Неолитическая революция имела выдающееся значение. По существу, с переходом к производящему хозяйству были запущены процессы, приведшие — в конечном счете и не везде! — к смене первобытности цивилизацией.
Впечатляет даже далеко не полный перечень новых явлений, вызванных к жизни неолитической революцией: отделение скотоводства от земледелия позднее, в эпоху бронзового века, — выделение ремесла); возрастание роли семьи в общине, которая постепенно переставала быть родовой и становилась соседской, объединявшей как родственников, так и не связанные кровным родством семьи (соседская община окончательно сложилась также в бронзовом веке); углубление имущественной и социальной дифференциации в общине и между общинами; появление поселений нового типа с прочными и большими домами; возникновение крупных поселений, похожих на города (Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Джармо в Западном Иране и др.).
Первобытность отступала, но зоны прорыва территориально были весьма ограниченными. Первобытное море окружало отдельные островки, на которых закладывались основы для перехода к цивилизации.
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Историческое пространство древнейших цивилизаций — это главным образом речные долины крупных рек Северной Африки и Азии: Нила (египетская цивилизация), Междуречья Тигра и Евфрата (шумеро-аккадская, вавилонская цивилизации), Инда (индийская цивилизация), Хуанхэ (китайская цивилизация). Эти цивилизации называют также архаическими и первичными ЗАПИСАТЬ; последнее определение подчеркивает, что они возникли как естественное продолжение и в то же время преодоление первобытности.
Историческое время цивилизаций древности измеряется тысячелетиями. IV—III тыс. до н. э. — рождение египетской и шумерской цивилизаций. В III—II тыс. до н. э. возникает индийская цивилизация (тогда же зарождается первая цивилизация в Европе — крито-микенская, предшественница цивилизации Древней Греции), во II тыс. до н. э. — китайская, хеттская, финикийская, древнееврейская (Передняя Азия) цивилизации. В I тыс. до н. э. мир цивилизаций продолжает расширяться — Мидия и Персия, Урарту (Закавказье), Древний Рим, Согд, Парфия и Бактрия (Средняя Азия).
Ученые давно обратили внимание на роль рек — Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и Хуанхэ — в развитии большинства древних цивилизаций.
- С 28 Что писал Геродот о пророчестве Нефертити? Почему Египет со времен Геродота называют дар Нила? Почему в предсказании Неферти катастрофа начинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?
Большинство древневосточных цивилизаций, таким образом, были речными. => Древневосточная экономика была аграрной. Определение специфики древневосточных цивилизаций многие историки начинают с обращения к государству. Вопрос о его происхождении остается дискуссионным.
- Из курсов истории и обществознания вспомните, что такое государство. Какие взгляды на его происхождение и сущность вам известны?
В современной исторической науке наметилась определенная близость позиций по вопросу о конкретных факторах и формах возникновения государства. Базовыми условиями процесса ученые признают два обстоятельства: реципрокный обмен и престижный характер первобытной экономики.
- Прочитайте отрывок из книги историка о первобытном обществе c.29 Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?
Вождь, власть которого формально оставалась выборной, стал восприниматься как могущественный носитель сверхъестественных сил. Настойчивое стремление закрепить должность вождя за представителями его семьи начинало приносить результаты. Оставалось добровольные дары вождю рядовых общинников превратить в обязательные дань и налоги, а власти вождя окончательно присвоить наследственный и легитимный (законный) статус. Это и произошло с возникновением государства, когда существовавшее на более ранних ступенях развития имущественное и социальное неравенство было дополнено разделением общества на управляющих и управляемых.
Форму государства, сложившуюся на Древнем Востоке, обычно определяют понятием восточная деспотия.
- С.30 Особенности восточной деспотии выписать кратко в тетрадь.
1) наследственная власть правителя имеет неограниченный и централизованный характер;
2)мощный бюрократический аппарат управления;
Исследователям общество на Древнем Востоке представляется относительно статичным (малоподвижным), строго иерархичным, основанным на почитании традиций, недоверчивым к нововведениям и потому весьма устойчивым. Это общество, в котором занимающие неравное положение слои выполняют отведенные им функции (роли).
- Стр. 32 Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:
«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать oi раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».
- Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?
Социальная иерархия может быть представлена ступенчатой многоярусной пирамидой: рабы — крестьяне-общинники — ремесленники и торговцы — воины — жрецы и вельможи — правитель. Переход из одного социального слоя в другой был крайне затруднен. Классический в этом смысле пример — система варн в Древней Индии, где границы между варнами брахманов (вельможи), кшатриев (воины), вайший (торговцы, крестьяне-общинники) и шудров (не входившие в общину крестьяне и рабы) были практически непроницаемыми. Впрочем, известны и другие примеры: в Китае, для того чтобы стать чиновником, выходцам из низших слоев достаточно было сдать государственные экзамены и доказать свою готовность к исполнению государственных функций.
Понятно, что в обществах такого типа (их называют традиционными) ведущими социальными нормами являлись веками складывавшиеся традиции, обычаи, нравственные и религиозные ценности. Новым по сравнению с первобытностью было появление — на основе обычного права — писаного права. (законы Хаммурапи, Драконта, Ману).
- Подведение итогов: Каковы причины образования Восточных государств? Что такое деспотия Востока? Общественные отношения? Неолитическая революция?
Домашнее задание: параграф 3, стр 34 в.8 письменно, Задание 1 устно
Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые что они отдавали общине
А.Лукьянов ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ
Автор посвящает написанный им учебник «Всемирная история для школьников» памяти своей матери Валерии Ивановны Лукьяновой
Данный учебник является модулем единого цикла «Всемирная история для школьников». Он служит органическим продолжением пропедевтического курса «Рассказы Клио» для начальной школы, но рассчитан и на самостоятельное использование его учащимися школ и гимназий, стремящимися углубить свои знания.
Внимание! В связи с участившимися недоразумениями автор вынужден подчеркнуть, что учебник применяется на первом году обучения истории.
Учебник может быть также применен и для самообразования. Автор настоятельно просит преподавателей не использовать учебник в «усеченном» виде, не пытаться «усовершенствовать» его, не применять для обучения школьников младшего или старшего возрастов. Тщательно отлаженный именно для первого года изучения истории в средней школе, методический аппарат учебника совершенно исключает такого рода «новаторство» и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению.
Автор просит учителей по всем вопросам обращаться за консультацией лично к нему и готов оказать любую помощь.
Автор дает свое разрешение издательствам и частным лицам на свободное тиражирование и распространение настоящего учебника как в печатной так и в электронной форме, как на коммерческой так и на некоммерческой основе в течение 2009-2010 учебного года. Письменное уведомление об этом владельца авторских прав является обязательным. Никакое нарушение целостности и неизменности учебника, без ведома и прямого согласия владельца авторских прав не допускается.
С откликами, вопросами и замечаниями автору, а так же по вопросам использования данного учебника обращайтесь непосредственно к автору по адресу электронной почты: [email protected] или 644077, Омск-77, Омский государственный университет, пр.Мира 55а, корп. 2, ист.фак-т, к-дра первобытной истории, к.515.
Уважаемые ребята! В этом учебном году вы начинаете изучение новых предметов, которых не было в начальной школе. Один из этих предметов называется историей. История будет сопровождать вас в течение всех дальнейших семи лет учебы.
Очень надеемся, что история увлечет многих из вас, научит понимать мир, объяснит неизвестное. Будем рады, если вы не ограничитесь учебником и будете читать другие книги по истории.
Автор и редактор учебника » История первобытной эпохи «
Введение в историю
Рассказ 1 Что такое история и для чего её изучают в школе?
1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кинофильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории?
2.Попробуйте ответить, что изучают историки. Для этого вспомните, что говорил на уроке учитель и внимательно прочтите этот рассказ.
1. История – наша общая память
Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт.
Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 годах шла кровопролитная Великая Отечественная война. Но ведь вы родились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории. История-это память всего человечества о своем прошлом.
2. Что изучает история?
3. В истории –много разделов
4. Для чего нужна история?
Невежды иногда спрашивают: «Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?» Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и без техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.
Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к другим народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.
Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными заблуждениями, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от религиозных заблуждений, не обижая при этом верующих людей.
История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. Можно с удовольствием смотреть на древний дворец и восхищаться им, даже не зная, кто и когда его построил, кто в нем жил. Но, если знать это, чувство радости и гордости будет еще сильнее. Запомните: история учит понимать прекрасное, умное и доброе искусство.
5. История сражается за правду и справедливость
В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же?
Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции
Предисловие
Практические работы по курсу «История» направлены на формирование умения ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; систематизацию теоретических знаний, формирование связи теории с практикой. Практические работы призваны выработать умение ориентироваться в историческом пространстве российского общества, развить интеллектуальные, аналитические способности студента.
Требования к знаниям и умениям студента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
— основные исторические термины и даты;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
— особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Студент должен иметь представление о:
— роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
— содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
Студент должен уметь:
— уметь работать с нормативными источниками;
— анализировать и сравнивать;
— классифицировать социальную информацию по теме
— характеризовать основные социальные явления
— применять правовые знания и навыки правовой культуры.
Правила выполнения практических работ
— Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом;
— Выполнению практической работы предшествует самостоятельная подготовка по заданным вопросам. На занятии проводится проверка готовности студента
— Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы
Практическая работа №1
ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ЦЕЛИ:
1. Определить соотношение природного и социального в человеке.
2. Рассмотреть процесс расселения людей по земному шару с использованием исторической карты.
3. Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.
4. Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.
5.Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.
ЗАДАНИЯ:
Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?
[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».
Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции
Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.
3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы: Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?